По итогам минувшей недели бензин АИ-92 на бирже подешевел на 20,7%, стоимость АИ-95 снизилась на 18%. Биржевые цены на бензин и дизельное топливо резко пошли вниз на фоне введенного 21 сентября запрета на экспорт топлива из России, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Примерно треть стоимости литра бензина в России — это налоги на добычу полезных ископаемых и на дополнительный доход. Из таблицы видно, что стоимость бензина в России немного коррелирует с биржевой стоимостью нефти: за год до пиковых значений начинает дорожать топливо.
Россия побила свой рекорд по «индексу бензобака»
Стоимость бензина и дизтоплива в России не зависят от стоимости нефти напрямую, они определяются государством. Стоимость бензина и дизтоплива в России не зависят от стоимости нефти напрямую, они определяются государством. С начала года средняя стоимость бензина в России увеличилась на три рубля, а цена дизельного топлива за год выросла ещё сильнее. В России ввели новые акцизы на бензин и обнулили экспортные пошлины на нефть. Сколько сейчас стоит бензин в России, почему растут цены, чего ждать в 2024 году? Цена на бензин АИ-92 на бирже СПбМТСБ 14 июня достигала 57 917 руб./т, что стало новым историческим максимумом.
За период с 14 по 20 ноября снижение цен на бензин в РФ составило 0,2% - Росстат
Стоимость дизтоплива увеличилась на 2 коп. За период с 14 по 20 ноября снижение цен на бензин автомобильный было зафиксировано в 51 субъекте Российской Федерации. В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший период цены на бензин автомобильный не изменились. На наблюдаемых АЗС в Москве бензин марки АИ-92 можно было приобрести по цене от 48,69 до 52,79 рубля, марки АИ-95 - от 53,79 до 58,49 рубля, марки АИ-98 и выше - от 63,39 до 73,99 рубля за литр.
Для начала разберёмся с инфляцией. Накопленная инфляция за три года - 03.
Хм, а почему мы рассматриваем именно этот период? Почему не год, не два, не 5 лет, а именно 3? Да потому что именно этот период позволяет удачно подогнать цифры так, чтобы внедрить в сознание уважаемых читателей мысль, что бензин дорожает равномерно и постоянно. Но вообще-то у нормальных людей принято считать от года к году, чтоб учесть сезонный фактор и последние тенденции. То есть за год ВЕСЬ бензин подорожал выше инфляции, а дизель так вообще почти втрое превысил её.
Манипуляция используется не впервые, но повторюсь.
По мнению экспертов, бензин и дизель дорожают сразу по нескольким причинам. Это падение рубля к доллару и евро, рост спроса и снижение биржевого предложения. В мае сообщалось, что объемы производства бензина в России сократились на 6,4 процента. Это произошло одновременно с решением Минфина вдвое сократить выплаты предприятиям за поставки на внутренний рынок.
Кроме того, у России накоплены большие запасы топлива, а другие нефтяные компании готовы увеличить продажу дополнительных объемов на внутреннем рынке, в том числе на бирже.
Мы продолжим мониторить, продолжим работать с компаниями", — резюмировал Новак. Со своей стороны сама НК запросила другие компании о закупке нефтепродуктов. Также Минэнерго должно вместе с участниками рынка проработать вопрос об увеличении продаж нефтепродуктов на бирже и представить график ремонтов НПЗ. Нефтяным компаниям в свою очередь рекомендовано держать стабильные цены на АЗС, а РЖД — выделить дополнительные цистерны и локомотивы для поставок нефтепродуктов. Алексей Майшев Кроме того, Минэнерго и ФАС должны изучить цены на нефтепродукты в субъектах РФ, в том числе по вертикально-интегрированным и независимым компаниям. Федеральная антимонопольная служба уже заявила, что запросит у вертикально-интегрированных нефтяных компаний данные о разнице динамики цен бензина и дизельного топлива в опте и мелкооптовом сегменте.
