С 24 июня 2023 года вступили в законную силу изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) Федеральным законом от 13.06.2023 № 230-ФЗ, которые установили административную ответственность за. Изменения вступили в силу с 24 июня 2023 г.
Новое в законодательстве по возврату просроченной задолженности
Это программа, которая звонит недобросовестному клиенту, сообщает ему сведения и задолженности и напоминает о необходимости погасить долг. Но у заемщика должна быть возможность переключиться на общение с сотрудником-человеком. Также установлены ограничения на использования АИА — не чаще: раза в сутки; восьми раз в месяц. Эти ограничения не зависят от размера задолженности. На нарушения можно жаловаться судебным приставам. В соответствии с новыми требованиями, специалист по возвращению долгов не может вводить гражданина, у которого есть задолженность, в заблуждение. Поэтому он не имеет права красочно расписывать неприятные последствия непогашения задолженности, фантазировать, запугивать гражданина, взявшего микрозайм и не вернувшего его вовремя. Прямо запрещается: применять физическую силу по отношению к должникам; оскорблять их; взаимодействовать с их родственниками без согласия неплательщика — оно оформляется в письменной форме. Для общения с соседями, друзьями, другими людьми из окружения должника такое согласие не требуется. Как поправки скажутся на должниках и на коллекторах По мнению экспертов, новые требования продолжают улучшать ситуацию в сфере общения недобросовестных клиентов и тех, кто пытается взыскать с них задолженность.
Это способствует формированию максимально цивилизованного рынка взысканий. Одно из наиболее важных нововведений — уравнивание в правах и обязанностях всех юридических лиц, занимающихся возвращением просроченных кредитов и микрозаймов: агентств, специализирующихся на возврате задолженности, микрофинансовых организаций, банков. Нововведения запрещают давить на клиента, у которого есть задолженность, и его родных, вводить его самого и его родственников, друзей, соседей в заблуждение.
Эти вопросы станут предметом дискуссии участников Раунда 1 «Оценить, но не упустить возможности». Цена риска CoR 2021 и её возможный рост».
Грядущие изменения 230-ФЗ, новеллы и практики рынка обсудят участники Раунда 2 «Взыскание просроченной задолженности и конфликт с потребителем». Следите за обновлениями на официальном сайте MRF-2021 и анонсами на сайтах организаторов.
Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и законных интересов физических лиц устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц , возникшей из денежных обязательств.
Настоящий Федеральный закон не распространяется на физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем пятидесяти тысяч рублей, за исключением случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора цессии. Настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность по возврату просроченной задолженности, осуществляемую в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности. Настоящий Федеральный закон не распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Статья 2.
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 1. Используемые в настоящем Федеральном законе понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1 должник - физическое лицо, имеющее просроченное денежное обязательство; 2 государственный реестр - государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности; 3 уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять ведение государственного реестра, контроль надзор за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр. Статья 3.
Правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности 1. Правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности действий, направленных на возврат просроченной задолженности осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, арбитраже третейском разбирательстве , производстве по делам об административных правонарушениях, исполнительном производстве, адвокатуре и адвокатской деятельности, нотариате, банкротстве, бюро кредитных историй и уголовно-процессуальным законодательством, а также в связи с исполнением полномочий федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и осуществлением функций организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации , не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. Глава 2. Способы взаимодействия с должником 1.
При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и или в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя: 1 личные встречи, телефонные переговоры непосредственное взаимодействие ; 2 телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи; 3 почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника. Иные, за исключением указанных в части 1 настоящей статьи, способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и или в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и или в его интересах. Предусмотренное частью 2 настоящей статьи соглашение должно содержать указание на конкретные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и или в его интересах, с учетом требований, предусмотренных частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона. Должник вправе в любой момент отказаться от исполнения указанного в части 2 настоящей статьи соглашения, сообщив об этом кредитору и или лицу, действующему от его имени и или в его интересах, путем направления соответствующего уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку.
В случае получения такого уведомления кредитор и или лицо, действующее от его имени и или в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными соглашением. Направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и или в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и или в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий: 1 имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом; 2 имеется согласие третьего лица на осуществление с ним взаимодействия. Согласия, указанные в пунктах 1 и 2 части 5 настоящей статьи, содержащие в том числе согласие должника и или третьего лица на обработку его персональных данных, должны быть даны в письменной форме в виде отдельных документов. Согласие, указанное в пункте 2 части 5 настоящей статьи, содержащее в том числе согласие третьего лица на обработку его персональных данных, может быть предоставлено в кредитную организацию в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме.
Должник в любое время вправе отозвать согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, сообщив об этом кредитору или лицу, действующему от его имени и или в его интересах, которому дано соответствующее согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку уполномоченному лицу кредитора или лицу, действующему от его имени и или в его интересах. В случае получения такого уведомления кредитор и или лицо, действующее от его имени и или в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с третьим лицом. Согласие, указанное в пункте 2 части 5 настоящей статьи, может быть отозвано третьим лицом в любое время путем сообщения об этом кредитору или лицу, действующему от его имени и или в его интересах, которым дано соответствующее согласие, в любой позволяющей подтвердить факт его отзыва форме. Положения частей 5 - 6 настоящей статьи не применяются к случаям, предусмотренным частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, касающимся взаимодействия: 1 кредитора цедента с другим лицом цессионарием при переходе к такому лицу права требования и в ходе переговоров об уступке права требования; 2 кредитора с другим лицом агентом при заключении с ним договора, предусматривающего осуществление действий, направленных на возврат просроченной задолженности, или наделении его соответствующими полномочиями путем выдачи доверенности, а также в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности.
Предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 5 - 10 настоящего Федерального закона правила осуществления действий, направленных на возврат просроченной задолженности, применяются при осуществлении взаимодействия с любым третьим лицом. Требования к организации взаимодействия между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и или в его интересах, установленные настоящей статьей, а также статьями 5 - 10 настоящего Федерального закона, подлежат применению при взаимодействии кредитора или лица, действующего от его имени и или в его интересах, с физическим лицом, предоставившим обеспечение исполнения денежного обязательства должника. Статья 5. Ограничения использования отдельных способов взаимодействия с должником 1.
Взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной задолженности, способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять только: 1 кредитор, в том числе новый кредитор, при переходе к нему прав требования с учетом ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи ; 2 лицо, действующее от имени и или в интересах кредитора, только в том случае, если оно является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр. Новый кредитор, к которому перешло право требования, возникшее из договора потребительского кредита займа , вправе осуществлять с должником взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, только если такой новый кредитор является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр, за исключением случаев, когда должник ранее отказался от взаимодействия статья 8 настоящего Федерального закона. Ограничения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, не применяются в отношении государственных органов, органов местного самоуправления и государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в случае перехода к ним права требования к должнику. Привлечение к взаимодействию с должником лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти и общественной безопасности, не допускается.
Привлечение к взаимодействию с должником на территории Российской Федерации лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также иных лиц для осуществления взаимодействия с должником с использованием международной телефонной связи или передачи из-за пределов территории Российской Федерации телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, не допускается. Статья 6. Общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности 1. При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и или в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, кредитор или лицо, действующее от его имени и или в его интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать сообщать третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника. Согласие, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть дано в виде согласия должника на обработку его персональных данных в письменной форме в виде отдельного документа. Лица, получившие сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности, обязаны сохранять их конфиденциальность и в том случае, если они не будут впоследствии осуществлять действия, направленные на возврат просроченной задолженности соответствующих физических лиц. Если в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности сторона получает сведения, которые передаются ей другой стороной в качестве конфиденциальных, она обязана не раскрывать эти сведения и не использовать их ненадлежащим образом для своих целей независимо от того, будет ли заключен договор.
