Онегин — дворянин, родившийся в Петербурге. Также в «Евгении Онегине» поэт описывает Тверскую заставу, которая расположена в районе нынешнего Белорусского вокзала. «Евгений Онегин» был написан за. Евгений Онегин: Денди из Санкт-Петербурга, около 26 лет.
Наследник всех своих родных: что нужно знать о Евгении Онегине
И вновь Евгений Онегин❣️ Онегин, главный герой главного и любимого произведения Пушкина, «родился на брегах. Евгений Онегин, хотя и родился и жил на Русской земле, но его поездка за границу открыла ему мир Западной культуры. В частности, Евгений родился в Санкт-Петербурге в семье обедневших дворян. Поэт родился здесь, провел детство, часто бывал, повзрослев, встретил главную любовь своей жизни и женился. Не обошел он вниманием Москву и в «Евгении Онегине». В нынешнюю столицу в седьмой главе отправляется Татьяна Ларина. Усадьба дяди Евгения Онегина во многих чертах напоминает пенаты Бакунина в его поэме «Осуга», названной в честь в то время глубокой обрамленной пышной зеленью речки, на высоком берегу которой стоит ныне полуразваленный прямухинский барский дом. Путешествуя по России, Евгений Онегин едет в Макарьев — предместье Нижнего Новгорода, где проводились ярмарки. Далее герой держит путь в Астрахань, а оттуда на Кавказ.
Евгений Онегин — образ и характеристика героя романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Где родился Евгений Онегин цитата? Родился на брегах Невы, Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня. Онегин родом с берегов Невы, иначе говоря — коренной петербуржец. Сам роман с одноименным названием Александр Сергеевич начал в Кишинёве, куда был впервые в жизни отправлен в ссылку в 1832 году. Где живет Евгений Онегин? Затем смерть родного дядюшки заставляет его поехать в деревню, где происходят главные события романа: встреча с Ленским и с красавицей Татьяной. Где родился главный герой Евгений Онегин? Главный герой романа — молодой помещик Евгений Онегин, который: "Родился на брегах Невы". Где Онегин познакомился с Татьяной? Кем являлся Евгений Онегин? Он происходит из знатного рода, родился в богатой дворянской семье.
Евгений был единственным наследником всех своих богатых родственников. Где каждый вольностью дыша готов Охлопать?
Мы можем путешествовать и искать свое место в мире, создавая свою историю, несмотря на свои корни. Пусть наша жизнь будет полна приключений и открытий, ведь только в новых местах мы можем обрести настоящую свободу и понять, кто мы на самом деле. Евгений Онегин.
Александр Пушкин.
Модный франт. Одевается по последней моде, тщательно следит за своей внешностью. Он может несколько часов провести перед зеркалом, собираясь на бал. Знает французский язык, как и все образованные дворяне. Хорошо танцует. Имеет хорошие манеры и производит хорошее впечатление в обществе. Он кажется милым и умным человеком. Онегин часто бывает в театре.
Никакой комментарий не может исчерпать текста, но даже минимально необходимый для понимания комментарий к текстам пушкинской эпохи уже должен быть построчным а может быть, даже пословным и многосторонним реальный комментарий, историко-лингвистический, историко-литературный, стиховедческий, текстологический. Такой комментарий не создан даже для «Евгения Онегина». История создания «Евгения Онегина» - «плода ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» - выдающимся русским классиком Александром Сергеевичем Пушкиным не напоминает блицкриг. Произведение создавалось поэтом эволюционно, знаменуя его становление на пути реализма. Роман в стихах как событие в искусстве представлял собой уникальное явление. До этого в мировой литературе был написан в этом же жанре лишь один аналог - романтическое произведение Джорджа Гордона Байрона «Дон Жуан». Автор решается на мозговой штурм Пушкин пошел дальше великого англичанина - к реализму. На этот раз поэт поставил перед собой сверхзадачу - показать человека, способного служить катализатором дальнейшего развития России. Александр Сергеевич, разделяя идеи декабристов, понимал, что огромную страну следует сдвинуть, как локомотив, с тупикового пути, приведшего все общество к системному кризису. История создания «Евгения Онегина» определяется титаническим поэтическим трудом в период с мая 1823 года по сентябрь 1830 г. Роман в стихах творился на протяжении четырех этапов творчества Александра Сергеевича: южной ссылки 1820 - 1824 гг. Пушкин, «Евгений Онегин»: история создания Молодой Пушкин, выпускник по словам императора Александра I, «наводнивший Россию возмутительнейшими стихами», начал писать свой роман, пребывая в ссылке в Кишиневе благодаря заступничеству друзей этапирования в Сибирь удалось избежать. К этому времени он был уже кумиром русской образованной молодежи. Поэт стремился создать образ героя своего времени. В произведении он мучительно искал ответ на вопрос о том, каким должен быть носитель новых идей, творец новой России. Социально-экономическая обстановка в стране Рассмотрим общественную среду , в которой создавался роман. Россия победила в войне 1812 года. Это придало ощутимый импульс общественным стремлениям к освобождению от феодальных оков. В первую очередь народ жаждал Такое его освобождение неминуемо влекло за собой ограничение полномочий монарха. Сформировавшиеся сразу после войны сообщества гвардейских офицеров в 1816 году в Петербурге образовывают декабристский «Союз спасения». В 1818 г в Москве организуется «Союз благоденствия». Эти декабристские организации активно способствовали формированию либерального общественного мнения и ждали удобного момента для государственного переворота. Среди декабристов было много друзей Пушкина. Он разделял их взгляды. Россия к тому времени уже стала признанной европейской державой с населением около 40 миллионов человек, внутри нее вызревали ростки государственного капитализма. Однако ее хозяйственную жизнь все еще определяли рудименты феодализма, дворянское землевладение и купечество. Эти социальные группы, постепенно теряющие общественный вес, были все еще мощны и пользовались влиянием на жизнь государства, продлевая феодальные отношения в стране. Они являлись поборниками общества, построенного по устаревшим екатерининским дворянским принципам, присущим России XVIII века. Налицо были характерные признаки социального и всего общества. В стране проживало много образованных людей, понимающих, что интересы развития требуют больших перемен и реформ. История создания «Евгения Онегина» началась