Ровно 20 лет назад российские миротворческие силы провели одну из самых дерзких военных операций девяностых — бросок из Боснии на Приштину — и заняли единств. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года двести российских миротворцев отправились в шестисоткилометровый марш-бросок до Приштины. С середины октября 1999 года аэропорт «Слатина» снова стал принимать и отправлять пассажирские рейсы. В марте-июне 1999 года натовские войска вели бомбардировки военных и гражданских объектов, рассчитывая помочь косовским сепаратистам выйти из-под контроля Белграда.
Бросок десантников на Приштину
Ровно 20 лет, в ночь с 11 на 12 июня российские десантники, неожиданно для своих НАТОвских партнеров совершили знаменитый бросок из Боснии на аэродром Слатина около города Приштина в Косово. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года двести российских миротворцев отправились в шестисоткилометровый марш-бросок до Приштины. 24 марта 1999 года началась военная операция НАТО «Союзническая сила» против Союзной Республики Югославия. Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта.
Тот летний рейд. Бросок на Приштину, 1999
18 лет назад 600-километровым броском на Приштину российский батальон за сутки изменил мир на Балканах. В мае 1999 года подразделение спецназа ГРУ под командованием нынешнего главы республики Ингушетия майора Юнус-бек Евкуров получает приказ из своего месторасположения в Боснии и Герцеговине направиться к аэропорту «Слатине» и установить над ним контроль. В результате ими был взят под контроль аэропорт "Слатина" (ныне Международный аэропорт Приштины), через который планировалось произвести вторжение массированных сил НАТО.
Инцидент в аэропорту Приштины
Фотокорреспондент и военный обозреватель «АиФ» вспоминает о том, как осуществлялась операция в Косове в июне 1999 года. 18 лет назад 600-километровым броском на Приштину российский батальон за сутки изменил мир на Балканах. Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта.
Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999
Противостояние русского и западного характеров К 11 часам к аэропорту подъехала колонна британских джипов, к которым через время присоединились танки. В небе над русскими стали кружить боевые десантные вертолеты, чьи пилоты пытались сесть в аэродроме. Этого не допустили водители БТРов, который как только вертолеты начинали снижаться, гнали свои машины им навстречу. Командующий силами НАТО британский генерал Дэвид Джексон вышел вперед своей колонны, и, повернувшись спиной к русским, стал приказывать танкам двигаться вперед. Старший лейтенант Николай Яцыков потребовал прекратить провокации, после чего его солдаты навели на британские машины ручные гранатометы и приготовились стрелять. Впоследствии британский командир проявил благоразумие и на приказ американского генерала Майкла Джексона уничтожить русских и занять аэропорт сказал, что не собирается начинать Третью мировую войну. Вместо атаки он дал приказ окружить аэродром.
Помешала этим планам Венгрия и Болгария, запретившая русским самолетам пролетать над их территорией. Пока на высшем уровне шли переговоры, десантники были полностью блокированы на территории аэродрома. О действиях и поведении русских солдат с теплом вспоминал комбат миротворцев полковник ВДВ запаса Сергей Павлов.
Маленькая победоносная война в Югославии устраивала Била Клинтона, который таким образом избежал импичмента после скандала с Моникой Левински. На руку она была и НАТО — альянс отпраздновал 50-летие и вроде как продемонстрировал свою нужность и значимость. Нашей стране похвастать было нечем. Нужна была своя «маленькая и победоносная» — пусть и в рамках чужой войны. Готовиться к ней начали еще в мае 1999 года. К концу мая аэропорт полностью контролировался отрядом российских разведчиков. Подробности той операции под руководством Юнус-Бека Евкурова до сих пор остаются зашифрованными. Передовой отряд российского десанта, базировавшийся в Боснии и Герцеговине, в составе 206 человек, 15 БТР и 35 автомашин сопровождения выдвинулся в сторону югославской границы утром 11 июня. Им предстояло преодолеть свыше 650 километров в самые кратчайшие сроки, чтобы успеть занять аэродром «Слатина» до подхода натовских сил, базировавшихся в соседней Македонии. Как ни странно, десантникам, двигавшимся под российскими флагами по дорогам разбомбленной Югославии никто не препятствовал. Кроме своих же… Узнав о выдвижении колонны, начальник Генштаба Анатолий Квашнин приказал Виктору Зварзину, возглавившему марш-бросок, срочно повернуть назад. Зная, что решение принято лично Президентом РФ, а приказ отдан Министром Обороны, Зварзин отключил телефон и не реагировал на вызовы по командно-штабной связи. Утром 12 июня батальон вошел в Приштину и вскоре занял аэродром, организовав круговую оборону. Четырьмя часами позже перед российскими блокпостами появились две британские колонны техники.
По словам президента, который тогда был секретарем Совбеза, идея броска принадлежала генералу Анатолию Квашнину. Он решил не согласовывать это с высшими должностными лицами, в том числе со своим начальством, но в конечном итоге это было сделано. На вопрос "Зачем? Сам Путин ответил, что не возражает против захвата объекта, если военные считают это целесообразным.
На пороге Третьей мировой Есть данные, что в том случае, если бы нашим десантникам пришлось вступать в бой с подразделениями НАТО, Кремль планировал оперативно подписать союз с руководством Югославии и начать военные действия с НАТО уже по всему Косово. А это грозило полномасштабной войной не только на Балканах. Однако, британский генерал не пошел на поводу у американского коллеги, фактически остановив намечавшуюся войну между Россией и НАТО. Обломавшись на Джексоне, американцы надавили на страны Восточной Европы, которые по указке Вашингтона не пропустили через свое воздушное пространство военно-транспортные самолеты Минобороны РФ с подкреплением. России пришлось перевозить свои подразделения морем, через Грецию. Уже после этого военные колонны через Македонию совершили дерзкий марш-бросок к Приштине, где двести наших десантников с июня держали оборону. И уже в октябре 1999 года аэропорт «Слатина» заработал в прежнем режиме. Потом уже раздробленную Югославию будут ждать жестокие бомбежки, гражданская война и кровавые межнационалные распри. Но это уже другая история... Читайте нас в.
Марш-бросок батальона ВДВ РФ изменил историю Югославской войны
Российские газеты называли этот поход «крупнейшей военной операцией после Второй Мировой войны». Развёртывание международных миротворческих сил началось именно с российской прелюдии, перечеркнув планы НАТО с триумфом войти в сербскую провинцию после нескольких недель её бомбардировок. Российские военные заняли все помещения аэропорта Слатина, организовали круговую оборону, оборудовали блокпосты и приготовились к появлению войск НАТО. Задача по захвату Слатины была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года.
Поделитесь с друзьями! Летом 1999 года мир оказался в шаге от новой войны, когда британскому генералу Джексону поручили выбить российских десантников, занявших аэропорт в Косово. Внезапные русские В 7 утра 12 июня 1999 года две сотни русских десантников на пятнадцати БТРах и нескольких десятках автомобилей совершили быстрый марш-бросок и беспрепятственно заняли единственный на территории Косово аэропорт Приштины, «Слатина». На территории Югославии в то время происходили очень страшные вещи. Однако, довольно рискованная операция по захвату аэропорта проводилась без согласования Москвы с западными военными.
Зато это позволило российскому командованию на несколько часов опередить войска альянса, так же двигавшиеся к аэропорту, и заявить о своих интересах на Балканах. Для НАТО маневр русских войск реально оказался полнейшей неожиданностью. Пытаясь наверстать упущенное, натовцы зашевелились, и уже спустя несколько часов после взятия аэропорта под российский контроль возле него появились английские танки и автомобили со спецназовцами. Небо над ажропортом заполнили британские "ветушки". Но российские БТРы стремительно выехали на взлетно-посадочные полосы, и не позволили им этого сделать. Попытка взять на испуг На земле первыми попытались вступить с русскими в контакт норвежские спецназовцы.
Россия поставила в дежурный режим несколько авиабаз и подготовила десантные батальоны к отправлению в Приштину на военно-транспортном самолете Ил-76.
Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам блокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса. Штаб Джексона связывался с бригадой США и им сказали, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена. Однако в то время плохие погодные условия сделали это невозможным. На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье. Кларку было указано, что русские изолированы и не могут быть усилены с воздуха, и что поддержка России была жизненно важной частью заключения мирного соглашения; противодействие им будет только контрпродуктивным. Кларк отказался принять это и продолжил отдавать приказ о блокировке взлетно-посадочной полосы, утверждая, что его поддерживает Генеральный секретарь НАТО.
Джексон отказался выполнять приказы Кларка, как сообщается, сказав ему: «Я не собираюсь начинать Третью мировую войну за вас». Когда снова получил прямой приказ заблокировать взлетно-посадочную полосу, Джексон предположил, что британские танки и бронемашины будут более подходящими, зная, что это почти наверняка будет наложено вето британским правительством. Кларк согласился.
И агрессор не осмелился бомбить их...
За три месяца агрессии НАТО преступники сбросили 22. Более 1. За три месяца агрессор потратил столько денег, что по собственно натовским подсчетам, их хватило бы, чтобы прокормить за это время 80 миллионов человек. Югославия понесла прямой материальный ущерб почти на 130 миллиардов долларов, больше чем во Второй мировой войне.
Центр города Алексинац был полностью разрушен, более 20 человек погибли и более 50 получили ранения. Ракеты из натовского самолета 12 апреля полностью уничтожили пассажирский поезд на въезде в ущелье Грделица. Точное число жертв никогда не было установлено. ФОТО: Поезд в Грделице, 12 апреля 1999, автор Зоран Милованович Агрессор в окрестности города Печ 3 апреля разбомбил рейсовый автобус с женщинами и детьми, убив 20 и ранив 43 пассажира.
В городке Мурино в Черногории, где не было ни одной воинской части, 30 апреля при бомбардировке моста через реку Лим было убито шесть мирных жителей, в том числе трое учеников начальной школы. Восемь граждан были ранены. Как минимум 40 невинных гражданских лиц были убиты 1 мая, когда натовская ракета уничтожила пассажирский автобус, следовавший по маршруту Ниш-Подуево. Рынок и больница в городе Ниш были 7 мая разбомблены снарядами кассетных бомб.
Погибло15 мирных жителей, а более 70 было ранено. В результате взрывов бомб выпущенных 14 мая с натовских самолетов на колонну албанских беженцев в районе деревни Кориша, было убито 87 гражданских лиц и ранено около ста человек. Немецкие самолеты разбомбили в полдень 30 мая, при хорошей погоде, мост в городе Варварин, полный пешеходов. Убито 10 граждан и более 30 ранено.
В последнюю майскую ночь натовская авиация в городе Сурдулица подвергла бомбардировке геронтологический центр, санаторий по заболеванию легких, и павильон в котором размещались беженцы из Республики Сербской Краины. Было убито 20 человек, а 88 получили ранения. Особое преступление и скандал беспрецедентных масштабов - бомбардировка здания китайского посольства в Белграде 7 мая, когда три китайских дипломата были убиты, и несколько сотрудников миссии получили ранения. Кроме классических боеприпасов силы НАТО в агрессии на Югославию использовали снаряды с обедненным ураном, которые постоянно загрязняли окружающую среду и будут угрожать здоровью людей на протяжении веков.
За 78 дней бомбардировок было убито 1.