Митрополит Лука считает, что патриарх Константинопольский несет ответственность за все это, так как именно согласно его решению из разных неканонических структур была создана. С 22 октября 1991 — предстоятель Константинопольской православной церкви с титулом Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх.
Патриарх Кирилл обратился в ООН и к главам Церквей из-за угрозы запрета УПЦ
патриарх Варфоломей: Великого архимандрита арестовали за кражу часов, но патриарх Варфоломей его отмазал, Спикер литовского сейма упрекнула Бога в том, что он. Патриарх Константинопольский Варфоломей, выступая на конференции по международной политике в Абу-Даби, объявил о начале похода против Русской православной церкви, которая. Признавший украинских раскольников патриарх Константинопольский Варфоломей I теперь взялся и за Прибалтику. За все это время патриарх Константинопольский о нас не вспоминал, пачки вермишели не прислал детям, которые здесь у нас жили. Константинопольский патриарх заявил, что речь идет об идеологии панславизма, которой на протяжении двух веков одержима Россия. Однако другие Поместные Церкви, не признавшие каноничности ПЦУ, пока воздержались от разрыва церковных отношений с Константинопольским патриархатом.
Патриарх Константинопольский: в Литве зарождается возможность создания церковной структуры
В РПЦ считают, что на этом фоне позиция Фанара относительно традиционных и семейных ценностей — «крайне двусмысленна», а «открытая поддержка некоторыми иерархами Фанара ЛГБТ-движения, абортов и контроля рождаемости, а также официальное разрешение на второбрачие клириков ломают тысячелетние канонические устои Православия, вступают в разногласие с принятыми ранее всеправославными документами и вызывают величайший соблазн в мировом Православии, в том числе среди духовенства и верующих самой Константинопольской Церкви». Апелляции к «элементарным правилам церковной организации Православия» не затруднили его в признании «иерархов» украинского раскола, не имеющих апостольского преемства. А продвижение упомянутых в выступлении «западных ценностей», в том числе распространенная в либеральном дискурсе своеобразная трактовка темы прав человека, не препятствует Предстоятелю Константинопольской Церкви закрывать глаза на вопиющие нарушения элементарных прав и свобод духовенства и верующих на Украине» — говорится в заявлении ОВЦС РПЦ. В Московском патриархате отметили, что в выступлении Константинопольского Предстоятеля не сказано ни слова о преследовании УПЦ со стороны украинских властей. Более того, иерархи Фанара публично поддерживают гонения на Украине, лицемерно именуя их «очищением и обновлением Украинского Православия»», — сказано в документе.
Вечер завершится ужином, в котором примут участие более 80 клириков епархии и их супруги. Иоанна Крестителя в Эссексе. В обители он совершит литургию и рукоположит во диаконы одно из монахов. Визит в монастырь св. Иоанна Крестителя станет для Патриарха Варфоломея первым с тех пор, как Константинопольский патриархат прославил в лике святых его основателя — архимандрита Софрония Сахарова, 1896-1993. В тот же день Варфоломей возглавит вечернее богослужение в церкви св.
Добавим, что патриарх Александрийский хорошо был известен уральцам. В 2017 году он совершил в Екатеринбург визит в дни празднования памяти святой Екатерины.
В ту эпоху русскую кафедру занимал выдающийся церковный и политический деятель митрополит Алексий Бяконт. По малолетству московского князя Дмитрия Ивановича, который впоследствии получит прозвище Донской, святитель Алексий был фактическим правителем Московского государства. А потому понятно, что ни в какой Киев поехать не мог по сугубо политическим причинам. Второй вариант, который предлагал Константинополю Ольгерд — это учреждение собственно Литовской православной митрополии.
Кроме, собственно, правящей династии Гедеминовичей, которые были язычниками и использовали свое язычество в качестве рычага давления угрожая то католикам обратиться в православие, то православным уйти в католичество. В Константинополе же в то время патриархи и императоры менялись раз в несколько лет в силу интриг и государственных переворотов. Но в какой-то момент предстоятелем Церкви стал патриарх Филофей, сторонник православного единства и противник дробления Киевской митрополии. Сначала он активно поддерживал Москву, но под угрозой перехода Ольгерда в латинство, а, следовательно, и всей Литовской Руси в подчинение Римского Папы, отправил для примирения московских и литовских князей своего апокрисария посла и доверенное лицо иеромонаха Киприана. Тот поехал в Москву через Литву, где был очень тепло встречен местными князьями, поскольку те надеялись заручиться поддержкой патриаршего посланника. Но далее он приезжает в Москву, где начинает активно сотрудничать с митрополитом Алексием. В частности, при посредничестве Киприана Тверской князь Михаил, который был союзником Великого княжества Литовского, отказался от претензий на Владимирское княжество, вотчину московских князей, и митрополит Алексий снял с него анафему.
Именно благодаря усилиям Киприана на пустующую после отлучения от церкви князя Михаила кафедру был поставлен новый епископ. Окончательно же ордынская проблема была решена в 1783 году, когда по указу императрицы Екатерины II к России был присоединён Крым Киприану удалось примирить Московскую и Литовскую Русь. В результате этого примирения образовалась антитатарская коалиция, которая "ходила на татарове, на Темря, и быша межи их бой". Альянс этот продержался недолго, ровно до того момента пока тверской князь Михаил не получил в Орде ярлык на Владимирское княжение. И снова началось размежевание, которое отразилось не только на политической, но и на церковной реальности. Литовцы как союзники Твери вновь вспомнили о своих амбициях на общерусскую митрополичью кафедру. И в это же время в Константинополь пришла жалоба на московского митрополита Алексия.
Есть версия, что её автором был сам Киприан. Хиротония состоялась, как и было сказано, 2 декабря 1375 года в Константинополе.
Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине
В РПЦ прокомментировали возможность предания анафеме Константинопольского патриарха Зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов в беседе с RT прокомментировал возможность предания анафеме Константинопольского патриарха Варфоломея. Но скажу, что предавать анафеме кого-либо — это прерогатива законного церковного суда. В отличие от патриарха Константинопольского, который с некоторых пор предполагает, что он имеет право судить иерархов других поместных церквей или отменять принятые другими поместными церквами судебные решения, Русская православная церковь никогда себе таких полномочий не приписывала и не собирается. Судить Вселенского патриарха может только Вселенский собор», — сказал протоиерей. Он отметил, что Вселенский собор в течение первого тысячелетия н. Всеправославные собрания же в XX — начале XXI века созывались именно Вселенским патриархом с согласия предстоятелей других поместных православных церквей. Таким образом, в этих новых условиях мировому православному сообществу предстоит найти какой-то выход, выработать механизмы решения возникающих разногласий, в том числе и по таким серьёзнейшим поводам, как в данном случае с каноническим статусом православия на Украине и с принятыми решениями Константинопольского патриархата», — пояснил Балашов. Он добавил, что «очень трудно ожидать» созыва Всеправославного собора от Константинопольского патриарха, поскольку в таком случае он оказался бы «в роли человека, которому будет задано больше всего вопросов».
Еще раз всех вас поздравляю и желаю, чтобы ревность о Господе, ревность к служению никогда вас не покидала... Ревность — это тогда, когда есть жизнь, когда есть движение, когда есть энергия. А когда движение, энергия исчезают, то деревья засыхают, а люди теряют возможность осуществлять свое жизненное призвание. И, может быть, всем это позволительно, кроме нас с вами, служителей алтаря Господня. Помните эти слова. Я часто употребляю этот образ, потому что вы водите машины и знаете: можно на акселератор немножко давить — и машина идет, чуть поддавил — еще быстрее. А до пола там еще огромная дистанция.
Сам Варфоломей и приближенные к нему начали давить на священников УПЦ, предлагая им примкнуть к раскольникам. Несмотря на то, что священнослужители в подавляющем большинстве придерживаются жесткой позиции и отказываются предавать веру, многие сообщают о сильнейшем давлении. В 2018 году Варфоломеева снял анафему с раскольнической Православной Церкви в Украины, фактически подменив каноническое право правом сильного.
Афон или Святая гора — это 20 православных монастырей, которые находятся под управлением Константинопольского патриарха. Это одно из главных святых мест для православных. Для прихожан и священнослужителей РПЦ «под запретом» оказались все храмы Константинопольской церкви. Секретарь Отдела внешних церковных связей ОВЦС Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук уточнил , на каких именно популярных туристических направлениях они расположены. В Турции это все действующие храмы Стамбула и единственный действующий храм в Анталии. В Греции — на Крите и на островах Додеканеса, расположенных в юго-восточной части Эгейского моря, самый крупный из них — Родос. Он руководит епархией Русской церкви в Британии.
Святейший Патриарх Кирилл: Константинопольский Патриарх — это не свободный человек
В православии по аналогии с Ватиканом «первенство» самочинно попытался себе присвоить Константинопольский патриарх Варфоломей. По одной из версий, тогдашний константинопольский патриарх Филофей возвёл Киприана в сан митрополита "в виде крайней икономии". Патриарх Варфоломей критиковал РПЦ на мероприятии в Абу-Даби, а глава РПЦ патриарх Кирилл советовал российским властям развернуться на Восток.
Патриарх Константинопольский Варфоломей
Το Άγιο Οικουμενικό Πατριαρχείο ή Μεγάλη του Χριστού Εκκλησία είναι ένα από τα αρχαιότερα κέντρα της χριστιανικής πατροπαράδοτης εκκλησίας. Предстоятель Константинопольской православной церкви Варфоломей (его официальные титулы звучат как архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх). По одной из версий, тогдашний константинопольский патриарх Филофей возвёл Киприана в сан митрополита "в виде крайней икономии". Тем самым он дал понять, что считает неправомерной передачу Киевской митрополии под власть Московского патриархата при правлении Константинопольского патриарха Дионисия. Патриарх Константинопольский Варфоломей совершает визит на Мальту, передает «Благовест-инфо» со ссылкой на СМИ. С 22 октября 1991 — предстоятель Константинопольской православной церкви с титулом Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх.
Константинопольский патриарх подписал указ о независимости украинской церкви
Святейший Патриарх Кирилл: Константинопольский Патриарх — это не свободный человек | При поддержке Константинопольского патриарха Варфоломея был запущен процесс по ее созданию. |
Константинопольский патриарх подписал указ о независимости украинской церкви — Новости — Teletype | Патриарх Варфоломей рассказал премьеру Франции о совместном с католиками праздновании 1700-летия Первого Вселенского Собора в. |
Патриарх Константинопольский Варфоломей | Был избран Предстоятелем Константинопольской Церкви 22 октября 1991 года, чин интронизации состоялся 2 ноября того же года. |
Патриарх Кирилл прекратит поминать патриарха Константинопольского за богослужением
Константинопольский патриарх Варфоломей подписал томос (церковный указ) о предоставлении независимости Православной церкви Украины. В 1936 году Константинопольский патриарх провозгласил свою юрисдикцию в Латвии. Патриарх Константинопольский Варфоломей не раз приезжал с визитом в Россию. Но в 2018 году евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом было разорвано. Константинопольский патриарх заявил, что речь идет об идеологии панславизма, которой на протяжении двух веков одержима Россия. От лица награжденных к Святейшему Патриарху Кириллу обратился сотрудник Службы делопроизводства Московской Патриархии. Протодиакон Андрей Кураев* рассказал в фейсбуке**, что патриарх Константинопольский Варфоломей вернул ему духовный сан и принял его в число своих клириков.
Лавров заявил о попытках патриарха Варфоломея развалить мировое православие
В своем ответе глава Фанара подробно остановился на действиях Константинопольской Церкви в вышеуказанных областях, а также не преминул отметить новую инициативу, которую он предпринял с папой Франциском по совместному празднованию в следующем 2025 году 1700-летия созыва Первого Вселенского Собора. В конце встречи патриарх Варфоломей пригласил Габриэля Атталя присутствовать на торжествах, которые состоятся в Никее Вифинской — месте проведения Первого Вселенского Собора.
Толкачев и С. На богослужении присутствовал первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» В.
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия. На полиелее указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи богослужебно-иерархической награды — права ношения камилавки был удостоен ряд клириков храмов Московской городской епархии , Патриарших подворий, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов и Московских духовных школ: иерей Сергий Аюпов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе г. Москвы; иерей Михаил Голубков, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице г.
Москвы; иерей Сергий Евтеев, и. Москвы; иерей Алексий Орехов, клирик храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии; иерей Артемий Попов, клирик храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца, Патриаршего подворья в пос. Москвы; иерей Геннадий Савельев, клирик храма Святой Троицы в п.
Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
Ему будут сослужить иерархи Кипрской и Грузинской Православных Церквей. По окончании службы Орден Архонтов Фиатирской архиепископии даст обед в честь Варфоломея в греческом культурном центре. На мероприятие приглашены религиозные и общественные лидеры, ученые, представители экуменических организаций и дипломаты. Вечером Патриарх посетит богослужение в честь 100-летия Фиатирской епархии, которое в англиканской церкви св. Иакова в Сассекс-Гарденс совершит епископ Фулхемский Джонатан Бейкер, апокрисарий архиепископа Кентерберийского при Константинопольском патриархате. Утром 24 октября Фиатирская епархия устроит в честь Патриарха Варфоломея завтрак для религиозных лидеров Лондона.
Патриарх Кирилл обратился к церквям и организациям из-за «гонений» на УПЦ
Константинопольский патриарх Варфоломей опроверг слухи об отставке по состоянию здоровья | Вселенский патриарх Константинопольский является первым среди равных или первым по чести среди всех восточных православных епископов. |
Патриарх Варфоломей призвал РПЦ смириться с украинской автокефалией | Признавший украинских раскольников патриарх Константинопольский Варфоломей I теперь взялся и за Прибалтику. |
Иерарх Фанара потребовал от Болгарского Патриарха признать ПЦУ | Константинопольский патриарх Варфоломей заявил, что Русская православная церковь должна смириться с автокефалией украинской церкви, сообщает "РИА Новости" со ссылкой на. |
Вашингтон и Фанар готовятся к «зачистке» русского православия | Бывший протодиакон Андрей Кураев (внесен Минюстом России в реестр иноагентов) в Telegram -канале заявил, что патриарх Константинопольский Варфоломей восстановил его в сане. |
В УПЦ связали гонения с действиями Константинопольского патриарха
Ломоносова академик РАН В. Садовничий; ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель главы Всемирного русского народного собора А. Ворохобова г. Москвы А. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Владыка прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Глеб Киселев, клирик храма преподобного Андрея Рублева в Раменках г. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Минусинского и Курагинского Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл.
И снова началось размежевание, которое отразилось не только на политической, но и на церковной реальности. Литовцы как союзники Твери вновь вспомнили о своих амбициях на общерусскую митрополичью кафедру. И в это же время в Константинополь пришла жалоба на московского митрополита Алексия. Есть версия, что её автором был сам Киприан. Хиротония состоялась, как и было сказано, 2 декабря 1375 года в Константинополе. Однако далеко не так, как хотелось бы Ольгерду и противникам Москвы. По одной из версий, тогдашний константинопольский патриарх Филофей возвёл Киприана в сан митрополита "в виде крайней икономии".
То есть, вне канонической практики, а в виде исключения по сложившимся неблагоприятным обстоятельствам. По этой версии Киприан оставался при титуле, но не при реальной церковной власти. Хотя уже и факта титулования вполне хватило для возмущения в Москве, поскольку два митрополита на одну кафедру — попрание православных канонов в самой своей основе. По второй версии, Киприан должен был вступить в свои права по результатам расследования, для которого Филофей отправил в Москву свою делегацию, чтобы та подтвердила или опровергла обвинения в адрес святителя Алексия. И стоит сказать, что расследование Константинополя установило невиновность Алексия. Что, однако, не остановило Киприана, который, при поддержке Киевского князя Владимира Ольгердовича занял Киевскую кафедру и оттуда писал в Новгород и Москву, о том, чтобы там признали его законным митрополитом всея Руси. Узнав и о "крайней икономии", и о расследовании, в Новгороде и Москве ответили на притязания Киприана категорическим отказом.
Новгородцы заявили: "посылай к великому князю в Москву, и если он примет тебя митрополитом на Русь, то и нам будешь митрополитом". В Москве же, в свою очередь логично ответили: "есть у нас митрополит Алексий, а ты зачем поставился на живого митрополита? В начале февраля 1378 года митрополит Алексий умер, и митрополит Киприан попытался получить права на управление всей русской митрополией. Для этого он направился в Москву, но был схвачен дружинниками князя Дмитрия Ивановича, провёл сутки в заточении, ограблен, а потом с позором изгнан. После чего Киприан наложил анафему на Дмитрия Донского. У Великого князя был свой кандидат, Михаил-Митяй, изначально священник из "белого духовенства", которого Дмитрий Иванович вообще собирался возводить силами местного епископата без согласования с Константинополем.
Но в какой-то момент предстоятелем Церкви стал патриарх Филофей, сторонник православного единства и противник дробления Киевской митрополии. Сначала он активно поддерживал Москву, но под угрозой перехода Ольгерда в латинство, а, следовательно, и всей Литовской Руси в подчинение Римского Папы, отправил для примирения московских и литовских князей своего апокрисария посла и доверенное лицо иеромонаха Киприана. Тот поехал в Москву через Литву, где был очень тепло встречен местными князьями, поскольку те надеялись заручиться поддержкой патриаршего посланника. Но далее он приезжает в Москву, где начинает активно сотрудничать с митрополитом Алексием.
В частности, при посредничестве Киприана Тверской князь Михаил, который был союзником Великого княжества Литовского, отказался от претензий на Владимирское княжество, вотчину московских князей, и митрополит Алексий снял с него анафему. Именно благодаря усилиям Киприана на пустующую после отлучения от церкви князя Михаила кафедру был поставлен новый епископ. Окончательно же ордынская проблема была решена в 1783 году, когда по указу императрицы Екатерины II к России был присоединён Крым Киприану удалось примирить Московскую и Литовскую Русь. В результате этого примирения образовалась антитатарская коалиция, которая "ходила на татарове, на Темря, и быша межи их бой". Альянс этот продержался недолго, ровно до того момента пока тверской князь Михаил не получил в Орде ярлык на Владимирское княжение. И снова началось размежевание, которое отразилось не только на политической, но и на церковной реальности. Литовцы как союзники Твери вновь вспомнили о своих амбициях на общерусскую митрополичью кафедру. И в это же время в Константинополь пришла жалоба на московского митрополита Алексия. Есть версия, что её автором был сам Киприан. Хиротония состоялась, как и было сказано, 2 декабря 1375 года в Константинополе.
Однако далеко не так, как хотелось бы Ольгерду и противникам Москвы. По одной из версий, тогдашний константинопольский патриарх Филофей возвёл Киприана в сан митрополита "в виде крайней икономии". То есть, вне канонической практики, а в виде исключения по сложившимся неблагоприятным обстоятельствам. По этой версии Киприан оставался при титуле, но не при реальной церковной власти. Хотя уже и факта титулования вполне хватило для возмущения в Москве, поскольку два митрополита на одну кафедру — попрание православных канонов в самой своей основе. По второй версии, Киприан должен был вступить в свои права по результатам расследования, для которого Филофей отправил в Москву свою делегацию, чтобы та подтвердила или опровергла обвинения в адрес святителя Алексия.
Об этом сообщила пресс-служба епископа. Накануне Варфоломей встретился с иерархами престола в Турции. По случаю 30-летия со дня его избрания патриархом предстоятель Константинопольской православной церкви получил подарки и пожелания крепкого здоровья.
