Ученые из США обнаружили связь между расстройством аутистического спектра и СДВГ у детей с метаболизмом пластификаторов (компонентов пластмассы), пишет портал Naked Science со ссылкой на статью в научном журнале PLOS One. Органический галлюциноз Плексит Посттравматическая энцефалопатия СДВГ у взрослых СДВГ у подростков Синдром беспокойных ног Синдром Гийена-Барре Синдром дефицита внимания и гиперактивности Синдром хронической усталости Слабоумие Слуховые галлюцинации. Всё это — признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ).
Эпидемия аутизма. В чем причина?
Хотите помочь своему ребенку с РАС и/или СДВГ быстро и навсегда развить речь, внимание, память, навыки чтения, способность к обучению и социально-эмоциональные навыки? Вам помогут онлайн-занятия по неврологической методике FAST FORWORD! Почему у людей с РАС и СДВГ повышенная вероятность преждевременной смерти? Так, нарушение внимания более выражено у детей с РАС и с СДВГ, чем у детей только с РАС.
РАС и СДВГ – где линия отреза? Часть I
Так же, как у некоторых людей есть веснушки или длинные пальцы. Наука продолжает изучать причины появления СДВГ у людей, но уже ясно, что в основе лежит генетика. СДВГ не является результатом отсутствия заботы родителей или психотравм, но другие расстройства могут имитировать СДВГ, поэтому в том числе важно обращаться за помощью к квалифицированным специалистам — этим занимаются психиатры. В России и в целом на постсоветском пространстве низкая осведомленность об СДВГ как у специалистов, так и общественности. В традициях постсоветской медицины СДВГ у взрослых вообще не существует, а дети часто получают лечение не соответствующее современным стандартам. Мы составили список рекомендуемых специалистов , чтобы вы получили качественную помощь и не столкнулись с негативным опытом.
При этом СДВГ на редкость хорошо поддающееся терапии расстройство и терапия может изменить судьбу человека, позволить ему реализовать свой потенциал. Влияние СДВГ проникает во все сферы жизни человека, от социальной до здоровья, успеваемости в учебе и работе. Многие сравнивают эффект от терапии с тем, как всю жизнь быть близоруким и наконец-то надеть очки Основное лечение СДВГ — медикаменты. Они оптимизируют баланс веществ в головном мозге и приводят к улучшению практически всех симптомов, делают человека более собранным, улучшают концентрацию внимания, снижают импульсивность. Многие боятся таблеток или подвергаются стигматизации из-за их приёма.
Сейчас появились метилфенидат и дексамфетамин продолжительного действия до 12 часов. При лечении СДВГ широко применяется длительно действующая форма метилфенидата торговое наименование — «концерта» [30]. Эффективность дексамфетамина , метамфетамина и метилфенидата с постепенным высвобождением для лечения СДВГ не вполне доказана [30]. Ранее использовался психостимулятор пемолин , но из-за гепатотоксичности его применение стало ограниченным. Также используют препараты других групп, например атомоксетин ингибитор обратного захвата норадреналина , группа адрено- и симпатомиметиков. Также эффективны антидепрессанты : дезипрамин в низких дозах, бупропион [31] [32].
Некоторые открытые и три двойных слепых исследования показали эффективность венлафаксина [33]. С психостимуляторами может сочетаться клонидин , который смягчает побочные эффекты устраняет бессонницу и импульсивность и повышает влияние на гиперкинезы и гиперактивность [30]. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США Food and Drug Administration , FDA на апрель 2015 года одобрило следующие психостимуляторы для лечения СДВГ: амфетамин левамфетамин и дексамфетамин , метилфенидат , дексметилфенидат, метамфетамин , лиздексамфетамин и атомоксетин не относящийся к психостимуляторам [34]. Двойные слепые рандомизированные контролируемые исследования продемонстрировали эффективность модафинила при СДВГ [35] [36] , однако этот препарат не одобрен FDA и не используется в американской медицинской практике для лечения СДВГ из-за дерматологической токсичности в клинических испытаниях у пациентов возникал синдром Стивенса — Джонсона [37]. Европейское агентство лекарственных средств также рекомендовало назначать это лекарство исключительно при нарколепсии для лечения сонливости [38]. Согласно проведённому в США исследованию среди кокаиновых наркоманов, у лиц с СДВГ, употреблявших стимуляторы в подростковом возрасте, вероятность пристрастия к кокаину в два раза выше, чем у тех, кому тоже был выставлен диагноз СДВГ, но кто не употреблял стимуляторов [42].
В исследовании, опубликованном в 2003 году, отмечалось, что объём мозга у детей с диагнозом СДВГ меньше, чем у детей, которым не был выставлен этот диагноз. Неясно, вызвано ли снижение объёма мозга самим заболеванием или препаратами, используемыми для лечения СДВГ [43]. Польза психостимуляторов при СДВГ была подтверждена в более 170 рандомизированных контролируемых исследованиях, в которых участвовали около 5000 детей [30]. Однако это касается только краткосрочных эффектов от лечения, на время действия вещества.
Она происходит от того, что внимание очень быстро переключается. Например, вот мы разговариваем, я отвлекаюсь на переписку в телеграм и потом уже не могу вернуться к нашему разговору, так как потерял его нить. Мне очень тяжело переключаться с одной деятельности на другую. Вторая проблема заключается в том, что мне сложно оторваться от того, что очень сильно меня увлекает, выполнить какую-то параллельно возникшую задачу. При этом мне может очень нравиться какое-то дело в начале, но потом очень резко в какой-то момент наступают скука и пресыщение. В работе это не очень хорошо и быстро приводит к выгоранию. В семье тоже раньше возникал дискомфорт — из-за того, что я забывал что-то купить или убрать. Поэтому я прошу жену напоминать мне о таких делах, а друзьям — о наших встречах и договоренностях. Потому что я могу просто выпасть из рабочей недели и считать, что сегодня не понедельник, а суббота. Так как я живу не по расписанию, и у меня нет привязки к конкретному дню, с ощущением времени тоже бывает сложно. Когда я работал в офисе, то обычно мои дни просто делились на те, когда я мог много сделать, и те, когда я мог сделать минимум. Конечно, было трудно, когда я приезжал на работу и понимал, что не могу ни за что взяться. Я решал простые вопросы, занимался разбором бумаг, документацией, то есть выполнял максимально простые задачи, потому что я понимал, что на что-то серьезное меня просто не хватит. А в удачные дни я мог очень быстро разгрести огромное количество проблем, решить сразу несколько задач. Как ты борешься со своей забывчивостью? Используешь ли ты какие-то методики и простые лайфхаки для улучшения работы и повседневной жизни? Например, популярную технику управления временем «метод помидора», когда в работе делаются частые перерывы? Таймер, записные книжки, наклейки на холодильник? Нет, я пользуюсь обычным календарем. И устанавливаю себе в смартфон предупреждения о важных встречах и делах за сутки и за 2 часа чтобы у меня хотя бы было время добраться до нужного места. Дома я просто располагаю вещи так, чтобы мне было их видно, или собираю их заранее.
Недавнее исследование оценило массовое расширение рынка до 7,4 процента совокупного годового прироста в период с настоящего момента до 2030 года. В нем также оценивались методы лечения и медикаменты, используемые для диагностики и лечения РАС, прогнозировалась будущая прибыль по возрастным группам, географическим регионам и другим факторам, а также анализировались ведущие игроки фармацевтической отрасли. Какие знакомые названия, правда? Аутизм в настоящее время лечат опасными лекарствами Согласно последним статистическим данным, примерно у 3,49 процента детей и подростков в возрасте от трех до 17 лет в 2020 году было диагностировано РАС. Это указывает на 53-процентный рост с 2017 года. США считаются крупнейшим рынком лечения РАС, но его самым большим ограничением на рынке является отсутствие одобренных препаратов для лечения этого заболевания.
СДВГ и сопутствующие расстройства
Но теперь, когда стало известно о масштабах клинической популяции людей с этим спектром, эти компании начали разрабатывать способы увеличения своей прибыли с помощью программ лечения. Оценки текущей рыночной стоимости и ее будущих прогнозов сильно различаются в разных отчетах. Недавнее исследование оценило массовое расширение рынка до 7,4 процента совокупного годового прироста в период с настоящего момента до 2030 года. В нем также оценивались методы лечения и медикаменты, используемые для диагностики и лечения РАС, прогнозировалась будущая прибыль по возрастным группам, географическим регионам и другим факторам, а также анализировались ведущие игроки фармацевтической отрасли. Какие знакомые названия, правда? Аутизм в настоящее время лечат опасными лекарствами Согласно последним статистическим данным, примерно у 3,49 процента детей и подростков в возрасте от трех до 17 лет в 2020 году было диагностировано РАС.
Вероятно, это связано с диффузной идентичностью из-за социальной маскировки. Многие аутисты также испытывают чувство опустошенности во время выгорания и когда они не участвуют активно в выполнении задачи Attwood vid. Социальные трудности Социальное взаимодействие и поддержание долгосрочных отношений может быть сложной задачей для обеих групп. Однако основные причины трудностей часто имеют разное происхождение и их необходимо учитывать. Эмоциональная дисрегуляция Эмоциональная дисрегуляция является основной особенностью ПРЛ. Аутисты также борются с эмоциональной дисрегуляцией из-за аутистической структуры мозга. Сенсорная перегрузка и сенсорные срывы также могут привести к эмоциональной дисрегуляции. Трудности в отношениях Отношения могут быть непростыми для обеих групп. Это связано с различиями в социальном познании, социальных взаимодействиях и поддержании в долгосрочной перспективе. Сексуальное и гендерное разнообразие Гендерквиринг чаще встречается среди аутистов и людей с ПРЛ. Люди с ПРЛ чаще меняют свое самоощущение, включая сексуальную и гендерную идентичность Biskin and Paris. Аутичные люди чаще, чем нейротипичные, становятся гендерквирами. И то, и другое может быть реакцией на травму, однако они также могут быть реакцией на сенсорную перегрузку, поскольку организм отключается, чтобы не получать больше сенсорной информации. Этот опыт является общим для обеих групп Botbol. Пограничное расстройство личности и различия с аутизмом Чтобы выявить разницу между чертами аутизма и симптомами ПРЛ, важно понять внутренний опыт человека. Вот несколько мест, на которых я остановилася, чтобы выявить различия. Например, наличие особых интересов, строгое соблюдение распорядка дня и самоуспокоение посредством повторения — это отличительные аутичные переживания. Социальные различия Хотя обе группы испытывают трудности в общении и отношениях, причины социальных трудностей различаются. Для ПРЛ они основаны на привязанности и часто связаны с нестабильными отношениями, а также динамикой идеализации и обесценивания. Для аутизма это связано с трудностями в социальной инициации, светской беседе и трудностями в общении с нейротипичными.
США считаются крупнейшим рынком лечения РАС, но его самым большим ограничением на рынке является отсутствие одобренных препаратов для лечения этого заболевания. Симптомы инвалидности в развитии обычно лечатся стимуляторами, противосудорожными препаратами, трициклическими антидепрессантами, селективными ингибиторами обратного захвата серотонина СИОЗС и лекарствами от тревоги, продаваемыми через розничные аптеки, сообщила консалтинговая фирма Grand View Research. Около 50 процентов всех пациентов с РАС получали лечение по крайней мере одним из заявленных препаратов, что приводит к заключению, что чем больше людей с диагнозом аутизм, тем больше рынок сбыта лекарств. Один систематический обзор показал, что до 87 процентов детей с аутизмом назначают два или более лекарств одновременно. Нейролептики Abilify и Риспердал являются наиболее назначаемыми лекарствами для лечения раздражительности у детей младше 12 лет, но также было обнаружено, что они вызывают побочные эффекты, включая серьезное увеличение веса, непроизвольные мышечные спазмы, аддиктивное поведение и проблемы с сердцем. Некоторые из наиболее часто назначаемых лекарств от РАС включают нейролептики Abilify и Риспердал для лечения раздражительности у детей младше 12 лет, но было обнаружено, что они также вызывают побочные эффекты , включая серьезное увеличение веса, непроизвольные мышечные спазмы, аддиктивное поведение и проблемы с сердцем.
СДВГ обычно подразделяют на три подтипа: преимущественно гиперактивно-импульсивный, преимущественно невнимательный, комбинированный гиперактивно-импульсный и невнимательный. Невнимательное и импульсивное поведение наиболее похоже на поведение при синдроме Аспергера. СДВГ обычно диагностируется в детстве и может сохраняться во взрослой жизни. Синдром Аспергера Синдром Аспергера — это первазивное расстройство развития, влияющее на социальное взаимодействие, коммуникативные навыки и сопровождающееся сенсорными нарушениями в ряде случаев. Симптомы включают проблемы, связанные с умением вести беседу, проблемы с пониманием данных в устной форме инструкций, а также навязчивое и повторяющееся поведение. Обычно это состояние диагностируют в раннем детстве. У ребёнка с синдромом Аспергера, как правило, очень узкий круг интересов, он испытывает трудности со сосредоточением внимания на вещах, к ним не относящихся. Проблемы с вниманием и трудности с общением — те аспекты синдрома Аспергера, которые можно спутать с СДВГ. Сходства синдрома дефицита внимания и гиперактивности и синдрома Аспергера Следующие симптомы демонстрируют сходство СДВГ и синдрома Аспергера: проблемы с вниманием; при разговоре болтает без умолку или не принимает во внимание ответы окружающих; сложности со следованием указаниям; зачастую возникает впечатление, что во время разговора не слушает других; иррациональная физическая активность при синдроме Аспергера включает стиммиг и повторяющееся поведение ; высказывание неприемлемых вещей и проблемы с адекватной реакцией в некоторых ситуациях; истерики. Различия синдрома дефицита внимания и гиперактивности и синдрома Аспергера Основные различия синдрома Аспергера и СДВГ отражаются в способности фокусировать внимание, повторяющемся поведении и сенсорных проблемах.
Расстройства аутистического спектра и синдром дефицита внимания у взрослых и детей
Иногда изначально незначительно выраженные «аутичные черты» усугубляются, ребенок ведет себе все более и более неадекватно. Сказать заранее, в три-четыре года, каким может быть прогноз — мало кто возьмется. Дело в том, что мозг, в отличие от любого другого органа, не выполняет только одну функцию как, например, печень или легкие. И если речь идет о нарушении развития к этой категории можно отнести и СДВГ и аутизм , то здесь не может быть абсолютно точного диагноза, и даже определенной, универсальной схемы лечения или коррекции.
Поэтому медикаментозное лечение назначается порой методом «подбора», что иногда пугает «неопытных» родителей. То есть, сочетание симптомов тоже может быть самым замысловатым. А гиперактивность а точнее — расторможенность явление очень частое.
Потому что сопровождает очень многие заболевания. Вот поэтому, возникает такая путаница… И поэтому возникает искушение найти того доктора, который поставит самый «приятный» диагноз, который легко воспринять как самый-самый точный. Но, чем бегать по замкнутому кругу, выслушивая «авторитетные» мнения очередных профессоров — 10-го или 100-го, лучше найти своего доктора, которому интуитивно доверяешь и просто выполнять его назначения.
И заниматься-заниматься-заниматься. Учить бытовым навыкам это самое главное! Хотя очень заманчиво, чтобы аутизм диагностировался «по двум полоскам», такого в ближайшем будущем не произойдет.
Ведь это целый континуум состояний — с разным набором признаков и симптомов. И никакая машина, никакие анализы, лучше, чем опытный взгляд специалиста это не проанализирует и не оценит. Ну а если, по каким-то причинам, к врачу обратиться проблематично?
Тогда, вспоминаем - главный и основной критерий — отсутствие негативной динамики, то есть ухудшения состояния.
Совершает необдуманные, нелогичные поступки и выплёскивает эмоции, не думая о последствиях. Из-за этого дети с СДВГ часто дерутся или травмируются. Дефицит внимания проявляется неспособностью ребёнка концентрироваться на неинтересных ему вещах.
Например, на счёте палочек, изучении букв, цифр, запоминании непонятного ему по смыслу стихотворения. По мере взросления гиперактивность и импульсивность становятся менее заметными, но дефицит внимания, как правило, сохраняется. С занятиями, которые вызывают интерес, у ребёнка при этом проблем не возникает: он может подолгу, как и другие дети, играть в любимые игры, смотреть мультфильм или увлекаться чем-то приятным для него. В норме ребёнок может без проблем сосредоточиться даже на неинтересном занятии в течение некоторого времени.
Для каждого возраста продолжительность фокусировки внимания разная. Так, для детей 3-4 лет это в среднем 5—10 минут. С возрастом время концентрации увеличивается, и дети в 7—8 лет могут сохранять её около получаса. Однако если ребёнок в возрасте 12 лет не может удержать внимание даже на 5—10 минут на что в норме способны уже 3-летние дети , это может говорить о дефиците внимания.
Они становятся легковозбудимыми, нетерпеливыми, быстро «раздухаряются», заигрываются и из-за импульсивности могут травмировать себя или окружающих. Иными словами, ребёнка «несёт» вслед за эмоциями. Если ребёнок очень активный или капризный, это не значит, что у него есть СДВГ. Точный диагноз может поставить только врач-психиатр.
Часто дети с СДВГ проявляют нетерпеливость: например, стараются как можно быстрее получить желаемое, не дожидаясь очереди, и перебивают взрослых, невзирая на нормы приличия. Некоторые из них патологически не умеют признавать поражение в играх и начинают агрессивно себя вести при проигрыше. После выплеска эмоций ребёнок часто переутомляется — появляется плаксивость и капризность, но при этом могут быть проблемы с засыпанием. Обычно такое состояние родители характеризуют как «перегулял».
Навязчивость и упрямство тоже свойственны импульсивным детям с СДВГ. Ребёнок постоянно требует внимания и общения, настойчиво добивается того, чего хочет, даже если ему отказали. Не слушает объяснений, не обращает внимания на призывы к дисциплине и послушанию. С обучением детей с СДВГ постоянно возникают трудности.
У них преобладает неусидчивость, неспособность концентрироваться на заданиях и доводить их до конца. Также ребёнку мешают забывчивость и рассеянность. Он может идти за брошенным мячиком, но практически сразу отвлечься на что-нибудь ещё по пути, и его фокус внимания больше не вернётся на мяч, если не напомнить. Образовательные упражнения, например изучение цифр или букв, вычисления и арифметические задачи, детям с СДВГ очень быстро надоедают.
Autism diagnostic interview-revised: A revised version of a diagnostic interview for caregivers of individuals with possible pervasive developmental disorders. Autism and Developmental Disorders. In Russ. Can autism be detected at 18 months? The needle, the haystack, and the CHAT. Autism spectrum disorders: Early detection, intervention, education, and psychopharmacological management. Can J Psychiatry. The modified checklist for autism in toddlers: An initial study investigating the early detection of autism and pervasive developmental disorders. Charman T, Baird G. Practitioner review: Diagnosis of autism spectrum disorder in 2- and 3-year-old children.
Prevalence of autism in a US metropolitan area. Asian J Psychiatr. Biol Psychiatry Cogn Neurosci Neuroimaging. Res Dev Disabil. Commentary: Further commentary on the debate regarding increase in autism in California. Diagnostic substitution and changing autism prevalence. The autism epidemic: fact or artifact? Practice parameter for the assessment and treatment of children and adolescents with autism spectrum disorder. Autism and pervasive developmental disorders: concepts and diagnostic issues. Rhythmic habit patterns in infancy: their sequence, age of onset, and frequency.
Child Dev. Infantile autism reviewed: a decade of research. Schizophr Bull. Chislo detei s autizmom v Rossii zanizheno v 10 raz. Elektronnyi resurs.
Наблюдаются частые перепады настроения, вспышки гнева, неприличное поведение. Проявления СДВГ могут обостряться при стрессе, ярких эмоциях и недостатке физической активности. Картина заболевания будет зависеть от того, какой из признаков синдрома ведущий в структуре нарушения — гиперактивность с импульсивностью, дефицит внимания или всё вместе.
Гиперактивность проявляется неспособностью сидеть на месте, желанием постоянно двигаться. Может проявляться регулярными нарушениями сна, непрерывным беспричинным бегом, ходьбой, прыжками или лазанием. Движения, как правило, бесцельны и хаотичны. Дети с СДВГ часто гиперактивны — они делают много бессмысленных движений, стремятся лазать, прыгать и бегать, даже если это неуместно Импульсивность проявляется молниеносной реакцией на любые события. Человек нетерпелив, очень много разговаривает, часто перебивает других и встревает в разговор, не дожидается своей очереди или ищет пути её обхода. Совершает необдуманные, нелогичные поступки и выплёскивает эмоции, не думая о последствиях. Из-за этого дети с СДВГ часто дерутся или травмируются. Дефицит внимания проявляется неспособностью ребёнка концентрироваться на неинтересных ему вещах.
Например, на счёте палочек, изучении букв, цифр, запоминании непонятного ему по смыслу стихотворения. По мере взросления гиперактивность и импульсивность становятся менее заметными, но дефицит внимания, как правило, сохраняется. С занятиями, которые вызывают интерес, у ребёнка при этом проблем не возникает: он может подолгу, как и другие дети, играть в любимые игры, смотреть мультфильм или увлекаться чем-то приятным для него. В норме ребёнок может без проблем сосредоточиться даже на неинтересном занятии в течение некоторого времени. Для каждого возраста продолжительность фокусировки внимания разная. Так, для детей 3-4 лет это в среднем 5—10 минут. С возрастом время концентрации увеличивается, и дети в 7—8 лет могут сохранять её около получаса. Однако если ребёнок в возрасте 12 лет не может удержать внимание даже на 5—10 минут на что в норме способны уже 3-летние дети , это может говорить о дефиците внимания.
Они становятся легковозбудимыми, нетерпеливыми, быстро «раздухаряются», заигрываются и из-за импульсивности могут травмировать себя или окружающих. Иными словами, ребёнка «несёт» вслед за эмоциями. Если ребёнок очень активный или капризный, это не значит, что у него есть СДВГ. Точный диагноз может поставить только врач-психиатр. Часто дети с СДВГ проявляют нетерпеливость: например, стараются как можно быстрее получить желаемое, не дожидаясь очереди, и перебивают взрослых, невзирая на нормы приличия. Некоторые из них патологически не умеют признавать поражение в играх и начинают агрессивно себя вести при проигрыше. После выплеска эмоций ребёнок часто переутомляется — появляется плаксивость и капризность, но при этом могут быть проблемы с засыпанием. Обычно такое состояние родители характеризуют как «перегулял».
Аутизм или СДВГ у старшего ребенка повышает риск обоих расстройств у младшего
Он связан с обработкой, восприятием и запоминанием информации, поступающей из внешнего мира. Третий блок называется «блоком программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности». Часто у детей с СДВГ наблюдается вторичное отставание в развитии лобной коры. Это приводит к проблемам производного контроля и производного внимания. Например, такие дети не могут сосредоточиться на задании, не могут контролировать свое поведение. Эта симптоматика СДВГ особенно ярко проявляется у детей дошкольного возраста. Ясно, что в силу возрастных причин уровень производного контроля у этих детей очень незрелый.
В старшем возрасте, ближе к 9 годам, у детей с СДВГ за счет улучшения произвольного контроля за своим поведением происходит уменьшение симптомов этого расстройства, то есть начинается проявляться компенсаторный эффект. Однако СДВГ не исчезает, а лишь переходит в латентную скрытую форму. И, наконец, еще один вторичный симптом связан как раз с нарушением непроизвольного внимания. Это симптом по большей части относится к биологии и так называемому ориентировочному рефлексу на новые стимулы. Когда мы слышим неожиданный громкий звук, мы непроизвольно обращаем внимание на источник звука. Эта чисто биологическая реакция позволяет нам эффективно реагировать на потенциально опасные внешние воздействия.
У детей с СДВГ наблюдается своеобразная повышенная чувствительность ко всем внешним воздействиям, например, к различным негромким звукам. У ребенка с СДВГ возникает эффект ориентировочного рефлекса как на сильные стимулы, так и на слабые. Внешне это проявляется как повышенная отвлекаемость ребенка. Важно отметить, что ребенок в этом нисколько не виноват — отвлекаться его заставляют именно ориентировочные рефлексы. Представьте, что вы идете по ночному лесу. Ваша нервная система в этой ситуации станет очень чувствительной.
Вы будете обращать внимание на любые шорохи и звуки. При этом в обычных условиях, когда отсутствуют опасность, мы реагируем лишь на сильные стимулы. Ребенок с СДВГ постоянно чувствует себя так, будто он находится, образно говоря, в таком «темном и страшном лесу». Это приводит к большим проблемам в школе, в общении с учителями и одноклассниками. Так что симптоматика СДВГ достаточно сложная и комплексная. Чтобы понять, что чувствует ребенок с СДВГ, представьте себе такую ситуацию.
Вы находитесь на железнодорожном вокзале, вокруг вас разворачиваются разнообразные события, раздается множество звуков, перед вами мелькают люди, вас толкают и т. И в этих условиях вам предлагают решить какую-нибудь задачу. Ясно, что вас будет всё отвлекать и вы не сможете быстро и эффективно решить задачу. Разумеется, если бы вам предложили решить эту же задачу дома в спокойной обстановке, то вы бы справились с ней намного быстрее. Так вот, ребенок с СДВГ словно всё время находится в ситуации железнодорожного вокзала, где его все отвлекает. Кроме того, ориентировочные рефлексы сопровождаются повышением тревожности ребенка.
Ситуация усугубляется еще и тем, что окружающие реагируют на поведение таких детей неадекватно. На них кричат учителя, родители, сверстники. Дети с СДВГ оказываются под сильным давлением со стороны внешнего мира. А это лишь увеличивает их тревожность. Таким детям действительно очень тяжело. В жизни они постоянно сталкиваются с проблемами адаптации, даже тогда, когда становятся взрослыми.
С возрастом синдром никуда не пропадает. Он лишь переходит в латентную форму, при которой внешние симптомы проявляются не ярко, но при этом такому человеку сложно сосредоточиться на какой-то работе, его одолевает рой мыслей, его постоянно отвлекают различные внешние и внутренние события. Однако мы не можем точно сказать, действительно ли у ребенка с генетической предрасположенностью сформируется СДВГ. Дело в том, что любой фенотипический признак, включая поведение, развивается под воздействием двух факторов — генотипа и среды. В определенных средовых условиях генетическая предрасположенность к СДВГ может привести к развитию этого расстройства, а в других условиях — нет. В качестве факторов риска, которые могут привести к развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности, традиционно относят родовые травмы, гипоксию во время родов, недоношенность.
Однако не всегда эти факторы приводят к развитию СДВГ. Тем более, если у ребенка нет генетической предрасположенности к этому расстройству. СДВГ всегда связан с комбинацией факторов генетической предрасположенности и внешних неблагоприятных воздействий, особенно в первый год жизни. В это время активно формируется механизм нейродинамики в мозге, и внешние факторы риска могут привести к развитию этого расстройства. Например, эмоционально негативные переживания ребенка, связанные с отсутствием мамы, могут стать таким фактором риска. Помимо этого, дети в первый год жизни должны развиваться в условиях адекватной сенсорной нагрузки.
Нарушение уровня сенсорной информации приводит к неблагоприятным воздействиям на ретикулярную формацию мозга, что может привести к нарушению нейродинамики и формированию СДВГ. В школе он чаще всего не успешен, на него давят учителя, родители. Такой ребенок пытается защищаться, часто за счет агрессивных реакций. Это, в конце концов, может вылиться в криминогенное поведение. А повышенная тревожность в дальнейшем может спровоцировать развитие серьезных психических заболеваний, например, патологической депрессии. То есть у таких детей есть риск развития неблагоприятных сценариев в жизни.
Поэтому необходимо правильно к ним относиться уже в раннем детстве, выстраивать вокруг таких детей правильную атмосферу, адекватно реагировать на проявление тех или иных особенностей, быть более толерантными к ним. Это позволит снизить риск развития девиантного поведения.
Ранее медики не рекомендовали беременным женщинам лечиться парацетамолом, так как считалось, что он приводит к ментальным нарушениям у родившихся детей. Группа ученых под руководством профессора Брайана Ли из Каролинского института вновь исследовала связь между приемом парацетамола во время беременности и риском развития у детей РАС, СДВГ и умственной отсталости. Они обработали записи о назначении лекарств беременным женщинам, изучили клинические диагнозы, связанные с развитием нервной системы, а также просмотрели данные о братьях и сестрах среди почти 2,5 млн детей, из которых 185 909 детей подвергались воздействию парацетамола в утробе матери.
Заставить врачей насильно отказаться от этого метода — невозможно. Поэтому чиновники из Минздрава просто перестанут выделять деньги на обучение педагогов и психологов ABA-терапии, хотя это необходимо, говорит Краснощеков. ABA-терапия учит его этому. Если у трехлетнего ребенка нет указательного жеста и он не может нам показать на то, что он хочет. Например, не может объяснить, что ему нужно печенье из шкафа. Этим методом мы объясняем ему, что можно просто показать и это будет быстрее. Мы используем мотивацию для того, чтобы научить ребенка навыкам, которые ему нужны для самообслуживания, — объясняет, как работает ABA-терапия, эксперт. Если мы придем и скажем: «Дайте нам деньги на ABA-терапию». Нам скажут: «В рекомендации написано, что она может быть вредна, давайте-ка не будем». Степан Краснощеков, врач-психиатр Также под раздачу попали и бездоказательные методы лечения. В документе предлагается корректировать симптомы РАС диетами, БАДами, рекомендуется микрополяризация — воздействие малого тока на центральную нервную систему. Положительный эффект процедуры не доказан, хотя ее оказывают платно во многих клиниках. Бехтерева, где должность руководителя детского отделения занимает один из соавторов нововведения. Как правило, родители детей с РАС вынуждены глубоко изучать вопросы лечения заболевания, поскольку с раннего возраста им приходится буквально отстаивать права своих чад на нормальную жизнь, рассказывает представитель ассоциации «Аутизм. Поэтому многие из нас хорошо разбираются в теме, знают, что такое доказательные подходы. Естественно, что родители возмущены недостоверной и некачественной информацией, содержащейся в проекте РОП, — говорит Заломова. RU По ее словам, в последние годы ситуация с РАС в нашей стране менялась в лучшую сторону из-за клинических рекомендаций, принятых в 2020 году. Сейчас же дети с аутизмом вновь оказались под угрозой. Целые семьи выходят из изоляции, многие родители снова начали работать, — рассказывает Заломова.
Когда человек спит, его мозг отдыхает и расслабляется, в результате улучшается психоэмоциональное состояние. Если стабильный режим сна будет отсутствовать, то симптомы СДВГ будут проявляться с большей силой. Также следует обратить внимание и на питание, оно должно быть сбалансированным и регулярным. Но при синдроме дефицита внимания важнее следить не за тем, что человек ест, а за тем, как он это делает. Неспособность к самоорганизации приводит к тому, что питание человека становится беспорядочным. Он может длительное время обходиться без еды, а затем поглощать ее в больших количествах. В результате ухудшается не только симптоматика расстройства, но и самочувствие человека в целом. Устранить некоторые из симптомов СДВГ поможет йога или медитация. Если регулярно практиковаться, то можно усилить внимание, уменьшить импульсивность и беспокойство, а также избавиться от депрессии. Найти рекомендации по занятиям йогой можно в Интернете, но лучше обратиться к тренеру. Он составит наиболее подходящий комплекс упражнений асан с учетом вашего возраста и физического здоровья. Это объясняется тем, что за специализированной помощью обращаются лишь единицы людей, имеющих подобное расстройство. У нас попросту не принято ходить к психотерапевтам, психологам, и тем более к психиатрам. А вот на западе дело обстоит по-другому. Диагноз СДВГ в свое время был поставлен многим знаменитостям, которые на своем примере показывают, что данное расстройство не приговор. Они открыто говорят о своих проблемах, помогая тем самым обычным людям поверить в себя и начать менять свою жизнь к лучшему. Поэтому не стоит верить заблуждению, что СДВГ — это просто «модный» диагноз, который оправдывает плохое воспитание и педагогическую запущенность. Первые научные труды, посвященные СДВГ, увидели свет еще в начале прошлого века. Существуют и другие мифы относительно синдрома дефицита внимания и гиперактивности, приведем некоторые из них: диагноз СДВГ ставят практически всем детям, которые излишне подвижны и активны. На самом деле, это расстройство встречается не так уж часто. Большую часть гиперактивных детей не лечат вообще, особенно это касается девочек; синдром дефицита внимания является болезнью гиперактивных мальчишек. Но это далеко не так, в большинстве случаев у пациентов с синдромом дефицита внимания гиперактивность отсутствует. Таких людей просто считают ленивыми и глупыми. Синдром очень распространен среди девочек и женщин, но, согласно статистике, его чаще диагностируют у представителей сильного пола; эту болезнь придумали американцы, склонные к поиску простых решений из сложных ситуаций. Синдром встречается практически во всех странах, но не везде это расстройство достаточно изучено; главная причина СДВГ — это плохие учителя, родители и отсутствие жесткости в воспитании. Семья и ближайшее окружение может сказаться на состоянии человека с СДВГ, но основной причиной расстройства являются генетические особенности или органические изменения в головном мозгу. В этом случае даже самые опытные учителя и любящие родители редко могут повлиять на поведение ребенка; люди с СДВГ прикладывают мало усилий для решения своих проблем, и поэтому не стоит их оправдывать. Исследования на томографах позволили сделать вывод, что чем больше человек с этим синдромом старается, тем больше ухудшается его состояние.
Сдвг или РАС
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — психоневрологическая патология, которая встречается более чем у 8% детей и приблизительно у 2,5% взрослых. Синдром гиперактивности и дефицита внимания затрагивает все больше детей по всему миру. СДВГ проявляется трудностями с концентрацией внимания и гиперактивностью. Но не все люди с СДВГ гиперактивные, во всяком случае выраженно, особенно во взрослом возрасте. РАС (расстройство аутистического спектра) и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) являются двумя различными нарушениями нейроразвития, которые могут значительно повлиять на жизнь человека.
Лишат права на нормальную жизнь? Минздрав предлагает лечить детей с аутизмом галоперидолом
Нейропсихолог предположила сдвг, а психиатр — неуточненное расстройство, возможно «легкий Аспергер». Как и многие матери детей с СДВГ (об этом я прочитала в книге Ирины Лукьяновой «Экстремальное материнство»), я нахожусь в затяжной депрессии и глубоком выгорании. Среди людей с расстройствами аутистического спектра и синдромом дефицита внимания и гиперактивности наблюдается повышенная смертность по сравнению с остальным населением, выяснили канадские ученые. Синдром дефицита внимания и аутизм (РАС — расстройства аутистического спектра) – «модные» диагнозы, которые любят раздавать детям, чьё поведение кажется окружающим взрослым странным. Высокофункциональный аутизм часто путают с СДВГ, и если врач допустит ошибку (что случается в 70% случаев), а родители не будут вникать самостоятельно, то терапия может быть неэффективной. После пандемии в три раза выросло число людей, которые обращаются за помощью к специалистам из-за симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), считает психиатр Димитриос Пашос.