Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости. История Федеральной службы безопасности, рост ее роли в управлении Россией, контроль над силовыми структурами и другие аспекты самого закрытого ведомства описал в своем докладе центр “Досье”. Лубянка — метоним, нередко используемый в неофициальной публицистической и разговорной речи для собирательного обозначения органов государственной безопасности СССР и РФ, в частности, КГБ СССР и ФСБ. 19:11 ФСБ: преступник, открывший стрельбу на лубянке, нейтрализован, его личность устанавливается.
Лубянка. К Дню работников органов безопасности
Происшествия - 19 декабря 2019 - Новости Санкт-Петербурга - Весной 1918 года Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) заняла дом 11 по улице Большая Лубянка. Станция метро «Лубянка» построена в первую очередь строительства московского метро в стиле авангард.
Тайны Лубянки и секретной тюрьмы
Сегодня тюрьмы на Лубянке уже нет давно и тайн практически не осталось. Ты милосердья, арестант, не проси Выщербленные ступени, железные двери, тесные лестничные клетки. Мы долго поднимались в подвалы Лубянки. Я не оговорился. Именно поднимались.
Отсюда и название — «внутренняя», или проще — «нутрянка». В прошлом это двухэтажное строение, отличавшееся изяществом пропорций фасада и оконных проемов, служило гостиницей страхового общества «Россия». Сразу после Октябрьской революции 1917 года здание дополнили четырьмя этажами с гладкими стенами и подслеповатыми квадратными окошками. В итоге получилось шестиэтажное архитектурное творение в духе нарождавшегося сталинско-казарменного стиля «баракко».
Одними из первых арестантов, обживавших «нутрянку», были некие Сергей и Ольга, родные брат и сестра. Однако прославить свою фамилию им было не суждено. За них это сделал другой. Да-да, именно за пределами Российской империи!
А все потому, что царский режим никогда бы не позволил ему заниматься подготовкой революции в России. Выдаст ли его департамент полиции неблагонадежному Ульянову — вопрос вопросов! Известно, что количество заборов увеличивает число лазеек. И архиосторожный Ильич нашел таковую.
С помощью Надежды Константиновны, своей жены, он разыскал бывших соратников по «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса» Сергея Ленина и его сестру Ольгу. Они согласились помочь своему экс-наставнику выбраться на европейские просторы. Первое, что пришло им в голову: позаимствовать заграничный паспорт у своего отца — Николая Егоровича Ленина. Ильич с восторгом принял эту идею.
Но, во-первых, Николай Егорович почти на полвека старше Ульянова. Во-вторых что важнее! И тогда будущего вождя осенило: надо просто украсть паспорт! Вскоре Сергей Ленин передал Владимиру Ульянову паспорт своего отца.
В документе были произведены соответствующие подчистки, и Владимир Ульянов, став Николаем Лениным, выехал в Германию. До самой смерти Крупская категорически отрицала свою причастность к истории присвоения Ильичем чужих документов. Но факты — вещь упрямая. Парадокс, а может, закономерность истории состоит в том, что в 1920 году Сергей Ленин, «крестный отец» и соратник «Володеньки» по социал-демократическому движению, после недолгого пребывания в «нутрянке» был расстрелян по приказу председателя Совнаркома Владимира Ленина.
Система угнетения психики Из инструкции по управлению внутренней секретной тюрьмой управления делами особого отдела ВЧК, утвержденной 29 марта 1920 года: «Внутренняя секретная тюрьма имеет своим назначением содержание под стражей наиболее важных контрреволюционеров и шпионов на то время, пока ведется по их делам следствие, или тогда, когда в силу известных причин необходи мо арестованного совершенно отрезать от внешнего мира, скрыть его местопребывание, абсолютно лишить его возможности каким-либо путем сноситься с волей, бежать и т. Мешкообразное здание внутренней тюрьмы наверху оканчивается прямоугольником неба вместо потолка. Это был прогулочный двор, поделенный глухими перегородками на шесть равных площадок. Находясь здесь, не слыша городского гула, не видя ничего, кроме неба и стен, трудно поверить, что ты в центре мегаполиса и под ногами не земля, а плоская крыша и внизу шесть этажей тюрьмы.
Узников сюда поднимали на грузовом лифте, двигавшемся умышленно долго и с оглушительным лязганьем, или вели мрачными лестничными маршами — словно из преисподней, наверх, к солнцу. Огромный проем посередине, между лестницами, был затянут проволочной сеткой — во избежание попыток заключенных покончить жизнь самоубийством, бросившись вниз на бетонный пол.
В дальнейшем из них возникли названия: Живодерный Старый переулок на Тишинке с 1931 года — улица Красина и Трехпрудный переулок. Сретенский переулок, идущий к Сретенке — будущей Большой Лубянке — от Милютинского переулка, в том же справочнике 1782 года обозначен уже под этим устоявшимся названием, что является свидетельством его более давнего происхождения, он появился и получил свое название, видимо, в XVII веке. В XV—XVI веках между Лубянкой — слободой новгородцев и рекой Неглинной находился Пушечный двор память об этом — название улицы Пушечной , на нем лили пушки, колокола, монументальные храмовые паникадила. Здесь литейный мастер Андрей Чохов в 1586 году отлил Царь-пушку. Во второй половине XVII века Пушечный двор перевели на новое место — за Земляной город к Красному пруду, а земли были розданы частным владельцам под усадьбы и сады. Так появились здесь дворы князей Волконских, Голицыных, Урусовых и другой знати.
Голицыну, который не чуждался новых экономических тенденций. Он открыл в Москве пассаж «Галереи с магазинами М. Голицына» между Неглинной и Петровкой за Малым театром на территории нынешнего ЦУМа , а также перестроил под торговые помещения свой дом на Большой Лубянке, не сгоревший в пожар 1812 года. Среди купцов, снимавших у Голицына и его наследников помещения под свою торговлю, были такие, кто оставил по себе память в московских летописях. В 1813 году здесь открывается просуществовавшая много десятилетий «Санкт-Петербургская кондитерская». В 1814 году профессор Московского университета химик Ф. Рейс открыл аптеку и начал торговать минеральными водами, позже в компании с коллегой — профессором медицины Х. Лодером он открыл на Остоженке известное «Лечебное заведение искусственных минеральных вод».
С именем Лодера предание связывает появление в русском языке слова «лодырь» — так народ прозвал прогуливавшихся по саду после приема воды вполне здоровых на вид господ. В 1850-е годы в доме Голицына на Большой Лубянке открылась торговля семенами и саженцами садовых и сельскохозяйственных растений Карла Мейера, имевшего собственные питомники и плантации за Семеновской заставой, хорошо известные не только в Москве. Улица, где находилась плантация, до 1974 года называлась Мейеровским проездом с 1974 года — проспект Буденного. Иметь торговлю на Большой Лубянке считалось престижным, там открывали свои магазины самые преуспевающие фирмы. В начале XX века в голицынском доме появился новый кондитерский магазин «Товарищество Георг Ландрин». Историю возникновения этой фирмы известный московский булочник Дмитрий Иванович Филиппов рассказал В. Гиляровскому, а тот пересказал ее в книге «Москва и москвичи». Магазин Г.
Ландрина на Большой Лубянке. Рекламная фотография 1912 г. Вот эта история. На кондитерскую Григория Ефимовича Елисеева — владельца известного всей Москве роскошного магазина на Тверской — работал кустарь по имени Федя. Он производил леденцы, в чем был большой мастер: в отличие от одноцветных леденцов других кустарей, он делал двухцветные: одна половинка — беленькая, другая — красненькая. Кроме него, никто не умел такие делать. Леденцы тогда назывались монпасье и продавались завернутыми в бумажки, обвертывал их сам кустарь-производитель. Однажды этот Федя наделал целый лоток своего цветного монпасье и накрыл его брезентом, чтобы потом обернуть в обертки.
Но в тот день то ли именины какие были, то ли еще что — одним словом, он загулял и забыл про конфеты. Утром вскакивает с похмелья, видит — лоток накрытый, завязанный, подхватил его и побежал, чтобы не опоздать. Елисеев развязал лоток и закричал на Федю: — Что ты принес мне?! Взглянул Федя на товар и вспомнил, что забыл обвернуть конфеты. Взял он лоток и понес домой, раздосадованный. Лоток тяжелый, присел Федя отдохнуть на тумбу возле женской гимназии. Бегут мимо гимназистки, заглянули в лоток. Федя сразу и не понял, занятый своими мыслями, что его спрашивают, а гимназистки торопятся: — Давай по две копейки.
Гимназисток много, быстро раскупили весь лоток. На следующий день принес он свои конфеты в гимназию, а там его уже ждали. И опять он в два счета расторговался. Слово показалось заграничное, что и надо для торговли — ландрин да ландрин! А сам-то он — новгородский мужик и фамилию свою получил от речки Ландры, на которой его деревня стоит. К своей «заграничной» фамилии Федор с рекламными целями присоединил и «заграничное» имя — Георг. А конфеты под народным названием «ландрин» получили огромную популярность из-за дешевизны и потому, что в общем-то были вкусными. Производство разноцветных леденцов без обертки продолжалось и после революции, причем в гораздо более значительных количествах.
В послевоенные годы их выпускали и развесными, и в круглых жестяных коробочках, такая расфасовки была особенно удобна для желающих бросить курить. На коробочках имелась этикетка с торговым названием продукта: «Монпасье леденцовое», но продавцы на витринных этикетках обычно писали более известное и привычное: «ландрин». Магазины в бывшем голицынском доме существовали до 1920-х годов, а сам дом простоял до 1970-х, поэтому его можно увидеть на фотографиях, да и в памяти многих москвичей сохранился его облик. Во втором и третьем этажах голицынского дома — над лавками — помещались недорогие гостиницы, меблированные комнаты, жилые квартиры, двор был застроен складскими помещениями. В 1830-е годах в этом доме, в крыле, обращенном на Кузнецкий Мост, находилась квартира и мастерская скульптора Ивана Петровича Витали, работа которого «Четыре реки» украшала водоразборный бассейн на Лубянской площади. К тому времени Витали был уже хорошо известен в художественных кругах, он участвовал в создании Триумфальных ворот у Тверской заставы, его скульптуры стояли на парадных воротах Воспитательного дома на Солянке, он имел много заказов на статуи и бюсты от государственных учреждений и частных лиц. В первой половине 1836 года у Витали, возвращаясь из Италии в Петербург через Москву, несколько месяцев прожил Карл Павлович Брюллов, и здесь в мае 1836 года произошла первая личная встреча Брюллова и Пушкина. Брюллов Портрет И.
Витали, работающего над бюстом К. Пушкин был хорошо знаком с его старшим братом Александром, архитектором и талантливым художником-портретистом. Александр Брюллов в 1832—1833 годах сделал рисунок с натуры «Пушкин на обеде, устроенном известным петербургским издателем и книготорговцем А. Смирдиным», гравюра с которого была помещена на титуле изданного Смирдиным альманаха «Новоселье», в 1832 году сделал акварельный портрет Н. Пушкиной и несколько рисунков к «Домику в Коломне». Но еще прежде знакомства с А. Брюлловым Пушкин увидел работы его брата Карла. Известно, что в 1827 году поэт посетил выставку в Академии художеств, на которой демонстрировалась картина Карла Брюллова «Итальянское утро».
Сотрудники, работающие за стойкой, при необходимости также могут организовать для маломобильных пассажиров помощь инспекторов Центра обеспечения мобильности пассажиров. Кроме консультационных услуг, пассажирам могут быть представлены любые справочные материалы в печатном виде: схема проезда или карта района, пешеходный маршрут или расписания пригородных электропоездов, экспрессов до аэропортов и поездов дальнего следования. Сувенирные магазины и киоски В магазинах и витринах много сувениров брелоки, браслеты, кольца, наклейки и вкладыши "Тройка" и т.
Путевое развитие Станция без путевого развития. Художественное оформление Пилоны облицованы молочным с мелкими тёмными вкраплениями мрамором «коелга». Путевые стены отделаны белой фарфоровой плиткой.
Пол выложен чёрным и красным гранитом.
Московская Лубянка 200 лет спустя
Для пересечения станцию реконструировали и построили протяженный центральный зал. Особенности названия Станция получила название по площади, под которой расположена. Лубянской она названа в честь старейшего населённого пункта Лубянка, первое упоминание о котором датируется 1716 годом. Ранее в этой местности поселились переселенцы из Новгорода, угнетённые Иваном Третьим в конце 15 века. Они назвали эту местность в память об одной из новгородских улиц Лубянице. С 1926 по 1990 год мостовая называлась площадью Дзержинского по имени Феликса Эдмундовича Дзержинского — государственного деятеля в СССР, который основал Всероссийскую чрезвычайную комиссию и занимался революционной деятельностью. Архитектура станции Оформлением станции занимались архитекторы из Пятой планировочной мастерской Николая Ладовского при участии Пятой проектной мастерской Даниила Фридмана и Николая Колли.
В 30-е годы был расцвет стиля «сталинский ампир», но несмотря на это во внутреннем убранстве станции «Дзержинская» проявились черты «модерна» и «рационализма». Изначально на «Лубянке» не было центрального зала. Вместо него параллельно располагались два перронных тоннеля и общий маленький зал возле эскалаторного наклона. Оформить станцию «Дзержинская» было непросто из-за необычной компактной конструкции и недостатка пространства. Огромные пилоны и искривлённые тоннели добавили трудностей архитекторам, но несмотря на это Н. Ладовский и Н.
Колли отлично справились со своей задачей. В отличие от «Дзержинской», все станции первой очереди строительства метро сделаны светлыми и просторными, чтобы пассажиры не чувствовали, будто они находятся под землёй. В оформлении интерьера станции специально подчеркнули форму подземного пространства, замаскировав только неровность путевых стен. Стены аванзала облицовали серо-белым мрамором «уфалей», а потолочный свод — белым. Для контраста на колоннах использовали оригинальный камень чёрного цвета. В 70-е годы «Дзержинскую» реконструировали, и всю облицовку поменяли.
В итоге от прежнего оформления практически ничего не осталось. Для отделки опор использовали светлый Коелгинский мрамор, а пол из асфальтового стал черно-красным гранитным. Стены вдоль путей облицовали белой фарфоровой плиткой.
Расследователи рассказывают о системной и несистемной коррупции подчиненных Александра Бортникова и вспоминают самые страницы истории спецслужбы — дела Дениса Сугробова, Алексея Улюкаева, Сергея Магнитского, Кирилла Черкалина, Александра Шестуна. Не обошли своим вниманием авторы не совсем законную коммерческую деятельность сотрудников спецслужбы, а также приватизацию госземель в самых элитных районах Подмосковья.
Сувенирные магазины и киоски В магазинах и витринах много сувениров брелоки, браслеты, кольца, наклейки и вкладыши "Тройка" и т.
Покровского, к гостинице «Метрополь» улица Земляной Вал 12м. Транспорт ближайший возле метро «Лубянка» Остановки с машрутами траспорта.
События, которые проходят в близи станции Лубянка. Не знаете что посетить в в Москве?
Ищете где погулять с ребенком, куда сходить с парнем или девушкой? Выбираете место для свидания? Ищете развлечения на выходные? Интересуетесь активным отдыхом?
Почему у Лубянской площади такое название?
У Похилевича упоминается, что когда-то Лубянка была значимым еврейским местечком, от которого сохранились следы большого еврейского кладбища. В нее устремлялась бы улица Малая Лубянка, которая логично продолжила бы главную трассу города, с чем был связан и грандиозный масштаб проектируемой арки. «Лубянка» заметно отличается от станций первой очереди, ничего общего со своими соседками у нее нет, зато она похожа на «Кузнецкий мост». Открывший стрельбу на Лубянке действовал один, заявили "Интерфаксу" в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ. Гуляем по району Лубянка, узнаем, откуда пошло такое название – Лубянка, как этот район Москвы стал местом, где.
Кулачные бои и первая публичная казнь: чем известна Лубянская площадь
В 18 веке дворянка Дарья Салтыкова, одна из самых известных серийных убийц в мировой истории, обосновалась на Лубянке. Бывшее здание «Госстраха» на Лубянке называли «Госужасом» и обходили стороной, мечтая никогда не оказаться за его стенами. Первым московским адресом ВЧК стало здание под номером 11 на Большой Лубянке – в квартале от Лубянской площади. лубянка, лубянки, жен. (обл.). Короб или сундук из лубка. Словарь Ефремовой. – После вчерашней стрельбы на Лубянке силовым структурам, очевидно, предстоит увлекательный раунд всеобщей свалки и свары всех со всеми. Глобальная реконструкция была проведена в 40-е годы XX века по проекту Щусева, в ходе ее были объединены два соседних здания по Лубянке.
Москва Репрессивная
- Лубянка - в XV веке на этом месте было урочище Лубянка. |
- Лубянская площадь - площадь государственной безопасности: vladimirdar — LiveJournal
- Значение слова «лубянка»
Самая красивая площадь Москвы
Фонтан и доходные дома В 1612 году в районе Лубянской площади разворачивались бои против польских захватчиков, рассказала Самовер. А спустя два столетия по Лубянке маршировала армия французского императора Наполеона Бонапарта. Стрелецкие слободы были снесены, проводились ярмарки, селилась московская знать. Аверьянов называет как минимум две знаковые персоны. Так, на пересечении Большой Лубянки и Кузнецкого моста жила знаменитая помещица Салтычиха, убившая несколько десятков своих крестьян, а в особняке на Большой Лубянке 14 жил генерал от инфентерии, московский градоначальник, граф Федор Ростопчин. В его доме во время французской оккупации Москвы находился штаб наполеоновского генерала Анри Делаборда. После изгнания Наполеона из России жизнь Лубянки продолжила становиться насыщенной. В 1835 году в центре площади по проекту архитектора Ивана Витали соорудили фонтан, который служил еще и водозаборным бассейном с питьевой водой. В конце XIX века страховые общества стали застраивать местность доходными домами.
К началу нового столетия это был процветающий, современный и очень красивый уголок Москвы с подворьями, пассажем, трамваями и торговыми зданиями. На площади также располагались заметные архитектурные и фортификационные сооружения — стены Китай-города, Владимирские ворота и огромное количество религиозных зданий. В частности, там, где сейчас улица Никольская упирается в Лубянскую площадь, находилась часовня целителя Пантелеймона Афонского. Сейчас на ее месте стоит торговый комплекс. Площадь была самым настоящим деловым центром города. В частности, здесь располагались, например, здания Московского купеческого общества. Никольская улица, упирающаяся в Лубянскую площадь, была центральной торговой улицей города, — напомнила Самовер.
Вот то-то и оно, что нельзя не поверить. Потому у нас и «керченский стрелок» действовал в одиночку, одновременно ведя огонь с нескольких точек, и на Лубянке по силовикам стрелял один человек. Но продолжим о странностях.
Допустим, злодеи замыслили нападение на приёмную ФСБ. Если так, то это показательное выступление, акция устрашения, но никак не сведение счётов с кем-то конкретным. Потребовалось бы расправиться, это можно было бы сделать и не на Лубянке. А кого можно подстрелить в «предбаннике», в котором томятся дежурный да несколько посетителей? Для пущего шума бойню, конечно, можно было устроить и там, но этого не случилось. Возможно, потому, что оперативно отреагировала охрана. По крайней мере давайте думать так. Ладно, идём дальше: если злодей или злодеи пришли штурмовать ФСБ, то почему они остановились в «предбаннике», а не пошли вперёд? Дежурный им явно не смог бы помешать. Заодно обратим внимание на такой момент.
Нельзя ли отказаться от старых традиций и укрепить нашу штольню, ну, хотя бы железобетоном? Особенная станция В конечном счете получилась совсем не типичная для Москвы станция. Пассажиры заходили с торцов станции и сразу шли на платформу. Возможно из-за большого трафика, а может быть из-за необходимости строить переход на «Кузнецкий мост», но скорее всего обе причины стали решающими, центральный зал на «Дзержинской» все-таки появился, но намного позже, в 1970-годах, когда прокладывали сиреневую ветку. При этом от оригинальной станции остался лишь десятиметровый «комплимент» архитектору. А жаль.
Фотографий первой станции почти не сохранилось. Это одно их немногих изображений. Решение Ладовского Уникальность «Площади Дзержинского» заключалась еще и ее оформлении. Дело в том, что к моменту, когда началась отделка станций первой очереди архитекторы-модернисты перестали пользоваться лояльностью властей. Тем не менее в московском метро модернисты получили возможность поработать. Самое известное и знаковое здание представителей движения рационализаторов - вестибюль станции «Красные ворота» никогда не обращали внимания, как сильно отличается архитектура входа и самой станции?
Но это уже другая история, о которой я опять же обязательно расскажу когда-нибудь потом. Историки называют ее «лебединой песней» рационалистов в метро. Архитектор не стал декорировать тоннели, а вынес наружу их скелет. По всей длине станции были вставлены серые мраморные кольца, как бы подчеркивающие тоннельную архитектуру «Лубянки». Николай Ладовский использовал и много черного цвета, такого не характерного для московского метро. С начала строительства архитекторам была поставлена четкая задача создавать пространства которое бы даже отдаленно не напоминали пассажирам о подземелье.
На «Лубянке» ничего не напоминало об этом, но дизайн можно смело назвать суровым. Проект станции «Площади Дзержинского» созданный архитектором Николаем Ладовским. По проекту на «Площади Дзержинского» должны были быть установлены и скульптуры, на стене за рельсами. Планировались и буквально революционные для того времени дизайнерские решения - светящиеся надписи и «световые путеводы», цветные линии на стенах, которые бы указывали пассажирам направление к выходу на платформы или на улицу, голубые или красные, соотвественно. Но этим планам Николая Ладовского не суждено было осуществиться. А позже и вся станция была перестроена.
Ну и вестибюль.
Задача, поставленная управлением перед химиком «специального назначения», была совершенно нетривиальной. Конверт нужно было обработать сильнодействующим контактным ядом таким образом, чтобы он подействовал через два-три дня агент и его семья должны были остаться вне подозрений , не оставил следов на бумаге и не ощущался тонким собачьим нюхом. Осторожный Хаттаб, опасаясь отравлений, по возможности давал обнюхивать письмо собаке. Пакет не вызвал подозрений, был доставлен адресату, прочитан и сожжен. Далее, как и всегда в таких случаях, Хаттаб начал быстро менять дислокацию своего лагеря. Оперативникам повезло.
Большая Лубянка
Маковской, картина «Гадающая Светлана», фантазия на балладу В. Жуковского… Его творческая энергия заражала окружающих и побуждала к творчеству. Витали затеял изваять бюст Брюллова, но художник, как рассказывает современник, «отговорился тем, что сидеть не может. Однако Витали добился своего, и чтобы развлечь Брюллова во время сеансов, ему читали книги. С той поры Брюллов поселился у Витали». Но у Витали не только читались книги, художники рисовали, певцы пели, тут горячо обсуждались литературные и художественные новости, к тому же хозяин славился умением готовить настоящие итальянские макароны. В этой творческой атмосфере и происходило общение Пушкина и Брюллова. Художник И.
Дурнов вспоминал об одной из их встреч, при которой он присутствовал: «У них шел оживленный разговор, что писать из русской истории. Поэт говорил о многих сюжетах из истории Петра Великого. Когда Пушкин кончил, К. К сожалению, мемуарист не сообщает о том, о каких конкретно сюжетах шла речь. Кроме того, у поэта и художника была общая, угнетавшая их печаль, о которой у них также был разговор. Брюллов ехал по повелению царя, это и была та «неволя», которую испытывал на себе и Пушкин. В рабочей творческой атмосфере мастерской Витали родилась идея создания бюста поэта.
Неизвестно, кому она принадлежала, но, видимо, обсуждалась весьма серьезно. Однако Пушкин задумывается над предложением, в его рукописях того времени имеется шаржированный автопортрет в профиль в виде скульптурного бюста, увенчанного лавровым венком и с подписью: «il gran padre АР». Тогда бюст Пушкина не был вылеплен. Брюллов уехал в Петербург. Знакомство поэта и художника не ограничилось московскими встречами, современники свидетельствуют, что их дружеские отношения продолжились и в Петербурге. Последний раз они виделись за два дня до роковой дуэли Пушкина. После гибели поэта с новой силой вспыхнул в обществе интерес к нему и его творчеству.
Модный петербургский скульптор С. Гальберг, пользуясь посмертной маской, лепит бюст Пушкина, отливки которого поступают в продажу. В это же время, в марте-апреле 1837 года, идет работа над скульптурным портретом Пушкина в Москве. В письме от 29 апреля 1837 года из Москвы М. Погодин пишет Н. Вяземскому: «Какой бюст у нас вылеплен! Как живой.
Под надзором Нащокина делал Витали». Заказчиком бюста Пушкина был Нащокин. Этот бюст из белого мрамора изображен на картине Н. Подключникова «Гостиная в доме Нащокина», написанной в 1838 году. Пушкин изображен увенчанным лавровым венком, как на автопортрете. Впоследствии Витали вылепил вариант бюста без лаврового венка. Противоположный угол Большой Лубянки и Кузнецкого Моста представляет собой довольно большой для центра Москвы пустырь, используемый под автостоянку.
Этот пустырь с полным основанием может быть назван историко-культурным памятником деятельности Моссовета. Здесь находилась церковь XVI века, которой выпала судьба стать первым московским храмом, снесенным по приказу послереволюционной московской городской власти. Сейчас в соответствующих архитектурных учреждениях обсуждается идея установки памятных знаков на местах снесенных московских церквей, видимо, начинать воплощение проекта в жизнь следует с установки обелиска здесь, на этой автостоянке, и обязательно отметить на нем, что отсюда началось уничтожение московских исторических памятников и святынь городской властью, продолжающееся и поныне. Хорошо бы тут же установить несколько запасных чистых мраморных досок, на которые вписывать все вновь сносимые памятники. О ее постройке имеется летописное сообщение под 1514 годом, в котором идет речь о государственном строительном проекте — возведении сразу одиннадцати церквей в разных районах Москвы: «тоя же весны […] князь великий Василий Иванович всея Руси повеле заложити и сделати церкви кирпичны и камены […] да на Устретенской улице церковь Введения Святыя Богородицы, а всем тем церквем был мастер Алевиз Фрязин». Напомним, что тогда Большая Лубянка называлась Сретенской, или Устретенской, улицей, а само место, где строилась церковь, было заселено жителями Пскова. В 1510 году, рассказывает летопись, великий князь Василий Иванович «триста семей псковичь к Москве свел […] и подавал им дворы по Устретенской улице, […] не промешал с ними ни одного москвитина».
Архитектор Алевиз Фрязин, или Алевиз Новый называемый так в отличие от работавшего тогда же в Москве более старшего по возрасту итальянского инженера и архитектора, его тезки Алевиза Старого , был приглашен на службу еще Иваном III. Полное его имя — Алозио Ламберти да Монтаньяна. В Россию он прибыл с характеристикой «Алевиз мастер вельми добрый, не как иные мастеры, весьма великий мастер» и скоро оправдал ее на деле. Он строит систему рвов — водных укреплений вокруг Кремля, возводит в Кремле Архангельский собор, наконец, ему поручается строительство церквей, которые должны играть градообразующую роль для всего города. Автор современной работы об Алевизе Новом определяет его должность как «главного архитектора Москвы». Из построенных тогда Алевизом Новым церквей, при проектировании которых он руководствовался как образцами владимиро-суздальских храмов, сохранилась церковь Владимира в Старых садех, стоящая на Ивановской горке, к которой сходятся четыре переулка. Этот храм представляет собой памятник замечательной красоты и стоит на таком счастливо выбранном месте, что, являясь зрительным центром окружающей разнообразной застройки, превратил этот уголок старой Москвы в один из самых привлекательных и проникновенных московских пейзажей.
Недаром его часто рисуют художники. Такую же роль в окружающем пейзаже играла и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она стояла на высоком берегу Неглинной, видная и с реки, из заречья, и с улиц и переулков, сходившихся к ней: Лубянки, Сретенки, Кузнецкой, Ивановского переулка, который был проложен к ней с Мясницкой мимо церкви Иоанна Предтечи с середины XVIII века этот переулок стали называть Фуркасовским. Возле церкви росли вековые деревья и было старинное кладбище, на котором погребали ее знатных прихожан. А ее прихожанами были князья Голицыны, князь Дмитрий Михайлович Пожарский на церковном кладбище похоронена его супруга, его самого отпевали в церкви Введения, и погребен он в родовом поместье в Суздале , князья Хованские, московский генерал-губернатор граф Ростопчин… В XVII—XVIII веках этот храм пользовался у москвичей большой известностью и почитанием, поэтому и Кузнецкий Мост от Рождественки до Лубянки в это время в Москве чаще называли Введенской улицей. Только с начала XIX века благодаря модным лавкам, которым для их владельцев и покупателей было престижней находиться на Кузнецком Мосту, чем на Введенской улице, церковное название стало вытесняться названием Кузнецкий Мост — символом суетной моды и роскоши. Церковь Введения не раз перестраивалась и обновлялась.
В начале XVII века, после освобождения Москвы от польских интервентов, князь Дмитрий Михайлович Пожарский ополченскую святыню — образ Казанской Божией Матери, с которой был совершен поход и освобождена Москва, поставил в своей приходской церкви, и она пребывала там до 1630-х годов, до построения Казанского собора на Красной площади, куда и была по завершении строительства перенесена. В середине XVIII века обветшавшая церковь «иждивением прихожан» была капитально отремонтирована, заново выстроены трапезная и колокольня. Причем алтарная часть храма осталась не затронутой перестройкой, и позднейшие исследования подтвердили, что она относится к XVI веку. В 1817 году прихожанин церкви антиквар и коллекционер Д. Лухманов обновил внутреннюю роспись храма, она была выполнена в стиле любимого им искусства Возрождения — «под Рафаэля и Рубенса».
Говорили, что в 30-х годах в здании Лубянки была секретная лаборатория, где работали с детьми-экстрасенсами, изучая гипноз, шаманские практики, телепатию. Тюрьма была ликвидирована в 1961 году. Последним заключённым стал американский лётчик Гэри Пауэрс. Сегодня бывшие камеры — это офисы.
В шести комнатах сделали музей, но туда можно попасть только по специальным документам. Many myths and legends surround the building. There were rumors that in the 30s the Lubyanka building was home to a secret laboratory. It allegedly worked with clairvoyant children, studying hypnoses, shamanistic practices and telepathy. The prison was liquidated in 1961. The last prisoner left in Lubyanka was the American pilot Gary Powers. Today the former cells are used as offices. Six rooms were transformed into a museum. However, only people with special authorizations are admitted.
По своему значению в русском языке "луб" - внутренняя кора липы и другого дерева, которую использовали в хозяйстве. Слово же «лубяной» в качестве одного из основных значений имело «крытый или обшитый корой, лубом», «сделанный из коры, лыка». С XVI века здесь были лавки и кузницы, потом появились усадьбы знатных людей.
И кто побеждал — тот оказывался правым, мол, «бог помог». Также в 1379 году здесь состоялась первая публичная казнь в Московском государстве — к смерти был приговорен последний сын московского тысяцкого Иван Вельяминов. Улица, которая шла от Никольских ворот через современную Лубянку и Сретенку, называлась тогда Сретенка. В 1395 году здесь встречали Владимирскую икону Божьей матери и был основан Сретенский монастырь. Обычно переселенцы сохраняют за собой название улиц, урочищ и так далее. Одна из новгородских улиц называлась Лубяница, соответственно, так появилось название Лубянка, — рассказал Аверьянов. Есть и другая версия происхождения названия.
В ряде источников указано, что оно дано было территории, где торговали овощами и фруктами в лубяных шалашах и коробах. По словам историка Натальи Самовер, вплоть до начала XX века из луба делали дешевую и простую тару. В те времена артиллерия заняла доминирующее положение на поле боя, и это требовало определенных изменений в фортификации. Фонтан и доходные дома В 1612 году в районе Лубянской площади разворачивались бои против польских захватчиков, рассказала Самовер. А спустя два столетия по Лубянке маршировала армия французского императора Наполеона Бонапарта. Стрелецкие слободы были снесены, проводились ярмарки, селилась московская знать. Аверьянов называет как минимум две знаковые персоны. Так, на пересечении Большой Лубянки и Кузнецкого моста жила знаменитая помещица Салтычиха, убившая несколько десятков своих крестьян, а в особняке на Большой Лубянке 14 жил генерал от инфентерии, московский градоначальник, граф Федор Ростопчин. В его доме во время французской оккупации Москвы находился штаб наполеоновского генерала Анри Делаборда.
Полиция призывала людей уходить
- Ответы : Что такое Лубянка и чем она так знаменита???
- История Лубянки от "Якоря" до ВЧК
- Открывая Москву
- Лубянка — Википедия с видео // WIKI 2
- ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ЛУБЯНКИ - МК
«Бегом, я сказал!!!»: полная хроника стрельбы у ФСБ в Москве | Поставленный во главе Лубянки, Николай Ежов прежде всего разобрался с собственным ведомством. |
За событиями на Лубянке можно было наблюдать практически в прямом эфире. | |
Тайны Лубянки и секретной тюрьмы | Блогер Ocean_Wave на сайте 12 сентября 2014 | свежие новости дня в Москве, России и мире. |
Большая Лубянка | На этой странице представлена информация, связанная со станцией метро Лубянка. |
«Бегом, я сказал!!!»: слаженная работа полиции помогла избежать массовых жертв на Лубянке
Лубянка - знаменитое место Москвы | 19:11 ФСБ: преступник, открывший стрельбу на лубянке, нейтрализован, его личность устанавливается. |
ЛУБЯНКА | это... Что такое ЛУБЯНКА? | Пятеро из шести фигурантов дела о подготовке теракта в общественной приемной ФСБ на Лубянке не признали свою вину во Втором западном окружном военном суде, передает корреспондент РИА Новости. |
Станция метро «Лубянка» была сооружена 15 мая 1935 года. Станция выходит на Лубянскую площадь, поэтому и носит ее название. | |
Лубянка - место силы. Что здесь было раньше? | Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости. История Федеральной службы безопасности, рост ее роли в управлении Россией, контроль над силовыми структурами и другие аспекты самого закрытого ведомства описал в своем докладе центр “Досье”. |