В пресс-службе ФАС напомнили, что в декабре 2023 года оптовая стоимость нефтепродуктов значительно снизилась, однако у некоторых компаний в мелкооптовом сегменте цены не изменились. К основным потребителям мелкооптового сегмента относятся независимые АЗС, промышленные предприятия, аграрии, транспортные предприятия-перевозчики, строительные компании и т. Минэнерго, ФАС и Росстандарт помимо этого должны представить проект нормативно-правового акта, обеспечивающего выбор на АЗС базового и брендированного топлива на равных условиях. Ранее Новак отметил, что "отдельные заправки держат цены значительно выше из-за того, что продают только брендированное дизельное топливо с приставкой "экто" или "евро".
Бензин за год подорожал на восемь процентов
А курс доллара как никогда «шепчет» экспортерам. О разнице между экспортной ценой которая является тайной за семью печатями и внутренней очень доходчиво говорит объем выплаченного демпфера в августе. Он стал рекордным, принеся нефтяникам 185,9 млрд рублей. Чем больше разница между экспортными ценами и внутренними, тем больше выплаты. Еще в июле демпфер составил 110 млрд рублей, а в январе было 47,9 миллиарда.
Косвенным эффектом резкого роста оптовых цен на бирже должно стать сокращение объема демпфера — за счет сокращения разницы между внутренними и экспортными ценами. Это даже если взять за скобки уже принятое решение о сокращении выплат вдвое. В условиях дефицита бюджета может сложиться ощущение, что наблюдаемое ралли на бирже очень на руку Минфину. Да, потребители будут вынуждены больше тратить на топливо, но зато казне удастся сэкономить.
В реальности, конечно, все работает гораздо сложнее, и рост розничных цен — это плохо и для экономики, и для бюджета, ведь крупнейший потребитель топлива все же само государство. По давно сложившемуся джентльменскому соглашению между властями и нефтяниками они не могут повышать розничные цены на бензин больше, чем на уровень инфляции в стране. На данный момент это соглашение выполнялось почти безупречно. И, глядя на среднероссийские цены, только и остается уповать на то, что больше инфляция не вырастет.
И как только объемы отступных нефтяникам за продажу бензина на внутреннем рынке тот самый демпфер начнут сокращаться, никаких экономических стимулов и дальше торговать себе в убыток у них не останется. И российских водителей ждут интересные времена. Денис Лебедев, «Фонтанка.
А курс доллара как никогда «шепчет» экспортерам. О разнице между экспортной ценой которая является тайной за семью печатями и внутренней очень доходчиво говорит объем выплаченного демпфера в августе. Он стал рекордным, принеся нефтяникам 185,9 млрд рублей.
Чем больше разница между экспортными ценами и внутренними, тем больше выплаты. Еще в июле демпфер составил 110 млрд рублей, а в январе было 47,9 миллиарда. Косвенным эффектом резкого роста оптовых цен на бирже должно стать сокращение объема демпфера — за счет сокращения разницы между внутренними и экспортными ценами. Это даже если взять за скобки уже принятое решение о сокращении выплат вдвое. В условиях дефицита бюджета может сложиться ощущение, что наблюдаемое ралли на бирже очень на руку Минфину. Да, потребители будут вынуждены больше тратить на топливо, но зато казне удастся сэкономить.
В реальности, конечно, все работает гораздо сложнее, и рост розничных цен — это плохо и для экономики, и для бюджета, ведь крупнейший потребитель топлива все же само государство. По давно сложившемуся джентльменскому соглашению между властями и нефтяниками они не могут повышать розничные цены на бензин больше, чем на уровень инфляции в стране. На данный момент это соглашение выполнялось почти безупречно. И, глядя на среднероссийские цены, только и остается уповать на то, что больше инфляция не вырастет. И как только объемы отступных нефтяникам за продажу бензина на внутреннем рынке тот самый демпфер начнут сокращаться, никаких экономических стимулов и дальше торговать себе в убыток у них не останется. И российских водителей ждут интересные времена.
Денис Лебедев, «Фонтанка.
