это, что Содружество Независимых Государств, это организация в которую входят страны, которые ранее входили в состав Советского Союза. СНГ (Содружество Независимых Государств) — объединение ряда стран ранее входивших в состав СССР, созданное в декабре 1991 года. Расшифровка СНГ означает Содружество Независимых Государств и обозначает совокупность государств, которые входили в состав СССР и приняли решение сохранять тесные отношения на постсоветском пространстве. Аббревиатура СНГ означает Содружество Независимых Государств. Аббревиатура СНГ означает Содружество Независимых Государств.
Что такое СНГ
В СНГ нет каких-то глубоких интеграционных проектов, но зато есть, к примеру, межпарламентская ассамблея, и в ее рамках также сотрудничают политические партии и парламенты», — сказал эксперт. Мнения стран-участниц расходятся, и в этом смысле сила СНГ в том, что нет необходимости принимать решения коллективным большинством, указал Ткаченко. Но поскольку организация видит себя развивающейся, такие проблемы не являются для нее экзистенциальными, то есть они не грозят разрушением», — отметил он. Они обсудили вопросы торгово-экономического партнерства, безопасности и экологии.
Минск Беларусь. В странах СНГ сосредоточено ок. Рабочим языком СНГ является русский язык. Содружество имеет собственную официальную символику и флаг.
История становления СНГ. Они объявили о прекращении организованных президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым переговоров по заключению нового союзного договора, который был призван реформировать СССР. Горбачев назвал беловежское соглашение неконституционным и заявил, что распустить Советский Союз имеет право только Съезд народных депутатов. Договор 1922 о создании СССР был объявлен расторгнутым. Ашхабад столица Туркмении , главы государств Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана заявили о своем желании присоединиться к создаваемому Содружеству, аналогичные намерения выразили Азербайджан и Армения. Участники встречи окончательно подтвердили прекращение существования СССР. Они приняли Алма-Атинскую декларацию, подтвердив взаимное признание суверенитета и нерушимости границ, а также намерение осуществления всестороннего сотрудничества и выполнения международных обязательств бывшего СССР.
Содружество было объявлено открытым как для бывших республик Советского Союза, так и для других государств, согласных с его принципами и целями. Участники встречи договорились создать координирующие органы Советы глав государств и глав правительств , сохранить общее командование военно-стратегическими силами и общий контроль над ядерным оружием. Четыре республики, имевшие на своей территории ядерное оружие Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина договорились соблюдать и ратифицировать заключенный СССР договор СНВ договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписан между СССР и США в Москве 31 июля 1991 ; Белоруссия, Казахстан и Украина согласились доставить свое тактическое ядерное оружие в Россию для уничтожения под совместным контролем. Грузия к Содружеству не присоединилась. Первая встреча глав 11-ти государств СНГ состоялась 30 декабря 1991 в Минске. В ходе ее было подписано соглашение, признававшее необходимость Объединенного командования стратегическими ядерными силами и совместного контроля над оружием массового уничтожения, находившегося на вооружении бывшего СССР. В отношении обычных вооружений государства СНГ признали принцип создания национальных армий в бывших советских республиках, подчиненных верховному командованию СНГ.
Вопрос о создании вооруженных сил СНГ обсуждался и на второй встрече глав государств, которая состоялась 16 января 1992 в Москве. На третьей встрече г. Минск, 14 февраля 1992 лидеры 8-и государств-членов договорились в принципе о сохранении единого командования вооруженными силами в течение двух лет. Однако по этому вопросу между странами Сообщества сохранялись разногласия. На четвертой встрече в верхах, состоявшейся в Киеве 20 марта 1992, было достигнуто соглашение о разделении полномочий в военных вопросах. В соответствии с ними, вооруженные силы СНГ должны были включать в свой состав стратегические силы и силы совместного назначения миротворческие силы по образцу «голубых касок» ООН. В мае 1992 на пятой встрече в Ташкенте главы государств Армении, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана подписали пакт о коллективной безопасности военной взаимопомощи и в принципе договорились о совместном пограничном контроле.
В июле того же года было принято решение о посылке миротворческих сил в «горячие точки» на территории СНГ; Азербайджан с этим решением не согласился. Острые споры между Россией и Украиной по проблемам раздела Черноморского флота бывшего СССР и общего командования стратегическими вооружениями были урегулированы после достижения соответствующего соглашениями между президентами России и Украины июнь 1992. Разногласия между государствами СНГ существовали и по ряду других вопросов. В марте 1992 председатели парламентов государств-членов обсуждали создание парламентского собрания Содружества, в задачи которого должны были входить обсуждение и принятие законов межреспубликанского характера. Делегации Азербайджана, Молдовы, Украины и Туркменистана не подписали соглашение по этому вопросу. Сохранялись различия во взглядах на экономическое сотрудничество, в т. На шестой встрече в верхах г.
Москва, август 1992 президент Украины Кравчук отказался присоединиться к подписанным соглашениям о создании совместного экономического суда и общей системы противоракетной обороны. Было заключено соглашение о выходе ряда бывших республик из рублевой зоны. Страны, выразившие желание сохранить рубль в качестве валюты Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова и Узбекистан , договорились о проведении общей валютно-денежной политики под руководством российского Центробанка. Решено было также направлять миротворческие силы СНГ в зоны конфликтов на территории бывшего Советского Союза. В октябре 1992 на седьмой встрече лидеров государств, проходившей в г. Бишкек, было принято решение направить миротворческие силы СНГ в Таджикистан, где шла гражданская война. Договориться об образовании центрального Совета экономического сотрудничества не удалось, было только принято решение создать совещательный комитет по экономическим вопросам.
