Восстановление Ленинграда после вражеской осады потребовало от ленинградцев много сил и времени. Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами. Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство. Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина. Сразу после войны парк начали восстанавливать: его разминировали, а завалы расчистили.
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады
После полного снятия блокады, в марте 1944 г. вышло постановление правительства «О первоначальных мероприятиях по восстановлению Ленинграда». Так, после снятия блокады Ленинграда обострился жилищный вопрос, так как началась путаница с жильем и квартир просто не хватало для всех. 1:09 Восстановление домов в Ленинграде после войны 1946.
Tg: СОЛОВЬЕВ
Крупы; для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше. На рынках цены на продукты в 4-6 раз превышали пайковые. В 1947 году отменяют карточную систему. Одновременно проводят денежную реформу — обмен старых денег на новые. К середине 1950-х годов реальная заработная плата достигла довоенного уровня.
Работа немцев заключалась в том, чтобы восстановить разрушенные перекрытия.
Екатерининский дворец в Пушкине, наши дни. Он продолжался долгие годы, часть работ не завершена по сей день. Трасса Ленинград-Таллин Немецкие специалисты усовершенствовали трассу Ленинград-Таллинн, которая представляла собой плохо сохранившуюся грунтовку. Они не только придали ей современный вид, но и провели газопровод до столицы Эстонии. Автобус на линии Ленинград-Таллин.
Источник изображения: mini-koleso. За 5 месяцев 1946 г. Сланцевые шахты После войны открылись две шахты «Ленинградсланцестроя». На строительстве трудились, в том числе, немецкие архитекторы и инженеры-строители. Немецкие военнопленные на Невском проспекте.
Источник изображения: apn-spb. В результате было отобрано 5 тыс. Военнопленные немцы в строительном лагере. Гатчина В начале 1944 г. Красная Армия освободила Гатчину.
Объем ущерба, нанесенного городу, составил около 20 млрд. Уходя, немцы подожгли дворцовый комплекс. Он не сгорел окончательно только потому, что строители в 19 в. Разрушенный дворе в Гатчине. Источник изображения: gatchinapalace.
Были отстроены целые конструкции, опоры, стены, восстановлено декоративное убранство, лепнина, резьба.
Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения. В первые месяцы здания ремонтировали кирпичом, который собирали у разрушенных домов. Трудились все: опытные специалисты и мастера, студенты и школьники, и даже токари, пекари и профессора после работы становились строителями. В первую очередь восстанавливали малоповреждённые дома, затем отстраивали здания на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда.
Почти каждый дом получил те или иные повреждения, полностью разрушенными были более трех тысяч зданий. Восстановление и реконструкция Ленинграда в послевоенные годы Планы по восстановлению разрушаемых войной городов начали разрабатываться с самого начала войны, но если в удаленных от линии фронта городах можно было выполнять небольшие работы оперативно, то полноценное восстановление Ленинграда началось только после освобождения от блокады. В дни блокады ремонт и восстановление проводились лишь на ряде объектов, в их числе здание Главного Адмиралтейства. Здание пережило пять попаданий фугасных бомб и двенадцать обстрелов.
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ
Рабочие, инженеры и техники фабрики «Скороход», поддержав инициативу работниц Купавинской фабрики Московской области М. Рожневой и Л. Кононеко, направленную на сверхплановый выпуск продукции за счет экономии, только за 4 месяца 1949 г. Токарь Ленинградского станкостроительного завода имени Я. Свердлова Г. Борткевич выступил инициатором скоростного резания металла, резко увеличил скорость оборотов обтачиваемой детали, использовал резцы улучшенной геометрии с пластинками из твердых сплавов. В результате применения новаторских методов труда Г. Четвертый пятилетний план был выполнен ленинградцами досрочно. В 1950 г.
Тяжелая индустрия в своем развитии закономерно обгоняла другие отрасли промышленности города. В годы пятой пятилетки 1951—1956 гг. Металлический завод начал изготовление гидротурбин такой мощности, которая в прошлом считалась монополией американских предприятий. На заводе «Электросила» под руководством главного инженера Д. Ефремова и главного конструктора Е. Комара была разработана новая конструкция турбогенератора в 100 тыс. В декабре 1953 г. Кирова предложил развернуть социалистическое соревнование за увеличение выпуска продукции путем лучшего использования имеющихся производственных площадей и оборудования.
Своими производственными успехами трудящиеся Ленинграда внесли значительный вклад в досрочное выполнение пятого пятилетнего плана за 4 года и 4 месяца. Общий объем продукции промышленности Ленинграда в 1955 г. Выпуск продукции предприятии крупной промышленности почти в 29 раз превзошел уровень 1913 г. Численность рабочих и служащих в сентябре 1955 г. Успехи промышленности Ленинграда были достигнуты не за счет увеличения численности рабочей силы, а главным образом, благодаря росту производительности труда. В 1955 г. Машиностроительные предприятия Ленинграда освоили и выпустили 354 важнейших новых типа машин, механизмов, аппаратов и приборов. Учитывая возможности и внутренние резервы производства, работники ленинградской промышленности в ответ на решения XX съезда КПСС 1956 г.
В годы шестой пятилетки Ленинград даст стране шесть типов новых гидравлических турбин и в их числе для гидроэлектростанций Сибири — гигантские турбины мощностью до 300 тыс. Карбюраторный завод имени В. Куйбышева должен на тех же производственных площадях изготовить в 4 раза больше карбюраторов, чем за предыдущее пятилетие. На заводе имени Л. Свердлова будет освоено производство новых типов крупных горизонтально-расточных станков. На одной из верфей Ленинграда строится первый в мире атомный ледокол «Ленин». На Балтийском заводе имени С. Орджоникидзе в 1956 г.
План первого года шестой пятилетки ленинградцы выполнили досрочно. По сравнению с 1955 г. Крупных успехов в выполнении государственного плана добились заводы: Кировский, Невский машиностроительный имени В.
На рынках цены на продукты в 4-6 раз превышали пайковые. В 1947 году отменяют карточную систему. Одновременно проводят денежную реформу — обмен старых денег на новые. К середине 1950-х годов реальная заработная плата достигла довоенного уровня.
Серебряный А ну-ка взяли! Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его! Дополняют экспозицию документы, которые свидетельствуют о вкладе органов власти и учреждений Ленинграда в восстановление жизненно важных и значимых областей экономики, культуры, образования города. Также на выставке разместят и архитектурные проекты из фондов музея, свидетельствующие о решении задач по восстановлению и дальнейшему архитектурному развитию Ленинграда.
Детвора катается на коньках на фоне разрушенного Большого Петергофского дворца. Война закончилась - можно выдохнуть. Теперь отправляемся во второй послевоенный год, чтобы посмотреть, как он жил в это время. Что происходило в СССР в 1947 году? После войны отменена карточной системы и проведена денежная реформа Восстановлен ДнепроГЭС - одна из главных довоенных строек Во многих районах СССР бушует голод, вызванный уничтожением сельского хозяйства в военный период, засухой 1946 года и недальновидной политикой властей, отправляющих зерно на экспорт. Увы, даже после войны люди продолжали умирать из-за голода... Колонна машин, подготовленная Кировским заводом для отправки в Ленметрострой. В 1947 году началась подготовка к строительству Ленинградского метрополитена. Также идёт строительство стадиона имени Кирова, который будет открыт в 1950 году. Строительный бум после войны просто поражает - страну восстанавливали с невероятной скоростью. Измайловский трамвайный мост через Фонтанку, который находился в створе Никольского переулка. Из-за неудачной конструкции его окончательно разберут в 1958 году. Продолжается восстановление Петергофа. Пуск Большого Каскада фонтанов 14 сентября 1947 года. Гуляния на Дворцовой. Обратите внимание - девушки танцуют с девушками, а молодых людей значительно меньше. Думаю, почему так объяснять не нужно. Столпотворение на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Ещё один интересный вид сверху - на гостиницу "Октябрьская" с крыши дома на Лиговском проспекте. Как вам такой вариант площади Восстания? Школьный базар в Пассаже - первый после завершения войны.
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление. Парторганизации Москвы и Ленинграда возглавляли два ждановских выдвиженца — Попов и Попков, Ленгорисполком возглавлял Лазутин. Сразу после войны парк начали восстанавливать: его разминировали, а завалы расчистили.
Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
На заводе «Электросила» под руководством главного инженера Д. Ефремова и главного конструктора Е. Комара была разработана новая конструкция турбогенератора в 100 тыс. В декабре 1953 г. Кирова предложил развернуть социалистическое соревнование за увеличение выпуска продукции путем лучшего использования имеющихся производственных площадей и оборудования. Своими производственными успехами трудящиеся Ленинграда внесли значительный вклад в досрочное выполнение пятого пятилетнего плана за 4 года и 4 месяца. Общий объем продукции промышленности Ленинграда в 1955 г. Выпуск продукции предприятии крупной промышленности почти в 29 раз превзошел уровень 1913 г. Численность рабочих и служащих в сентябре 1955 г.
Успехи промышленности Ленинграда были достигнуты не за счет увеличения численности рабочей силы, а главным образом, благодаря росту производительности труда. В 1955 г. Машиностроительные предприятия Ленинграда освоили и выпустили 354 важнейших новых типа машин, механизмов, аппаратов и приборов. Учитывая возможности и внутренние резервы производства, работники ленинградской промышленности в ответ на решения XX съезда КПСС 1956 г. В годы шестой пятилетки Ленинград даст стране шесть типов новых гидравлических турбин и в их числе для гидроэлектростанций Сибири — гигантские турбины мощностью до 300 тыс. Карбюраторный завод имени В. Куйбышева должен на тех же производственных площадях изготовить в 4 раза больше карбюраторов, чем за предыдущее пятилетие. На заводе имени Л.
Свердлова будет освоено производство новых типов крупных горизонтально-расточных станков. На одной из верфей Ленинграда строится первый в мире атомный ледокол «Ленин». На Балтийском заводе имени С. Орджоникидзе в 1956 г. План первого года шестой пятилетки ленинградцы выполнили досрочно. По сравнению с 1955 г. Крупных успехов в выполнении государственного плана добились заводы: Кировский, Невский машиностроительный имени В. Ленина, «Светлана», «Севкабель», резиновых технических изделий, Пролетарский паровозоремонтный, Канонерский, мельничный комбинат имени В.
Ленина, фабрика имени Н. Крупской и другие предприятия. В 1956 г. Знатный токарь Кировского завода В. Карасев в содружестве с фрезеровщиком Е. Савичем и другими работниками в 1956 г. Новаторы Кировского завода фрезеровщик А. Логинов и слесарь П.
Зайченко выступили инициаторами движения за высокопроизводительную техническую оснащенность и комплексное внедрение передовых методов труда на каждом рабочем месте. Заслуженной славой среди трудящихся Ленинграда пользуется кузнец-новатор Невского машиностроительного завода И. Бурлаков, которому в январе 1957 г.
