Ведь именно в блокадном Ленинграде находилась радиостудия, которая круглосуточно посылала в эфир стук метронома – звуки, которые означали, что Ленинград жив, сердце его бьётся, город борется! Девять символов блокадного Ленинграда, которые помогали выжить. Метроном как сердце города: звуковая летопись блокадного Ленинграда. Одним из символов ленинградской блокады является звук метронома. Для чего он был нужен и с каким темпом стучал.
Зачем в войну по радио транслировали звук метронома
Название «Ленинградский метроном» для видеозарисовки к этому дню мы выбрали не случайно, ведь именно метроном работающего блокадного радио звучал как биение сердца Ленинграда, как символ жизни и надежды. Использование метронома в блокадном Ленинграде имело глубокий символический смысл, связанный с выживанием и надеждой. Звуки метронома транслировали в блокадном Ленинграде с целью оповещения жителей города о приближающейся атаке немецких самолетов. Звуки метронома транслировали в блокадном Ленинграде с целью оповещения жителей города о приближающейся атаке немецких самолетов. Люди в блокадном Ленинграде были, фактически, отрезаны от страны.
Чтобы помнили - От Советского информбюро. Блокадный репродуктор. (серия «История»)
У трансляции метронома было и техническое значение. Во-первых, этот звук передавали, чтобы проверить, есть ли связь. Во-вторых, он был нужен, чтобы предупредить население о авианалетах и обстрелах. Значение 50 ударов в минуту означало, что можно не волноваться, и сейчас все спокойно. А вот 150 ударов в минуту не только звучали слишком быстро и тревожно, но и предупреждали о налетах. Образ метронома выступает не только как главная отличительная деталь блокады, но и как нечто священное, неприкосновенное. Радио, посредством неумолчного стука метронома, связывало людей, даже когда замолкал голос диктора. Они вспомнили о том, что 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от фашистской блокады, выразили восхищение подвигом ленинградцев и почтили память павших защитников и жителей блокадного города.
Но упомянутому выше генералу-фельдмаршалу фон Лееб благодаря работе адвокатов удалось избежать наказания. Однако по итогам процесса нормы международного гуманитарного права были пересмотрены. Одно из положений запрещает использовать голод среди мирного населения как средства ведения войны. Блокадные карточки, пайка хлеба, рыбка-спасительница колюшка, полторы тысячи громкоговорителей и метроном, ускоренным ритмом оповещающий горожан об очередной воздушной атаке. Всё это символы человеческого терпения и мужества. Так же как «Блокадная книга» Даниила Гранина, «Февральский дневник» Ольги Берггольц, гравюры Анны Остроумовой-Лебедевой и «Ленинградская симфония» Шостаковича — образы, рисующие эпопею человеческих страданий. Со дня снятия блокады города на Неве минуло почти 80 лет, но по сей день художники, писатели, режиссёры продолжают создавать произведения, напоминающие о подвиге Ленинграда. Одни в этот день предпочтут послушать стихи Берггольц и Ахматовой, увидеть пьесу Арбузова или посмотреть с голливудским масштабом снятую киноэпопею «Спасти Ленинград». Другие — 27 января готовы в качестве волонтёров принять участие в акциях памяти, которые пройдут в разных городах России.
И вот, в этот день вдруг слышу сквозь сон по радио: «Внимание! Потом окончательно, так сказать, уже проснулась, а он все повторяет: «Кончилась война! Кончилась война! А потом спохватилась: «Ой, что же я сижу?! Я же опаздываю на работу! Потом вдруг я слышу, радио говорит: «Для кого это возможно по работе, день объявлен выходным». И вот меня там уже встречает толпа. Но все радуются, все целуются, все плачут. И вы знаете, даже мужчины, и то плакали, вот какое было состояние. И так мы целый день, хотя и были на заводе, но мы не работали. Все радовались победе. Лариса Большакова 9 мая я не очень хорошо себя вел. Я пришел на завод имени Карла Маркса, где работал. Там «Катюши» делали. И мужики забавлялись спиртом по случаю победы. А я никогда не пробовал спирт, мне же всего 15—16 лет было. Но, когда мне налили, я пофорсить решил — говорю, это мало, мне надо побольше. Ну я как выпил, так под стол сразу и спрятался. А вечером салют был. И я помню, что плакал. Потому что сначала, когда стреляли пушки, все радовались, что красиво, как в театре. А потом вдруг поняли, какое горе люди пережили. Когда погибли родные, и все было разрушено. Владимир Дементьев Весной 1945 года мне в техникуме за хорошую учебу и за общественную работу выдали ордер на отрез на пальто. Я сшила себе новое пальто. А в первый раз надела его в день победы. Бежевое, в рубчик, такой драп красивый. За мной зашли девочки из группы, и мы направились в центр города. Зашли еще за одной подружкой, которая жила в доме, где кинотеатр «Титан», это Невский, 53. И очень характерно, что по Невскому проспекту люди шли, вот никто их не организовывал, но люди вставали в колонны и шли, как в дни наших торжественных праздников, на Дворцовую площадь. Я помню, что на Дворцовой площади, конечно, играла музыка. Девчонки в тряпочных туфлях отплясывали. Ну а вечером салют был. Валентина Колкова Я побежала к подружке, это уже вечером, когда объявили, что будет салют. И я побежала к ней: «Пойдем салют смотреть». Мы хотели смотреть салют выше всех. Я уже не помню, на чем мы висели, но действительно смотрели его выше всех. Люди радовались и плакали, и прыгали, вот такой у нас был праздник. А мама плакала, ждала Жоржика — своего сына и моего брата. А он явился уже в ноябре. Праздник был 7 ноября, я на этом празднике была. Моя подружка прибежала за мной, говорит: «Жоржик дома». И я побежала домой. Вот это праздник! Когда люди начали возвращаться — вот это тоже праздник был. К новой и мирной. Зинаида Томасик Автор фото: Григорий Чертов. Никто не догадывался, что этот спектакль войдет в историю: он станет одним из первых крупных культурных событий, проведенных во время блокады города, которая началась как раз в тот день. В течение 872 дней культурная жизнь в осажденном Ленинграде не прекращалась. По воспоминаниям ленинградцев, театры, кино, книги и музыка давали им второе дыхание — надежду пережить блокадный кошмар. А они сами делали все возможное, чтобы сохранить и спасти те культурные памятники и ценности, которыми всегда так славился город. Спасенные шедевры Уже 1 июля 1941 года из Ленинграда началась эвакуация музеев. Из Эрмитажа на Урал вывезли более миллиона экспонатов, из Русского музея — более 26 тысяч. Но часть коллекций всю блокаду провела в Ленинграде. Их, в частности, хранили в подвалах Эрмитажа и Исаакиевского собора, где находилось около 120 тысяч экспонатов различных музеев города. Здесь же жили и музейные сотрудники, которые наблюдали за коллекциями. Сам собор замаскировали: его золотой купол закрасили темно-серой краской. Строительство деревянного укрытия вокруг памятника Петру I на площади Декабристов Сенатской для защиты его от авианалетов. Автор: Василий Федосеев. Источник: ТАСС Памятники на улицах и площадях Ленинграда защищали конструкциями из бревен и досок и обкладывали мешками с песком. Знаменитые скульптуры Летнего сада спрятали в земле. Коней скульптора Петра Клодта на Аничковом мосту тоже сняли с пьедесталов, закопали и замаскировали под цветочные клумбы. Впрочем, на этих клумбах в блокаду выращивали не цветы, а овощи и картошку. Говорит Ленинград. Слушай нас, родная страна». Этими словами каждый день начинало работу городское радио. Жители слушали его по проводной сети — «тарелкам»-репродукторам, а остальная страна и весь мир — только в эфире. Ленинградское утро начинается рано. В пять часов утра. На улицах и площадях проснувшегося города заговорило радио. Передается первый выпуск «Последних известий». У репродукторов сразу же образуются толпы. Георгий Макогоненко 1912-1986 , доктор филологических наук, профессор, редактор Ленинградского радиокомитета Радио оставалось одной из нитей, связывавших Ленинград с «большой землей». В квартирах оно не выключалось никогда. Когда передач не было, из «тарелок» стучал метроном, сообщавший жителям об обстановке в городе. Если ритм учащался — возможен налет или артобстрел. Она читала по радио стихи почти каждый день. Мы съели хлеб, что был отложен на день, В один платок закутались вдвоем, И тихо-тихо стало в Ленинграде. Один, стуча, трудился метроном. Ольга Берггольц 1910-1975 , поэтесса Моя бабушка тогда была в партизанском отряде в Псковской области. Немцы говорили, что Ленинград уже взят. Но партизаны по рации слушали Ольгу Берггольц и знали: пока слышат ее голос, значит, Ленинград держится. Партизанам запомнилось и выступление писателя Всеволода Вишневского 29 февраля 1942 года по случаю 105-й годовщины гибели Пушкина. Он сказал, что во время войны актуален образ поэта, стреляющего по врагу. Егор Яковлев, историк Театр помогал выжить К концу 1941 года из Ленинграда эвакуировали большинство театральных и музыкальных коллективов. Но те, кто остались, как могли поднимали настроение ленинградцев. Часто — буквально из последних сил. В холодных залах Театр музыкальной комедии показывал веселые оперетты: «Сильву», «Трех мушкетеров», «Летучую мышь», «Свадьбу в Малиновке». Во время одного из представлений «Трех мушкетеров» от истощения прямо на сцене умер артист хора А. Жители осажденного Ленинграда у афиши Театра музыкальной комедии. В нем показали пьесу Александра Гладкова «Давным-давно» о войне 1812 года. Спектакль пришлось прервать из-за очередного артобстрела. Выступали в Ленинграде оперные певцы и артисты балета, хотя большинство из них тоже эвакуировали. Весной 1942 года ей предложили возобновить репетиции и выступления. Нас начали чуть-чуть подкармливать. Артистам балета все же нужны силы, чтобы танцевать. Выступали в Театре комедии на Невском проспекте, в зале Филармонии, а потом и в Кировском театре. Танцевали в фойе — зал был поврежден бомбами. Зрители в пальто, в шапках, а мы с голыми ногами. Ездили с концертами в госпитали и на фронт. Аглая Чернова, балерина Очевидцы вспоминали, что в первую блокадную зиму публика в театрах не аплодировала — на это просто не хватало сил. Но, возможно, кому-нибудь именно эти веселые оперетты или музыкальная классика и помогли выдержать все тяготы войны. Музыканты оставшегося в городе Симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета тоже выступали в валенках и полушубках. В первую блокадную зиму многие из них умерли от голода. Седьмая симфония Композитор Дмитрий Шостакович начал писать свою Седьмую симфонию в Ленинграде в первые дни войны. Он посвятил ее героизму советского народа. Но заканчивал работу над ней уже в эвакуации — в Куйбышеве Самаре. Там же 5 марта 1942 года состоялась ее премьера. Симфонию решили обязательно исполнить и в блокадном Ленинграде, но сначала нужно было возродить Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. К апрелю 1942 года в городе осталось лишь 15—20 музыкантов-симфонистов, способных держать в руках инструменты. Я была на этом концерте. Запомнилось, что горели все хрустальные люстры, но было прохладно. В зале сидели как в костюмах, так и в ватниках и шинелях, а некоторые музыканты были в перчатках с обрезанными пальцами. Ну, а Элиасберг дирижировал во фраке. Аглая Чернова, балерина Главного дирижера оркестра Карла Элиасберга положили в стационар, чтобы немного подлечить и подкормить. Потом горсовет выделил ему велосипед. Он ездил на нем по городу, разыскивая оставшихся музыкантов, их отзывали и с передовой.
Когда его ритмичные тиканья раздавались по городу, все мы чувствовали, что несмотря на все трудности, жизнь продолжается. Метроном стал символом надежды и силы духа нашего народа. Мы собирались вместе, слушали его звуки и верили в то, что однажды блокада закончится. Анатолий Романов: «Я работал военным врачом в это время и помню, как в одной из разрушенных квартир нашли метроном. Мы решили его сохранить и использовать для поддержания духа у раненых и больных. Каждый день ставали тихий звук метронома, создавая таким образом ощущение ритма и нормальной жизни. Это помогало нашим пациентам бороться и верить в будущее. Екатерина Иванова: «У меня было много детей и постоянно не хватало еды. Для нас метроном стал не только символом надежды, но и сигналом, что можно собрать детей вокруг стола. Когда звучало его тиканье, я ставила на стол всё, что удалось найти, и мы сидели вместе, слушая метроном и ели впрок. Кажется, что это были самые счастливые моменты весьма ужасных времён. Игорь Смирнов: «Блокада — это не только голодные дни и ночи, это еще и борьба за душу. Метроном стал нашим союзником в этом бою. Его звук проникал сквозь тишину и вдохновлял нас сражаться с неприятелем. Я многие ночи провел, слушая его звук и думая о том, что однажды эта блокада закончится, а мы сможем начать новую жизнь. Марина Соколова: «Метроном стал для нас не только источником надежды, но и оружием против отчаяния. Когда уже казалось, что не осталось сил, и мы все сходили с ума от голода и холода, его звук возрождал наши души. Мы использовали его, чтобы создать ритм и петь песни, чтобы забыть о голоде и муках.
Для чего был нужен метроном в ленинграде. Стук метронома напоминает о скорбной дате
Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было. Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса — легендарная «Дорога жизни», - стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу увеличивать. Предлагаем вашему вниманию видео беседу «Ленинградский метроном», посвященную Дню полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944года.
Инициативная группа «Комитет 8 сентября» призывает жителей города в день, когда кольцо замкнулось, вспомнить о жертвах и помянуть погибших поименно, благо имена, фамилии и адреса большинства из них известны. Уже три года, начиная с 2018, 8 сентября участники проекта читают вместе с горожанами списки погибших во дворах жилых домов, школ, учреждений, на городских площадях.
За три года названо 60127 имен погибших из 850 000 известных. В этом году планируется помянуть более 30 тысяч человек. Организаторы акции призывают петербуржцев прийти и прочитать имена своих погибших родственников или имена из списков, которые будут предоставлены им на месте.
Grace: Его темпом измерялись шансы выжить во время бомбежек и обстрелов… Только его ритмом звучал под бомбами и снарядами: быстрый означал воздушную тревогу, медленный — отбой… Замечательный человек, многие годы работавший на Ленинградском радио, журналист, педагог, Таисия Михайловна Суворова собрала в архиве Ленрадио и передала в Череповец «Голоса Блокадного Ленинграда»;. Пусть они звучат здесь, подлинные звуки Голоса жизни в городе смерти, пусть говорят сами за себя… В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей, почти 450 тысяч радиоточек работали в квартирах и учреждениях Николай Лужников: В городе, оказавщемся в осадном положении без тепла, света, без продуктов пмтания. Радио, оповещавшее жителей об артобстрелах и авиационных налетах. Радио, доводившее до них сводки информбюро, Поддерживающее в людях надежду и веру своими непродолжительными передачами. А в промежутках, чтобы радио не молчало, работал метроном.
Метроном, отсчитывающий секунды блокадного времени. Пока звучал метроном, люди знали, что город жив и сопротивляется. Глазнаж О. Врервые его использовали как источник звука случайно.
Метроном, пайка хлеба и колюшк... VK TG Есть события, которые недопустимо забывать. Блокада Ленинграда — одно из них. В январе 1944 года войска Ленинградского и Второго Прибалтийского фронтов сначала прорвали кольцо немцев, а затем полностью освободили обескровленный город, отбросив противника по всему фронту. Город-мученик — так историки называют Ленинград, задержавший наступление гитлеровских войск осенью 1941 года. Тогда город с населением почти три миллиона человек, взяли в кольцо и отрезали от сухопутной связи на 872 дня. Связь Ленинграда с «Большой землей» была лишь через авиамост и Ладожское озеро. В период навигации — по водному коридору, зимой — по льду. На Вагановском спуске, где лёд был наиболее крепок и позволял выезжать полуторкам грузовой автомобиль ГАЗ-АА , пролегала транспортная магистраль.
Сирены, метроном и тишина. Как звучала блокада
Метроном символ блокадного ленинграда. Метроном и радио в блокадном Ленинграде. Блокада Ленинграда Метрон. Жителям блокадного Ленинграда звуки метронома казались биением «сердца» самого города. В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой. действовало распоряжение, по которому во всех домах должны работать радиоприемники, а на улицах - системы оповещения. В условиях блокады Ленинграда, звук метронома стал символом жизни, постоянства и надежды.
Ленинградский метроном
Видеохроника блокадного Ленинграда. Блокада Ленинграда на Нюрнбергском процессе была приравнена к геноциду. Полная блокада Ленинграда продолжалась до 18 января 1943 года — в этот день советские солдаты совершили прорыв блокадного кольца и в ходе ожесточенных боев освободили Шлиссельбург от гитлеровцев. * В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
Смотрите также
- «Символы блокадного Ленинграда»
- 10 фактов о блокаде Ленинграда | АиФ Санкт-Петербург
- Почему в блокадном Ленинграде постоянно звучал метроном? |
- Стук метронома напоминает о скорбной дате
- Метроном, пайка хлеба и колюшка: 27 января – день снятия блокады Ленинграда
Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном в эфире на радио
Особенностью блокадной журналистики стало возрождение традиций духовной публицистики прошлого, прежде всего эпистолярного жанра. Разговор публициста с читателем проходил на равных, словно это было откровенное письмо товарищу. И журналистам не надо было, как это порой происходит сейчас, организовывать отклики читателей или слушателей на публикации — в редакции шёл нескончаемый поток читательских писем, что для СМИ есть первый признак востребованности. И это стало прямым следствием «товарищеского» разговора с читателем. Вот, например, отрывок из передовицы ленправдиста Езерского о снижении нормы хлеба до 250 граммов рабочим и до 125 граммов служащим. О тех самых 125 блокадных граммах… Его статья тоже несёт интонации письма: «Мы вынуждены уменьшить нормы выдачи продуктов, чтобы продержаться до тех пор, пока враг не будет отброшен, пока не будет прорвано кольцо вражеской блокады. Трудно это?
Да, трудно. Но другого выхода нет, каждый ленинградец, патриот, советский человек, может сказать только одно: перетерпим, перестрадаем, мужественно перенесём все лишения, но города не сдадим». Правда, из-за нехватки бумаги с 10 декабря 1941 года выходила вместо четырёх полос на двух. В условиях блокады выпуск газеты был приравнен к производству боеприпасов или выпечке хлеба: электроэнергией тогда могли пользоваться предприятия, работавшие на фронт, хлебозаводы и… типография «Ленинградской правды». Даже не вышла «Ленинградская правда». Номер за 25 января был набран, свёрстан, подготовлен к печати, но электроэнергии типография не получила».
Из дневника журналиста Абрама Бурова, запись от 25 января 1942 года Но это был единственный случай. После которого городские власти приняли меры к тому, чтобы такое не повторилось. Еле добравшись до дома, Бартеньев надел заранее приготовленную чистую рубаху, лёг и стал ждать смерти. Но к нему пришли его коллеги из типографии, такие же опухшие от голода. Они сказали, что его сменщик не пришёл и не придёт: «Стереотип отливать некому. Газета не выйдет».
И мастер поднялся со смертного одра. Ему помогли добраться до работы, он сделал отливку и, только когда номер пошёл в печать, — умер прямо на рабочем месте. С сентября 1942 года «Смена» делала специальные номера для молодых партизан и молодёжи оккупированных районов. Страшной зимой 1942 года, когда катастрофически не хватало электроэнергии, выпуск газеты был приостановлен. Редакция перешла на выпуск «Смены» по радио. Через месяц «Смена» вновь наладила выпуск на бумаге.
В 1942 году было возобновлено издание 29 многотиражных газет на заводах и фабриках, 22 журналов. С того же года выпускались однодневные газеты городских районов тиражом 800—1200 экземпляров. Газета «На защиту Ленинграда» обслуживала 110-тысячное войско ополченцев. Кроме того, выходили газеты для заготовителей леса и торфа, строителей. Для населения оккупированных районов и партизан выпускались специальные номера «Ленправды». На фронте особой популярностью пользовались сатирические выпуски «Боевого карандаша», готовившиеся ленинградскими художниками.
Выходили и газеты всех трёх фронтов. Даже на оккупированных территориях Северо-Запада выходили 53 партизанские газеты, часть из них издавалась в самом Ленинграде и доставлялась на места. Нередко их распространители принимали героическую смерть. Радио было настоящей «нитью жизни» для горожан, партизан и населения оккупированных районов области, воинов фронта и моряков Балтики. Сохранилось даже детское вещание — об этом просили сами оставшиеся в блокадном городе дети, и власти пошли им навстречу. Передачи шли не только на осаждённый Ленинград, но и на Большую землю и даже на весь мир.
Александр Ильич рассказал «НВ», как создавалась эта книга. Мой дядя, директор асфальтобетонного завода, человек, далёкий от всякой поэзии, прислал нам книжку стихов Ольги Берггольц.
Люди в блокадном Ленинграде были, фактически, отрезаны от страны. Снабжение и сообщение производилось нерегулярно, это было очень опасно. Ситуация была критическая, в любой момент могло случиться что угодно, и хотя люди верили в лучшее, поводов для опасений было достаточно. Сложно даже вообразить, что довелось пережить людям в блокаду. В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то это нужно и дальше держаться и не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность. У трансляции метронома было и техническое значение.
Во-первых, этот звук передавали, чтобы проверить, есть ли связь.
Во многом, такой вариант развития событий был невыгоден и самой Германии, которая постоянно держала во внимании город, которые так или иначе представлял угрозу для тыла. Немцы блокировали Ленинград вынужденно, так как после переброски части войск группы армии "Север" на Московское направление, сил на захват города было недостаточно. Немецкий генерал-фельдмаршал - Рихтер фон Лееб - который в 1941-ом году был командующим группой армии "Север", был крайне недоволен тем, что часть своих войск, преимущественно танковые части, он был вынужден передать группе армии "Центр", которая двигалась на Москву.
Произошло это по причине жесткого сопротивления Красной Армии, которое не рассчитали немцы. Блокадный Ленинград Блокадный Ленинград Но ленинградцы были настоящими героями, которые напрочь отказались сдать свой город врагу и находились в блокаде более восьмисот дней. Уже через месяц после начала блокады города, в нем стали заканчиваться продукты питания и близился страшный голод. Все это сопровождалось нескончаемыми налетами немецкой авиации, которые подвергали голод бомбардировке с воздуха.
В Ленинграде оставалось на тот момент много известных советских людей, в том числе и Шостакович, который написал свою знаменитую "Ленинградскую" симфонию, которая стало прямой ассоциацией с блокадным Ленинградом.
И работали они по-фронтовому, с максимальной отдачей. Когда, например, из-за болезней и голода в феврале 1942-го из строя вышли все дикторы и чтецы, к микрофону встали артист И. Горин и главный режиссер радиокомитета К.
Они вели передачи попеременно, с утра до позднего вечера. Читали при свете самодельных свечей. От холода перехватывало дыхание. Но ежедневно звучал радиоголос сражающегося невского исполина.
На снимках из архива Владимира Никитина: — 27 января 1944 г. Салют в честь полного снятия блокады. Фото В. Федосеева — Набережная Невы у Зимнего дворца.
В морозные дни город становится полностью безлюдным. Фото Б. Смирнова — Демобилизованные воины, прибывшие в Ленинград с первыми эшелонами. Справа — участник трех войн, гвардии рядовой Федор Вадюхин.
Фото Н. Хандогина — Вывоз трупов на Волково кладбище. Кудоярова — Весна 1942 г. Открытие столовой.
Федосеева — Семья Никитиных в своей квартире. Зима 1942 года. Фото А. Никитина — Толкучка у Кузнечного рынка 1942 год.
Фото Д. Прямые репортажи по проводам с передовой линии фронта, из окопов, с борта крейсера, ведущего артдуэль с вражеской дальнобойной батареей, с подводной лодки, с зенитной батареи, по радиоэфиру — с борта самолета-разведчика, корректировщика стрельбы, бомбардировщика, — все это стало обычным рядовым и непременным деянием фронтовых репортеров Лазаря Маграчева, Моисея Блюмберга, Матвея Фролова. Впервые на отечественном радио ленинградские журналисты использовали репортажный автобус с аппаратурой, позволявшей записывать на пленку, затем трофейную репортажную установку с возможностью записи на проволоку. С громоздкой техникой репортеры ухитрялись быть вездесущими.
Репортажи записывали на передовой, в атаке, в боевом охранении. Использовалась для звукозаписи и более архаичная аппаратура, записывавшая на восковые пластинки. Именно так сделаны с крыши Дома радио сохранившиеся записи бомбежек и обстрелов. Так сделана и запись победного ленинградского салюта 27 января 1944 года.
Предвосхищая сегодняшние «стэндапы», радиожурналисты стремились донести дыхание боев, атмосферу труда в промерзшем цеху, радость возвращения к жизни раненых в госпиталях... Репортажный дух пронизывал и многочисленные радиопереклички, обеспечивая живой диалог тыла с фронтом, города со страной, с Большой землей. Зародившись в годы пятилеток, этот жанр активизировался в блокадное время, осуществляя связь с далеким тылом, с родными в эвакуации, с отцами и мужьями на фронте. Радиопереклички превращались в адресные передачи-послания для далекой Сибири, сражающегося Киева, союзнического Лондона.
Оно сберегло чтецкие актерские и приумножило дикторские традиции. На Ленрадио в блокаду работали десять-двенадцать дикторов, читали тексты и актеры. Все они обладали абсолютной грамотностью, звучными голосами, интеллигентным петербургским выговором, необыкновенно проникновенным стилем. Их работа была крайне ответственной.
Даже в эти страшные для всей страны годы за ошибку могли жестко наказать, отстранить от эфира. У ленинградцев были любимые дикторы и не очень. Михаил Меланед, к примеру, великолепно читал тексты, вел все официальные передачи. Его называли «ленинградским Левитаном», ценили профессионалы, а слушатели скорее уважали.
А все дело в том, что именно его четким безапелляционным тоном в Ленинграде объявляли воздушную тревогу.
Почему в блокадном Ленинграде постоянно звучал метроном?
Никого не оставили равнодушным стихотворения поэтессы Ольги Берггольц, чья судьба неразрывно связана с судьбой её поэтической родины — блокадного Ленинграда. Автор сборников «Стихотворения» 1934 , «Книга песен» 1936 , она вошла в героическую историю Ленинграда с произведениями, отражавшими подвиг ленинградцев в годы блокады. Это «Ленинградская тетрадь» 1942 , «Ленинград» 1944 , поэма «Февральский дневник», «Ленинградская поэма» обе 1942 , «Памяти защитников» 1944 и т. Голос Ольги Берггольц, звучавший по радио, стал голосом непокорённого Ленинграда. В завершение мероприятия библиотекари предложили ребятам ответить на вопросы викторины «Блокада Ленинграда». Ребята увидели наглядную информацию: памятник «Цветок жизни», посвящённый погибшим детям блокадного Ленинграда; метроном и крохотный паёк блокадного хлеба — 125 граммов в сутки его выдавали по карточкам и многое из того, чем жил в те 900 дней Ленинград. Учащиеся с интересом приняли участие в викторине, показав большую эрудицию и знание истории Великой Отечественной войны.
Он помогал людям держаться и не сдаваться. Кроме того, метроном имел значение не только в сфере работы и труда, но и в культурной сфере. Музыка, танцы и различные виды искусства были важной частью жизни ленинградцев. Метроном помогал сохранять и укреплять духовные ценности, чувство прекрасного и надежду на лучшее будущее. Стремление к нормальной жизни было своеобразным протестом против врага, который пытался сломить дух и волю жителей Ленинграда. Метроном стал символом сопротивления и непоколебимости духа, которые помогли выжить и преодолеть самую страшную блокаду в истории города. Поддержание морального духа Одной из основных причин включения метронома в блокадном Ленинграде было поддержание морального духа населения. Во время блокады город был полностью отрезан от внешнего мира и оказался в полном изоляции. Народ ощущал постоянные угрозы голода, бомбежек и смерти, а также физическую и психологическую изнуренность. Метроном становился символом жизни, надежды и упорства.
Звук его постоянных ударов создавал ровный и стойкий ритм, который напоминал о необходимости продолжать бороться и не сдаваться. Это помогало людям сохранять оптимизм, внутреннюю силу и веру в то, что им удастся пережить трудности. Блокадники включали метроном в различных местах города — в квартирах, на работе, в больницах, в театрах. Это создавало единый ритм и связывало всех жителей Ленинграда, давая им ощущение солидарности и взаимоподдержки. Метроном становился символом выживания и способом поддерживать моральное равновесие даже в самые тяжелые моменты блокады. Кроме того, метроном помогал сохранить самоорганизацию горожан. Он был использован для отсчета времени, позволяя жителям планировать и организовывать свою жизнь. Благодаря ритму метронома люди могли определить, сколько времени у них есть для выполнения различных задач, таких как поиск пищи, подготовка к обороне или работа. Изображение метронома Объединение людей Одной из основных причин включения метронома в блокадном Ленинграде было создание ощущения единства и солидарности у жителей города. Метроном являлся своего рода символом стойкости и непоколебимости духа, который помогал людям ощутить, что они не одни, а находятся вместе с тысячами других переживающих ту же самую тяжелую участь.
Звук метронома объединял людей, создавая ощущение сознательного принадлежания к общей цели — выжить, противостоять врагу и сохранить город. Под звуки регулярного тикающего механизма жители Ленинграда могли ощутить, что они не забыты, что их страдания и борьба никому не остаются равнодушными. Метроном также служил одной из форм организации времени в условиях блокады. Он напоминал людям о необходимости сохранять график и ритм в своей повседневности, повторяющихся звуковых сигналах поддерживалась чувство порядка и упорядоченности.
И потом нас кормили в ресторане «Метрополь». Наверное, все больше ждали, когда наконец нас поведут кормить.
По тому времени это был просто шикарный обед. Нам в горшочках, как в кавказском ресторане, дали суп-лапшу. На второе нам дали маленькую котлетку и на гарнир тоже лапша. И на третье — желе. И дали по кусочку хлеба. Но хлеб мы, конечно, не съели, а взяли с собой, чтобы принести домой.
Валентина Колкова В новый, 1942 год дедушка решил нарисовать в комнате елку прямо на стене. Попросил у меня акварельные краски, залез на стул и прямо на обоях изобразил красивую ветвистую елку. Потом он взял гвоздики, вбил их в конце нарисованных ветвей и достал с печки коробку с игрушками. И мы начали вешать на нарисованную елку настоящие игрушки. Но самая большая радость нас ждала в самом конце. На дне коробки, мы нашли там шоколадные конфеты и грецкие орехи, обернутые в золоченую фольгу.
И вот эти конфеты тоже повесили на елку, и орехи повесили на елку. Ровно в полночь конфеты сняли, разделили поровну между всеми, всем досталось по две конфеты как раз. Но бабушка съела одну конфету, схватилась за щеку, сказала, что у нее разболелись зубы, и подвинула мне вторую конфету. А дедушка в темноте просто взял и подложил мне свои конфеты. Съели мы конфеты, а фантики опять аккуратно повесили наверх. Анатолий Молчанов Автор фото: Георгий Коновалов.
Город же был в кромешной тьме, затемнение. И вдруг салют. Все небо как будто расцвело. Это же вообще был первый салют в городе. А до этого запомнился и день прорыва блокады в 1943 году. Мы его воспринимали как второй общий наш день рождения.
Никаких салютов в день прорыва блокады, конечно, и не могло быть, потому что была отвоевана только очень узкая полоска по югу Ладожского озера. Но это была тихая радость, конечно. Валентина Колкова Я в 1945 году работала на Кировском заводе, а жила на Невском. Это очень далеко. Ходил один трамвай. И вот утром мне надо было вставать рано, я вставала в шесть часов, чтобы добраться до завода.
И вот, в этот день вдруг слышу сквозь сон по радио: «Внимание! Потом окончательно, так сказать, уже проснулась, а он все повторяет: «Кончилась война! Кончилась война! А потом спохватилась: «Ой, что же я сижу?! Я же опаздываю на работу! Потом вдруг я слышу, радио говорит: «Для кого это возможно по работе, день объявлен выходным».
И вот меня там уже встречает толпа. Но все радуются, все целуются, все плачут. И вы знаете, даже мужчины, и то плакали, вот какое было состояние. И так мы целый день, хотя и были на заводе, но мы не работали. Все радовались победе. Лариса Большакова 9 мая я не очень хорошо себя вел.
Я пришел на завод имени Карла Маркса, где работал. Там «Катюши» делали. И мужики забавлялись спиртом по случаю победы. А я никогда не пробовал спирт, мне же всего 15—16 лет было. Но, когда мне налили, я пофорсить решил — говорю, это мало, мне надо побольше. Ну я как выпил, так под стол сразу и спрятался.
А вечером салют был. И я помню, что плакал. Потому что сначала, когда стреляли пушки, все радовались, что красиво, как в театре. А потом вдруг поняли, какое горе люди пережили. Когда погибли родные, и все было разрушено. Владимир Дементьев Весной 1945 года мне в техникуме за хорошую учебу и за общественную работу выдали ордер на отрез на пальто.
Я сшила себе новое пальто. А в первый раз надела его в день победы. Бежевое, в рубчик, такой драп красивый. За мной зашли девочки из группы, и мы направились в центр города. Зашли еще за одной подружкой, которая жила в доме, где кинотеатр «Титан», это Невский, 53. И очень характерно, что по Невскому проспекту люди шли, вот никто их не организовывал, но люди вставали в колонны и шли, как в дни наших торжественных праздников, на Дворцовую площадь.
Я помню, что на Дворцовой площади, конечно, играла музыка. Девчонки в тряпочных туфлях отплясывали. Ну а вечером салют был. Валентина Колкова Я побежала к подружке, это уже вечером, когда объявили, что будет салют. И я побежала к ней: «Пойдем салют смотреть». Мы хотели смотреть салют выше всех.
Я уже не помню, на чем мы висели, но действительно смотрели его выше всех. Люди радовались и плакали, и прыгали, вот такой у нас был праздник. А мама плакала, ждала Жоржика — своего сына и моего брата. А он явился уже в ноябре. Праздник был 7 ноября, я на этом празднике была. Моя подружка прибежала за мной, говорит: «Жоржик дома».
И я побежала домой. Вот это праздник! Когда люди начали возвращаться — вот это тоже праздник был. К новой и мирной. Зинаида Томасик Автор фото: Григорий Чертов. Никто не догадывался, что этот спектакль войдет в историю: он станет одним из первых крупных культурных событий, проведенных во время блокады города, которая началась как раз в тот день.
В течение 872 дней культурная жизнь в осажденном Ленинграде не прекращалась. По воспоминаниям ленинградцев, театры, кино, книги и музыка давали им второе дыхание — надежду пережить блокадный кошмар. А они сами делали все возможное, чтобы сохранить и спасти те культурные памятники и ценности, которыми всегда так славился город. Спасенные шедевры Уже 1 июля 1941 года из Ленинграда началась эвакуация музеев. Из Эрмитажа на Урал вывезли более миллиона экспонатов, из Русского музея — более 26 тысяч. Но часть коллекций всю блокаду провела в Ленинграде.
Их, в частности, хранили в подвалах Эрмитажа и Исаакиевского собора, где находилось около 120 тысяч экспонатов различных музеев города. Здесь же жили и музейные сотрудники, которые наблюдали за коллекциями. Сам собор замаскировали: его золотой купол закрасили темно-серой краской. Строительство деревянного укрытия вокруг памятника Петру I на площади Декабристов Сенатской для защиты его от авианалетов. Автор: Василий Федосеев. Источник: ТАСС Памятники на улицах и площадях Ленинграда защищали конструкциями из бревен и досок и обкладывали мешками с песком.
Знаменитые скульптуры Летнего сада спрятали в земле. Коней скульптора Петра Клодта на Аничковом мосту тоже сняли с пьедесталов, закопали и замаскировали под цветочные клумбы. Впрочем, на этих клумбах в блокаду выращивали не цветы, а овощи и картошку. Говорит Ленинград. Слушай нас, родная страна». Этими словами каждый день начинало работу городское радио.
Жители слушали его по проводной сети — «тарелкам»-репродукторам, а остальная страна и весь мир — только в эфире. Ленинградское утро начинается рано. В пять часов утра. На улицах и площадях проснувшегося города заговорило радио. Передается первый выпуск «Последних известий». У репродукторов сразу же образуются толпы.
Георгий Макогоненко 1912-1986 , доктор филологических наук, профессор, редактор Ленинградского радиокомитета Радио оставалось одной из нитей, связывавших Ленинград с «большой землей». В квартирах оно не выключалось никогда. Когда передач не было, из «тарелок» стучал метроном, сообщавший жителям об обстановке в городе. Если ритм учащался — возможен налет или артобстрел. Она читала по радио стихи почти каждый день. Мы съели хлеб, что был отложен на день, В один платок закутались вдвоем, И тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном. Ольга Берггольц 1910-1975 , поэтесса Моя бабушка тогда была в партизанском отряде в Псковской области. Немцы говорили, что Ленинград уже взят. Но партизаны по рации слушали Ольгу Берггольц и знали: пока слышат ее голос, значит, Ленинград держится. Партизанам запомнилось и выступление писателя Всеволода Вишневского 29 февраля 1942 года по случаю 105-й годовщины гибели Пушкина. Он сказал, что во время войны актуален образ поэта, стреляющего по врагу.
Егор Яковлев, историк Театр помогал выжить К концу 1941 года из Ленинграда эвакуировали большинство театральных и музыкальных коллективов.
Топить буржуйку 24 часа в сутки мало кто мог себе позволить. Буржуйка стала причиной многих пожаров первой блокадной зимы. Учитывая этот печальный опыт, при подготовке ко второй зиме городские власти разработали правила противопожарной безопасности. Заветных киловатт едва хватало на работу ключевых предприятий.