Главы государств Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России и Узбекистана подписали соглашение о сохранении рубля в качестве валюты и принципе создания общего Центробанка. Парламент Азербайджана, где к власти пришел оппозиционный «Народный фронт», отказался ратифицировать договор о создании СНГ, и делегация этой страны участвовала во встрече в статусе наблюдателя. Принятие Устава СНГ в ходе восьмой встречи в верхах г. Минск, 22 января 1993 снова сопровождалось спорами. Документ поддержали лидеры 7-ти государств Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Беларуси ; главы Молдовы, Украины и Туркменистана отклонили его, считая отведенные координационным органам Содружества полномочия чрезмерными. В марте 1993 министры обороны 6-ти стран достигли договоренность об укреплении военного сотрудничества, тем не менее, план по созданию общих вооруженных сил не был согласован Россия сочла его слишком дорогостоящим. В июне 1993 принято решение упразднить пост главнокомандующего вооруженными силами Содружества и образовать Объединенный штаб для координации сотрудничества в военной области.
На 9-й встрече в верхах Москва, май 1993 главы 9-ти государств одобрили предложение президентов Казахстана и России о создании в будущем экономического союза по образцу Евросоюза. Против этого выступил президент Туркменистана С. Ниязов , настаивавший на сотрудничестве на основе двусторонних договоров. В августе того же года президенты России Б. Ельцин , Казахстана Н. Назарбаев и Узбекистана И. Каримов подписали в Москве соглашение, в котором предусматривалось образование экономического и валютного союза, открытого для присоединения других государств.
Предполагалось сохранить рубль в качестве общей валюты; идею создания рублевой зоны поддержала Армения. Тем не менее, это соглашение не было реализовано, в ноябре Казахстан, Узбекистан и Армения ввели собственные валюты. К концу 1993 в составе СНГ сформировались две неофициальные группы государств. Одна из них Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан выступала за большую координацию и расширение сотрудничества в области внешней политики, обороны, валютной политики, экономики и транспорта. Другая Туркменистан и Украина выказывала интерес к ограниченному сотрудничеству, делая упор на защите своих национальных интересов. Положение усугублялось острыми конфликтами в ряде государств СНГ гражданская война в Таджикистане, конфликт в Приднестровье и армяно-азербайджанская война. К тому же, среднеазиатские государства были заинтересованы, в первую очередь, в более тесном сотрудничестве друг с другом и в развитии отношений с соседними мусульманскими странами — Ираном , Пакистаном и Турцией.
Глава государства Грузия Э. Шеварднадзе начал проводить политику сближения с Содружеством, и в декабре того же года Грузия стала его членом. На очередной встрече глав государств и правительств Москва, сентябрь 1993 премьер-министры Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана подписали соглашение о создании экономического союза, к которому присоединилась также Грузия. Туркменистан стал ассоциированным членом союза в декабре 1993, а Украина — в апреле 1994. Участники союза высказались за формирование общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, на выработке согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной и внешнеэкономической политики, на сближении методов регулирования хозяйственной деятельности и создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей. В апреле 1994 Молдова ратифицировала договор об СНГ, официально став, таким образом, его полноправным членом. При этом она заявила, что по-прежнему не намерена принимать участие в согласовании внешнеполитической деятельности и политики в области миграции эти оговорки были сняты Молдовой в октябре 2002.
В апреле 1994 на очередной встрече в верхах в Москве был подписан ряд экономических соглашений и продлен мандат миротворческих сил СНГ в Таджикистане, а в октябре того же года принята конвенция о защите прав этнических меньшинств. Постепенно оформлялись институты Содружества.
В то же время и в 1990-е годы в рамках СНГ удавалось наладить сотрудничество по отдельным направлениям, прежде всего в сфере координации внешней политики, борьбы с транснациональной преступностью, охраны внешних границ. Туркменистан и Украина фактически самоустранились от активного участия в Содружестве, хотя официально остаются его членами. Грузия вышла из организации в 2009 году после вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Таким образом, на текущий момент СНГ - это региональная организация, объединяющая большинство независимых государств, возникших на постсоветском пространстве после распада СССР. Однако единства в видении целей и задач СНГ среди стран-участниц не наблюдается. Наиболее активную позицию в Содружестве занимает Россия, выступающая локомотивом интеграционных процессов.
Ряд других стран либо пассивно участвуют в СНГ, либо саботируют сотрудничество в его рамках. К координирующим органам относятся Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и Межпарламентская Ассамблея. Данные структуры определяют приоритеты и направления сотрудничества в СНГ. Также в структуре СНГ действуют отраслевые советы и комитеты экономический, по культуре, по социальной защите населения и др. Они координируют взаимодействие стран в конкретных областях. Следовательно, СНГ с организационной точки зрения представляет собой многоуровневую структуру, призванную обеспечивать сотрудничество суверенных государств-участников. Однако на практике многие органы СНГ или не работают, или действуют крайне неэффективно. Это связано как с отсутствием политической воли ряда стран, так и с размытым характером полномочий и функций различных институтов Содружества.
Экономическое сотрудничество в рамках СНГ Изначально одним из важнейших направлений деятельности СНГ провозглашалось формирование общего экономического пространства, создание таможенного и валютного союзов. Однако на практике глубокой экономической интеграции достичь не удалось. В настоящее время в рамках СНГ действуют зона свободной торговли, обеспечивающая беспошлинную торговлю между странами-участницами, а также отраслевые советы в сфере энергетики, транспорта, связи. Определенное взаимодействие налажено между центральными банками и фондовыми биржами стран Содружества. Реализуются совместные инфраструктурные и промышленные проекты. Таким образом, СНГ с точки зрения экономики означает, что изначальные планы тесной финансовой и хозяйственной интеграции государств-участников не удалось воплотить в жизнь. СНГ как площадка для политического диалога Несмотря на провал попыток глубокой экономической интеграции, в рамках СНГ удалось наладить политический диалог на высшем уровне. Регулярно проводятся встречи глав государств и правительств стран Содружества.
Основные принципы СНГ: 1. Принцип суверенной независимости Каждое государство-участник СНГ имеет право на полную независимость и самоопределение. Оно обладает правами и свободами, признанными международным правом, и вправе свободно определять свою внутреннюю и внешнюю политику. Принцип невмешательства Государства-участники СНГ признают неприкосновенность территориальной целостности и политической независимости других государств-участников.
Они обязуются не вмешиваться во внутренние дела друг друга, а также не признавать и не официально поддерживать силовые действия, направленные на изменение политического строя других государств. Принцип равноправия Государства-участники СНГ признают принцип равноправия и недискриминации взаимных отношений. Они стремятся к развитию сотрудничества на основе взаимного уважения к интересам и суверенитету других государств, а также в рамках положений Устава СНГ. Принцип многостороннего сотрудничества Государства-участники СНГ поощряют многостороннее сотрудничество во всех сферах взаимодействия, таких как политика, экономика, наука, культура и др.
Они ориентируются на развитие диалога, консолидацию усилий и выработку совместных решений для достижения общих целей. Принцип партнерства и взаимовыгодного сотрудничества СНГ является платформой для партнерства и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-участниками. Они ставят перед собой задачу развития экономических, культурных и политических связей, а также наращивания торгово-экономического потенциала и совместной деятельности для достижения общих выгод. Статут Содружества Независимых Государств — документ, регламентирующий организацию и функционирование СНГ, а также права и обязанности ее членов.
Договор о укреплении Содружества Независимых Государств — документ, направленный на развитие и укрепление сотрудничества между государствами-участниками СНГ.
Что такое СНГ — расшифровка, определение, состав (страны) Содружества Независимых Государств
В итоге быстро превратив благую на бумаге идею в профанацию. Впрочем, понять их тоже можно: до СНГ ли тут, когда и у себя дел много. В конце концов, у каждого есть не только прошлое… От Москвы до Бреста Официально о создании на территории бывшего Советского Союза фактически международной организации под названием СНГ, целью которой называлось продолжения сотрудничества республик в вопросах политики, экономики, культуры и даже обороны, было объявлено 8 декабря 1991 года. Это решение стало итогом неформальной встречи шести лидеров и председателей Советов министров трех еще советских на тот момент республик.
Любопытно, что о месте и времени тайной встречи не был поставлен в известность даже Михаил Горбачев, президент продолжавшего существовать СССР. Узнал он о ней только от сотрудников КГБ, но приказ арестовать фактических заговорщиков так и не дал. А вскоре лишился и своего поста.
Именно по названию пущи, расположенной вблизи польской границы, соглашение и получило название «Беловежское».
Аббревиатура — безотзывный. Он используется как существительное среднего рода в единственном числе.
Украина в СНГ — это спорный статус С 2014 года украинское руководство пыталось выйти из органов Содружества, но в принципе выхода не было. Страна не ратифицировала устав ассоциации, что означает, что юридически она никогда не была ее частью, оставаясь членом-учредителем, но не членом. Однако другие страны де-факто признали Украину полноправным членом.
В мае 2018 года Петр Порошенко подписал указ о прекращении участия Украины в уставных органах ассоциации, однако официального заявления о выходе от исполкома не поступало. Страны СНГ заинтересованы в сохранении членства Украины; остается надежда, что конструктивный и прагматичный подход руководства страны все-таки возобладает. Наличие знака «ГБО» 10.
Горизонтальная диагональ ромба 110 — 150 мм, вертикальная диагональ ромба 80 — 110 мм, ширина бордюра 4 — 6 мм, высота букв более 25 мм, ширина букв более 4 мм. Опознавательные знаки должны быть размещены спереди и сзади, а также на правой стороне транспортного средства снаружи двери. Знаки, указывающие на использование газобаллонных приборов, ранее не упоминались в тексте правил дорожного движения.
В проекте дефектной ведомости предлагается ввести такие знаки: Символика Содружества Независимых Государств Содружество имеет уникальную эмблему — круг синего цвета с белыми и серыми полосами по краям см. Внутри круга находится белая фигура с вертикальными полосами. В верхней части они переходят в концентрические элементы, расширяющиеся вправо и влево.
В верхней части находится небольшой золотой круг. Эмблема размещена в центральной части флага Содружества. Сам флаг представляет собой синее прямоугольное полотнище, длина которого в два раза превышает ширину Наличие цепей противоскольжения 10.
Допускается, чтобы транспортное средство категории M3 не оснащалось цепями противоскольжения, если в силу конструкции транспортного средства использование цепей противоскольжения на таком транспортном средстве невозможно. Данное требование применяется по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при этом сроки зимнего периода могут быть изменены. Пункт 10.
Сноска в этом пункте вызывает сомнения. В нем говорится, что данное положение применяется по решению органов исполнительной власти субъекта РФ конкретного региона. Другими словами, требование содержится в тексте, едином для всех правил дорожного движения, но в каждом регионе оно может действовать по-разному, либо по умолчанию не действовать вообще.
Как образовалось СНГ: шаг за шагом Датой создания республики принято считать 8 декабря 1991 года. Беловежские события оцениваются неоднозначно. По одной из версий, это был «цивилизованный разрыв», признающий уже свершившийся распад СССР, и разумный способ предотвратить спонтанный и непредсказуемый распад.
Сторонники другой точки зрения рассматривают Беловежские события как преступный сговор с целью получения власти, поскольку, согласно результатам общесоюзного референдума 1990 года, 76,5 процента населения высказались за сохранение СССР. Однако документ был подписан. Далее события развивались следующим образом: В Украине и Беларуси соглашение было ратифицировано 10 декабря 1991 года, но в России возникли проблемы.
Они сделали это в 1992 году, но в результате в ратификации было отказано три раза.
Перечень государств-участников 2009 год ознаменовался выходом Грузии из Содружества из-за вооружённого столкновения в Южной Осетии, а в 2014 год и Украина заявила о намерении выйти. Однако есть государства, выразившие желание присоединиться к Содружеству, при этом не являясь республиками бывшего СССР: Монголия и Афганистан. Итак, учитывая назревающий вопрос о том, какие страны входят в СНГ в 2017 году, констатируется, что юридически в состав СНГ включены 9 государств. А две таких страны, как Туркменистан и Украина, являются ассоциированными членами и ещё две — Монголия и Афганистан, имеют статус наблюдателей.
За исключением этих четырёх государств, не входящих в состав стран СНГ, список полноправных членов представлен ниже: Азербайджан.
План мероприятий Года молодежи, сформированный на основе предложений государств — участников СНГ и утверждённый на заседании Совета по делам молодёжи государств — участников СНГ, включал более 30 масштабных проектов, направленных на развитие молодежного сотрудничества в СНГ. Совет по делам молодежи государств — участников СНГ был создан в соответствии с Соглашением государств-участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью от 25 ноября 2005 года. Российскую Федерацию в Совете по делам молодежи государств — участников СНГ представляют Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Ассоциация общественных объединений «Национальный Совет молодежных и детских объединений России ». Федеральное агентство по делам молодежи участвует в развитии молодежного сотрудничества на пространстве СНГ в рамках реализации двусторонних межведомственных соглашений. Цель Базовой организации государств - участников СНГ по работе с молодежью - совершенствование научно-аналитического, информационного и методического обеспечения специалистов по работе с молодежью в целях повышения эффективности молодежной политики в государствах - участниках СНГ.
Полномочия Базовой организации государств — участников СНГ по развитию молодежного предпринимательства выполняет ФГБУ «Центр содействия молодым специалистам» подведомственное учреждение Федерального агентства по делам молодежи. Цель Базовой организации государств — участников СНГ по развитию молодежного предпринимательства — совершенствование научно-аналитического, информационного и методического обеспечения молодежного предпринимательства в государствах-участниках СНГ.
Создание СНГ: что это такое и как это влияло на историю России
Содружество Независимых Государств, которое скрывается под аббревиатурой СНГ, — это международная организация, чья миссия заключается в регулировании взаимоотношений между странами, которые когда-то входили в состав могущественной сверхдержавы. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ), сообщество бывших республик Союза Советских Социалистических Республик. Аббревиатура СНГ расшифровывается как Содружество Независимых Государств. участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, 15 октября 2021 г. В уставе СНГ говорилось, что все члены были суверенными и независимыми государствами и тем самым фактически упразднили Советский Союз. Расшифровка СНГ означает «Содружество Независимых Государств» (на английский эта аббревиатура переводится как CIS Countries, а не SNG, как думают некоторые).
Кто входит в СНГ и каковы цели организации?
Содружество Независимых Государств (снг). СНГ возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Расшифровка СНГ означает Содружество Независимых Государств и обозначает совокупность государств, которые входили в состав СССР и приняли решение сохранять тесные отношения на постсоветском пространстве. В своей деятельности Межпарламентская ассамблея наибольшее значение придаёт вопросам, связанным с гармонизацией и сближением законодательств государств Содружества. Расшифровка СНГ означает «Содружество Независимых Государств» (на.
Что такое СНГ — расшифровка, определение, состав (страны) Содружества Независимых Государств
Позднее к СНГ присоединилась Грузия. В 1993 принят Устав СНГ, определивший основные формы и направления сотрудничества. Органы СНГ: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический совет, Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге и др. В соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 года в Минске, представители этих государств констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование, заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной областях. В 1993 году к СНГ присоединилась Грузия.
Целями Содружества Независимых Государств являются развитие сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной областях, содействие информационному обмену, соблюдение взаимных обязательств.
Постоянные изменения в политическом устройстве стран приводят к тому, что они покидают ряды участников Содружества. Ниже перечислим те государства, что уже покинули союз. Страна вышла из СНГ в 2009 году. Это решение стало неизбежностью после прихода к власти президента Михаила Саакашвили. Но, процедура выхода Грузии из соглашений Содружества Независимых государств, продолжается до настоящего времени.
Украина Гостиница Салют, Киев, Украина Численность населения составляет 43 миллиона 505 тысяч человек. В 2019 страна была убрана из списка международным валютным фондом. Что интересно, в момент создания СНГ, Украина так и не подписала его Устава, поэтому с юридической точки зрения и не являлась полноценным членом Содружества. Ассоциированные члены содружества Кроме основных стран СНГ, есть его ассоциированные участники. Ассоциированный член — это такой участник СНГ, что принимает участие только в ряде видов деятельности Содружества. Сейчас есть только один такой член — это Туркмения.
Ашхабад, Туркмения До 2005 года она была среди числа государств, что основали СНГ, в 1991 году ратифицировала основные документы Содружества. На данный момент Туркменистан не ратифицировал Хартию, поэтому не может считаться полноценным членом СНГ. Елена Копирайтер со стажем более 7 лет, автор сотен информационных и коммерческих текстов. Вебмастер, владелец сайта Путешествуй. Если вам понравилась эта статья или интернет-блог в целом, то, пожалуйста, поделитесь ссылкой на эту или любую другую страницу сайта с друзьями в социальных сетях. Тем самым вы поможете нашему проекту стать еще более полезным и узнаваемым на просторах интернета!
Профили автора.
Это Приднестровский конфликт, который не урегулирован в полной мере до сих пор. Совместные усилия миротворческих сил РФ и Молдавии стабилизируют обстановку в регионе. Членство в СНГ для Молдавии важно, так как идеологические границы, разделяющие страну, имеют еще и территориальный характер.
Сторонники интеграции с Россией, русскоязычное население сосредоточено в Приднестровье и не заинтересовано в романизации. Лишь оставаясь в рамках экономической и политической интеграции со странами бывшего СССР, страна в состоянии обеспечить целостность. Бюджет СНГ Организация, международный договор предписывает которой широкое поле деятельности вынуждена иметь собственную систему финансирования. Бюджет формируется из взносов стран участниц и служит для финансирования: деятельности органов Содружества; совместных организационных мероприятий.
Работа по созданию и исполнению бюджета возлагается на плечи Исполнительного комитета. Выделение средств происходит с учетом предоставляемых смет на обеспечение деятельности различных органов Союза. Утверждение производится Советом глав правительств СНГ минимум один раз за два года. Долевые взносы рассчитываются исходя из численности населения и национальных показателей государств-участников в сумме общего валового продукта.
Перерасчет взносов происходит согласно статистическим данным каждые три года.
Казахстан Казахстан — с момента создания Содружества Независимых Государств один из немногих приложил максимум усилий для выполнения всех поставленных задач. На сегодняшний день, СНГ принимает активное участие для налаживания ряда вопросов в данной стране, особенно которые касаются внешней политики. Численность населения данной страны — 19 125 000 человек. Площадь — 2 724 902 км2. Кыргызстан Кыргызстан. Для данной страны, создание СНГ и его членство в нём имело и имеет на сегодняшний день большое значение, ведь является зоной стратегических интересов.
Кыргызстан активно продвигает свои интересы в сфере безопасности, политики, науки и обороны. Численность населения данной страны — 6 523 000 человек. Площадь — 199 951 км2. Туркменистан Туркменистан председательствовал в СНГ в 2019 году. Именно тогда пытался максимально быстро и в то же время эффективно наладить стратегическое партнёрство с РФ и иными членами Содружества. Численность населения данной страны — 6 159 000 человек. Площадь — 491,2 тысячи км2.
Молдова Молдова всегда очень тесно сотрудничала со всеми странами-членами СНГ, но при этом ни когда не отказывала иным странам, а иногда была и сама инициатором в установлении взаимовыгодных и продуктивных отношений. Численность населения данной страны — 2 597 000 человек. Площадь — 33,8 тысячи км2. Непрекращающиеся изменения на политическом уровне в тех или иных странах становятся основной причиной того, что они выходят из некоторых союзов. Участники Содружества в данном случае не исключение. Грузия Грузия вышла из Содружества в 2009 году по решению нового президента Михаила Саакашвили.
Список стран СНГ в 2024 году
Признать которую законной или даже просто имеющей жизненные перспективы, мог разве что страстный борец с ветряными мельницами из романа Сервантеса. Продекларировав при создании СНГ свое вроде бы искреннее желание развивать дальнейшие союзные отношения, основанные на принципах добровольности, взаимном уважении и признании государственного суверенитета, одиннадцать республик Содружества практически сразу же разбежались по своим новым суверенным «домам»-странам. В итоге быстро превратив благую на бумаге идею в профанацию. Впрочем, понять их тоже можно: до СНГ ли тут, когда и у себя дел много. В конце концов, у каждого есть не только прошлое… От Москвы до Бреста Официально о создании на территории бывшего Советского Союза фактически международной организации под названием СНГ, целью которой называлось продолжения сотрудничества республик в вопросах политики, экономики, культуры и даже обороны, было объявлено 8 декабря 1991 года. Это решение стало итогом неформальной встречи шести лидеров и председателей Советов министров трех еще советских на тот момент республик.
Любопытно, что о месте и времени тайной встречи не был поставлен в известность даже Михаил Горбачев, президент продолжавшего существовать СССР. Узнал он о ней только от сотрудников КГБ, но приказ арестовать фактических заговорщиков так и не дал.
Заседания Совета собираются два раза в год, однако по инициативе любого из государств-членов могут созываться внеочередные заседания. Как правило, заседания Совета глав государств проводятся в Минске.
Председательствуют на них главы государств поочередно в порядке русского алфавита названий государств Содружества. Как показывает практика, решения Совета глав государств являются важным источником права Содружества. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет глав правительств собирается на свои заседания четыре раза в год.
Внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов. Согласно статье 23 Устава, решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются консенсусом. Вместе с тем, любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе. В таких случаях решение может приниматься с общего согласия остальных членов Содружества.
Оба органа могут создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе. Другими руководящими органами СНГ являются Совет министров иностранных дел осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов , Координационно-консультативный Комитет способствует реализации достигнутых договоренностей и организует работу других органов Содружества , Совет министров обороны, Экономический суд, Комиссия по правам человека и Межпарламентская ассамблея. Практически каждый из перечисленных органов действует на основании соответствующего положения, утверждаемого Советом глав государств. Межпарламентская ассамблея Содружества действует на основании Устава СНГ и Конвенции о Межпарламентской ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств от 26 мая 1995 года.
В состав ассамблеи входят парламентские делегации государств-участников, избираемые их парламентами из числа своих депутатов. Каждая делегация имеет в Ассамблее один голос. Ассамблея занимается вопросами сближения национального законодательства государств СНГ путем принятия модельных законов и различных рекомендаций по согласованию ратификации принятых в рамках Содружества соглашений. Кроме того, Ассамблея обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников в том числе переданные ей Советом глав государств и Советом глав правительств и направляет свои рекомендации по этим вопросам различным органам Содружества.
Важными направлениями деятельности Ассамблеи являются также принятие рекомендаций по приведению законодательства государств-участников в соответствие с заключенными в рамках СНГ международными договорами и содействие обмену между государствами информацией правового характера. Согласно Конвенции, очередные пленарные заседания Межпарламентской ассамблеи проводятся не реже двух раз в год.
Взаимодействие стран в рамках СНГ осуществляется через уставные органы: Совет глав государств высший орган , Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический совет и др. В Совет глав государств входят президенты всех 11-ти стран.
Председательство осуществляется поочередно каждым государством на основе принципа ротации сроком на год. Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом является Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и отделением в Москве. С октября 2007 г.
В его состав входят командующие или начальники пограничными войсками либо другие полномочные представители государств-членов Содружества за исключением Азербайджана, Молдовы и Украины , а также председатель Координационной службы Совета командующих. СКПВ призван согласовывать усилия по реализации решений СГГ, СГП и собственных решений, касающихся пограничных вопросов; координировать действия пограничных войск по охране внешних границ и экономических зон; способствовать укреплению пограничных войск стран-участниц и сотрудничеству между ними. Председатель Совета — Владимир Проничев. Заседания СКПВ проходят не реже одного раза в квартал; постоянным рабочим органом является Координационная служба. Он был образован в соответствии с соглашением о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран Содружества 15 мая 1992 и соглашением о статусе Экономического суда 6 июля 1992. В компетенцию Суда входят разрешение экономических споров между государствами-участниками соглашения, которые возникают при исполнении экономических обязательств в рамках Содружества, и решение вопросов о соответствии нормативных и других актов государств этим обязательствам и соответствующим договоренностям. Рассмотрение споров осуществляется по заявлению заинтересованных государств и институтов СНГ.