При нарушении этой обязанности лицо обязано возместить должнику убытки, причиненные в результате раскрытия конфиденциальных сведений или использования их для своих целей. Должник в любое время вправе отозвать согласие, указанное в части 3 настоящей статьи, сообщив об этом лицу, которому дано соответствующее согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.
Так, за жестокое обращение с животными, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде административного штрафа: для граждан - в размере от 5 тыс.
Осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах без лицензии либо с нарушением требований лицензии повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. Нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, повлечет административный штраф для граждан в размере от 10 тыс.
Федеральным законом от 13.06.2023 № 230-ФЗ внесены изменения
Разграничение доступа к информации, ведения журнала операций, позволяющих вести учет всех действий лиц, связанных с загрузкой, изменением и удалением информации. Прослушивание аудиозаписи телефонного разговора, разговора при личной встрече. Используемое юридическим лицом оборудование и или программное обеспечение должны обеспечивать: Ведение аудиозаписи разговоров при личных встречах, автоматической аудиозаписи телефонных разговоров с сохранением аудиоинформации в лицензируемых форматах; Хранение аудиозаписей всех случаев ведения разговоров с должником или его представителем, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 03. На основании пункта 3 вышеназванного Приказа, соответствие оборудования и программного обеспечения настоящим требованиям подтверждается следующими документами: справкой юридического лица о соответствии оборудования и программного обеспечения требованиям, раскрывающей способ реализации настоящих требований; копией выписки из технической документации на программное обеспечение, заверенной его производителем; копией лицензионного договора о предоставлении права использования программного обеспечения исключительная или неисключительная лицензия , действительного на момент подачи юридическим лицом заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, либо копией свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ для собственных разработок ; копиями паспортов либо сертификатов соответствия на оборудование с указанием спецификации. В первую очередь он ориентирован на Управляющие и Ресурсоснабжающие организации, а также организации, являющиеся операторами по обращению с ТКО. Однако функционал программы универсален и подходит ряду компаний, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Поправки вводят новое понятие — «автоматизированный интеллектуальный агент». Это программное обеспечение для отправки голосовых сообщений, а также программы с «генерацией и распознаванием речи», которые способны поддерживать определенные сценарии разговора. Таким образом, под регулирование подпадут как обычные автоинформаторы, так и роботы, способные распознавать речь человека и выдавать подходящие ответы. Как следует из проекта, звонки от роботов-коллекторов будут считаться непосредственным взаимодействием с должником и приравниваться к телефонным звонкам от взыскателя-человека. Их частота и время будут ограничиваться. Сейчас коллекторы, например, не должны звонить и приходить к клиентам в рабочие дни после 22:00 и до 8:00, а также в выходные с 20:00 до 9:00. Личные визиты разрешаются не чаще одного раза в неделю, телефонные звонки — не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми в месяц. Ограничения на частоту и время рассылки также должны распространиться на сообщения в соцсетях и мессенджерах, следует из формулировок проекта. Статьи Кроме того, кредиторы и коллекторы будут обязаны в начале каждого разговора предупреждать должника, что с ним общается робот, и сообщать наименование или номер «интеллектуального агента». Участники рынка ранее выступали за то, чтобы не раскрывать эту информацию, опасаясь снижения эффективности взыскания. Звонки от роботов-коллекторов должны считаться непосредственным взаимодействием, а должнику следует знать, с кем он общается, но не сразу, говорит президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств НАПКА Эльман Мехтиев. В процессе обсуждения новаций было согласовано, что потребитель должен быть проинформирован о взаимодействии с роботом при окончании беседы, замечает он.
О чем подумать, что сделать До 1 октября 2024 г. Некоторые положения, касающиеся контроля за деятельностью, вступят в силу в более поздние сроки. Действующим операторам по приему платежей до указанной даты необходимо удостовериться, что структура их органов управления, состав участников или акционеров соответствуют требованиям закона, а специальные должностные лица — квалификационным требованиям. Соблюдение указанных и иных установленных требований позволит осуществлять продолжать деятельность платежного агента после регистрации в соответствующем реестре. Помощь консультанта Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» обладают обширным опытом в сфере консультирования по вопросам, связанным с применением законодательства о деятельности платежных агентов, национальной платежной системе, о противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Мы готовы оказать всестороннюю помощь субъектам рынка платежных услуг по вопросам организации внутренних процедур на соответствие требованиям закона, изменению внутренней политики компании в области комплаенса, а также оказать содействие в правовом сопровождении включения в реестр операторов по приему платежей.
Предусмотренная частью 3 настоящей статьи административная ответственность не применяется к владельцу животного в случае, если такое нарушение допущено в результате действий бездействия иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца животного осуществлять непосредственный надзор за животным, а также в случае, если животное выбыло из владения лица в результате противоправных действий других лиц. Статья 8. Несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию 1. Несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах без лицензии либо с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев 1. Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Портал правительства Москвы
Федеральным законом также предусматривается возможность взаимодействия должника и кредитора через Единый портал государственных и муниципальных услуг и с помощью автоматизированного интеллектуального агента – специального программного обеспечения. Актуальная информация. Новости. Федеральным законом от 13.06.2023 № 230-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Новая редакция закона №230-ФЗ прямо запрещает коллекторам применять физическую силу или оскорблять должников. Как сейчас: работу коллекторов регулирует специальный закон от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ.
Коллекторы в РФ могут начать общаться с должниками по-новому
13 июня Владимир Путин подписал Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который ввел новые статьи в КоАП и установил новые штрафы за несоблюдение требований к. Грядущие изменения 230-ФЗ, новеллы и практики рынка обсудят участники Раунда 2 «Взыскание просроченной задолженности и конфликт с потребителем». РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Принят Государственной Думой 23 мая 2023 года Одобрен Советом Федерации 7 июня 2023 года Внести в Кодекс Российской. Новости, объявления. Поиск. Федеральным законом от 13.06.2023 № 230-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ. Является ли это нарушением сотрудником банка п.3 ст.7 ФЗ 230?
Ответственность для коллекторов - правки 2023
С введением Закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ претерпела изменения статья 12 Закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ, в которой прописаны права и обязанности субъектов ТЭК в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК. Закон № 230-ФЗ уже распространяет полномочия ФССП на лиц, которые осуществляют возврат просроченной задолженности физических лиц. В нем говорится, что вносимые изменения в закон № 230-ФЗ «понизят уровень защищенности заемщиков при взыскании задолженности и негативно повлияют на деятельность финансовых организаций». Закон № 230-ФЗ является не единственным нормативным актом, по которому осуществляется возврат просроченной задолженности.
Закон о коллекторах: права должников
Федеральный закон № 230-ФЗ от 13.06.2023. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Федеральный закон от 13.06.2023 № 230-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой. В том случае, если компания является членов Ассоциации, просим после внесения соответствующих изменений в наименование организации прислать уведомление об этом.
БАНКИ приравняют к КОЛЛЕКТОРАМ. Чем это грозит должникам? Новые изменения в законодательстве.
В 2024 году вступает в силу закон № 467-ФЗ от 04.08.2023 года, который вносит существенные изменения в порядок работы юридических лиц, занимающихся деятельностью по взысканию долгов, и определяет перечень таких организаций. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 13 июня Владимир Путин подписал Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который ввел новые статьи в КоАП и установил новые штрафы за несоблюдение требований к. Внести в Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой.
Изменения в правилах о взыскания долгов в России по №230-ФЗ
Осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах без лицензии либо с нарушением требований лицензии повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
В ряде случаев коллекторы могут выступать в роли кредитора. Например, если долг был куплен по договору цессии. Чтобы официально вести коллекторскую деятельность, обязательна регистрация в реестре ФССП. Ранее это регулировалось слабо. Так, до 2016 года коллекторы имели возможность «беспределить» вплоть до запугивания, шантажа должников, оказания физического воздействия. Многие ситуации сводились максимум к хулиганству. С 1 февраля 2024 года грубые нарушения действующего закона легко приведут к исключению коллекторского агентства из реестра с запретом деятельности.
Сотрудники агентств не имеют права самовольно проникать на жилплощадь и общаться с родственниками «клиентов», если на то нет разрешения. Подобные действия приведут либо к серьезным штрафам, либо к аннулированию лицензии на коллекторскую деятельности. Оба варианта невыгодны для взыскателей. Исключение составляют случаи, если должник ранее подписал разрешение на взаимодействие со своими близкими и иными «третьими лицами». Например, при заключении кредитного договора. Тогда специалисты по взысканию имеют полное право пытаться повлиять на гражданина через его коллег, соседей, других людей из близкого окружения. Также коллекторы вправе выкупить долги и уже в качестве кредитора обращаться в суд. Последнее обычно происходит в виде запроса судебного приказа на принудительное взыскание за счет привлечения службы ФССП.
Все терапевтические меры, связанные с ограничением их деятельности, с регламентацией их деятельности и даже с усилением ответственности, — это все не возымеет должного эффекта», — подчеркнул Нилов. Нилов уже не раз пытался добиться принятия закона об ограничении работы коллекторов. В ноябре 2022 г. До сих пор он так и не был рассмотрен в нижней палате. Как утверждал гендиректор центра Дмитрий Жданухин, Нилов нанес существенный репутационный вред организации. Каждый год появляются заявления и законопроекты, предлагающие запретить работу профессиональных коллекторских агентств, поэтому они уже потеряли свою новизну, говорит президент саморегулируемой организации «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» СРО НАПКА Эльман Мехтиев.
Автор документа ссылается на психологическое давление со стороны взыскателей как основной фактор запрета, отмечает Мехтиев. Если же совсем прекратить работу с просроченной задолженностью, вырастет нагрузка на бюджет за счет роста судебных исков, отмечает он. Тогда заявление и сама идея являются «проявлением популизма» и никаким образом не защищают права потребителей, констатирует президент НАПКА. Согласно этому документу, коллекторам, сотрудникам банков и микрофинансовых организаций МФО грозит уголовная ответственность, если при взыскании задолженности они угрожают должнику применением силы или порчей его имущества, распространяют про него ложные сведения. За совершение таких действий грозит штраф от 300 000 до 500 000 руб. Если эти действия совершаются организованной группой с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, а также порчей имущества в особо крупном размере, штраф увеличится до 1—5 млн руб.
Иначе считается порядок взаимодействия посредством личных сообщений: если должнику было направлено сообщение о задолженности, и должник продолжил диалог с сотрудником ПКО, взаимодействием будет считаться первое сообщение кредитора. Дальнейшее взаимодействие после первого сообщения кредитора — осуществляется по инициативе должника. Обмен сообщениями с должником в течение дня считается одним взаимодействием. Часть 6. Появилась возможность передавать корреспонденцию должнику нарочно либо в почтовый ящик, что могут делать сами сотрудники КА. Ранее это можно было сделать только через почту России, что осложняло уведомление должников, которых не застали дома, поскольку в почтовый ящик оставить корреспонденцию было нельзя. Пункт 3 часть 1 статьи 4 Остается вопрос, как доказывать доведение информации до адресата, если сотрудники КА сами положили корреспонденцию в почтовый ящик должника. Соглашение должника об изменении частоты взаимодействия можно получить теперь только после образования у должника просроченной задолженности.
Часть 13 статьи 7 10. Должник может направить заявление об изменении взаимодействия с ним теперь и по электронной почте кредитора, указанной на его официальном сайте. Статья 8 11.