Новости соотношение нормы права и статьи нормативного акта

В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.

Норма права: к вопросу о её структуре

Норму права не следует смешивать со статьей нормативного акта. В одной статье нормативного акта присутствуют все три структурных элемента юридической нормы, т.е. норма права и статья нормативного акта совпадают (ст. 125 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за оставление в опасности). Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. 4. соотношение нормы права и статьи нормативного акта. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов: прямой, отсылочный, бланкетный. 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

Соотношение нормы права и статьи нормативно- правового акта

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1) Правовая норма совпадает со статьей НПА. Во-вторых, конкретный нормативный акт может содержать нормы различных отраслей права. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель. Что такое нормативно-правовой акт по законодательству и позиции Верховного суда РФ, а также признаки и предъявляемые требования к НПА, оспаривание нормативного акта Подробнее.

Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта

В зависимости от полноты изложения элементов гипотезы, диспозиции, санкции нормы права в статьях нормативно-правового акта принято различать следующие способы: 1. Прямой; 2. Ссылочный; 3. Бланкетный; Прямой способ означает, что норма права совпадает со статьей нормативно-правового акта например, ст. Ссылочный способ характеризуется тем, что в статье нормативно-правового акта содержатся не все элементы нормы права. При этом есть отсылка к другим статьям нормативно-правового акта, в которых содержатся недостающие сведения. Бланкетный способ предполагает, что содержащаяся в статье норма права содержит отсылку не к конкретному нормативно-правовому предписанию — статье нормативно-правового акта, а к другому нормативно-правовому акту. В зависимости от уровня нормативного обобщения различают абстрактный и казуистический способы изложения.

Правильное оформление структуры нормативного правового акта позволяет обеспечить четкость и согласованность правил поведения в обществе. Значение статьи в нормативном правовом акте Статья содержит правовые нормы, которые регулируют различные сферы общественных отношений. Она определяет права и обязанности субъектов, устанавливает порядок осуществления правовых отношений и предусматривает ответственность за их нарушение. Статьи имеют свою структуру, которая обычно включает введение, основную часть и заключение. Введение может содержать общие положения, цели и задачи нормативного акта. Основная часть статьи содержит основные нормы и правовые положения.

Заключение может содержать окончательные положения, санкции или отсылки к другим нормативным актам. Значение статьи в нормативном правовом акте заключается в возможности конкретизировать и систематизировать правовые нормы, устанавливая регулирование отношений по определенным вопросам. Статьи являются конкретными правовыми основами на совершение определенных действий или воздержание от них. Правильное формулирование статьи и ее полное и точное понимание имеют важное значение для соблюдения закона и предотвращения правонарушений. Статья в нормативном правовом акте информирует граждан и юридические лица о правилах поведения, что способствует общему порядку, справедливости и защите прав и свобод каждого члена общества. Взаимосвязь между нормой права и статьей нормативного правового акта Статья нормативного правового акта, с другой стороны, представляет собой конкретное положение, содержащее конкретные правовые нормы и правила.

Таковы содержащиеся в законах и других нормативных актах общие положения о субъектах права, их видах и правовых статусах, об условиях действия нормативно-правовых актов, порядке их реализации, о процедурах решения юридических споров, о правовом режиме различных имуществ и др. Нормативные предписания такого уровня в процессе реализации права осуществляются через правовые нормы, регулирующие поведение отдельных лиц; вместе с тем они имеют самостоятельное значение в системе правового воздействия. Особенное значение среди нормативных предписаний имеют законодательные определения основных прав и свобод граждан. Обычно они излагаются в конституциях или в специальных нормативно-правовых актах «Декларация прав человека и гражданина», «Билль о правах».

После Второй мировой войны ряд основных прав и свобод закреплен в международных документах, положения которых признаны обязательными в Российской Федерации. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Так, для нашего уголовного законодательства традиционны условные, как бы неправильные, формулировки: «преступление хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо ложный донос и т. В законодательстве используются условные термины; например, «молодой специалист» может оказаться по возрасту не молодым работником, осваивающим новую для него специальность и потому имеющим право на некоторые льготы.

В ряде статей нормативных актов для смыслового усиления должное описывается как имеющееся: «Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого»; «Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей». В тех же целях для смыслового усиления, образного выражения непререкаемости закона запрещенное порой характеризуется как невозможное: «Никто не может быть произвольно лишен жизни»; «Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам других граждан». Некоторые исторически сложившиеся термины и определения законодательства противоречат их обыденному значению. Отдельные средства транспорта по закону относятся к «недвижимым вещам».

