19 декабря 2021 года в Гостином Дворе состоится самое ожидаемое музыкальное событие страны — второй всероссийский патриотический фестиваль авторской песни «Покровский собор», который соберет более 5 тыс. гостей и зрителей со всех уголков России.
Виртуальный тур
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) – один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и. Православный храм на Красной Площади в Москве, является величественным памятником русской архитектуры, который был построен еще в XVI веке. Сегодня Покровский собор — филиал Государственного исторического музея, он входит в Список объектов Всемирного наследия и охраняется ЮНЕСКО. 13 января в Гостином дворе в Москве прошел фестиваль авторской песни "Покровский собор".
В Покровский монастырь прибыли представители Церкви Индии
читайте на Global City Москва. 16 сентября 2023 года в Москве на Красной площади состоится X Арт-фестиваль «Рисуем Покровский собор», председателем жюри которого станет заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Анатолий Егорович Денисов. Заведующий музеем «Покровский собор» Татьяна Сарычева (справа) во время презента. Для размещения делегации в Москве была выбрана гостиница «Покровская». В храме молились настоятельница Покровского монастыря игумения Феофания (Мискина), насельницы обители, воспитанницы монастырского приюта для девочек, учащиеся православной гимназии при храме Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове г. Москвы.
Покровский монастырь в Москве или Что сейчас происходит «на Убогих домах…».
Ранее сообщалось, что Всероссийский патриотический фестиваль авторской песни «Покровский собор» пройдёт 13 января в Гостином Дворе в Москве.
После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Аюпов. В завершение богослужения епископ Парамон передал духовенству и мирянам Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Сначала мы с отцом Мелхиседеком ездили по Святой земле, смотрели, молились. Нас пускали туда, куда закрыт вход обычным туристам. А потом была поездка на обмеры. Причем ради нас не стали перекрывать вход ко Гробу Господню, и нашей сотруднице Ольге пришлось слиться с толпой туристов. Она быстро заходила в Кувуклию, обмеряла, потом незамеченной оставалась в углу придела Ангела, а когда заходила новая партия паломников, продолжала делать обмеры. В каждую «пространственную икону» заложили реликвию со Святой земли: камень, песок… — Да. Например, Гроб Господень в Иерусалиме сделан из камня с красными прожилками, который словно пропитан кровью. Это мраморовидный известняк, его добывают в окрестностях Иерусалима. Мы сделали Кувуклию из такого же камня. И в каждую «пространственную икону» заложили реликвию со Святой земли: камень, песок… Работали с максимальной точностью. Начали мы с Вифлеемского престола. Я лепил макет из пластилина, а потом каменщики изготавливали все из камня. Воспроизвели даже трещину, которая возникла на Голгофе в момент смерти Спасителя, когда земля поколебалась. Отличия, конечно, есть, но они оправданы. Там очень глубокие тексты. Но если вы приедете в Иерусалим и придете в храм Успения, то увидите, что она практически полностью скрыта под разнообразными иконами. А у нас Гробница открыта, поэтому вы и заметили разницу. Чтобы воспроизвести ее, мы отыскивали старые фотографии, запечатлевшие кладку, фрагменты резьбы, и работали на их основе. Гробница Богоматери имеет сложную архитектуру, ведь на протяжении истории она многократно разрушалась, в том числе из-за землетрясений, и снова восстанавливалась. Интересная была работа, сложная.
Это произойдёт во вторник, 30 апреля, — спустя 40 дней после кровавой трагедии. Об этом рассказал настоятель Никольского собора в Павшинской пойме священник Василий Лосев. Также заупокойное богослужение на 40-й день после чудовищной трагедии проведут и в Никольском соборе в Павшинской пойме, добавил священнослужитель.
Храм Василия Блаженного в Москве вновь открыли для посещений
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.
В этом году Освященный Собор планирует работу с 17 по 19 октября.
Престольный праздник на Рогожском в объективе фотокорреспондента rpsc.
Во многом такая политика в угоду действовавшей тогда власти помогла сберечь Покровский собор. Собор находится в совместном пользовании Министерства культуры и Русской православной церкви с 1991 года. В частности, посетители часто трогают стены с орнаментами, что загрязняет их и негативно влияет на красочные слои. В связи с этим реставрация собора не прекращается никогда, это закономерный процесс. Думаю, это связано с их желанием посетить знаковые постройки во время путешествия за рубеж. Также собор пользуется популярностью у внутренних туристов, которые проезжают через Москву транзитом. К сожалению, не могу сказать, что наша основная аудитория — это москвичи, как ни странно. Я часто встречаю людей, которые говорят, что посещают собор впервые. Так что призываю всех, кто уже дошёл до собора, зайти и внутрь, потому что наш музей стоит того, чтобы посетить его хотя бы раз в жизни.
Так, в 2015 году у нас была реставрация интерьера центральной церкви, и, к счастью, строительные леса были установлены на 47 м высоты. Тогда у нас впервые появился шанс изучить голосники керамические сосуды в кладке стен или сводов. Голосники находятся на разной высоте. Долгое время никто не знал, какие именно керамические сосуды использовали строители, чтобы обеспечить храм такой замечательной акустикой. Так, нам удалось выяснить, что в стены замуровали не специальные голосники, а самые обычные белоглиняные кувшины, которые имеют ручки и носики. Убранство Покровского собора Gettyimages. Они купили там обычную бытовую керамику, голосники высотой 56 см. Они были сделаны в Гжели в XVI веке. Некоторые голосники находятся не только внутри храма, но и снаружи. Подобные находки всегда будут появляться в ходе реставрации, не надо думать, что о соборе уже всё известно.
На самом деле о Покровском соборе мы ещё очень многого не знаем. Ошибка в тексте?
Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других. Грандиозная стройка в рекордные сроки Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне.
Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год.
Патриарх Кирилл совершил божественную литургию в Покровском женском монастыре
Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного. Царская сокровищница и аналой на Лобном месте В соборе нет подвальных помещений.
Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей.
Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного. Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов , ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников.
Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей. Очевидцы рассказывали: «По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу». Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек.
Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место! Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов. Читайте также — Храм Воскресения Христова Спас на крови и узел русской истории Храм Василия Блаженного — архитектура Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам.
Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время. Однако сохранился лежащий на ней покров с шитым образом Василия Блаженного, изготовленный в мастерских царицы Ирины Годуновой и выполненный из атласа и шёлка золотыми нитями, что способствовало сохранности ткани. После 1917 года , когда в соборе создали музей, его сотрудники понимали ценность покрова как бесценного образчика церковно-прикладного искусства и сумели сохранить [119] [18]. Придел Василия Блаженного был закрыт в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено его декоративное убранство. Первое после закрытия придела богослужение в Покровском соборе состоялось на Пасху в 1991 году. На сегодняшний момент это единственный придел в храме, где проходят регулярные богослужения [120] [121]. Церковь Александра Свирского[ править править код ] Купол церкви Александра Свирского, 2011 год Юго-восточная церковь освящена во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского , потому что 30 августа 1552 года, в день памяти святого, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле [121] [122]. Основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом [114]. Первоначальный облик интерьера церкви XVI века восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979—1980-х годов: кирпичный пол рисунком «в ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности [109]. Иконостас церкви также был реконструирован. Нижнюю часть иконостаса закрывают искусно вышитые подвесные бархатные пелены , на которых изображён традиционный Голгофский крест. Церковь Варлаама Хутынского[ править править код ] Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского, 2011 год Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского , новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря — в честь этого святого отец Ивана Грозного Василий III взял иноческое имя в предсмертном постриге , потому что он особо почитался как покровитель царского рода [3] [44] [121]. Свидетельства указывают, что этому святому молился великий князь Василий, прося послать ему законного наследника, которым стал Иван Васильевич. Также появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода [123]. Придел также является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма было вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной частью храма — церковью Покрова Пресвятой Богородицы [114]. Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо [111]. Четверик церкви переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века [109]. Особый интерес представляет отдельно висящая икона « Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на рассказе из жития Варлаама Хутынского о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев [114]. Церковь Входа Господня в Иерусалим[ править править код ] Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим, 2011 год Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим , с которым ассоциировался торжественный въезд в Москву русского войска во главе с Иоанном Грозным после победы над Казанским ханством [48]. Покровский собор с приделом Входа Господня в Иерусалим стал литургическим центром празднования Вербного воскресения. В нём завершалось шествие на осляти патриарха из Успенского собора, поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны [124] [121]. Церковь является одной из четырёх больших церквей и представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства [114]. Во время реставрации были открыты фрагменты убранства XVI века. Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года [83] [125]. Существующий ныне иконостас перенесён в придел в 1770 году из разобранного кремлёвского собора Александра Невского [126]. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира [114]. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского.
Для размещения делегации в Москве была выбрана гостиница «Покровская». Настоятельница игумения Феофания Мискина тепло приветствовала высоких гостей в Покровской обители. По прибытии в монастырь члены делегации поклонились честным мощам блаженной Матроны Московской, которая очень почитается в Маланкарской Церкви.
Новости и события в Храм Василия Блаженного (Покровский собор)
первое, что видят посетители, входя на территорию Марфо-Мариинской обители. Покровский собор 12 июля отметит 460-летний юбилей. 1 апреля, в субботу 5-й седмицы Великого поста, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами епископ Наро-Фоминский Парамон совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы – Патриаршее подворье в Покровском-Стрешневе города Москвы. – Храмы святых апостолов Петра и Павла в Петродворце или Воскресения Христова на Крови в северной российской столице внешне напоминают собор Василия Блаженного. Василий Блаженный – на настенной живописи, – рассказывает Татьяна Сарачева, заведующая отделом "Покровский собор" Государственного исторического музея. В Покровском монастыре состоялось отпевание фотографа обители В.Н. Корнюшина.
Православные верующие отмечают праздник Покрова Божией Матери
18 декабря 2022 года в центре Гостиный двор в Москве прошел третий фестиваль авторской песни «Покровский собор». Покровский собор 12 июля отметит 460-летний юбилей. Гостей ждут праздничные Покровского собора 2023С1923 года вПокровском соборе создан историко-архитектурный музей, Москва События в Москве no@ed.
В церковь храма Василия Блаженного вернули отреставрированный иконостас
Такое свойство собору прежде всего придавали три открытые галереи. Первая шла по нижнему ярусу, вторая — на уровне церквей второго яруса, а третья — вокруг центральной церкви. Также нужно уточнить, что изначально у собора не было двух нижних церквей, которые есть сегодня: церкви Василия Блаженного 1588 год и Иоанна Блаженного 1672 год , мощи которого, как и мощи Василия Блаженного, также находятся глубоко под землёй на территории собора. Все пристройки снизу «приземлили» собор. Первоначально же его архитектурный облик напоминал свечу — это было удивительное зрелище. Кроме того, храм находится на холме, его высотность особенно хорошо видна, если подойти к собору со стороны Москвы-реки.
В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м. Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Впоследствии к нему пристроили две нижние церкви — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Но одновременно с пристройкой церкви Иоанна Блаженного к собору пристроили ещё несколько церквей, так что в конце XVII века в соборе было 20 престолов. При императрице Екатерине II прошёл грандиозный ремонт, всё лишнее от собора отняли, осталось 11 церквей.
Кирпич в середине XVI века был дорогим материалом. Храмы, как правило, из него тогда не строили. Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец. В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень. Разноцветным собор изначально тоже не был, он был скорее двухцветным красно-белым.
Снаружи и внутри его стены были покрыты росписью, которая имитировала кирпичную кладку. Разноцветие появляется лишь в XVII столетии, когда расписывают растительным и геометрическим узором вновь пристроенные крыльца и галереи снаружи. Внутри тоже появляется растительный орнамент. Скажите, что-то из перечисленного ставило под вопрос дальнейшее существование собора? В летописях мы постоянно читаем, что у Покровского собора «погорели верхи».
Однако это были не те пожары, которые нанесли существенный урон собору.
В каждой возрастной категории и отдельно в категории «профессионалы» будут определены победители, а также призеры в утвержденных организаторами номинациях. В конкурсе нет ограничений по возрасту и количеству участников. В прошлые годы мероприятие объединило около 1400 участников. Материалы предоставлены организаторами. Фото: А.
Средства на восстановительные работы выделила Екатерина II. В результате реставрации поменялись росписи на фасадах и внутри храма, купола стали многоцветными, а иконостасы оформили в стиле барокко. Во время войны 1812 года французские солдаты разорили собор Василия Блаженного : вынесли ценности и даже собирались взорвать церковь, но, согласно легенде, зажжённые фитили потушил внезапно начавшийся ливень. В конце XIX века храм собирались реставрировать, но сначала не хватало средств, а потом помешала революция. Покровский собор. Вид собора. Из альбома Николая Найдёнова После революции 1917 года Службы с приходом новой власти прекратились, но, в отличие от большинства других церквей, собор Василия Блаженного не снесли, а объявили архитектурным памятником. Вскоре он вошёл в состав Государственного исторического музея и остаётся его филиалом поныне. С 1920-х по 2000-е собор претерпел несколько глобальных реставраций, в результате которых удалось восстановить старинные росписи и иконостасы, заменить обветшавшие главы и даже открыть замурованные коридоры в подклете. Сейчас в музейную экспозицию входит коллекция древнерусских икон, предметы церковной утвари, а также отреставрированные интерьеры. Его выделяет необычное устройство — это целых 11 церквей на общем фундаменте подклете с мощными стенами толщиной до трёх метров. Помещения общего «цокольного» этажа оборудованы продухами — узкими отверстиями в стенах, обеспечивающими вентиляцию. А ещё в соборе очень хорошая акустика. Усиливают звук голосники — глиняные сосуды, вмонтированные во внутренние стены церквей. Всего в храме исследователи насчитали чуть более 80 таких конструкций. Но главная особенность храма — это его великолепное убранство. Покровский собор эффектно оформлен с каждой стороны. Он богато украшен кокошниками, фресками, фасадными иконами, нарядными шатрами и главами. Даже кирпичи, из которых построен храм, разных размеров и форм. Например, на фасадах можно увидеть орнаменты, сложенные из закруглённых кирпичей. В оформлении храма также использован изразцовый декор. Фасады центральной церкви украшены цветами и звёздами, сложенными из разноцветных плиток, а также металлическими золочёными кольцами и спиралями, похожими на конфетти. Если приглядеться, то в отделке некоторых церквей можно заметить одинаковые идеально ровные круглые отверстия. Это фасадные сосуды, замурованные в стены для красоты. Купола собора Считаются главным украшением храма. Его разноцветные фигурные главы — изюминка собора и самая узнаваемая его деталь. Правда, сначала они выглядели значительно скромнее. В середине XVI века, после завершения строительства, купола были гладкими и золотыми. Однако они не раз страдали в огне пожаров, которые часто бушевали в Москве в это время. Купола ремонтировали и красили в разные цвета, например, в зелёный и белый. А свою необычную форму главы приобрели к концу XVI века: их увеличили в размерах и сделали рельефными. Причём каждая имеет свой оригинальный декор с объёмными шипчиками, ромбами, «чешуйками» и орнаментами. Монохромными остались лишь главки центральной церкви и колокольни. Значение столь яркой окраски куполов исследователи до сих пор не установили. Однако есть версия, что храм Василия Блаженного был задуман как символическое воплощение Небесного Иерусалима — райского города, — чем и объясняется пышная отделка. Внутреннее убранство Внутри храм оформлен не менее пышно, чем снаружи. В то время кирпич был новым и очень дорогим материалом. Чтобы его сохранить, стены покрывали штукатуркой, а чтобы подчеркнуть богатство храма, сверху наносили роспись с изображением кладки. Сейчас такие фрески можно увидеть в центральном храме и в церкви Александра Свирского.
Храм Василия Блаженного был возведен в 1555—1561 годах по велению царя Ивана Васильевича Грозного в честь покорения Казанского царства. В этот день один из самых главных символов столицы приглашает жителей и гостей города на большой праздник. Программа откроется праздничным богослужением в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Все желающие смогут осмотреть музей самостоятельно или с обзорной экскурсией «Покровскому собору 460».
В Гостином дворе состоялся фестиваль «Покровский собор»
Храм Покрова Пресвятой Богородицы входит в "Программу-200" строительства православных храмов в г. Москве. В Покровском соборе хранится впечатляющая коллекция образов XVI–XIX веков. «После двухнедельного перерыва Покровский собор вновь распахнул свои двери для посетителей.
День Покровского собора отметят в Москве
Традиционно на главной площади страны соберутся начинающие и состоявшиеся художники, студенты ВУЗов, учащиеся детских художественных школ и творческих студий, стремящиеся запечатлеть один из символов нашей столицы и Родины. Собор Покрова на Рву, также называемый храмом Василия Блаженного, уже более 460-ти лет украшает город. Алексеева, В. Васнецова, В. Верещагина, В.
Юные гости Покровского собора смогут принять участие в музейных занятиях «Открытка из Покровского собора», «Строим Покровский собор вместе», «Предивные главы Покровского собора», «Игры московского торга», «Творчество без границ», «Каллиграфия Древней Руси: вязь». Квест «Секреты древних мастеров» по территории собора поможет увидеть необычное в обычном. А кроссворд «Архитектурная мозаика» можно будет разгадать только в Храме Василия Блаженного. Завершат праздничную программу «Соборные звоны» в исполнении звонаря Московского Кремля И.
Богослужебные песнопения исполнили мужской хор под управлением иеромонаха Нестора Волкова и смешанный хор под управлением К.
Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного. Новые престолы освящались в помещениях подклета. К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади. Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду. Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике.