Всю свою жизнь искал Евфимий Великий единственного – угождения Господу Богу, и озарил его Своими дарами Господь. Церковь 2 февраля вспоминает преподобного Евфимия Великого, а в народном календаре его называют Ефимий Зимний или Метельный.
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ
Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему. Православные христиане 2 февраля отмечают церковный праздник почитания святого иеромонаха Евфимия Великого. Православные христиане 2 февраля отмечают церковный праздник почитания святого иеромонаха Евфимия Великого. Строительство новой церкви Преподобного Евфимия Великого длилось чуть более двух лет.
Какого числа день памяти Евфимия Великого в 2024 году
Особое краткое Житие Е. Б-ка Восточного папского ин-та. Описание славянских рукописей Папского Восточного института в Риме. К ранней истории общерус. Владимир; Суздаль, 2003.
Подобно большинству других русских житий в составе этой рукописи свт. Василия Калики, прп. Евфимия Суздальского и др. Притом что это Житие в силу компилятивного характера лишено значения исторического источника, факт его создания свидетельствует о распространении почитания Е.
Единственной исторической реалией текста является свидетельство о переходе Е. В качестве источников использованы, по всей вероятности, 2 Жития святителя из нестишного Пролога 1-й редакции. Начальная часть текста практически дословно следует за Житием свт. Григория Великого Двоеслова , помещенным в Прологе под 11 марта.
Из него заимствованы известия о том, что Е. К неустановленному источнику восходят сведения заключительной части Жития об утверждении Е. Память Е. Прославлен в «Слове на память всех святых новых чюдотворцев Росийских» 2-й пол.
Эпоха новых чудотворцев: Похвальное слово новым рус. XVII в. Из археогр. Сергия Шелонина: Вопросы атрибуции, датировка, характеристика авт.
Имя Е. Захарии Копыстенского 1622 г. В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора ок. Собор учрежден ок.
Жития Е. Очерк внутренней истории Церкви в Вел. Источники агиографии. Канонизация святых.
Пахомий Серб и его агиогр. Новгородский дом Св. Новгород: Очерки из истории рус. Новгород и Новгородская земля в XV в.
Церковь в соц. Живопись Великого Новгорода. Житие и труды свт. Евфимия, архиеп.
Новгородские рукописи XV в. Владычная палата Новгородского кремля. Лицевые рукописи Вел. Новгорода, XV в.
Царь и патриарх: Харизма власти в России: Визант. О 3 малоизвестных списках Хроники Георгия Амартола из собр. Новгородские летописи XV в. Руси и слав.
Новгородского музея: Кат. Новгород, 2003; Турилов А. Мастер Яковишко - малоизвестный новгородский книгописец сер. Новгородская архитектура времени архиеп.
Новгород, 2006. Церковь и полит. Новгород, 2007. Турилов, М.
Иоанн Богослов. Иоанна Милостивого, прп. Иоанну Богослову: «Подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, подоле повилась, на главе клобук бел, риза святительская, омофор и Евангелие» Филимонов. Иконописный подлинник.
Подлинник иконописный. Святые Др. Описание иконографии Е. Прямоличный образ Е.
В пособии для иконописцев 1910 г. Фартусова указано, что он «типа русскаго, глубокий старец, сед, с большою, седою, густою и курчеватою бородой; на голове белый клобук, фелонь крещатая и омофор. Можно писать ему хартию, по житию: Емуже дано будет много, много взыщется от него. Или: Се аз и дети, яже ми дал еси» Фартусов.
Руководство для писания икон. Наиболее ранние известные изображения Е. Георгия о змие» нач. Николай Чудотворец и ап.
Личное шитье сохранилось плохо, но различима заостренная к концу борода Е. На нем белый клобук с золотыми воскрилиями, омофор, крещатые ризы, палица, зеленый подризник; правой рукой он благословляет, в левой покровенной, с перекинутым омофором - Евангелие. Выбор святых, с к-рыми соседствует фигура Е. Кроме того, Е.
Иоанн Богослов являлся одним из его небесных покровителей. Маясова связывает исполнение хоругви с мастерской новгородской боярыни Анастасии Овиновой, «переведенной» вместе со мн. Маясова Н. Фрагмент покрова.
В этом году был создан покров на раку Е. На синем шелковом фоне Е. Святитель благословляет десницей, в левой руке держит Евангелие, у него широкая, сужающаяся и слегка раздвоенная на конце борода. Сочетание золотых и серебряных, красных и синих нитей придает изображению праздничную торжественность.
Крупная фигура заполняет весь средник, чем создается ощущение монументальности изображения. Подобные иконографические черты воспроизведены в резной фигуре Е. Почитание Е. Антипов И.
Никольская ц. Вяжищского мон-ря 1438 г. Новгород, 2003. На иконе кон.
XVIII - нач. XIX в. Иоанна Богослова и колокольни; надпись: «Стый Еvфимiи архiепи[с]. Фрагмент иконы «Спас на престоле».
Как полагают исследователи, изображения Е. Подобные композиции характерны для пядничных икон, копирующих чтимые в Вел. Это икона из ризницы Соловецкого мон-ря 2-й пол. ГММК, см.
ГММК или ее не менее почитаемого списка кон. Моисея, архиеп. Новгородского», как он известен по 2 иконам: 1337 г. Фигура отмечена сканым венчиком с эмалью, пояснительная надпись, очевидно, скрыта под окладом.
Преображенский отметил стилистическое родство иконы с др. Новгородского Леонида 1571-1575 царевичу Иоанну Иоанновичу и его жене Евдокии Сабуровой, что свидетельствует о создании иконы с образом Е. На принадлежность иконы с образом Е. Александры, дочери Иоанна III.
Из той же описи известно, что в мон-ре была еще одна икона с образом Е. Примечателен сам факт появления фигуры молящегося Е. Собор Новгородских святых. XVII - нач.
XVIII в. На иконе-таблетке 2-й пол. ГВСМЗ, см. В отличие от древнейших изображений Ростовских и Московских святителей Е.
Возможно, Е. Не исключено и то, что иконописец просто не располагал сведениями об иконографии Е. Святой облачен в полиставрион с красными и черными крестами, образующими квадратные конфигурации, в омофор, в шитую золотом, камнями и жемчугом епитрахиль с красными кистями, в красный подризник. Лик Е.
Иоанна, за исключением бороды, сужающейся к концу, почти без раздвоения. Таким же образом, без головного убора, Е.
На период с праздника Богоявления до Пасхи он имел обыкновение уходить в пустынные места, посвящая это время углубленной молитве и общению с Богом.
Когда Евфимию Великому исполнилось 28 лет, он отправился в Иерусалим, сочтя, что занимаемая им должность может послужить препятствием для духовного совершенствования. Поклонившись святым местам, посетив известных отшельников и монахов и узнав добродетели и образ жизни каждого из них, он направился в Фаранскую лавру, основанную прп. Харитоном ок.
Здесь Евфимий, стремясь к уединению, поселился в келлии за пределами лавры. По соседству располагалась келлия прп. Духовный союз этих иноков продолжался на протяжении всей их жизни, так что они представляли собой «одну душу в двух телах».
Ежегодно на 8-й день после Богоявления они вдвоем уходили в пустыню Кутила и пребывали там в строгом посте и молитве до Вербного воскресенья. Скит прп. Харитона на месте древней Фаранской лавры.
Современное фото Проведя пять лет в Фаранской лавре, прп. Евфимий вместе с прп. Феоктистом после праздника Богоявления отправился в ежегодное путешествие по пустыне Кутила и вышел к глубокому ущелью вади , доступ в которое был крайне затруднен.
Они нашли просторную пещеру и решили в ней поселиться. Там они обрели безмолвие, но вскоре о них узнали пастухи из близлежащей деревни, затем весть о них дошла и до отцов Фаранской лавры. К отшельникам приходили многочисленные посетители, некоторые из них желали стать учениками святого Евфимия.
Но он, стремясь к уединению и избегая славы, направлял их к прп. Феоктисту, согласившемуся принять на себя обязанность руководителя общины. Так возник общежительный монастырь, названный Нижним или монастырем Феодосия, по имени первого игумена обители, в 15 км от Иерусалима.
Пещера, в которой они первоначально поселились, стала церковью, там продолжал жить преподобный Евфимий, выходя из затвора только по субботам. Он был для братии духовным отцом. Около 420 г.
