Святками иногда называют период с 8 по 17 января, ввиду того, что 7 января — Рождество Христово, а 18 — день строгого поста Крещенского Сочельника. С Рождества Христова у православных начинаются Святки, которые длятся до Крещенского сочельника (18 января). Рассказываем, что можно и нельзя делать в святочный период. Первую неделю Святок, которая длилась с 7 по 13 число, называли "Святые вечера", в это время люди собирались на посиделки, организовывали гуляния, игры. Святки, особый период до 18 января, посвященный радости рождения Христа. Мирные люди стараются не ругаться и в обычные дни, но в период Святок (с 6 по 19 января) соблюдение тишины и мира особенно важно.
Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января
Кто ее знает, темную эту силу, особенно беспокойную перед Крещением? Может, и ответит, а может, и пошутит зло, или вовсе сгубит. Видели в небе на Святках огненных змеев, по улицам бегали крохотные, но злые "кикиморы дети" - шуликуны, опасно было ходить в лес и приближаться к проруби без слова молитвы. Такие они, Святки. Морозные, волшебные, гадательные. Даже жутковатые. А вечером, на теплой печи, непременно парочку страшных народных быличек бабушка расскажет. О кладах заклятых да душах неупокоенных, да как кикимора забытую пряжу сучит, а банник веником на горячем полке обмахивается...
Нужно сохранять доброе расположение духа, избегать негатива и дурных мыслей, сплетней и ругани. Также запрещали шить и вязать, занятия рукоделием могли сулить проблемы со зрением. Незамужним не разрешали играть в азартные игры — так они могли потерять суженого. До Крещения старались не ходить в лес, чтобы не навлечь на себя беду. Как правильно гадать Куда без рождественских гаданий. Наши предки разными способами старались узнать свою судьбу в Святки. По кольцу, на свечах и зеркалах. Об этом написано немало литературных произведений. Как и на что гадали: на свече, зеркале и горячей бумаге гадали на возлюбленного; по кольцу и воде — смотрели пол будущего ребенка; по тени — чтобы разрешить терзающий душу вопрос. Чтобы узнать имя жениха, девушки в блюдце наливали воду, капали туда растопленным воском свечи и искали силуэт или букву. Главное, попросить вслух свечу показать суженого.
На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояли елка и стол с подарками, после раздачи даров всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность. Единственными зданиями, где эта традиция сохранилась, были, как ни странно, кабаки. Перед Новым годом у ворот питейных заведений или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным «фирменным» знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Есть мнение, что ругательство «елки-палки» связано именно с этим отличительным знаком распивочных. Все остальные здания украшали по-разному — флагами и лентами, вдоль улиц ставили и зажигали плошки с жиром, а с появлением электричества стали покупать или брать в аренду электрические гирлянды. Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной В самом конце XIX века в крупных российских городах появляются многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве располагался на Театральной площади прямо перед Большим театром. Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной. После того как празднество заканчивалось, игрушки снимали с елки и раздавали детям. Как писала столичная пресса, один из петербургских богачей заказал «искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материею и лентами… Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви — цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей заиграла музыка. По окончании вечера пустили детей срывать с елки все то, что висело на ней. Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы: они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи». Детские подарки под елкой были обязательны. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу»: подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке. После всенощной на елке ненадолго зажигали свечи для детей, а вокруг дерева водили хороводы. Детские праздники устраивались и на второй и третий день Рождества. Со временем елочные украшения стали более изысканными, появились определенные правила украшения рождественской ели. Ее верхушку венчала Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники и печенье часто по-прежнему в форме животных сменили обязательные во времена средневековья вафли. Потом все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А еще позже пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла. Святки — что это за праздник и как его отмечают Двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями, поскольку они освящены особыми традициями, связанными с прославлением Христа. В этот период люди ходят в гости к родственникам, пожилым и больным людям, дарят подарки с наилучшими пожеланиями. К этому моменту пост уже закончен, люди готовят разнообразную еду, накрывают праздничный стол, празднуют всей семьёй и угощают близких и друзей. Рождественские праздники всегда начинались с обрядов колядования.
Закончатся Святки 18 января Крещенским Сочельником. Тогда в один день вспоминалось сразу два события — Рождество Христово и Его Крещение. Позже эти два праздника были отделены друг от друга.
Идут – Святки, веселись, ребятки!
14 января, а еще народ празднует старый Новый год. Святки начинаются 6 января в Рождественский Сочельник и длятся до Крещения 19 января. С Рождества Христова у православных начинаются Святки, которые длятся до Крещенского сочельника (18 января). Рассказываем, что можно и нельзя делать в святочный период. Заканчивались Рождественские Святки в день Крещения Господня – 19 января (другие названия — Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день). В России начались Святки, время особой духовной радости, когда православные верующие отмечают рождение Иисуса Христа.
«Деньги от вас отвернутся»: что можно и нельзя делать в Рождественские святки
Не забывайте, что ответить можно лишь односложно: "да" или "нет". Если маятник не двигается - ответ пока недоступен, если движение происходит в поперечной плоскости - ответ отрицательный, в продольной - положительный. Если кольцо совершает круговые движения - вопрос сформулирован неточно. Солёное испытание Перед тем как отправиться почивать вопреки всем советам диетологов, плотно поужинайте. Но ни чем придётся, а исключительно солёными продуктами. Селёдочка с капусткой и огурчиками вполне подойдут.
После трапезы - как бы вы ни умирали от жажды - ни в коем случае не пейте.
Если кто-то осмеливался шить одежду или плести лапти, то у них от гнева Божьего мог стать скот кривым, а то и вовсе слепым. А тот, кто игнорировал праздники и продолжал изготавливать предметы быта - грозил оставить скотину без приплода. Тем кто нарушал данный запрет - все деревенское сообщество выказывало сильное неодобрение. Следующие семь святочных дней считались временем бесов - разгулом для всякой нечисти. Люди полагали, что в этот момент души тех, кто умер - возвращаются, нечистая сила начинает потехи, а ведьмы устраивают шабаш. Согласно поверьям, Бог открыл адовы врата для того, чтобы различная нечисть - бесы и черти, получили возможность отпраздновать великое Рождество. Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. Цель обрядов также состояла и в общении с духами, так как искренне считалось, что благополучие в мире мертвых - для народа означало счастье в мире живых.
По поверьям, нечисть проникала в мир живых. Для того, чтобы от нее защититься, люди на окнах и дверях рисовали кресты. Традиционно, в самые первые дни праздника, необходимо было посещать родных, знакомых, близких и друзей. Нужно было всем дарить подарки, так как этот ритуал - своего рода память о подношениях, которые когда-то были поднесены волхвами. В Святки обязательно нужно было вспомнить убогих, больных, бедных и любых нуждающихся людей.
По застывшим каплям определяли судьбу.
Святочные гадания длились две недели, но самым удачным временем считались ночь перед Рождеством и канун Крещения. Тем не менее, гадания остаются неприемлемыми для православных христиан. Мероприятия в воскресных школах В воскресных школах проводят разные сценки и мероприятия. Периоды Рождественских Святок Первый день святок 6 января — рождественский Сочельник 6 января называют Святым вечером или Сочельником. На Руси к празднику готовились с самого утра: приводили в порядок дом, готовили ужин из 12 блюд и возвращали долги. Как только на небе появлялась первая звезда, славяне приступали к трапезе.
Во время застолья в сборе непременно должна быть вся семья. В древности считалось, что если кто-то из семьи отсутствует в Сочельник, то весь год у него будет сложным. Не забывали славяне и об умерших родственниках. Для них на окно ставили блюдца с сочивом и узваром. Второй день Святок — Рождество В православной традиции Рождество — один из самых значимых и светлых праздников. Все верующие 7 января посещали храмы и славили Христа.
Придя домой, православные готовили пышный стол, пекли калачи и фигурки из теста. А встречали Рождество непременно в светлой и новой одежде. Христиане устраивали пышное застолье, готовили праздничные блюда из мяса и звали много гостей. Народные гуляния, проходящие 13 января, назывались щедровки. Традиции 14 января В ночь на 14 января, по традиции, празднуют Старый Новый год.
Если на замерзшей воде появились бугорки, значит, у вас будут мальчики, а если ямки, то девочки. На зеркалах Лучше проводить гадание в полночь. Стол накрыть чистой белой или черной скатертью. Два зеркала, большое и маленькое, нужно расположить напротив.
По бокам зажечь две свечи, чтобы они отражались в обоих зеркалах, и появился зеркальный «коридор». Далее произнести: «Суженый мой, ряженый, покажись мне». Увидев символ или лицо, надо быстро сказать: «Чур, сего места! На горящей бумаге Напишите имя любимого человека на бумажке, загадайте желание, связанное с ним. Затем положите ее на блюдце и подожгите. Если бумага сгорит до конца, желание сбудется. По тени Придумать вопрос и сосредоточиться на нем. Скомканный листок бумаги положить на блюдце.
Святки. Традиции
У наших предков-славян с давних пор во время Святок существовали обычаи рядиться, «играть козу», устраивать шумные гуляния с катаниями и плясками, жечь костры, гадать. По сей день продолжают существовать ряжения, гаданья и другие святочные забавы и развлечения. Накануне Рождества и все дни Святок полагалось проделывать целый ряд магических действий. Считалось, что таким образом обеспечивается благополучие на весь последующий год — чтобы урожай был богатым, был хороший приплод скота, заключались удачные браки, дети росли здоровыми. Молодёжь устраивала шумные гулянья — все ходили ряжеными, делали маски из бересты и цветной бумаги, пели колядки. Слова «колядки», «Коляда», как и «календарь», происходят от латинского «календа» — так древние римляне называли первые десять дней каждого месяца. В народе Колядой называли как период Святок, так и мифологическое существо, которое этот период символизировало. Вечерами собирались всей семьёй, пели, рассказывали сказки, загадывали загадки. Обязательно находился любитель задавать шуточные вопросы. Старшие уже знали ответы и редко попадали впросак, а дети то и дело отвечали неправильно или вовсе запутывались, что вызывало весёлый смех. Каждый день Святок имел особое название и значение.
Сразу после Рождества наступали «Бабьи каши» — праздник повивальных бабок и рожениц. Далее шёл Стефанов день, который считался одним из основных годовых сроков для найма батраков. На Анисью 12 января по новому стилю, 30 декабря по старому резали гусей. Канун Нового года назывался Маланьей или Васильевой колядой.
В эти дни заботились о бедных, подавали милостыню нуждающимся. Дети и молодёжь ходили колядовать. В старину на Руси в первый день святок люди разжигали костры, пламя которых поддерживалось на протяжение все двенадцати дней празднования. Принято было подниматься на холм и спускать с него горящее колесо, символизирующее уход старого года. Люди считали, что вместе с горящим колесом в старый год уходили все невзгоды и неприятности. Среди двенадцати Святочных дней довольно много церковных праздников: 7 января — Рождество.
Святочные дни — самое подходящее время для гадания. Молодые девушки гадают на суженого — каким он будет и скоро ли ожидается свадьба.
При этом, как заметил знаменитый святой XIX века митрополит Московский Филарет, "Дух Христов не враг благозаконных радостей", но именно "благозаконных". Смотрите, как была организована жизнь верующего: сначала мы готовимся телесно, духовно к празднику Рождества долгим сорокадневным постом. Так человек вводится в духовное напряжение праздника. Потом вот он, праздник - Рождество Христово, кульминация духовного и физического движения человека туда, вверх, максимальная высота напряжения. Что дальше?
Церковь не бросает человека наедине на этом пике. Понимая, что даже очистившись покаянием в пост, он все равно всегда игрушка страстей. Поэтому Церковь, тоже постепенно, выводит человека из праздника. Ведет человека и в его радости. Давая возможность душе раскрыться в ней. Но как? Раскрытость души, ее расхристанность опасна - для самой души в первую очередь.
Человек должен уметь обуздывать себя. Направлять движения своей души не в разрушающую ее сторону, а, напротив, к спасению. И Церковь учит этому.
Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».
О том, как праздновали Святки наши предки, читайте в этом материале. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев Weihnachten. По другим наречиям, «святки» swiatki означают праздники. В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок swiatki , как, например, Зелёные святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирев заключает, что можно извлечь, как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России.
Если мы начали со Святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацею, вертепом и тому подобными предметами. Между тем как самое слово «святки» представляете понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества, вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее изменёнными.
Кормчая книга говорит, что святки, праздники приняты от эллинов греков ; то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле «Стоглава» Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 г. Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, имели в виду безразлично языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям. История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом.
Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца». Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр календ , — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить.
Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские. Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию. Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак.
Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров. Ряженые в деревне У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника Iuul, Ioel как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах.
Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец. У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки.
Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное. Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх.
Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней. Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней. В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой — совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще.
Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества. Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи к празднику.
Вести Твери
Святками иногда называют период с 8 по 17 января, ввиду того, что 7 января — Рождество Христово, а 18 — день строгого поста Крещенского Сочельника. Заканчивались Рождественские Святки в день Крещения Господня – 19 января (другие названия — Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день). Ведь в январе ждут нас Велесовы Святки, которые непременно следуют после Коляды.
Пришли святки-запевай колядки
У православных христиан есть традиция, проводить рождественские Святки с 7 по 17 января. Святки начинаются 6 января (в канун Рождества, на Коляду, с момента восхождения на небе первой звезды) и заканчиваются 18 января (в Крещенский сочельник. Начинаются Святки – рождественские праздники, и продолжаются до Крещения – 19 января. Мирные люди стараются не ругаться и в обычные дни, но в период Святок (с 6 по 19 января) соблюдение тишины и мира особенно важно. Конец Рождественских святок, 19 января — это день, когда люди идут в церковь святить воду.
Святки: необычные традиции 12 дней с Рождества до Крещения
В старину верили, что в это время солнце поворачивается с зимы на лето. Но в представлении древних славян данный период очень опасен, потому что души умерших предков, а также нечистая сила спускаются на землю, гуляют по всему свету и активно вторгаются в мир людей. В некоторых селениях святочные дни называли «погаными», «некрещеными», «бесовскими», «злыми» и «страшными». Поэтому неслучайно любой гость, который появлялся в это время в доме, воспринимался как особый. Люди верили, что от него может зависеть благополучие семьи на весь год, а потому каждого посетителя было принято угощать и одаривать. С особым почтением относились к колядующим. Читайте также: Гадание на воске: как узнать будущее, значение символов и фигур По традиции в праздничные дни было принято вносить в дом святочные символы, среди которых были рождественский сноп, сено, хвойное деревце. Центральным моментом святочных праздников был семейный ужин. Хозяйки готовили на стол поминальные блюда: кутью, блины, кисель.
Обязательно ставили лишний прибор для «души» или «ангела». Во время зимних святок выполнялись различные магические ритуалы. Они были призваны обеспечить благополучие семьи на целый год. Люди верили, как проведешь начало года, такими будут и все двенадцать месяцев.
В связи с тем, что в последнее время празднование Святок становится трендом современной молодежи, многие интересуются, с какого числа они начинаются и когда заканчиваются. По христианской традиции, первый день «святых» припадает на 6 января после захода солнца. В это время начинается один из самых главных православных праздников — Рождество Христово. Святки продлятся 12 дней до 19 января, на протяжении которых проводятся интересные обряды, сохранившиеся еще с языческих времен. И несмотря на то, что российская церковь запрещает суеверные традиции, молодежь устраивает гадания, вечерницы, уличные гулянья, игрища и «ряженые» вечеринки. В это время православным запрещалось работать. Филиппов пост закончился, поэтому люди устраивали веселые развлечения. Каждый праздник имеет свои традиции и поверья. История праздника Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гулянья на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок. Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» — традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение. Такой обряд помогал смыть грехи, которые совершались на Святках.
Что еще нельзя делать на Святки В святочный период работу по дому нужно свести к минимуму. Охотникам и рыболовам на Святки нельзя выходить на промысел. Также на Святки не принято давать взаймы, чтобы не быть весь год должником.
В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа». Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Читайте также — Рождество Христово — история праздника, традиции и обычаи, иконы, песнопения, проповеди Продолжение следует История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», — рассказывают сотрудники Русского этнографического музея. После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», — гласит императорская грамота. Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли. После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни. Сейчас народные празднества и гуляния поддерживаются на федеральном уровне. В прошлом году, например, в святочном веселье принял участие сам президент Российской Федерации. Мы снова осознаем святки как особое время в году, когда хочется сугубо славить пришедшего в мир Богомладенца. Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику — наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика. Теперь же взрослые стали слишком «взрослыми», слишком занятыми и уставшими. Что же делать, возразят мне, не устраивать же гадания на манер пушкинских героинь.
Нет комментариев
- Запреты во время Святок:
- Святки 2023: Гадания, приметы и обычаи
- Что еще почитать
- Святки: инструкция по проведению
- Святки и Степанов день: как привлечь в дом деньги и чего нельзя делать 9 января
Иллюстрации
- Читайте также
- Святки: 7 – 17 января
- У россиян начинаются Святки
- 2022 год был насыщен яркими событиями в культурной жизни Тверской области
- Святки — Википедия
Обычаи в Рождественские святки
- Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно
- Святки в 2024 году: история, традиции, гадания
- Рождество Христово и Святки в 2025 году
- Богослужебные и уставные особенности периода Святок
У православных начинаются Святки: что можно, а что нельзя делать до 18 января
Александра Невского, снятую с одного из платьев Её Величества. Екатерина II пожаловала её Суворову, сказав: «Видишь-ли звезду?! Вот теперь кушай». Бывший на ужине князь Потёмкин воскликнул: «Так просветится свет твой пред людьми! На само Рождество, согласно «Домострою» подавали лебедей, потрохов лебяжьих, гусей верчёных, куропаток, поросят, баранину печёную, уху курячью, солонину с чесноком, лёгкое лося в рассоле, лапшу, колдуны и щи. В ходу было и много выпечки. Известно, что в 1663 г.
На Святки был также обычай на следующий день после Рождества носить в церковь пироги. В XVII столетии в Москве и по другим городам накануне Рождества славили плуг, а в Васильев вечер — накануне Нового года — заговаривали каши и засевали зерно. Кашу варила обычно старшая женщина в доме, приносившая для неё из амбара крупу. Воду приносил старший мужчина. Затирание приготовление каши сопровождалось символическим причитанием и потому, какой она получилась, судили об урожае будущего года и вообще о счастье. Красная с запечённой корочкой каша предвещала счастье, белая — беды.
Обряд засеивания посеивания зерна совершали обычно мальчишки. В Малороссии по дому или по улицам с мешками, наполненными зерном, они шли, приговаривая: «На счастье, на здоровье, на новый рок год! Роди, Боже, жито, пшеницу». В Центральной России с лукошками или мешками, полными зёрен, ходили дети, а иногда взрослые парни и девушки. Они пели песни, рассеивал по домам зерно и получали в подарок начинённые кишки, желудки и свиные ноги, специально приготовленные к этому дню. В костромской губернии поющие исполняли: «свинку да боровка выдай для васильева вечерка».
Зёрна, полученные во время святочного обряда, берегли до весны. Славяне верили, что они обладали особой природной силой и станут началом отличного урожая. Святки, хождение по гостям, пирушки, смотрины и девичье веселье В городах и сёлах святочные ночи посвящались разъездам по гостям и пирушкам для поддержания родственных отношений, поиска невест и суженных. Бояре праздновали Святки особо торжественно. Для празднования «девичьего веселья» выбирали дом побогаче, где была девушка, вступившая в возраст невесты. Хозяйка выбранного дома начинала посещать родных, а потом принимала старых и малых — всех, у кого были просьбы, и старалась их выполнить или как-то иначе отметить приходящих.
В первых санях ехала матушка с дочкой и её лучшей подругой, во вторых — нянюшки, подарки и домашний скарб на время прибывания в гостях. Чем длинней был «поезд», тем большего почёта заслуживали гости. Матушки оставляли своих дочерей в доме, и съехавшиеся девушки и дочка хозяйки сразу признавались подружками. После приезда, на следующий день они спали до обеда, а потом рассказывали всем виденные сны и просили их отгадывать и трактовать.
Гадала вся Россия. Гадающая Светлана, 1836г. Карл Брюллов. Фото: худ. Карл Брюллов А Церковь боролась и с "бесчинными гуляниями", и с гаданиями. Постановление VI Вселенского собора 680 г. Отлучение от Причастия - наказание жестокое, особенно если оно на шесть лет, но, похоже, это мало кого останавливало. В народе придумали поверье: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула. И все же Церковь пыталась не запретить, а просто обуздать неуемное желание радоваться, понимая, что безграничное веселье приводит к разнузданности. А от разнузданности один шаг до непотребства. В своем идеале Церковь всегда защищает человека - в том числе и от самого себя, от тех страстей и стихий, которые в нем живут. Ведь она и знает-то об этих страстях и стихиях гораздо больше, чем сам человек - еще бы! При этом, как заметил знаменитый святой XIX века митрополит Московский Филарет, "Дух Христов не враг благозаконных радостей", но именно "благозаконных". Смотрите, как была организована жизнь верующего: сначала мы готовимся телесно, духовно к празднику Рождества долгим сорокадневным постом. Так человек вводится в духовное напряжение праздника.
Именно святочным праздникам и традициям было посвящено мероприятие для членов клуба «Поговорим по душам». Сотрудники библиотеки напомнили собравшимся об истории праздника Рождества Христова, откуда к нам пришёл этот праздник и какое значение имеет для православного человека. Интерес присутствующих вызвал рассказ библиотекарей о том, как раньше отмечали святки, какие пели песни и как одаривали «славельщиков», то есть тех, кто славил Христа, как девушки гадали. Очень подробно описала быт, обычаи , традиции зимних праздников заслуженный работник культуры РСФСР, отличник народного образования, зачинатель сбора фольклорного материала Суражского района В. Таранова в книге «Калина- малина в полюшке стояла…». Участники мероприятия прослушали тексты «Колядок» из книги В. Тарановой, посмотрели запись инсценировки Дубровским народным хором Рождественских посиделок. О зимних забавах в своём рассказе «Ковзель» писал наш земляк, член Союза писателей России, профессиональный журналист, лауреат литературных и журналистских премий, основатель и главный редактор первого в России семейного журнала о природе «Муравейник», Почётный гражданин Суражского района Николай Николаевич Старченко.
Там же есть так называемый Taghairm — ночное гулянье на воловьей коже, очень сходное с русскими будет сказано. В Англии в Святки также сохранилось множество суеверий. Все их перечислять не стоит, но мы ограничимся несколькими из них; так, например, кто-нибудь встает ранее прочих в семействе и готовит завтрак, который все семейство и ест, сидя в постели, не вставая. Завтрак этот — пирожки с яйцами, считая по одному на каждого, и чей пирог развалится во время печения, тому не дожить до будущего праздника. Накануне Рождества кладут в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть во весь следующий день, а если можно и далее, для чего, конечно, стараются применить медленное горение. Употребляют для этого головню, если можно, оставшуюся с прошлого года. Пока рождественское полено не потухнет, всей домашней прислуге дают к столу пиво. В Германии во время так называемых священных ночей, по-нашему святых вечеров, или Святок, гадают, устраивают для детей елку, всяким способом стараются узнать будущность в течение года и верят, что накануне Рождества Христова скоты говорят. В недалекое от нас время представляли историю рождения Исуса Христа в лицах. Кроме того, что уже сказано сейчас и укрепилось в нашей России, в Саксонии, в деревне Шолбеке, по свидетельству Кранца, мужчины всех возрастов с женщинами проводили повечерие Рождества Христова на погосте Св. Магна в бесчинных плясках и неблагопристойных песнях, по крайней мере, таких песнях, которые не свойственны такому высокоторжественному дню. Коляда Декабря 24 русские язычники славили Коляду, о которой уже мы ранее говорили. По словам нашего знаменитого историка Н. Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами. Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями. Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома. Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества. Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год. Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами. Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала митрополит Ростовский в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году. Колядки в Малороссии, 1864 г. Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу.
Сайт общественно-политической газеты Славянского района.
Святки начинаются 6 января в Рождественский Сочельник и длятся до Крещения 19 января. Мирные люди стараются не ругаться и в обычные дни, но в период Святок (с 6 по 19 января) соблюдение тишины и мира особенно важно. Святки (святые, праздничные дни, зимние святки, коляды; др.-рус. свꙗтокъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода. Сейчас у православных верующих Святки.