Задания Варианты Теория. з Типы заданий в КИМ ОГЭ по биологии 2023. з Слагаемые готовности обучающихся к итоговой. ОГЭ по биологии – это основной экзамен, который оценивает знания школьников в области биологии и их способность применять полученные знания для решения практических задач.
Вход и регистрация
Переходи по ссылке и напиши в сообщения группы ВК —?? Занятие проводит Елена Зеленская, преподаватель по биологии в онлайн-школе Умскул. Задание 1. Биология как наука. теория ЕГЭ. Задание А1 ЕГЭ по биологии теория и практика. Вся теория для 1 задания ОГЭ по биологии | УмскулПодробнее. Теперь мы окончательно разобрали всю теорию для задания №1. Надеюсь, вам было полезно. Как быстро самостоятельно подготовиться к ОГЭ по биологии в 9 классе средней школы: С чего начать Что нужно знать Какие задания будут Как устроен экзамен Какие темы затрагивает.
Вся теория для 1 задания ОГЭ по биологии | Умскул — Video
Секретная страница к ЕГЭ-2024 по биологии | Вся теория для 1 задания ОГЭ по биологии | Умскул. |
Задание 1 биология. Конспект Биология. Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ | Примеры заданий ОГЭ с ответами и комментариями. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. |
Огэ биология 1 задание теория
Они не любят жить на воздухе, так как важнейшим условием их существования является наличие влаги, при нехватке которой они переходят в стадию цисты. Циста — форма, в которой простейшим легче пережить неблагоприятные условия. Циста имеет плотную оболочку, а все процессы обмена веществ в ней заторможены. Оболочка цисты — своеобразный скафандр, в котором клетка, как космонавт в открытом космосе, полностью защищена от воздействия внешних факторов. В скафандре космонавт может дышать, разговаривать, но расходовать ресурсы например, кислород он должен очень экономно, иначе они быстро закончатся.
Так и в цисте — все процессы жизнедеятельности протекают замедленно, причем происходят только самые важные реакции, которые поддерживают жизнь в клетке. При благоприятных условиях простейшие выходят из цист. Существуют простейшие, которые могут образовывать колонии — специфические формы совместного проживания одноклеточных организмов. Клетки в колонии независимы друг от друга и могут существовать отдельно.
По мнению многих ученых, такие колониальные организмы дали начало многоклеточным животным. Чтобы запомнить этот термин, можно ассоциировать его с группой студентов в университете. Колония состоит из множества особей, как и группа состоит из множества студентов, взаимодействующих друг с другом. Однако каждая клетка колонии, как и каждый человек из группы, может существовать и отдельно от этого сообщества.
Но большинство Простейших все-таки именно одноклеточные. Так давайте же узнаем, какой должна быть клетка, чтобы обеспечивать функционирование себя, как целого организма. Строение клетки У нас с вами, то есть у человека, разные органы выполняют разные функции. Например, желудок отвечает за переработку пищи, глаз — за восприятие окружающего мира, а мозг — за управление всеми органами.
У простейших же одна клетка выполняет все функции целого организма. Ей приходится нелегко: в одиночку нужно успевать и питаться, и размножаться, и выделять продукты обмена, а также многое другое. Поэтому клетки протистов имеют достаточно сложное строение. Давайте рассмотрим их основные структуры на примере клетки Инфузории-туфельки — одного из представителей царства Простейшие, типа Инфузории, класса Ресничные инфузории.
Цитоплазма — это полужидкое содержимое клетки, ее внутренняя среда. Здесь находятся все органоиды клетки — постоянные структурные компоненты, выполняющие определенные функции, например, ядро, пищеварительная вакуоль и другие. В цитоплазме многих простейших выделяют: эктоплазму — наружный, более плотный слой цитоплазмы; эндоплазму — внутренний зернистый слой цитоплазмы, менее плотный, подвижный. Пелликула — это наружный уплотненный слой клетки, который служит для защиты и прикрепления.
Также за счет нее клетка организма имеет постоянную форму. Например, у амебы ее нет, поэтому форма клетки непостоянная. Сократительная вакуоль. Сократительные вакуоли — специальные структуры, отвечающие за осморегуляцию поддержание постоянного осмотического давления , то есть за сохранение состава внутренней среды организма.
Осмотическое давление осмос — это сила, которая пытается уравнять концентрации веществ внутри клетки и вне ее. С помощью сократительных вакуолей удаляются излишки воды из клетки, чтобы внутри нее оставался относительно постоянный химический состав растворенных веществ и чтобы клетку просто не разорвало от избыточного количества воды. Найти сократительную вакуоль на изображении клетки инфузории очень легко: она будет напоминать солнышко. Этот органоид состоит из: центральной полости — своеобразного накопительного резервуара, лучистых канальцев — трубочек, которые похожи на лучики солнца.
Сначала лучистые канальцы, части вакуоли, накапливают воду и изливают ее в центральную полость. Затем вакуоль сокращается, и избыток воды удаляется из клетки во внешнюю среду. Таким образом, разрыв клетки предотвращается. Однако лучистые канальцы можно заметить на изображении не у всех простейших.
Например, у амёбы сократительная вакуоль выглядит как небольшой пузырек и внешне похожа на ядро. В таком случае органоид можно «узнать» по более округлой, чем у ядра, форме. Сократительная вакуоль в форме солнышка есть только у инфузорий. Отличительной особенностью будет также то, что у них таких вакуолей всегда две.
Представители типа Инфузории имеют 2 ядра: большое — макронуклеус — осуществляет контроль над процессами жизнедеятельности в клетке; малое — микронуклеус — участвует в процессе полового размножения. Распределение обязанностей у ядер инфузории похоже на распределение обязанностей директоров в торговой организации. Большое ядро, как гендиректор, будет руководить большим количеством процессов: это и питание, и транспорт веществ, и обменные процессы. У него много работы, поэтому макронуклеусу нужно быть крупным, иначе он не справится с обязанностями.
Малое ядро, как директор по развитию сети, занят одним делом: увеличением количества точек продаж, в переносе на роль ядер простейших — размножением. У других типов простейших одно ядро, поэтому оно будет отвечать за все процессы жизнедеятельности. Органоиды движения. У Простейших есть три вида структур для передвижения: реснички, псевдоподии, жгутики.
Реснички — это тонкие множественные выросты на поверхности клетки, которые помогают передвигаться, так как способны выполнять ритмичные сократительные движения. За счет их последовательного сокращения — они по очереди то напрягаются, то расслабляются — инфузория как будто плывет, отталкиваясь множеством маленьких коротких «ручек». Органоиды движения инфузории действительно похожи на ресницы человека. При этом реснички характерны для инфузорий, у амёбы данных структур нет.
За ответ на задание 25 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок. За ответы на задания 26 и 27 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. За полное верное выполнение задания 28 выставляется 3 балла; 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Задания 29—32 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы — 46.
В задании просят указать — общее свойство живых организмов, значит указываем — раздражимость. Ответ: раздражимость. Понравилась статья?
Структура экзамена Всего в ОГЭ по биологии 18 заданий базового уровня сложности, 9 — повышенного, 3 — высокого. В самых простых случаях предлагается выбрать один ответ из четырёх. В задачах повышенной сложности уже необходимо определить несколько правильных вариантов и, возможно, установить последовательность или соответствие между понятиями. Самые трудные — последние три задания во второй части. Там нужно анализировать таблицы и схемы, а также уметь применять биологические знания на практике. Чтобы успешно справиться с экзаменом, выпускнику 9 класса нужно хорошо разбираться в основных методах биологических исследований, грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических явлений и процессов. Также проверяется знание классификации растений и животных, систем человеческого организма, экологии и взаимодействия различных видов в природе. Испытание по биологии в 9 классе длится три часа и состоит из 29 заданий разного уровня сложности. Вопросы разбиты по пяти тематическим разделам: 1. Биология как наука. Система, многообразие и эволюция живой природы. Человек и его здоровье. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Самым обширным по количеству вопросов в работе является раздел «Человек и его здоровье». Поэтому при подготовке к ОГЭ следует уделять повышенное внимание строению и функционированию систем органов человека, психической деятельности и происхождению человека. Также на экзамене часто попадаются задания по соблюдению санитарно-гигиенических норм, правилам здорового образа жизни, профилактике заболеваний и приёмам оказания первой доврачебной помощи. По формату вопросы делятся на два типа: С кратким ответом 1—24. Ответы на эти задания предполагают краткий ответ, который нужно вписать в соответствующее поле на специальном бланке в виде числа, слова, последовательности цифр и так далее. С развёрнутым ответом 25—29. Под этими номерами ученикам предлагаются задания, подробное описание ответов на которые нужно дать на соответствующем бланке. Если решение задачи не будет последовательным и аргументированным, эксперты не засчитают баллы. Баллы Максимально за экзамен можно набрать 45 первичных баллов, которые в дальнейшем переводятся в оценку по пятибалльной шкале. В связи с тем, что в 2021 году ОГЭ проводился только по русскому языку и математике, Рособрнадзор не разрабатывал новые официальные шкалы баллов по остальным предметам. В 2020 году применялась такая шкала: 0—12 баллов — оценка «2»; 25—35 баллов — оценка «4»; 36—45 баллов — оценка «5». Таким образом, минимальный порог, который должен преодолеть на экзамене ученик для получения оценки «удовлетворительно», составляет 13 баллов. Однако если у выпускника есть цель поступить в колледж или профильный класс, нужно подойти к процессу сдачи ОГЭ серьёзно и постараться набрать 36 баллов и выше. Для получения более высокого результата требуется решение заданий повышенной сложности. За каждое верно решённое задание можно получить от 1 до 3 баллов в зависимости от типа задачи и уровня сложности. План подготовки к экзамену с нуля В определённый момент перед выпускником возникает множество вопросов: с чего начать подготовку к финальному испытанию?
Вся теория для 1 задания ОГЭ по биологии | Умскул
Решение задание ОГЭ. Задания 5, 6 и 23. Проверяемые элементы содержания: Задания 5 Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов (базовый уровень сложности). Просмотр содержимого документа «Подготовка к ОГЭ по биологии Общие свойства живых организмов (1 Задание)». Еще одно выдающееся достижение биологии XIX в. — создание немецким ученым Т. Шванном клеточной теории, доказавшей, что все живые организмы состоят из клеток. All things considered, it is evident that article offers helpful information regarding вся теория для 1 задания огэ по биологии. Ознакомься с теорией по биологии: кратко и понятно о признаках биологических объектов на разных уровнях организации живого ОГЭ 2023. В ЕГЭ есть задание 11, в котором необходимо выбрать характеристики какого-либо одного организма.
Как подготовиться к ОГЭ по биологии
Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод 1 наблюдения 2 хроматографии 3 центрифугирования 4 выпаривания 5. На фотографии изображена модель фрагмента ДНК. Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы? На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы? Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого. Определите длину насекомого на 30-й день его развития.
Лучше закрепить пройденную тему тестом и лишь потом перейти к следующему пласту информации.
Не забывайте и о повторении. Возвращайтесь периодически к уже пройденному, чтобы к экзамену самые простые темы не забылись. Подпишитесь на нашу рассылку Подписаться Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку своих персональных данныхБ в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных. Полезно знать Для подготовки к ОГЭ по биологии необходима хорошая теоретическая база. Для этого существует большое количество ресурсов, с помощью которых можно освоить курс в полном объёме. Например, каждый год выпускаются сборники типовых вариантов, в которых собраны актуальные задания. Такие сборники создают при участии разработчиков КИМ. Многие задания из них встречаются впоследствии на экзамене.
В книжных магазинах вы найдёте задачники и пособия по подготовке к ОГЭ. Выбирайте те, которые созданы именно для тренировки к экзамену этого года. Также желательно, чтобы в них были справочные материалы, ответы на задания и критерии. Ознакомиться с вариантами прошлых лет и типовыми вопросами можно в открытом банке заданий и на официальном сайте ФИПИ. Там же вы найдёте и кодификатор со всеми необходимыми темами. Проще всего информация усваивается, когда поступает из разных источников. Поэтому помимо школьных учебников можно ознакомиться с материалами из интернета. Например, видеоуроки помогают наглядно разобрать тему, задействовать слух и зрительную память.
Ценный совет: ознакомьтесь с документами, определяющими структуру и содержание контрольных материалов они опубликованы на сайте ФИПИ. Всего их три: Демоверсия — пример варианта ОГЭ, который будет использоваться в этом учебном году. Спецификация — описание экзаменационной работы и разбор заданий по баллам. Кодификатор — перечень тем, которые будут затронуты на ОГЭ. Большую помощь в подготовке к экзамену оказывают справочники по выбранной дисциплине. Справочник по биологии содержит краткую теоретическую информацию по всему школьному курсу, а также практические задания для закрепления знаний. В вашем распоряжении будут также конспекты, тренажёры и тесты. Для тех, кто хочет больше внимания уделить подготовке к экзаменам, существует тариф «С зачислением».
Он поможет пройти школьный курс экстерном и сэкономить время и силы для достижения действительно важных целей. Занятия онлайн легко вписать в свой график, ведь они не привязаны ни к месту, ни ко времени, а значит, заниматься можно где и когда удобно. К тому же в ИнтернетУроке всегда можно задать вопрос учителю и получить ответ в течение 15 минут. Это значительно облегчает подготовку.
Почему кровоток в коже при физической нагрузке увеличивается? Из таблицы видно, что при физической нагрузке кровоток уменьшается в тонком кишечнике. Чтобы ответить почему, используем знания биологии. В данном случае причина — необходимость обеспечить больший приток крови к мышцам и коже. Кожа обеспечивает терморегуляцию, защищая от перегревания путём выделения и испарения пота. Для образования пота необходим обильный кровоток через кожу. Чтобы сэкономить на проезде в автобусе, он надел ролики и за полчаса быстрого катания добрался до скалодрома, где провёл два часа на скалолазных трассах, после чего вернулся домой на роликах более длинным путём, потратив 40 минут. Покрывает ли энергетическая ценность обеда Миши эти энергозатраты? Каковы функции углеводов в организме подростка?