Аспевет рассказал, что мальчик пообещал Богу креститься, если Он исцелит его. После этого в видении ему предстал Евфимия Великий, который повелел прийти к нему и объяснил, где его найти. Евфимий исцелил отрока и крестил пришедших к нему арабов во главе с Аспеветом, получившим в крещении имя Петр.
Слава об этом чуде распространилась по окрестностям, и к отшельнику стали приходить толпы народа, искавшие его наставлений и исцеления. Преподобный Евфимий, стремясь к уединению и прежнему безмолвию, тайно ушел из монастыря в пустыню Рува, взяв с собой лишь юного монаха Дометиана, своего соотечественника. Странствуя по этим местам, он дошел до пустыни Зиф, где его нашел староста одной из деревень, попросивший исцелить его одержимого бесом сына.
Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана.
Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь.
В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами. Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем.
Там впоследствии было погребено его святое тело. Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее Богослужение.
Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский Патриарх Ювеналий освятил лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов.
Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям все необходимое. Однажды в лавру пришло около 400 человек путников — армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников.
Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов.
То же произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия.
Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание.
Целью такого представительного собрания стала необходимость соборного решения по вопросу о двух природах во Христе — Божественной и Человеческой. В историю это событие вошло как Четвертый Вселенский или Халкидонский собор. Местом собора была выбрана церковь в честь одной чтимой великомученицы. Рака с её мощами находилась посредине храма. Церковное предание гласит, что, когда споры усилились, отцы собора решили обратиться к святой за помощью.
Они написали два противоборствующих исповедания веры и возложили оба свистка на грудь святой.
2 февраля — день памяти преподобного Евфимия Великого
Главная Новости Общество Сегодня в русской православной церкви день памяти Преподобного Евфимия Великого. Преподобный Евфимий Великий считается столпом пустынножительства и одним из основателей палестинского монашеского общежития, оказавшим значительное влияние на все. В 1456 году владыка Евфимий вместе с посадником Федором Патрикеевичем примирил Новгород и Псков с великим князем Московским. Преподобный Евфимий Великий обладал великим даром пророчества. Святители Николай Чудотворец и Евфимий Новгородский. Святителю Христов Евфимие, моли Бога о нас.
Память преподобного Евфимия Великого
Евфимия I по жребию на Новгородскую кафедру 13 нояб. Однако новгородцы 4,5 года не могли добиться от главы Русской Церкви хиротонии нареченного владыки. Причина этого в источниках напрямую не указывается, но можно предполагать, что задержка стала следствием нежелания Вел. Новгорода признавать право общерус.
В пользу этого предположения свидетельствует грамота митр. Фотия Тверскому еп. Илии , относящаяся, вероятно, к 8 авг.
История РЦ. Из истории новгородско-московских отношений в XV в. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории.
Фотий, разрешая Тверскому архиерею поставлять священников в соседние области Новгородской епархии, объяснял отсутствие в Новгороде архиерея тем, что новгородцы не подчинились митрополиту в вопросе о суде последнего в Новгороде «тое старины церковные не отправили». Лишь 26 мая 1434 г. Герасимом в Смоленске согласно Житию прп.
Михаила Клопского, святой предсказал Е. Герасимом; см. Епископская хиротония свт.
Евфимия II. Фрагмент иконы-складня «Свт. Это привело к острому конфликту и фактическому разрыву отношений Пскова с Новгородской кафедрой на длительный срок.
В июле 1437 г. Направляясь на Ферраро-Флорентийский Собор , в окт. Новгород и получил право суда и сбора пошлин.
Будучи в Пскове, Исидор поставил своим наместником архим. Геласия, передав ему право владычного суда и сбора церковных пошлин, что означало фактическое выведение Пскова из юрисдикции Новгородского архиепископа. Новгороде в 1440 г.
Симеона , присутствовавшего на Соборе и создавшего одно из первых противоуниат. В 1447 г. В дек.
Как свидетельствует Псковская III летопись, «господина же владыку много чтише, и дарише, и проводиша его из своеи земли и до рубежа с великою честью» Там же. То же повторилось в 1453 и 1457 гг. Белецкий связывает с этим примирением включение Пскова не ранее весны-лета 1448 в актовых и сфрагистических источниках в титулатуру Новгородского архиепископа Белецкий С.
Новые данные о псковско-новгородско-московских церковных отношениях в 30-е - 40-е гг. Евфимий II на переговорах новгородцев с вел. Василием II.
Миниатюра из Лицевого летописного свода 70-е гг. XVI в. По свидетельству летописи, Новгородский архиерей имел военных слуг - «молодцев» в 1451 он построил для них «молодецкую» ПСРЛ.
Поездка Е. Закладка архиепископом в 1448 г. В 1450 г.
Новгорода с Москвой. В 1441 г. Василию II Васильевичу невыплаченных даней.
Архиепископу удалось предотвратить разорение московскими войсками Новгородской земли, был заключен мир «по старине», новгородцы заплатили 8 тыс. В 1456 г. Василием II Яжелбицкий мир, по которому новгородцы выплатили 10 тыс.
В этом же году великокняжеская семья подарила Е. Вероятно, ее привез кн. Юрий Васильевич, посетивший Новгород после заключения Яжелбицкого мира.
Дмитрия Георгиевича Шемяку на начальных этапах борьбы с кн. Василием II за вел. Утратив Москву, Шемяка обратился в 1449 г.
Семья Шемяки поселилась в Юрьевом новгородском мон-ре , туда же была привезена казна Шемяки. Дмитрий прибыл в Новгород, где союз 2 сторон был скреплен крестоцелованием; об этом событии сообщает новгородский владычный летописный свод 60-х гг. Однако вскоре Е.
Иона , ставший на сторону вел. Василия II, обратился в 1451-1452 гг. Новгород князьям ААЭ.
Иона вновь обратился с посланием к Е. Известны также грамоты в Вел. Новгород Василия II, написанные после смерти Шемяки.
В 1-й содержится адресованное Е. Сохранилась грамота Е. Верендовскому мон-рю во имя свт.
Николая, по к-рой братию обители и ее крестьян мог судить только Новгородский архиепископ и вызывать их на суд могли только чиновники архиепископа ГВНиП. Это 1-е сохранившееся свидетельство об усилиях Новгородских архиереев, направленных на подчинение им монастырей епархии. По благословению Е.
Янина была подтверждена жалованная грамота Вел. Новгорода Троице-Сергиеву мон-рю на беспошлинный провоз товаров по Двине Сев. Двине Там же.
Евфимий II «позлати гроб» св. Владимира Ярославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода.
Согласно основной редакции Жития архиеп. Илии Иоанна 2-я пол. Иоанна Предтечи откололся и упал сверху камень, разбив надгробную плиту, под которой были обнаружены нетленные мощи неизвестного святителя.
Илия Иоанн ; 1166-1186 и, сообщив, что мощи принадлежат ему, повелел в день обретения мощей творить память погребенных в Софийском соборе князей, княгинь и святителей новгородских. В том же году, как сообщает Новгородская I летопись Младшего извода, «архиепископ Еуфимии позлати гроб князя Володимера, внука великого князя Володимера, и подписа; такоже и матери его гроб подписа, и покров положи, и память им устави творити на всякое лето месяца октября в 4» НПЛ. Вскоре пономарь Софийского собора Аарон рассказал Е.
Новгород в алтаре Софийского собора и перед Корсунской иконой Божией Матери. Святитель «бывь радостен о таковем явлениие», велел служить панихиду по Новгородским архиепископам ПСРЛ. По мнению А.
Хорошева, в связи с этим чудом Е. Однако, как указал Янин, служба этим святителям под 10 февр. Янин В.
Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. По инициативе Е. Ко времени Е.
Русса в 1431-1434 гг. К 1438 г. Историки искусства связывают со временем Е.
По поручению Е. Пахомий Логофет создал также 3-ю редакцию Жития прп. Варлаама Хутынского , похвальное слово ему и службу.
Варлаама, Е. В 1-й редакции Жития прп. Евфросина Псковского сообщается, что преподобный обратился к Е.
В Житии прп. Евфросина Е. В силу своей «простоты» святитель отказывается высказать свое мнение и целиком полагается в этом вопросе на прп.
Евфросина Охотникова В. Противоречие содержащейся в Житии характеристики Е. При Е.
В 1438-1443 гг. С распространением Иерусалимского устава в Вел. