Важно понимать, что трудовые подвиги Великой Отечественной войны не менее важны, чем фронтовые, так как без тыла не было бы оружия. Студия "Школфильм". Документальная лента для уроков по истории в 10 классе 1970-е годы не потеряла своей актуальности и сегодня. В фильме рассказывается о са. В фильме рассказывается о самоотверженном труде в тылу, трудовом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фильме рассказывается о самоотверженном труде в тылу, трудовом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.
«Этот день мы приближали как могли»: заводские подвиги кировчан
В годы Великой Отечественной войны Ижевск был единственным городом в стране, где производили абсолютно все виды советского стрелкового оружия. В годы Великой Отечественной войны Фаине Шаруновой было доверено производства особого сплава – ферромарганца, необходимого для производства броневой стали. Самые невероятные подвиги героев Великой Отечественной. Во время сражений с фашистами советские солдаты захватывали без оружия танки, шли с топорами на отряды противника и крушили превосходящие силы в рукопашных схватках. Во время Великой Отечественной войны, когда здоровые молодые люди массово уходили на фронт, их рабочие места и должности занимали женщины.
5 подвигов жителей Удмуртии во время Великой Отечественной войны
Трудовой подвиг Советского человека (Великая Отечественная: образ героя) | Ханты-Мансийск внес значительный вклад в достижение победы во время Великой Отечественной войны. |
Трудовой подвиг на войне | Трудовые подвиги, высокий патриотизм были главным стержнем жизни не только в 1941 г., но и на протяжении всей Великой Отечественной войны. |
Досрочно и сверх плана. Трудовой подвиг ямальцев в годы ВОВ в цифрах и фактах | Сохранение памяти о трудовом подвиге саратовцев в годы Великой Отечественной войны. |
«Подвиг трудовой был равен нашей славе боевой» | Особое внимание хочется уделить фильму «Трудовые подвиги земляков в годы Великой Отечественной Войны», созданный обучающимися группы 911: Пиндюриной Аленой, Пинясовой Инной, Тухбиевой Лиане, Костик Викторией, Хачиковой Стеллой под руководством. |
5 подвигов жителей Удмуртии во время Великой Отечественной войны - | В Ульяновске вспомнили работников предприятия, которые во время Великой Отечественной войны снабжали фронт всем необходимым. |
Трудовые подвиги во время вов проект - 86 фото
На 1 января 1942 года к нам было переброшено 120 промышленных предприятий из Киева, Ленинграда, Москвы, Харькова, Тулы, Ростова-на-Дону, Запорожья, Днепропетровска и других городов страны. Лозунг «Все для фронта, все для победы! За годы войны промышленное производство в Новосибирске выросло 5,3 раза. Темпы решения хозяйственных задач поражают.
Понтонный мост через Обь, открытый 18 сентября 1941 года, располагался на месте, где сейчас стоит Димитровский мост. Фото bsk. В Новосибирске из 74 школьных зданий 53 было занято под госпитали и предприятия.
Дети обучались проводились в 3-4 смены. На 1 января 1943 года в Новосибирской области находилось 504 тыс. В Новосибирской области были развернуты 65 госпиталей на 70 тысяч коек.
В них в годы войны было вылечено и поставлено в строй 218 тысяч красноармейцев. Чкловский завод в годы войны. Чкалова был произведен каждый третий истребитель, всего 15 тысяч машин, выпускали до 33 самолетов в день — целый авиаполк!
На уничтоженном ныне «Сибсельмаше» в годы войны был произведен каждый третий снаряд для фронта. На всю страну гремела слава молодого новосибирского машиниста Николая Лунина. Он стал инициатором движения лунинцев сверхтяжелых поездов , в декабре 1941 года доставив в Москву эшелон со 100 вагонами угля весом 5 тысяч тонн, что в 4 раза превышало существующий норматив.
Николай Лунин и его паровоз. Фото sovsibir. В ноябре 1943 года за свои трудовые подвиги 28-летний машинист был награжден званием Героя Социалистического Труда.
Сейчас именно его паровоз стоит над путепроводом Димитровского моста в Новосибирске. И это движение было массовым. Несмотря на огромные трудности, в Новосибирской области росли объемы посевных площадей и объемы сдачи мяса государству.
За два года войны колхозы и совхозы области сдали мяса, которого было достаточно для годового обеспечения пайком 100 дивизий. Война была действительно всенародным делом. О том непростом времени расскажет ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды, председатель Совета ветеранов Калининского района, полковник Василий Егорович Горбунов.
Дивизия, в которой служил Максим Алексеевич, за отличные боевые действия заслужила четыре благодарности от Верховного главнокомандующего, маршала Советского Союза И. Сталина, была удостоена наименования «Витебская» и награждена орденами Красного Знамени и Суворова второй степени. Во время военных действий Максим Алексеевич Газеев был тяжело ранен, получил контузию, после этого долго лечился в госпиталях.