Появляются межреберные мышцы. Как у земноводных - пищеварительная с-ма. Дышат кислородом с помощью легких. Кожное дыхание отсутствует. Кровеносная система замкнута. Сердце трехкамерное. Увеличиваются размеры мозжечка. Возникает первичная кора. Оплодотворение внутреннее. Яйца откладывают на суше. Класс птицы Обтекаемая форма тела. Голова, туловище, шея, передние конечности - крылья, задние - ноги. Зубы отсутствуют. Два круга. Кровь не смешивается. Сердце 4-камерное. Дыхание двойное. Увеличение больших полушарий. Хорошо развиты орган слуха и зрения. Свойственно цветное зрение. Раздельнополы животные. Половой диморфизм. Классификация птиц: Оседлые - воробьи, галки, голуби, сороки Кочующие - совы, снегири, синицы, грачи. Перелетные - иволги, соловьи, утки, скворцы, журавли. Класс млекопитающие Наличие волосяного покрова на теле. В коже много желез: сальные, потовые, млечные. Зубы и слюнные железы. Эритроциты не имеют ядра. Дышат атмосферным воздухом. Органы дыхания - легкие. Имеется диафрагма. Появляется ушная раковина. Клетки бактерий: Шаровидные - кокки, палочковидные - бациллы; дугообразно изогнуты - вибрионы. Спиралеобразные - спиреллы. Колонии бактерий: диплококки, стрептококки. Строение бактерий. Оболочка -2 слоя. Ядерное вещество представлено в виде замкнутой в кольцо молекулы ДНК. Рибосомы - синтезируют белок. Клеточные включения - крахмал, гликоген жиры. Грибы Плесневые, дрожжи, шляпочные: трубчатые, пластинчатые. Имеют клеточные стенку. Мало подвижны. Неограниченный рост, размножение спорами и вегетативно, частями грибницы. Содержится хитин. Запасное пит. Тело состоит из отдельных нитей. Представлены одноклеточными и многоклеточными формами. Лишайники Накипные - слоевище имеет вид налетов или корочек, плотно прилегающих к субстратам. Листоватые - слоевище в виде пластинок, прикреплены к субстрату гифами -ксантория. Кустистые - слоевище в виде стволиков, срастается субстратом только основанием - ягель. Являются индикатором чистого воздуха. Служат кормом для животных. Накипные: кора деревьев и камни. Производят: сахар, спирт, красители, лакмус. Царство Растения Водоросли. Это низшие хлорофиллсодержащие растения, не расчлененные на стебель, корень и листья тело представлено талломом - слоевищем. Зеленые, бурые, красные водоросли. Одноклеточные — хламидомонада, хлорелла. Нитчатые — спирогира, улотрикс. Морская капуста ламинария. Обитают преимущественно в пресных водоемах и морях. Мох Мхи — высшие растения. Торфяной - сфагнум, зеленый - кукушкин лен. Корней нет, прикрепляются с помощью ризоидов. Появление листа и стебля. Вода и минеральные соли поглощаются всей поверхностью тела, в том числе и ризоидами. Жизненный цикл мхов включает гаплоидный гаметофит и диплоидный спорофит. Доминирующим поколением является гаплоидный гаметофит, который принимает на себя функции фотосинтеза, водоснабжения и минерального питания. Для обеспечения полового процесса необходима капельножидкая среда. Половое и бесполое поколение мхов не разделены, а представляет одно растение. Гаметофит развивается из гаплоидной споры. Органы полового размножения гаметангии образуют подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. Оплодотворение яйцеклетки происходит внутри женского полового органа. Из зиготы медленно развивается диплоидный спорофит, который представляет собой коробочку спорангий , находящуюся на гаметофите и получающую от него питание. В коробочке путем мейоза образуются гаплоидные споры. Это высшие сосудистые растения: спорофит преобладает над гаметофитом. Встречаются чаще во влажных тенистых местах. Листья вайи спорофита растут от толстого горизонтального стебля или корневища. На корневище находятся придаточные корни.
Биология егэ вся теория по первому заданию
Выделительная с-ма - парные почки, мочеточники, клоака, мочевой пузырь. Головной и спинной мозг с нервами. Глаза с верхними и нижними веками. У бесхвостых оплодотворение - наружное, у хвостатых - внутреннее. Класс пресмыкающиеся рептилии. Кожа сухая. Наружные слои эпидермиса - ороговевшие. Хорошо развит - шейный отдел. Пояснично - грудной отдел позвоночника соединен с ребрами с грудиной.
Появляются межреберные мышцы. Как у земноводных - пищеварительная с-ма. Дышат кислородом с помощью легких. Кожное дыхание отсутствует. Кровеносная система замкнута. Сердце трехкамерное. Увеличиваются размеры мозжечка. Возникает первичная кора.
Оплодотворение внутреннее. Яйца откладывают на суше. Класс птицы Обтекаемая форма тела. Голова, туловище, шея, передние конечности - крылья, задние - ноги. Зубы отсутствуют. Два круга. Кровь не смешивается. Сердце 4-камерное.
Дыхание двойное. Увеличение больших полушарий. Хорошо развиты орган слуха и зрения. Свойственно цветное зрение. Раздельнополы животные. Половой диморфизм. Классификация птиц: Оседлые - воробьи, галки, голуби, сороки Кочующие - совы, снегири, синицы, грачи. Перелетные - иволги, соловьи, утки, скворцы, журавли.
Класс млекопитающие Наличие волосяного покрова на теле. В коже много желез: сальные, потовые, млечные. Зубы и слюнные железы. Эритроциты не имеют ядра. Дышат атмосферным воздухом. Органы дыхания - легкие. Имеется диафрагма. Появляется ушная раковина.
Клетки бактерий: Шаровидные - кокки, палочковидные - бациллы; дугообразно изогнуты - вибрионы. Спиралеобразные - спиреллы. Колонии бактерий: диплококки, стрептококки. Строение бактерий. Оболочка -2 слоя. Ядерное вещество представлено в виде замкнутой в кольцо молекулы ДНК. Рибосомы - синтезируют белок. Клеточные включения - крахмал, гликоген жиры.
Грибы Плесневые, дрожжи, шляпочные: трубчатые, пластинчатые. Имеют клеточные стенку. Мало подвижны. Неограниченный рост, размножение спорами и вегетативно, частями грибницы. Содержится хитин. Запасное пит. Тело состоит из отдельных нитей. Представлены одноклеточными и многоклеточными формами.
Лишайники Накипные - слоевище имеет вид налетов или корочек, плотно прилегающих к субстратам. Листоватые - слоевище в виде пластинок, прикреплены к субстрату гифами -ксантория. Кустистые - слоевище в виде стволиков, срастается субстратом только основанием - ягель. Являются индикатором чистого воздуха. Служат кормом для животных. Накипные: кора деревьев и камни. Производят: сахар, спирт, красители, лакмус. Царство Растения Водоросли.
Это низшие хлорофиллсодержащие растения, не расчлененные на стебель, корень и листья тело представлено талломом - слоевищем. Зеленые, бурые, красные водоросли. Одноклеточные — хламидомонада, хлорелла. Нитчатые — спирогира, улотрикс. Морская капуста ламинария. Обитают преимущественно в пресных водоемах и морях. Мох Мхи — высшие растения. Торфяной - сфагнум, зеленый - кукушкин лен.
Корней нет, прикрепляются с помощью ризоидов. Появление листа и стебля. Вода и минеральные соли поглощаются всей поверхностью тела, в том числе и ризоидами. Жизненный цикл мхов включает гаплоидный гаметофит и диплоидный спорофит. Доминирующим поколением является гаплоидный гаметофит, который принимает на себя функции фотосинтеза, водоснабжения и минерального питания. Для обеспечения полового процесса необходима капельножидкая среда. Половое и бесполое поколение мхов не разделены, а представляет одно растение.
Оценка задания 1 выставляется в десятибалльной системе. Для успешного выполнения задания 1 ОГЭ по биологии 2023 необходимо не только хорошее знание предмета, но и умение анализировать и сопоставлять информацию, выбирать правильный ответ на основе логических выводов и аргументировать свой ответ. Анализ ошибок учеников Недостаточное знание терминологии Многие ученики имеют проблемы с терминами, знание которых является необходимым для понимания и решения заданий. Например, слова «митоз», «мейоз», «рецессивный», «доминантный» и т. Отсутствие понимания таких терминов часто приводит к ошибкам в ответах. Невнимательное чтение условий заданий Частой ошибкой учеников является невнимательное чтение условий заданий. Некоторые условия могут содержать важные указания, которые необходимо учитывать при решении задания. Например, задание может требовать указать «четвероногих животных», а ученик укажет «всех животных», что приведет к неверному ответу. Недостаточная подготовка к практическим заданиям Ученики часто имеют проблемы с практическими заданиями, так как им необходимо не только знать теоретические основы, но и уметь применять их на практике. Например, в задании может требоваться определить тип клетки по ее внешнему виду, а ученик не знает, как это сделать и на что обратить внимание.
Методы генетики 1. Гибридологический метод, или метод скрещиваний, заключается в подборе родительских особей и анализе потомства. При этом о генотипе организма судят по фенотипическим проявлениям генов у потомков, полученных при определенной схеме скрещивания. Это старейший информативный метод генетики, который наиболее полно впервые применил Г. Мендель в сочетании со статистическим методом. Данный метод неприменим в генетике человека по этическим соображениям. Цитогенетический метод основан на исследовании кариотипа: числа, формы и величины хромосом организма. Изучение этих особенностей позволяет выявить различные патологии развития. Биохимический метод позволяет определять содержание различных веществ в организме, в особенности их избыток или недостаток, а также активность целого ряда ферментов. Молекулярно-генетические методы направлены на выявление вариаций в структуре и расшифровку первичной последовательности нуклеотидов исследуемых участков ДНК. Они позволяют выявить гены наследственных болезней даже у эмбрионов, установить отцовство и т. Популяционно-статистический метод позволяет определить генетический состав популяции, частоту определенных генов и генотипов, генетический груз, а также наметить перспективы развития популяции. Метод гибридизации соматических клеток в культуре позволяет определить локализацию определенных генов в хромосомах при слиянии клеток различных организмов, например, мыши и хомяка, мыши и человека и т. Основные генетические понятия и символика Ген — это участок молекулы ДНК, или хромосомы, несущий информацию об определенном признаке или свойстве организма. Некоторые гены могут оказывать влияние на проявление сразу нескольких признаков. Такое явление называется Плейотропией. Например, ген, обусловливающий развитие наследственного заболевания арахнодактилии паучьи пальцы , вызывает также искривление хрусталика, патологии многих внутренних органов. Каждый ген занимает в хромосоме строго определенное место — Локус. Так как в соматических клетках большинства эукариотических организмов хромосомы парные гомологичные , то в каждой из парных хромосом находится по одной копии гена, отвечающего за определенный признак. Такие гены называются Аллельными. Аллельные гены чаще всего существуют в двух вариантах — доминантном и рецессивном. Доминантной называют аллель, которая проявляется вне зависимости от того, какой ген находится в другой хромосоме, и подавляет развитие признака, кодируемого рецессивным геном. Доминантные аллели обозначаются обычно прописными буквами латинского алфавита A, B, C и др. Рецессивные аллели могут проявляться только в том случае, если они занимают локусы в обеих парных хромосомах. Организм, у которого в обеих гомологичных хромосомах находятся одинаковые аллели, называется Гомозиготным по данному гену, или Гомозиготой AA, aa, ААBB, ааbb и т. Ряд генов может иметь три и более структурных варианта, например группы крови по системе AB0 кодируются тремя аллелями — I A, I B, i. Такое явление называется Множественным аллелизмом. Однако даже в этом случае каждая хромосома из пары несет только одну аллель, то есть все три варианта гена у одного организма не могут быть представлены. Геном — совокупность генов, характерная для гаплоидного набора хромосом. Генотип — совокупность генов, характерная для диплоидного набора хромосом. Фенотип — совокупность признаков и свойств организма, которая является результатом взаимодействия генотипа и окружающей среды. Поскольку организмы отличаются между собой многими признаками, установить закономерности их наследования можно только при анализе двух и более признаков в потомстве. Скрещивание, при котором рассматривается наследование и проводится точный количественный учет потомства по одной паре альтернативных признаков, называется МоногибридныМ, по двум парам — Дигибридным, по большему количеству признаков — Полигибридным. По фенотипу особи далеко не всегда можно установить ее генотип, поскольку как гомозиготный по доминантному гену организм АА , так и гетерозиготный Аа будет иметь в фенотипе проявление доминантной аллели. Поэтому для проверки генотипа организма с перекрестным оплодотворением применяют Анализирующее скрещивание — скрещивание, при котором организм с доминантным признаком скрещивается с гомозиготным по рецессивному гену. При этом гомозиготный по доминантному гену организм не будет давать расщепления в потомстве, тогда как в потомстве гетерозиготных особей наблюдается равное количество особей с доминантным и рецессивным признаками. Для записи схем скрещиваний чаще всего применяются следующие условные обозначения: Р от лат. Хромосомная теория наследственности Основоположник генетики Г. Мендель, равно как и его ближайшие последователи, не имели ни малейшего представления о материальной основе наследственных задатков, или генов. Однако уже в 1902—1903 годах немецкий биолог Т. Бовери и американский студент У. Сэттон независимо друг от друга предположили, что поведение хромосом при созревании клеток и оплодотворении позволяет объяснить расщепление наследственных факторов по Менделю, т. Данные предположения стали краеугольным камнем хромосомной теории наследственности. В 1906 году английские генетики У. Бэтсон и Р. Пеннет обнаружили нарушение менделевского расщепления при скрещивании душистого горошка, а их соотечественник Л. Донкастер в экспериментах с бабочкой крыжовенной пяденицей открыл сцепленное с полом наследование. Результаты этих экспериментов явно противоречили менделевским, но если учесть, что к тому времени уже было известно о том, что количество известных признаков для экспериментальных объектов намного превышало количество хромосом, а это наводило на мысль, что каждая хромосома несет более одного гена, а гены одной хромосомы наследуются совместно. В 1910 году начинаются эксперименты группы Т. Моргана на новом экспериментальном объекте — плодовой мушке дрозофиле. Результаты этих экспериментов позволили к середине 20-х годов XX века сформулировать основные положения хромосомной теории наследственности, определить порядок расположения генов в хромосомах и расстояния между ними, т. Основные положения хромосомной теории наследственности: Гены расположены в хромосомах. Гены одной хромосомы наследуются совместно, или сцепленно, и называются Группой сцепления. Число групп сцепления численно равно гаплоидному набору хромосом. Каждый ген занимает в хромосоме строго определенное место — локус. Гены в хромосомах расположены линейно. Нарушение сцепления генов происходит только в результате кроссинговера. Расстояние между генами в хромосоме пропорционально проценту кроссинговера между ними. Независимое наследование характерно только для генов негомологичных хромосом. Современные представления о гене и геноме В начале 40-х годов ХХ века Дж. Бидл и Э. Тейтум, анализируя результаты генетических исследований, проведенных на грибе нейроспоре, пришли к выводу, что каждый ген контролирует синтез какого-либо фермента, и сформулировали принцип «один ген — один фермент». Однако уже в 1961 году Ф. Жакобу, Ж. Моно и А. Львову удалось расшифровать структуру гена кишечной палочки и исследовать регуляцию его активности. За это открытие им в 1965 году была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине. В процессе исследования, кроме структурных генов, контролирующих развитие определенных признаков, им удалось выявить и регуляторные, основной функцией которых является проявление признаков, кодируемых другими генами. Структура прокариотического гена. Структурный ген прокариот имеет сложное строение, поскольку в его состав входят регуляторные участки и кодирующие последовательности. К регуляторным участкам относятся промотор, оператор и терминатор. Промотором называют участок гена, к которому прикрепляется фермент РНК-полимераза, обеспечивающий синтез иРНК в процессе транскрипции. С Оператором, располагающимся между промотором и структурной последовательностью, может связываться Белок-репрессор, не позволяющий РНК-полимеразе начать считывание наследственной информации с кодирующей последовательности, и только его удаление позволяет начать транскрипцию. Структура репрессора закодирована обычно в регуляторном гене, находящемся в другом участке хромосомы. Считывание информации заканчивается на участке гена, который называется Терминатором. Кодирующая последовательность структурного гена содержит информацию о последовательности аминокислот в соответствующем белке. Кодирующую последовательность у прокариот называют Цистроном, а совокупность кодирующих и регуляторных участков гена прокариот — Опероном. В целом прокариоты, к которым относится и кишечная палочка, имеют сравнительно небольшое количество генов, расположенных в единственной кольцевой хромосоме. Цитоплазма прокариот может содержать также дополнительные небольшие кольцевые или незамкнутые молекулы ДНК, которые называются плазмидами. Плазмиды способны встраиваться в хромосомы и передаваться от одной клетки к другой. Они могут нести информацию о половых признаках, патогенности и устойчивости к антибиотикам. Структура эукариотического гена. В отличие от прокариот, гены эукариот не имеют оперонной структуры, поскольку не содержат оператора, и каждый структурный ген сопровождается только промотором и терминатором. Кроме того, в генах эукариот значащие участки Экзоны чередуются с незначащими Интронами , которые полностью переписываются на иРНК, а затем вырезаются в процессе их созревания. Биологическая роль интронов состоит в снижении вероятности мутаций в значащих участках. Регуляция генов эукариот намного сложнее, нежели описанная для прокариот. Геном человека. К концу 80-х годов ХХ века было известно расположение примерно 1500 генов человека, однако их общее количество оценивали примерно в 100 тыс. В 1988 году стартовал международный проект «Геном человека», который к началу XXI века закончился полной расшифровкой последовательности нуклеотидов. Всего было обнаружено примерно 30—40 тыс. Среди этих генов имеются не только уникальные, но и повторяющиеся сотни и тысячи раз. Тем не менее данные гены кодируют гораздо большее количество белков, например десятки тысяч защитных белков — иммуноглобулинов. Параллельно с расшифровкой генома происходило и картирование хромосом, вследствие этого удалось не только обнаружить, но и определить расположение некоторых генов, отвечающих за развитие наследственных заболеваний, а также генов-мишеней лекарственных препаратов. Расшифровка генома человека пока не дает прямого эффекта, поскольку мы получили своеобразную инструкцию по сборке такого сложного организма, как человек, но не научились изготавливать его или хотя бы исправлять погрешности в нем. Тем не менее эра молекулярной медицины уже на пороге, во всем мире идет разработка так называемых генопрепаратов, которые смогут блокировать, удалять или даже замещать патологические гены у живых людей, а не только в оплодотворенной яйцеклетке. Не следует забывать и о том, что в эукариотических клетках ДНК содержится не только в ядре, но также в митохондриях и пластидах. В отличие от ядерного генома, организация генов митохондрий и пластид имеет много общего с организацией генома прокариот.
Человек разумный. Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные факторы становления человека. Человеческие расы. Место человека в системе органического мира 4 Организмы бактерий, грибов и лишайников 4. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Значение шляпочных грибов. Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов. Паразитические грибы. Лишайники — комплексные организмы 4. Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природных сообществах и жизни человека. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями 5 Растительный организм. Систематические группы растений 5. Уровни организации растительного организма. Растительная клетка: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком. Растительные ткани. Органы и системы органов растений 5. Корни и корневые системы. Побег и почки. Строение и функции листа. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека. Транспорт воды и минеральных веществ в растении — восходящий ток. Транспорт органических веществ в растении — нисходящий ток. Видоизменённые побеги. Развитие побега из почки 5. Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Хозяйственное значение вегетативного размножения. Семенное генеративное размножение растений. Цветки и соцветия. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе. Состав и строение семян. Условия прорастания семян 5. Цикл развития цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений 5. Вид как основная систематическая категория. Система растительного мира. Низшие, высшие споровые, высшие семенные растения. Основные таксоны категории систематики растений 5. Общая характеристика водорослей. Высшие споровые растения. Моховидные Мхи. Общая характеристика мхов. Размножение мхов на примере зелёного мха кукушкин лён. Плауновидные Плауны. Хвощевидные Хвощи , Папоротниковидные Папоротники. Размножение папоротникообразных. Цикл развития папоротника. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека 5. Хвойные растения, их разнообразие. Строение и жизнедеятельность хвойных. Размножение хвойных, цикл развития на примере сосны. Значение хвойных растений в природе и жизни человека 5. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле. Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения 6 Животный организм. Систематические группы животных 6. Отличия животных от растений. Многообразие животного мира. Органы и системы органов животных. Организм — единое целое 6. Опора и движение животных. Питание и пищеварение у животных. Дыхание животных. Транспорт веществ у животных. Выделение у животных.
Биология егэ вся теория по первому заданию
Задание 1 Теория ОГЭ 2023 Биология | ПРОВЕРЬ СЕБЯ НА РЕШУ ЕГЭ: Задания 1. Признаки биологических объектов. |
Задание №1 ОГЭ биология | Биология в таблицах и схемах к ОГЭ. |
Подготовка к ОГЭ по биологии. Раздел 1. Роль биологии | Образовательная социальная сеть | ОГЭ биология. Задания 1. Признаки биологических объектов. Составитель: Минасян Назик Бениковна учитель биологии МБОУ СОШ №20 Туапсинский район. |
Подготовка к ОГЭ. Лекция 1
Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы? На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы? Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого. Определите длину насекомого на 30-й день его развития. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?
Мечникова 2 Л.
The image effortlessly draws you in with its beauty and complexity, leaving a lasting impression. Within this captivating tableau, a rich tapestry of visual elements unfolds, resonating with a broad spectrum of interests and passions, making it universally appealing. Its timeless allure invites viewers to explore its boundless charm. With a symphony of visual elements, this image extends a universal invitation, beckoning individuals from various niches to explore its boundless and enduring allure. Its harmonious composition speaks to the hearts and minds of all who encounter it. This image is an exquisite blend of aesthetics, seamlessly bridging the gap between different niches.
За каждый верный ответ даётся 2 балла, за каждый неверный - 0. При выполнении работы не рекомендуется использовать рабочие тетради, учебники и другие справочные материалы. Желаю удачи!
Ошибки в расчетах и переводах величин Некоторые задания могут требовать расчетов или перевода величин, например, вычисление скорости реакции или перевода температуры из градусов Цельсия в Кельвины. Ошибки в расчетах или переводах могут привести к неверному ответу. Недостаточная самостоятельность и логическое мышление Некоторые задания могут требовать не только знаний, но и умения анализировать и логически мыслить. Например, задание может требовать определить наличие связи между двумя явлениями на основе предоставленных данных. Недостаточная самостоятельность и логическое мышление могут привести к неверному ответу даже при наличии достаточных знаний. Советы по подготовке к заданию 1. Изучите теорию Многие вопросы в задании ОГЭ требуют знаний теории биологии. Поэтому необходимо хорошо подготовиться и изучить основные темы: клеточное строение, биологические процессы, организмы и их взаимодействие в экосистеме. Начните тренироваться заранее Чем больше вы будете практиковаться в решении биологических задач, тем больше шансов на успешное прохождение ОГЭ. Тренируйтесь на старых тестах и задачах, изучайте типичные ошибки и старайтесь их не допускать.
Презентация, доклад Биология ОГЭ. Задание 1
ОГЭ-Биология. Задание 1 — Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. В изображённом на рисунке опыте экспериментатор поместил кристалл соли в каплю воды с живыми амёбами. ОГЭ. Биология алгоритмы выполнения типовых заданий. теории в биологии и медицине, 1855 год Обосновал принцип преемственности клеток. Открытый банк заданий ОГЭ | Биология. Подборка тренировочных вариантов ОГЭ по биологии из разных источников для подготовки к экзамену в 9 классе.