Константинопольский патриарх утверждает, что, признав ПЦУ, восстановил справедливость
По словам источника издания , слова президента о том, что с 2022 года было убита 31 тыс. Президент намеренно занизил потери, чтобы не мешать мобилизации. Депутат считает, что украинцев от мобилизации отпугивают опасения из-за неограниченных сроков службы, низкая оплата и отсутствие поддержки семей солдат. Также издание указало, что с помощью новых поставок оружия из США «Киев должен решить проблему критической нехватки войск и укрепить свою оборону». В Вашингтоне ожидают, что новое оружие позволит Киеву решить эти проблемы. Подпольщик сообщил, что раненые отправлены в госпиталь, где их содержат отдельно от всех. По данным источников Лебедева, после утренних ударов ВС России к отелям, где находились иностранные наемники, подъехали скорые, а подъезды к ним были заблокированы военными, передает РИА «Новости». Лебедев сообщил, что в отелях, по которым нанесли удар ВС России, базировались англоязычные военные. В Николаеве ранее были замечены канадцы, американцы, а также другие иностранные наемники.
Гулько обвинили в пропаганде и демонстрации нацистской атрибутики, ему назначили наказание в виде административного ареста на срок 12 суток. Перед этим Гулько был задержан полицией за то, что не предъявил паспорт при проверке документов. За это Никулинский суд дал ему еще 10 суток ареста. Также за публикации экстремистских лозунгов в других соцсетях суд назначил Гулько дважды по 12 суток административного ареста. Сам студент не признал вину. Потери ВСУ — до 380 военнослужащих, танк, боевая бронированная машина и пять автомобилей. Кроме того, в уничтожены две американские 155-мм гаубицы М777, 155-мм самоходная артиллерийская установка М109 «Paladin», два 105-мм буксируемых орудия М101, три 122-мм гаубицы Д-30 и 100-мм противотанковое орудие МТ-12 «Рапира». Также Масала заметил, что сопротивление дальнейшей помощи Украине постепенно растет.
По данным издания, все громче становятся голоса тех, кто считает, что уже предпринято достаточно действий в сторону Киева. Ранее американские СМИ сообщали , что шансы Киева на успех в конфликте с Россией «фактически исчезли», когда Запад упустил нужный момент и не поставил необходимую помощь ВСУ. По его словам, взятие Новобахмутовки дает возможность российским артиллеристам поддерживать штурмовиков Красногоровки, давление на противника усилилось.
Доброделание, которое мы называем социальной работой, должно быть важной составляющей и в приходской жизни.
Более того, такие совместные труды очень сплачивают людей, помогают им лучше узнать друг друга, собственно, образовать церковную общину. Всё это укрепляет общинный дух к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова Еф. Это сможет ощутить и человек, далекий от Церкви, который зашел в храм только свечку поставить или просто посмотреть, что там происходит, но, почувствовав взаимную любовь, солидарность, общность людей, их внимание и заботу, он, возможно, решит задержаться в храме, захочет понять причины такого отношения друг к другу, а затем и приобщиться к источнику радости и благодати. А для того чтобы было так, приходящие в храм должны составлять христианскую общину, то есть общность людей, которые собираются, чтобы молиться, слушать слово Божие, но одновременно учиться добродетели.
Необходимо также активно развивать миссионерскую и просветительскую деятельность. Ведь нам, живущим в условиях доступности любой информации, может показаться, что почти все люди уже не раз слышали о Христе и те, у кого возникает интерес к Церкви, тут же могут самостоятельно найти исчерпывающие ответы на свои вопросы. Отчасти это верно, если говорить про рациональное изучение веры, но люди хотят видеть пример живой веры, а это порождает желание общаться с имеющими опыт церковной жизни. А потому каждый сознательный член прихода должен, по слову апостола Петра, быть всегда готовым всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением 1 Пет.