с личного неприятия поэтом окружающего, говоря словами Александра Николаевича Островского, «темного царства» Поднявшаяся после мощного ускорения, заданного и динамизма во время правления императрицы Екатерины II, Россия в начале XIX века сбавила темпы развития. На время написания Пушкиным знаменитого романа в стране еще не было железных дорог, еще по ее рекам не плавали пароходы, тысячи и тысячи ее трудолюбивых и талантливых граждан были связаны по рукам и ногам узами крепостного права. Онегинская строфа С особым вниманием Александр Сергеевич, «русский Моцарт от поэзии», отнесся к своему труду. Он разработал новый стихотворный ряд специально для написания романа в стихах. Слова поэта льются не свободным ручьем, а структурированно. Каждые четырнадцать строк соединяются в специфическую онегинскую строфу. При этом рифмование неизменно на протяжении всего романа и имеет следующий вид: CCddEffEgg где прописные буквы обозначают женские окончания , а строчные - мужские. Несомненно, история создания романа «Евгений Онегин» - это история создания онегинской строфы. Именно с помощью варьирования строф автору удается в своем произведении создать аналог прозаических разделов и глав: переходить с одной темы на другую, менять стиль изложения от размышления до динамичного развития сюжета. Таким образом автор создает впечатление непринужденной беседы со своим читателем. Роман - «собрание пестрых глав» Что заставляет людей писать произведения о своем поколении и о своей родной земле? Почему при этом они отдаются этому труду полностью, работая, словно одержимые? История создания романа «Евгений Онегин» изначально подчинялась замыслу автора: создать роман в стихах, состоящий из 9 обособленных глав. Специалисты по творчеству Александра Сергеевича называют его «разомкнутым во времени» по причине того, что каждая его глава - самостоятельна, и может по своей внутренней логике завершить произведение, хотя и находит свое продолжение в следующей главе. Его современник - профессор русской словесности Николай Иванович Надеждин - дал классическое описание «Евгения Онегина» не как произведения с жесткой логичной структурой, а, скорее, как некоей поэтической тетради, наполненной непосредственными радужными переливами яркого таланта. О главах романа Главы «Евгения Онегина» издавались с 1825 по 1832 гг. Их ждали, каждая из них становилась настоящим событием в культурной жизни России. Однако одну из них, посвященную путешествию главного героя к в районе одесской пристани, содержащую критические суждения, опальный автор предпочел изъять во избежание репрессий против себя, а потом и уничтожил ее единственную рукопись. Так же, полностью отдаваясь труду, позже работал над своим «Доктором Живаго» Борис Леонидович Пастернак, так же писал о своем поколении Михаил Александрович Шолохов. Сам же Пушкин назвал свою более чем семилетнюю работу над этим романом в стихах подвигом. Главный герой Описание Евгения Онегина, по мнению литературоведов, напоминает личность Петра Яковлевича Чаадаева - автора «Философских писем». Это персонаж с мощной энергетикой, вокруг которого разворачивается сюжет романа и проявляют себя другие персонажи. Пушкин писал о нем как о «добром приятеле». Евгений получил классическое дворянское воспитание, совершенно лишенное «русскости». И хотя в нем пылает острый, но холодный ум, он человек света, следующий определенным мнениям и предубеждениям. Жизнь Евгения Онегина скудна. С одной стороны, ему чужды нравы света, он их остро критикует; а с другой - он подвержен его влиянию. Героя нельзя назвать деятельным, скорее, это умный наблюдатель. Особенности образа Онегина Его образ - трагический. Во-первых, он не выдержал испытания любовью. Евгений прислушался к рассудку, но не к своему сердцу. При этом он поступил благородно, уважительно отнесясь к Татьяне, дав ей понять, что он не способен полюбить. Во-вторых, он не выдержал испытания дружбой. Вызвав на дуэль своего друга, 18-летнего романтичного юношу Ленского, он слепо следует понятиям света. Ему кажется приличнее не спровоцировать злоязычие старого записного дуэлянта Зарецкого, чем прекратить совершенно глупую ссору с Владимиром. Кстати, ученые-пушкинисты считают юного Кюхельбекера прообразом Ленского. Ведь в начале XIX века это имя считалось простонародным и неактуальным. Мало того, темноволосая и не румяная, задумчивая, малообщительная, она не соответствовала идеалам красоты света. Татьяна подобно автору романа любила народные сказы, которые ей щедро рассказывала няня. Однако ее особенной страстью было чтение книг. Герои романа Кроме вышеупомянутых сюжетообразующих главных героев перед читателем проходят второстепенные. Данные образы романа «Евгений Онегин» не формируют сюжет, но дополняют его. Это сестра Татьяны Ольга, пустая светская барышня, в которую был влюблен Владимир Ленский. Образ няни Татьяны, знатока народных сказок , имеет явный прототип - няню самого Александра Сергеевича, Арину Родионовну. Еще одним безымянным героем романа является обретенный Татьяной Лариной после размолвки с Евгением Онегиным муж - «важный генерал». Сонм помещиков словно импортирован в роман Пушкина из других русских классических произведений. Произведение народное Высшей похвалой для Александра Сергеевича стала оценка, данная первой главе «Евгения Онегина» человеком, которого поэт считал своим учителем, - Василием Андреевичем Жуковским. Мнение было предельно лаконичным: «Ты - первый на русском Парнасе…» Роман в стихах энциклопедически верно отобразил русскую действительность начала XIX века, показал образ жизни, характерные черты, социальную роль различных слоев общества: петербуржского высшего света, дворянства Москвы, помещиков-землевладельцев, крестьян. Возможно, поэтому, а также по причине всеохватывающего и тонкого отображения Пушкиным в своем произведении ценностей, нравов, взглядов, моды того времени литературный критик дал ему такую исчерпывающую характеристику: «произведение в высшей степени народное» и «энциклопедия русской жизни». Пушкин хотел изменить сюжет История создания «Евгения Онегина» - это эволюция молодого поэта, взявшегося в 23 года за глобальный труд. Причем если в прозе такие ростки уже были вспомним инкогнито изданную книгу Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» , то реализм в поэзии на то время был несомненным новаторством. Окончательный замысел произведения был сформирован автором только в 1830 году. Он был неуклюж и вымучен.
Места, вдохновлявшие Евгения Онегина: откровенность природы и тайна его души
Роман «Евгений Онегин» охватывает события 1819-1825-го годов, когда российский престол занимал Александр I. По мнению русского критика Виссариона Белинского , произведение Пушкина можно смело считать энциклопедией русской действительности. Герои этого произведения относятся к разным социальным слоям того времени — помещики, дворяне, крестьяне. Пушкин сумел очень точно передать атмосферу того времени, характеры и привычки людей, живших в 19-м веке. Создавая свой роман, поэт хотел представить главного героя светским дворянином, типичным представителем этого сословия. Однако его Онегин получился немного не таким, как было задумано. В его характере есть что-то общее с романтиками того времени, людьми, которые чувствовали себя «лишними».
У них отсутствовал интерес к жизни, они откровенно скучали, страдали от приступов непонятной хандры. Вначале Пушкин хотел выставить Онегина приверженцем декабристов, но жесткая цензура все равно не дала бы ему возможности опубликовать свое произведение, и он расстался с этой задумкой. Пушкин иллюстрация Евгения Онегина Прежде чем приступить к работе, Пушкин тщательно продумал характеристику центрального персонажа поэмы. Многие пушкинисты утверждают, что характер Евгения Онегина есть не что иное, как собирательный образ того времени, в котором угадываются черты реально живших в ту эпоху людей — Грибоедова, Чаадаева и самого Пушкина. Мнения исследователей разделились, одни видят в Онегине «чужого» и «лишнего» человека. Другие — праздного мыслителя, беззаботно идущего по жизни.
Пушкин назвал свое произведение романом в стихах, и написал его своеобразной строфой, позже получившей название «онегинская». Сочинение классика пестрит лирическими отступлениями на различные темы. В отличии от других произведений, в этом нет главной мысли, их очень много, как и проблем, которых касается автор. Литературный образ Биография главного героя описана в романе достаточно подробно, начиная с детства и юношества Онегина. Он родился в Петербурге, выходец из дворянской семьи. С ранних лет его воспитывали так, как и всех дворянских отпрысков.
Он находится под присмотром французских гувернеров, которые не очень озабочены тем, чтобы ребенок получил хорошее образование. Гувернеры не требуют, а сам Евгений не очень стремится получить нужные знания. Хотя, по большому счету, Онегин смог научиться у них всему, что необходимо для молодого повесы. Там, где нужно, он мог блеснуть остроумием, манерами, «начитанностью», умением вести светские беседы. Онегин старательно заботится о внешнем виде, он разбирается в моде и одет не хуже английского денди. Поэт подчеркивает, что его герой постоянно пользуется гребенками, пилочками, ножницами и щетками, причем в огромном количестве.
Аналогично с фамилией Владимира Ленского. Интересно, что, начав писать первые главы, Пушкин не имел в голове общего замысла. Он выстроился в ходе написания.
И несмотря на это, все сюжетные линии будто арифметически просчитаны и связаны в единое целое. В первых главах появлялись реальные люди из окружения молодого Пушкина. В основном люди театра.
Пятая глава была проиграна Пушкиным в карты. Александр Сергеевич был заядлый игрок и даже состоял у московской полиции на особой заметке, как известный банкомет. Проиграв все деньги, Пушкин в пылу азарта попытался отыграться и поставил рукопись 5-й главы, которая также имела и вполне реальную стоимость: издатель платил Пушкину 25 рублей за строку!
Однако спустя какое-то время Онегину становится скучно и в компании Ленского, речи и взгляды которого кажутся ему смешными. В одном из разговоров Владимир признался Евгению, что влюблен в Ольгу Ларину, вследствие чего предложил товарищу поехать вместе с ним в гости к Лариным. И хоть Онегин не рассчитывал на увлекательную беседу с членами деревенского семейства, он все же согласился отправиться с Ленским. В ходе визита выясняется, что у Ольги есть старшая сестра Татьяна.
Обе сестры вызывают у Евгения Онегина противоречивые чувства. Возвращаясь домой он говорит Владимиру, что удивлен почему тому понравилась именно Ольга. Он добавляет, что кроме привлекательной внешности, девушка не обладает никакими другими достоинствами. Онегин с Ленским в гостях у Лариных В свою очередь Татьяна Ларина вызвала у Онегина интерес, поскольку не была похожа на девушек, с которыми ему приходилось общаться в свете.
Стоит заметить, что Татьяна влюбилась в Евгения с первого взгляда. Девушка пишет возлюбленному откровенное письмо, однако парень не отвечает ей взаимностью. Онегину чужда размеренная семейная жизнь, о чем он при всех говорит во время повторной поезди к Лариным ее сестре Ольге. Помимо этого, дворянин рекомендует Татьяне учиться владеть собой, поскольку на его месте мог оказаться нечестный человек: «Не всякий вас, как я поймет, к беде неопытность ведет».
После этого Евгений больше не приезжает к Лариным. Тем временем приближался день рождения Татьяны. Накануне именин ей приснился медведь, который догнал ее в лесу. Зверь отнес ее к дому, оставив у порога.
В доме тем временем происходит пир нечисти, где в центре стола сидит сам Онегин. Присутствие Татьяны становится явным для веселящихся гостей — каждый из них мечтает завладеть девушкой. Неожиданно вся нечисть исчезает — Евгений сам ведет Ларину на скамью. В данный миг в комнату входят Владимир и Ольга, что вызывает злость у Онегина.
Он достает нож и закалывает им Ленского. Сон Татьяны становится пророческим — день ее рождения ознаменовывается печальными событиями.
Список ежегодно обновляла и издавала Академия наук Российской империи. Им пользовались, чтобы уточнить, к какому чиновнику можно обратиться с тем или иным прошением. С помощью календаря Александр Пушкин подчеркнул время, когда дядя главного героя еще вел активный образ жизни. Однако в романе нет точных описаний, интерьеры какой эпохи застал герой в усадьбе. Все, что нашел в доме Онегин, «ныне обветшало». Название нового стиля отсылало к слову «империя», а основным ориентиром стали художественные образцы эпохи Античности.
Зажиточный дядя вполне мог перенести городскую моду в свою усадьбу. Насколько велик дом Онегина? Дворянские дома начала XIX века обычно состояли из двух этажей. На первом были хозяйственные помещения, здесь жили и работали слуги.
Евгений Онегин — образ и характеристика героя романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Место, где родился Онегин: загадки усадьбы Салтыковых-Чертковых. Вариант 1 на сайте учителя Захарьиной Елены Алексеевны. Путешествуя по России, Евгений Онегин едет в Макарьев — предместье Нижнего Новгорода, где проводились ярмарки. Далее герой держит путь в Астрахань, а оттуда на Кавказ.
Место рождения и проживания Евгения Онегина
Также в «Евгении Онегине» поэт описывает Тверскую заставу, которая расположена в районе нынешнего Белорусского вокзала. Евгений Онегин деревня где скучал Евгений. Пушкин о деревне в Евгении Онегине. А. Пушкин знакомит читателя со свои героем уже в первой главе романа, когда тот, проклиная всё на свете, едет к умирающему дяде: Речь идёт о Санкт-Петербурге, городе, где Евгений Онегин родился и вырос. Роман в стихах рассказывает историю жизни Евгения Онегина, молодого джентльмена, который в свои 26 лет чувствует себя скучающим и разочарованным жизнью. 1. Где родился и жил Евгений Онегин?
О чем произведение «Евгений Онегин»?
- «Евгений Онегин»: краткое содержание и анализ произведения
- Где родился и жил Евгений Онегин — раскрываем тайны пропавшего героя
- Глава первая
- (А. С. Пушкин "Евгений Онегин"): Где родился Евгений Онегин и кто его был отец?
- «Онегин, добрый мой приятель…»
- Где родился евгений онегин цитата
Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Евгений Онегин родился во второй половине XVIII века в деревне Кистеньево, расположенной в Нижегородской губернии. Это место описывается Пушкиным в первой главе романа, где Онегин объезжает свое имение и восхищается природой. Евгений Онегин в кабинете (фрагмент). Евгений Онегин родился в Петербурге. В частности, Евгений родился в Санкт-Петербурге в семье обедневших дворян.
Место рождения и проживания Евгения Онегина
Вариант 1 на сайте учителя Захарьиной Елены Алексеевны. Найдите правильный ответ на вопрос«Где родился Ленский из романа "Евгений Онегин"? » по предмету Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться Что из себя представляет Евгений Онегин? «Евгений Онегин» — самое известное произведение российского писателя и поэта А.С. Пушкина.
Где родился и живет Онегин?
Положить «Онегина» на карту | Жизнь Евгения Онегина в романе в стихах «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин). |
«Онегин, добрый мой приятель…» | Место, где родился Онегин: загадки усадьбы Салтыковых-Чертковых. |
Где родился и жил евгений онегин. Евгений Онегин (роман) | С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня. |
(А. С. Пушкин "Евгений Онегин"): Где родился Евгений Онегин и кто его был отец?
При этом Пушкин, которому тоже не пришлось «понюхать пороху», в зрелые годы питал глубокую неприязнь к какой-либо государственной службе, развивая идею «науки первой» — «чтить самого себя». Вполне возможно, что онегинский саботаж родственен желанию поэта развиваться как личность вне системы. Внешность Интересно, что Пушкин ничего не рассказывает о физических данных заглавного героя. Даже Ленскому поэт дарит «кудри черные до плеч». В описании Онегина мы довольствуемся лишь ремаркой о том, что он «из уборной выходил, подобный ветреной Венере». При этом ни для одного героя поэт не старался так составить гардероб, как для Евгения. Тут важно, что Симон Боливар, подаривший название головному убору, был кумиром европейских либералов, а само слово, обозначающее широкополую шляпу, в пушкинские времена оставалось жаргонизмом. Но проблемой стали не столько слова, сколько предметы гардероба, которые они обозначали.
Модные в начале XIX века белые панталоны «на выпуск» спровоцировали грандиозный скандал даже в петербургском свете. Ретрограды сравнивали их с простонародными портками и напоминали ветреным юношам, что фрак — это одежда исключительно для верховой езды. Надо ли говорить, что такие франты, как Онегин, их не слушали? И это отражается не только в его умении «легко мазурку танцевать», но и запросто променять одно наследство на другое.
В 1960-е их разобрали и воссоздали на Кутузовском проспекте. Английский клуб улица Тверская, дом 21, строение 1 Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. Львы на воротах не дадут ошибиться: в этом отрывке речь идет об Английском клубе — первом и самом известном джентльменском собрании Москвы. Молодые люди благородного происхождения развлекались здесь на досуге — играли в азартные игры, угощались дорогими блюдами, спорили и дискутировали.
Клуб был закрытым: войти в него можно было только по рекомендации человека, который уже в нем состоял. Но и это еще не все — кандидата могли не одобрить во время тайного голосования. И конечно, вылететь из клуба было легче, чем туда попасть: членства лишались, например, из-за неуплаты карточного долга. История усадьбы, где располагался клуб, начинается в 1777—1780 годах.
Однако одновременно уменьшалась и стоимость. Если обычно в сутки проезжали 70-100 верст, то при езде на долгих да еще и в обозе из осьмнадцати худосочных кляч это суточное расстояние для Лариных сокращалось до 40 верст. Ехали Ларины 7 суток. Следовательно, усадьба их находилась в радиусе 300 км от Москвы. Поскольку въезд в Москву был мимо Петровского путевого дворца через Тверскую заставу, то искать усадьбу надо где-то в границах т.
Его я и проехал в своем гоне автотуров: Предпочтительными кандидатами в прототипы являются усадьбы: 1 Осиповой-Вульф в Малинниках 2 поместье Панафидиных в Курово-Покровском, где писались строфы 7-й главы романа 3 Прямухино - имение Бакуниных в Новоторжском уезде Тверской губернии Но АСП дал подсказку — Красногорье.
Пушкина «Евгений Онегин». Из монографических комментариев к «Онегину», опубликованных в XX столетии, наибольшее значение имеют три — Бродского, Набокова и Лотмана. Самый известный из них — комментарий Юрия Лотмана 1922-1993 , впервые опубликованный отдельной книгой в 1980 году. Книга состоит из двух частей. Первая — «Очерк дворянского быта онегинской поры» — представляет собой связное изложение норм и правил, регулировавших мировоззрение и бытовое поведение дворянина пушкинского времени. Вторая часть — собственно комментарий, движущийся за текстом от строфы к строфе и от главы к главе. Помимо объяснения непонятных слов и реалий, Лотман уделяет внимание литературному фону романа металитературным полемикам, выплёскивающимся на его страницы, и разнообразным цитатам, которыми он пронизан , а также истолковывает поведение героев, обнаруживая в их словах и действиях драматическое столкновение точек зрения и поведенческих норм. Так, Лотман показывает, что разговор Татьяны с няней — это комическое qui pro quo, «Кто вместо кого». Латинское выражение, обозначающее путаницу, недоразумение, когда одно принимается за другое.
В театре этот приём используют для создания комической ситуации. Комментатор убедительно демонстрирует, что, согласно авторскому замыслу, Онегин убил Ленского непреднамеренно, и это понимают по деталям рассказа читатели, знакомые с дуэльной практикой. Если бы Онегин хотел застрелить приятеля, он избрал бы совершенно иную дуэльную стратегию Лотман рассказывает, какую именно. Чем кончился «Онегин»? Женатый Пушкин ещё мог написать письмо Онегина, но продолжать роман не мог Анна Ахматова Непосредственным предшественником Лотмана на обсуждаемом поприще был Николай Бродский 1881-1951. Первое, пробное издание его комментария вышло в 1932 году, последнее прижизненное — в 1950-м, затем несколько раз книга выходила посмертно, оставаясь главным пособием по изучению «Онегина» в университетах и пединститутах вплоть до выхода комментария Лотмана. Текст Бродского несёт на себе глубокие следы вульгарного социологизма В рамках марксистской методологии — упрощённое, догматическое толкование текста, который понимается как буквальная иллюстрация политических и экономических идей. Чего стоит одно только пояснение к слову «боливар»: «Шляпа с большими полями, кверху расширявшийся цилиндр в честь деятеля национально-освободительного движения в Южной Америке , Симона Боливара 1783-1830 , была модной в той среде, которая следила за политическими событиями, которая сочувствовала борьбе за независимость маленького народа» 43 Бродский Н. Пособие для учителя. Иногда комментарий Бродского страдает от чересчур прямолинейного толкования тех или иных пассажей.
Например, о строке «Ревнивый шёпот модных жён» он всерьёз пишет: «Бегло брошенным образом «модной жены» Пушкин подчеркнул разложение семейных устоев в... Если исключить предсказуемые «советизмы», которые можно счесть неизбежными приметами времени, в книге Бродского можно найти достаточно добротный реальный и историко-культурный комментарий к тексту романа. США, Великобритания, 1999 год Четырёхтомный труд Владимира Набокова 1899-1977 вышел первым изданием в 1964 году, вторым исправленным — в 1975-м. Первый том занят подстрочным переводом «Онегина» на английский язык, второй и третий — англоязычным комментарием, четвёртый — указателями и репринтом русского текста. Набоковский комментарий был переведён на русский язык поздно; опубликованные в 1998-1999 годах русские переводы комментария их два трудно признать удачными. Мало того, что комментарий Набокова превосходит по объёму работы других комментаторов, — сам набоковский перевод тоже выполняет комментаторские функции, интерпретируя те или иные слова и выражения в тексте «Евгения Онегина». Например, все комментаторы, кроме Набокова, разъясняют значение прилагательного в строке «В своей коляске выписной». Это слово вытеснено в современном языке новым словом с тем же значением, теперь вместо него используется заимствованное «импортный». Набоков ничего не поясняет, а просто переводит: «imported». Объём идентифицированных Набоковым литературных цитат и приведённых им художественных и мемуарных параллелей к тексту романа не превзойден никем из предшествующих и последующих комментаторов, и это неудивительно: Набоков как никто другой чувствовал себя at home С английского — «как дома».
Несовпадение личности и её образа жизни — это и есть основа романа Валентин Непомнящий Наконец, Набоков был единственным комментатором «Онегина» в XX веке, кто знал быт русской дворянской усадьбы не понаслышке, а из собственного опыта и легко понимал многое из того, что не улавливали советские филологи. К сожалению, внушительный объём набоковского комментария создаётся не только за счёт полезной и нужной информации, но и благодаря множеству сведений, имеющих самое отдалённое отношение к комментируемому произведению 45 Чуковский К. Высокое искусство. Но читать всё равно очень интересно! Помимо комментариев, современный читатель может найти объяснения непонятных слов и выражений в «Словаре языка Пушкина» первое издание — рубеж 1950-60-х годов; дополнения — 1982 год; сводное издание — 2000-й. В создании словаря участвовали выдающиеся лингвисты и пушкинисты, ранее подготовившие «большое академическое» издание Пушкина: Виктор Виноградов, Григорий Винокур, Борис Томашевский, Сергей Бонди. Кроме перечисленных справочников существует множество специальных историко-литературных и историко-лингвистических работ, одна только библиография которых занимает увесистый том. Почему они не всегда помогают? Потому что различия между нашим языком и языком начала XIX века не точечные, а сквозные, и с каждым десятилетием они только нарастают, подобно «культурным слоям» на городских улицах. Никакой комментарий не может исчерпать текста, но даже минимально необходимый для понимания комментарий к текстам пушкинской эпохи уже должен быть построчным а может быть, даже пословным и многосторонним реальный комментарий, историко-лингвистический, историко-литературный, стиховедческий, текстологический.
Такой комментарий не создан даже для «Евгения Онегина». История создания «Евгения Онегина» - «плода ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» - выдающимся русским классиком Александром Сергеевичем Пушкиным не напоминает блицкриг. Произведение создавалось поэтом эволюционно, знаменуя его становление на пути реализма. Роман в стихах как событие в искусстве представлял собой уникальное явление. До этого в мировой литературе был написан в этом же жанре лишь один аналог - романтическое произведение Джорджа Гордона Байрона «Дон Жуан». Автор решается на мозговой штурм Пушкин пошел дальше великого англичанина - к реализму. На этот раз поэт поставил перед собой сверхзадачу - показать человека, способного служить катализатором дальнейшего развития России. Александр Сергеевич, разделяя идеи декабристов, понимал, что огромную страну следует сдвинуть, как локомотив, с тупикового пути, приведшего все общество к системному кризису. История создания «Евгения Онегина» определяется титаническим поэтическим трудом в период с мая 1823 года по сентябрь 1830 г. Роман в стихах творился на протяжении четырех этапов творчества Александра Сергеевича: южной ссылки 1820 - 1824 гг.