Бензин АИ-95 в среднем стоит 52—56 рублей за литр. Минэнерго обещает рассмотреть введение лицензирования экспорта нефтепродуктов.
Улучшит ли это ситуацию — пока неизвестно. По словам директора аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, если эффекта не будет, могут последовать более радикальные меры. Если лицензирование сильно не поможет, и рост цен будет продолжаться, могут последовать меры более радикальные, то есть запрет на экспорт или частичный запрет на экспорт, либо запрет на некоторые виды нефтепродуктов отдельные.
Об этом, по крайней мере в конце июля, рассуждали профильные чиновники. Если цены на горючее в стране не станут корректироваться, то это может быть принято, так как впереди выборный цикл 2024 года, и это подстегивает к таким решениям. Но россияне обеспокоены не только «космической» ценой на бензин.
В Астраханской, Волгоградской, Саратовской и других областях наблюдается дефицит топлива. По данным Motor.
При этом за первую половину 2023 года на АЗС России заметнее дорожал дизель, прибавив 1,42 процента, до 57,1 рубля за литр. Бензин АИ-95 вырос в цене до 52,6 рубля, АИ-92 — до 47,6 рубля. Прибавка составила 1,15 процента и 0,85 процента соответственно. До уровня инфляции топливо не дотянуло — она составила 2,61 процента за полугодие.
За сутки на Украине выявили почти 2 тыс. случаев заражения коронаврирусом
Розничные цены на бензин в РФ пока остаются стабильными. 70 рублей за литр. Цены на бензин на карте. Эксперты сходятся во мнении, что снижения стоимости топлива на внутреннем рынке РФ в 2023 году ожидать не следует.
Дроны пахнут керосином: в России сократилось производство бензина и выросли оптовые цены на топливо
Почему рост стоимости топлива в РФ неизбежен и насколько могут вырасти цены на бензин и дизтопливо в 2024 году? Биржевые цены на топливо обрушило решение властей запретить экспорт бензина и дизеля, принятое в конце прошлой недели. Средние цены на топливо и бензин на АЗС рассчитывается ежедневно в 22:00 МСК предыдущего дня, что гарантирует актуальность. Новости России. Цена на бензин АИ-92 на бирже СПбМТСБ 14 июня достигала 57 917 руб./т, что стало новым историческим максимумом. С конца прошлого года средняя стоимость бензина на российских АЗС увеличилась до 54,90 рублей за литр, прибавив в цене 26 копеек.
Стоимость топлива возобновила рост
В России несколько месяцев растут цены на бензин. Все, что нужно знать — Автоновости Екатеринбурга | Ответ: медианная зарплата в России в июле 2023 года составила 53571 рубль. |
Оптовые цены на бензин обновили исторический максимум - Ведомости | Средняя стоимость бензина в России составила 0.57 USD / литр в 2023 году. |
Стоимость топлива возобновила рост | Стоимость бензина и дизтоплива в России не зависят от стоимости нефти напрямую, они определяются государством. |
Экономист Масленников раскритиковал правительственные меры по стабилизации цен на бензин | Средние цены на топливо и бензин на АЗС рассчитывается ежедневно в 22:00 МСК предыдущего дня, что гарантирует актуальность. |
Динамика изменения цен на бензин в России
Если оценивать динамику стоимости дизтоплива и бензина в России в 2019 году и сравнивать с периодом в почти 20 лет, то есть начиная с 2000 года, то картина складывается по годам следующим образом. Цена на бензин АИ-92 на бирже СПбМТСБ 14 июня достигала 57 917 руб./т, что стало новым историческим максимумом. Экономика - 10 сентября 2023 - Новости Тюмени - Средние розничные цены на бензин и дизельное топливо в России снижаются третью неделю кряду. Средние розничные цены на бензин и дизельное топливо в России снижаются третью неделю кряду.
В России резко выросла стоимость топлива на АЗС. С чем это связано
Использующим роботов компаниям могут запретить закупать бензин на торгах ФАС и СПбМТС также должны усилить контроль за деятельностью недобросовестных участников биржевых торгов, использующих торговых ботов. Внимание регулирующих ведомств на резкий рост использования недобросовестных практик так называемых роботов при покупках нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже обратили внимание сами участники топливного рынка. Использующим роботов компаниям могут запретить закупать бензин на торгах РИА Новости. Илья Питалев По их словам, на фоне высокого биржевого спроса на нефтепродукты усилилась деятельность алгоритмических систем закупа, позволяющих рассчитывать, формировать и выставлять заявки в биржевые стаканы значительно быстрее, чем при работе вручную. По словам Аркуши, подобные действия фактически закрывают возможность купить нефтепродукты на бирже добросовестным покупателям, в результате они вынуждены по завершению торгов на СПбМТСБ приобретать топливо у перекупщиков. По факту роботы скупают все выставляемые лоты, не давая возможности добросовестным покупателям приобрести товар. И буквально сразу по окончанию торгов компании, использующие роботов, предлагают купить у них нефтепродукты с премией к биржевой цене, говорится в письме. В качестве примера они описывают ситуацию, когда сеть независимых АЗС, обеспечивающая топливом в том числе медицинские, правоохранительные и другие экстренные службы, с 12 по 24 января не смогла приобрести на бирже бензины на некоторых базисах Центральной России. Старший вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов со своей стороны в беседе с "Интерфаксом" обратил внимание на то, что биржа следит за торговым поведением участников торгов. И, по его словам, критерии недобросовестных торговых практик дорабатываются с учетом проводимого анализа. Тема пресечения "серого" экспорта нефтепродуктов вновь актуальна Вместе с тем власти России вернулись к теме пресечения "серого" экспорта нефтепродуктов, в том числе через ЕАЭС.
Это очень больно бьет не только по карманам водителей, но и по экономике в целом. Президент поставил в числе главных задач недопущение роста цен. А как ее выполнить, если в каждом без исключения товаре в РФ — тот самый бензин? И рост цен на него быстро раскручивает маховик инфляции. Стоимость топлива подвержена и сезонному влиянию. Например, цены на дизельное топливо выросли на три рубля в период с ноября 2022-го по январь 2023 года. Весной наблюдалось незначительное снижение, затем к началу августа стоимость вернулась на январские уровни, но за неполный август уже прибавила больше рубля. Сейчас цена дизтоплива по России составляет около 60 рублей за литр, при этом, например, на Дальнем Востоке она подбирается к 70 рублям за литр.
С бензином ситуация чуть попроще, поскольку заканчивается сезон отпусков, а с ним и повышенный спрос на топливо. Но эксперты уверены, что речь будет идти не о снижении цен, а только о нормализации роста, под которым понимается повышение на уровень инфляции. Правда, даже для этого нужно будет снизить биржевую стоимость топлива, потому что равенство оптовых и розничных цен создает ненормальную ситуацию, в том числе для независимых АЗС. Как это влияет на экономику Экономисты отмечают, что подорожание топлива неизбежно ведет к повышению цен на товары и услуги. Всё потому, что затраты на перевозку заложены производителями в себестоимость продукции. То, что часть затрат на транспортные услуги ляжет в конечную стоимость товара, это абсолютная экономическая теория. Всегда при подорожании транспортных услуг повышаются цены на товары в розничной торговле, потому что все товары, особенно в такой большой стране, как у нас, нужно перевозить, — объясняет экономист Георгий Остапкович. По словам эксперта, повышение цен на бензин — это проинфляционный фактор, который сильно влияет на удорожание стоимости товара.
С ним согласен и экономист Константин Селянин, который также подтвердил, что стоимость нефтепродуктов сказывается практически на всех существующих товарах и услугах — от продуктов в магазинах до билетов в автобусе.
Но россияне обеспокоены не только «космической» ценой на бензин. В Астраханской, Волгоградской, Саратовской и других областях наблюдается дефицит топлива. По данным Motor. Эксперты дают неутешительные прогнозы — снижение цен на топливо в ближайшее время не ожидается. Скачок в стоимости может приостановить лишь окончание сезона, однако это ненадолго. Ведь по традиции дизельное топливо продолжит расти в цене зимой. Ситуацию пытаются отрегулировать. Но когда будет виден результат — остается только догадываться.