Кроме того, Экономический суд при рассмотрении конкретных дел или по запросам государств и институтов Содружества дает толкование применения положений соглашений и актов СНГ, а также актов бывшего СССР. Экономический суд состоит из равного числа судей от каждого из государств-участников. Судьи избираются или назначаются на десятилетний срок государствами из числа судей хозяйственных и арбитражных судов и других специалистов. Экономический суд находится в г. Председатели суда и его заместители избираются судьями большинством голосов и утверждаются СГГ на пятилетний срок. С марта 2003 председателем суда является Анара Керимбаева. Высший коллегиальный орган Экономического суда — пленум, в состав которого входят судьи Экономического суда и председатели высших хозяйственных судов восьми государств-участников соглашения. Председателем пленума является председатель суда, секретарь пленума избирается его членами сроком на пять лет. Пленум собирается на заседания не реже одного раза в квартал. Образована как консультативный институт для обсуждения вопросов и проектов документов, представляющих взаимный интерес, 27 марта 1992 на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.
В мае 1995 главы государств Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, а в 1997 Молдовы подписали конвенцию о МПА, в соответствии с которой она стала межгосударственным органом для решения вопросов сближения и гармонизации законодательных актов стран Содружества на основе принимаемых ею модельных законодательных актов и рекомендаций. Так, МПА разработала акты и рекомендации, касающиеся социальных прав и гарантий граждан, защиты прав потребителей, миграции трудовых ресурсов, защиты гражданских лиц, прав военнопленных и т. Ассамблея дает рекомендации по синхронизации ратификации межгосударственных и международных договоров парламентами стран СНГ. По инициативе МПА проводятся ежегодные Петербургские экономические форумы. Юбилейный, 10-й форум состоялся в июне 2006; в его работе участвовали 975 делегатов из 50-ти стран. В пленарных заседаниях МПА проводятся не реже двух раз в год принимают участие делегации парламентов десяти государств-членов СНГ. Организация деятельности МПА возложена на ее Совет, который состоит из руководителей парламентских делегаций и собирается на заседания четыре раза в год. Санкт-Петербург с институтом постоянных представителей национальных парламентов. На посту генерального секретаря Совета находится Михаил Кротов; постоянные представители парламентов являются заместителями генерального секретаря по должности. Действуют также постоянные комиссии МПА: по правовым вопросам; по экономике и финансам; по социальной политике и правам человека; по экологии и природным ресурсам; по вопросам обороны и безопасности; по науке и образованию; по культуре, информации, туризму и спорту; по внешнеполитическим вопросам; по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления; действует также контрольно-бюджетная комиссия.
МПА поддерживает договорные отношения с Парламентской ассамблеей Северной Европы, Парламентской ассамблеей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентской ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества, Центрально-американским парламентом, Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам и т. Комиссия по правам человека СНГ — орган, наблюдающий за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя странами СНГ. Учреждена в соответствии с решением СГГ об утверждении Положения о Комиссии по правам человека 24 сентября 1993 и Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека 26 мая 1995. В соответствии с конвенцией, положение о комиссии вступило в силу 11 августа 1998. В ее состав должны входить представители государств-членов, председательство должно осуществляться поочередно. Местом пребывания комиссии избран г. До настоящего момента комиссия не сформирована. Исполнительные органы СНГ. Исполнительный комитет СНГ сформирован по решению Совета глав государств СНГ 2 апреля 1999 на основе Исполнительного секретариата СНГ, аппарата Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, рабочих аппаратов ряда межгосударственных и межправительственных отраслевых органов. Комитет призван обеспечивать деятельность Советов глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и Экономического совета; вырабатывать предложения о стратегии СНГ; осуществлять правовую проработку документов; анализировать ход реализации решений и договоров, а также систематическое информирование высших органов Содружества.
Исполнительный комитет является постоянно действующим органом, местонахождение комитета — г. Председатель Исполнительного комитета назначается Советом глав государств. В 1999 на пост председателя комитета назначен Владимир Рушайло. Экономический совет СНГ — основной исполнительный орган, обеспечивающий выполнение соглашений и решений СГГ и СГП, касающихся формирования и действия зоны свободной торговли, а также других вопросов социально-экономического сотрудничества. Положение об Экономическом совете утверждено в январе 2000. Совет призван содействовать углублению экономического сотрудничества в рамках СНГ, образованию зоны свободной торговли и свободному перемещению товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. В его задачи входит разработка предложений о сотрудничестве между фирмами, совместных программ и проектов по развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта и освоению ресурсов; расширение сотрудничества в вопросах образования, здравоохранения, социальной защиты и культуры. Совет вырабатывает и вносит на рассмотрение СГП и СГГ проекты соответствующих решений и предоставляет им доклады о тенденциях развития, рассматривает ход выполнения обязательств, проводит экономические консультации, собирает информацию и пр. Экономический совет состоит из заместителей глав правительств стран-членов СНГ. Его заседания проводятся не реже одного раза в квартал.
Председатель совета — министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко. Постоянный орган Экономического совета — Комиссия по экономическим вопросам находится в Москве , состоящая из полномочных представителей государств при Экономическом совете и заседающая не реже одного раза в месяц. Совет постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах Содружества. Учрежден в соответствии с решением Совета министров иностранных дел. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц. Председатель — Амирхон Сафаров, постоянный полномочный представитель Таджикистана. Органы отраслевого сотрудничества. В рамках СНГ действует ок. Они согласовывают принципы и правила такого сотрудничества в конкретных областях экономики, науки, гуманитарной сфере, военном строительстве и т. В состав указанных органов входят, как правило, руководители соответствующих органов исполнительной власти стран СНГ.
Органы отраслевого сотрудничества в пределах своей компетенции принимают рекомендации, а также вносят предложения на рассмотрение Совета глав правительств. В настоящее время действуют следующие отраслевые органы. В области промышленности и строительства: — Межгосударственный совет руководителей министерств и ведомств по сотрудничеству в области машиностроения создан 1993 ; Межгосударственный совет по антимонопольной политике 1993 ; Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности 1994 ; Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства 1997 ; Межгосударственный совет по промышленной безопасности 2001 ; Консультативный совет руководителей органов государственной исполнительной власти, осуществляющих управление государственными материальными резервами 2004. В области транспорта и связи: — Совет по авиации и использованию воздушного пространства 1991 ; Межгосударственный совет по космосу 1991 ; Региональное содружество в области связи 1991 ; Совет по железнодорожному транспорту 1992 ; Межгосударственный консультативный совет «Радионавигация» 1993 ; Координационный совет межправительственной фельдъегерской связи 1993 ; Координационное транспортное совещание; Межправительственный совет дорожников 1998 ; Межгосударственный координационный совет межгосударственной телерадиокомпании «Мир» 2005. В области научно-технического прогресса: — Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации 1992 ; Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации 1992 ; Межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности 1993 ; Межгосударственный научно-технический совет 1995 ; Координационный совет по информатизации 2002 ; Административный совет Евразийской патентной организации. В области энергетики: — Электроэнергетический совет 1992 ; Межправительственный совет по нефти и газу 1993 ; Межправительственный совет по сотрудничеству в области химии и нефтехимии 1993 ; Комиссия по использованию атомной энергии в мирных целях 1997. В области природных ресурсов: — Межправительственный совет по разведке, использованию и охране недр 1997 ; Межправительственный совет по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству 1998. В области торговли, финансов, таможенной политики и страхового дела: — Совет руководителей внешнеэкономических ведомств; Межгосударственный банк 1993 ; Совет руководителей таможенных служб 1993 ; Межгосударственный валютный комитет 1995 ; Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности 1995 ; Лизинговая конфедерация 1997 ; Международная ассоциация бирж 2000 ; Совет руководителей высших органов финансового контроля 2000 ; Координационный совет по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ 2000 ; Совет руководителей торгово-промышленных палат 2002 ; Совет руководителей государственных органов по регулированию рынка ценных бумаг 2003 ; Межгосударственный координационный совет руководителей органов страхового надзора 2005. В области экологии: — Межгосударственный экологический совет 1992 ; Межгосударственный совет по гидрометеорологии 1992 ; Межгосударственный совет по геодезии, картографии, кадастру и дистанционному зондированию Земли 1992. В области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: — Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера 1993.
В области безопасности и борьбы с преступностью: — Совет министров внутренних дел 1996 ; Совет руководителей органов безопасности и специальных служб 1997 ; Координационный совет генеральных прокуроров 2000 ; Совместная рабочая комиссия государств-участников Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности 2000 ; Антитеррористический центр 2000 ; Координационный совет руководителей органов налоговых расследований 2000 ; Совместная комиссия государств-участников Соглашения по сотрудничеству в борьбе с нелегальной миграцией 2004 ; Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и другими видами преступлений на территории СНГ. В области образования, культуры и социальной политики: — Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения 1992 ; Совет по сотрудничеству в области здравоохранения 1992 ; Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств 1992 ; Совет председателей оборонных спортивно-технических организаций обществ 1993 ; Совет по туризму государств-участников Соглашения 1994 ; Совет по сотрудничеству в области культуры 1995 ; Совет по сотрудничеству в области образования 1997 ; Секция по межбиблиотечному обмену 1999.
Возникновение СНГ: расшифровка аббревиатуры и список входящих стран
СНГ (Содружество Независимых Государств) – международная организация, объединяющая страны, которые ранее составляли Союз Советских Социалистических Республик. это, что Содружество Независимых Государств, это организация в которую входят страны, которые ранее входили в состав Советского Союза. Содружество Независимых Государств, которое скрывается под аббревиатурой СНГ, — это международная организация, чья миссия заключается в регулировании взаимоотношений между странами, которые когда-то входили в состав могущественной сверхдержавы. Значение[править]. сокр. от Содружество Независимых Государств; региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами.
Список стран, которые входят в состав СНГ
В настоящее время его председатель Садыр Жапаров, президент Киргизии. Совет глав государств занимается рассмотрением основных вопросов, касающихся деятельности Содружества. Исполнительный комитет СНГ - постоянно действующий орган, который занимается организацией работы всех структурных органов СНГ. Руководит комитетом Генеральный секретарь Сергей Лебедев. Совет министров иностранных дел СНГ занимается вопросами международной деятельности содружества. Совет министров обороны СНГ, отвечающий за военную повестку стран Содружества. Председатель - Сергей Шойгу. Межпарламентская Ассамблея СНГ обеспечивает межпарламентское взаимодействие стран-участниц содружества.
В связи с чем происходит развитие безопасности.
Следует учесть, что основное внимание сосредоточено на экономической составляющей, поскольку не все государства входящие в состав СНГ располагают большим количеством финансов и ресурсов. Ввиду того, что Россия является наиболее богатой страной, из-за чего трудовые мигранты для получения повышенной заработной платы, приезжают именно на данную территорию. Беднейшими странами считаются Кыргызстан, Молдова, и Таджикистан. В основном рабочие места располагаются в сфере строительства недвижимых объектов, складских помещений и инфраструктуры. Для того, чтобы предоставить мигрантам хорошие условия, разрабатываются определённые нормативные акты по обеспечению людей пособиями по выплатам. Страны, располагающие более высоким экономическим положением, стараются предпринять все меры для улучшения менее развитых в финансовом плане государств. Это достигается путем установления доступных цен на необходимые продукты, сырье, таможенных пошлин. Богатые страны активно развивают производственные отрасли, расширяют рабочие места и вакансии, создают крупные проекты.
Экономическая составляющая напрямую влияет на заработную плату населения и уровень жизни проживающих людей. Развитие финансовой составляющей стран, входящих в состав содружества. Поддержание правовых норм для обеспечения свободы людей. Создание мирных отношений на всей территории, предоставление защиты и безопасности.
Изначально в ОДКБ входили 6 стран, потом еще 3 страны присоединились, и столько же — вышли. Зона свободной торговли заработала спустя 20 лет Сама идея создания СНГ заключалась, кроме прочего, еще и в том, чтобы максимально упростить экономическое взаимодействие между входящими в него государствами.
Создание зоны свободной торговли ЗСТ было обозначено еще в 1993 году как первый шаг на пути к созданию единого экономического пространства. Соглашение о создании ЗСТ было подписано еще в 1994 году президентами 11 стран, между которыми должна была заработать беспошлинная торговля без всяких ограничений. Однако фактически такой режим введен не был — стороны не смогли договориться об исключениях из режима. Тем не менее, между Россией и партнерами по СНГ режим свободной торговли все же действовал — но уже на основании отдельных соглашений с каждой страной по отдельности. К переговорам стороны вернулись только в 1999 году, когда в Соглашение по ЗСТ внесли поправки, и его должны был адаптировать к законодательной базе каждой отдельной страны. Тем не менее, переговоры и разработка документов велись вяло — до реального документа дело дошло только в 2011 году.
То есть, спустя 20 лет переговоров и бесконечных саммитов. По факту договор был подписан в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года. Он должен был заменить около 100 двусторонних договоров по вопросам внешней торговли, и полностью решить проблему торговых войн. В России договор был ратифицирован в апреле, в Белоруссии — в мае, а в Украине — в августе, после чего Договор вступил в силу. Всего к нему присоединились 8 государств. Украина в ответ отменила торговые преференции в отношении российских товаров, после чего Россия продлила «продуктовые» контрасанкции.
Доля СНГ в структуре товарооборота России также сокращается последнее время. Задачей СНГ станет эффективное использование ресурсов, которое позволит создать конкурентноспособную среду для внешнеэкономической деятельности. В последние годы все чаще звучат призывы к активизации торгово-экономического сотрудничества на пространстве СНГ. И такие проекты тесно сопряжены друг с другом и обеспечивают построение единой торгово-экономической системы и инфраструктуры дороги, транспорт. Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей. Если сначала СНГ считали новым шансом для взаимной экономической интеграции, то сейчас большая часть отношений между странами переходит в другие интеграционные объединения.
Первым и главным из них остается Евразийский экономический союз ЕАЭС , который прошел долгий путь от Таможенного союза и Единого экономического пространства до полноценного объединения. Начинался он как объединение России, Белоруссии и Казахстана, но сейчас в состав ЕАЭС входят также Киргизия и Армения, а Таджикистан и Узбекистан уже несколько лет периодически говорят о вступлении в союз. Суть ЕАЭС в том, что в рамках союза обеспечиваются «четыре свободы» — это свобода для перемещения: товаров; капитала; рабочей силы. В основном это сводится к тому, что граждане других стран ЕАЭС могут работать в России без оформления патентов и без ограничений передвигаться между странами. Впоследствии он трансформировался в Евразийское экономическое сообщество, существовавшее с 2001 по 2014 год, а оно в свою очередь стало организацией-предшественником Евразийского экономического союза. По данным Евразийской экономической комиссии, в апреле текущего года объём взаимной торговли Евразийского экономического союза 2020 года составил 3 миллиарда 183 миллионов долларов.
Россия является самым важным экономическим звеном в СНГ, от неё зависит интеграция союзных государств в мировое экономическое сообщество.
По состоянию на 2013 год, она была ратифицирована Украиной, Россией, Беларусью, Молдовой и Арменией, и действует только между этими государствами. Соглашение о свободной торговле устраняет экспортные и импортные пошлины на ряд товаров, но и содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут удалены. Также было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в странах СНГ на той же самой встрече в октябре 2011 года. ЕврАзЭС был официально создан, когда договор был наконец ратифицирован всеми пятью государствами-членами в мае 2001 года.
Армения, Молдова и Украина имеют статус наблюдателей. ЕврАзЭС работает над созданием общего энергетического рынка и изучением более эффективного использования воды в Центральной Азии. Россия присоединилась к ОЦАС 28 мая 2004 года. Организации присоединились 25 января 2006 года. Единое экономическое пространство ЕЭП После дискуссии о создании единого экономического пространства, между странами Содружества Независимых Государств СНГ Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, была достигнута принципиальная договоренность о создании этого пространства после встречи в подмосковном Ново-Огарево 23 февраля 2003 года.
Единое экономическое пространство предполагало создание наднациональной комиссии по торговле и тарифам, которая базируется в Киеве, первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет в подчинении правительствами четырех стран. Конечная целью станет региональная организация, которая будет открыта к присоединению для других стран, а также, и в конечном счете может привести даже к единой валюте. Тем не менее, большинство считают, что победа Виктора Ющенко на украинских президентских выборах 2004 года стала значительным ударом по организации: Ющенко показал возрождение интереса к членству Украины в Европейском Союзе и такое членство было бы несовместимо с членством в едином экономическом пространстве. Преемник Ющенко Виктор Янукович заявил 27 апреля 2010 года "Вступление Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана не возможно сегодня, так как экономические принципы и законы ВТО не позволяют сделать это, а мы разрабатываем нашу политику в соответствии с принципами ВТО». Таким образом в 2010 году был создан Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, а создание единого рынка было предусмотрено в 2012 году.
Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 декабря 1993 года, а Беларусь - 31 декабря 1993 года. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор о коллективной безопасности был подписан сроком на 5 лет. Николай Бордюжа был назначен генеральным секретарем новой организации. В течение 2005 года партнеры по ОДКБ провели несколько общих военных учений.