В ход пошла смекалка. Чтобы не наталкиваться, друг на друга на неосвещенных ночных улицах, ленинградцы использовали "светлячков" — броши, покрытые "светоизлучающим слоем". Делали их из подручных материалов металлических банок, коробок, лоскутов, проволоки. Броши, как теперь известно, радиоактивные: светились бледно-зеленым светом благодаря соли радия и фосфору. Такие "Светлячки" совершенно незаметны с неба, но отлично видны на земле и помогают прохожим легко избегать столкновений на тесном ночном тротуаре.
Если подержать "светлячок" в течение нескольких секунд на солнце, у лампы или горящей спички, он займет у них энергию света, аккумулирует ее, а в темноте в течение пяти-шести часов подряд будет излучать свет. Ни ветер, ни жара, ни холод, ни дождь, ни снег не погасят этот миниатюрный фонарь. По некоторым данным, несколько тысяч усатых-полосатых привезли в город сначала из Ярославской области, а после из Сибири — для борьбы с грызунами. К этому моменту осмелевшие крысы и мыши уже неплохо освоились на улицах города, в домах и квартирах. Они подъедали из без того скудные запасы продовольствия, а еще переносили страшные инфекционные заболевания.
Кошки все это прекратили. В благодарность горожане установили своим пушистым помощникам памятники — бронзовых кота Елисей и кошку Василису. Ее исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, его ряды настолько поредели, что пришлось привлечь музыкантов из военных частей.
Видео-ответ
- Зачем нужен метроном
- Город выжил, потому что жил. Часть I
- подробности
- Символы блокадного Ленинграда
- Метроном в блокаду Ленинграда: роль и значение
- Подвиг блокадного радио
Зачем нужен метроном
Приказы Верховного главнокомандующего, выступления членов правительства по радио имели большое политическое значение, поддерживали боевой дух народа в дни испытаний. Трудно переоценить роль радио в блокадном Ленинграде. Огромен вклад сотрудников Ленинградской городской радиотрансляционной сети именно так называлось ФГУП РСВО — Санкт-Петербург в то время в работу по защите населения, его своевременного оповещения о налётах вражеской авиации и артобстрелах. В условиях войны ЛГРС была единственным техническим средством, обеспечивавшим на территории города трансляцию программ, поступавших из Ленрадиокомитета, и одновременно выполнявшая несвойственные ей в мирное время функции Службы оповещения штаба МПВО города. Система оповещения работала практически бесперебойно, спасая жизни ленинградцев. Радиоточка оставалась единственным надёжным средством массовой информации: сообщала новости о положении на фронтах, о международной обстановке, рассказывала о том, чем живёт страна. По данным Ленрадиокомитета, за 1418 дней войны им было подготовлено и передано в систему ЛГРС более 4000 литературно-музыкальных программ и репортажей радиожурналистов с фронта, а также каждодневных передач программ Всесоюзного радиокомитета и Совинформбюро.
С интересом присутствующие выслушали информацию о том, что значил в то время для ленинградцев звук метронома. Ведь именно в блокадном Ленинграде находилась радиостудия, которая круглосуточно посылала в эфир стук метронома — звуки, которые означали, что Ленинград жив, сердце его бьётся, город борется! Никого не оставили равнодушным стихотворения поэтессы Ольги Берггольц, чья судьба неразрывно связана с судьбой её поэтической родины — блокадного Ленинграда. Автор сборников «Стихотворения» 1934 , «Книга песен» 1936 , она вошла в героическую историю Ленинграда с произведениями, отражавшими подвиг ленинградцев в годы блокады. Это «Ленинградская тетрадь» 1942 , «Ленинград» 1944 , поэма «Февральский дневник», «Ленинградская поэма» обе 1942 , «Памяти защитников» 1944 и т. Голос Ольги Берггольц, звучавший по радио, стал голосом непокорённого Ленинграда. В завершение мероприятия библиотекари предложили ребятам ответить на вопросы викторины «Блокада Ленинграда».
Название «Ленинградский метроном» для видеозарисовки к этому дню мы выбрали не случайно, ведь именно метроном работающего блокадного радио звучал как биение сердца Ленинграда, как символ жизни и надежды. Функция метронома обеспечивает воспроизведение звуковых сигналов с постоянным ритмом, что помогает повысить эффективность тренировок за счет повышения, снижения или поддержания более постоянной частоты. Читайте также Как позвонить в техподдержку Ттк? Сколько дней длилась блокада? Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года — 872 дня. Что происходило в блокаду Ленинграда? С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены 23-й армией у Карельского УРа. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. Как и когда сомкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда? Это 8 сентября 1941 года — день, когда сомкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. В этот день наши войска оставили Шлиссельбург Петрокрепость , и последняя ниточка, связывавшая город со страной, была разорвана.
И спользуется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции. Что такое метроном? Слайд 3 Н а улицах городов для оповещения граждан были установлены громкоговорители, по которым в случае тревоги транслировался вой сирен. Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном? Слайд 4 В Ленинграде эту роль выполнял звук метронома. Быстрые щелчки означали, что людям нужно как можно скорее пройти в убежище, а медленные сообщали, что опасность миновала.
Историческая справка о блокаде Ленинграда
- подробности
- Стук метронома напоминает о скорбной дате
- Блокада Ленинграда — Википедия
- Почему в блокадном Ленинграде постоянно звучал метроном? |
- Радио блокадного Ленинграда
- Метроном стучит — значит город жив!