Заботясь об умножении паствы и ее духовном возрастании, помни, что этого невозможно достичь без совместной молитвы и регулярного причащения Святых Христовых Таин. А потому Евхаристия должна быть центром приходской жизни, ибо только это по-настоящему нас объединяет: один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба 1 Кор.
Претензии на особые права и привилегии и раньше высказывались Константинопольскими иерархами и богословами, но никогда еще они не озвучивались с такой жесткой интонацией и в такой радикальной трактовке, как сегодня. Дошло до того, что Константинопольского Патриарха стали именовать не первым среди равных, а «первым без равных». Эта новая экклезиология не имеет никаких оснований ни в священных канонах, ни в целом в церковном Предании. Рост и усиление указанных тенденций не оставались без внимания Русской Православной Церкви. В 2008 году Архиерейский Собор особым образом отмечал, что «угрозы церковному единству в настоящее время существуют не только в пределах Поместной Русской Церкви, но и в жизни Вселенского Православия. Они исходят прежде всего из неосторожных попыток ревизии многовековых устоев церковных взаимоотношений, запечатленных в священных канонах Церкви». Выразив глубокую озабоченность в связи с тенденциями пересмотра канонической традиции, проявляющимися в высказываниях и действиях некоторых представителей Константинопольской Церкви, Собор подчеркнул, что то видение Константинопольским Патриархатом собственных прав и полномочий, которое все чаще высказывается иерархами этой Церкви, «вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией, на которой зиждется бытие Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей». Когда я затрагивал эту тему на одном из заседаний в Шамбези, в качестве аргументации своей позиции сказал: посмотрите на иконы Вселенских Соборов — там нет председателя, вместо председателя мы видим икону Спасителя.
Когда на Вселенских Соборах присутствовали императоры, они занимали центральное место, а когда императора не было, там была икона Спасителя. Даже в некоторых случаях и когда император присутствовал, все равно на месте председательствующего находилась икона Спасителя. Эта иконографическая традиция четко отображает православную экклезиологию по вопросу о том, существует ли видимый глава Православной Церкви, и утверждает, что видимого главы нет, а главой Церкви является Господь Иисус Христос в отличие от западной, латинской трактовки этой темы. Церковь как Богочеловеческий организм, несомненно, нуждается в определенной земной организации, и эта организация выражается в том числе через особое служение первенства чести. Православному сознанию ясно, что уже первенство на уровне автокефальной Церкви носит особый характер — не только епископам подобает «знать первого в них, и признавать его как главу», но и Предстоятель Церкви «ничего да не творит без рассуждения всех» Апостольские правила. Если таким образом ограничивается власть первенства на уровне автокефальной Церкви, то тем более на вселенском уровне первенство чести нельзя подменять первенством власти. Мы видим, что экклезиологические тенденции, которые отмечались ранее и вызывали опасение, сегодня получили дальнейшее развитие и уже нанесли значительный вред взаимоотношениям Поместных Православных Церквей. Особенно опасным и тяжким нарушением канонического строя явилось вторжение Константинопольского Патриархата на Украину — на территорию другой Поместной Православной Церкви. Это вторжение реально может иметь губительные последствия, могущие разрушить отношения между Поместными Церквами. Между тем, в истории Церкви нередко бывали случаи, когда кризисные ситуации давали толчок для более тщательного осмысления вероучения и различных практических вопросов церковной жизни.
Убежден, что нам необходим богословский анализ того, что сегодня происходит во Вселенском Православии. Основные задачи конференции, как они мне представляются, состоят в том, чтобы, во-первых, проанализировать и увидеть экклезиологические причины нынешнего кризиса. Необходимо соотнести то понимание первенства и соборности, которое сегодня артикулируются Константинополем, с исконным пониманием, закрепленным в Предании Церкви.
Отношения церквей испортились после того, как Феодор II признал неканоничную православную церковь Украины. К слову, по этой же причине еще раньше было разорвано общение РПЦ со Вселенским патриархатом. Добавим, что патриарх Александрийский хорошо был известен уральцам.