Лица, ничего не теряющие, а приобретающие по завещанию дополнительные права, именуются «отказополучателями». Различие между нормами права и статьями законов заключается и в том, что в тексте нормативного акта могут содержаться не только нормативно-правовые предписания, но и индивидуальные распоряжения, а также обоснования нормативного акта, фактические утверждения, программные положения, призывы, декларации, правила общежития, морально-политические нормы и принципы. Так, стремление придать текстам законов непременно политическое звучание приводило к тому, что эти тексты неправильно выражали правовые нормы.

Законы подразделяются на: Конституционные На основе конституционных законов строятся, и детализируется вся система нормативно — правовых актов. Подзаконные нормативно — правовые акты - правотворческие акты компетентных органов. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Подзаконные акты призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов.

По содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются: Общие подзаконные акты это нормативно — правовые акты общей компетенции действия, которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Общие подзаконные акты следуют за законами. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Нормативные указы президента обладают высшей юридической силой. Полномочия президента определяются конституцией Российской Федерации или другими специальными конституционными законами. Постановление правительства - это подзаконные нормативные акты.

Которые принимаются в контексте с указами президента и призываются в необходимых случаях регулировать более мелкие вопросы здравоохранения, управление экономикой, социальным строительством, и многое другое. Местные подзаконные акты это нормативно — правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах, издаются местными органами представительной власти и органами местного самоуправления. Они действуют только на определенной территории.

uristinfo.net

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель может: все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов. По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта: 1 прямой способ - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта; 2 отсылочный ссылочный способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, - это, в частности, ст.

Поэтому говорить можно только о соответствии нормы и статьи, а не об их тождестве. В наиболее общем виде различают три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Норма права и статья закона совпадают. Норма права изложена в двух и более статьях нормативного акта. В одной статье содержится две или несколько норм права.

Которые создаются людьми их потребностями. Правила поведения, регулирующие отношения между людьми - социальные нормы.

Она создана людьми для поддержания условий человеческого общежития. Также социальные нормы - это средство ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях, а также средство контроля со стороны общества за их поведением. Основной функцией социальных норм является функция регулирования общественных отношений. Не стоит забывать, что важнейший вид социальных норм это правовые нормы. Обладая всеми качествами социальных норм, они имеют и специфические черты, определяемые их непрерывной связью с государством. Юридическая норма - главный элемент системы права, основополагающее понятие для всей правовой системы. Она представляет собой продукт сознательной деятельности человека, возникает как результат осознанной потребности правового опосредования, необходимости урегулирования правом общественных отношений. Теория права дает нам большое количество определений понятия норма права. Это тесно связано с многообразием типов правопонимания, так как от определения права зависит определение юридической нормы.

Приказ об отстранении чиновника Петрова от должности замминистра Указ Президента РФ о выплатах военнослужащим Указ президента о присвоении гражданке Сидоровой звания «Мать-героиня» Закон РФ о защите прав потребителей Решение суда об обвинении ООО «Тут вкусно» в нарушении прав потребителей и торговле товарами, не соответствующими ГОСТу Постановление Правительства о правилах содержания общего имущества в жилом доме Информационное письмо Минфина Постановление о внесение изменений в областной закон о предоставлении определенным гражданам земельного участка Постановление мэрии Казани Объявление итогов конкурса «Лучший двор города» Характеристики НПА обладают характерными признаками, которые отличают их от других официальных документов: Действуют для всех. Это означает, что все: граждане, организации и корпорации, — должны подчиняться принятому закону и новым правилам поведения. Сила НПА не может быть направлена только на одного человека. Имеют четкую структуру. К оформлению НПА есть строгие правила: продуманная структура, юридический язык со специфическими терминами и понятиями.

Обладают официальным характером. Только должностные государственные органы имеют право принимать и подписывать НПА. Например, Госдума рассматривает новый закон в трех чтениях. Совет Федерации одабривает официальный документ, президент подписывает, и только после прохождения всех этапов его публикуют.

uristinfo.net

Способы изложения правовых норм. Правильное понимание структуры юридической нормы предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Норма права не всегда совпадает со статьей нормативного акта. В статье нормативного акта не всегда присутствуют все три элемента правовой нормы.

Кумулятивные санкции допускают или обязывают применение к правонарушителям, кроме основного, дополнительного наказания, взыскания исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб.

В уголовном праве кумулятивные санкции имеют место при назначении наказания при рецидиве преступлений ст. По объему: 1. Простые санкции содержат одно неблагоприятное последствие. Сложные санкции содержат два и более неблагоприятных последствия, назначаемых одновременно.

По способу воздействия: Правовосстановительные Штрафные карательные Данную структуру юридической нормы обычно называют логической. Ряд авторов считает, что текстуальное выражение нормы права не содержит всех трех элементов. Например, большинство уголовно-правовых норм состоят, по их мнению, из диспозиции и санкции, а многие гражданско-правовые нормы состоят из гипотезы и диспозиции. Это неверно, в данном случае структура нормы права также трехчленная, но она устанавливается путем определенных логических операций, когда некоторые элементы не пишутся, но предполагаются либо находятся в других статьях нормативно-правового акта.

Например, диспозицией уголовно-правовых норм является запрет совершать определенные действия, санкцией — неблагоприятные последствия, возникающие за совершение этих действий, а гипотезой чаще всего выступают условия, характеризующие субъекта: возраст, вменяемость, должностной статус и др. Виды юридических норм В зависимости от разных критериев нормы права могут быть распределены по различным классификационным группам. По отраслям права или по предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. По методу правового регулирования: 1.

Императивные, содержащие властные категоричные предписания, строго обязательные, не допускающие отступлений например, многие нормы конституционного права, административного права, уголовного права. Например, ч. Диспозитивные позволяют сторонам самим договорится, действовать по своему усмотрению. Диспозитивная норма действует лишь постольку, поскольку стороны не установили своим соглашением иных условий своего поведения многие нормы гражданского права.

Например, статья 472 ГК РФ. Срок годности товара 2. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором. Например, согласно ст.

Поощрительные устанавливают поощрение за правомерное поведение, стимулируют социально полезное поведение нормы о государственных наградах, премиях, почетных званиях и т. Рекомендательные предлагают наиболее предпочтительный, желательный для государства и общества вариант поведения, но не настаивают на нем. По функциям в механизме правового регулирования: 1. Исходные отправные, учредительные, первичные определяют начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления, принципы, методы, закрепляют правовые категории и понятия; имеют наиболее общий характер.

Они подразделяются: а нормы-начала — это конституционные положения, закрепляющие основы общественного и государственного строя; б нормы-дефиниции — это предписания, содержащие правовые понятия, категории например, ст. Это программа на будущее. Например, при заключении договора аренды, французский арендодатель и российский арендатор не определили самостоятельно право, которое будет регулировать их отношения, вытекающие из этого договора автономия воли. В случае возникновения спора, суд или иной правоприменительный орган, в условиях отсутствия материального международно-правового регулирования по этим вопросам, будет вынужден обратиться к коллизионным нормам, на основании которых он и определит будет применяться российское или французское право.

А уже нормы российского либо французского права будут регулировать отношение по существу. Таким образом, коллизионные нормы сами по себе лишены регулятивного воздействия, их функция состоит в формировании коллизионного механизма регулирования ; е оперативные нормы — это нормы, которые устанавливают даты вступления нормативно-правового акта в силу, прекращения его действия ст. Нормы — правила поведения — это нормы непосредственного регулирования общественных отношений, с помощью закрепления конкретных правил поведения; это те нормы, которые определяют права и обязанности субъектов; условия реализации этих прав и обязанностей. Эти нормы составляют основную массу норм права.

В свою очередь нормы-правила поведения по функциям права и роли в системе права делятся на регулятивные и охранительные.

Это может быть любой документ из перечисленных выше, преимущественного нет. Упомянутые локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения представительного органа работников при его наличии , что следует из ч.

Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы. Право законодательной инициативы осуществляется в форме: 1 законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; 2 законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу; 3 предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе.

Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение. Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона. Совет Государственной Думы назначает в отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта уже не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц Действие закона — это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц. Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении: 1 всех граждан; 2 организаций; 3 государственных органов; 4 объединений.

Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени. Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.

Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит: 1 по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона; 2 немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона; 3 по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона нормативно-правового акта после его опубликования. Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой: 1 нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти; 2 по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов: 1 территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории; 2 экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции. Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев.

В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства. Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета экстерриториальности. Систематизация нормативных актов: понятие, виды Правовая система государства — это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке получили развитие три вида систематизации. Инкорпорация — это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке.

Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную. Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами. Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования. Предметная инкорпорация — это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью.

Как Соотносятся Норма Права И Статья Нормативного Акта?

] Норма права и статья НПА не всегда совпадают, т.к. норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила. Что такое нормативно-правовой акт по законодательству и позиции Верховного суда РФ, а также признаки и предъявляемые требования к НПА, оспаривание нормативного акта Подробнее. Норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать.

Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Но́рма пра́ва — общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций. 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

uristinfo.net

Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления, законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт, либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону. Санкция иначе… — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований, установленных в диспозиции правовой нормы, неблагоприятные для правонарушителя меры государственного принуждения, меры юридической ответственности , наказания. В теории права существует подход, согласно которому норма права состоит только из гипотезы и диспозиции. Санкция в этом случае представляет собой диспозицию нормы права, гипотеза которой — несоблюдение диспозиции другой нормы права. По степени определённости санкции подразделяются на: абсолютно определённые — категорическое значение санкции; относительно определённые — орган, применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций например, от 3 до 15 лет лишения свободы ; альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности либо штраф, либо лишение свободы неопределённые санкции для современного права не характерны. Правовые нормы не всегда содержат в себе все элементы.

Например, нормы, определяющие полномочия, состоят только из диспозиции. Изложение правовых норм в нормативных актах[ править править код ] Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах , причём норма права может содержаться в нормативных правовых актах разного уровня и регулирующих различные по своей сути области права, и не совпадать со статьёй одного нормативного правового акта. В связи с чем норма права и статья нормативного акта как правило не тождественны. Норма права — правило поведения, состоящее из гипотезы и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Также нормы права могут излагаться в правовых санкционированных обычаях и в судебных прецедентах. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьёй нормативного акта, выступающей в качестве её формы.

Излагая правило поведения, законодатель может: все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов: 1 прямой элемент нормы права прямо излагается в статье ; 2 бланкетный элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения , к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым ; 3 отсылочный элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же нормативного правового акта. Классификации норм права[ править править код ] По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов , подзаконных актов например, указов , постановлений и др.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта Норму права не следует смешивать со статьей нормативного акта. Норма права — это определенное правило поведения, а статья — это средство внешнего закрепления нормы.

Таким образом, они соотносятся как содержание и форма.

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические. Абстрактная гипотеза наиболее распространённая указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Диспозиция то… — часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения, либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве и в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний.

По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные. Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии. Описательная диспозиция содержит признаки правомерного, либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а незаконное, б безвозмездное, в изъятие, г чужого имущества, д совершенное тайным способом. Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления, законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт, либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

По содержанию. Не во всех нормативно - правовых актах содержатся нормы однородного содержания, имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав трудовое, семейное, уголовное законодательство , а также акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство По объёму и характеру действия нормативно — правовые акты подразделяются: на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории; на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного чрезвычайного действия.

Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт военных действий, стихийных бедствий. По основным субъектам государственного правотворчества нормативно — правовые акты можно разделить на акты: Законодательной власти законы ; Исполнительной власти подзаконные акты ; Судебной власти юрисдикционные акты общего характера. Закон главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Таким образом, закон это нормативно — правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Признаки закона: законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума; законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности; законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре стадии: Внесение законопроекта в законодательный орган. Обсуждение законопроекта. Принятие закона Опубликование закона. Принятие закона референдумом осуществляется на основе Федерального конституционного закона Российской Федерации «О референдуме Российской Федерации».

И не контролируются со стороны какого — либо другого органа государства.

Норма права и статья нормативного акта

В одной статье (пункте) нормативно-правового акта может содержаться несколько норм права и наоборот, норма иногда бывает “разорвана” — гипотеза и диспозиция в одном пункте (статье) нормативно-правового акта, а санкция — в другой статье. Иногда норма права изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они не совпадают. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве её формы.

Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний

Они не имеют экономического, политического, идеологического, социального содержания, их содержание сугубо юридическое. По времени действия нормы права делятся: 1. Сроких действия не установлен. Таковы большинство норм права. Содержатся в законах. Временные принимаются на определенный срок. Окончание срока их действия устанавливается либо путем указания на конкретную дату нормы бюджетов либо связывается с исчезновением обстоятельств, для регулирования которых она была принята чрезвычайное положение. По месту действия: 1. Общегосударственные действуют на всей территории государства это могут быть федеральные нормы ; 2. Нормы ограниченного действия - на части территории государства например, в субъектах федерации ; 3.

Локальные нормы действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур например, Устав ННГУ. По юридической силе: 1. Основные,то есть нормы законов, устанавливающие общие правила; 2. Производные,то есть нормы подзаконных актов, конкретизирующие эти общие правила; По кругу лиц: 1. Общие нормы права, распространяющиеся на всех, кто попадает под их действие; 2. Специальные нормы права, распространяющиеся на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, пенсионеров, работников Крайнего Севера, студентов и др. По субъектам правотворчества: 1. Публично-правовые нормы нормы конституционного, административного права, уголовного права ; 2. Частно-правовые нормы нормы гражданского права, семейного права.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта; способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов Статья - имеющая порядковый номер и, как правило, название структурная единица нормативного акта, содержащая в том или ином сочетании элементы юридической нормы Петров А. Норма права и статья нормативно-правового акта не тождественны. Если норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, то статья нормативно-правового акта — это форма словесного изложения нормы права. Статья нормативно-правового акта имеет название, номер, несколько пунктов, частей. Таким образом, норма права и статья нормативно-правового акта соотносятся как содержание и форма. Варианты соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1. Одна статья нормативно-правового акта содержит одну норму права. В этом случае норма права и статья нормативно-правового акта совпадают. Статья нормативно-правового акта содержит в себе все три элемента нормы права гипотезу, диспозицию, санкцию или только один два , а остальные необходимо выявить логическим путем.

Такое соотношение типично например, ст. Одна статья нормативно-правового акта содержит несколько норм права. В данном случае каждая из частей этих статей содержит самостоятельный вид преступления. Одна норма права расположена в нескольких статьях нормативно-правового акта. Так, ст.

Read the Privacy and Cookie Policy I accept Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Результатом правотворчества являются нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения — нормы права. С учетом субъектного состава правотворческого процесса выделяют следующие виды правотворчества: народное правотворчество референдум , правотворчество государственных органов и должностных лиц правом принятия законов обладают Государственная дума и представительные органы власти субъектов федерации , санкционированное правотворчество это официальное одобрение и признание государственными органами сложившихся в виде обычаев правил поведения и разрешенная государством правотворческая деятельность местных органов власти, должностных лиц и отдельных негосударственных организаций, например принятие Устава ООО. Принципы правотворчества - это основополагающие исходные положения, основные начала осуществления правотворческой деятельности, выражающие сущность правотворчества и обеспечивающие его качество и эффективность. Выделяют следующие принципы правотворчества: - Демократизм правотворчества предполагает участие народа в принятии законов; - Законность правотворчествапредполагает, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах; - Научность и профессионализм правотворчества заключается в умении применять и использовать методы и достижения современной правовой науки в области правотворчества; - Гласность и системность правотворчества. Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой. Можно выделить следующие виды правотворчества: 1 принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; 2 непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; 3 санкционирование государственными органами обычаев; 4 создание судебного прецедента. Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава государства, представительные законодательные органы государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти правительство, министерства и т. Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. Одним из способов правотворчества является санкционирование государством обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности местные обычаи или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций например, обычаи морского порта. В ряде стран, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, правотворчеством могут заниматься судебные органы, создающие судебные прецеденты в процессе рассмотрения конкретного дела. В российской практике правотворчества судебные прецеденты не признаются. Процесс создания нормативного правового акта представляет собой совокупность последовательных стадий, каждая из которых регулируется соответствующими юридическими предписаниями. Принято выделять два основных этапа в процессе правотворчества, - этап подготовки нормативного правового акта и этап его принятия. Каждый из этапов в свою очередь делится на стадии. Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма условно. Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового акта. Этот проект может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению другим государственным органом, либо учеными специалистами на основании контракта. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное иностранное законодательство. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым экспертам. Наиболее важные законопроекты могут публиковаться в средствах массовой информации для изучения реакции на них общественного мнения. Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о внесении его в соответствующий правотворческий орган. Второй этап- официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного правового акта в правотворческом органе строго регламентирована законодательством и в регламенте этого органа. Начинается второй этап со стадии реализации права законодательной инициативы. Оно принадлежит далеко не всем субъектам права. В законодательстве строго очерчен круг таких субъектов. Право законодательной инициативы не только в праве субъекта внести законопроект в правотворческий орган, но и обязанность последнего принять его к рассмотрению. Данная стадия заканчивается официальным включением проекта в повестку дня правотворческого органа.

Прямой; 2. Ссылочный; 3. Бланкетный; Прямой способ означает, что норма права совпадает со статьей нормативно-правового акта например, ст. Ссылочный способ характеризуется тем, что в статье нормативно-правового акта содержатся не все элементы нормы права. При этом есть отсылка к другим статьям нормативно-правового акта, в которых содержатся недостающие сведения. Бланкетный способ предполагает, что содержащаяся в статье норма права содержит отсылку не к конкретному нормативно-правовому предписанию — статье нормативно-правового акта, а к другому нормативно-правовому акту. В зависимости от уровня нормативного обобщения различают абстрактный и казуистический способы изложения. Абстрактный способ изложения норм права означает, что обстоятельства, факты, признаки моделируемых действий, их условий и последствий излагаются в тексте в обобщенном виде, то есть в виде абстрактного понятия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий