5 января 91 года на заседании исполкома Совета экономической взаимопомощи принято решение преобразовать СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества. 70 лет назад, в январе 1949 г. по инициативе СССР был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация. Решение о её создании было принято 5 января 1949 года на закрытом Экономическом совещании представителей ряда стран Восточной Европы: СССР, Румынии.
Совет экономической взаимопомощи: опыт прошлого, полезный для будущего
Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). #Россия #Russia #История #НАП СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, наиболее часто употребляемая англоязычная аббревиатур. январь 1949 г. — создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). СЭВ, или Совет экономической взаимопомощи, был создан в 1949 году и просуществовал до 1991 года. Для того чтобы «противостоять экономическому панамериканизму», страны социалистической ориентации провозгласили создание Совета Экономической Взаимопомощи, и уже в 1949 г. он был сформирован и начал функционировать между СССР и странами.
К 70-летию Совета экономической взаимопомощи
Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве. участниц совещания на основе равноправного представительства. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[3], эс-эв) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. СЭВ Совет экономической чем ответил СССР на создание ЕЕС.
Совет Экономической Взаимопомощи. Как въехать в рай на чужих плечах СССР
Опыт, накопленный странами-участницами Совета экономической взаимопомощи СЭВ , может и должен быть востребован в современных условиях, заявил полномочный представитель президента РФ Роман Балашов, открывая конференцию «СЭВ: опыт формирования мирового экономического сообщества. К 70-летию со дня основания», 31 января сообщает сайт Правительства Калининградской области. Роман Балашов напомнил, что страны, входившие в Совет в то время, когда он находился на вершине своего развития, производили третью часть мирового ВВП, кроме того, «это было не только единое экономическое, но и культурное, образовательное и социальное пространство». Вице-премьер правительства Калининградской области Гарри Гольдман, приветствуя участников конференции от имени губернатора, обратил их внимание на то, что нынешняя ситуация схожа с ситуацией 70-летней давности, когда создавался СЭВ: задачи углубления экономической кооперации между странами остаются актуальными.
Наряду с наукоемким производством в страны СЭВ было передано значительное количество производства товаров легкой промышленности. Эти товары пользовались большим спросом среди населения Советского Союза. Спрос опережал предложение и обеспечивал интенсивное развитие легкой промышленности стран — членов СЭВ. По решению Сессии СЭВ 10-е заседание Сессии, декабрь 1958 года осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» свыше 4,5 тыс. По решению Сессии СЭВ 11-е заседание Сессии, май 1959 года была организована параллельная работа объединенных энергосистем «Мир». В 1962 году образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем Прага. В этом же 1962 году были одобрены «Основные принципы международного социалистического разделения труда».
Сотрудничество в области координации народно-хозяйственных планов стран — членов СЭВ еще более углубилось. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации типа «Интерметалл». В октябре 1963 года было подписано Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества. Сессия СЭВ 1969 года приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Сессия СЭВ 1975 года поручила Комитету и Секретариату СЭВ организовать в 1975—1977 годах разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 года. Программы были разработаны для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран — членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления. Страны СЭВ участвовали в совместных строительствах крупных промышленных предприятий, магистральных газопроводов, линий электропередачи и других объектов. Это были наиболее сложные объекты, например заводы по производству металлорежущих станков с программным управлением. Соглашения охватывали свыше 3 800 наименований сложной продукции.
В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая бартерная торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов. В 1975 году на долю стран — членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз [8]. Торговля в рамках СЭВ в 1970-е — 1980-е годы[ править править код ] Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мнение на странице обсуждения этой статьи. Если Вы автор, то оформите разрешение на использование текста. Дата обнаружения нарушения: 2 ноября 2023. СССР поставлял в прочие страны СЭВ необходимые объемы топлива и сырья, машиностроительной продукции и при этом был основным потребителем производимой в этих странах экспортной продукции. Страны СЭВ участвовали в строительстве ряда сырьевых производств и трубопроводов в СССР, предоставляя кредиты в виде инвестиционных и потребительских товаров, а также строительных услуг. Такие инвестиции способствовали углублению топливно-сырьевой специализации СССР, в то время как другие страны СЭВ специализировались в основном на продукции высокой степени обработки. Для модернизации своей промышленности страны СЭВ наращивали импорт оборудования из стран Запада, налаживали свое производство на основе лицензий, получаемых от западных фирм, с использованием импортируемых из стран Запада компонентов.
Оно выглядит как развёрнутая книга, поэтому в народе получило прозвище «дома-книжки». Справа от главного корпуса расположен цилиндрический корпус конференц-зала, рассчитанного на 1000 мест. Здание конференц-зала украшено цветной мозаикой. Слева от главного корпуса расположен 11-этажный гостиничный комплекс «Мир».
Почему создали СЭВ. Создание СЭВ: цели, задачи и значение для международных отношений
Приоритетным направлением деятельности СЭВ было определено экономическое и научно-техническое сотрудничество стран — членов Союза, включавшее развитие взаимной торговли, организацию обмена хозяйственным опытом, оказание взаимной помощи сырьём, продовольствием, оборудованием, машинами и другими товарами. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц. До 1969 года штаб располагался на улице Петровка , 14 в Москве, после — на Новом Арбате. Период успешного функционирования организации[ править править код ] 25 лет Совету. С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчётов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчётам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества МБЭС , который был создан в октябре 1963 года в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчётов в переводных рублях. Здание СЭВ в Москве В начале 1970-х годов страны — члены СЭВ перешли к новому этапу развития Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 годов , выразившийся в росте цен на нефть. Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий таких, например, как производство микропроцессоров и биотехнологий[ источник не указан 2472 дня ] [ уточнить ], а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям.
Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса. Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее.
Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе.
Уже в 1945 году, когда Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, советское командование впервые предоставило румынской стороне пшеницу, кукурузу и картофель для посева. Румынии было предоставлено 150 тыс. Подобный объем зерна на мировом рынке на тот момент стоил около 35 млн долларов. Власти Румынии не смогли вернуть кредит.
Засуха 1946 года вновь обострила ситуацию с продовольствием. Тем не менее СССР, который также испытывал довольно серьезные трудности с продовольствием, вновь предоставил Румынии 100 тыс. Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…».
В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Надо отметить, что в планах СССР при Иосифе Сталине не было создания нового самодостаточного региона в Восточной Европе или чрезвычайно успешной экономики. Восточная Европа прежде всего вошла в сферу особых интересов СССР после Второй мировой войны как пространство, которое отделяло его от Германии, от Западной Европы, проамериканской. И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны. Планировать создание чрезвычайно успешной экономики в странах Восточной Европы начали при Никите Хрущеве, вероятно, потому, что в 1957 году западноевропейские страны сформировали Европейское экономическое сообщество ЕЭС.
Штаб-квартира организации находилась в Москве. Работа структур СЭВ соответствовала работе аппарата большого государства.
Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.
На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями.
Raiffeisenbank в Чехии прекратит переводы средств в Россию и Белоруссию 26 января 2023, 13:01 Оба банка были созданы во времена существования Совета экономической взаимопомощи СЭВ , способствовавшего сотрудничеству социалистических стран. Данные условия неприемлемы для Чехии, поэтому она собирается добиваться возвращения находящихся в этих банках средств около 1,5 миллиарда крон или 68 миллионов долларов посредством международного арбитража", — цитирует Станюру издание Idnes.
Создан Совет экономической взаимопомощи
Засуха 1946 года вновь обострила ситуацию с продовольствием. Тем не менее СССР, который также испытывал довольно серьезные трудности с продовольствием, вновь предоставил Румынии 100 тыс. Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…». В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Надо отметить, что в планах СССР при Иосифе Сталине не было создания нового самодостаточного региона в Восточной Европе или чрезвычайно успешной экономики. Восточная Европа прежде всего вошла в сферу особых интересов СССР после Второй мировой войны как пространство, которое отделяло его от Германии, от Западной Европы, проамериканской. И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны.
Планировать создание чрезвычайно успешной экономики в странах Восточной Европы начали при Никите Хрущеве, вероятно, потому, что в 1957 году западноевропейские страны сформировали Европейское экономическое сообщество ЕЭС. Штаб-квартира организации находилась в Москве. Работа структур СЭВ соответствовала работе аппарата большого государства. Экономика стран Восточной Европы развивалась успешно и в темпах развития даже опережала западноевропейские страны ЕЭС. Только Чехословакия до начала Второй мировой войны не уступала в промышленном развитии странам Западной Европы, но даже не гитлеровская Германия, а США приложили все силы для разрушения промышленности Чехословакии. Реформы в отношениях со странами — участницами СЭВ, проводимые при Хрущеве, как и подавляющее большинство проводимых им реформ, не были до конца продуманы и наносили ущерб СССР.
На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН.
Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз.
Роль СЭВ значительно возрастает в 1970-е и 1980-е годы, когда страны социалистического лагеря восстановились от послевоенных разрушений. Помимо хозяйственной роли, СЭВ выполнял и политические задачи — он был призван поддерживать коммунистические режимы в Восточной Европе, во Вьетнаме, на Кубе и в Монголии, посредством косвенного субсидирования и предоставления льготных цен обеспечивать занятость, снимать социальную напряжённость и протестную активность. И, конечно, работа Совета являлась предметом постоянной пропаганды, подчёркиванием единства социалистических стран.
Справа от главного корпуса расположен цилиндрический корпус конференц-зала, рассчитанного на 1000 мест. Здание конференц-зала украшено цветной мозаикой. Слева от главного корпуса расположен 11-этажный гостиничный комплекс «Мир». Все три здания связывает 2-этажный стилобат, в котором размещены: фойе, зал заседаний, типография, ресторан и так далее.
Создан Совет экономической взаимопомощи
Через несколько месяцев к ним присоединяется Албания, а на следующий год и демократическая часть Германии ГДР. Основной причиной создания этого экономического объединения в 1949 году стали разрушительные и масштабные последствия Второй Мировой войны. Страны Восточной и Западной Европы в ходе этого глобального военного конфликта понесли невероятные человеческие и экономические потери. Финансовый сектор этих государств был полностью разрушен. Восстановления требовала не только промышленность, но и жилой сектор, а также инфраструктура, не говоря уже о численности населения. Необходимы были регулярные поставки сырья, оборудования и, безусловно, продовольствия. В решении этих вопросов и призвано было помочь образование СЭВ. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ.
Предполагается, что создание единой валюты для взаиморасчетов станет одним из основных вопросов повестки дня предстоящей 22-24 августа в Йоханнесбурге встречи глав государств БРИКС. Основная цель — упростить торговлю и снизить зависимость от доллара и евро в международных расчётах.
Вероятно, котировки новой валюты могут определяться на основе средневзвешенной «корзины» валют стран БРИКС. Доля отдельной национальной валюты, по предварительным разработкам, будет зависеть от уровня ВВП, объёма золотовалютных резервов, сальдо торгового баланса и размера госдолга внутреннего и внешнего. В то же время бывший главный экономист МВФ, эксперт ряда международных финансовых агентств Оливье Бланша эту идею пока труднореализуемой из-за значительного разрыва в экономических показателях между странами, а также ввиду пока ещё недостаточно дееспособного кроме КНР механизма регулирования курсов платежно-покупательной способности национальных денег. Дискуссия о едином платежном средстве БРИКС должна будет ответить и на вопросы о создании единого Центробанка и его расположении, резонно заметил глава Резервного банка ЮАР Лесетья Кганьяго, который не представляет себе единую валюту, выпущенную странами, находящимися в разных точках земного шара, да и ни одна из стран БРИКС отказаться от собственных денег в настоящее время не готова как мы увидим ниже, это и не требуется. Назвать новую резервную валюту предлагалось R5 на основе названий валют стран БРИКС, каждое из которых начинается с буквы R: real, rouble, rupee, renminbi, rand. Однако к единому мнению относительно межгосударственного регулирования курсов в этой валютной корзине и её наполнению пока прийти не удалось. Так, в 2014 году был учреждён Новый банк развития; в 2015 г. С 2019 года разрабатывается единая платёжная система BRICS Pay, способная работать в пяти странах и объединяя таким образом их национальные платежные системы.
В конце восьмидесятых в восточноевропейских странах один за одним менялись режимы. Новые правительства радикально пересматривали свои взгляды на политику и экономику. Большинство выбрало интеграцию с технологически развитой Западной Европой. Правда, остались долги Советского Союза бывшим партнёрам в размере 15 миллиардов рублей. Это была программа «То время» с рассказом о Совете экономической взаимопомощи. Все выпуски передачи можно слушать на сайте «Дорожного радио», в мобильном приложении или подписавшись на подкаст. Всего доброго!
Создание СЭВ было ответом на американский "план Маршалла" 1947 года, который предусматривал комплекс мер по оказанию Соединенными Штатами экономической помощи странам, пострадавшим во второй мировой войне. Советский Союз продавал братским странам нефть и другое сырье по бросовым ценам и снабжал их технической документацией: уровень экономического развития стран - членов СЭВ за исключением Чехословакии был ниже, чем в СССР. Поставки дешевых энергоносителей привели к экономическому росту в государствах соцлагеря. В рамках СЭВ удалось реализовать впечатляющие проекты - нефтепровод "Дружба", единую энергосистему "Мир".
Совет экономической взаимопомощи: опыт прошлого, полезный для будущего
Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) был создан 25 января 1949 года в Москве решением Совета Министров СССР, Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии и Болгарии. 75 лет назад, 5 января 1949 года, на совещании руководителей социалистических стран в Софии было принято решение о создании Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). СЭВ — совет экономической взаимопомощи: формирование и цели организации По предложению СССР и Румынии в Москве зимой 1949 года было проведено заседание по экономическим проблемам за закрытыми дверями. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, наиболее часто употребляемая англоязычная аббревиатур. январь 1949 г. — создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Создан Совет экономической взаимопомощи
Но некоторые социалистические бренды благополучно пережили эпоху перемен. Первый в этом ряду - венгерский автобус "Икарус" - еще живая легенда СЭВ. После упразднения СЭВ и разделения фирмы на две - венгерский "Икарус" и турецко-венгеро-американскую корпорацию "Ikarus Special Factory Ltd", мало что изменилось. Правда, есть одно "но". Для бывших партнеров по соцлагерю "Икарус" делал продукцию по старым лекалам и менее экологичную, а для США, Кувейта, Катара, Китая и Гонконга - круче и безопаснее, но не такую востребованную как в "золотые годы" СЭВ.
Что постепенно вытеснило легендарный автобус сначала с рынка России и СНГ, а затем и мирового. Но осталась "гармошка" имени "Икаруса". В рамках СЭВ российские конструкторы усовершенствовали "Икарус", таким образом, что он стал вместимее за счет пристегиваемой "гармошки". За эту идею бренду "Икарус" дали Серебряный кубок принца Монако и Серебряный кубок французской ассоциации автобусов.
Позже на автобусы с "гармошкой" перешел весь мир. Увы, забыв про прародителя - "Икарус". Но основой экспорта Tatra стали грузовики и трамваи.
Одними из главных среди них были сырьевой и топливно- энергетический вопросы. Страны, объединяемые СЭВ, практически располагают всеми видами минерального сырья, занимая стр.
Они располагают огромными запасами калийных солей и сырья для производства фосфорных удобрений, крупнейшими запасами горно-химического сырья, серы, минеральных и грунтовых вод, различных поделочных камней и строительных материалов. Однако эти ресурсы в территориальном отношении распределены неравномерно. Большая часть их сосредоточена на территории СССР. Другие страны располагают в значительных размерах лишь отдельными полезными ископаемыми. Например, уголь, медь, сера имеются в Польше, калийные соли - в ГДР, бокситы - в Венгрии, полиметаллические и марганцевые руды - в Болгарии, нефть - в Румынии.
Запасы минерального сырья и топлива в странах СЭВ достаточны для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства. Однако разработка месторождений требует больших капиталовложений. Это предполагает необходимость рационального разделения труда между странами, с тем чтобы путем объединения их усилий увеличить производство сырья и топлива на экспорт. С развитием в странах СЭВ машиностроения более остро встала также проблема дальнейшей специализации и кооперирования производства, а также другие вопросы. В решении всех этих задач важную роль сыграло Совещание представителей коммунистических и рабочих партий стран СЭВ, состоявшееся в мае 1958 года.