Столь заметного роста цен на автомобильное топливо мы не видели с весны 2018 года, когда случился топливный кризис и было введено «правило инфляции», которое запрещало нефтяным компаниям поднимать стоимость выше уровня официальной инфляции. К тому же, при нынешнем курсе рубля к доллару, стоимость литра бензина в РФ вполне может перевалить за 100 рублей или приблизиться к ней.
Однако биржевые рекорды говорят о том, что рекомендации чиновников не выполняются. И по данным издания «Коммерсант», 19 июля на биржевом комитете ФАС уже в жесткой форме призвал нефтяников увеличить производство бензина. Видимо, нынешний стремительный рост цен на бирже связан с массовыми профилактическими ремонтами, которыми занимались НПЗ. Предполагалось, что с июня цены на топливо слегка «оттаят», объемы-то восстановились. Но ослабление рубля и, как следствие, рост нефтяных котировок не позволили ослабнуть удавке на шее покупателя.
С 1 сентября регулировать цены на АЗС будут по-новому: Как изменится стоимость бензина и дизеля
Экономист Масленников раскритиковал правительственные меры по стабилизации цен на бензин | Примерно треть стоимости литра бензина в России — это налоги на добычу полезных ископаемых и на дополнительный доход. |
Биржевая стоимость бензина в России установила исторический рекорд | График цен на бензин в России за 10 лет. |
Россия побила свой рекорд по «индексу бензобака» | Стоимость литра бензина в среднем по стране на 20 ноября снизилась на 10 коп. и составила 54,71 руб. |
Почему дорожает бензин в сентябре 2023 года Что будет с ценами - 14 сентября 2023 - ФОНТАНКА.ру | Стоимость бензина марки «Премиум-95» по итогам биржевых торгов в апреле уменьшилась на 16%, а бензин марки «Регуляр-92» подешевел на 10,7%. Это следует из данн. |
Цены на бензин 100/95/92/ДТ на 28 апреля 2024 | Стоимость бензина марки «Премиум-95» по итогам биржевых торгов в апреле уменьшилась на 16%, а бензин марки «Регуляр-92» подешевел на 10,7%. Это следует из данн. |
Цены на бензин и дизтопливо в России: инфляция и статистика
Биржевые цены на основные марки бензина бьют рекорды. При этом, опережая инфляцию, растёт цена бензина и на АЗС. В некоторых регионах РФ уже начались ажиотажные проявления спроса на топливо. К примеру, губернатор Севастополя Михаил Развожаев в своём телеграм-канале написал , что к нему поступают сообщения о перебоях с отпуском бензина на АЗС.
При этом он отметил, что пока ситуация не является критичной, есть только задержки с поставками бензина А-92. По моему поручению специалисты Департамента городского хозяйства вчера и сегодня проверяют поступившие сообщения севастопольцев, выезжают на заправки и фиксируют цены. Все собранные данные мы передаём в территориальное отделение Федеральной антимонопольной службы ФАС », — написал также Развожаев.
ForPost поговорил с экспертами о том, что происходит на топливном рынке и может ли ФАС решить эту ситуацию. Демпферный привет Для начала стоит напомнить, что нынешний скачок цен на бензин был предсказуем и является следствием планов по снижению демпферных выплат из бюджета производителям топлива. Подробнее — в июньском материале ForPost « Россиян ждёт скачок цен на бензин — но почему?
В таком случае российские компании получают из бюджета выплаты, позволяющие продолжить выгодно продавать бензин на внутреннем рынке, не повышая цену. Если же мировая цена падает, то уже компании платят в бюджет разницу.
Прогноз цен на бензин и дизель с 1 сентября Осенью не ожидается кардинального снижения цен. Возможна лишь остановка роста цен на бензин за счёт сезонного снижения спроса. С дизтопливом ситуация может ухудшиться из-за перехода на зимние сорта. Такой прогноз сделал Владислав Антонов. Он обратил внимание, что инфляцию нельзя исключить из вводных параметров. Она является частью экономики, а значит, топливо будет всегда дорожать. Получаем примерные цены через месяц, то есть бензин марки АИ-95 ниже 56 рублей за литр в начале осени мы вряд ли увидим на заправках.
Поставщики стройматериалов готовятся переписать ценники: Какие товары подорожают и на сколько — Действительно, цены на ГСМ в России с начала года постоянно растут. Здесь сказывается несколько факторов. Во-первых, валютная турбулентность, связанная со скачками курса рубля. Во-вторых, традиционный рост спроса, на который в этом году наложилось также снижение биржевого предложения топлива.
Возможное сокращение объемов производства бензина прогнозировалось еще в первой половине марта. При этом в мае традиционно возрастает потребление из-за начала сезона отпусков, поэтому важно, чтобы НПЗ сохраняли достаточную мощность в марте-апреле. Производство упало ниже 800 тысяч тонн в неделю С 18 по 24 марта российские НПЗ произвели 755 тысяч тонн бензинов всех марок.
За неделю до этого они выпустили 815 тысяч тонн, что также ниже среднего уровня. В предыдущие недели объем колебался в диапазоне 837—906 тысяч тонн, а год назад во второй половине марта с 20-го по 26-е число произвели 880 тонн. Отгрузки дизтоплив остаются стабильными и составляют 1,6—1,7 миллиона тонн в неделю. Посла мартовских атак дронов биржевая стоимость топлива увеличилась: по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, еще 14 марта она превысила 60 тысяч за тонну АИ-95 , через несколько дней достигла 67 тысяч, а сейчас колеблется вокруг отметки 63 тысячи рублей. Это не рекордный уровень: в сентябре 2023 года стоимость превышала 76 тысяч рублей за тонну АИ-95.
Прогнозы экспертов предсказывают возможное увеличение цен на бензин и дизель на уровне до 10 процентов в ближайшее время. Эти события оказывают значительное давление на российскую экономику и напрямую влияют на стоимость жизни граждан. Повышение цен на топливо может стимулировать дальнейшую инфляцию и усилить финансовые трудности для российских водителей и предприятий. В свете этих изменений, важно внимательно следить за дальнейшей экономической ситуацией в стране и возможными мерами регулирования со стороны государства.
Динамика изменения цен на бензин в России
Стоимость литра АИ-92 снизилась на 11 коп. Стоимость дизтоплива увеличилась на 2 коп. За период с 14 по 20 ноября снижение цен на бензин автомобильный было зафиксировано в 51 субъекте Российской Федерации. В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший период цены на бензин автомобильный не изменились.
Потому что заправка теперь тоже очень здорово бьёт по нашему и так отощавшему кошельку. А сентябрьские цены на бензин и дизтопливо, вообще, привели нас в состояние ступора… А сентябрьские цены на бензин и дизтопливо, вообще, привели нас в состояние ступора… И от сентябрьских цен на бензин и дизтопливо у людей глаза на лоб полезли… Ведь бензин, как ни крути, для нас товар первой необходимости. И делать такие пакости в самый разгар отпусков и уборочной — верх цинизма!
Да и на тех, кто не ездит на своей машине это тоже здорово отразится. Потому что с повышением цен на бензин и дизельное топливо сразу произойдет удорожание всех перевозок, а значит повысятся цены НА ВСЁ! Могли ли мы себе представить, что: -бензин всё равно какой будет стоить, в среднем, 60 рублей; -дизельное топливо — 70 рублей за литр? Нет, не могли… Хотя нас предупреждали — бензин должен стоить один доллар. А доллар сейчас по 96 рублей. Так что все справедливо — нас предупреждали… Конечно, в связи с таким аномальным ростом, цены могут зафиксировать.
