Новости егэ человек и общество теория

Подготовка к ЕГЭ по блоку "Человек и общество": тесты и задания по теме, необходимая теория в виде презентации и шпаргалок по терминам и планам для ЕГЭ по обществознанию. Особенности экзамена Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2024 года Структура экзамена: первая и вторая части Советы по подготовке к ЕГЭ по обществу. Обществознание человек и общество теория для ЕГЭ. 1. Человек и общество. Добро пожаловать в онлайн тренажер по подготовке к ЕГЭ 2024 по предмету Обществознание.

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

Добро пожаловать в онлайн тренажер по подготовке к ЕГЭ 2024 по предмету Обществознание. Теория ЕГЭ по заданиям. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию Раздел 1. Человек и общество 1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 1.2 Мировоззрение. Курс по блоку «‎Человек и общество». Главная» Новости» Человек и общество егэ теория 2024. Для сдачи ЕГЭ по обществознанию необходимо знать теорию по следующим блокам кодификатора: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика и право.

Человек и общество ЕГЭ

Мера свободы, то есть степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе достойные условия существования — возможность развития творческих, интеллектуальных, 2.

Всего за экзамен по обществознанию можно получить 58 первичных баллов, которые после проверки переводятся во вторичную стобалльную систему. Пороговый балл на ЕГЭ по обществознанию составляет 42 балла. Что изменилось в ЕГЭ по обществознанию в 2023 году? К счастью, фундаментальных изменений в ЕГЭ по обществознанию в этом году не произошло: структура экзамена осталась прежней, а составители КИМов лишь внесли небольшие уточнения в формулировки заданий и систему оценивания работы. В этом году составители КИМов изменили формулировку задания: теперь нужно перечислить основные признаки данного понятия и дать объяснение с опорой на приведённый текст. Также изменилась система оценивания: теперь за выполнение этого задания можно получить не 4, а целых 6 первичных баллов.

Контркультура — направление развития современной культуры, противостоящее устоям духовной жизни народа, «официальной» культуре, традиционным субкультурам. Религия - в широком смысле — это вера в сверхъестественное, в бога; в узком смысле — система верований и обрядов, объединяющая людей, их признающих и поддерживающих, в единую общность конфессию. Анимизм — вера в существование душ, одухотворение материального мира, его предметов. Магия — вера в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на силы природы. Табу - запреты на определённые, социально неприемлемые формы поведения. Тотемизм — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку, вера в покровительство какого-либо вида животных или растений. Фетишизм — вера в особые свойства, покровительство предметов, объектов материального мира. Церковь - социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры принципы вероучения , который определяет содержание религиозной этики и деятельности, обрядов и культов. Мораль - форма общественного сознания, включающая ценности, правила, требования, регулирующие поведение людей; это принятые в обществе представления людей о правильном и неправильном аморальном поведении, о добре и зле. Наука - это 1 социальный институт, представленный особыми учреждениями, производящими новые научные знания; 2 отрасль духовной деятельности, направленная на получение новых знаний для общества; 3 особая система знаний. Научная революция - коренное изменение системы научных знаний; смена научных парадигм. Научный закон — доказанная наукой закономерность, объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями, фактами, процессами.

Подобные отношения могут возникать между любыми компонентами общества. Пример: межличностные, межгрупповые, организационные отношения. Малая социальная группа — простейший элемент социальной структуры, представляющий собой группу индивидов, лично взаимодействующих между собой и объединённых каким-либо общих признаком. Малая социальная группа — кирпич в доме под названием «общество». Малые социальные группы включены в Социальные институты. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение конкретных социальных потребностей. Социальные институты на данной схеме соответствуют этажу. Социальные институты составляют одну их 4-х сфер жизни общества. Под сферой жизни общества в обществознании понимают выделившееся в обществе в процессе его исторического развития направление деятельности людей, связанное с объективными условиями их деятельности. О социальных группах мы поговорим позже, а сейчас обсудим сферы жизни общества. Сферы жизни общества Экономическая наиболее значимая. Производство, обмен, распределение, потребление материальных благ, торговля и т.

Теория для сдачи егэ по обществознанию 2023

Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, то есть признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека.

Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие операцию или совокупность действий операций , совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , извлечение, использование, передачу распространение, предоставление, доступ , блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных. Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности. Контролирующие и обрабатывающие лица Пользователи соглашаются с тем, что: Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике. С какой целью собираются эти данные Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений.

Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме. Сбор Персональных данных При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации. Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные: «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть; Электронный адрес; Номер телефона; Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях в т.

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны. В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь. Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают: а дописьменные и письменные; б простые и сложные в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов ; в общество первобытных охотников и собирателей, традиционное аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество; г первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество. В западной научной литературе в 1960-е гг.

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Традидионное аграрное общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз-вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс.

В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья.

Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла. Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления — особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным «грамота для немногих» устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия.

Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической. Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» Азия, Африка поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения. С европоцентристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса.

Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои.

Аристократия приходит в упадок. В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе и утилитаризм человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания освобождение от непосредственной зависимости от религии. Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере.

Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта. Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели стереотипа поведения, в переходе от нерационального характерного для традиционного общества к рациональному свойственному индустриальному обществу поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе происхождение, родовитость, национальность.

После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций. Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран в том числе и Россию. Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы экологический, энергетический и др. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. Беллом, Э. Тоффлером и др.

Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой. В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них , принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные или идеальные. Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения. Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия: а между двумя индивидами муж и жена, учитель и ученик, два товарища ; б между тремя индивидами отец, мать, ребенок ; в между четырьмя, пятью и более людьми певец и его слушатели ; г между многими и многими людьми члены неорганизованной толпы.

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений. Развитие взглядов на общество С давних пор люди пытались объяснить причины возникновения общества, движущие силы его развития.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения: Эмпиризм от греч. Рационализм от лат.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Виды познания Научное познание - вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием. Обыденное познание — это познание, реализуемое в повседневной жизненной практике.

1. Человек и общество

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Раздел 1. Человек и общество (часть 4) Подготовила: учитель истории и обществознания Безолюк.С.П. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. Для сдачи ЕГЭ по обществознанию необходимо знать теорию по следующим блокам кодификатора: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика и право. Мединский заявил, что ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию могут объединить.

Все темы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Сферы жизни общества. Понятие социального института. Черты социального института. Внутренние черты соц. Внешние черты соц. Что будет на ЕГЭ по разделу - Человек и общество?

Теоретические это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям и практические склонность к практическим действиям Учебные усвоение созданного, открытого, исследованного и творческие создание предметов материальной и духовной культуры. Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.

В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они? Уровни способностей Одарённость — это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность. Так, одарённый ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников. Он часто является победителем олимпиад, участником различного рода конференций. Одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности. Талант — это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов.

Талантливым может стать каждый человек, имеющий глубокие знания, отработанные умения и навыки, творчески подходящий к работе, трудолюбивый. Поэтому мы говорим о талантливых учителях, врачах, политиках, руководителях, художниках, писателях и многих других. Гениальность — это высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Они открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. Гениальные люди в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества. Сравнивая талант и гениальность, учёные И.

Акимов, В. Клименко отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности — простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы. В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.

Ломоносов, А. Пушкин, Менделеев Д. Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека. Уровни способностей Репродуктивный — это такой уровень способностей, при котором человек достигает успехов в деятельности , осуществляя её по образцу, хотя и включает элементы творчества. Творческий — это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное. На этом уровне тоже используется элемент репродуктивности. Что такое деятельность?

Деятельность — процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей. Структура деятельности Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность человек, группы людей, государственные органы, организации Объекты — на кого или на что направлена деятельность природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека. Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки. Цель деятельности — наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена. Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели. Процесс деятельности — действия, поступки, направленные на достижение результата.

Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке: а натуралистический — преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение; б социологический — признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. Человек — явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Таким образом: человек — существо уникальное открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное ; существо универсальное способное к любому виду деятельности ; существо целостное интегрирует соединяет в себе физическое, психическое и духовное начала. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес.

Социальные институты составляют одну их 4-х сфер жизни общества. Под сферой жизни общества в обществознании понимают выделившееся в обществе в процессе его исторического развития направление деятельности людей, связанное с объективными условиями их деятельности. О социальных группах мы поговорим позже, а сейчас обсудим сферы жизни общества. Сферы жизни общества Экономическая наиболее значимая. Производство, обмен, распределение, потребление материальных благ, торговля и т.

Заводы, фабрики, банки, биржи, рынки; Социальная. Отношения между классами, сословиями, национальностями, различными группами индивидов, деятельность государства по обеспечению социальных гарантий обратить отдельное внимание Здравоохранение, коммунальные услуги, социальное обеспечение и т. Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и партиями, распределение публичной власти и влияния, управление обществом и государством. Парламент, правительство, партии, организации гражданского общества; Духовная. Создание духовных ценностей, их сохранение, распределение и потребление. Школы, вузы, театры, музей, библиотеки, архивы и т.

В рамках каждой из сфер общества осуществляется удовлетворение определенных социальных потребностей, что происходит в рамках и при помощи конкретных социальных институтов, входящих в каждую их сфер жизни общества.

Всё о разделе «Человек и общество» | ЕГЭ по обществознанию | Умскул

К чему готовиться? В чатах народ предполагает, что, поскольку стране нужны инженеры и естественники, скорее всего «общагу» заменят математикой, географией или литературой. И это, мол, может повлечь за собой резкое сокращение желающих идти в 10-й класс и, соответственно, сдавать ЕГЭ. Как ни крути, а обществознание долгое время играло роль спасительного островка для тех ребят, кто не силен в естественных науках, но мечтает о высшем образовании.

В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная архаическая и вторичная экономическая , которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой.

Именно на их основе в советском обществознании к 1930 г. Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах: 1 представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом направленном к цели — строительству коммунизма процессе. Формационный подход практически отри цал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ; 2 решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений; 3 необходимость соответствия производственных отношений производительным силам; 4 неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой. На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.

Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от Друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии как общества одной Формации , а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром. В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам , так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной.

Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций. Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств китайская цивилизация или охватывать несколько стран античная, западноевропейская цивилизация. С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев. За падные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза. Общественный прогресс и его критерии Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей А. Тюрго, М. Кондорсе и др.

Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии. Вико , предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ Н. Данилевский, О. Шпенглер, А.

Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Особенно ярок «антипрогрес-сизм» К. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад.

Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед? В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства.

Ряд мыслителей например, А. Сен-Симон оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека как главной производительной силы. Применимость подобного критерия оспаривается в современном об-ществознании.

Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека или, как говорят, по степени человечности общественного устройства. Различают две формы социального прогресса: революция и реформа. Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому.

Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции. Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна. Революция, как действие более глу бокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными. Пренебрежительное отношение к реформам как формам общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В. Ульянова-Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы».

Собственно, уже К. Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли их стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс. Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволю» ционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь. Сегодня великие реформы т.

Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности. Фатализм лат. Волюнтаризм лат. Свободу как познанную необходимость трактовали Б. Гегель, Ф. Трактовка свободы как познанной необходимости имеет огромное практическое значение, так как предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами. Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность личности имеет две стороны: — внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность ; — внутренняя: ответственность личности перед собой развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление. Виды ответственности: 1 историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе. Системное строение общества: элементы и подсистемы Общество — 1 в узком смысле: социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения общество нумизматов, дворянское собрание ; отдельное конкретное общество, страна, государство, регион; исторический этап в развитии человечества феодальное общество, капиталистическое общество ; человечество в целом; 2 в широком смысле: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы. Государство — политическая организация общества с определенным типом власти монархия, республика, советы, др. Развитие воззрений на общество 1. Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Гоббс, Ж. Гегель рассмотривал общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. Конт полагал, что строение общества определяется формами мышления человека теологической, метафизической и позитивной. Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Вебер считал общество продуктом взаимодействия людей, как результат их социальных действий в интересах всех и каждого. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Маркс рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Критерии общества: наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; универсальность всеобъемлющий характер ; автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни. Свойства общества: относительная автономность; самодостаточность; саморегулирование. Функции общества: производство материальных благ и услуг; распределение продуктов труда деятельности ; регламентация и управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активности людей. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них. Общество — совокупность общественных отношений. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, это: производственные отношения, экологические отношения и др. Духовные идеальные отношения формируются и определяются духовными ценностями, это: моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения. Сфера жизни общества подсистема — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности и включают в себя: а определенные виды деятельности человека например, образовательные, политические, религиозные ; б социальные институты такие, как семья, школа, партии, церковь ; в сложившиеся отношения между людьми т. Основные сферы общественной жизни 1. Социальная элементы — народы, нации, классы, половозрастные группы и т. Экономическая элементы — производительные силы, производственные отношения, единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения — обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов. Политическая элементы — государство, партии, общественно-политические движения и др. Духовная элементы — философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, но в главном остаются неизменными инвариантными , сохраняют возложенные на них функции. В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты — это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам семья, армия и т. Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. Социальная система — это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов. Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами: 1. Отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Общество — это система вне — и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Присуща самодостаточность, т. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. Выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. А С точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Б С точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой. Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т. Система гармонична, обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. В Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Г В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т. Общество — динамическая система, т. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы. Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Нелинейная система способна порождать особые структуры, к которым направляются процессы социальных изменений новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок; новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Общество — открытая система, оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Общество можно представить в виде многоуровневой системы: первый уровень — социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий; второй уровень — институты и общности, каждый из которых может быть представлен в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов институциональных ролей ; как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов. Основные институты общества Социальный институт — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. Условия появления системы социальных институтов: а в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте; б общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности — ресурсами материальными, трудовыми, организационными , системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт. Социальные институты — 1 элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулирования общественной жизни; 2 ценностно-нормативные комплексы ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях , а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества; 3 определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи. Основные черты признаки социального института: 1. Каждый институт имеет свою цель деятельности, миссию, идеологию. Имеет организованную систему формальных и неформальных структур. Определяет систему культурных образцов, обычаев, традиций, ценностей, символов, правил поведения людей и устойчивый комплекс социальных действий поведения в соответствии с этими нормами и образцами. Четко определяет функции, права и обязанности участников взаимодействия для достижения поставленной цели. Обладает определенными средствами материальными и человеческими ресурсами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими. Располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Структура социального института включает: социальные группы и организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности; совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей; систему символов, регулирующих отношения в определенной сфере деятельности торговая марка, флаг, бренд и т. Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. Типы социальных институтов классифицируют: 1. По сферам жизни общества: а экономические разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т. В зависимости от их сферы деятельности: а реляционные институты например, страхование, труд, производство определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков; б регулятивные институты определяют границы независимости личности, ее действий для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения. По функциональным качествам. По времени существования и др. Социальные институты отличаются многообразием и динамичностью своих функций. Типы функций социальных институтов А Общие функции: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым; 2. Регулятивная функция — выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества т. Интегративная функция — процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп; 4. Транслирующая функция — передача социального опыта, позволяющая индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям; 5. Коммуникативная функция — распространение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами. Б Отдельные функции: — социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др. Мертон предложил различать «явные» и «скрытые латентные » функции. Явные — приняты официально, признаны и контролируются обществом; скрытые — выполняются скрыто или непреднамеренно. При расхождении этих функций возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества, так как наряду с официальными институтами формируются «теневые» институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений например, криминальные структуры. Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать институт рабства , а другие — появляться институт рекламы или институт гражданского общества. Формирование социального института называется процессом институционализации процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Основные социальные институты 1. Семья как социальный институт характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. Институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др.

Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели. Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей. Типы способностей Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие. Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки. Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга. Одновременно выделяют следующие типы способностей. Теоретические это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям и практические склонность к практическим действиям Учебные усвоение созданного, открытого, исследованного и творческие создание предметов материальной и духовной культуры. Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми. В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они? Уровни способностей Одарённость — это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность. Так, одарённый ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников. Он часто является победителем олимпиад, участником различного рода конференций. Одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности. Талант — это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов. Талантливым может стать каждый человек, имеющий глубокие знания, отработанные умения и навыки, творчески подходящий к работе, трудолюбивый. Поэтому мы говорим о талантливых учителях, врачах, политиках, руководителях, художниках, писателях и многих других. Гениальность — это высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Они открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. Гениальные люди в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества. Сравнивая талант и гениальность, учёные И. Акимов, В. Клименко отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности — простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы. В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М. Ломоносов, А. Пушкин, Менделеев Д. Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека. Уровни способностей Репродуктивный — это такой уровень способностей, при котором человек достигает успехов в деятельности , осуществляя её по образцу, хотя и включает элементы творчества. Творческий — это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное.

Человек и общество: обзор раздела

Обществознание, Экзамены, ЕГЭ, ОГЭ, 11 класс, Конспект по разделу Человек и общество (подготовка к ЕГЭ).
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.
ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ - 2024 | Человек и общество — Stepik Теория ЕГЭ обществознание по кодификатору 2024 год: основные принципы и подготовка к экзамену. Человек и общество ЕГЭ.

Человек и общество

Формы глобализации. Последствия глобализации. Глобальные проблемы — это проблемы, возникшие во второй половине 20 века, которые необходимо решать всему человечеству сообща, так как от их решения зависит его судьба. Причины возникновения глобальных проблем.

На страницах 16—17 дан краткий перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные темы единого государственного экзамена по обществознанию. В течение года их следует внимательно изучить. Трудными темами для школьников из года в год остаются «Органы государственной власти», «Издержки производства», «Юридическая ответственность». Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания.

Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы. На экзамене же в вопросе по этой теме выясняется, что не всё было ясно, и вылезают ошибки. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем.

Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни. Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях. Например, часто ученики путают формы познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение. В помощь школьникам я предлагаю акрофоническую фразу: «Очень вредный преподаватель, поэтому стараюсь учить». По первым буквам этого выражения нетрудно восстановить все шесть форм познания: о — ощущение, в — восприятие, п — представление и так далее.

В поиске ответов на них к единому мнению прийти не удалось и вряд ли когда-нибудь удастся, поскольку эти вопросы принадлежат к разряду так называемых вечных. И всё же человек не теряет надежды хотя бы приблизиться к... Понятие истины, ее критерии. Мышление и деятельность Понятие истины принадлежит к сфере философии, хотя само слово «истина» может использоваться в разных смыслах и различных контекстах.

В научном познании истина выступает, во-первых, как цель, а во-вторых, как ценность, обеспечивающая саму возможность соответствия научного знания объективной реальности. Объективная истина — это адекватное отражение объекта познающим его субъектом, воспроизводящее п... Потребности и интересы Физиологические потребности. Самое важное для человека — это удовлетворение его природных инстинктов, так как без еды и воды, тёплой одежды в холодное время индивид прекращает своё существование. Экзистенциальные потребности от лат. После удовлетворения физиологических потребностей и появления изл... Свобода и необходимость в человеческой деятельности Свобода — способность человека говорить и действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации. Самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований. Свобода личности в различных её проявлениях является важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для...

Институты общества. Система — это совокупность элементов, которые находятся во взаимосвязи друг с другом и выступают как единое целое при взаимодействии с окружающей средой. Формы и разновидности культуры Культура лат. Культура является предметом изучения дисциплины «культурология».

Значение свободы для... Институты общества. Система — это совокупность элементов, которые находятся во взаимосвязи друг с другом и выступают как единое целое при взаимодействии с окружающей средой.

Формы и разновидности культуры Культура лат. Культура является предметом изучения дисциплины «культурология». Особенности научного мышления. Образование Наука — это сфера человеческой деятельности, ориентированная на получение, обоснование и систематизацию знания об окружающем мире. Основная цель науки — получение истинного знания. Какое же знание можно считать истинным? Упрощённо говоря, это такое знание, которое, в отличие от заблуждения и др.

Образование — это передача опыта, знаний, умений, навыков о... Теория по роли религии, мировые религии. Мораль Религия лат. Мораль — это выступающая в качестве социального ре... Искусство, его функции и виды в обществознании Искусство представляет собой совокупность художественной деятельности людей и продуктов этой деятельности. Существует множество определений понятия «искусство». Чаще всего его определяют как один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

Произведение искусства предстаёт перед воспринимающим его человеком зрителем, слушателем или читателем в единстве сод...

ЕГЭ по Обществознанию

мы можем предложить вам обучение в классах, а также наши онлайн-курсы. Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Человек и общество». 1.1 Природное и общественное в человеке. Духовный мир человека – это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений. Раздел "Человек и общество". Вся нужная теория из раздела ""Человек и общество"" для ЕГЭ по обществознанию в 2024 году — всего за одно занятие я попыталась максимально разобрать для вас эту тему экзамена.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий