[Один из лидеров неофициального искусства] Белютин Элий Михайлович (1925–2012) «Копия с Рафаэля». Картина с мастер – класса студентов МИСиС по методике Белютина (апрель 2013 г.). Многие его участники вообще никогда не рисовали. Элий (Елигий) Михайлович Белютин (10 июня 1925, Москва — 27 февраля 2012, там же [2]) — российский художник, педагог и теоретик искусства.
Новая реальность. Элий Белютин
Картины Элия Белютина, переданные в дар Псковскому музею, хотели видеть в Литве и Польше. В сентябре 2011 года в адрес Чувашского государственного художественного музея пришло письмо с неожиданно приятной новостью, в нем сообщалось о преподнесении в дар музею 11 картин известного художника Элия Михайловича Белютина. Белютин (Билютин) Элий Михайлович, Художник, историк и теоретик искусства, педагог, основатель и руководитель художественной студии «Новая реальность», автор «теории всеобщей контактности». Полвека назад художник Элий Белютин разработал методику раскрытия творческих способностей личности. Элий Михайлович Белютин выработал для этого уникальный художественный язык – удивительно проникновенный и трогательный.
Ольга Ускова: В поисках новой реальности. Школа художника Белютина. Часть первая
В сюжете сообщалось о визитах к Нине Молевой высокопоставленных чиновников из Кремля и демонстрировалось поручение президента, на основании которого для коллекции требовалось подыскать достойное помещение к сожалению, на момент написания статьи на официальном ресурсе www. Камера показала квартиру, заполненную произведениями искусства, между которыми привычно гуляют хозяйские коты. Было рассказано обо всем — кроме самого интересного: какие эксперты, когда и на основании каких исследований подтвердили подлинность коллекции Белютина? И каково происхождение коллекции? Собрание Элия Белютина было известно еще в советское время и окружено тайной, как и сам его владелец, официальные биографии которого очень лаконичны. Участник разруганной Хрущевым манежной выставки 1962 года, Белютин со временем занял достаточно прочные позиции в советской творческой иерархии, и принадлежащая ему коллекция органично завершала образ успешного художника. Тем более что, по воспоминаниям современников, темы успеха, посещений мастерской руководителями партийной верхушки СССР, близости к властным структурам часто всплывали в разговорах Белютина. О коллекции знали друзья художника, ее видели гости, приходившие к нему в дом. Имена великих мастеров, которые называли хозяева, безусловно, производили впечатление, особенно на тех, кто понимал, насколько трудно не то что купить, а просто физически найти в СССР вещи авторов такого уровня. Удивляло, как безбоязненно хозяева демонстрировали свое собрание, ведь обычно советские коллекционеры, даже принадлежавшие к кругам художественной и научной элиты, были осмотрительны и не стремились афишировать собственные коллекции.
Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто, а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее. Картины у них висели везде, даже на потолке. Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире. Все задавали себе вопрос о происхождении коллекции, но никто не осмеливался произнести его вслух. Все заведомо знали, что любой ответ будет враньем.
Я случайно попала в эту комнату. Однажды я решила подарить своему приятелю небольшую картину немецкого художника-абстракциониста. Он воспринял подарок как-то вяло: «Наши лучше». Почему, какие именно «наши»? Именно там, на старой даче в «Поселке художников», где когда-то работала студия Элия Белютина, в оставшемся нетронутым хранилище картин я провела тогда полдня. Пыталась списать свое потрясение на женские гормоны и геомагнитный фон. Но прошли недели, а впечатление меня не отпускало. А мне-то всегда казалось, что я человек просвещенный, да и в домашней коллекции хранятся два рисунка Серебряковой и инсталляция Джека Пирсона, от которых самое сильное впечатление получаешь, увидев сумму на чеке. Итак, констатируем: произошло чудо. Передо мной сенсация, клад, выход в новую реальность. Почему только сейчас? Почему не 50 лет назад? Почему белое пятно в истории страны, в истории мирового искусства? Тогда я встретилась с коллекционерами Самвелом и Кариной Оганесян. Они познакомили меня с историей «Новой реальности», показали свою коллекцию работ Белютина и его учеников. У них я приобрела первые работы для собственной коллекции. О своей студии Элий Белютин мечтал с 1946 года. Учившийся у Павла Кузнецова, Аристарха Лентулова, Льва Бруни, Белютин впитал их понимание искусства как ремесла, требующего жесткого профессионализма, чуткой реакции на окружающий мир. Молодой и амбициозный художник загорелся не менее амбициозной целью — создать Академию искусств нового типа. Задача была вполне конкретная — воспитать художника с развитой способностью эмоционально и раскованно воспринимать окружающий мир и вследствие этого находить и разрабатывать изобразительные средства для выражения своего переживания. Новая Академия Белютина должна была предложить адекватный современности художественный язык, отражающий стремительно меняющуюся духовную жизнь человека, выработать сознательный подход к проблемам современного искусства.
Героя французского сопротивления Жана Кассу интриговали опыты советского педагога с творческой интеллигенцией и массовый рисовальный психоз. Возникла переписка двух эспериментаторов. Какой может быть арест, если вас сопровождает советник Кремля Виктор Луи? Не опасаясь ареста за нарушение границы, в Абрамцево приезжали поляки и французы, итальянцы и американцы. Приглашенные с женами восторгались старинными картинами, висевшими на бревенчатых стенах салона. Гости, развалившись в плетеных креслах, оживленно обсуждали опалу Хрущева, надгробные монументы Неизвестного, коллективное руководство страны, нашествие поп-арта в Европу. Работа с профессором Римского университета Франко Миеле была особенно приятной и продуктивной. Профессор взялся составить историю неофициального искусства в современной России. Работали практически вчетвером. В 1973 этот уродливый труд вышел в Италии и доставил большую радость опальному гуру. Волна еврейской эмиграции, охватившая страну и увлекшая за собой его друзей — Феликса Збарского, Марка Клионского, Юрия Красного, Владимира Галацкого — не смутила прозорливого артиста. Жизнь в Совдепии казалась невыносимо скучной и серой, но здесь стояли свои стены, украшенные старинными картинами и надеждой на лучшее будущее, а на Западе — сплошная неизвестность без пенсии и родных стен. Вылазки на природу обставлялись как языческое богомолье, с выпивкой и закуской, под музыку Баха. Расчетливая экспрессия на полпути к лирической абстракции. Он их не продавал, а дарил. Белютин отлично знал, что нелегалы Зверев, Рабин, Яковлев живут своим искусством, но опуститься до них он не мог, не хватало ни смелости, ни желания. Раздвоение личности? Нет, органический оптимизм! Белютин родися барином и богачом. Хитроумный дед оставил ему клад — картины известных европейских мастеров, стоившие большие миллионы в твердой валюте. Белютинцы рассыпались, притихли на своих штатных местах, поджидая момента для решительной атаки. В последний раз я видел его на похоронах его любимой ученицы Гаяны Каждан холодной осенью 73-го года. На пригорке возвышался Белютин, плотно одетый в заграничное пальто с пояском, черная шляпа и неизменный красный шарф через плечо, а вокруг могилы стояли сплошные кандидаты в эмиграцию. Доходили слухи об эмигрантских успехах Владимира Галацкого. В Швеции его сравнивали только с Рембрандтом. Супруги Белютины не играли в диссидентские игры, а вкалывали, сочиняя книжки одну за другой. Книжек вышло очень много, около 400 — статьи и романы, трактаты и переводы, монографии и биографии, искусство России и Запада. В раннюю перестройку, когда над нищей страной блеснул социализм с человеческим лицом, видную роль играл Борис Жутовский, рисовальщик и полиграфист с большими связями в старом и новом официозе, от генералов государственной безопасности до директоров центрального телевидения. Он без промедления занялся выставками белютинцев, распределяя фотоматериал и тексты по своему усмотрению. Откуда-то вылезла темная подвальная шелупонь — Кантор, Брускин, Капустянский — и завернула валюту в свой бездонный карман. Он, Белютин, лидер мирового искусства, живет на нищенскую пенсию учителя, а эти молодцы гребут деньги лопатой. Скажите — где же справедливость? К этому славному времени народных митингов и решительных общественных перемен имя Белютина как дилетанта и провокатора обросло легендами о непримиримом борце с косностью и мракобесием в культуре России. Мелочиться он не стал. Знай наших! Не американец, а русский — первый, как в космосе, так и в мировом искусстве! И самое удивительное — так и было на самом деле, но работы Поллока дорого оплатила Америка, а Белютина Россия обозвала провокатором и мерзавцем. Умеренный успех, первые закупки. Молева творила литературные чудеса. В 1991 году супругов выпустили с выставкой в Америку. Об успехе говорить не приходится. Получилась не выставка 88 картин, а русская самоделка. Белютина уличили в подделке своих собственных работ. Он решил, что можно не только людей, но и время повернуть назад, как поворачивают автомобиль. Картины, нарисованные в 90-м, он подписывал 50-м годом. Получался обыкновенный фальшак вместо музыки. Личное явление Белютина народу спотыкалось о чудовищные преграды : иная жизнь и новые люди. Его крики о спасении священной русской культуры не принимали всерьез. Где сладкие советские времена? Где мусора и стукачи, фарцовщики и бомбилы? Где незабываемый Никита Сергеевич Хрущев? Где русская интеллигенция? С кем взяться за руки, чтоб не потеряться? Не с кем! И — зловещий факт налицо! Надвигалась глубокая старость, а с ней и невзгоды. К середине 90-х годов у русских людей появились деньги. Ясно обозначились бедняки и богачи. Прямолинейно мыслящие разбойники порешили, что пора образумить сумасбродного старика и освободить его от родительского наследства. Они атаковали квартиру Белютиных сверху, сбросив на спящих хозяев потолочную люстру. Конечно, взломщиков не нашли, но мэр Москвы предложил сдать антикварное наследство в верные городские руки, что походило на вымогательство. Картины и скульптуры классиков, китайские вазы и комоды идут в музей, а Белютиным чинят потолок за казенный счет, без перевода их в старческую богадельню. Драться с такой силой они не смели. Несмотря на многолюдство, друзей у Белютина не было, а с подчиненным доверительно не поговоришь.
Белютина, Москва. Автор текста: Лариса Смирных — заместитель директора по хранительской работе Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Это случилось ещё в 1962 году, сразу же после разгрома его студии Н. Но студия продолжала жить… Выбрав независимый путь, отмеченный принципами нового художественного мышления, Белютин со студийцами активно работали на даче в Абрамцеве, ставшей центром оппозиционного официальному искусству творчества. Художники выживали вместе… Никакой надежды на то, чтобы выставить или продать картины в России не было. Но в это же время произведения Белютина экспонируются в Париже, приобретаются Национальным музеем современного искусства. Не изменяя себе, Белютин продолжает писать, выражая свои мысли и чувства свободно, без оглядки на существующие в советском искусстве приоритеты. Всю жизнь искусство этого художника было наполнено рефлексиями христианкой веры, учащей терпению, прощению, проповедующей любовь к ближнему, дающей надежду на спасение… В 1960-е годы в творчестве Белютина появляются многочисленные образы матери с ребенком, ставшие на всю жизнь одним из главных сюжетов его произведений.
Краски материнской любви в творчестве Элия Белютина
Несмотря на заявленную фантастическую стоимость коллекции в 2 млрд долларов, ее в свое время отказались принять в дар несколько российских музеев Нина Молева. Нине Молевой было 98 лет. В Минкультуры уточнили, что искусствовед скончалась 11 февраля, назвав ее уникальным ученым и удивительной женщиной. В музейном сообществе обсуждают, что будет с коллекцией картин, среди которых, как сообщала сама владелица, есть даже Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан. Однако в подлинности этих вещей много лет сомневаются ее коллеги-искусствоведы.
Нина Молева — специалист известный и авторитетный, исследовала историю русского и зарубежного искусства. Состояла в браке с художником-авангардистом Элием Белютиным, участником той самой скандальной выставки в Манеже, разгневавшей Никиту Хрущева. Это от мужа Нина Молева унаследовала коллекцию живописи из 200 картин, история которой достойна приключенческого романа. Нина Молева успела написать о ней книгу «В саду времен.
Собирать ее начал еще дедушка Элия Белютина — Иван Гринев. Он работал художником императорского театра, тогда и увлекся покупкой живописи. В советские годы в его квартире, где хранилась коллекция, была коммуналка, картины спрятали в тайник.
В стенах Калининградской художественной галереи случилось событие, благодаря которому значительно пополнился её фонд.
В галерею поступила коллекция живописи, принадлежащая кисти Элия Белютина, известного русского мастера абстрактной живописи. В данной коллекции насчитывается более сотни живописных полотен, альбом рисунков, созданных Элием Белютиным в военные годы, документы из архива художника и его личные вещи. В фонд галере поступила и библиотека, принадлежавшая художнику, старинная мебель, украшавшая его мастерскую, находившуюся у Патриарших прудов.
В 1947 году принят в Союз художников, в 1948 году состоялась первая персональная выставка художника в Москве. И тут, словно гром среди ясного неба, Элий был исключен из Союза художников за так называемый формализм — отход от принципов социалистического реализма в искусстве.
В 1949 году Элий женился на Нине Молевой, которая стала его верным помощником в жизни и творчестве. С 1954 года Белютин является организатором и бессменным руководителем студии экспериментальной живописи и графики «Новая реальность», которая получила официальный статус. Целью занятий Студии было раскрепощение эмоций художника. В ноябре 1962 года Белютин организовал первую после 1920-х годов выставку абстрактного искусства в помещении Студии на Большой Коммунистической улице. На выставке было представлено более двухсот работ шестидесяти участников Студии.
Генсек был недоволен непонятным, чужеродным ему искусством абстракции. Началась кампания против формализма и абстракционизма. С 1964 года деятельность Студии возобновилась в доме-мастерской, купленном Белютиным и Молевой в поселке Абрамцево специально для продолжения работы художников. В этом доме также проводились ежегодные весенние и осенние выставки. С той поры художники стали именовать себя «Абрамцевским братством».
В 1997 году здесь был открыт Абрамцевский музей современного авангардного искусства. Элий Белютин стал выставлять свои картины за рубежом с начала 1960-х годов. В 1961 году он с большим успехом участвовал в выставке «Художественные галереи» в Париже галерея Ламбер. С этого времени картины Белютина постоянно представлены в этой галерее.
Но история — сложная штука, и судя по воспоминаниям учеников его студии и современников, Белютин был весьма неоднозначной личностью… - Художника с уверенностью можно назвать основателем первого альтернативного официальному метода образования. Студенты рисовали на любых поверхностях практически всеми возможными инструментами, включая швабры и гвозди. Программа строилась на принципе тотальной эклектики. Только в 1988 году художники Студии получили официальное разрешение экспонировать свою живопись и графику.
В 1990 году состоялась триумфальная выставка «От Манежа до Манежа» в Центральном выставочном зале в Москве. С этого времени выставки Студии и персональные выставки Белютина экспонируются в России и во многих странах мира, а в публикациях начала 1990-х годов Белютин значится как «патриарх крупнейшей школы андеграунда». Творческий диапазон Белютина очень широк: живопись, графика, скульптура, теоретические труды. Он стремится выразить себя и передать свое мироощущение средствами свободного творчества, продолжает сближение абстракции и конкретного символа, использует принцип кодирования, фигура в холсте преобразуется в графический знак. В то же время его живопись в высшей степени экспрессионистическая. Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, художник создал свой особый художественный стиль - «модульную живопись», язык символов.
Живопись, скульптура, графика
Белютин Элий Михайлович (1925–2012) — российский художник, педагог, теоретик искусства. Московский Манеж – это Элий Михайлович Белютин! Элий Михайлович Белютин вошел в историю русского искусства как художник авангардист и теоретик русского искусства второй половины 20 века.
Белютин Элий (Елигий) Михайлович. Реквием. 1962
Одной из самых фантазийных коллекций для меня оказалась коллекция художника и теоретика Элия Белютина. Официальный сайт художника Элия Михайловича Белютина info@ В 2012 году после смерти Элия Михайловича Белютина его вдова Нина Молева, историк, искусствовед, писательница, последняя в роду хранительница этой коллекции, завещала найденные ими с мужем картины.
Элий Белютин. Формула Времени
Выставка «Граница реальности»: выставка работ выдающегося художника авангардиста Элия Белютина | [Один из лидеров неофициального искусства] Белютин Элий Михайлович (1925–2012) «Копия с Рафаэля». |
Элий Михайлович Белютин | На 87-м году жизни в Москве скончался художник-авангардист, преподаватель и мистификатор Элий Михайлович Белютин, основатель знаменитой студии своего имени и участник легендарной выставки в Манеже 1962 года. |
Многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина | Андрей Ерофеев о картине Элия Белютина «Звери (Двое)»: «Перед нами картина, служившая (не исключено) реальной иллюстрацией курса инициации к модернизму, которым славилась в 1960-е «Студия Белютина». |
Элий Белютин. Формула Времени
Почему белое пятно в истории страны, в истории мирового искусства? Тогда я встретилась с коллекционерами Самвелом и Кариной Оганесян. Они познакомили меня с историей «Новой реальности», показали свою коллекцию работ Белютина и его учеников. У них я приобрела первые работы для собственной коллекции. О своей студии Элий Белютин мечтал с 1946 года. Учившийся у Павла Кузнецова, Аристарха Лентулова, Льва Бруни, Белютин впитал их понимание искусства как ремесла, требующего жесткого профессионализма, чуткой реакции на окружающий мир. Молодой и амбициозный художник загорелся не менее амбициозной целью — создать Академию искусств нового типа. Задача была вполне конкретная — воспитать художника с развитой способностью эмоционально и раскованно воспринимать окружающий мир и вследствие этого находить и разрабатывать изобразительные средства для выражения своего переживания. Новая Академия Белютина должна была предложить адекватный современности художественный язык, отражающий стремительно меняющуюся духовную жизнь человека, выработать сознательный подход к проблемам современного искусства.
Элий Белютин и Нина Молева — замечательно талантливая пара. Он — учитель, методист, художник, организатор, психолог, гуру. Она — жена, боевая подруга, менеджер, маркетолог, психолог, икона. Создание своей студии для того времени явление уникальное. Ни в СССР, ни на Западе не было аналогичного объединения художников, которые бы работали бок о бок по принципам артели Нового времени, имели четкую творческую методику и, что важнее всего, единого лидера. Тамара Тер-Гевондян «Натуральная композиция портрета» От идеи до ее реализации прошло восемь лет. Когда открывались лагеря и впервые задул свежий ветер оттепели, вокруг Элия Белютина сформировался круг художников, готовых искать новые формы в искусстве. Началом существования студии «Новая реальность» можно считать 1954-й, когда студенты полиграфического и текстильного института объединились и фактически выбрали Белютина своим новым гуру.
Для молодого преподавателя с инновационной методикой они стали идеальным материалом для работы. С одной стороны хорошая академическая база и профессиональная подготовка, с другой — никто никогда не пытался сформировать из них художников в традиционном для того времени понимании. Работа в студии давала постоянную погруженность в творческий процесс. Поездки на пароходах, почти круглосуточная работа на белютинской даче в Абрамцево, общение с друзьями-студийцами, совместный анализ работ порождали постоянное желание творить.
По словам Элия Михайловича, искусство не может конкурировать с наукой. Искусство - это человеческая жизнь, создание пластического духовного воздействия, идентичного силе воздействия действительности. Иначе говоря, искусство - это жизнь человека в жизни, наука же - это изучение жизни человека в окружающей его действительности. Теория контактности Белютина исходит из того, что искусство — самая яркая форма проявления творческой потенции, тот атомный взрыв, который происходит в надсознании человека и составляет существо искусства. Создавайте не подобие предмета, но всю сложность переживаний, которыми вы в момент работы охвачены», — это творческий принцип художников «Новой реальности». В их произведениях человеческие чувства обретают форму пластических символов. Элий Михайлович Белютин скончался на 86-м году жизни. Художник оставил заметный след в живописи, был известен как в России, так и за пределами страны. Автор: Анастасия Фролова.
Искусство «белютинцев» ошеломило своим мощным посылом, который шел через особое формопонимание, монументальность образов и необыкновенную эмоциональность. Но желаемого, к сожалению, не произошло… Практически все работы были отправлены на выставку в США, где пополнили собрания музеев, галерей и частные коллекции. Прошло более пятнадцати лет… 2006 год. Приезд в Москву в связи с передачей в фонды музея частной коллекции декоративно-прикладного искусства и отбору работ живописи и графики в фондах МК РФ. Именно тогда состоялась первая встреча с семьей Белютиных - Элием Михайловичем и Ниной Михайловной Молевой, организованная хранителем фондов графики при Министерстве культуры. Этот случай предопределил все дальнейшие события. Музейщики были приняты в доме Белютиных, который наполнен искусством: коллекцией произведений западноевропейской живописи и скульптуры прошлых веков, собирать которую начал еще дед Э. Белютина по материнской линии. Как оказалось, встреча была не случайной. Нина Михайловна помнила все музеи и хранила их заявки на передачу в фонды с Манежной выставки 1991 года произведений Элия Михайловича. Некогда сделанная заявка Нижнетагильским музеем стала основополагающей в налаживании контактов с семьей художника. Молева и М. Агеева Первое поступление составили 13 работ — один холст, написанный маслом, и 12 листов печатной графики. Желание Элия Белютина отправить свой подарок во Францию не увенчалось успехом - не пропустили. После, в течение семи лет, коллекция каждый год прирастала. Сегодня произведения Э. Белютина хранятся в 55 музеях России. Но лишь о немногих среди них имеются в виду региональных можно сказать, что они обладают полными монографическими коллекциями. Ими стали музеи изобразительных искусств городов - Калининграда, Орла, Нижнего Тагила, историко-архитектурный художественный «Новый Иерусалим». В остальные российские музеи из собрания в основном передавались произведения графики. За рубежом обладателями произведений Э. М, Белютина является 41 музей тринадцати стран. Требовалась ли работам реставрация? Как проходила реставрация произведений? Рука опытного музейного реставратора Антонины Александровны Наседкиной коснулась почти всех поступивших в фонды живописных работ Э. Белютина и к каждому из них был найден индивидуальной подход с учетом особенностей каждого. Осматривая произведения, реставратор отметила, что автор мало обращал внимания на технологию, соединял порой несовместимые материалы, что приводило к необратимым последствиям. Так дело обстояло со многими холстами Белютина. Порадовали музейного реставратора произведения последних лет: состояние сохранности этих картин было удовлетворительным - порой требовалась только натяжка на подрамник, так как для удобства перевозки из Москвы в Нижний Тагил холсты с подрамников снимались и накатывались на валы. Сложнее дело обстояло с произведениями 1940-х-1950-х гг.. Белютин в разное время работал с разными основами: в войну использовал даже льняное полотенце, чтобы превратить его поверхность для картины, писал на тонкой хлопчатобумажной ткани, которая рвалась при натяжке на подрамник, или использовал грубую мешковину. Утраты красочного слоя на картинах были незначительные, но имелись сильные потертости и загрязнения. Реставратор масляной станковой живописи А. Наседкина Картины 1960-х гг. Для удаления зажирненности с их поверхности ресторатор применяла бензин. Произведения с ветхой основой дублировались на новую основу. В работах более позднего периода большую угрозу представляла неравномерная нагруженность холста: тонко написанный фон, но сделанное фактурно изображение создавали неравномерный по толщине красочный слой, от чего появились отслоения, кракелюр и утраты. К тому же картины с такой поверхностью по-разному впитывали влагу, что приводило к появлению крупных, жестких изломов, измятостей и к утратам красочного слоя. Сам процесс устранения повсеместных жестких устойчивых деформаций основы оказался достаточно сложным и длительным: холсты закладывались под пресс, которым служили мраморные плитки и чугунные утюги, а на фактурную живопись укладывали мешочками с песком или солью, которые ложились мягко по фактуре. Но результат достигался всегда… Такой комплекс реставрационных процессов проводился со многими картинами Э. Какие выставочные и иные проекты с произведениями Э. Белютина музей организовывал? За это время Музей организовал две персональных выставки Элия Михайловича. Первая - была открыта в декабре 2007 в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, через полтора года после знакомства и начала сотрудничества с семьей Белютиных.
Об атмосфере таинственности, окружавшей дом, вспоминал и художник Владимир Янкилевский, бывавший у Белютина, но, что удивительнее, не было информации и о самих вещах, а ведь в тесном кругу московских коллекционеров советского времени хорошо знали цену собраниям друг друга. Знали уровень крупных частных коллекций и музейные специалисты — но не работ, хранившихся в квартире Белютина — Молевой. Даже сейчас мы можем судить о домашней картинной галерее только на основании противоречивых отрывочных впечатлений и оценок тех, кто когда-то видел собрание. В начале 1990 годов крупнейший независимый эксперт в области старой живописи Эрик Тюркен посещал Москву по просьбе одного аукциониста и видел коллекцию: по его мнению, в ней есть десяток более или менее интересных картин. В 1992 году итальянский издатель Спирали выпустил каталог собрания Белютина, назвав его «одной из самых прекрасных частных коллекций Европы». Московский специалист, отвечая на вопросы журнала, сообщил, что никто по-настоящему коллекцию не изучал и она не проходила исследования в инфракрасных лучах, а без этого не может быть и речи о подтверждении подлинности работ. Нина Молева, известный искусствовед, написала книгу «В саду времен» с подзаголовком «150 лет фамильной коллекции Элия Белютина», которая читается как увлекательный исторический роман и включает в себя составленные самой Молевой атрибуции вещей из собрания. Периодически возникали слухи о том, что на коллекцию претендуют крупнейшие российские музеи, однако ГМИИ им. Пушкина от предложения Нины Молевой принять коллекцию отказался. По словам хранителя коллекции итальянской живописи, ведущего сотрудника отдела старых мастеров музея доктора искусствоведения Виктории Марковой впервые увидевшей каталог собрания Белютина еще в 1974 году в Италии, где он был опубликован , «в коллекции не оказалось практически ни одного из заявленных владельцами коллекции громких имен, а многие произведения вообще не соответствуют музейному уровню и не представляют никакой исторической и музейной ценности». Проявил осмотрительность и Юрий Лужков, когда в бытность свою мэром Москвы отклонил предложение владельцев передать коллекцию в дар городу. Видимо, консультанты градоначальника здраво оценили все положительные и отрицательные стороны такого подарка. Сегодня любой серьезный российский коллекционер, пополняющий свое собрание, поинтересуется и именем, и репутацией эксперта, и провенансом вещи: громкие скандалы с подделками произведений искусства научили осторожности. Тем не менее о том, будет ли в отношении коллекции Белютина организовано полноценное комплексное искусствоведческое и технологическое исследование, ничего не слышно. Пушкина, где представлены эталонные произведения как раз тех авторов, которые, по словам владелицы, присутствуют в коллекции Белютина. Вопрос остается открытым.
Многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина
Когда открывались лагеря и впервые задул свежий ветер оттепели, вокруг Элия Белютина сформировался круг художников, готовых искать новые формы в искусстве. Началом существования студии «Новая реальность» можно считать 1954-й, когда студенты полиграфического и текстильного института объединились и фактически выбрали Белютина своим новым гуру. Для молодого преподавателя с инновационной методикой они стали идеальным материалом для работы. С одной стороны хорошая академическая база и профессиональная подготовка, с другой — никто никогда не пытался сформировать из них художников в традиционном для того времени понимании. Работа в студии давала постоянную погруженность в творческий процесс. Поездки на пароходах, почти круглосуточная работа на белютинской даче в Абрамцево, общение с друзьями-студийцами, совместный анализ работ порождали постоянное желание творить.
Притом что картины художников «Новой реальности» стилистически предельно далеки от соцреализма, Белютин никогда не позиционировал свою работу как подпольную, а искусство как нонконформистское. Для него это была реализация естественной для искусства потребности развиваться и меняться. Большинство художников действительно шли за Белютиным, доверяя ему во всем. Участвовали только в коллективных выставках студии, в Союз художников не вступали, о самостоятельной карьере даже не думали. При содействии Нины Молевой работы студийцев выставлялись в Италии, Америке, Англии, однако ни один художник не сформировал свой собственный бренд.
Сейчас такая наивность удивительна. Они жили где-то вне координатной сетки денег и славы. В этом особая уникальность школы Элия Белютина: материальный аспект был целиком вынесен за скобки. На Западе такой результат был недостижим: тот же Поллок этого периода уже находился в финансовой системе координат. Поэтому здесь было интереснее.
Александр Крюков «Освенцим» Увы, оборотной стороной такого подхода к работе стало то, что целое направление, которое должно было занять нишу в истории искусства, осталось известно только узкому кругу специалистов. Как же проходила работа в абрамцевской студии группы «Новая реальность»? Внешне обстановка могла показаться довольно академичной. На занятиях в студии всегда присутствовали натурщица или предметная композиция. Однако формулировка задания коренным образом отличалась от академических канонов.
Это внутрикорпоративное соревнование дизайнеров, направленное на развитие креативного мышления и, в итоге, на создание необыкновенных автомобилей будущего. Проект Белютина возрождается в России В это году в России теория всеобщей контактности приобрела второе дыхание. Основным инициатором проекта стала известный предприниматель Ольга Ускова которая также является заведующей кафедрой инженерной кибернетики , а также ряд учеников и последователей Элия Белютина.
А также известные деятели культуры, науки и искусства. Смысл проекта заключался в популяризации методики развития креативного мышления Белютина в нашей стране. О результатах говорить еще рано, но уже точно можно сказать, что он заинтересовывает с каждым годом все больше людей.
Например, когда такой мастер-класс проходил в июле на площадке МИСиС на Селигере, полил дождь, начался шторм, было объявлено по радио предупреждение о сборе в безопасном месте, но никто из ребят не ушел. Рисовали под дождем! И никто не хотел уходить.
Я лично знаю девушек, которые, не смотря ни на, что продолжали рисовать. Происходящее было интересно и захватывающе. Люди, собирались вокруг художников и спрашивали, где можно взять холст и краски.
При всей атмосфере и погоде у людей получились замечательные картины. Это действительно важно. Кстати, некоторые работы, выполненные на наших мастер — классах эксперты оценили в сотни тысяч рублей.
Ссора» Часть первая: Абрамцевский гуру Я сижу и реву как ненормальная. По образованию и происхождению я математик из семьи математиков. По призванию — купец первой гильдии, владелец заводов, газет, пароходов.
Люблю строить, руководить, предпринимать. И вот со всеми этими задатками, бесконечно далекими от зыбкого и романтичного мира прекрасного, я вот уже полчаса кряду сижу и реву от избытка эмоций в комнате, хаотично заставленной картинами художников из группы Элия Белютина «Новая реальность». Я случайно попала в эту комнату.
Однажды я решила подарить своему приятелю небольшую картину немецкого художника-абстракциониста. Он воспринял подарок как-то вяло: «Наши лучше». Почему, какие именно «наши»?
Именно там, на старой даче в «Поселке художников», где когда-то работала студия Элия Белютина, в оставшемся нетронутым хранилище картин я провела тогда полдня. Пыталась списать свое потрясение на женские гормоны и геомагнитный фон. Но прошли недели, а впечатление меня не отпускало.
А мне-то всегда казалось, что я человек просвещенный, да и в домашней коллекции хранятся два рисунка Серебряковой и инсталляция Джека Пирсона, от которых самое сильное впечатление получаешь, увидев сумму на чеке. Итак, констатируем: произошло чудо. Передо мной сенсация, клад, выход в новую реальность.
Почему только сейчас? Почему не 50 лет назад? Почему белое пятно в истории страны, в истории мирового искусства?
Тогда я встретилась с коллекционерами Самвелом и Кариной Оганесян. Они познакомили меня с историей «Новой реальности», показали свою коллекцию работ Белютина и его учеников. У них я приобрела первые работы для собственной коллекции.
О своей студии Элий Белютин мечтал с 1946 года. Учившийся у Павла Кузнецова, Аристарха Лентулова, Льва Бруни, Белютин впитал их понимание искусства как ремесла, требующего жесткого профессионализма, чуткой реакции на окружающий мир. Молодой и амбициозный художник загорелся не менее амбициозной целью — создать Академию искусств нового типа.
Задача была вполне конкретная — воспитать художника с развитой способностью эмоционально и раскованно воспринимать окружающий мир и вследствие этого находить и разрабатывать изобразительные средства для выражения своего переживания. Новая Академия Белютина должна была предложить адекватный современности художественный язык, отражающий стремительно меняющуюся духовную жизнь человека, выработать сознательный подход к проблемам современного искусства. Элий Белютин и Нина Молева — замечательно талантливая пара.
Он — учитель, методист, художник, организатор, психолог, гуру. Она — жена, боевая подруга, менеджер, маркетолог, психолог, икона. Создание своей студии для того времени явление уникальное.
Ни в СССР, ни на Западе не было аналогичного объединения художников, которые бы работали бок о бок по принципам артели Нового времени, имели четкую творческую методику и, что важнее всего, единого лидера. Тамара Тер-Гевондян «Натуральная композиция портрета» От идеи до ее реализации прошло восемь лет. Когда открывались лагеря и впервые задул свежий ветер оттепели, вокруг Элия Белютина сформировался круг художников, готовых искать новые формы в искусстве.
Началом существования студии «Новая реальность» можно считать 1954-й, когда студенты полиграфического и текстильного института объединились и фактически выбрали Белютина своим новым гуру. Для молодого преподавателя с инновационной методикой они стали идеальным материалом для работы. С одной стороны хорошая академическая база и профессиональная подготовка, с другой — никто никогда не пытался сформировать из них художников в традиционном для того времени понимании.
Работа в студии давала постоянную погруженность в творческий процесс. Поездки на пароходах, почти круглосуточная работа на белютинской даче в Абрамцево, общение с друзьями-студийцами, совместный анализ работ порождали постоянное желание творить. Притом что картины художников «Новой реальности» стилистически предельно далеки от соцреализма, Белютин никогда не позиционировал свою работу как подпольную, а искусство как нонконформистское.
Для него это была реализация естественной для искусства потребности развиваться и меняться. Большинство художников действительно шли за Белютиным, доверяя ему во всем. Участвовали только в коллективных выставках студии, в Союз художников не вступали, о самостоятельной карьере даже не думали.
При содействии Нины Молевой работы студийцев выставлялись в Италии, Америке, Англии, однако ни один художник не сформировал свой собственный бренд. Сейчас такая наивность удивительна. Они жили где-то вне координатной сетки денег и славы.
В этом особая уникальность школы Элия Белютина: материальный аспект был целиком вынесен за скобки. На Западе такой результат был недостижим: тот же Поллок этого периода уже находился в финансовой системе координат. Поэтому здесь было интереснее.
Александр Крюков «Освенцим» Увы, оборотной стороной такого подхода к работе стало то, что целое направление, которое должно было занять нишу в истории искусства, осталось известно только узкому кругу специалистов. Как же проходила работа в абрамцевской студии группы «Новая реальность»? Внешне обстановка могла показаться довольно академичной.
На занятиях в студии всегда присутствовали натурщица или предметная композиция. Однако формулировка задания коренным образом отличалась от академических канонов. Если перед художниками сидела модель, они могли получить задание написать ее сначала как любящую мать, а потом как хладнокровную убийцу.
В одном случае зритель должен почувствовать радость, в другом — ужас и отвращение. Попробуйте «написать все цвета радуги, пользуясь одной краской» — как вам такое задание? Или, может быть, вы сможете изобразить «лес, за которым находится Освенцим»?
Именно таких «хлопков одной ладонью» требовал абрамцевский гуру от своих учеников. В процессе преподавания Белютин разработал, а затем и сформулировал постулаты, которые в итоге оформились в его работе «Теория всеобщей контактности», творческом развитии идей Кандинского и Лентулова. Позже один из самых одаренных питомцев студии Владислав Зубарев сформулировал собственное видение этих идей — теорию «темпоральной реальности».
Люциан Грибков «Нарядная девушка» В основе методики лежат упражнения по инициализации скрытых возможностей человеческого мозга за счет задействования логического и эмоционального аппарата. Белютин обращался к средствам искусства, чтобы активировать творческую потенцию, тем самым реализовать реакцию на окружающий мир, очеловечить его видение. В процессе рисования это достигалось путем деформации и трансформации предметных форм, преобразования плоскости в пространство с помощью цвета и других методов, которые Белютин формулировал в своих заданиях.
Ибо сама власть находится в центре, а мы у стен. Это ортодоксальность и смерть мысли. Никакие чувства не могут существовать в квадрате: они нарушают его симметрию».
Что интересно, никто из учеников Белютина никогда не читал текст «Теории». Ее идеи они всегда воспринимали со слов учителя. Будучи человеком авторитарным и нетерпящим никаких возражений, Белютин диктовал свои правила игры.
В сущности, это была правильная тактика — иначе систему не построишь. Заметив, к примеру, что занятие проходит слишком спокойно, он мог показательно выгнать, довести до слез, оставить едкий комментарий, приведя всех в тонус. При этом из-за подобных бытовых причин студию покидали очень редко.
Один из самых талантливых учеников Белютина, Владислав Зубарев, перед своим уходом писал: «Слабые идут на маяк. Сильные по нему ориентируются, но идут дальше к своей цели». О том, куда завел меня белютинский маяк, — во второй части нашей истории.
Продолжение следует. Эксперты в недоумении Коллекция Элия Белютина последний раз была в центре внимания СМИ около двух лет назад, когда вдова художника Нина Молева на фото сообщила, что она перейдет в собственность государства и для ее размещения уже подыскивается здание в Москве. В тот раз история ничем не закончилась, коллекцию никуда не передали.
Несколько дней назад в газете «Московской комсомолец» вновь появилась информация о том, что Молева «завещала найденные ими с мужем картины России. В лице ее юридического представителя — Владимира Путина, президента страны». Весной 2013 года The Art Newspaper Russia уже разбиралась в том, что реально известно о коллекции Белютина и насколько ценным приобретением для государства может стать это собрание.
В конце 2012 — начале 2013 года внимание российских СМИ привлекла судьба коллекции произведений искусства, принадлежавшей умершему годом ранее художнику Элию Белютину. Сообщалось, что Польша обратилась к вдове художника Нине Молевой, ставшей после смерти Элия Белютина его единственной наследницей, с просьбой передать собрание этой стране и захоронить художника на польской земле. Назывались имена авторов работ, входящих в состав коллекции: Тициан, Рембрандт, Микеланджело, Рубенс, Тинторетто, Ван Дейк, Эль Греко — такая подборка могла бы украсить любой крупный мировой музей.
Дополнительно уточнялось, что на нее претендуют также Литва и Италия. Официальные представители всех указанных стран ситуацию не комментировали. Обстоятельства дела обрастали новыми подробностями: сообщалось, что коллекцию решила передать за границу сама Молева.
Возможность потери Россией произведений такого уровня всерьез обеспокоила общественность. Тот факт, что в Министерстве культуры будет практически невозможно получить официальное разрешение на вывоз из страны работ великих мастеров несмотря на дарственные, завещания или иные документы, подтверждающие переход права собственности , почему-то никого не смущал. История получила продолжение в конце января, когда на телеканале «Культура» вышел сюжет, сообщающий, что «уникальная коллекция живописи, собранная Элием Белютиным, 1 апреля 2013 года перейдет в собственность государства».
В сюжете сообщалось о визитах к Нине Молевой высокопоставленных чиновников из Кремля и демонстрировалось поручение президента, на основании которого для коллекции требовалось подыскать достойное помещение к сожалению, на момент написания статьи на официальном ресурсе www. Камера показала квартиру, заполненную произведениями искусства, между которыми привычно гуляют хозяйские коты. Было рассказано обо всем — кроме самого интересного: какие эксперты, когда и на основании каких исследований подтвердили подлинность коллекции Белютина?
И каково происхождение коллекции? Основатель и руководитель творческой студии «Новая реальность», среди выпускников которой можно назвать Нату Конышеву и Бориса Жутовского. В 1947 году окончил Московский художественный институт им.
С 1950 года преподавал в Московском товариществе художников, в Студии инвалидов Отечественной войны, в Институте повышения квалификации художников-графиков, в Текстильном институте, в Полиграфическом институте.
С конца 1960-х годов Белютин начал работать в стиле абстрактного экспрессионизма. Предметом вдохновения была обнаженная натура, ню, Мадонны, мужчина и женщина. На выставке представлена серии работ с изображением Матери с младенцем. Белютинские Мадонны яркие, выразительные, не похожи одна на другую. В экспозицию вошло около 20 живописных работ 60-80-Хх годов. Небольшой стенд на выставке представлен ранними произведениями художника 1940-1950-х годов.
Отец Нины Молевой был кубанский казак из станицы Архангельской, позже стал энергетиком. Мать Татьяна — дочь царского генерала Ивана Гавриловича Матвеева [6] на самом деле полковника Генерального штаба [7] и Софьи Степановны Лавровой — двоюродной праправнучки Ивана Сергеевича Тургенева [8]. В 1949 году коллекцию достали с чердака. К тому времени дом заселили. Белютин смог попасть на чердак, потому что «женщина, работавшая прислугой в их семье, получила комнату в этом музейном доме. И вот через неё Белютин перетаскивал домой к жене своё наследство» [3].
В послевоенные годы собрание, которое уже не так скрывали, удавалось сохранить в целостности благодаря тесным дружеским связям семьи с известными людьми, например, Таммом и Капицей. Также Белютины преподносили в дар часть вещей советским музеям [2]. Известно, что после войны собрание Белютина и Молевой пополнилось рядом уникальных полотен и других ценностей, источники которых, правда, так и остаются загадкой. Как пишет « Коммерсантъ », существуют данные о службе Белютина в контрразведке, где он в послевоенные годы якобы занимался перемещёнными ценностями. Отсюда, полагают некоторые эксперты, и попали в его коллекцию работы Рембрандта и Тициана, которым позавидовали бы и тайные запасники ГМИИ имени Пушкина. Однако эта версия не имеет доказательств, как невозможно и подтвердить законность «перемещения» этих ценностей в частную коллекцию художника [10] [11].
Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто , а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее. Картины у них висели везде, даже на потолке. Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире. Все задавали себе вопрос о происхождении коллекции, но никто не осмеливался произнести его вслух. Все заведомо знали, что любой ответ будет враньём. Как только кто-то заводил разговоры о политике, хозяева их тут же пресекали.
Супруги Белютин и Молева производили впечатление профессионалов, которые хотят выглядеть любителями. Создавалось впечатление об их высоком уровне на тайных этажах власти» [12]. Боде вспоминает: «картины были складированы в хаотичном порядке, лежали стопками, висели на стенах, были плохо освещены. Я сказал, что это удивительно, что такие картины висят в музеях, на что Белютин мне сказал: — В музеях висят вторые-третьи копии, а у меня — оригиналы». Они пригласили экспертов французского аукционного дома «Отель Друо». Авторство всех ценностей было подтверждено.
Стоимость собрания тоже была названа — по стартовым аукционным ценам она составила 400 млн долл [2]. В 1993 году была произведена попытка ограбления. Владельцы должны были уже улететь в Италию, «но с загранпаспортами вышла задержка, и они сидели дома и пили чай. И вдруг раздался страшный грохот, потолок стал лопаться.
Белютин Элий
Художник Белютин Элий Михайлович | Элий Михайлович Белютин вошел в историю русского искусства как художник авангардист и теоретик русского искусства второй половины 20 века. |
Белютин, Элий Михайлович | В феврале 2013 года, после кончины художника, уникальное собрание Элия Белютина и его жены Нины Молевой безвозмездно передано государству. |
Белютин элий михайлович картины | Предыдущий герой Элий (Елигий) Михайлович Белютин. |
Белютин, Элий Михайлович — Википедия | две абстрактные фигуры. |
Художник Элий Белютин: galik_123 — LiveJournal | Элий Михайлович Белютин (Билютин) — художник, историк и теоретик искусства, педагог, основатель и руководитель художественной студии «Новая реальность», автор «теории всеобщей контактности». |
Белютин Элий
Именно Белютин организовывал выставку авангардистов в Манеже, которую так яростно ругал Никита Хрущев. Элий Белютин. А в 1950-х годах он арендовал один из залов в Доме учителя на Большой Коммунистической улице и начал собирать там учеников. Там не только занимались студийцы объединения «Новая реальность», там они и выставки проводили. Один из таких вернисажей, организованный в 1962 году, привлек внимание иностранной прессы. Выставку закрыли, но через пару дней ее, в несколько измененном составе, перенесли в Манеж.
На открытие пришел Хрущев. То, что он сказал по поводу тех авангардных работ, разошлось на цитаты. Разгром манежной выставки вошел в историю. Никита Сергеевич больше всего кричал на Белютина. Надо сказать, что многие из выставленных там авторов позже получили признание, как, например, Эрнст Неизвестный.
Именно там вместе с другими большемерными холстами до этих пор хранилось программное произведение автора «Тайная вечеря». Картина силами сотрудников была снята с подрамника, по всем правилам накатана на вал, и вскоре отправлена в Нижний Тагил. Сегодня «Тайная вечера» находится на валу в хранилище.
Холст Э. Белютина «Тайная вечеря» и коллектив музея. Как работы Э.
Белютина попали в музей? Как музею удалось сформировать монографическую коллекцию? Как сейчас думается, все, что произошло, было предопределено свыше!
В 1991 году сотрудники музея впервые увидели произведения Э. Белютина и его школы «Новая реальность» на выставке в московском Манеже. Искусство «белютинцев» ошеломило своим мощным посылом, который шел через особое формопонимание, монументальность образов и необыкновенную эмоциональность.
Но желаемого, к сожалению, не произошло… Практически все работы были отправлены на выставку в США, где пополнили собрания музеев, галерей и частные коллекции. Прошло более пятнадцати лет… 2006 год. Приезд в Москву в связи с передачей в фонды музея частной коллекции декоративно-прикладного искусства и отбору работ живописи и графики в фондах МК РФ.
Именно тогда состоялась первая встреча с семьей Белютиных - Элием Михайловичем и Ниной Михайловной Молевой, организованная хранителем фондов графики при Министерстве культуры. Этот случай предопределил все дальнейшие события. Музейщики были приняты в доме Белютиных, который наполнен искусством: коллекцией произведений западноевропейской живописи и скульптуры прошлых веков, собирать которую начал еще дед Э.
Белютина по материнской линии. Как оказалось, встреча была не случайной. Нина Михайловна помнила все музеи и хранила их заявки на передачу в фонды с Манежной выставки 1991 года произведений Элия Михайловича.
Некогда сделанная заявка Нижнетагильским музеем стала основополагающей в налаживании контактов с семьей художника. Молева и М. Агеева Первое поступление составили 13 работ — один холст, написанный маслом, и 12 листов печатной графики.
Желание Элия Белютина отправить свой подарок во Францию не увенчалось успехом - не пропустили. После, в течение семи лет, коллекция каждый год прирастала. Сегодня произведения Э.
Белютина хранятся в 55 музеях России. Но лишь о немногих среди них имеются в виду региональных можно сказать, что они обладают полными монографическими коллекциями. Ими стали музеи изобразительных искусств городов - Калининграда, Орла, Нижнего Тагила, историко-архитектурный художественный «Новый Иерусалим».
В остальные российские музеи из собрания в основном передавались произведения графики. За рубежом обладателями произведений Э. М, Белютина является 41 музей тринадцати стран.
Требовалась ли работам реставрация? Как проходила реставрация произведений? Рука опытного музейного реставратора Антонины Александровны Наседкиной коснулась почти всех поступивших в фонды живописных работ Э.
Белютина и к каждому из них был найден индивидуальной подход с учетом особенностей каждого. Осматривая произведения, реставратор отметила, что автор мало обращал внимания на технологию, соединял порой несовместимые материалы, что приводило к необратимым последствиям. Так дело обстояло со многими холстами Белютина.
Порадовали музейного реставратора произведения последних лет: состояние сохранности этих картин было удовлетворительным - порой требовалась только натяжка на подрамник, так как для удобства перевозки из Москвы в Нижний Тагил холсты с подрамников снимались и накатывались на валы. Сложнее дело обстояло с произведениями 1940-х-1950-х гг.. Белютин в разное время работал с разными основами: в войну использовал даже льняное полотенце, чтобы превратить его поверхность для картины, писал на тонкой хлопчатобумажной ткани, которая рвалась при натяжке на подрамник, или использовал грубую мешковину.
Утраты красочного слоя на картинах были незначительные, но имелись сильные потертости и загрязнения. Реставратор масляной станковой живописи А.
Нина Молина, решив сохранить наследие своего супруга в едином музейном пространстве, сделала галерее столь щедрый подарок, передав в её собственность даже фамильные ценности, принадлежавшие семье художника. В планах галереи, после переезда в новое здание, создание постоянной экспозиции авангарда. В ней будут показаны не только лучшие работы Элия Белютина, но и воссоздана обстановка его мастерской из вещей, принадлежащих мастеру.
Элий Белютин и Нина Молева Элий Белютин и Нина Молева Уникальное собрание старых мастеров Нина Михайловна унаследовала от своего мужа, советского художника-авангардиста Элия Белютина, который ушёл из жизни в 2012-м году. В апреле 2013 года искусствовед передала коллекцию в дар по завещанию президенту Владимиру Путину как юридическому представителю России. Из-за шумихи в СМИ многих читателей заинтересовала не только коллекция Молевой, но и то, какие картины писал её муж. Ведь если произведения и стиль таких мастеров, как Леонардо да Винчи и Микеланджело многие люди себе отчётливо представляют, то картины Белютина большинство в глаза не видели. Сегодня я вам их покажу. Итак, картины Элия Михайловича Белютина — художника и коллекционера, который собрал коллекцию стоимостью в 2 миллиарда долларов. Он окончил художественный факультет Педагогического института в Москве и Московский художественный институт имени В. Белютин занимался не только живописью, но и педагогикой. Это помимо того, что он, разумеется, коллекционировал искусство. Перед вами его картины. Те картины, которые он написал сам.
Совершенно невероятная история...
Пскову великому от великого художника | С конца 1960-х годов Белютин начал работать в стиле абстрактного экспрессионизма. |
белютин элий картины | Белютин элий михайлович картины. Читайте также. |
Совершенно невероятная история... | Картина с мастер – класса студентов МИСиС по методике Белютина (апрель 2013 г.). Многие его участники вообще никогда не рисовали. |
Художник Элий Белютин: galik_123 — LiveJournal | говорил Элий Белютин (1925-2012), живописец, педагог и теоретик искусства, один из самых ярких мастеров Оттепели. |