Новости художник александр пономарев

Александр Пономарёв Художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. Проект получил название — «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарева». С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет 16-метровую инсталляцию. Александр Пономарев осуществил более 100 выставок и художественных проектов в российских и зарубежных музеях, выставочных центрах и галереях. "Проект основан на перформансе, который художник провел в Арктике и стал в момент его представления так называемым "витрувианским человеком" (рисунок да Винчи и пояснения к нему считаются каноническими пропорциями, а Пономарев в названии своего проекта обыграл.

Культ цикличности

Александр Пономарев в прошлом – офицер плавсостава, командир торпедного отсека подводной лодки. Александр Пономарев — советский и украинский художник, который работает с инсталляциями и акциями, часто связанными с корабельной тематикой. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрёл как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Какие проекты представил на первой встрече моряк, художник, член-корреспондент Российской академии художеств, идейный вдохновитель и куратор Антарктической биеннале Александр Пономарев?

Корневое зрение

Инсталляция состоит из двух «солнечных лодок», привести в движение которые может любой желающий. Солнечные ладьи — часть египетской мифологии, а также вполне реальные археологические находки. В основании объекта — панно, на которое нанесены тексты древних египтян, обнаруженные в ходе археологических экспедиций российскими исследователями. В центре панно — змей, свернутый в знак бесконечности и кусающий себя за хвост. Point of view Волшебный лес перископов — в мире Александра Пономарева возможно и такое. Для инсталляции художник использовал два больших дерева, поваленных бурей где-то в Альпах. А вот главные персонажи этой работы — две фигуры моряков в натуральную величину. Впервые инсталляция была показана в 2008 году в итальянской галерее Galleria Nina Lumer.

Вместе с нашим выдающимся архитектором Алексеем Козырем мы сделали новую полярную станцию, которая носит название «Фрам-2». Она спроектирована таким образом, что конструкция имеет возможность вмерзать во льды, а затем может выталкиваться льдами и дрейфовать по Северному Ледовитому или Южному Океану. И на этой станции, по нашему замыслу, располагается биеннале в Антарктиде — мастерские художников, центр искусств.

На триеннале проект был представлен в макете — четыре метра в диаметре. Мы развернули наш проект на берегах Антарктиды и строим его будущее посредством такого уникального футуристического объекта в форме снежинки. Еще один макет — очень красивый, прекрасно исполненный Мариной Москаленко, отображал все художественные акции, которые мы совершили в прошлом рейсе. Кроме того, в отдельном зале на стендах были представлены, причем с переводом на японский, произведения всех двадцати художников, выполненные во время Первой Антарктической биеннале. Состоялась и премьера фильма Алёны Ивановой- Йохансон, снятого во время нашего форума в Антарктиде. Нам удалось представить вниманию зрителей и арт-сообщества то, что уже произошло, но через призму новых возможностей. И еще не надо забывать, что в Антарктиде в привычном понимании времени нет, так что прошлое и будущее вообще относительно. Мы делаем абсолютно исключительный, ни с чем не сравнимый проект, имеющий свою логику, философию, собравший единомышленников и соратников из разных стран — художников, архитекторов, культурологов, океанологов, биофизиков, представителей различных некоммерческих организаций, бизнесменов и инвесторов. В Этиго-Цумари мы участвовали впервые, но для меня это далеко не первое сотрудничество с Японией. Два года назад в рамках триеннале Сетоути Setouchi Triennale я построил очень серьезный, фантастический объект на одном из островов Внутреннего моря.

Куратором выступил Фрам Китагава — основатель всех четырех триеннале, проходящих в этой стране, его можно совершенно справедливо назвать отцом современного искусства Японии. Фрам Китагава — удивительный человек с не менее удивительным для японца именем. Ведь «Фрам», что в переводе с норвежского означает «вперед», — название самого известного экспедиционного судна в мире. Сейчас это судно — популярный в Осло музей. Надо сказать, что Япония тоже принимала активное участие в антарктических исследованиях: первая японская экспедиция относится к 1911 году. Та экспедиция дошла до 82-го градуса — очень серьезное достижение для того времени. А когда один из офицеров экспедиции вернулся в Японию, это вызвало огромный национальный подъем и один дедушка назвал своего правнука именем Фрам — единственный японец носит это имя. Одним словом, не случайно, что Япония — одна из стран, которая очень наш проект поддерживает, — высоко ценит его новизну.

Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами.

Экспозиция даст представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях. Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии. На выставке в Музее Москвы будут представлены три масштабных инсталляции — две в выставочном зале музея и одна во дворе. Под открытым небом будет установлен «Икар» или «Понолет», который напоминает орнитоптер «Летатлин» Владимира Татлина, тоже моряка и художника. Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки.

Мне это близко, ведь я моряк, поэтому и решил что-то сделать на тему «солнечной ладьи». Бог солнца Ра со своими соратниками вращает нашу бесконечность, и мы живем в этой бесконечности.

Египтяне понимали, что мы живем в некой бесконечности, за которой хаос, космос и вся наша жизнь. Символом этого разделения является змей. Уроборос — змей, свернутый в знак бесконечности и кусающий себя за хвост. Я сделал объект, где две лодки соединены в одну петлю — в кольцо. Зрители, вращая огромное колесо сбоку, могут менять направление движение. Это символизирует движение этих лодок по небу и под землей — в царстве мертвых и в царстве живых. А между ними две стеклянные пирамиды, в пропорции великих пирамид, с песком из пустыни с плато, они отсчитывают время.

То есть работают как песочные часы. Каждый человек, соприкасаясь с моей работой, может менять и отсчитывать время. А в основании объекта находится панно, где использованы тексты людей, живших в Древнем Египте, они описывают их желания и образ мыслей. Важно подчеркнуть, что все эти тексты добыты русской археологической экспедицией за 10 лет, которая там работает. Это серьезная научная работа. Я взял некоторые из этих текстов и нанес на панно, а в его центре нарисовал змею Уроборос. Это не только символизирует, но и демонизирует эти связи — человеческие и временные.

Время ведь нельзя ухватить, а я пытаюсь — с помощью искусства. Они переведены на знакомые туристам языки? Перевод можно прочитать в книжках. Один из текстов, например, это наставление отца сыну, где говорится, что все мы уйдем в бесконечное плавание, и поэтому родитель советует отпрыску быть хорошим, соблюдать дисциплину, работать. Есть тексты, которые характеризуют конкретных людей. В Египте, когда человек умирал, он оставляет послание о том, какие дары ему нести в загробный мир. Эти описания есть на панно.

Через эти тексты мы погружаемся в жизнь отдельного человека, они описывают философию древнего мира, так или иначе.

С искусством на Т

Корабль "строили" на трёх заводах: в Казани резали стекло, в Нижнем Новгороде создавали формы для отлива, во Владимире стекло гнулось и закалялось. Художник почти 10 лет прослужил на флоте, а морская стихия — основная тема его работ. Поэтому не удивительно, что символом открытия вставки стал «первый спуск» корабля на воду.

Окончил школу изобразительных искусств в Орле в 1973 году, а в 1979 — Высшее инженерно-морское училище в Одессе. В середине 1980-х оставил морскую службу и полностью посвятил себя творчеству. К концу десятилетия стал известен как автор масштабных полотен, созданных по образцу морских карт. Работы Александра Пономарева демонстрировались в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.

В 1998 году сложнейшая инсталляция «Дыхание океана» с художественными подводными объектами «cубмобилями» была представлена на ЭКСПО-98 в Лиссабоне, в 2007-м году Александр Пономарев вошел в число художников, представлявших Россию на Венецианской биеннале современного искусства в национальном павильоне России куратор — Ольга Свиблова. Среди его работ: специальные проекты на Венецианской биеннале в 2009 году прибытие артистической подводной лодки в Гранд-канал — проект SubTiziano и в 2011 году проект One of a Thousand Ways to Defeat Entropy , павильон Антарктиды в 2014 году совместно с куратором Надимом Самманом и выставка по итогам Антарктической биеннале в 2017 году. Пономарев стал автором идеи первой Биеннале современного искусства в Антарктиде и совместно с ближайшими соратниками и международной командой в 2017 году совершил первое художественное плавание к ледяному континенту. Работы Александра Пономарева находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи Москва , Государственного Русского музея Санкт-Петербург , Государственного центра современного искусства Москва , Музея изобразительных искусств Екатеринбург , Центра Помпиду Париж, Франция , в собственности Министерства древностей в Египте, а также в собраниях других музеев и частных коллекциях. Александр Пономарев член-корреспондент Российской академии художеств, офицер ордена Искусств и литературы Франции.

Пушкина, Национальном фонде современного искусства Парижа и других. За несколько месяцев с момента открытия выставки в Государственной Третьяковской галерее её посетили сотни гостей, а интерес к творчеству современного художника привлёк журналистов и представителей архитектурных СМИ. Экскурсию по выставке в рамках пресс-тура проводил сам автор. Он рассказал о смысле её названия и о представленных в экспозиции макетах, каждый из которых знакомит с проектами, созданными Александром Пономарёвым в разных частях света, такими как «Уроборос» в Египте, «Голос в пустыне» в Марокко, «Подводное небо» в Японии и многих других.

Выставка «Без берегов» даст представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях. Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии. Я плыву по океану различных мультивселенных и в прямом и в обратном направлении. Иногда я нахожусь в реальном океане как организатор или участник научных и художественных экспедиций, а иногда — в разумном океане как герои «Соляриса» Тарковского. Это одновременно странное и сложное пространство, путешествие по которому помогает создавать образы и видеть целостность мира», — отмечает Александр Пономарев. Под открытым небом будет установлен «Икар» или «Понолет», который напоминает орнитоптер «Летатлин» Владимира Татлина, тоже моряка и художника. Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки.

Использованы технологии студии:

  • Художник и моряк одновременно
  • Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии
  • В Томске состоится встреча с известным российским художником Пономаревым | АиФ Томск
  • «Честно рисовал перестроечную вакханалию»: в Казани открылась выставка Наркиса Пономарева
  • Выставка художника Александра Пономарёва пройдёт в Третьяковской галерее - Аэроэлектромаш

Последние события

  • В печатном номере
  • «Уроборос» в Каире
  • Разбивание бутылки на открытии выставки в Третьяковской галерее
  • Александр Пономарёв «Дорожная карта» — Krokin gallery
  • Правила комментирования
  • «У пирамид надо не потеряться, но и наглеть нельзя»

Известный моряк-художник Александр Пономарёв представит свой проект в Томске

Вчера, 22 марта, архитектор, руководитель персональной творческой мастерской Алексей Козырь и художник, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Пономарёв встретились со студентами новгородского университета. 15 окт 2023. Пожаловаться. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». Александр Пономарев, один из самых узнаваемых на Западе российских актуальных художников, удостоен звания офицера французского ордена "За заслуги в литературе и искусстве".

Пресс-тур по выставке Александра Пономарева в Государственной Третьяковской галерее

Художник и комиссар Первой Антарктической биеннале современного искусства Александр Пономарев рассказал в интервью «Международной жизни» о своих новых проектах. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Александр Пономарев осуществил более 100 выставок и художественных проектов в российских и зарубежных музеях, выставочных центрах и галереях. В Музее Москвы проходит выставка Александра Пономарева «Без берегов», приуроченная к 65-летию знаменитого художника-моряка, основателя Антарктической биеннале.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий