Мир «Дюны» завораживает даже сильнее, чем в первом фильме, — во многом благодаря выдающейся работе оператора Грега Фрейзера. Мир Дюны нельзя отделить от его языка, и, как показали первые отзывы в соцсетях, отсутствие этого языка в рекламных материалах фильма вызывает разочарование. Начались съемки продолжения фильма «Дюна».
«Дюна»: какой получилась самая долгожданная экранизация 2021 года?
Картина провалилась, а к роману боялись подступиться без малого сорок лет не считая двух сериалов по его продолжениям. Линч во всем обвинил продюсеров, смонтировавших фильм без его участия; впрочем, «Дюна» 1984 года так и осталась скорее фантазией на тему, а не полнокровной экранизацией. Меланж Он же спайс, или Пряность — вещество, которое есть только на Дюне, самый ценный ресурс во Вселенной. За горсть спайса можно купить небольшую планету.
Также служит лучшим топливом во Вселенной, компонентом для создания оружия, идеальной пищей и средством для продления жизни. Тот, кто регулирует добычу спайса, номинально контролирует все. Пол — сын герцога Лето Атрейдеса, вынужденный бежать после предательства Императора и нападения Харконненов, чтобы выжить и возродить свой род.
Он также является Квисатц Хадерахом — сверхчеловеком, которого долгие годы пытались вывести Бене Гессерит а также аналогичная им организация Дома Коррино — Бене Тлейлаксу. Способен видеть прошлое всех предшествовавших поколений, а также предсказывать будущее, основываясь на сложнейших математических расчетах хотя этот навык ему предстоит усовершенствовать. Сс Сардукары Элитные войска падишах-императора, при поддержке которых Харконнены свергнут Атрейдесов.
Родом с Салуса Секунда — планеты-тюрьмы, где до событий Батлерианского джихада базировался дом Коррино. Сардукары проходят сложнейшую военную подготовку в условиях, почти несовместимых с жизнью. Таким образом, они превращаются в свирепых и жестоких воинов, единственной целью которых является фанатичная служба императору.
Убийство Уу Во вселенной «Дюны» нельзя просто взять и убить человека. Согласно Великой конвенции, утвержденной Лансраадом, вести войну можно только с помощью сильно ограниченных средств, которые исключают вероятность гибели не замешанных в конфликте лиц использование ядов, холодного оружия и т. Одним из методов является Война ассасинов, то есть организация тайных убийств таким образом, например, попытаются убить Пола Атрейдеса.
Участвовать в войне могут лишь представители враждующих домов, объявивших друг другу канли — родовую вендетту. Поэтому предательство падишах-императора, объединившегося с Харконненами в истреблении Атрейдесов, — это злостное нарушение Конвенции. Фф Фремены Они же фримены, или свободники.
Аборигены Арракиса, коренное население планеты. Прибыли на планету за тысячи лет до колонизации Дюны как религиозная секта и постепенно приспособились к жизни на ней благодаря рациону из меланжа результат такой диеты — характерный голубоватый оттенок глаз. Идеальные бойцы ближнего боя и телепаты, способные составить конкуренцию свирепым и крайне выносливым сардукарам.
Это только начало". Представители Legendary в свою очередь отметили, что не добрались бы до этого момента без выдающегося видения Вильнева, всех причастных к проекту и, конечно же, фанатов. Примерно в таком же ключе высказалась Warner Bros.
Все летоисчисление вселенной поделено на периоды, до и после ее создания. Война с техникой датируется 11200 годом, а действие фильма начинается 10191 году после создания гильдии. Это значит, что переставленному в фильме миру уже 21390 год. Год на Дюне примерно равен земному. Власть над всей галактической империей находится в руках тех, кто совершает длительные космические полеты. Именно эта же группа владеет добычей меланжевого спайса на Дюне.
Его употребление помогает предвидеть будущее и осуществлять управление космическим кораблем в опасном свернутом пространстве. Управляется здесь всем император — Шаддам IV Коррино. Он решает поменять добытчика спайса и передает концессию из рук жестокого и алчного дома клана Харконненов Атрейдесам. У него свои грандиозные планы. Император понимает, что первый дом просто так не откажется от прибыльного бизнеса. Его основное желание — стравить кланы в жестокой борьбе за деньги и власть. Это приведет к ослаблению клана Атрейдес. Император боится усиливающейся власти и богатства этого дома.
Вообще, Дени Вильнёв настолько умело и шикарно обращается с сеттингом и сюжетом, что зритель буквально попадает в зыбучие пески и полностью погружается в фильм. За почти 3 часа ни разу не хочется взглянуть на часы. Да что там, хочется больше червей! Глупо отрицать, что сеттинг просто выше всяческих похвал. Цветовая палитра, декорации, саунд-дизайн и визуальные эффекты в симбиозе с авторским виденьем Вильнёва породили невероятный идеальный мир «Дюны». Такой работе хочется аплодировать. Дэйв Батиста на кадре из фильма «Дюна: Часть вторая» 2024 Плюсом всё это украшено просто гениальнейшей музыкой Ханса Циммера кто бы сомневался в его мастерстве , сделавшего добрую половину фильма. Благодаря саундтреку кажется, будто ты становишься свидетелем чрезвычайно важного и грандиозного события. Складывается ощущение, что тебе несказанно повезло быть здесь в кинотеатре и на большом экране лицезреть такую масштабную работу. Хотя есть и чисто субъективный минус: немного некомфортно смотреть в те моменты, когда камера Грега Фрейзера ловит очень крупные планы лиц актёров таких кадров достаточно много. Да и никто не сомневается в красоте Шаламе или Зендеи. Возможно, это сделано для того, чтобы мы оценили крутую игру всех актёров, но её, признаться, и невооруженным взглядом заметно. Про Тимоти Шаламе и Ребекку Фергюсон стало всё ясно ещё в прошлой части, а в сиквеле новыми красками заиграли Зендея и Хавьер Бардем, к которым присоединился невероятный Остин Батлер с вайбом Джокера. Жаль, маловато Стеллана Скарсгарда, зато Джошу Бролину и его томным взглядам в камеру будто дали экранного времени чуть больше положенного лучше бы Леа Сейду чуть дольше побыла с нами. Джош Бролин на кадре из фильма «Дюна: Часть вторая» 2024 Про остальных сказать особо нечего, потому что картина, к сожалению, не имеет возможности идти ещё дольше и раскрыться в полной мере многим не удалось. Зато сюрпризом каста стала Аня Тейлор-Джой, что очень приятно. Также лента не лишена отличных остросоциальных тем и подтекстов вроде сотворения кумира, опьянения властью, опасности религии, угрозы ядерной войны, политики и заботы об экологии некоторые, правда, не совсем раскрыты, приглушены и, скорее всего, оставлены на будущее, но всё же. Очень надеемся, что третья «Дюна» а она сто процентов уже будет, дело времени достойно продолжит многие линии и ответит на образовавшиеся здесь вопросы.
«Дюна 2»: признана «киноагентом»
Пол не смог пожертвовать своей жизнью ради большего чем есть он сам.... Убивая вы предаете жизнь, её ритм, ритм Сердца! Вынешь руку из коробки-смерть Одноглазый символизм: Уаджет — древнеегипетский символ, соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Таким образом, общий смысл этого знака: «охраняющий глаз». Пол показан одноглазым с закрытым глазом после битвы - то есть убив он потерял Уаджет око которое защищает Духовное зрение теперь 1 из 2 Гор — Хара, Хар, Хор, Хур, Хорус; что означает «Небесная высь», «высота», «небо» — бог неба, солнца, света Пол потерял духовную полноту подобно Гору которому выбили его глаз Сет, также Сетх, Сутех егип. А теперь вернемся к Снам! Почему они сбылись??? Дункан убивал и стал таким же как фримены на духовном уровне.... Чани помогла убить его душу... Пол стал животным...
Теперь Пол Атрейдес меньше своего страха-червя подобно тушканчику. А мы, Бене Гессерит, просеиваем людей, отделяя их от животных. Было ли что то похожее? Было от этой же кинокомпании Тор. Пожертвоваший свою жизнь. На молоте магический символ Триквестр В этом фильме также показан путь Иисуса Христа в лице главного героя Тора!
Режиссёр славится своим подходом к подобным сюжетам За свою карьеру Вильнёв успел завоевать признание в мире кинематографа. Дени получил заветную статуэтку «Оскар» за фильм «Прибытие» и был номинирован с фантастической картиной «Бегущий по лезвию 2049». Фильм был снят в иорданской пустыне Вади-Рам Ещё в апреле 2019 года Шаламе и Бролин поделились с подписчиками видео, снятым в знаменитой песчаной местности. Пустыня Вади-Рам является излюбленным местом у многих режиссёров.
Звёздные войны: Истории». Ведь челюсти не снимали в бассейне», — сказал Дени. Это не первая экранизация Если вы не знали, то в 1984 году уже снимали экранизацию одноимённого романа. Режиссёром картины стал Дэвид Линч, известный по культовому сериалу «Твин Пинкс». В 2000 году на канале Syfy дебютировала очередной мини-сериал с Алеком Ньюманом в роли Пола. В 2003 году на том же канале показали сериал «Дети дюны» с Джеймсом Макэвоем в главной роли. Вильнёв также станет режиссёром пилотного эпизода. Будет ещё продолжение Вильнёв решил разделить экранизацию на две части, потому что история в романе Герберта слишком насыщена деталями, которые невозможно уместить в один фильм.
Последний живой представитель дома Атрейдес, которого на планете Арракис провозгласили мессией — Лисан аль-Гаибом. Флоренс Пью «Оппенгеймер», «Солнцестояние» — принцесса Ирулан. Ради политического союза стала женой Пола Атрейдеса и летописцем его жизни. Мать Пола и сестра ордена Бене Гессерит. На планете Арракис стала Преподобной матерью. Сестра Пола, родившаяся во время событий первой книги. Когда леди Джессика становилась Преподобной матерью, она выпила Воду жизни — яд, полученный из червя. Из-за этого Алия уже в утробе обрела сознание, получила генетическую память и родилась Преподобной матерью. Участие Ани Тейлор-Джой в фильме «Дюна. Часть вторая» держалось в секрете. Она появляется в видении будущего, что дает основания ждать ее в следующем фильме. Один из вождей фрименов, первым принявший Пола Атрейдеса и ставший его самым преданными последователем. Бывший военачальник дома Атрейдес и один из наставников Пола. С персонажем Момоа расправились в первой части, и все же он может вернуться в «Мессии Дюны» в качестве клона. Момоа уже намекнул на свое появление в третьей части. Важные отличия фильмов от книги Любая экранизация будет отличаться от первоисточника — это нормально. Но некоторые отличия способны сильно повлиять на сюжет предстоящей «Мессии Дюны» и увести его от одноименного романа Фрэнка Герберта. В финале фильма «Дюна. Часть вторая» Пол Атрейдес становится мессией, принимает навязанное ему предназначение и решает жениться на принцессе Ирулан.
Вскоре он с головой ушел в артхаус. Уже в 1985 году вышел «Синий бархат», потом «Твин Пикс», «Шоссе в никуда», «Малхолланд Драйв» и другие работы Линча, которые превратили его из создателя игрового и зрелищного кино в автора странных и таинственных кинолент. След в кино и музыке Источником вдохновения книжная «Дюна» стала для легендарного Джорджа Лукаса и его космической саги «Звездные войны». Влияние его романа на первые фильмы франшизы довольно очевидно. Родина Люка Скайуокера — Татуин — представляет собой песчаную планету, ставшую пристанищем для множества контрабандистов. Чем не Арракис, пусть даже и с двумя лунами их было три. Черновики сценария «Новой надежды» тоже говорили о влиянии «Дюны» на фильм: предполагалось, что в мире «Звездных войн» должны быть феодальные дома, а у принцессы Леи хотели отобрать груз пряностей. На Арракисе этот ресурс считался драгоценным. В финальной версии картины заимствований осталось достаточно. Лею сделали похожей властным характером и именем на принцессу Алию, а дядя Люка занимался промыслом, схожим с занятием фермеров-влагосборников с того же Арракиса. Голос «Дюны» вдохновил Лукаса создать управление разумом джедаями и ясновидение. Франшиза «Звездные войны» в итоге стала врагом новой «Дюны» Дени Вильнева : ему пришлось искать свою индивидуальность и донести до зрителя свежесть идеи.
«Дюна» 2021 — сюжет, на чем закончился фильм, объяснение концовки
Его версия «Дюны» получила высокие оценки, но ощущалась скорее как завязка-трамплин для продолжения, чем как самостоятельный фильм. «Дюна» 2021 — сюжет, на чем закончился фильм, объяснение концовки. Мир Дюны нельзя отделить от его языка, и, как показали первые отзывы в соцсетях, отсутствие этого языка в рекламных материалах фильма вызывает разочарование. Краткий сюжет первого фильма «Дюна». Вспоминаем, что будет во втором фильме (а может, и в третьем по «Мессии Дюны»?), и подбираем актёров на роли императора, Фейд-Рауты и Ирулан. Ниже представляем краткое содержание "Дюны" Дени Вильнёва, чтобы быть готовыми к просмотру сиквела.
Что нужно знать перед просмотром «Дюны 2»: интересные факты о фильме
«Дюна» не слишком хорошо работает как кино, но её странно за это корить — ведь проблема не в отдельных решениях, а в фундаментальном концепте. Сюжет фильма «Дюна: Часть вторая». Напомним, что Dune: Part One знакомила с персонажами и пересказывала первую половину книги. 16 сентября выходит в широкий прокат американский фантастический фильм «Дюна».
Концовка «Дюны 2». Чего добился Пол и почему началась новая война?
Барон Байден в бешенстве и готовит нападение на резервацию Дюна. Фантастический фильм Дени Вильнева, основанный на одноименном культовом романе Фрэнка Герберта. Киножурналист рассказала, каким получился фильм Дюна Часть вторая с Тимоти Шаламе и Зендеей, отличается ли Дюна 2 от книги, и стоит ли смотреть блокбастер Дени Вильнева. Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая» Stub. Мир Дюны нельзя отделить от его языка, и, как показали первые отзывы в соцсетях, отсутствие этого языка в рекламных материалах фильма вызывает разочарование.
Дюна 2021 — многообещающее начало фантастической франшизы
Фото: www. Трехминутный ролик , вкратце рассказывающий о сюжетных поворотах ленты, появился на YouTube-канале компании Warner Bros. Очередная часть франшизы снята по мотивам популярного романа Фрэнка Герберта. Группа работала на площадках в Италии, Венгрии, Иордании и Объединенных Арабских Эмиратах с июля по декабрь 2022 года.
Появились и новые герои. По сюжету герцог Пол Атрейдес в исполнении Тимоти Шаламе будет воплощать план мести за отца, погибшего при вторжении клана Харконненов на песчаную планеты Арракис.
Образ подземных червей позаимствовали и для грабоидов из франшизы «Дрожь земли». В Half-Life избранным становится Фримен, а в Советниках Альянса есть сходство с «дюновскими» Гильд-навигаторами, которые в обмен на устрашающую внешность и постоянную зависимость от спайса могу прокладывать маршруты и заглядывать в отдаленное возможное. Кадр из фильма «Дюна». Источник Звёздные войны для взрослых Такой видел картину Вильнёв. Перед ним стояла задача одновременно сделать фильм понятным для широкой аудитории, чтобы возникло желание ознакомиться с романом. И предоставить поклонникам именно ту экранизацию, которую так ждали. В результате получилась космическая опера, в которой сочетается авторская неторопливость режиссера буквально вводящая в транс и уважение к первоисточнику.
Максимально щепетильное отношение к изображению мира, воплощению персонажей и технологий. Менее вычурное, чем у Линча. С более мрачной и понятной зрителю атмосферой. Экранизация близка к роману настолько, насколько это возможно. Учитывая, что литературный и киноязык разные, а также масштаб «Дюны» — есть вещи, которые почти невозможно передать. Например, опускаются философские рассуждения и проблемы экологии. Политические интриги пока поданы в упрощенном виде с парой противоборствующих домов. Не ощущается в должной мере возможность просчитывать события наперед и видеть правду. Как и неотвратимость некоторого возможного будущего.
Учитывая масштаб и детализацию Вильнёв и без того весь первый час уделяет знакомству с базовой терминологией. Опуская войну с искусственным интеллектом в прошлом, не настолько понятна необходимость спайса в межзвездных перемещениях. Как и воды. В книге Вольный народ экстрагирует воду из погибших, с этим была связана сцена погребения фремена, погибшего в дуэли с Полом. За кадром остаются его переживания во время этой схватки. Что вернее — быть убитым или стать причиной гибели? Не показывают его слезы и реакцию на это фременов. Вильнёв отказался от летописца «Хроник Дюны», принцессы Ирулан Коррино, которая между главами показывает некоторые события с точки зрения истории. Нет Фейда-Рауты, самого жестокого из Харконненов но он, возможно, появится во втором фильме.
Имперский планетолог Кайнс становится в фильме женщиной, хоть это и не влияет на повествование. Без знания романа пока неизвестно о склонности Виктора Харконнена к педофилии. Второстепенные персонажи имеют более подробные биографии.
Трехминутный ролик , вкратце рассказывающий о сюжетных поворотах ленты, появился на YouTube-канале компании Warner Bros. Очередная часть франшизы снята по мотивам популярного романа Фрэнка Герберта.
Группа работала на площадках в Италии, Венгрии, Иордании и Объединенных Арабских Эмиратах с июля по декабрь 2022 года. Появились и новые герои. По сюжету герцог Пол Атрейдес в исполнении Тимоти Шаламе будет воплощать план мести за отца, погибшего при вторжении клана Харконненов на песчаную планеты Арракис. Юноша продолжит завоевывать доверие фременов и укреплять свой статус их предводителя.
Важные подробности мира остаются нераскрытыми, как, например, женский орден, к которому принадлежит мать Пола Джессика. По законам жанра герои часто ссылаются на внеэкранных персонажей с диковинными именами и произносят неологизмы, которые нет времени объяснять; к счастью, в далекой галактике хотя бы пользуются метрической системой.
Сильный актерский состав «Дюны» несколько сглаживает недостатки сценария. В особенности Оскар Айзек, который олицетворяет здесь Мудрость и Благородство, одной своей органикой без помощи текста придает Атрейдесу-старшему необходимый эпический масштаб и обреченность древнегреческого героя фамилия Атрейдесов отсылает к проклятому роду Атридов, к которому принадлежали Агамемнон и Орест. Второй план во многом делают европейцы: яркие выходы есть у Хавьера Бардема и Шарлотты Рэмплинг, а барона Харконнена играет Стеллан Скарсгард, превращенный компьютерной графикой в обрюзгшее существо без шеи. Что касается Шаламе , то он прилежно отыгрывает реплики и реакции, но мессианской силы и ответственности, которая приходит с ней, в его тщедушном Поле пока не чувствуется; впрочем, эта тема должна быть вполне раскрыта только в продолжении. Пока что внутренние терзания приходится обозначать назойливым саундтреком Ханса Циммера. Понятно, что как минимум отчасти Шаламе нужен Вильнёву ради своей миловидности; промоматериалы «Дюны» напирали на его экранный дуэт с Зендеей в роли фрименской воительницы.
Но беспроигрышная идея снять вместе двух самых красивых актеров своего поколения в фильме, скорее, только анонсирована — героиня Зендеи появляется лишь в последних сценах, после чего действие неожиданно и неловко обрывается на полуслове: ждите сиквела. Но раз уж она занимает столько места на постере и в трейлере, Вильнёв вынужден периодически показывать героиню зрителю, так что Пол с самого начала регулярно видит ее во сне. Его прорицания — то есть, выражаясь технически, флешфорварды — надрывают ткань картины и придают сложности ее устройству, однако даже на то, как Зендея улыбается в рапиде, незачем смотреть пять раз кряду. Действие фильма разворачивается в архаичном мифологическом пространстве, которое развивается циклами и управляется роком. Интересно и необычно для Голливуда то, что миф здесь не спрятан в подтекст, а является основным содержанием: Нео из «Матрицы», например, — мессия только в переносном смысле, а Пол Атрейдес — в самом что ни на есть прямом «Дюна» Герберта вообще выросла из интереса автора к сравнительной теологии.
Что нужно знать перед просмотром «Дюны 2»: интересные факты о фильме
Посмотрела фильм «Дюна 2», которым все восхищаются: визуально — восторг, но есть один жирный минус. Если вы уже посмотрели фильм, то знаете, что «Дюна» Вильнёва это только экспозиция, которая получит развитие в продолжениях. «Московские новости» рассказывают, как Фрэнк Герберт создавал «Дюну», кто из режиссеров пытался экранизировать роман и как он стал настоящим культурным феноменом. Роман "Дюна" Фрэнка Герберта, написанный ещё в 1963 году интересует читателя до сих пор. Его версия «Дюны» получила высокие оценки, но ощущалась скорее как завязка-трамплин для продолжения, чем как самостоятельный фильм.
Рецензия на фильм «Дюна» — идеальная экранизация великой фантастики, которую очень сложно смотреть
Но американские продюсеры не желали связываться с Ходоровски и его безумным проектом. Даже не будь он таким безумным, в те годы еще никто не верил в успех дорогой фантастики на большом экране. Всем причастным стало ясно, что проекту мечты не суждено сбыться, и, возможно, величайший фильм в истории кинематографа остался неснятым. Срок действия прав истек, и они перешли к американскому продюсеру Дино Де Лаурентису. К тому моменту уже вышли с огромным успехом первые « Звездные войны » Джорджа Лукаса, поэтому Голливуд уже был готов вкладывать большие деньги в фантастику. Решено было отдать «Дюну» молодому режиссеру Ридли Скотту, но тот, оценив масштабы проекта, благоразумно решил отказаться. Тогда кресло режиссера занял Дэвид Линч, уже успевший прославиться сюрреалистичным фильмом « Голова-ластик » и поэтическим « Человеком-слоном ».
Ради «Дюны» Линч отказался от съемок « Возвращения джедая ». Его версия стала одним из самых дорогих фильмов тех лет и единственным крупнобюджетным проектом в карьере режиссера. В 1984 году фильм вышел на экраны и с треском провалился. Странный монтаж, переиначенный сюжет, поданный настолько запутанно и бессвязно, что без знания оригинала разобраться в нем было просто невозможно, странные эстетические решения, превратившие мир Дюны в смесь стимпанка и Российской империи, нелепые актерские работы — все эти вещи сделали фильм разочарованием в глазах как фанатов, так и обычных зрителей. Не спас фильм даже полуголый Стинг. Линч и сам считал свою «Дюну» большой неудачей и с коммерческим кино впоследствии больше не связывался.
Тем не менее даже у этого фильма с течением времени стали появляться фанаты, отдающие должное не самым очевидным решениям Линча. Его «Дюна» при всех недостатках все-таки была уникальным, ни на что не похожим фильмом. Линча не особо интересовали религиозные и политические составляющие романа, он хотел просто показать необычный мир далекого будущего. После такого провала на попытках экранизировать роман надолго поставили крест. Только в 2000-х годах канал Sci-Fi снял два мини-сериала. В отличие от Ходоровски и Линча, их авторы решили максимально дотошно следовать букве оригинала.
Естественно, это был телевизионный продукт с очень ограниченным бюджетом, что не очень хорошо вязалось с эпическим размахом событий романа, но фанаты были довольны и этим. Эта дешевая экранизация для ТВ стала единственной «правильной» экранной версией «Дюны». После была еще одна попытка снять фильм на студии Paramount, но проект заглох на самой ранней стадии. Мир пустынных червей оставили в покое. Вклад «Дюны» в мировую культуру и фантастику Оригинальный роман Герберта навсегда изменил научную фантастику, показав, насколько детально можно прорабатывать новые миры, не боясь при этом сложных философских и политических тем. Сам Герберт впоследствии написал еще шесть романов-продолжений, но не успел закончить седьмой роман цикла.
Темы Судьба и пророчество «Дюна» исследует темы судьбы и пророчества, занимая, похоже, промежуточную позицию в вопросе о том, существует ли судьба или господствует свобода воли. На стороне противников судьбы — Missionaria Protectiva: все, что касается взаимодействия Пола с фременами, от получения их признания до превращения в их лидера, происходит благодаря суевериям, распространённым Бене Гессерит, чтобы защитить себя сотни лет назад. Зрение будущего, которым обладает Павел, не потому, что он мессия; оно появилось благодаря длительному обучению и воздействию спайса. Историю Пола, как и повествование о Бене Гессерит в целом, можно читать как хитроумную капитализацию ресурсов, власти и эффективной программы евгеники на протяжении многих поколений. С точки зрения судьбы, Пол может видеть пути в будущее, видя провидческие сны ещё до того, как его испытает Гом Джаббар. Песчаный червь, на котором он едет, — самый большой из всех, которые он помнит. Его действия действительно приводят к религиозной войне во имя его имени, как он и предсказывал. Пытаясь предотвратить джихад, он тем самым гарантирует, что он произойдёт, что, по-видимому, указывает на то, что судьба будет идти своим чередом независимо от свободы воли.
Хотя в последующих книгах серии эти понятия раскрываются гораздо глубже, «Дюна» закладывает основу для интересного взгляда на судьбу и пророчество — и на то, является ли предсказанный герой, который на самом деле не был предсказан, избранным. Страх Каждый персонаж «Дюны» за исключением Алии, которую неоднократно называют странной по этой причине чего-то боится. Император боится Ландсраада; Джессика боится за жизнь Лето и Пола; преподобная мать Гаюс Хелен Мохиам боится Алии и Пола; даже песчаные черви, могучие творцы пустыни, движимы страхом за свою жизнь, своё потомство и свои ресурсы. В книге, посвящённой экологии которая рассматривается ниже как тема , взаимоотношения между организмом и окружающей средой имеют первостепенное значение, и страх явно является движущим фактором в отношениях каждого персонажа. В «Дюне» есть повторяющаяся литания против страха, которую Пол, Джессика и, предположительно, другие Бене Гессерит используют как мантру, чтобы контролировать свою естественную реакцию страха. Те, кем управляет страх, уничтожаются им возможно, это то, что отличает «человека» от «животного», о чем речь пойдёт ниже. Используя такие инструменты, как литании, персонажи пропускают свой страх через себя, укрепляясь им, а не подавляясь. Единственный персонаж, не являющийся Бене Гессеритом, который демонстрирует такой инструмент, — это Чани, которая способна «погружать свои страхи в мысли», что, возможно, указывает на то, что у фременов есть инструмент преодоления страха, похожий на литанию, но гораздо менее формальный на практике.
Герцог пытается научить своего сына Пола вести за собой людей, и хотя его уроки помогают Полу, его лидерство также формируется под влиянием силы пустыни и образа жизни фременов. Лидерство у фременов передаётся через бой и является жизнеспособным только в том случае, если оно направлено на благо племени — резкий контраст с такими домами Ландсраада, как Харконнены, которыми руководит садистский, жадный, унаследовавший лидер, который уж точно не стремится к благу своего племени. В последующих книгах серии этот вопрос будет рассмотрен подробнее — хорошее лидерство не всегда хорошо. Нехватка ресурсов На роскошном государственном обеде в Арракине Лит-Кайнес объясняет Полу закон минимума: Рост ограничивается той необходимостью, которая присутствует в наименьшем количестве. Это означает, что наименее благоприятное условие контролирует темпы роста в любой ситуации. На Арракисе вода является наименьшей необходимостью, поэтому она определяет, как быстро все может расти и развиваться. Эта тема нехватки воды прослеживается на протяжении всего романа, и не только в очевидной нехватке воды у фременов. Различные персонажи борются со своим собственным законом минимума.
Джессика воспринимает нехватку союзников как главную проблему Пола после падения Дома Атрейдесов. Туфир Хават, отравленный ядом, вынужден выполнять приказы барона Харконнена, поскольку противоядие от этого яда теперь является для него наименьшей необходимостью. Пол манипулирует наименее актуальной необходимостью для Гильдии пряностью и использует её как рычаг, чтобы стать Императором. Понимание Павлом закона минимума помогает ему расширить свою власть. Объясняя дефицит и затем неоднократно демонстрируя его читателю, Герберт побуждает задуматься об экологических правилах, которые управляют повседневной жизнью, и о том, как можно защитить наименее доступные ресурсы. Животное против человека Один из главных вопросов, поставленных в «Дюне», касается взаимоотношений между животными и людьми, а также того, каковы эти отношения на самом деле. Когда преподобная мать испытывает Пола с помощью гом джаббара, она «просеивает людей, чтобы найти людей», отделяя их от животных. Барон Харконнен часто думает о людях как о животных, хищниках или добыче, и, возможно, в таком образе мышления кроется источник его садизма.
В последней битве Пола с Фейд-Раутой Гурни называет Фейда «животным Харконнена», на что Пол отвечает, что «это существо имеет человеческий облик… и заслуживает человеческого сомнения». Это лишь несколько примеров того, как Дюна озабочена границей между человеком и животным, и хотя в некоторых моментах романа кажется, что люди превосходят животных, он также противоречит этому. Если верить барону Харконнену, считать некоторых людей животными, а животных — одноразовыми — это путь к жестокости. Экология В «Дюне» используются идеи, почерпнутые из экологии — отрасли науки, изучающей взаимоотношения между организмами и окружающей средой. Сын Фрэнка Герберта, Брайан Герберт, пишет в послесловии к «Дюне», что Герберт понимал экологию как «науку о понимании последствий». В романе есть буквальные экологи, такие как доктор Кайнс и его помянутый отец, и изображена одна из частей продолжающейся несколько поколений попытки использовать ограниченные ресурсы для создания рая на Арракисе. Фремены используют коллекторы росы и тратят огромные ресурсы как воду, так и пряность , чтобы внести ничтожные изменения в поверхность Арракиса, надеясь, что через несколько поколений эти небольшие изменения приведут к большим последствиям. Другие части «Дюны» также рассматривают взаимодействие организмов и окружающей среды — например, суровая планета-тюрьма Салуса Секундус является местом, где мужчины обучаются, чтобы стать сардаукарами под воздействием суровой окружающей среды.
Каладан, водная планета, является раем для человеческой жизни, но она не создаёт «сильные организмы» так, как Арракис или Салуса Секундус. Пол Примечательно, что в романе, написанном в 1960-х годах, когда в популярной научной фантастике ещё больше доминировали мужчины, чем сегодня, Дюна исследует понятия пола. Бене Гессерит, чисто женское общество, контролирует размножение людей на протяжении тысячелетий, и ищет единственного человека, который может видеть как «мужское», так и «женское» прошлое и будущее: Квизатц Хадерах. Пол способен сделать это, и он видит тёмное место внутри, куда не может попасть ни один Бене Гессерит. Он описывает это как древние силы отдачи и принятия; он объясняет, что у женщин больше доступа к отдаче, а у мужчин — к принятию. Он говорит, что стоит в точке опоры, не имея возможности отдавать, не беря, и наоборот. Книга придерживается эссенциалистского взгляда на пол и гендер, и в ней изображено жёсткое общество, в котором доминируют классы и функции; однако в Поле, а иногда и в других людях, незыблемость их сексистского, евгенического и жестокого мира подвергается сомнению. Финальная фраза романа произносится леди Джессикой.
Она говорит с Чани о том, что хотя технически они могут быть наложницами, история назовёт их жёнами.
И «завязка» в данном случае — не какая-то красивая фигура речи. Фильм действительно сценарно выстроен так, будто это не эпический двухсотмиллионный блокбастер, а пилот сериала. Хотя нет: даже те бывают более самостоятельными. Но элементы сеттинга — ещё не история: её у Вильнёва как раз нет.
Событие, запускающее центральный конфликт, происходит ближе к третьему часу картины тогда же случается первая полноценная экшен-сцена , а «квест» главного героя намечается только под самый финал. До этого Пол Атрейдес безынициативно слоняется, галлюцинирует под спайсом, видит во сне Чани Зендея появляется в фильме совсем ненадолго, в основном смотрит в камеру с лёгкой ухмылкой и ведёт занимательные дискуссии о том, избранный он всё же или нет. Кто-то из западных критиков сравнил «Дюну» с « Братством кольца » — но если б эти фильмы и правда были синонимичны, то первая часть «Властелина колец» закончилась бы советом Элронда в Ривенделле, а Фродо только под титры бы узнал, что ему предстоит заняться курьерской доставкой в Мордор. Кадр из фильма «Дюна» Да, «Братство» тоже воспринимается как первый акт большей истории, но в то же время у него есть стройная внутренняя драматургия, а у героев — чёткая цель, буквальная точка на карте, куда нужно во что бы то ни стало добраться. Понятной задачей раньше награждал персонажей и сам Вильнёв: найти контакт с инопланетянами, отыскать похищенного ребёнка, поймать в Мексике наркобарона.
Именно благодаря строгой повествовательной форме его фильмам подходили фирменные длинноты: он тихо вглядывался в стандартные жанровые сюжеты, раз за разом находя для них новое звучание. В «Дюне» фабула размыта, спрятана за бесконечной чередой экспозиционных сцен, готовящих нас к истории, которую никто не собирается рассказывать.
Один из больших сюрпризов заключается в том, как Дени Вильнев меняет историю книги относительно Чани. На протяжении всего фильма она задается вопросом и не верит в пророчество Лисан аль-Гаиб, даже когда влюбляется в Пола. Большое отклонение от исходного материала происходит, когда Чани уходит после вознесения Пола на престол Императора.
Она уходит после того, как он берет Ирулан в жены, даже после того, как заявляет, что всегда будет любить ее. Очевидное предательство и то, как Пол начинает свое правление, противоречат желаниям Чани. Поскольку Вильнев изменил историю оригинала, роман Фрэнка Герберга не дает ответа, куда она отправляется. Вполне возможно, что Чани решила навсегда покинуть Пола, чтобы отправиться в путь самостоятельно, сохранив свой образ жизни фременов, свободных от контроля. Это внесет большие изменения в историю «Мессии Дюны».
Концовка отличается от книги «Дюна 2» — довольно точная адаптация второй половины научно-фантастического романа Фрэнка Герберта, точно так же, как фильм 2021 года был точным изображением первой половины. Тем не менее, продолжение все же вносит некоторые изменения в книгу в финале. История Чани — один из самых важных измененных моментов, включая то, что она покинула Пола.