Около 19 тыс. До июня 1944 года действовала Малая Дорога жизни по льду Финского залива, связывавшая Ораниенбаумский плацдарм через Кронштадт с Лисьим Носом на северном берегу. В ходе операции по снятию блокады по ней перебрасывали войска. После прорыва блокады главным путем снабжения города стала железная дорога: первый поезд с "большой земли" пришел в осажденный Ленинград 7 февраля 1943 года. Блокадные маршруты С учетом всех ограничений жители могли относительно свободно передвигаться в городской черте днем, ночью действовал комендантский час. Каждый планировал свои маршруты — на работу, учебу, в театр или кино, за хлебом, водой, кипятком, к родственникам и знакомым, учитывая потребности и рассчитывая собственные силы. А усилий для того, чтобы преодолеть даже небольшое расстояние, требовалось немало. Транспорт не ходил с начала зимы 1941 года и до 15 апреля 1942-го, когда был пущен первый трамвай. Потому человек должен был рассчитывать только на свои силы. В основном передвигались пешком. На них перевозили вещи, с ними ходили за водой, потому что таскать тяжелые ведра для обессиленных людей было невыносимо. Ослабленных людей на санках везли в больницы, умерших — на кладбища", — сказал Мастридеев. При этом, по словам Никиты Ломагина, в городе были и места, куда не пускали в принципе, — например, Смольный в тот период в Смольном работало партийное и советское руководство, располагался и штаб Военного совета Ленинградского фронта. Нельзя было пройти без пропуска через линии заграждения, попасть на режимные объекты. Пересечение мостов тоже строго отслеживалось. На них стояли посты, которые не просто проверяли документы, но и интересовались, куда идет человек и с какой целью. Кто остался в Ленинграде Состав и численность населения Ленинграда тщательно контролировались властями. Для обеспечения внутренней безопасности следили, чтобы в город не смог попасть никто "лишний". Еще до начала блокады всех, кто пытался приехать в Ленинград, перенаправили дальше в эвакуацию, минуя город. К тому же приняли меры для выселения неблагонадежных людей — их списки были составлены в конце августа 1941 года, рассказал Ломагин. Сберечь до последней крошки. Как хлеб стал на долгие годы ленинградской святыней Население города за период блокады сократилось в пять раз: с 3,2 млн человек до 650 тыс. Тогда были эвакуированы все, кто не мог участвовать в решении задач по обороне города. Задача была оставить в Ленинграде "лишь то количество населения, которое нужно непосредственно, во-первых, на удовлетворение насущных нужд фронта и флота и, во-вторых, на удовлетворение насущных нужд остающегося населения, и чтобы это население было достаточно мобильно, чтобы в любой момент могло сменить свою профессию на винтовку, оборониться от штурма, потом опять взяться за работу, чтобы оно было мобильное, самодеятельное, а не беспомощное; могущее держать в руках себя и помогать другим в деле организации обороны". В середине 1942 года, когда в Ленинграде числилось 1,1 млн жителей, было принято волевое решение вывезти из города 300 тыс. Адрес — не дом и не улица Моментального и массового возвращения эвакуированных жителей в Ленинград после снятия блокады не произошло. Во-первых, еще продолжалась война, во-вторых, к вопросу заселения города тоже подходили крайне строго. Поэтому возвращение далеко не всех ленинградцев состоялось. Оно было растянуто по времени, и в первую очередь завозили рабочую силу — "молодые руки", те, которые будут восстанавливать город", — сказал Никита Ломагин.
Он был не мёртв, как думали фашисты, он возрождался... Удивительно, но после каждой атаки на памятники архитектуры их восстанавливали. С первых дней блокады архитекторы, реставраторы, сотрудники музеев прекрасно понимали, что красоту надо сохранять. Об этом много и подробно описано в книге В. Кутузова «Возрождение» 1977 года выпуска. Там в статье О. Шилиной «Врачеватели красоты» есть интересный пример, имеющий отношение к укрытию Александрийского столпа - гранитной колонны высотой в 47,5 метров. Известно, что она держится на постаменте благодаря силе собственной тяжести.
Серебряный А ну-ка взяли! Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его! Дополняют экспозицию документы, которые свидетельствуют о вкладе органов власти и учреждений Ленинграда в восстановление жизненно важных и значимых областей экономики, культуры, образования города. Также на выставке разместят и архитектурные проекты из фондов музея, свидетельствующие о решении задач по восстановлению и дальнейшему архитектурному развитию Ленинграда.
Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Но кое-что осталось на фасаде дома номер 14. Эта надпись в те годы кому-то спасла жизнь. Этот подвиг навсегда в наших сердцах. Последние записи:.
Первый заместитель заведующего Ленгорфинотдела в 1940—1949 гг. Докладная записка зав. Калининского райфо Михайлова И. Гужкову о проверке кассовых операций за декабрь 1947 г.
Письмо зав. Октябрьского райфо А. Борейшо в управление госдоходов Ленгорфо об использовании трофейного оборудования. Фрагмент из автобиографии о наградах Г. Ходатайство зав. Ленгорфо Н.
Об этом много и подробно описано в книге В. Кутузова «Возрождение» 1977 года выпуска. Там в статье О. Шилиной «Врачеватели красоты» есть интересный пример, имеющий отношение к укрытию Александрийского столпа - гранитной колонны высотой в 47,5 метров.
Известно, что она держится на постаменте благодаря силе собственной тяжести. Выдвигались разные предложения, однако решение было такое: «Ладно, пусть так стоит». И памятник в честь Победы 1812 года, без которой немыслима и вся торжественная Дворцовая площадь —выстоял. Также лектор на примере двух знаменитых объектов - Исаакиевского собора и Зимнего дворца — рассказала, с каким трудом восстанавливали и оберегали живописные фрески и витражные окна, лепнину и гранитные столпы, купола и музейные ценности.
Были построены Пироговская , Новодеревенская , Шлиссельбургская набережные [11]. После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда [38]. Были созданы парки Победы в Приморском и Московском районах, скверы у Казанского и Исаакиевского соборов, на улицах создавали газоны и ставили клумбы. Обязательное озеленение шло в новых кварталах [3]. В честь 250-летия города на Марсовом поле зажгли первый вечный огонь [36]. На бывших рубежах обороны Ленинграда в результате длительных боёв была уничтожена большая часть озеленения, которую будут восстанавливать в 1960-е годы в рамках проекта Зелёного пояса славы [93]. В 1936 году был построен мост имени Володарского и первый мост в СССР с железобетонными арками [5] , был достроен Дворцовый мост [11] , реконструирован мост Лейтенанта Шмидта [11]. После войны был построен Большой Крестовский мост [94]. Были отремонтированы многие мостовые города [11]. Традиционно улицы города убирали дворники, с 1933 года ввели в эксплуатацию первые поливальные и снегоуборочные машины [11]. Большая часть улиц в 30-е годы имела ещё булыжные мостовые, пешеходные зоны с дореволюционных времён были постелены каменной плиткой. С 1930-х годов центральные улицы начали активно асфальтировать [11]. Шло активное освещение улиц, убирали последние керосиновые и газовые фонари, в городе были проложены сети электроснабжения [11] , был учреждён «Ленсвет» — трест наружного освещения [11]. За несколько лет было установлено более 20 000 современных светильников, улицы Ленинграда стали заметно светлее [11]. В 1930 году в Ленинграде появилась первая газосветная реклама [11]. Транспорт[ править править код ] В городе постепенно увеличивалось количество транспорта, поэтому возникла необходимость разработки безопасности движения, на улицах появились первые милиционеры — регулировщики, на Невском проспекте был установлен первый в городе светофор [10]. В Ленинграде на фоне роста населения серьёзной проблемой оставалось развитие общественного транспорта [11]. Шло активное расширение трамвайных сетей [95] и вводился автобусный транспорт [10]. Здание старого аэровокзала аэропорта Пулково Протяженность трамвайных линий и количество вагонов выросло в три раза в сравнении с 1913 годом [95]. К 1940 году длинна трамвайных путей составляла уже 440 километров. С 1926 года шло развитие автобусного транспорта, к 1940 году было налажено более 20 автобусных маршрутов, с 1929 году работало такси, к 1941 году в Ленинграде курсировало около 300 машин [10]. Начали появляться первые троллейбусные линии [13]. Ещё в 1920-е годы были восстановлены железные дороги [12]. В период первых пятилеток был реконструирован торговый порт и оснащён крупным холодильником [12]. В 1933 году начали электрифицировать городской железнодорожный узел [12]. К концу десятилетия между Ленинградом и Москвой двигались самые мощные локомотивы того времени [14]. Хотя ситуация с общественным транспортом гораздо улучшилась в сравнении с 1913 годом, она по-прежнему не справлялась с быстрорастущим населением города [10]. Сеть трамваев перевозила каждый день по 750 000 человек, но этого было недостаточно [11]. Неизбежным стал вопрос о строительстве метро, пробивка тоннелей началась в 1940 году [10] , но блокада Ленинграда сорвала планы. Строительство сильно усложнялось подземными грунтами и глинистыми почвами. После окончания войны строительство возобновилось, в 1955 году в строй была введена первая очередь красной ветки метро от Автово до Площади Восстания. Подземные вестибюли впечатляли роскошным оформлением [3]. У Пулковских высот началось строительство аэродрома «Шоссейная» , с 1932 года начались авиаперевозки в Петрозаводск , Лодейное Поле и Москву [14]. Позже налаживались региональные перевозки, в том числе в Архангельск , Витебск , Киев и Мурманск. В 1951 году было открыто здание аэровокзала [96]. Во время блокады Ленинграда транспортное сообщение города было изолировано, перестали ездить паровозы и прибывать суда [44]. Культура[ править править код ] В сталинский период культурным и событийным эпицентром СССР стала Москва, поэтому именно с ней ассоциируется сталинский период, Ленинград же стал рассматриваться, как одна из главных метрополий СССР [23]. Так как исторический центр был практически не тронут, за Ленинградом начал укрепляться статус города-музея [23]. Город оставался важным культурным центром, центром театрального искусства [17] , одним из центром кинематографа [97] и колыбелью советских детских стихов [98]. Академия художеств. Графическая мастерская, 1939 год В Петербурге оставалась сильной дореволюционная культура, вступавшая в яркий контраст с советской стилистикой, продвигаемой в средствах массовой информации [23].
Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
Послевоенное восстановление Ленинграда ⋆ Советские памятники | После укладки новых перекрытий планировку квартир восстанавливали не по инвентаризационным планам, а по проектам. |
Восстановление города после войны — Царское Село глазами детей | После укладки новых перекрытий планировку квартир восстанавливали не по инвентаризационным планам, а по проектам. |
Восстановление Ленинграда | Конечно, и пафос восстановления, и опора на героический подвиг советского народа в годы войны в конструировании послевоенного общественного сознания — характерная черта всей послевоенной советской пропаганды. |
Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады | После войны восстановление города продолжалось, причём строители города старались не разрушать искорёженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. |
Восстановление Александровского дворца после Великой Отечественной войны. Утраты и приобретения. | Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было сложным и масштабным проектом, требующим огромных усилий и ресурсов. |
Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
Кроме хлеба, паек на месяц включал для рабочих — 1,8 кг. Мяса, 800 граммов масла, 900 граммов сахара, 2кг. Крупы; для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше. На рынках цены на продукты в 4-6 раз превышали пайковые.
В ходе реформы проводился обмен наличных денег, производилась переоценка денежных вкладов в сберкассах и Госбанке СССР. В связи с этим отделом госдоходов Ленгорфинотдела велась большая работа по контролю за переоценкой продовольственных и промышленных товаров торгующими организациями города по постановлениям правительства с выплатой сумм из бюджета. В самые трудные первые послевоенные годы вся работа Ленгорфинотдела и районных финансовых отделов была направлена на решение основной задачи — выполнение плана государственных доходов из квартала в квартал. Финансовым органам Ленинграда пришлось также провести большую работу по выявлению поступающего в адрес промышленных предприятий города трофейного имущества и взысканию сумм в бюджет. Личная карточка награждённого медалью «За оборону Ленинграда» начальника управления финансирования народного хозяйства И. Из протокола заседания Ленгорисполкома — решение «О бюджете Ленинграда на 1946 г.
ЦГА СПб. Денежный знак 100 рублей 1947 г. Первый заместитель заведующего Ленгорфинотдела в 1940—1949 гг. Докладная записка зав.
Закругленный дом Адамини, построенный в XIX веке в стиле классицизм, знаменит тем, что Маяковский написал в нем стихотворение «Ананасы в шампанском», а Ахматова гостила там у подруги. Павловские казармы Павловские казармы во время блокады и в наши дни Сегодня: закрыты на реконструкцию Адрес: Марсово поле, 1 В 1941 году в памятник архитектуры попала бомба весом 250 килограммов, которая пробила крышу, обрушила перекрытия, выгнула фасадную стену наружу. Снаряды попадали в казармы еще дважды. Во время реставрации ГИОП настояла, чтобы выгнутую историческую стену выпрямили с помощью домкратов. В 1946 году специалисты отреставрировали фасады, а в 1949 реконструировали интерьеры правого корпуса. Здания бывших казарм Павловского полка не всегда были единым целым — до 1817 года на их месте стояли отдельные дома, которые затем соединили и поселили там лейб-гвардейскую часть. Инженерный Михайловский замок Инженерный замок во время блокады и в наши дни Сегодня: филиал Русского музея Адрес: Садовая, 2 Во время блокады в здание, где тогда работал госпиталь, попала авиабомба. Она разрушила крышу и парадную столовую. Восстановили замок лишь в 50-х годах. Дворцу впервые попытались вернуть исторический вид. Например, воссоздали Кленовую аллею и сквер, который до ВОВ заняли постройки военного ведомства. Окончательно дом реконструировали после передачи Русскому музею в 90-х годах. Таинственный замок, которым пугают туристов, значительно пострадал еще в довоенное время. После убийства во дворце Павла I с замка сняли большую часть украшений, а серебряные ворота переплавили для сервиза сестре Александра I. Гостиный двор Гостиный двор: слева — во время блокады, справа — в наши дни Сегодня: торговый центр Адрес: Невский проспект, 35 Гостиный двор стал одной из самых популярных у немцев мишеней для бомбежки. В 1941 году две фугасные бомбы разрушили дворовые корпуса и торговые помещения в средней части здания, 98 посетителей универмага погибли. В 1942—1944 здание многократно обстреливали. Еще во время войны горожане организовали конкурс на лучший проект восстановления универмага. Работы начались в 1944 году и продолжались четыре года.
Ценным свидетельством о состоянии дворца в это время является рассказ Анны Михайловны Александровой, зафиксированный в протоколе от 28 февраля 1944 г: «В Александровский дворец я попала лишь в конце января 1942 г. Грязь была не просветная — также разбитые двери, зеркала, книги библиотеки, все на полу затоптанные, загаженные. После освобождения пригородов необходимо было оперативно оценить масштаб ущерба, нанесенный во время оккупации. Тот факт, что Александровский дворец не был взорван и не представлял собой выжженные стены или груду руин, как многие памятники пригородов, отмечался специалистами на заседаниях, посвященных первоочередным мерам по спасению ансамблей. Не случайно, именно он был предложен Е. Туровой для размещения возвращенных из эвакуации предметов 8. Сохранилась смета «на приспособление Александровского дворца под хранилище музейных дворцовых ценностей» 1944 9. Отраженные в ней количественные показатели расхода материалов и перечень необходимых работ подтверждают значительную сохранность здания. Основные формулировки перечня звучат подобным образом: «ремонт старой штукатурки», «окраска существующих дверей» и т. Речь о замене идет в случае с ветхими лагами или со старым железным покрытием крыши. Если Александровский дворец в целом можно назвать сохранившимся в период оккупации зданием, то состоянию интерьеров в 1944 г. Существует довольно полная фотофиксация парадных залов и комнат восточного флигеля, осуществленная после освобождения г. Пушкина 11. Фотографии позволяют охарактеризовать парадные залы как практически не пострадавшие в годы оккупации. В жилых комнатах Николая II и Александры Федоровны запечатлен хаос и разгром, но высокая степень сохранности многих элементов отделки потрясает, так как к настоящему времени она утрачена полностью. Особенно впечатляет практически не пострадавший во время оккупации лепной декор Кленовой гостиной. Однако надо учитывать, что при анализе сейчас этих фото есть эффект сожаления, связанный не только с объективной горечью потери, но и потребностями сегодняшнего дня: в данный момент даже небольшой фрагмент облицовки Мавританской уборной решил бы многие вопросы при проектировании, в то время как на фотографии этого интерьера 1944 г. Единственным решением, спасшим бы сохранившуюся отделку, было устройство музея семьи Николая II, что подразумевало значительные работы по воссозданию утраченного убранства. Приспособление памятника под любую другую функцию обрекало оставшиеся элементы декора на демонтаж — иначе разместить что-то в помещениях было практически невозможно. В этой связи большой интерес представляет схема разрушений Александровского дворца, составленная в 1944 г. На ней только Сиреневый кабинет отнесен к категории «внутренняя отделка не сохранилась», «Домашняя церковь» Малиновая гостиная — «сохранились отдельные детали внутренней отделки» при том, что в этот интерьер было прямое попадание снаряда , а остальные комнаты восточного флигеля и парадные залы — «сохранилась основная часть внутренней отделки». При этом интерьеры восточного флигеля обозначались как «неделимый комплекс: личные комнаты Николая II и Александры Федоровны» 12. Эта оптимистичная характеристика степени сохранности интерьеров после оккупации не нашла отражения в документах по восстановлению дворца. В 1944 г. Необходимые работы во дворце подразумевались в буквальном смысле восстановлением, то есть возвращением к первоначальному облику, задуманному Дж. Сейчас это видится крайне спорным, тогда — вполне оправданным. Объекты пригородных ансамблей оценивались с художественной точки зрения как памятники искусства, творения выдающихся архитекторов и мастеров. Характеристика дворца как историко-бытового памятника, тем более, XIX — начала ХХ века, не виделась важной. Решение о воссоздании экспозиции в комнатах восточного флигеля в тот момент не могло быть принято по этим причинам, к которым прибавился обусловленный идеологией отказ от признания ценной памяти о Николае II. К тому же с административной и финансовой точек зрения, возродить все музеи, существовавшие в пригородах к 1941 г. Поэтому органы власти видели выход в передачи ряда объектов разным организациям — чаще всего военным. В этом смысле Александровскому дворцу повезло. Центральное хранилище как временная структура пробыла в дворце недолго. Весной 1946 г. Это означало, что дворец не будет заброшен или не станет закрытым военным институтом. Чтобы дать адекватную оценку проектным решениям, осуществленным в 1947—1949 гг. Пушкине научного городка, посвященного истории русской литературы. В ведение Академии наук был также передан Лицей именно тогда ставший музеем , дача Китаевой, дома Теппера де Фергюссона и Е. Энгельгардта и еще несколько зданий для устройства в них квартир сотрудников 14. Александровскому дворцу в этой системе отводилась ключевая роль: литературного музея и хранилища бесценного рукописного собрания Пушкинского дома. Проект, разработанный архитектором Л. Безверхним, исходил из этих целей. Демонтировался балкон, устроенный в 1890-е гг. Данини, в жилых покоях Александры Федоровны пробивались новые дверные проемы, Кленовая гостиная делилась на два помещения. Пушкинский дом действовал согласно своим целям и логике времени, а из памятника тем самым стирался целый пласт его истории.
Восстановление Александровского дворца после Великой Отечественной войны. Утраты и приобретения.
Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. В этом же году им предстояло начать первый этап по восстановлению и развитию Ленинграда согласно принятому Генплану. Разумеется, после освобождения Ленинграда от блокады среди первоочередных задач было восстановление разрушенного города. «Ущерб, причиненный предприятиям Ленинграда. Восстановление после полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944–1946 гг.)». Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина. В данной статье вы расскажете о восстановлении и реконструкции Ленинграда в послевоенные годы.