Но снижения уже не будет. Ну, может, снизят на 50 копеек — и будут трубить везде о гениальности нашего руководства. Это мы Африке можем подарки делать. Данный указ будет действовать до 31 декабря 2026 года. Данное решение о снижении выплат нефтяникам было подписано с целью экономии федерального бюджета. Каждый месяц государство будет экономить на этом порядка 30 миллиардов рублей.
Как итог такого решения — прибыльность нефтеперерабатывающих заводов НПЗ сократилась ровно в 2 раза, поэтому компании и начали повышать цены. Когда выплаты уменьшатся сразу в 2 раза, это будет подстегивать нефтяные компании не идти навстречу государству и не сдерживать рост цен. Конечно, биржевые цены рядовому потребителю не так интересны, но они давят на цену топлива и на заправках. Ведь в сентябре — октябре автомобильный сезон подходит к концу, сельхозработы заканчиваются, — делится своим прогнозом эксперт. Да и какие, к черту, тут эксперты? Все мы прекрасно знаем, что никакого снижения цен не будет!
Знаем, потому что за последние 30 лет такого ни разу не было. Как мы и писали выше: Ну, может, снизят на 50 копеек — и будут трубить везде о гениальности нашего руководства. Но, как опять же мы писали выше, с повышением цен на бензин и дизельное топливо сразу произойдет удорожание всех перевозок, а значит повысятся цены НА ВСЁ!
Компания является крупнейшим поставщиком топлива на биржу и традиционно перевыполняет биржевые нормативы, пояснил собеседник. По его мнению, корректировка демпфера — одна из основных причин, по которым нефтяникам может быть менее выгодно направлять топливо на внутренний рынок. Демпфер призван сдерживать рост цен на топливо в России. Он предполагает, что при более высоких экспортных ценах по сравнению с внутренним рынком НПЗ получают выплаты из бюджета. При обратной ситуации нефтяники должны доплачивать в бюджет. В прошлом году НПЗ получили рекордные выплаты по демпферу — 2,2 трлн руб.
В мае 2023 г. В конце апреля министр финансов Антон Силуанов заявил о предложении снизить выплаты по демпферу вдвое с июля 2023 г. По оценке Минфина, бюджет сэкономит до 30 млрд руб. Корректировка не должна привести к неконтролируемому росту цен на топливо на внутреннем рынке, отмечал Силуанов. Минфин планирует внести законопроект в Госдуму в июне.
Логика правительства заключается в стремлении минимизировать дефицит бюджета, то есть уменьшить расходы и увеличить доходы. В частности, именно поэтому мы наблюдаем рост фискальной нагрузки на нефтегазовый сектор в целом, а также сокращение расходов в виде переноса налоговых льгот и уменьшение демпферных выплат», — пояснил в разговоре с ForPost ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. В свою очередь нефтяники уже дают государству понять, что не будут мириться с этим и не станут работать в убыток. По словам Юшкова, именно поэтому взлетают цены на топливо на бирже и в рознице. То есть для них экспортный рынок станет более приоритетным. Таким образом, они либо сократят поставки на внутренний рынок, либо поднимут цены на российском рынке до экспортного паритета с учётом оставшегося демпфера», — отметил эксперт. Читайте по теме: Грядёт рост цен и возможный дефицит бензина, а мы будем «кряхтеть и платить» «ФАС, фас! В российском Минэнерго не раз заявляли, что цены на топливо в РФ регулируются не государством, а рынком. Наконец, весь рынок топлива в России — это олигополия, то есть такая разновидность монополии, когда большую часть рынка контролируют несколько крупных компаний, обладающих всем циклом производства нефтепродуктов — от добычи нефти до продажи бензина на собственных АЗС. При этом мелкие игроки покупают топливо для своих АЗС на бирже, а значит, полностью зависят от «настроения» олигополии. Антимонопольная служба для эффективной работы должна обладать весьма существенными полномочиями, в противном случае ведомство существует лишь номинально. Я полагаю, что российской ФАС стоило бы предоставить более широкие права в проведении проверок и получении информации от компаний, действующих на рынке, а также возможности наложения жёстких санкций в случае выявления нарушений антимонопольных требований», — высказал мнение в разговоре с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.