Оно положило начало новому этапу в развитии их экономического и научно- технического сотрудничества. Совещание дало Совету Экономической Взаимопомощи программу работы на длительный период. Было отмечено, что многостороннее сотрудничество социалистических стран, основанное на принципах полного равноправия, взаимного уважения национальных интересов и взаимной помощи, успешно служит делу строительства социализма и коммунизма, позволяет максимально использовать преимущества мировой социалистической системы хозяйства для развития производительных сил каждой социалистической страны и укрепления экономической мощи социалистического содружества в целом. Совещание обратило внимание на необходимость при координации планов на 1961 -1965 гг. Было рекомендовано в практике сотрудничества больше учитывать взаимные потребности и интересы стран СЭВ при разработке перспективных планов на пять лет и на более длительный срок, что должно находить свое отражение в долгосрочных соглашениях о взаимных поставках товаров.
В процессе сотрудничества имелось в виду содействовать индустриализации менее развитых стран. Обращалось внимание на целесообразность проведения работ по координации капитальных вложений в соответствии с требованиями развития международного разделения труда, улучшение принципов установления цен в торговле между социалистическими странами. Органам СЭВ поручалось разработать "Основные принципы международного социалистического разделения труда". Совещание признало необходимым повысить роль СЭВ в осуществлении экономического сотрудничества. Сессия постановила сосредоточить внимание СЭВ и его органов на задачах углубления специализации и кооперирования производства с целью наиболее полного удовлетворения потребностей в продукции машиностроения, в черных и цветных металлах, химических продуктах, топливе и энергетике, а также в сельскохозяйственном сырье.
Важное значение для расширения деятельности СЭВ по развитию прямого сотрудничества в ведущих отраслях народного хозяйства имели решения сессии об образовании ряда новых постоянных комиссий: по экономическим вопросам, строительству и транспорту. Чтобы добиться наиболее полного учета взаимных интересов в перспективных планах стран СЭВ, сессия признала, что им необходимо до конца октября 1958 г. Кроме того, им рекомендовалось своевременно информировать СЭВ о двусторонних переговорах по вопросам, имеющим отношение к многостороннему сотрудничеству, с тем чтобы органы Совета могли учесть их в своей работе. В целях дальнейшего совершенствования цен в торговле между странами СЭВ IX сессия разработала принципы их установления. Она указала, что при установлении цен, которые, как правило, должны оставаться стабильными в течение длительного, времени, необходимо исходить из цен, сложившихся в торговле между социалистическими странами на базе мировых цен за ряд лет, очищенных от вредного влияния конъюнктуры и кризисных явлений капиталистического рынка.
Реализуя программу Совещания представителей коммунистических и рабочих партий стран СЭВ 1958 г. Одной из крупнейших проблем, решенных в этот период, являлось создание в ряде стран нефтехимической промышленности на основе советской нефти, поступающей по нефтепроводу "Дружба". Другим важным мероприятием явилось объединение энергосистем стран СЭВ. Эти рекомендации были выполнены. К концу 1964 г.
Объединение энергосистем стран СЭВ создало возможность использовать имеющиеся энергоресурсы рационально и во взаимных интересах, развивать энергетику на более высокой технической основе и более эффективно использовать капиталовложения. XI сессия СЭВ приняла решения по важнейшим вопросам развития сырьевой и топливной базы на 1961 - 1965 гг. При координации планов народного хозяйства широкое развитие получило взаимное содействие в строительстве промышленных объектов путем кредитного участия. Кредиты погашались продукцией того объекта или отрасли, на строительство или развитие которых они были предоставлены. Устава Совета Экономической Взаимопомощи.
При его разработке страны СЭВ руководствовались положениями Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшегося в Москве 14 - 16 ноября 1957 года. В Уставе нашли также отражение принципиальные рекомендации по развитию и совершенствованию форм экономического сотрудничества стр. В нем были учтены ранее принятые Советом Экономической Взаимопомощи решения, например, Учредительные положения 1949 г. Таким образом, Устав закрепил многолетнюю практику экономического сотрудничества социалистических стран и дал такие основополагающие положения, которые остаются в основном действующими и в настоящее время. Согласно Уставу, цель СЭВ - содействовать путем объединения и координации усилий планомерному развитию народного хозяйства стран СЭВ, ускорению их экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации, непрерывному росту производительности труда и неуклонному подъему благосостояния трудящихся.
Эта цель находится в полном соответствии с требованиями экономического и политического развития государств, входящих в СЭВ. Второй период в истории СЭВ явился шагом вперед по пути совершенствования сотрудничества между странами - членами СЭВ, и его деятельность способствовала быстрому росту их экономики. Были заложены основы межгосударственной специализации и кооперирования производства; в основном решены задачи обеспечения потребностей быстро развивающегося народного хозяйства в топливе, энергии, важнейших видах сырья, материалах и оборудовании на 1961 -1965 гг. Координация народнохозяйственных планов - основной метод деятельности СЭВ 60-е годы для СЭВ характеризовались углублением сотрудничества стран в области координации народнохозяйственных планов как основного метода его деятельности и главного средства формирования международного социалистического разделения труда. Работы по координации планов были направлены на решение проблем, содействующих дальнейшему быстрому росту экономики, совершенствованию структуры народного хозяйства, в особенности развитию машиностроения, химической промышленности и электроники на основе углубления международной специализации и кооперирования производства и научно-технического сотрудничества.
Основные задачи развития экономического сотрудничества на этом этапе были сформулированы Совещаниями представителей коммунистических и рабочих партий стран СЭВ в 1962 и 1963 годах. Эти совещания позволили обменяться опытом, подвести итоги сотрудничества, проанализировать объективные тенденции развития производительных сил в мире и наметить дальнейшие пути экономического и научно-технического сотрудничества, отвечающие задачам строительства социализма и коммунизма. Совещание, которое состоялось в Москве 6 - 7 июня 1962 г. Непременным условием дальнейшего развития мировой системы социализма является наиболее полное использование экономических возможностей каждой страны и всех преимуществ экономического сотрудничества. Такое органическое сочетание развития национальной экономики с развитием и укреплением мировой экономической системы социализма создает в каждой стр.
Совещание отметило, что для дальнейшего успешного достижения целей, намеченных Совещанием представителей 81 коммунистической и рабочей партии 1960 г. Совещание одобрило "Основные принципы международного социалистического разделения труда" и поручило содержащиеся в них теоретические и практические положения положить в основу практической деятельности органов СЭВ. Оно признало координацию народнохозяйственных планов стран СЭВ основным методом деятельности Совета Экономической Взаимопомощи и главным средством успешного развития и углубления международного социалистического разделения труда. Совещание рекомендовало обратить особое внимание при координации народнохозяйственных планов на ускорение работ по специализации и кооперированию производства, в особенности производства машин и оборудования, которые являются дефицитными, а также производства оборудования для новых отраслей машиностроения, играющих решающую роль в техническом прогрессе, на максимальное развитие сырьевой, топливной и энергетической базы в странах СЭВ, а также на выработку мер по рациональному расходованию сырья, топлива и энергии. На Совещании было признано целесообразным, чтобы страны - члены СЭВ приступили по мере необходимости к созданию совместных предприятий, практиковали создание объединенных научно-исследовательских центров и проектно-конструкторских бюро и проводили совместными усилиями другие мероприятия.
Сессия приняла решения по организационному укреплению и усилению деятельности органов СЭВ. Были созданы Исполнительный комитет Совета, состоящий из представителей стран на уровне заместителей глав правительств, Бюро Исполкома по сводным вопросам хозяйственных планов, в котором каждая страна представлена заместителем председателя государственного планового органа, а также принято решение образовать новые постоянные комиссии- по стандартизации, по координации научных и технических исследований и по статистике, а также Институт СЭВ по стандартизации. Она признала также необходимым укрепить Секретариат СЭВ путем создания соответствующих отделов. Секретариат стал экономическим и исполнительно-административным органом Совета. Оно подвело итоги деятельности СЭВ по претворению в жизнь принятых год назад стр.
Совещание рассмотрело состояние работ по международной специализации и кооперированию производства, особенно в области машиностроения, химической промышленности и черной металлургии. Исходя из того, что координация народнохозяйственных планов является основным методом деятельности СЭВ, Совещание констатировало, что важнейшая задача развития экономического сотрудничества стран СЭВ на ближайший период состоит в подготовке и практическом проведении координации этих планов на 1966 - 1970 гг. При этом главное внимание рекомендовалось уделить узловым вопросам и направлениям международной специализации и кооперированию производства, полному удовлетворению растущих потребностей стран СЭВ в топливе, электроэнергии, сырье, развитию химической промышленности, машиностроения, электроники и других наиболее прогрессивных отраслей народного хозяйства. Участники Совещания одобрили сроки проведения координации планов на очередную пятилетку 1966 - 1970 гг. В целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения непрерывно растущих потребностей населения в продуктах питания, а промышленности в сырье Совещание признало необходимым наряду с дальнейшими усилиями каждой страны по подъему сельского хозяйства расширить многостороннее сотрудничество в обеспечении сельскохозяйственного производства материально-техническими средствами химическими удобрениями и машинами и усилить обмен передовым производственным опытом.
Были одобрены разработанные в СЭВ предложения о переходе к многосторонним расчетам в торговле между странами СЭВ и организации в этих целях Международного банка экономического сотрудничества. Она выработала практические мероприятия по реализации рекомендаций Совещания первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран СЭВ 1963 г. Было принято решение создать постоянные комиссии по радиотехнической и электронной промышленности, по геологии, а также разделить постоянную комиссию СЭВ по легкой промышленности на две постоянные комиссии - по легкой промышленности и по пищевой. Организацию и руководство работ по координации планов систематически осуществлял Исполком СЭВ, который рассматривал предложения, направленные на углубление сотрудничества, и принимал практические меры по выполнению этих работ. В целях организации всех работ по координации планов Исполком принимал соответствующие программы работ, предусматривающие взаимную увязку во времени всех этапов и направлений работ по координации планов, проводимых странами и органами СЭВ.
Работы по координации планов проводились путем двусторонних консультаций стран - членов СЭВ, а также на многосторонней основе в органах СЭВ. В ходе двусторонних консультаций каждая страна увязывала намечаемые ею проектировки экономического развития и экономического сотрудничества с каждой другой страной СЭВ. Использование метода двусторонних консультаций позволило странам взаимно информировать друг друга об основных направлениях и проблемах развития народного хозяйства, намечаемых объемах производства и потребления важнейших видов продукции, о направлениях развития экономического сотрудничества, о предварительных объемах взаимных поставок топлива, электроэнергии, машин и оборудования, а также других товаров. Двусторонние консультации проводились параллельно с работой по подготовке национальных плановых проектировок, что позволило странам стр. Так, в ходе координации планов на 1966 - 1970 гг.
В целях содействия дальнейшему увеличению обмена электроэнергией и более эффективному использованию мощностей существующих электростанций они договорились о строительстве дополнительных межсистемных линий связи между заинтересованными странами. Большое значение также имела совместная работа стран, направленная на организацию производства, обеспечение потребностей заинтересованных стран - членов СЭВ в смазочных маслах, удовлетворение потребностей стран в поставках железной и марганцевой руды, металлургического кокса, чугуна, ферросплавов, проката и стальных труб, координация планов развития машиностроения. Взаимные поставки машиностроительной продукции между странами - членами СЭВ систематически увеличивались, возрастал их удельный вес во взаимной внешней торговле. Страны договорились о дальнейшем углублении специализации и кооперирования производства. В ходе координации планов страны также решили важные проблемы сотрудничества в области развития химической промышленности например, проблему обеспечения потребности в горно-химическом сырье , согласовали взаимные поставки продукции и сырья для производства этой отрасли и решили ряд других вопросов.
Было уделено также внимание сотрудничеству в вопросах обеспечения сельского хозяйства машинами, удобрениями, гербицидами, высокоурожайными семенами. В целом координация народнохозяйственных планов стран - членов СЭВ на 1966 - 1970 гг. Она имела комплексный характер, охватывая не только промышленность, но и сельское хозяйство, транспорт, а также научно- исследовательские работы. Для содействия работе по координации народнохозяйственных планов в отдельных странах -членах СЭВ были созданы специальные органы, в частности двусторонние межправительственные комитеты. Однако объективная необходимость углубления международного социалистического разделения труда требовала совершенствования координации народнохозяйственных планов, проведения ее на период более чем пяти лет, для чего в тот период не было еще необходимых условий.