После Победы над Германией был отправлен на Дальний Восток, где участвовал в боях с японскими самураями. Закончил он войну в звании старшины. За героизм и мужество, проявленные в боях и на полях сражений, Газеев Максим Алексеевич был награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.
Жукова и юбилейными медалями. Демобилизовался он 1946 году, сначала работал в Магнитогорске на кирпичном заводе, затем трудился шофером на металлургическом комбинате. В 1952 году перешел на работу в Карагайское лесничество Верхнеуральского лесхоза, где трудился более двадцати лет.
После войны у моего прадеда родились три сына и три дочери. А те в свою очередь подарили дедушке шесть внуков и шесть внучек. Скончался Максим Алексеевич 13 марта 2007 года в возрасте 94 лет.
По воспоминаниям родных, прадедушка любил играть на гармони и петь песню «На сопках Маньчжурии». Это был очень добрый, открытый, душевный человек. Военные испытания закалили его характер.
Любовь Алексеевна Газеева. Такой же сильной женщиной была и его сестра — Любовь Алексеевна Газеева, 1923 года рождения. В годы Великой Отечественной войны она трудилась не покладая рук в колхозе.
И тут оседающую цистерну подхватили десятки детских и женских рук. И эти три десятка баб и пацанов, рискуя быть погребенными или сожженными, не дали цистерне опрокинуться. Держали, плакали и стонали от боли, пока бригада машинистов не подперла ту злополучную цистерну бревнами.
Фаине Шаруновой писали письма, в том числе и с фронта. Письма с фронта слали по такому адресу: «Урал. Фаине Шаруновой». Письмо Ф. Шаруновой с фронта младшего сержанта А. Но не все было гладко. Работа у доменной печи — тяжелая и опасная. Случилась авария на домне. И Фаину, обгоревшую неподвижную, привезли в больницу. Травма позвоночника и тяжелейшие ожоги. Много месяцев провела Фаина Шарунова в больничной палате. После выздоровления вернулась к работе. Фелисата Васильевна Шарунова вела активную общественную работу. За добросовестный труд, активное участие в жизни завода и города награждена орденом Трудового Красного Знамени, четырьмя медалями и значком знаком «Отличник социалистического соревнования черной металлургии СССР». В 1972 г. Тысячи тружениц комбината стали лауреатами этого почетного звания. За большой вклад в дело хозяйственного и культурного строительства Ф. Шаруновой была присвоено звание Почетный гражданин города Нижний Тагил» 1975. Одна из улиц Нижнего Тагила носит имя Фаины Шаруновой. Женщины в годы Великой Отечественной войны не только становились к доменным печам, но и спускались в шахту. Никитина, первая женщина-бурильщица в стране. Возглавляла бригаду бурильщиц на шахте им. Шмидта рудника им. III Интернационала. Первой в стране женщиной-бурильщицей стала тагильчанка Раиса Терентьевна Никитина. По воспоминаниям племянницы Р. Никитиной, Марии Павловны, она говорила: «Любую работу с успехом может выполнить женщина! Когда потребуется, каждая из нас должна заменить брата, мужа, отца, товарища на любом производственном участке». С шахты «Серная» Раиса Никитина перешла работу на шахту им. На новом месте по-настоящему оценили ее энергию, знания. Там возглавила бригаду бурильщиц, обучила работать по-стахановски своих подруг, а сама не останавливалась на достигнутом.
Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны: сообщение
В Нижегородской области вспоминают подвиг учительницы Матрёны Вольской. Операция, которой она руководила, стала самой масштабной акцией по спасению детей за всю историю Великой Отечественной войны. Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны 5 класс. История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. И подвиги совершались не только на фронте, где офицеры и солдаты под канонаду проявляли силу духа, мужество и отвагу. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны 50 вагоностроителей наградили орденами, а 2 426 – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Трудовой подвиг советского народа в годы войны
Заводоуковск Тюменской области , в отдел аэродромного строительства ВВС Приволжского военного округа. Кроме авиационной фанеры комбинат производил лыжные установки ЛМ для артиллерийских систем, лыжи для лыжных батальонов, пароконные повозки, корпуса для фугасных мин, спички, однотонные резервуары для воды. Тюменский аккумуляторный завод Главного управления смежных производств автотракторной промышленности Наркомата среднего машиностроения СССР был организован на базе Подольского аккумуляторного завода, эвакуированного в Тюмень в 1941 году, как завод-дублер. Первый выпуск продукции планировался в мае 1942 года, но благодаря усилиям рабочего коллектива сделано это было уже в январе 1942 года.
Завод выпускал аккумуляторы нескольких типов и модификаций. За годы войны завод изготовил для боевой техники более 400 тыс. Тюменскому аккумуляторному заводу неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя горкома ВКП б и горисполкома, как победителю в социалистическом соревновании промышленных предприятий города Тюмени.
Указом Президиума Верховного Совета от 28 октября 1944 года за успешное выполнение заданий Правительства по освоению и выпуску новых типов военной техники и выполнение специальных заданий 10 работников завода были награждены орденами и медалями СССР. Завод также выпускал мотоциклы АМ-600 и запасные части к ним, изготавливал детали для взрывателя типа КТМ-1. В конце 1942 года завод приступил к проектированию по заданию Главного автобронетанкового управления Красной Армии специального мотоцикла тяжелого типа модели TM3-53.
Два образца были изготовлены и прошли испытания пробегом Тюмень-Москва уже в ноябре 1943 года. Впервые изготовленные в СССР мотоциклы TM3-53 были разработаны специально с учетом тактико-технических требований армии. Тюменскими мотоциклами оснащались мотоциклетные роты танковых и механизированных бригад 2-й и 3-й гвардейских танковых армий генералов С.
Богданова и П. Мотоциклы, построенные в Тюмени, успешно использовались в подразделениях связи, в штабах полков и дивизий. Одновременно завод специализировался на выпуске химических мин для постановки дымовых завес.
Позднее эта лаборатория, возглавляемая академиком И. На предприятии было налажено массовое производство горючей смеси в бутылках для подрыва танков — «коктейли Молотова». Приказом наркома М.
Основными видами военной продукции созданного завода были: сигналы СЖ-24, применявшиеся для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотранспортные гудки, мотоциклетные сигналы, включатели стартера для автомобилей марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. Основными заказчиками были Наркомат авиапромышленности и Наркомат танковой промышленности, а также автозаводы. Орденом Знак Почета» был награжден мастер цеха А.
Комаров, медалью «За трудовую доблесть» — начальник цеха А. Карпова, с первых дней пребывания в Тюмени приступил к выпуску медикаментов. Уже в феврале 1942 года для нужд фронта завод начал выпускать сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов и другие препараты.
Продукция тюменцев направлялась на фармацевтические заводы в Челябинск, Воронеж, Казань, Хабаровск, Москву, Новосибирск. Партии медикаментов поставлялись также на флот и в пограничные войска. В начале 1943 года медицинская служба Наркомата Военно-Морского Флота получила от тюменцев первую тонну нового препарата — сернокислого бария.
На заводы Наркомата боеприпасов в Новосибирск было отправлено 170 килограммов йодистого калия, а в Наркомат химической промышленности сдано 15 тонн сулемы. Для ведения военных действий в условиях зимнего времени, часто в лесистой местности, армии необходимы были также сани, повозки для перевозки оружия и снарядов. Лыжи, лыжные палки, пароконные и одноконные повозки, телеги, сани, контейнеры и тару выпускали Деревообрабатывающий комбинат ДОК «Красный Октябрь» и Тюменский обозостроительный завод Главного управления лесопильной и деревообрабатывающей промышленности Наркомата лесной промышленности РСФСР, созданный в марте 1943 года.
Начиная с 1941 года, из Тюмени на фронт постоянно шли эшелоны не только с боевой техникой и вооружением, но и с обмундированием и обувью. Управление военного снабжения Красной Армии сделало швейникам и обувщикам заказы на изготовление полушубков, валенок и других теплых вещей. Тюменский овчинно-шубный завод имени С.
Кирова Главного управления кожевенной промышленности с 06. Производственную программу второго квартала 1943 года завод выполнил на 140,5 процента и дал на 253 тысячи рублей продукции сверх плана. К концу войны в производство было запущено изготовление военных и гражданских бекеш, полушубков, меховых рукавиц, около десятка изделий ширпотреба.
За высокие показатели и выпуск продукции отличного качества портниха овчинно-шубного завода А. Потапова была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а работнице военной приемки А. Беднягиной вручен орден «Знак Почета».
Важнейшее значение для страны в условиях войны имел железнодорожный транспорт. Он связывал тыл с фронтом, выполняя межобластные и региональные перевозки. Составы с оборонными грузами на Тюменском отделении Свердловской железной дороги продвигались от 750 до 1200 км в сутки.
Ковязина в своей работе применяла «лунинские» формы организации труда — увеличение в два раза скорости пробега составов, экономия топлива, увеличение пробега без ремонта. За высокие показатели в работе и экономии топлива ему было присвоено звание «Лучший паровоз по сети дорог СССР». За героический труд во время войны М.
Ковязин был награжден орденом Трудового Красного знамени. В вагонном депо было также налажено производство автоматов ППШ, мин и минометов калибра 50 мм и 82 мм. По инициативе коллектива рабочих паровозного депо, Тюменским отделением Свердловской железной дороги в 1943 году было принято взять шефство над паровозным депо станции Запорожье-1.
Для подшефного депо Запорожье-1 депо Тюмень выделило строительный лесоматериал в количестве 50 вагонов, станочное оборудование, паровоз серии «ЭУ», запасные части. Дополнительно приобретались продовольствие, хозяйственные вещи, культинвентарь, теплые вещи и другие предметы. Лучший машинист депо Тюмень т.
В течение месяца из Ленинграда было вывезено 300 тысяч детей, из Москвы и пригородов — около 500 тысяч. Эвакуация детей продолжалась и в последующем. Проводилась эвакуация и взрослого населения. В сложнейших условиях первых дней войны удалось эвакуировать: - 120 тысяч человек из прибалтийских республик, - 300 тысяч — из Молдавии, более 1 миллиона — из Белоруссии, - 350 тысяч — из Киева, а всего с Украины — 3,5 миллиона человек, - из Ленинграда — 1,7 миллиона, - из Москвы — 2 миллиона человек. Эвакуация промышленности в начале войны.
Вывозиться на Восток должны были квалифицированные рабочие и служащие, женщины, старики и дети. Из оборудования и ресурсов особое внимание уделялось станкам и машинам, цветным металлам, горюче-смазочным материалам, прочему промышленному оборудованию. Из продовольствия в первую очередь предписывалось вывозить запасы хлеба. Несколько позднее был утверждён порядок демонтажа и погрузки оборудования. С самого начала организационная структура Совета была тщательно продумана.
Решения являлись обязательными для всех партийных, советских и хозяйственных органов. В 1942 году в целях обеспечения кадрами оборонных отраслей хозяйства была проведена мобилизация трудоспособного населения. Вывозились на восток культурные ценности музеев, библиотек, дворцов культуры, клубов, в том числе из музеев Москвы, Ленинграда, Новгорода, Пскова, Смоленска, Тулы, Феодосии, городов Украины и Белоруссии. Из Третьяковской галереи Москвы было эвакуировано 18 430 экспонатов, из Русского музея Ленинграда — 300 тысяч экспонатов, из Эрмитажа — 1 миллион 117 тысяч экспонатов. В наиболее напряженное время под эвакуируемыми грузами находилось около половины вагонного парка железных дорог страны.
За 6 месяцев они перевезли около 1,5 миллиона вагонов таких грузов. Людей и грузы также перевозил морской и речной транспорт. Во второй половине 1941 года в намеченные сроки было перебазировано на восток 2593 промышленных предприятия, в том числе 1523 крупных. В 1942 году было эвакуировано еще 150 крупных предприятий. По неполным данным из прифронтовой полосы в восточные районы было перемещено 2,4 миллиона голов крупного рогатого скота, 5,1 миллиона овец и коз, 0,2 миллиона свиней, 0,8 миллиона лошадей, много сельскохозяйственной техники, запасов зерна и другого продовольствия.
Предприятия надо было не только перевезти, но восстановить и запустить в эксплуатацию. Многие эвакуируемые предприятия вливались в родственные, имеющиеся на Урале, в Сибири, Поволжье и Средней Азии. Но многие производственные площади строили заново. В июле 1941 года были созданы особые строительно-монтажные части, отличающиеся мобильностью Не столько страх перед наказанием, сколько осознание того, что от их работы зависит судьба страны, помогло труженикам тыла преодолеть многочисленные трудности, решить организационные и технологические проблемы и дать армии достаточное количество качественного вооружения. К концу 1942 года СССР превзошел Германию в выпуске военной техники не только в количественном, но и во многом в качественном отношении.
К 1943 году советская военно-промышленная база была уже полностью развернута. Одновременно была осуществлена и операция по спасению от врага ресурсов сельского хозяйства. Колхозы и совхозы восточных районов страны приняли во втором полугодии 1941 г. Первостепенную роль в осуществлении беспрецедентного в истории перемещения производительных сил сыграл самоотверженный труд коллективов эвакуированных предприятий и учреждений. Люди работали с громадным напряжением, по нескольку суток не уходя с эвакуируемых объектов, чтобы своевременно и как можно полнее демонтировать и погрузить оборудование и другие материальные ценности.
В прифронтовой зоне это происходило в обстановке постоянных вражеских ударов с воздуха и обстрелов. Нужны были исключительная выдержка, мужество, самопожертвование, преданность делу, чтобы в таких условиях, нередко за несколько часов или дней, проделать огромную, буквально титаническую работу. Пищевая промышленность Для победы над врагом было необходимо бесперебойно обеспечивать армию и тыл продуктами питания, перестроить работу пищевой промышленности в соответствии с требованиями военной экономики. Война нанесла серьезный ущерб народному хозяйству нашей страны и в значительной мере отразилась на развитии пищевой промышленности.
Они зачастую натерпелись от неё не меньше, чем бойцы на фронте. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми.
С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. Они изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне - дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали чёрный и цветной металлолом, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов.
Летом 1941 года их истребительный полк был переброшен на Западный фронт, где в ожесточенных боях пришлось регулярно отступать под натиском немцев. Отец мало рассказывал о том тяжелейшем времени, но один из немногих его рассказов я запомнил на всю жизнь.
В очередное отступление авиаполка летчики улетели на своих истребителях, а вся аэродромная команда с командиром полка должна была улететь в транспортном самолете Ли-2. Обстановка критическая, немцы в любой момент могут захватить аэродром. И вдруг перед взлетом приказ комполка: «Косицын! Срочно на бензовоз за топливом — необходимо дозаправить самолет». Когда отец с водителем бензовоза вернулись от хранилища, взлетная полоса была пуста.
Самолет улетел, не дождавшись. Отцу и его товарищу, который сидел за рулем бензовоза, пришлось без карты, по наитию, рвать на восток. И вот выезжают они к реке, к мосту, а на другом берегу подходит немецкая бронетехника. Успели развернуться в лес. Через несколько дней вышли из окружения, нашли свой «новый» аэродром и тут узнали, что транспортный самолет не прилетел!
Фронтовая разведка разыскала этот севший на поле самолет на занятой немцами территории. Все, кто находился в самолете, были расстреляны. Что стало причиной вынужденной посадки? Нехватка топлива или заблудившийся молодой пилот, осталось невыясненным. Мой отец с товарищем по полку чудом остались живы.
Отец, участвуя в Великой Отечественной, был награжден двумя медалями «За отвагу» и орденом Красной Звезды. После войны окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. В звании инженера-полковника вышел в отставку, был очень чадолюбивым, воспитал троих детей и пятерых внуков. Погиб в неравном бою Хочу рассказать о подвиге своего прадеда, Травкина Леонида Васильевича, летчика самолета-бомбардировщика ДБ-3 из 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, самолет которого не вернулся с боевого задания 15 июля 1941 года. Командиром эскадрильи был Шевлягин Анатолий Михайлович.
В его экипаже был и мой прадед — старший сержант Травкин. Так через 25 лет мы узнали, как погиб и где похоронен мой прадед. Самолет вылетел на выполнение боевого задания в район Рижского залива. Когда они возвращались, два краснозвездных бомбардировщика, летевшие в сторону Ленинграда, были перехвачены над берегами реки Плюссы группой фашистских мессершмиттов. В завязавшемся воздушном бою советские самолеты совершали немыслимое: врезались в самую гущу стервятников, маневрируя, стремительно уходили в сторону, чтобы встретить атакующего врага огнем своих пулеметов.
Но слишком неравны были силы... Ранним утром 15 июля 1941 года жители деревни Медвежок Сланцевского района Ленинградской области были разбужены стрельбой и сильным гулом самолетов. Выбежав из домов, они увидели, что в воздухе два советских бомбардировщика яростно отбиваются от фашистских истребителей. Вскоре один бомбардировщик был сбит, упал и взорвался. Жители поспешили вынести из огня тела погибших летчиков.
У одного из них нашли необгоревший документ — лейтенант Анатолий Михайлович Шевлягин, командир экипажа ДБ-3. Летчиков похоронили на месте гибели, а когда прогнали фашистов, на могиле поставили деревянную пирамидку со звездой, положили на нее авиационный мотор, на памятнике сделали надпись: «Здесь похоронен летчик Анатолий Шевлягин и три члена экипажа». Позднее останки героев перенесли в братскую могилу в полукилометре от города Сланцы. Долгое время члены экипажа самолета ДБ-3 считались пропавшими без вести. После длительных поисков установили и имена остальных погибших.
Вместе с командиром погибли штурман звена лейтенант Василий Александрович Павлов, стрелок-радист старший сержант Леонид Васильевич Травкин и воздушный стрелок Шемелев Петр Павлович. Второй самолет упал в болото и, видимо, там затонул. Вскоре после этого в деревню нагрянул карательный отряд эсэсовцев. Через некоторое время на том месте, где находилась деревня, из 40 дворов осталось всего четыре. Слово свое сдержали Брат моего мужа, Николай Алексеевич Царапкин, ушел воевать в 1941 году.
В марте 1943-го он погиб. Всю жизнь его мама Екатерина Васильевна а потом и брат хранила письмо от однополчанина сына , в котором он писал о гибели Коли. Передаю вам овеянный ветром, степной гарью, пороховым дымом пламенный боевой привет. В эти грозные и вместе с тем радостные дни, когда раздаются раскаты орудийных залпов по немецко-фашистскому зверью и доблестные воины Красной армии грозной лавиной движутся на запад, освобождают наши города и села, советских людей от позорного фашистского ига, слеза радости омывает лицо... Советский народ произносит сегодня с восхищением слова «защитник Сталинграда».
Страна в трудные дни обороны Волжской твердыни, а затем в дни нашего победоносного наступления отдавала все для своих героических сынов. Родина уверена, что они оправдают ее надежды. Герои Сталинградской битвы ответили Родине исторической победой. И вот за эту победу, за наши подвиги, за Сталинград храбро сражался ваш любимый сын Коля. Он был всегда с нами, в передних рядах.
Лютая ненависть к немецким гадам родила в нем героя.
Ковали Победу
Установка стелы - дань памяти нашим землякам. Мы никогда не забудем их трудовые и военные заслуги во имя будущего нашей Родины. Сергей Кондратьев, генеральный директор АО "Новосибирский механический завод "Искра": - Установка памятной стелы - необходимое и своевременное увековечивание подлинного трудового героизма людей, проявленного в годы Великой Отечественной войны. В глубоком тылу, в тяжелых, порой экстремальных условиях, днем и ночью руками сибиряков ковалась Великая Победа. Память об этом подвиге должна жить в сердцах поколений. Новосибирский механический завод "Искра" стал одним из предприятий, рождение которому дал именно трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны. В нашем музее мы храним имена заводчан тех лет и документы, являющиеся свидетельством их героического труда. Они внесли огромный вклад в достижение победы над фашизмом, обеспечив бесперебойное производство необходимой фронту продукции.
И в 2020 году мы с воодушевлением откликнулись на инициативу присвоить Новосибирску статус "Города трудовой доблести и славы". С радостью и гордостью встретили это решение. Наш город заслужил такое признание.
Только представьте - с 1941 по 1943 было произведено 60 тысяч танков, броневиков и самоходок!
Благодаря трудовому подвигу советского народа удалось грамотно провести эвакуацию и перевести экономику на военные рельсы. Эти успехи стали основой Победы. Вы увидите, как проходила эвакуация предприятий, пройдетесь по цеху завода по изготовлению ППШ, узнаете о достижениях советской медицины, партизанском сопротивлении и московских ополченцах.
Великая Отечественная война для нашего народа оказалась самой тяжелой и жестокой. Наши женщины, которые остались в тылу, не воевали, но стояли у станков, у металлургических печей, в деревнях. Огромную тяжесть войны они вынесли на своих хрупких плечах, работая по 12-16 часов в сутки, без выходных. Как мало мы знаем про эту сторону нашей жизни, как редко вспоминаем про тех женщин, которые были тогда молодыми и немолодыми, но очень желали Победы своей Родине и своего личного счастья, но так и не дождались. Накануне Дня Победы хочется вспомнить о наших женщинах, которые внесли огромный вклад в тылу для нашей Победы.
Мирно страна проснулась в этот июльский день Только что развернулась в скверах ее сирень. Радуясь солнцу и миру, утро встречала Москва.
Здесь, на Волге, путину, с марта месяца сетями ловили рыбу. На ногах рваные бахилы, на обед — кусочек рыбы и хлеба. А после Волги пришлось строить железнодорожное полотно в обход станции Червлёно-Узловая. Дорогу строили для воинских эшелонов, иногда под бомбёжками. Таковы были трудовые будни её военной молодости. После войны Анна Васильевна вышла замуж за фронтовика, воспитала двух сыновей и внуков.
За добросовестный труд она награждена медалью «Ветеран труда», а так же юбилейными медалями «60 лет Победы» и «65 лет Победы». Более 20ти лет Анна Васильевна жила в поселке Первомайском. Она была хорошей рассказчицей и сохранила оптимизм, активность и трудолюбие последнего дня. Анны Васильевны Сирик- Смоляровой не стало около года назад. Как и многим другим представителям её поколения, Нине Васильевне пришлось пережить на своём веку немало мытарств. В 30м, в голодовку, умерла её мать. Отец дважды оставался вдовцом, и в общей сложности, в семье было 8 детей, родных и сводных братьев и сестер. Что такое нелегкий крестьянский труд, Нина узнала очень рано.
Уже с 8-9 лет дети начинали работать в колхозе: на току, на птичнике, на ферме или в поле. Словом, куда отправят. Учились урывками, писали на газетах. Юность Нины пришлась на огненные сороковые. Мужчины ушли на фронт, и работать на земле стало некому. По возвращении в родную станицу, Нина Васильевна работала трактористкой. И как работала!
Не отдали врагу
- Трудовой фронт Великой Отечественной
- «Все для фронта! Все для Победы!» История трудового подвига советского народа
- Невероятные подвиги во время Великой Отечественной войны - Экспресс газета
- Один против 15 танков
10 советских детей, проявивших особый героизм в Великую Отечественную войну
Промышленность и трудовой подвиг военного Саратова Дата публикации: 18 декабря 2020 «Мост памяти - города Трудовой Доблести и люди героического труда» Проект направлен на формирование позитивного исторического облика России, как экономически значимого государства с огромным энергетическим, промышленным и интеллектуальным потенциалом. Военно-стратегическое положение Саратова в период Великой Отечественной войны В годы Великой Отечественной войны Саратов являлся ведущим центром военной промышленности и военных коммуникаций железнодорожный узел, река Волга на востоке европейской части СССР. Военно-экономический потенциал его значительно вырос в связи с эвакуаций сюда из западных и центральных районов СССР около 80 промышленных предприятий. Военно-политическое значение города усилилось в связи с переводом из Куйбышева штаба Приволжского военного округа, который в годы Великой Отечественной войны включал территории Саратовской, Куйбышевской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской областей и частично Орловской, Курской и Сталинградской областей РСФСР. С октября 1941 г. Кроме того, в городе в эвакуации находились правительственные учреждения, ряд вузов и театров Украинской ССР, Московский художественный академический театр МХАТ , Московская консерватория, Ленинградский государственный университет. Вследствие эвакуационных процессов население Саратова увеличилась с 372 тыс.
Все это привело к тому, что постановлением ГКО от 21 февраля 1942 г. Саратов был отнесен к числу режимных местностей первой категории. Учитывая возросшую стратегическую роль Саратова и возможность прорыва к нему сухопутных войск противника или воздействия немецко-фашистской авиации на его объекты, осенью 1941 г. Всего в период с октября 1941 г. На оборонительных рубежах возведено 435 километров противотанковых препятствий рвы, эскарпы, завалы , около 2 тыс. На основании постановления ГКО от 9 ноября 1941 г.
В формированиях местной противовоздушной обороны участковые и объектовые команды, группы самозащиты состояло до 30 тысяч саратовцев. С 14 ноября 1941 г. Власов, П. С началом войны Саратов и область стали одним из центров формирования частей и соединений Красной Армии. До конца 1942 г. Саратовская пристань являлась одной из баз Волжской военной флотилии, принимавшей участие в боевых действиях летом-осенью 1942 г.
В Саратове дислоцировалось более 10 всего в области 32 различных военно-учебных заведений училища, школы, курсы , осуществивших подготовку нескольких десятков тысяч командных кадров. Только 1-е и 2-е танковые училища за военное время выпустили 11226, саратовские пехотные — около 4 тысяч, пограничное училище — свыше 5 тысяч офицеров. В 1942-1944 гг. В период Сталинградской битвы июль 1942 — февраль 1943 гг. Он был включен в зону оперативного тыла Сталинградского, затем Донского фронтов, а железнодорожный узел города приобрел статус фронтовой распорядительной станции. Ввиду непосредственной близости к местам боев здесь размещались пункты переформирования войск, тыловые учреждения, склады снабжения и ремонтно-технические базы действующей армии.
В общей сложности через область во второй половине 1942 — начале 1943 г. В городе была развернута мощная сеть военных госпиталей. В 1942 и 1943 гг. В результате 25 крупных бомбардировочных налетов на город было сброшено 1131 фугасная и 5850 зажигательных авиабомб, возникло 250 пожаров и 416 загораний. Материальный ущерб от авианалетов составил 200 миллионов рублей для сравнения отпускная цена самолета-истребителя составляла 105 тыс. Жертвами фашистских бомбардировок среди гражданского населения в городе, как показывают подсчеты, стали около 480 человек убитыми и более 500 ранеными.
В небе над Саратовом было сбито 16 немецких самолетов. Оборонно-промышленный комплекс Саратова — на службе фронта Основу оборонно-промышленного комплекса Саратова составили производства, введенные в строй в годы первых советских пятилеток. В этот период были построено около 30 крупных заводов: комбайновый, тракторных деталей, щелочных и свинцовых аккумуляторов, станкостроительные, нефтеперерабатывающий и шарикоподшипниковый др. Реконструкции подвергся целый ряд старых металлообрабатывающих заводов: «Серп и молот», «Универсаль», им. Ленина бывший Гантке. По данным органов статистического учета, количество рабочих, занятых в промышленности Саратова увеличилось за это время в 5 раз и составило около 68 тыс.
Накануне Великой Отечественной войны 1937 г. Еще 8 других заводов города, обеспечивавших производство военной техники, вооружения и боеприпасов, также переводились в разряд военных с присвоением номеров по соответствующим военно-промышленным наркоматам. С началом войны абсолютное большинство предприятий Саратова были переведены на обслуживание непосредственных нужд армии и флота и производство военной продукции. Эвакуация оборудованияпочти 80 промышленных предприятий всего в область около 100 предприятий из западных и центральных районов страны завершило формирование оборонно-промышленного комплекса Саратова, функционировавшего в период Великой Отечественной войны. Прием и ввод в действие эвакуированного оборудования около 6 тыс. Значительная часть оборудования была размещена на площадях однотипных саратовских заводов, расширяя их производственные мощности, а иногда и меняя их профиль.
На территории ГПЗ-3 разместилась часть цехов 1-го Московского подшипникового завод, имевших более тысячи единиц оборудования. Харьковский завод «Серп и молот» 384 единиц оборудования обосновался на площадях аналогичного по названию местного завода Наркомата сельхозмашиностроения. Два крупных предприятия были созданы в городе-спутнике Энгельсе на базе брянского вагоностроительного завода им. Урицкого и московского завода им. Всего в Саратове в годы Великой Отечественной войны действовало 35 крупных заводов с общим числом работающих свыше 60 тыс. Практически все предприятия города выпускали продукцию для фронта: боеприпасы, снаряды, мины, авиационные бомбы, пистолеты-пулеметы, противотанковые ружья, минометы, свинцовые и щелочные аккумуляторы, авиационные иартиллерийские приборы, шарикоподшипники, горючее, корпуса танков, самолеты, обмундирование, перевязочный материал, пищевые концентраты, предметы фронтового быта.
Уже к 1943 г. В 1941-1945 гг. В 1942 г. За обеспечение бесперебойной поставки продукции фронту завод в числе первых советских предприятий был награжден орденом Ленина Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1942 г. Во время бомбардировочных налетов в июне 1943 г. Однако завод был восстановлен менее чем за 80 дней и вышел на прежние производственные показатели.
Большая часть заводов, выпускавших товары народного потребления были переделаны уже в начале 1941 года, под выпуск патронов, снарядов, мин и другой военной атрибутики, необходимой для фронта. Фото из личного архива Вадима Летюшова. Сделаны в музее им. Орджоникидзе НКАП наряду выпуском электроприборов в конце 1941 г. Одним из флагманов саратовской промышленности являлся шарикоподшипниковый завод ГПЗ-3 директор В. Особое значение его продукция имела в первый год войны, когда два московских подшипниковых завода находились в процессе эвакуации, а ГПЗ-4 в городе Куйбышеве только налаживал производство.
По распоряжению Государственного Комитета Обороны подшипники, произведенные на саратовском заводе, незамедлительно отправлялись на танковые, авиационные и автомобильные заводы Поволжья и Урала всеми видами транспорта, включая самолеты гражданской авиации. В 1942-1943 гг. ГПЗ-3 неоднократно подвергался бомбардировкам противника.
Николая Лунин Уже в первые дни войны в газете появилась передовая статья «Фронт и тыл неделимы», в которой ставилась задача оставшимся в тылу женщинам и подросткам « великим трудом выполнять свой священный долг перед страной». Появились и первые лозунги: «Все фронту, все для фронта! Все для обороны Родины! Все для победы над подлой фашистской гадиной! Около восьми тысяч женщин пришло в первые месяцы войны на заводы, фабрики, на транспорт. Им пришлось срочно осваивать «мужские» специальности: машиниста, шофера, слесаря, сталевара, фрезеровщика, электросварщика. Георгий Васильевич Пашков, ветеран Великой Отечественной войны, вспоминает: «Никто нас особо не воспитывал, но мы были патриотами.
Наше поколение было сильно духом. Когда началась война, мне было 16 лет, учился в школе. Сестра с братом добровольно ушли защищать Родину. Я вместе с товарищами обратился в Октябрьский РВК, чтобы нас призвали в армию. Вместо этого направили на работу на завод-комбинат N 179 «Сибсельмаш«.
Лица их оживлены улыбками. Они несут овощи для посылки: кто морковь, кто лук.
Материалы по теме «Мы здесь больше не чужие» Как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда Посылали и другого рода посылки. Среди сотрудников проходила подписка на госзайм в размере месячного заработка и выше.
В поля выходили в основном женщины, старики и дети. Несмотря на нечеловеческие условия, урожай первого года войны был убран в срок. Кировская область заготовила для СССР 356 тысяч тонн зерна, 72 тысячи тонн картофеля, 19 тысяч тонн мяса, 73,1 тысячи тонн молока и много другой сельскохозяйственной продукции. В уборке урожая деревенским жителям помогали горожане: безработные, рабочие заводов, а также школьники и студенты. По документам, хранящимся в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области, дневная норма на уборку хлебов серпом составляла 12 соток.
Боевой и трудовой подвиг военных строителей во время Великой Отечественной Войне
Вспоминая события Великой Отечественной войны, мы чаще говорим о героизме солдат на фронте. Во время Великой Отечественной войны жители окружного центра работали самоотверженно на благо Родины. Студия "Школфильм". Документальная лента для уроков по истории в 10 классе 1970-е годы не потеряла своей актуальности и сегодня. В фильме рассказывается о са.