Летчик-испытатель рассказал, когда в небо вернутся сверхзвуковые самолеты. В Москве скончался Иван Капрэлян, сын лётчика-испытателя и Героя СССР, который испытывал первые вертолёты Ми и установил на них восемь мировых.
Посадка самолета в поле: какие ошибки совершили пилоты, и в чем был их героизм
Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, летчик-испытатель ПАО «Ил» Владимир Иринархов стал лауреатом премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея». «Путь навыков»: раменским школьникам рассказали о профессии сетевого и системного администратора Новости Раменское «Путь навыков». Рафаэль Сулейманов, летчик-испытатель ОКБ Сухого, заслуженный летчик-испытатель, летчик-испытатель первого класса.
Экипаж, поднявший в небо первый в мире сверхзвуковой аиалайнер: ведущий инженер-испытатель В.
Импортозамещенный SJ-100 завершил заводские доводочные испытания - Российская газета | За мужество и героизм летчик был награжден «Золотой Звездой» Героя России. |
Губернатор назвал имена пилотов, погибших во время крушения Су-30 в Иркутске | За мужество и героизм летчик был награжден «Золотой Звездой» Героя России. |
Пилот потерпевшего крушение в Иркутске Су-30 был заслуженным летчиком-испытателем | Летчик-испытатель Тайгиб Толбоев скончался в возрасте 65 лет. |
«Это большой успех». Как прошли испытания нового «Суперджета» | Всего летчик-испытатель освоил более 35 типов самолетов и участвовал в показательных выступлениях на международных выставках и авиасалонах. |
Знаменитый летчик-испытатель Попов скончался в Подмосковье | В уставе международного Общества летчиков-испытателей зафиксировано: «Летчик-испытатель – определяющая фигура в движении аэрокосмического прогресса». |
Импортозамещенный SJ-100 завершил заводские доводочные испытания
По словам заслуженного летчика-испытателя РФ Леонида Чикунова, весь полет прошел отлично и никаких проблем в работе бортовых систем не было выявлено. SJ-100 — ближнемагистральный реактивный самолет нового поколения. Лайнер востребован на российском рынке благодаря гармоничному сочетанию дальности, вместимости и комфорта. SJ-100 стал первым российским самолетом, который полностью спроектирован на основе цифровых технологий.
Летчик-испытатель назвал возможные причины крушения Су-30 в Иркутске Фото: Следственный комитет Российской Федерации Экипажу истребителя Су-30, который потерпел крушение в Иркутске, возможно, не хватило кислорода. Эксперт подчеркнул, что за неимением необходимой информации пока можно лишь строить догадки, несмотря на то что экипаж соседнего самолета видел, что люди находились в нерабочем состоянии. То есть самолет сам набирал высоту, а с ростом высоты давление падает и кислорода в масках не хватает. В такой ситуации экипаж может просто уснуть", — поведал Заболотский. Летчик добавил, что при высоте до 4 000 метров причиной произошедшего могла быть газовая смесь, которая подавалась под маски.
Родители Максима Вячеславовича похоронены в Москве на Троекуровском кладбище. Супруга и брат попросили оказать содействие в захоронении погибшего летчика там же. Игорь Кобзев сообщил, что направит такое обращение в адрес мэра города Москвы. Виктор Викторович Крюков — майор. Он родом с Украины. Родился в семье военного летчика, так что вопросов о будущей профессии у мальчика не было. С отличием окончил Краснодарский военный авиационный институт.
А в следующем едва не случилось ЧП. Что произошло? Я поднялся, завис над землей. А дальше — вертолет перестал слушаться управления. И ничего нельзя сделать. Как я смог сбалансировать машину, рассказать невозможно. Тут уже не опыт — скорее, какое-то шестое чувство, наверное, помогло, интуиция. Выровнял, посадил. Смотрю, инженер по «Ансату» Аркадий Дэй — он слева, в соседнем кресле, даже побледнеть успел. Потом эксперты напишут мудреную фразу: «При анализе причины такого поведения вертолета выяснилось, что в программное обеспечение системы управления… было ошибочно внесено фазовое запаздывание в управление 90 градусов». А дальше — «оптимистичный» такой вывод: «По оценке специалистов, при фазовом запаздывании в управлении более 45 градусов вертолет считается неуправляемым…» Вообще электродистанционная система управления ЭСДУ — решение революционное. До этого ее на отечественных вертолетах никогда не было, только примитивная механическая. ЭСДУ раньше стояла лишь на военных самолетах Су-27. Эту систему конструкторы смогли адаптировать под наш маленький легкий «Ансат». Отличная получилась система, но сертифицировать ее для гражданской авиации до сих пор так и не получилось — не с чем сравнивать, нет критериев. Поэтому «Ансаты» пошли в серию с гидромеханической системой управления. Тоже передовое решение: пилотировать легче и приятнее, чем если бы на механике, — летчики подтвердят. Система имеет четырехкратное дублирование, так что отказы исключены. Спереди массивная двухметровая металлическая «указка» — считывает параметры полета. Все это для того, чтобы к выводу вертолета в серию добиться его абсолютной надежности. По иронии судьбы, именно «указка», установленная с такой благородной целью, едва не погубила опытный образец. Все происходит в течение нескольких секунд, в рядовом испытательном полете. Я вдруг замечаю, как «указку» мою ведет в сторону. В следующее мгновение ее отрывает от фюзеляжа, и я на подсознании уклоняюсь от железки, способной по ходу срезать мне лопасти... Срочно нахожу подходящую площадку, приземляюсь, перевожу дух. Осматриваю вертолет. Злополучная «указка», вырванная с корнем, болтается на тросах-креплениях. Вовремя я прервал полет. Еще пара-тройка секунд, и штуковина, окончательно оторвавшись, могла разнести все в клочья. У знаменитого летчика-испытателя Александра Чернавского был любимый афоризм: «Осторожность — лучшая черта мужества». Что верно, то верно — необоснованный риск в нашем деле неуместен. Я в этот день по программе истязал машину на режимах, близких к запредельным, — испытывал «Ансат» на прочность. До десятой минуты полета все идет нормально. На одиннадцатой отправляю вертолет в пике… На выходе из пике, в самой напряженной фазе полета, сигнализация сообщает: «Пожар левого двигателя». Тут же включаю систему пожаротушения, со скоростью компьютера определяю возможное место посадки. Иду к земле... На земле выяснят: сварной шов выхлопного патрубка не выдержал нагрузок, пошла трещина, и в отсек двигателя стали попадать раскаленные газы. Вспыхни он, чем бы могло все закончиться? На двигатели мы разве что не молились. И было почему. Первоначально рассчитывали на отечественные, но выяснилось, что требуемый движок существует лишь в далеких фантазиях. Напросились к ним в гости.
Что случилось к этому часу: главные новости дня к 19:00 27 апреля
Интерфакс: Скончался летчик-испытатель сверхзвуковых истребителей МиГ-31 и палубных МиГ-29К Анатолий Квочур, сообщили в пресс-службе Объединенной авиастроительной. Лётчики-испытатели Максим Конюшин и Виктор Крюков погибли в упавшем 23 октября в Иркутске самолёте Су-30. Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, летчик-испытатель ПАО «Ил» Владимир Иринархов стал лауреатом премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея». В 2017 году летчик-испытатель авиазавода имени Чкалова Валерий Поташов удостоен звания Героя России. Активное участие в работе принимали летчики-испытатели, выпускники знаменитой Школы летчиков-испытателей (ШЛИ) имени Федотова. По словам летчика, работодатель не говорит ничего конкретного о его перспективах, а неофициально коллеги советуют уходить, так как он якобы не сможет пройти проверочную.
Умер легендарный летчик-испытатель Квочур: на его счету 11 мировых рекордов
Лично мне уже безразлично, какое будет расследование. Ясно абсолютно всё. Хроника полета от Омска до Каменки Что же происходило на борту А- 320 12 сентября 2023 года? Рассмотрим это поминутно. Экипаж запросил уход в «зону ожидания», диспетчер дает «добро», самолет уходит на высоту 800 м. Пока никаких ошибок нет, говорит авиационный эксперт Вадим Лукашевич: — Им нужно время для анализа, потому что снижение на глиссаде и посадке — это очень интенсивный процесс, напряжённый, эмоционально сложный, очень важно ничего не пропустить, вовремя выпустить механизацию крыла, снижать тягу двигателя.
Там много операций, которые идут в жёсткой последовательности, поэтому логично, когда в этот момент происходит серьёзный отказ, ты прекращаешь посадку, уходишь в некую зону, где в спокойном полёте, летая по кругу, пытаешься разобраться, что произошло. В этом плане экипаж действовал логично. Это более серьезный дефект, в отличие от гидравлики, которая зарезервирована в АЭрбасах трижды. Командир принимает решение не садиться в Омске, а лететь в Новосибирск. Не прошло одной минуты в зоне ожидания, как они запрашивают погоду в Новосибирске.
Но, судя по расшифровке, так её и не определили, поговорили-поговорили — и всё. Экипаж не понимает погоду, не понимает, хватит ли топлива, не определил посадочную дистанцию, но решение лететь в Новосибирск принято. Как ребёнок, у которого что бы не случилось, бежит к маме. Мама спасёт, — недоумевает Лукашевич. Погоду в Новосибирске запросили, а записать её забыли.
Пришлось запрашивать ещё раз. Только после этого начинается расчёт топлива — хватит ли его до Новосибирска. Александр Гарнаев так комментирует действия экипажа: — Из 35 минут записанных переговоров бОльшую часть времени у них тоже происходит паника, но из их фраз совершенно ясно, что это за паника. Это паника людей, которые не приучены, не умеют просто элементарно арифметически считать в уме. Простые, очень насущные вещи.
Например то, что до Новосибирска час лёта, а расход топлива с выпущенными шасси четыре с лишним тонны в час. А у них на борту 2,5 тонны. Очень просто понять, что топлива не хватит. Даже если не открывать гаджеты, как они это делали, никакие программы не нужны, чтобы элементарно посчитать топливо и отказаться от безумного решения. Его экипаж забыл внести в расчёты.
Если ветер боковой, он вас сносит в сторону, и вам надо постоянно подруливать. Есть боковой встречный и есть боковой попутный. Попутный вам помогает.
Александр Гарнаев говорит, что для произошедшего есть более глубинные причины, чем личная вина пилотов. Почему пилоты серьёзно даже не рассматривали возможность посадки в Омске? Потому что у них есть внутренняя рекомендация авиакомпании, говорит летчик-испытатель. При мелкой неисправности, к которой относятся неполадки в гидравлике, авиакомпании дают указание пилотам садиться в тех аэропортах, где у них есть ремонтные мощности. В Омске у «Уральских авиалиний» своих ремонтников нет.
В этом случае не будут в Омске искать левых ремонтников, а будут искать нужных ремонтников в Екатеринбурге и везти их в Омск. В итоге, чтобы избежать лишних расходов, ребята, летите на тот запасной аэродром, где такие специалисты есть. Они есть в Екатеринбурге, и они есть в Новосибирске. А в Омске их нет. Именно у этой авиакомпании. И вот экипаж тупо, очень тупо выполнили не просто рекомендацию авиакомпании, а они её спровоцировали на свою личную интерпретацию, своё удобство, — прямо говорит Александр Гарнаев. Если бы летчики сели в Омске с неисправностью, они должны были бы сидеть там не меньше 3-х дней. Для линейного летчика это означало бы, что он вышел бы из графика, прямо говорит Гарнаев.
Поэтому у них мгновенно и сработало. Авиакомпанию не обрекать на дополнительные расходы и себя не лишать запланированного заработка. Есть нарекания к системе подготовки летчиков Фото: Aerotraining. Подготовка летчиков сейчас настолько зарегламентирована, что у них нет ни привычки, ни требования к ним здраво оценивать ситуацию: — Сейчас всех, всех пилотов этих лайнеров готовят именно таким образом — нажимай кнопочки на электронных устройствах и выполняй операционные процедуры, которые описаны на десятках страниц. А просто подумать головой — там такого не написано. Современные пилоты не приучены элементарно думать головой. Ни в одной инструкции не написано, что такое здравомыслие. Полчаса они летят от Омска до Новосибирска, панически, бессистемно дёргают то гаджеты, то запрашивают погоду, то запрашивают диспетчера.
Постоянно перебиваются с темы на тему, друг с другом не могут договориться и понять, что будет дальше. Это очевидно из опубликованных переговоров, и я лично настаиваю, что это не вина самих пилотов, это вина современной системы подготовки. Поэтому заслуженный летчик не склонен винить экипаж в ситуации над Омском — так поступил бы любой летчик, потому что именно так они проходят подготовку. Поэтому вывод, по мнению Александра Гранаева, такой: — Я бы этих лётчиков не наказывал, не лишал бы их возможности летать. Я бы с ними провёл большую-большую «мозгочистку» в плане элементарного здравомыслия и элементарного умения считать в уме, а не нажимать кнопочки на гаджетах. И пускай дальше летают. Со всем новым поколением «электрических мальчиков», как я их называю, новое поколение пилотов.
А ее деятельность должна обеспечиваться кадрами специалистов-испытателей. В настоящее время Школа летчиков-испытателей ЛИИ имени Громова является единственным учебным заведением в России, выполняющим государственную функцию по подготовке авиационного персонала экспериментальной авиации для предприятий и организаций авиационной промышленности, создающих новую отечественную авиационную технику гражданского и военного назначения. Как утверждал руководитель ШЛИ в 2013—2020 годах, заслуженный летчик-испытатель Александр Крутов, сегодня учебное заведение ощущает острые проблемы по двум направлениям: низкий уровень подготовки летчиков, поступающих на учебу, и отсутствие государственного финансирования.
В советское время ШЛИ самостоятельно отбирала летчиков для обучения по специальности «испытатель». Причем отбирала жестко — претендент должен был обладать отличными навыками пилотирования и при этом быть не старше 28 лет в исключительных случаях допускался прием 30-летнего летчика. Сейчас руководство ШЛИ вынуждено без конкурса принимать на учебу тех кандидатов, которых направляет то или иное авиастроительное предприятие.
Среди абитуриентов подавляющее большинство составляют кандидаты, возраст которых превышает 40, а иногда и 50 лет. Это связано с тем, что обучение финансируется не из государственного бюджета, а за счет фирмы-заказчика. Вот несколько цифр.
Обучение в ШЛИ обходится в 6—7 млн руб.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК Байкал» baikal. Иркутск, ул.
«Это большой успех». Как прошли испытания нового «Суперджета»
Импортозамещенный самолет SJ-100 завершил заводские доводочные испытания | РИАМО | Заслуженный летчик-испытатель Леонид Чикунов, который сидел за штурвалом, отметил, что перелет прошел отлично. |
«Это большой успех». Как прошли испытания нового «Суперджета» | Один пилот был заслуженным лётчиком-испытателем России, второй — летчиком-испытателем третьего класса, тоже профессионалом своего дела. |
«Не имел права?» Летчики-испытатели поспорили о посадке Ми-8 на Камчатке | Летчик-испытатель Владимир Барсук рассказал, почему тема беспилотников раздута. |
летчик-испытатель — последние новости сегодня | Аргументы и Факты | Ими оказались заслуженный летчик РФ Максим Конюшин и летчик-испытатель третьего класса Виктор Крюков. |
Летчики-испытатели: первые за штурвалом
ВЗГЛЯД / Импортозамещенный Superjet-100 начали готовить к летным испытаниям :: Новости дня | на пятерку», - рассказал летчик-испытатель 1-го класса - командир отряда ПАО «Яковлев» (входит в Ростех) Леонид Чикунов. |
Telegram: Contact @news_1tv | В летчики-испытатели зачастую приходят из военных летчиков – так сложилось и у Сергея Богдана. |
В упавшем самолёте погибли лётчики-испытатели Иркутского авиазавода Максим Конюшин и Виктор Крюков
В 1943 году Капрэлян прошёл переподготовку в Лётном центре авиации дальнего действия и стал инструктором пилотирования, он обучал лётчиков на самолётах С-47 и Ли-2. В 1944-м он стал командиром 89-го транспортного авиационного полка и начал перегонять на фронт самолёты С-47, B-25 и Ли-2, перевозил грузы и раненых. Всего за время войны совершил 112 боевых вылетов в тыл врага и на линию фронта. После войны Иван Рафаилович продолжил работу пилотом в Гражданском воздушном флоте, был заместителем начальника авиауправления Гидрометслужбы. А с 1947 года стал лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института, он проводил испытания бомбардировщика Ту-4 в условиях обледенения, а также винтов мотора и радиолокационного оборудования по слепой посадке.
Провёл ряд испытательных работ на самолётах B-25, Ли-2 и Ту-2.
В Хабаровском крае завершились все заводские тестирования, а в Подмосковье лайнер будут готовить уже к летным сертификационным испытаниям. Ключевые системы самолета, включая авионику, шасси, электроснабжение, отечественного производства. Заслуженный летчик-испытатель Леонид Чикунов, который сидел за штурвалом, отметил, что перелет прошел отлично.
Предположительно, причиной крушения стала потеря тяги одного из двигателей Уроженец Ребрихинского района Андрей Кононов погиб при крушении военного самолета Ту-22М3 в Ставрополье, сообщила районная газета "Знамя труда". Самолет разбился, когда возвращался с боевого задания 19 апреля. По данным СМИ, причиной стала потеря тяги одного из двигателей. Андрей Кононов Фото: газета "Знамя Труда" Известно, что в момент трагедии на борту находились четверо летчиков.
Миля сейчас Национальный центр вертолётостроения имени М. Миля и Н. Провёл испытания по отработке посадок вертолёта Ми-6 на режиме авторотации, участвовал в испытаниях вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-2 и их модификаций. Капрэлян становил восемь мировых авиационных рекордов, один из них — вторым пилотом. Рафаил Иванович был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», Ордена Красного знамени, ордена Отечественной войны 1-й степени и других наград. Он ушёл из жизни 12 июля 1984 года.
Летчик из Алтайского края погиб при крушении военного самолета в Ставрополье
Занимался обучением вьетнамских летчиков применению ракет класса «воздух-воздух», за что получил почетное звание «Почетный гражданин Ханоя». Активное участие в работе принимали летчики-испытатели, выпускники знаменитой Школы летчиков-испытателей (ШЛИ) имени Федотова. Это станет одним из главных событий фестиваля «Космический успех», который состоится 28 апреля в Молодежном центре. Рафаэль Сулейманов, летчик-испытатель ОКБ Сухого, заслуженный летчик-испытатель, летчик-испытатель первого класса. По словам собеседника «ВМ», Герой Российской Федерации и заслуженный штурман-испытатель скончался в возрасте 82 лет в своем доме. Летчик из Алтайского края погиб при крушении военного самолета в Ставрополье.