Пушкин, «Евгений Онегин»: история создания Молодой Пушкин, выпускник по словам императора Александра I, «наводнивший Россию возмутительнейшими стихами», начал писать свой роман, пребывая в ссылке в Кишиневе благодаря заступничеству друзей этапирования в Сибирь удалось избежать. К этому времени он был уже кумиром русской образованной молодежи. Поэт стремился создать образ героя своего времени. В произведении он мучительно искал ответ на вопрос о том, каким должен быть носитель новых идей, творец новой России. Социально-экономическая обстановка в стране Рассмотрим общественную среду , в которой создавался роман. Россия победила в войне 1812 года. Это придало ощутимый импульс общественным стремлениям к освобождению от феодальных оков. В первую очередь народ жаждал Такое его освобождение неминуемо влекло за собой ограничение полномочий монарха. Сформировавшиеся сразу после войны сообщества гвардейских офицеров в 1816 году в Петербурге образовывают декабристский «Союз спасения». В 1818 г в Москве организуется «Союз благоденствия».
Эти декабристские организации активно способствовали формированию либерального общественного мнения и ждали удобного момента для государственного переворота. Среди декабристов было много друзей Пушкина. Он разделял их взгляды. Россия к тому времени уже стала признанной европейской державой с населением около 40 миллионов человек, внутри нее вызревали ростки государственного капитализма. Однако ее хозяйственную жизнь все еще определяли рудименты феодализма, дворянское землевладение и купечество. Эти социальные группы, постепенно теряющие общественный вес, были все еще мощны и пользовались влиянием на жизнь государства, продлевая феодальные отношения в стране. Они являлись поборниками общества, построенного по устаревшим екатерининским дворянским принципам, присущим России XVIII века. Налицо были характерные признаки социального и всего общества. В стране проживало много образованных людей, понимающих, что интересы развития требуют больших перемен и реформ. История создания «Евгения Онегина» началась с личного неприятия поэтом окружающего, говоря словами Александра Николаевича Островского, «темного царства» Поднявшаяся после мощного ускорения, заданного и динамизма во время правления императрицы Екатерины II, Россия в начале XIX века сбавила темпы развития.
На время написания Пушкиным знаменитого романа в стране еще не было железных дорог, еще по ее рекам не плавали пароходы, тысячи и тысячи ее трудолюбивых и талантливых граждан были связаны по рукам и ногам узами крепостного права. Онегинская строфа С особым вниманием Александр Сергеевич, «русский Моцарт от поэзии», отнесся к своему труду. Он разработал новый стихотворный ряд специально для написания романа в стихах. Слова поэта льются не свободным ручьем, а структурированно. Каждые четырнадцать строк соединяются в специфическую онегинскую строфу. При этом рифмование неизменно на протяжении всего романа и имеет следующий вид: CCddEffEgg где прописные буквы обозначают женские окончания , а строчные - мужские. Несомненно, история создания романа «Евгений Онегин» - это история создания онегинской строфы. Именно с помощью варьирования строф автору удается в своем произведении создать аналог прозаических разделов и глав: переходить с одной темы на другую, менять стиль изложения от размышления до динамичного развития сюжета. Таким образом автор создает впечатление непринужденной беседы со своим читателем. Роман - «собрание пестрых глав» Что заставляет людей писать произведения о своем поколении и о своей родной земле?
Почему при этом они отдаются этому труду полностью, работая, словно одержимые? История создания романа «Евгений Онегин» изначально подчинялась замыслу автора: создать роман в стихах, состоящий из 9 обособленных глав. Специалисты по творчеству Александра Сергеевича называют его «разомкнутым во времени» по причине того, что каждая его глава - самостоятельна, и может по своей внутренней логике завершить произведение, хотя и находит свое продолжение в следующей главе. Его современник - профессор русской словесности Николай Иванович Надеждин - дал классическое описание «Евгения Онегина» не как произведения с жесткой логичной структурой, а, скорее, как некоей поэтической тетради, наполненной непосредственными радужными переливами яркого таланта.
Евгений Онегин — образ и характеристика героя романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Он из Германии туманной Привёз учёности плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри чёрные до плеч. Узнайте героя по описанию. Всегда скромна, всегда послушна, Всегда, как утро, весела, Как жизнь поэта, простодушна, Как поцелуй любви, мила... Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.
Укажите, о ком идёт речь в следующих строках. Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь — Всё это мужа не спросясь. Укажите отчество сестёр Лариных.
В эмиграции продолжил заниматься пушкинистикой. Началось изучение черновых редакций романа. В 1937 году, к столетию со дня смерти поэта, все известные печатные и рукописные варианты «Онегина» были напечатаны в шестом томе академического Полного собрания сочинений Пушкина редактор тома — Борис Томашевский. В этом издании осуществлён принцип «послойного» прочтения и подачи вариантов черновых и беловых рукописей от окончательных чтений к ранним вариантам. Основной текст романа в этом же собрании напечатан «по изданию 1833 г. В дальнейшем в научных и массовых изданиях перепечатывался, за редчайшими исключениями и с некоторыми орфографическими вариациями, именно этот текст. Иначе говоря, критический текст «Евгения Онегина», к которому мы привыкли, не совпадает ни с одним из изданий, вышедших при жизни Пушкина. Иосиф Шарлемань. Эскиз декораций к опере Петра Чайковского «Евгений Онегин».
История литературы. Более того, последовательно заполнить отточия невозможно: некоторые строфы или части строф сокращены, а другие никогда не были написаны. Далее, некоторые строфы присутствуют в рукописях, но отсутствуют в печатном тексте. Есть строфы, имевшиеся в изданиях отдельных глав, но исключённые из сводного издания например, развёрнутое сравнение «Евгения Онегина» с Гомеровой «Илиадой» в конце главы четвёртой. Есть строфы, напечатанные отдельно как отрывки из «Евгения Онегина», но не вошедшие ни в отдельное издание соответствующей главы, ни в сводное издание. Таков, например, напечатанный в 1827 году в «Московском вестнике» отрывок «Женщины» — начальные строфы главы четвёртой, которые в отдельном издании глав четвёртой и пятой заменены серией номеров без текста. Такая «непоследовательность» — не случайный недосмотр, а принцип. Роман наполнен парадоксами, превращающими историю создания текста в художественный приём. Автор играет с текстом, не только исключая фрагменты, но и, наоборот, включая их «на особых условиях ».
Так, в авторских примечаниях приведено начало строфы, не вошедшей в роман «Пора: перо покоя просит... Рукопись «Евгения Онегина». Пушкин писал свой роман, ещё не зная, как он его закончит. Десятая глава — вариант продолжения, отвергнутый автором. Из-за своего содержания политическая хроника рубежа 1810-20-х годов, включающая описание заговорщиков-декабристов десятая глава «Онегина», даже если бы она была окончена, вряд ли могла быть напечатана при жизни Пушкина, хотя имеются сведения, что он давал её на прочтение Николаю I 34 Лотман Ю. Глава писалась в Болдине и была сожжена автором 18 или 19 октября 1830 года об этом есть пушкинская помета в одной из болдинских рабочих тетрадей. Однако написанное не было уничтожено полностью. Часть текста сохранилась в виде авторского шифра, который в 1910 году разгадал пушкинист Пётр Морозов. Тайнопись скрывает только первые четверостишия 16 строф, но никак не фиксирует оставшиеся 10 строк каждой строфы.
Кроме того, несколько строф уцелели в отдельном черновике и в сообщениях друзей поэта. В результате от всей главы до нас дошёл отрывок из 17 строф, ни одна из которых не известна нам в завершённом виде. Из них только две имеют полный состав 14 стихов , и только одна достоверно зарифмована по схеме онегинской строфы. Порядок сохранившихся строф тоже не вполне очевиден. Во многих местах текст разобран гипотетически. Даже первая, едва ли не самая известная строчка десятой главы «Властитель слабый и лукавый», об Александре I читается лишь предположительно: у Пушкина в шифре записано «Вл. Такая причёска у Ленского, недавнего гёттингенского студента: Гёттингенский университет был одним из наиболее передовых учебных заведений того времени. Среди знакомых Пушкина было несколько выпускников Гёттингена, и все они отличались свободомыслием: декабрист Николай Тургенев и его брат Александр, лицейский учитель Пушкина Александр Куницын. Таким образом, Онегин и Ленский, во всём противоположные друг другу, отличаются даже причёсками.
О чём свидетельствует эта знаменитая деталь? Неужели о том, что героиня забыла снять головной убор? Конечно, нет. Благодаря этой подробности Онегин понимает, что перед ним — знатная дама и что она замужем. Современный историк европейского костюма разъясняет, что берет «в России появился только в начале XIX века одновременно с другими западноевропейскими головными уборами, плотно охватывающими голову: парики и пудреные причёски в XVIII века исключали их употребление. В 1-й половине XIX века берет был только женским головным убором, и притом только замужних дам. Являвшийся частью парадного туалета, он не снимался ни на балах, ни в театре, ни на званых вечерах» 39 Кирсанова Р. Опыт энциклопедии. Береты делались из атласа, бархата или иных тканей.
Они могли быть украшены плюмажем или цветами. Носили их наискось, так, что один край мог даже касаться плеча. В ресторане Talon Онегин с Кавериным пьют «вино кометы». Что за вино? Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы Фёдор Достоевский Кроме того, в романе, который написан, казалось бы, тем же языком, каким говорим мы с вами, в действительности много устаревших слов и выражений. А почему они устаревают? Во-первых, потому, что меняется язык; во-вторых, потому, что меняется мир, который он описывает. Вот во время дуэли слуга Онегина Гильо «за ближний пень становится». Как интерпретировать такое поведение?
Все иллюстраторы изображают Гильо пристроившимся невдалеке возле небольшого пенька. Все переводчики используют слова со значением «нижняя часть срубленного, спиленного или сломленного дерева». Точно так же трактует это место «Словарь языка Пушкина». Однако если Гильо боится погибнуть от случайной пули и надеется от неё укрыться, то зачем ему пень? Об этом никто не задумывался, пока лингвист Александр Пеньковский не показал на множестве текстов пушкинской эпохи, что в то время слово «пень» имело ещё одно значение, помимо того, которое оно имеет сегодня, — это значение «ствол дерева» не обязательно «срубленного, спиленного или сломленного» 41 Пеньковский А. Исследования поэтического языка пушкинской эпохи. Другая большая группа слов — это устаревшая лексика, обозначающая устаревшие реалии. В частности, в наши дни стал экзотикой гужевой транспорт — его хозяйственная роль нивелировалась, связанная с ним терминология ушла из общеупотребительного языка и сегодня по большей части неясна. Вспомним, как Ларины собираются в Москву.
Форейтором от нем. Vorreiter — тот, кто едет спереди, на передней лошади обычно был подросток или даже маленький мальчик , чтобы лошади было проще его везти. Форейтор должен быть мальчиком, а у Лариных он «бородатый»: они так долго не выезжали и сидели сиднем в деревне, что у них уже и форейтор состарился 42 Добродомов И. Лексика и фразеология «Евгения Онегина»: Герменевтические очерки. Первый опыт научного комментирования «Евгения Онегина» был предпринят ещё в позапрошлом веке: в 1877 году писательница Анна Лачинова 1832-1914 издала под псевдонимом А. Вольский два выпуска «Объяснений и примечаний к роману А. Пушкина «Евгений Онегин». Из монографических комментариев к «Онегину», опубликованных в XX столетии, наибольшее значение имеют три — Бродского, Набокова и Лотмана. Самый известный из них — комментарий Юрия Лотмана 1922-1993 , впервые опубликованный отдельной книгой в 1980 году.
Книга состоит из двух частей. Первая — «Очерк дворянского быта онегинской поры» — представляет собой связное изложение норм и правил, регулировавших мировоззрение и бытовое поведение дворянина пушкинского времени. Вторая часть — собственно комментарий, движущийся за текстом от строфы к строфе и от главы к главе. Помимо объяснения непонятных слов и реалий, Лотман уделяет внимание литературному фону романа металитературным полемикам, выплёскивающимся на его страницы, и разнообразным цитатам, которыми он пронизан , а также истолковывает поведение героев, обнаруживая в их словах и действиях драматическое столкновение точек зрения и поведенческих норм. Так, Лотман показывает, что разговор Татьяны с няней — это комическое qui pro quo, «Кто вместо кого». Латинское выражение, обозначающее путаницу, недоразумение, когда одно принимается за другое. В театре этот приём используют для создания комической ситуации. Комментатор убедительно демонстрирует, что, согласно авторскому замыслу, Онегин убил Ленского непреднамеренно, и это понимают по деталям рассказа читатели, знакомые с дуэльной практикой. Если бы Онегин хотел застрелить приятеля, он избрал бы совершенно иную дуэльную стратегию Лотман рассказывает, какую именно.
Чем кончился «Онегин»? Женатый Пушкин ещё мог написать письмо Онегина, но продолжать роман не мог Анна Ахматова Непосредственным предшественником Лотмана на обсуждаемом поприще был Николай Бродский 1881-1951.
Татищево стало важным местом в его жизни, в котором он нашел умиротворение и вдохновение для своих стихов. В деревне Татищево жили простые крестьяне, которые воспитывали в Онегине чувство сопричастности к природе и красоте окружающего мира. Онегин часто ходил на прогулки среди полей и лесов, наслаждаясь тишиной и умиротворением этого места.
Это окружение стало важной основой его характера — он стал подвижником и бесшабашным индивидуалистом, стремящимся к свободе и независимости. Она является не просто фоном для событий, но активно взаимодействует с героями, отражая их эмоции и состояние души. В романе описываются различные природные явления, которые символизируют эмоциональное состояние героев. Евгений Онегин, главный герой романа, жил в роскошном имении на берегу небольшой реки. Вода реки часто олицетворяет его эмоции и чувства.
Например, в моменты грусти или раздумий Онегин наблюдает за течением реки, которое отражает его внутреннюю трагедию и неудовлетворенность. Природа также играет важную роль во встрече Онегина с Татьяной. Когда герои встречаются в саду, описывается красота и гармония окружающей природы, что отражает их возвышенные чувства и сильное влечение друг к другу. Природа в данном случае служит фоном для проявления истинных эмоций и чувств героев. В романе также описывается природа северной России, где Онегин уезжает после ссоры с Ленским.
Описания холодного и сурового северного ландшафта передают его чувство замкнутости и одиночества. Красота природы становится трагическим контрастом к человеческой неудовлетворенности и печали. Исторические памятники Евгений Онегин — вымышленный литературный персонаж, созданный великим русским поэтом Александром Пушкиным. Во время этого периода в России происходили множество исторических событий и возникали памятники, которые до сих пор можно увидеть. В Санкт-Петербурге, где Евгений Онегин провел большую часть своей жизни, есть множество исторических памятников.
Один из самых известных — памятник Петру I, который стоит на Сенатской площади. Этот памятник был установлен в честь основателя города и символизирует важность и величие Петербурга. Еще один знаковый памятник в Санкт-Петербурге — Адмиралтейская колонна. Этот памятник был установлен после Победы в Отечественной войне 1812 года и посвящен российским морякам, которые отстояли свою Родину. Этот памятник является символом героизма и патриотизма.
Кроме Санкт-Петербурга, можно найти исторические памятники и в других городах России. Например, в Москве есть памятник Минину и Пожарскому, который был установлен в память о подвиге этих героев во время освобождения страны от польских интервентов в начале XVII века. Во многих городах также можно увидеть памятники великому русскому писателю Александру Пушкину, создателю Евгения Онегина. Эти памятники символизируют важность литературного наследия Пушкина и его вклада в развитие русской культуры. Они напоминают о великой эпохе русской литературы и о жизни и творчестве Евгения Онегина.
Одесса Одесса — город на юге Украины, который является родиной множества выдающихся личностей. Одним из них является поэт и герой романа великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина — Евгений Онегин. По легенде, в Одессе проведена свои первые годы жизни Евгений Онегин.
В настоящее время она составляет основу Российской государственной и Исторической библиотек. В 1873 году в судьбе усадьбы Салтыковых-Чертковых начался новый этап — она превратилась в источник дохода. Сначала дом выкупила некая купчиха Наталья Гагарина, которая затеяла масштабную перестройку особняка. Перед главным домом был выстроен павильон, а боковые корпуса стали сдаваться в аренду. Через шесть лет имение перешло к другой московской купчихе — Клавдии Обидиной. Она заплатила за усадьбу ни много ни мало 750 тысяч рублей: для сравнения — примерно в это время Чехов приобрел Мелихово всего за 13 тысяч... Но Обидина не прогадала.
Ее проект по превращению усадьбы в доходное место оказался успешнее, чем у предшественницы. Новая владелица стала сдавать в аренду не только боковые пристройки, но и главный корпус здания. Начиная с 1890-х в доме находились Московское архитектурное общество и Литературно-артистический клуб. Внутреннее убранство особняка также претерпело изменения: Обидина заказала у архитектора Федора Шехтеля массивную лестницу, которая сегодня является ярким центральным элементом убранства усадьбы, как бы связывая воедино его разномастные комнаты. Невозможно пройти и мимо легендарного камина, изготовленного по эскизам самого Михаила Врубеля. Как обратила внимание экскурсовод, этот камин — презентационный: он изначально был задуман как диковинка, которая привлечет внимание посетителей усадьбы и сподвигнет их заказать себе такой же. А камин и вправду удивительный, его смело можно назвать жемчужиной особняка. Выполненный из гипса орнамент в виде устремившихся ввысь и переплетающихся между собой ветвей, лукавые фавны, укрывшиеся среди них, и гигантское, до потолка, зеркало, венчающее конструкцию — все это производит сильное впечатление. Кстати, этот самый камин вы наверняка не раз видели по телевизору. А именно — в фильме «Семнадцать мгновений весны», в сцене переговоров американцев с немцами о заключении сепаратного мира.
В 1914 году усадьба едва не погибла: очередной ее владелец, предприниматель по фамилии Кеппен, задумал снести особняк и возвести на его месте доходный дом. Но этому помешала Первая мировая война. Затем была Октябрьская революция, усадьба долгое время стояла заброшенная. В 1923 году здесь открыли Клуб красных директоров, при котором были организованы курсы математики, экономики и физики для бывших крестьян и матросов. Главой клуба был назначен не кто иной как Феликс Дзержинский. Впоследствии здесь располагались Дом инженеров, редакция журнала «Наука и жизнь», а также неоднократно проходили киносъемки. В настоящее время усадьба Салтыковых-Чертковых служит домом для «Нового театра».