Провалы в памяти у взрослых и пожилых людей могут предшествовать появлению болезней Паркинсона и Альцгеймера. Будучи похороненными в недрах памяти и забытыми на протяжении многих лет, воспоминания вырвались наружу, будучи поддерживаемые и подталкиваемые противоречивой психотерапевтической техникой, известной как «терапия восстановления памяти». Проблемы с памятью (когнитивные нарушения) могут привести к инвалидности, поскольку при выраженных нарушениях человек не способен не только работать и учиться, но и обслуживать себя. Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта.
Провалы в памяти
Наблюдение показывает, что у больных разных нозологических групп этот механизм работает по-разному. Приведем некоторые иллюстрации по наблюдениям Б. Пример 1. У группы больных эпилепсией эксперимент на опосредованное запоминание вызывал значительные трудности. При инструкции найти рисунок для запоминания слова «развитие» больной К. Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите? Не понимаю, что нарисовать?
Он пытается нарисовать кровать, но тут же заявляет, что этот рисунок не подходит, так как больная женщина не обязательно должна лежать: «У нее может быть грипп, и она его на ногах переносит». Тогда испытуемый решает нарисовать столик с лекарствами, но и это его не удовлетворяет: «Ведь не обязательно больная женщина лекарства принимает». В результате из-за чрезмерной конкретизации больные хуже запоминают слова, когда они пытаются прибегнуть к опосредованию. Пример 2. Процесс опосредования мало помогал и больным, которые устанавливали чрезмерно формальные связи, например, связи по созвучию. Так, для запоминания слова «сомнение» больной нарисовали рыбу-сом, потому что «у них одинаково звучат первые слоги». Или для слова «дружба» больной нарисовал треугольник и квадрат, поскольку «треугольник это одно, а квадрат - другое».
Знание особенностей нарушения механизма опосредованного запоминания позволяет клиническому психологу участвовать в постановке диагноза основного заболевания, а также разрабатывать коррекционные программы, позволяющие скомпенсировать рассматриваемый мнемический дефект. Нарушение мотивационного компонента памяти Более 70 лет назад, а именно, в 1927 году, был открыт уже известный нам из курса общей психологии «эффект Зейгарник» или так называемый «феномен воспроизведения незавершенных действий». Эксперимент заключался в следующем. Испытуемому предъявлялся ряд задач от 18 до 22 , которые он должен был выполнить. Это были сравнительно легкие задания различного типа: зарисовать монограмму, сложить определенную фигурку из спичек, нанизать бусы, написать стихотворение, вырезать из бумаги спираль, слепить коробочку из картона, обратный счет письменно , нарисовать вазу, из бумаги сложить фигурки, умножение трехзначных чисел, из проволоки, сделать фигурку, решить кроссворд, составить ландшафт испытуемым даются муляжи — деревья, животные, люди, дома - из цветного картона и т. Инструкция: «Вам будет предложен ряд заданий, постарайтесь их выполнить по возможности точнее и быстрее». Половину предложенных задач испытуемый выполнял до конца, половина же их прерывалась экспериментатором до того, как испытуемый их завершит.
Прерывание происходило таким образом, что экспериментатор предлагал испытуемому другую работу. Если испытуемый спрашивал, что делать с незавершенным заданием, экспериментатор делал вид, что не расслышал вопроса или занят протоколом; во всяком случае, испытуемый не получал четкого, определенного ответа. Сразу после выполнения испытуемым последнего задания экспериментатор спрашивал: «Скажите, пожалуйста, какие вы выполнили задания? Экспериментатор записывает названные задания в порядке их воспроизведения испытуемым. Как правило, воспроизведение носит вначале плавный характер, после чего наступает остановка потока перечисленного. Испытуемый начинает активно «отыскивать», «перебирать» в своей памяти предложенные ему задания. После окончания опыта экспериментатор спрашивает о том, какие задания показались ему более интересными или приятными.
Данные экспериментов показали, что испытуемые запоминали лучше незавершенные действия. При этом отношение воспроизведенных незаконченных действий [НД] к воспроизведению законченных [ЗД] равнялось 1,9. Преимущество воспроизведения незавершенных действий по отношению к завершенным проявилось не только в количественном отношении, но и в том, что незавершенные задания назывались первыми. Попытаемся осмыслить психологический механизм наблюдаемого эффекта. Выявленная закономерность может быть объяснена следующим образом. У любого здорового испытуемого ситуация опыта вызывает какое-то личностное отношение к ней. У одних это желание проверить себя, свои возможности - экспериментальная ситуация приобретает в таких случаях характер некой «экспертизы», контроля.
У других испытуемых ситуация эксперимента вызывала некий задор: «Хотелось и себе, и вам показать, что я хорошо справляюсь с задачами». Наконец, третьи испытуемые выполняли экспериментальные задачи из чувства «долга», «вежливости». Как бы то ни было, у любого испытуемого возникал какой-то мотив, ради которого он выполнял задание. При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, появляется некий излишек аффективной заря-женности в терминологии К. Левина, «динамическая система» , которая проявляет себя в другом виде деятельности, в данном случае - в воспроизведении. Применительно к приведенным данным можно сказать, что деятельность памяти актуализировала ту аффективную готовность, которая образовалась благодаря личностному отношению испытуемого к экспериментальной ситуации. Здесь необходимо указать на ряд наблюдений, указывающих на роль мотивационного компонента в работе памяти.
Первое — эффект не проявляется, если вместо нейтральной просьбы: «Скажите, пожалуйста, какие вы выполнили задания? Новая мотивация вызывала иной результат. И еще одно доказательство. У больных шизофренией, в психическом состоянии которых отмечалась эмоциональная вялость, искажение мотивов, экспериментаторы не получали эффекта лучшего воспроизведения незавершенных действий. У больных с ригидностью эмоциональных установок и их гипертрофией например, при некоторых формах эпилептической болезни превалирование воспроизведения незавершенных действий было выражено. Так, если у здоровых испытуемых отношение воспроизведения незавершенных действий, к воспроизведению завершенных равняется 1,9, то у больных шизофренией простая форма оно равно 1,1; у больных эпилепсией — 1,8; а у больных с астеническим синдромом - 1,2. Таким образом, сопоставление результатов воспроизведения незавершенных действий у больных с разной патологией мотивационной сферы указывает на ее роль в мнемической деятельности и на возможность использования данных эффектов в диагностических целях.
Нарушение памяти у больных разных нозологических групп При органических поражениях подкорковых структур головного мозга в большей степени нарушено произвольное воспроизведение и сохранение, в меньшей степени - узнавание и запоминание. Отмечается связь нарушений памяти с психической истощаемостью и снижением сенсомоторной активности. У больных олигофренией наблюдаются трудности опосредования, которые заключается в недоразвитии мышления, неспособности установить условную смысловую связь между сти-мульным словом и рисунком. При олигофрении нарушена не только смысловая, но и механическая память. У астенических олигофренов отмечается грубая недостаточность чтения, письма, счета и частые ошибки в памяти, У стенических олигофренов более выражено расстройство долговременной памяти. При эпилепсии отмечается снижение эффективности опосредованного запоминания в сравнении с непосредственным. У больных эпилепсией, а также при органических поражениях головного мозга отмечаются трудности опосредования предложенных понятий с конкретным рисунком.
Это является следствием выраженной склонности к чрезмерной детализации, фиксации на отдельных свойствах предметов. У больных шизофренией условность рисунка становится беспредметной и широкой, что перестает отражать реальное содержание слова или рисунок отражает актуализацию слабых, латентных свойств, что также затрудняет воспроизведение. Нарушения оперативной, кратковременной и отсроченной памяти не выявляются. Наблюдаемое в методиках снижение памяти часто имеет вторичный характер, обусловленный снижением волевого усилия.
Подробнее Ученые еще точно не знают, что именно вызывает мозговой туман — широкий спектр симптомов наблюдают даже у людей, которые легко перенесли болезнь и до этого не имели хронических заболеваний. Главная теория на сегодня такова: мозговой туман возникает, когда иммунная реакция организма на вирус не прекращается, или становится следствием воспаления кровеносных сосудов мозга. Спутанность и расстройство сознания, а также другие типы изменения психических функций возникали при госпитализации коронавирусных пациентов с респираторными проблемами. И исследование показало, что такие пациенты нуждались в более длительной госпитализации и часто после нее не могли справляться с повседневными делами. Но исследования долговременного мозгового тумана только начинаются.
Проблемы с памятью, головокружение или спутанность сознания отмечались у трети или более респондентов. Как будто нахожусь под наркозом. Но девушка стала такой рассеянной, что однажды постирала пульт от телевизора вместе с бельем, а также была вынуждена вернуть собаку, которую недавно взяла из приюта, потому что не могла доверить себе заботу о домашнем животном.
Поэтому так важно правильно составить рацион, чтобы в полной мере получать все необходимые витамины и микроэлементы. Память как психологическое явление Память - это в психологии функция, которая осуществляет фиксацию, хранение и воспроизведение разных событий и переживаний, а также дает способность постоянно пополнять данные и использовать уже имеющийся опыт. Как известно, в зависимости от функциональной нагрузки существует несколько видов памяти. Виды памяти Образная память занимается тем, что позволяет фиксировать в памяти различные образы. Двигательная делает то же, но по отношению к движению. Эмоциональная память концентрируется на пережитых эмоциях. Символическая является своеобразной, но благодаря ей мы можем запоминать слова, мысли, идеи.
О краткосрочной и долгосрочной памяти известно всем. Первая способствует запоминанию большого количества информации на небольшой промежуток времени, после чего она ликвидируется или переходит раздел долгосрочной. Произвольная и непроизвольная память. Первая срабатывает благодаря предварительному указанию на запоминание, а вторая делает это произвольно, без каких-либо команд. Для каждого из этих видов существует свое нарушение памяти. В психологии Корсаковский синдром, к примеру, является расстройством кратковременной памяти. Виды расстройства памяти Каковы симптомы нарушения памяти? Это забывание и невозможность воспроизведения событий из личного или чужого опыта. Парамнезия — потеря во времени, когда индивид путает события прошлого и настоящего, не может понять, какие события в его голове имели место быть в реальном мире, а какие являются вымышленными, спроецированные мозгом на основе полученной когда-то информации. Дисмнезия - расстройство, к которому относятся гипермнезия, гипомнезия и амнезия.
Последнее характеризуется забыванием отдельной информации и навыков на некоторый отрезок времени. Проблемы с памятью носят эпизодический характер, после чего воспоминания частично или полностью возвращаются. Амнезия может затрагивать и приобретенные навыки, например, умение водить машину, ездить на велосипеде, готовить какие-либо блюда.
Они могут быть сильнее или слабее в зависимости от того, как давно были активированы.
Активные связи могут усиливаться, а неиспользуемые соединения, наоборот, слабеть и исчезать. Память делится на две категории: Кратковременная. Позволяет удерживать мысль около минуты. Это нужно для того, чтобы запомнить номер телефона, автомобиля или фамилию человека.
Отвечает за продолжительные воспоминания. Долговременная память, в свою очередь, делится на процедурную, которая отвечает за действия, и декларативную, отвечающую за осознанный вызов информации. Все воспоминания как раз базируются на декларативной памяти. Она может активироваться визуально или словесно.
Например, вам нужно вспомнить фамилии сборной по футболу или восстановить список покупок. Декларативная память делится на следующие категории: Семантическая. Оперирует значениями и понятиями. Например, что такое компьютер или мяч.
Относится к событиям. Например, когда у вас была свадьба или как давно вы катались на катамаране. Наша память - это реактивация определенной группы нейронов, образованная постоянными изменениями силы связей между ними. Реактивирует комбинацию нейронов «синаптическая пластичность».
Контакт между нейронами называют синапсами. Он может быть сильнее, или слабее. То есть, все используемые связи могут становиться сильнее. Однако неиспользуемые нейроны слабеют и полностью исчезают.
Соединение между двумя нейронами становится сильнее, когда нейрон A последовательно активирует нейрон B, заставляя его запускать потенциал действия. Нейроны общаются друг с другом с помощью электрических событий, называемых «потенциалами действия», и химических — нейротрансмиттеров. В результате изменения, добавления или отмирания синапсов формируется наша память. Однако последние исследования на пожилых мышах доказали, что за счёт гиппокампа отдела мозга происходит усиление нейрогенеза, то есть появляются новые нейроны и наша память восстанавливается.
Основные причины ложной памяти Исследованиями ложной памяти занялись недавно. Основателями этого направления были, как ни странно, гипнотизёры Пьер Жане , Рихард Крайфт-Эбинг и другие. Причём последний демонстрировал такое явление, как возрастная регрессия. Он погружал человека в гипноз, и тот воспроизводил своё детство.
Учёные сразу разделились на два лагеря. Одни считали, что гипнотизируемый действительно воспроизводит воспоминания своего детства. Однако были те, кто считал, что он просто играл какую-то роль, то есть хотел, чтобы так всё было. Именно работы Крайфта-Эбинга дали начало противоречивым дискуссиям.
Однако реальные причины расстройств памяти неизвестны. С медицинской точки зрения, чаще всего парамнезии встречаются у людей с повреждениями передней части мозга лобных долей. Врачи выделяют следующие причины возникновения ложных воспоминаний: черепно-мозговые травмы с корсаковским синдромом в период обострения; нарушение мозгового кровообращения ишемия, геморрагические инсульты с поражением сосудов ; синдром Корсакова как результат — острая нехватка витамина В1 при нездоровом образе жизни или образовании злокачественных опухолей ; амнестический церебральный атеросклероз последствия — дезориентация и нарушение памяти ; сосудистая деменция возникает в результате единичных инфарктов головного мозга ; разнообразные болезни, связанные с нарушением памяти Паркинсона, Пика, Альцгеймера, Гентингтона, старческое слабоумие, психотические формы сенильной деменции ; параноидальный психоз с бредом преследования, сопровождающийся галлюцинациями; тяжёлая форма отравления алкоголем, наркотическими веществами, ядами, угарным газом; абсцессы и опухоли в мозге. К сожалению, ложные воспоминания встречаются у здоровых людей.
Это осознанное замещение плохих моментов хорошими событиями. То есть простая форма самозащиты. Некоторые люди, которые потеряли близких, искренне верят, что те всё ещё живы и находятся где-то за границей. Профессор когнитивной психологии Элизабет Лофтус проводила исследования, пытаясь выяснить пластичность человеческих воспоминаний.
Она показывала ролики катастроф длительностью 5—30 секунд и просила заполнить отчёт.
ПРОВАЛЫ В ПАМЯТИ
это совершенно нормальное явление в современном - процесс запоминания, узнавания, сохранения и воспроизве. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности. Проблемы с памятью, которые не связаны с серьёзными нарушениями головного мозга, испытывают сейчас около 10% населения. Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях.
Нарушение непосредственной памяти
При лечении пациент может оставаться самостоятельным до десяти лет. Без лечения он уже через три года будет нуждаться в постоянной посторонней помощи. Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям, рассказала Надежда Коберская, невролог, сотрудник Лаборатории памяти. Специалисты разрабатывают методы профилактического лечения, чтобы пациент не доходил до стадии деменции. Выделяются три группы додементных нарушений: субъективные, легкие и умеренные. Субъективные когнитивные нарушения — это когда человек жалуется, но врач не находит никаких изменений. На что могут жаловаться пациенты? Легкие когнитивные нарушения выявляются специалистом при нейропсихологическом исследовании, но их невозможно заметить при обычной беседе.
Умеренные когнитивные нарушения уже заметны для окружающих, однако профессиональная, социальная и бытовая активность человека еще не ограничены. Любое ограничение в повседневной деятельности пациента свидетельствует о деменции. Высокий уровень интеллекта не защитит от развития деменции. Просто она может долгое время оставаться незаметной, и тогда переход к тяжелой форме произойдет очень резко. Никто ничего не замечал, только студенты однажды пожаловались, что он третью лекцию подряд одно и то же читает. Оказалось, что у него уже очень грубые нарушения, он путал лето с зимой», — рассказала Элен Мхитарян. На ранней стадии даже врач может не находить нарушений у такого пациента.
Если изначально пациент имел очень высокий когнитивный уровень, а потом чувствует, что его возможности снижаются, он все еще может находиться в рамках возрастной нормы», — пояснила Надежда Коберская. Вы сможете нарисовать часы? Какие методы применяют врачи для диагностики заболеваний, вызывающих деменцию? Это различные анализы и обследования, но главное — МРТ и нейропсихологическое тестирование.
Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему.
Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей: Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени. Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными. Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту. Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом. Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза. Нарушение памяти у детей У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее.
Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни. У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации и амнезия полная потеря какого-либо участка памяти. Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния. Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата. Признаками патологии в данном случае выступают отсутствие усидчивости, проблемы с фиксацией внимания, изменения поведения. Как правило, дети с нарушениями памяти плохо справляются со школьной программой.
У них достаточно часто затруднена социальная адаптация. Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте. В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание. Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально.
К количественным нарушениям относится: Гипомнезия. Расстройство характеризуется ослаблением всех компонентов памяти. Снижается способность запоминать новое: имена, лица, навыки, прочитанное, увиденное, услышанное, даты, события, образы. Чтобы скомпенсировать недостаток, люди с гипомнезией записывают информацию в блокнот или заметки на телефоне. Пациенты с ослабленной памятью теряют нить повествования в книге или фильме. Для гипомнезии характерна анэкфория — невозможность вспомнить слово, термин, дату или события без посторонней помощи. Это частично нарушение опосредованной памяти, когда для воспроизведения информации нужен факт опосредованности. Это усиление компонентов памяти: человек запоминает намного больше, чем нужно. При этом утрачивается сознательный компонент — человек запоминает то, чего не хочет запомнить. Он теряет контроль над памятью. У людей с гипермнезией спонтанно возникают образы прошлого, события, актуализируется прошлый опыт и знания. Чрезмерная детализация информации часто отвлекает человека от работы или разговора, он отвлекается на переживание прошлого опыта. Расстройство характеризуется полным стиранием определенной информации. Качественные нарушения памяти парамнезии — это ложные воспоминания, смещение хронологии событий или воспроизведение вымышленных событий. К нарушениям памяти относится: Псевдореминисценции. Характеризуется ошибочными воспоминаниями. Устаревшее название — иллюзии памяти. Больной с псевдореминисценциями рассказывает о событиях, которые реально были в его жизни, но в неправильной хронологии. Врач спрашивает у пациента, когда он попал в отделение. Больной отвечает: «3 дня назад». Однако в истории болезни отмечено, что пациент уже 25 дней находится на лечении. Такое ложное воспоминание называется псевдореминисценцией. Нарушение памяти характеризуется невозможностью вспомнить событие, при котором смещается источник информации. Например, больной читает стих и присваивает его себе. Но на самом деле этот стих он выучил еще в школе, но пациент считает, что он — автор произведения. Галлюцинации памяти характеризуются яркими, но ложными воспоминаниями, которые в реальности не происходили. Пациент убежден в их достоверности. Больной может утверждать, что вчера ужинал с Илоном Маском, а год назад встречался с Анжелиной Джоли. Классификация Лурии по специфичности: Модально неспецифические нарушения памяти возникают при поражении структур, отвечающих за тонус коры головного мозга. Характеризуется снижением всех компонентов памяти. Модально специфические нарушения памяти возникают при поражении локальных отделов головного мозга: гиппокампа, зрительной или слуховой коры. Характеризуется нарушением сенсорной и тактильной памяти. Вместе с другими заболеваниями Расстройства памяти — не изолированное нарушение. Оно всегда сопровождается другие заболевания. Нарушение памяти при психических и органических заболеваниях: Шизофрения. Память — это последний процесс, который страдает при шизофрении. Возникает гипомнезия. Нарушение памяти при ЧМТ. Чаще всего встречается ретроградная амнезия. Нейродегенеративные заболевания и деменция. Сопровождаются фиксационной амнезией, гипомнезией, прогрессирующей амнезией, конфабуляциями. Нарушение памяти в пожилом возрасте. Сопровождается гипомнезией из-за ухудшения кровоснабжения мозга. Нарушение сознания. При аменции, онейроиде — полная ретроградная амнезия. При сумеречном помрачении и алкогольном делирии — частичное стирание воспоминаний. Хронический алкоголизм. Сопровождается гипомнезией и синдромом Корсакова фиксационная амнезия, псевдореминисценции, конфабуляции, амнестическая дезориентация, ретроантероградная амнезия. Нарушение памяти при эпилепсии. При эпилепсии мотивационные и эмоциональные установки становятся ригидными, наблюдается нарушение мотивационного компонента памяти. Характеризуется гипомнезией. Преходящие и невротические расстройства: астения, неврастения, нарушение адаптации. Характеризуются гипомнезией. Нарушение памяти при резидуальной органике. Это остаточные явления в головном мозгу после интоксикации, черепно-мозговой травмы, родовой травмы, инсульта. Характерны дисмнезии и парамнезии. Диагностика Нарушения памяти исследует врач-психиатр или медицинский психолог. Диагностика нарушений памяти — это вспомогательный компонент в диагностике болезни в целом. Исследование нарушения памяти — это не цель, а средство. Диагностика памяти нужна, чтобы установить наличие той или иной болезни, ее стадию и динамику: деменция, маниакальная фаза биполярно-аффективного расстройства или черепно-мозговая травма. Тактика взаимодействия с пациентами начинается с клинической беседы. Врачу нужно знать, помнит ли больной о недавних событиях, считает ли он свою память хорошей, помнит ли он о событиях после острого периода болезни. Чтобы убедиться в достоверности фактов, врач может расспросить родственников или друзей. Затем врач использует тесты по нарушению памяти. Наиболее популярные: «Заучивание 10-ти слов»; «Объем кратковременной памяти»; методика «Смысловая память». Изолированно память не лечится.
Ухудшение памяти — это естественный физиологический процесс или симптом заболевания? Когда начинать бить тревогу? Что способствует ухудшению памяти, чем оно чревато, как предупредить эти проблемы?
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать
Более того, пациенты чаще сообщали о ситуациях, когда их бросали или умышленно причиняли вред другим людям. В поисках факторов, вызывающих избирательную память на негативную информацию, исследования когнитивных схем при ПРЛ показывают, что пациенты склонны рассматривать мир как опасный и недоброжелательный, а себя как бессильного и уязвимого, ожидая, что они будут преданы и брошены. Таким образом, можно предположить, что тенденция ожидать, что другие люди вообще не заслуживают доверия, может привести к усилению обработки негативной социальной информации в памяти. Исследования памяти подчеркнули важность правильного запоминания человеком информации о надежности других людей. В частности, люди должны распознавать людей, с которыми они встречались ранее например, распознавание предмета, «Я видел этого человека раньше» , и должны вспомнить предыдущее совместное или отказавшееся от сотрудничества поведение например, исходная память, «этот человек вел себя достойным доверия».
Недостаток сна существенно влияет на работу памяти. Постарайтесь спать не менее 7-8 часов в день. Питайтесь правильно. Убедитесь, что рацион содержит достаточное количество питательных веществ, омега-3 жирных кислот, антиоксидантов и витаминов группы В. Физическая активность. Регулярные умеренные физические нагрузки способствуют улучшению кровоснабжения мозга и стимулируют рост новых нейронов. Рекомендуется заниматься физическими упражнениями не менее 30 минут в день. Мозговая тренировка. Постоянное обучение и интеллектуальные задачи помогают укрепить связи между нейронами и улучшить работу памяти. Решайте кроссворды, играйте в головоломки и учите новые навыки. Управление стрессом. Стресс имеет негативное влияние на память. Используйте разные методы управления стрессом, медитацию, глубокое дыхание и йогу.
Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти. Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти: Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени. Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации. Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний: Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события. Удаление событий, компрометирующих человека. Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему. Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей: Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени. Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными. Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту. Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом. Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза. Нарушение памяти у детей У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее. Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни. У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации и амнезия полная потеря какого-либо участка памяти. Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния. Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата.
При алкогольной энцефалопатии, которая проявляется нарушением памяти, пациентам рекомендуют полностью прекратить приём алкоголя, сбалансировать питание, ввести в рацион продукты, которые содержат в избытке витамины и белки. Назначают большие доз витамина В1 и комбинированный витаминный препарат мильгамму. Симптоматическая терапия проводится ноотропами, нейропептидами и препаратами, которые первоначально предназначены для лечения болезни Альцгеймера, но достаточно эффективны при снижении памяти сосудистого происхождения. К ним относятся соединения, которые влияют на холинергическую систему нейромидин, холина альфосцерат, галантамин и средства, которые воздействуют на глутаматергическую систему мемантин. Если у пациента нарушение памяти возникает на фоне астенического синдрома, неврологи назначают ноотропные препараты, стимулирующие центральную нервную систему и оказывающие прямое активирующее влияние на интегративную деятельность головного мозга. При ухудшении памяти лекарства врачи Юсуповской больницы подбирают индивидуально каждому пациенту. Профессора, доктора медицинских наук, которые работают в Юсуповской больнице, являются авторами научных трудов по нарушению памяти, когнитивным нарушениям, деменциям. Они разработали и внедрили в клиническую практику новые методы лечения заболеваний, которые проявляются нарушением памяти: старческих деменций, рассеянного склероза, болезни Альцгеймера. Наряду с медикаментозным лечением пациентам показаны упражнения по тренировке памяти, способствующие регистрации информации, развитию внимания и наблюдательности, а также облегчающие закрепление, удержание и вспоминание зарегистрированной информации. Третьим направлением является выработка переноса обучения в искусственных условиях на ситуацию реальной жизни. При ухудшении памяти пациентам предлагают регулярно выполнять следующие упражнения: Тренер берет в руку разноцветные, яркие предметы ключ, авторучку, пуговицу, авторучку, кольцо с камнем и показывает их пациентам на ладони. Затем убирает руку и просит их назвать эти предметы; Тренер кладёт на стол семь крупных ярких предметов и накрывает их платком. Затем на короткое время снимает платок и показывает предметы пациентам. После этого вновь накрывает их платком и просит описать; Тренер предлагает пациенту описать на бумаге словесный портрет лечащего врача нос, глаза, подбородок. Тренер предлагает пациенту описать домашнюю обстановку; Тренер вначале показывает пациенту на короткое время крупный яркий предмет, а затем убирает его и просит пациента описать или зарисовать предмет по памяти. Психотерапевты также работают с пациентами, страдающими нарушениями памяти. Они помогают избавиться от депрессии, агрессивности, неудовлетворённости жизнью. Улучшение памяти зависит не только от лечащих врачей и психотерапевтов, но и от самого пациента. Результат будет в том случае, если пациент преодолеет апатию, настроиться на длительное лечение. Если произошло ухудшение памяти, к какому врачу обратиться? Записывайтесь на приём к неврологу или психотерапевту онлайн, или позвонив по телефону контакт центра Юсуповской больницы. Поделитесь с близкими и друзьями Список литературы МКБ-10 Международная классификация болезней Юсуповская больница Всемирная организация здравоохранения. Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения F00—F99 адаптированный для использования в Российской Федерации. Multicenter collaborative Panic Disorder Severity Scale. Фармакотерапия в неврологии и психиатрии: [Пер. Энна и Дж.
Нарушение непосредственной памяти
Память, речь, внимание и их расстройства (когнитивные нарушения). Нарушение памяти | Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям, рассказала Надежда Коберская, невролог, сотрудник Лаборатории памяти. |
Нарушения памяти и внимания | Достоверно причины расстройства памяти не известны. Медики лишь установили, что для пациентов с патологией характерны базальные повреждения переднего мозга и повреждения лобных долей, которые провоцируют нарушения памяти и проблемы с самосознанием. |
Нарушение памяти — чем может быть вызван этот симптом? | Клинический психолог, сомнолог Алексей Мелехин рассказал, что проблемы с памятью могут быть вызваны переутомлением, а могут возникать из-за серьезных психических расстройств и опасных заболеваний. |
«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью
При йододефиците, снижении продукции тиреоидных гормонов ментальные нарушения встречаются очень часто. При болезнях печени она не в состоянии нейтрализовать проникшие в организм токсические вещества. В таком случае страдают все органы, в том числе наблюдается ухудшение работы головного мозга. Если причиной, по которой сильно ухудшилась память, стало заболевание внутренних органов, без его терапии невозможно восстановить работу головного мозга. У пожилых людей часто диагностируется такая болезнь, как деменция.
Она может быть вызвана болезнью Альцгеймера, сосудистыми нарушениями, появлением телец Леви, представляющих собой аномальные белковые включения, а также несколькими из перечисленных причин. При деменции плохая память носит прогрессирующий характер, ухудшение сильно выражено, что может привести к инвалидности. Также существует возрастное ухудшение функции головного мозга. Как правило, оно развивается постепенно, выражается в сложности запоминания новой информации.
Многим пожилым людям тяжело вспомнить прошлые события, это занимает намного больше времени, чем раньше. Эти нарушения снижают качество жизни, но не мешают ориентироваться в быту, выполнять рутинные задачи и сохранять мыслительную функцию. Не следует путать этот вид когнитивной дисфункции с болезнью Альцгеймера или деменцией. Причины ухудшения памяти в молодом возрасте В молодом возрасте к плохой памяти чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, заболевания внутренних органов, стресс и переутомление, а также такие причины, как нарушение питания и всасывания питательных веществ, отравление токсическими веществами.
Современный ритм жизни связан с многозадачностью, необходимостью много работать, недостаточным количеством времени на отдых и сон, постоянными стрессами. Человек пытается одновременно сконцентрироваться на нескольких видах деятельности, беспокоится из-за того, что не укладывается в рабочий график, часто уделяет работе время, отведенное для отдыха. Все это истощает нервную систему, становится причиной нарушения функционирования головного мозга, ухудшения когнитивных функций. В большинстве случаев эти изменения обратимы, следует лишь своевременно начать терапию.
Часто причиной проблемы с памятью у молодых людей служит недостаточная активность щитовидной железы. В результате снижается обмен веществ, человек чувствует себя сонливым, заторможенным, а головной мозг начинает работать медленнее. Соответственно, процесс запоминания усложняется. Таким пациентам нужен не только прием препаратов для улучшения работы головного мозга, но и консультация врача эндокринолога.
Еще один фактор, вызывающий ухудшение ментальных функций у людей среднего возраста — злоупотребление алкоголем. Это приводит к дефициту витаминов группы В, вследствие чего страдают нервные клетки. При длительном употреблении спиртного в больших количествах изменения могут быть крайне выраженными. В первую очередь утрачивается кратковременная память.
У лиц, страдающих алкоголизмом, развивается тяжелая форма когнитивной дисфункции — синдром Корсакова. При этом заболевании возможность запоминать текущие события практически отсутствует, а долговременная память сохраняется лишь частично. Ухудшением функции мозга страдают и курильщики с большим стажем. Это касается не только активных, но и пассивных курильщиков.
Любой удар в область головы может стать причиной когнитивных нарушений. Даже если повреждение кажется незначительным и не сопровождалось потерей сознания человека, последствия могут быть крайне серьезными. После сотрясения мозга часто возникает такой феномен, как ретроградная амнезия. В этом случае человек помнит свое прошлое, но обстоятельства, при которых была получена травма, забываются.
Проблемы с памятью после ковида На сегодняшний день известно, что тяжелые формы ковид могут привести к серьезным когнитивным расстройствам. Ухудшение когнитивной функции актуально как для молодых, так и для пожилых людей.
Переживания, стрессовое состояние, навязчивое чувство тревоги — делают человека рассеянным, потому что его мозг концентрируется на той проблеме, которая является причиной его беспокойства.
Серьезный недостаток сна и хроническая усталость — мешают сосредоточиться, закономерный итог — плохая память. Нарушения в системе кровообращения головного мозга человека — острого или хронического характера, среди них инсульт, атеросклероз или спазм сосудов мозга, а также иные возрастные проблемы. Замедление процессов мышления — чаще всего из-за токсического влияния на организм алкоголя, курения и сопутствующего им гиповитаминоза.
Аналогичное действие оказывают некоторые успокоительные лекарственные средства или антидепрессанты, также ослабляющие кратковременную и визуальную виды памяти. Различные черепно-мозговые травмы, опухоли и новообразования головного мозга. Генетически обусловленные проблемы с памятью.
Болезнь Альцгеймера. Нарушение памяти вследствии неправильного питания, ведь безупречная работа головного мозга и важнейших биохимических процессов напрямую зависят от качественного рациона и наличия в нем витаминов. Стойкое ощущение проблем с памятью иногда связано с отсутствием свежего воздуха, поскольку организм, в достаточной степени насыщенный кислородом, способствует качественной и активной работе головного мозга.
Типы нарушения памяти Гипомнезия — временное или постоянное частичное снижение процессов памяти. Амнезия — полнейшее отсутствие каких-либо воспоминаний о событиях, которые уже произошли в конкретный период времени. Гипермнезия — повышенное усиление процессов памяти, считающиеся аномальным для человека, когда он без труда запоминает, а затем и воспроизводит массу информации или каких-либо событий на достаточно длительный период.
Чаще всего усиливается способность запоминать цифры.
Терапия зависит от причины возникновения симптомов и может включать назначение: лекарственных препаратов для компенсации имеющихся заболеваний гормонов, ангиопротекторов и прочих ; анальгетиков, помогающих справиться с болями при черепно-мозговых травмах; седативных средств и антидепрессантов для коррекции психических расстройств; ноотропных и холинергических препаратов при наличии признаков возрастной деменции; витаминов и минералов для компенсации дефицитных состояний. Если проблема вызвана коронавирусом, рекомендуется пройти реабилитацию после ковида. Дополнительную помощь оказывают сеансы психотерапии, коррекция образа жизни.
В определенных случаях ухудшения процессов запоминания удается полностью избавиться от проблемы, вернуть человека к привычной жизни. Но если симптом развивается на фоне нейродегенеративных изменений, вызванных болезнью Альцгеймера, Хантингтона или аналогичных, то полное излечение на текущий момент невозможно.
И параллельно лечить органические проблемы, если они есть. И — о чудо! Зачастую буквально в течение первых пяти минут человек вспоминает то, что не мог», — подчеркнул Толоконин. Он также посоветовал вести здоровый образ жизни, читать книги для стимулирования воображения и много учиться. Как отметила эксперт, жалобы на плохую память достаточно часто встречаются не только среди пожилых, но и среди людей среднего и молодого возраста.
Проблемы с памятью: 10 случаев, когда наш мозг подводит нас
Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению. В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти. Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации.
Виды нарушений памяти
Примеры жалоб на нарушение памяти Проблемы с памятью у женщины Пациент, женщина, 32 года, жительница большого города. Вредных привычек не имеет, ведет здоровый образ жизни. По работе и дома большие психофизические нагрузки. Обратилась к врачу-психотерапевту со следующими жалобами: «Три года назад обследовалась у невролога по поводу снижения памяти и концентрации внимания. Головная боль напряжения.
Курс лечения прошла сразу после обследования кавинтоном, актовигин, мильгамма, никотиновая кислота, сирдалуд, грандаксин. Проведенное лечение не помогало. Незначительные улучшения были. В настоящее время очень жалуюсь на снижение памяти, работаю бухгалтером, а пару цифр запомнить не могу.
Общее состояние — вялость, усталость, плохое засыпание, наличие навязчивых мыслей. Прошла амбулаторный курс интенсивной комплексной терапии под руководством врача-психиатра, психотерапевта врач-психотерапевт в течение двух месяцев. Под наблюдением врача-психотерапевта находилась год. Результат — полное восстановление работоспособности, социальная сфера не страдает.
Жалоб на состояние здоровья не предъявляет. Проблемы с памятью у мужчины Пациент, 23 лет, мужчина, житель большого города. Алкоголь потребляет умеренно. Наркотики не принимал.
Обратился за консультацией к врачу-психотерапевту по направлению невролога. При этом состояние очень сильно варьируется в течение дня и день ото дня. Много лет терпел, стал заниматься спортом, стал придерживаться режима сна, но лучше не становилось. Кое-как окончил школу, кое-как учусь в институте, теперь живу жизнью амёбы: целыми днями за компьютером или телевизором.
Более полутора лет назад обратился в поликлинику к терапевту. Попытки решить проблемы с памятью Сначала сдал простые анализы — норма. Состояние сердца — норма. Глазное дно тоже в норме.
Эффекта не было. Побывал еще раз у невролога. Направили на РЭГ, он показал какие-то ужасы. Назначили «Гинос» и «Церепро».
И электрофорез с «Эуфиллином» на воротниковую зону, наверное, из-за шейного остеохондроза. УЗДГ показала что всё нормально. МРТ — норма. ЭЭГ — норма.
Потом был у невролога, но уже у другого. Прописал на 2 месяца курс из таблеток «Фенотропил» и «Негрустин».
Существуют и терминологические разногласия. С учетом возможных возражений приведем следующее описание качественных нарушений памяти.
Феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного, рассказанного deja vu, deja entendu, deja vecu, deja eprouve, deja raconte —впервые увиденное, услышанное, прочитанное или пережитое воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее и в данный момент повторяющееся. Указанные нарушения возникают эпизодически, пароксизмально, могут быть стойкими и длительными. Чувство воспоминания, сопровождающее восприятие или переживание, никогда не связывается с определенной точкой прошлого, относится «к прошлому вообще» Сумбаев, 1945. Чувство знакомости может относиться не только к непосредственным, но — также к недавним впечатлениям, которые вспоминаются с ощущением повторения породившей их ситуации.
Степень уверенности, с какой больные оценивают вероятность того, что переживаемое событие ранее имело место, может быть различной, иногда она бывает полной, то есть становится по существу бредовой. В качестве иллюстрации приводим следующее наблюдение. Больная шизофренией сообщила, что с детства ее не покидает ощущение, будто все воспринятое в данный момент кажется ей удивительно близким, знакомым, лишенным какой бы то ни было новизны. Происходящее, как считала она, лишь помогает вспомнить то, что было хорошо известно ей ранее, оно является всего лишь «напоминанием».
Наиболее острым это ощущение было при чтении. Из прочитанного в школьных учебниках она «не узнавала ничего нового», так как «знала это всегда», более того, пережила на самом деле. Считала, что была свидетельницей различных исторических событий, видела турниры рыцарей, бои гладиаторов, жила в пещерах первобытных людей и т. Как яркое воспоминание воспринимались сведения о происхождении Земли, зарождении жизни, доисторических существах.
На этом основании появилось убеждение, в том, что она жила всегда и ее душа вечна. Некоторые больные не только переживают ощущение повторения события, но «чувствуют до мелочей», что произойдет в предстоящие несколько минут — «уже думала об этом», «знала, что это произойдет»—deja prevu. Такие пациенты бывают уверены в том, что способны прорицать, предсказывать будущее, а иные создают весьма сложные концептуальные системы о времени вообще. Феномены никогда не виденного, не слышанного, не пережитого и др.
Знакомое, известное, привычное воспринимается как новое, ранее не встречавшееся. Прошлая жизнь вспоминается без ощущения лично пережитого: «Думаю, кто я такая, откуда я, как меня зовут, училась ли… Кажется, и замужем не была… Знаю, что все это было, но будто не со мной…». Встречаются пациенты, которые обращают внимание на своеобразное переживание непредсказуемости предстоящих событий: «Не знаю, что произойдет в следующий момент… Все происходит как-то неожиданно, вроде этого не должно бы случиться… Все как обычно и все же удивляет, будто ранее я с этим и не предполагала столкнуться…». Данный феномен, полярный deja prevu, заслуживает, кажется, самостоятельного обозначения — jamais prevu.
Упомянутые явления парамнезии наблюдаются при астенических состояниях, припадках височной эпилепсии, психопатии, шизофрении, последствиях травм и других органических поражений центральной нервной системы. Вышеупомянутые феномены нередко описывают отдельно от парамнезий в рамках дереализации и деперсонализации. По этому поводу следует заметить, что оценка психопатологических симптомов с позиций структуралистской психологии расстройства восприятия, памяти, самосознания и т. Иллюзия узнавания.
Незнакомые лица, предметы, обстановка принимаются за другие, действительно существующие и известные больному. Чаще всего возникают в отношении людей. Иллюзии узнавания касаются обычно одного или ограниченного круга лиц или предметов, реже бывают множественными,— они, нестойки и тотчас забываются. Возникают на фоне дезориентировки в месте, времени и обстановке при помрачении сознания, амнестическом синдроме интоксикационные , сосудистые, сенильные психозы.
Иллюзорные ложные узнавания с ощущением отдаленного сходства без полной идентификации объектов могут возникать при астенических состояниях. В психологическом плане появление иллюзий узнавания, вероятно, связано с нарушением механизмов апперцепции — сличения текущих впечатлений с прошлым опытом, составляющего основу узнавания объектов. Редуплицированная парамнезия Пика. Проявляется уверенностью в существовании двойников у объектов, воспринимаемых в данный момент.
По мнению больного, имеются две одинаковых клиники, две точно такие же дочери, жены, есть еще один такой же врач. Само восприятие не страдает, нарушено лишь объединение образа восприятия с соответствующим воспоминанием, вследствие чего оба образа переживаются раздельно. В отличие от феномена «уже виденное» здесь имеет место переживание удвоения, а не ощущения повторения ситуации. Наблюдается при относительно мягко протекающих сосудистых, атрофических и других органических процессах, возникающих во второй половине жизни, описана при алкогольном делирии.
От редуплицированной парамнезии следует отличать также эхомнезию — многократное воспроизведение одного и того же воспоминания. В это время пациент несколько раз подряд ощущает себя в одной и той же ситуации, которой соответствует повторяющееся воспоминание и в течение нескольких минут как бы отключается от текущих впечатлений. Мы наблюдали пациентов, которые до 4—5 раз подряд переживали какой-нибудь эпизод, например, переход улицы, фрагмент беседы и др. Псевдореминисценция ложные воспоминания.
По описаниям некоторых авторов Завилянский с соавт. Проверить достоверность таких воспоминаний, однако, часто невозможно. По другим описаниям, в псевдореминисценциях выражается своеобразное нарушение локализации событий во времени. То, что случилось давно, вспоминается как недавнее событие, и, напротив, происшедшее в последнее время расценивается как имевшее место в далеком прошлом.
Содержанием псевдореминисценций являются, как правило, факты обыденной жизни. Патологические вымыслы, принимаемые больными за воспоминания о реальных событиях прошлого. Существуют разные классификации конфабуляции. Согласно одному из подходов разграничивают мнестические и фантастические конфабуляции.
Первые наблюдаются при амнезии, вторые — при парафре-нии и спутанности сознания. Мнестические конфабуляции в свою очередь разделяют на экмнестические проецируемые в прошлое и мнемонические относящиеся к наличной ситуации, к настоящему времени. Штернберг различает замещающие, экмнестические, фантастические, бредовые и галлюцинаторные конфабуляции. Замещающие конфабуляции возникают на фоне грубых амнестических выпадений памяти.
Пробелы воспоминаний заполняются рассказами о различных событиях, происходивших якобы, в это время. Характерны изменчивые вымыслы обыденного, правдоподобного содержания, как спонтанные, так и провоцируемые расспросами. Наблюдаются при корсаковском психозе, сенильных и сосудистых психозах, при органических заболеваниях центральной нервной системы. Содержанием экмнестических конфабуляции являются события ранних лет жизни.
Наблюдается «сдвиг ситуации в прошлое», когда воспоминания об отдаленных событиях заслоняют текущие впечатления. Пациент собирается, например, в школу, готовится служить в армии, хотя на самом деле ему уже за восемьдесят. Пациент, в прошлом проводник поезда, считал, что находится не в отделении, а «в купе». Не хочет видеть навестившую его жену: «пусть она едет в другом купе».
Данное нарушение чаще встречается при сенильной деменции и развивается на фоне прогрессирующей амнезии. Фантастические конфабуляции представляют собой вымыслы о необыкновенных событиях, увлекательных приключениях, сенсационных происшествиях, героических подвигах, великих открытиях и изобретениях, встречах с выдающимися людьми, о занимаемых больными ранее высоких постах, наградах и почестях, богатствах, которыми они обладали и т. Больные сообщают об этом образно, с многочисленными подробностями, их рассказы связны, последовательны, часто спонтанны. В других случаях конфабуляции отрывочны, непоследовательны и выявляются при расспросах.
Содержание фантастических конфабуляции изменчиво, при повторных рассказах сообщаются новые, столь же невероятные подробности. Вымыслы относятся к определенному периоду прошлой жизни, однако, содержание конфабуляции может не считаться с понятиями о времени. Настроение бывает приподнятым, горделивым, эйфорически окрашенным. Память на реальные события прошлого не нарушена, что типично для шизофрении с парафренным синдромом, маниакально-депрессивного психоза.
При интоксикационных, травматических психозах, старческом слабоумии фантастические конфабуляции сопровождаются обратимыми выпадениями памяти либо наблюдается нерезкое ее снижение. При бредовых конфабуляциях галлюцинациях памяти возникающие бредовые идеи проецируются в прошлое в здоровый период жизни и воспринимаются пациентом как яркое и достоверное воспоминание о том, чего на самом деле не было. Содержание бредовых конфабуляций, как и вообще бредовых идей, может быть самым разным. Данное нарушение отличается от так называемой бредовой интерпретации прошлого, отражающей процесс систематизации и консолидации бредовых идей и проявляющейся в ретроспективной оценке реальных фактов прошлого в соответствии с актуальными бредовыми переживаниями.
Иллюстрацией бредовых конфабуляций может служить следующее наблюдение. Больному 70 лет, никогда ранее не обнаруживал признаков психического расстройства. Несколько месяцев назад вдруг «вспомнил», что жена, будучи еще молодой женщиной, изменила ему с каким-то офицером. Память «подсказала» множество других подробностей мнимого события, в том числе личное признание жены.
Воспоминания отличались яркостью, спонтанным появлением, образностью, четкой локализацией во времени, абсолютной уверенностью в непогрешимости памяти. Внимание было целиком приковано к факту «измены», нарушилось поведение. Больной требовал у жены признаний, объяснений, угрожал расправой, искал подтверждения своей правоты у знакомых, находил компрометирующие сведения в семейном архиве, расценивал различные детали прошлого и настоящего поведения жены в плане идей ревности, в связи с чем был госпитализирован. В другом наблюдении девушка «вдруг вспомнила», как неделю назад, ночью, к ней в комнату в общежитии проник знакомый юноша и стал брить ей лобок безопасной бритвой.
Она испугалась, прогнала его, сообщила о случившемся вахтеру и тот вызвал милицию. Юношу увезли в наручниках. Позже, встречаясь с ним на самом деле, она спрашивала его, зачем он делал все это, будучи абсолютно уверенной в реальности случившегося. Бредовые конфабуляции чаще наблюдаются при паранойяльном и парафренном синдроме параноидной шизофрении.
Галлюцинаторные псевдогаллюцинаторные конфабуляции представляют собой состояния зрительных и слуховых псевдогаллюцинаций, содержанием которых являются различные события, будто бы имевшие место в прошлом. Встречаются при шизофрении. Наплывы конфабуляций могут выражаться состояниями конфабуляторной спутанности и конфабулеза. Конфабуляторная спутанность проявляется заполнением сознания обильными конфабуляциями обыденного содержания, сопровождающихся ложным узнаванием окружающей обстановки и лиц, бессвязностью мышления, суетливостью и растерянностью.
В таком состоянии окружающие принимаются за родственников, знакомых, живущих или давно умерших, больница — за квартиру, место работы, вокзал. Ложное узнавание лиц и обстановки постоянно меняется: разговаривающий с больным врачом, является то родственником, то начальником, то знакомым соседом. В данную минуту происходит то свадьба, то экскурсия, то похороны. Высказывания непоследовательны, противоречивы, порой почти бессвязны.
Состояния конфабуляторной спутанности наблюдаются при сенильных психозах, а также сосудистых заболеваниях головного мозга в виде кратковременных, транзиторных психотических эпизодов в ночное время. Конфабулез — психопатологический синдром, проявляющийся наплывом фантастических конфабуляции, не сопровождаемых помрачением сознания, амнестическими расстройствами и нарушениями ориентировки. Высказывания больных напоминают бредовые идеи величия, в связи с чем данный синдром называют также экспансивным конфабулезом. Психопатологические расстройства в виде конфабулеза описаны при сыпном тифе в период спада лихорадки, а также при брюшном тифе, малярии, риккетсиозах.
Нередко конфабулез возникает на этапе регредиентного течения психических расстройств при черепно-мозговых травмах, в особенности в военное время. Наиболее обоснованным признается отнесение конфабулеза к так называемым переходным синдромам Вика, то есть к группе встречающихся в рамках экзогенно-органических психозов обратимых синдромов, различных по своим психопатологическим проявлениям, но не сопровождающихся нарушением сознания. Конфабулез может развиваться вслед за болезненным состоянием, протекающим с помрачением сознания. Продолжительность данного расстройства редко превышает несколько недель, но бывает и значительно короче.
К конфабулезу относят также некоторые формы парафренного бреда при шизофрении, сопровождающиеся обильными ложными воспоминаниями или конфабуляциями фантастического содержания с фабулой преследования, воздействия, величия , которые иногда принимают форму фантастических рассказов. Наряду с конфабуляциями при этом наблюдаются другие психопатологические расстройства, в частности, явления психического автоматизма, компоненты систематизированного бреда и признаки дефицитарных расстройств, свойственных шизофрении. Сказанное правомерно и в отношении сравнительно редких случаев так называемой старческой парафрении или старческого конфабулеза. При этих, развивающихся в старческом возрасте затяжных галлюцинаторно-бредовых психозах, проявляющихся фантастическим бредом и галлюцинациями, наблюдается переход в относительно стабильное конфабуляторное состояние, характеризующееся идеями величия, преобладанием ложных воспоминаний о фантастических событиях прошлого, особых заслугах, выдающихся свершениях и т.
Проявляются нарушением способности идентифицировать источник воспоминаний, что приводит к ослаблению различия вплоть до полного его исчезновения между действительно происходившими и лично пережитыми событиями и событиями, увиденными во сне, или о которых стало известно из книг, кинофильмов, рассказов окружающих. Одно из проявлений криптомнезии состоит в том, что больные могут считать себя авторами творческих достижений, тогда как на самом деле последние были заимствованы ими. Утверждается собственный приоритет на открытие, изобретение, научную идею, присваивается честь создания художественного или музыкального произведения. Указанное нарушение памяти было описано, в частности, Юнгом у Ницше.
Необходимо подчеркнуть, что сознательный плагиат не относится к проявлениям криптомнезии Меграбян, 1972.
Например, при синдроме Корсакова, когда полностью утрачена способность запоминать текущие события, у больного отсутствует критика к состоянию, и, не смотря на очевидные расстройства памяти не помнит какое сегодняшнее число, что было минуту назад, как он попал сюда , его невозможно убедить в том, что его память нарушена. Примеры жалоб на нарушение памяти Проблемы с памятью у женщины Пациент, женщина, 32 года, жительница большого города. Вредных привычек не имеет, ведет здоровый образ жизни. По работе и дома большие психофизические нагрузки. Обратилась к врачу-психотерапевту со следующими жалобами: «Три года назад обследовалась у невролога по поводу снижения памяти и концентрации внимания. Головная боль напряжения. Курс лечения прошла сразу после обследования кавинтоном, актовигин, мильгамма, никотиновая кислота, сирдалуд, грандаксин. Проведенное лечение не помогало.
Незначительные улучшения были. В настоящее время очень жалуюсь на снижение памяти, работаю бухгалтером, а пару цифр запомнить не могу. Общее состояние — вялость, усталость, плохое засыпание, наличие навязчивых мыслей. Прошла амбулаторный курс интенсивной комплексной терапии под руководством врача-психиатра, психотерапевта врач-психотерапевт в течение двух месяцев. Под наблюдением врача-психотерапевта находилась год. Результат — полное восстановление работоспособности, социальная сфера не страдает. Жалоб на состояние здоровья не предъявляет. Проблемы с памятью у мужчины Пациент, 23 лет, мужчина, житель большого города. Алкоголь потребляет умеренно.
Наркотики не принимал. Обратился за консультацией к врачу-психотерапевту по направлению невролога. При этом состояние очень сильно варьируется в течение дня и день ото дня. Много лет терпел, стал заниматься спортом, стал придерживаться режима сна, но лучше не становилось. Кое-как окончил школу, кое-как учусь в институте, теперь живу жизнью амёбы: целыми днями за компьютером или телевизором. Более полутора лет назад обратился в поликлинику к терапевту. Попытки решить проблемы с памятью Сначала сдал простые анализы — норма. Состояние сердца — норма. Глазное дно тоже в норме.
Эффекта не было. Побывал еще раз у невролога. Направили на РЭГ, он показал какие-то ужасы. Назначили «Гинос» и «Церепро». И электрофорез с «Эуфиллином» на воротниковую зону, наверное, из-за шейного остеохондроза. УЗДГ показала что всё нормально. МРТ — норма. ЭЭГ — норма. Потом был у невролога, но уже у другого.
При чрезмерном увлечении спортом организм тоже устает и переутомляется. Вредные привычки алкоголь, никотин, запрещенные препараты , нарушение пищевого поведения в том числе избыток сладкого действуют на мозг, мягко говоря, не самым позитивным образом. Перенесенный наркоз, принятие ряда лекарственных препаратов например, антидепрессантов, барбитуратов, седативных и других средств также влияют на деятельность мозга. Дефицит питания, аминокислот, витаминов и микроэлементов в рационе. Самыми важными для восстановления функций мозга являются жиры — не только растительные, но и животные. Потому что жиры, жирные кислоты входят в состав оболочки каждой клетки. Сами понимаете, почему дефицит питания, связанный с обилием углеводов и малым количеством белка и жиров, — плохо. В то же время важно не допускать тотального дефицита углеводов. Недополучая их, клетки мозга истощаются.
Соответственно, ухудшается память. Помимо сбалансированного питания, крайне важно соблюдать питьевой режим. Из-за недостаточного количества воды кровь становится густой.
Загадочная тайна памяти: взгляд в глубину амнезии
Ошибочная атрибуция возбуждения — понятие в психологии, которое объясняет, почему люди часто приходят к неправильным выводам о характере своих чувств и причинах их появления. Нарушение памяти в той или иной форме порождает множество проблем. нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. это проявления расстройства памяти, которое возникает на фоне помрачения сознания или другого психического расстройства спустя неопределенный срок. Клинический психолог, сомнолог Алексей Мелехин рассказал, что проблемы с памятью могут быть вызваны переутомлением, а могут возникать из-за серьезных психических расстройств и опасных заболеваний.
Мнение специалиста
- Лекция 7 Нарушения памяти
- 2. Из-за интерференции
- Провалы в памяти
- Другие статьи по теме
- ФГБНУ НЦПЗ. В.А. Жмуров ‹‹Психопатология. Часть I››