Недостаточно развивалось сотрудничество в производственной сфере, особенно в области специализации и кооперирования производства. Дальнейшего совершенствования требовали формы и методы работы по координации планов, приведение их в соответствие с новыми условиями экономического и научно- технического развития стран - членов СЭВ. На встрече руководителей коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран - членов СЭВ в Бухаресте 7 июля 1966 г.
Так, Германия вышла в группу стран с развитой экономикой, а страны, до вступления в ЕС обладающие нестабильной экономикой, после вступления ухудшили свои показатели например, Болгария, Румыния, Венгрия. Медленно, но стабильно развиваются такие страны, как Куба, Монголия, Вьетнам. Страны постсоветского пространства, к сожалению, многое потеряли в своем развитии после распада Советского Союза. Некоторые из них пошли по пути «шоковой терапии», например, Польша, Россия , некоторые приняли политику социальной ориентированности например, Беларусь.
Но проведенный анализ позволил сделать выводы о необходимости и эффективности таких союзов, как СЭВ. Кроме того, несомненным преимуществом союза была реализация механизма переориентации внешнеторговых связей в пользу стран-участниц в условиях санкций Западной Европы. Благодаря этому страны СЭВ были обеспечены достаточными количествами нефти и нефтепродуктов, зерна, черных и цветных металлов. Промышленно развитые страны, например, экспортировали в менее развитые страны СЭВ промышленную продукцию, получая взамен сельскохозяйственные товары, промышленные полуфабрикаты, сырье. В целом страны Восточной Европы ориентировались на советскую экономическую, финансовую, сырьевую, технологическую и организационную помощь. Согласно проведенному анализу можно сделать вывод о том, что СЭВ составлял серьезную конкуренцию формирующемуся в то время Европейскому экономическому сообществу. Однако это продолжалось, пока СЭВ шел по своему пути.
Как только страны СЭВ решили заменить социалистический сценарий интеграции на западный, капиталистический, то образовался дефицит экономических, природных, человеческих и финансовых ресурсов. Несмотря на имеющиеся штампы о доминирующей роли СССР в СЭВ, как оказалось, последний выступал скорее в роли арбитра, чем диктатора, при этом с трудом справляясь с задачей примирения разных интересов и нахождения компромиссных формулировок для сохранения социалистического содружества.
Юрий Вячеславович также обратил внимание: в ходе поездки в Китай Мишустин встречался не только с китайскими предпринимателями и руководством страны, но и с президентом банка развития БРИКС Дилмой Руссефф. Ранее она была президентом Бразилии, а сейчас эту страну возглавляет её соратник Лула да Силва. Тем самым, при активном участии России создаётся архитектура новых политических и экономических союзов, альтернативных западным.
И нам нужно поменьше думать о том, кто сейчас занимает овальный кабинет в Белом доме, и кто возглавит администрацию США по итогам следующих выборов, ибо, как говорят в России, хрен редьки не слаще. Гораздо важнее без оглядки на Запад продолжать строить и укреплять свои международные объединения, как это делал СССР в рамках Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора. Также в России может быть востребован и современный китайский опыт стратегического планирования на многие годы и даже десятилетия вперёд. Это поможет успешно противостоять санкционному давлению, в кооперации с дружественными странами развивать свою экономику и вести независимую внешнюю политику. Не менее важна и внутренняя консолидация общества, чувство ответственности за судьбу страны в условиях стоящих перед ней угроз и вызовов на этом судьбоносном повороте нашей тысячелетней истории.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
28 июня в 1991 году прекратил свое существование Совет Экономической Взаимопомощи
5 января 1949 г. принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи. участниц совещания на основе равноправного представительства. Создание Совета Экономической Взаимопомощи было ответом на американский "план Маршалла" (1947) — экономическую помощь, которую США оказывали странам, пострадавшим во второй мировой войне. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)был учреждён 5 января 1949 года по результатам экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.
Что такое СЭВ?
- Зачем Сталин создал СЭВ
- К 70-летию Совета экономической взаимопомощи
- 75 лет конкуренту ЕС – Совету экономической взаимопомощи (СЭВ)
- К 70-летию Совета экономической взаимопомощи
- Основная навигация
- Создан Совет экономической взаимопомощи - Знаменательное событие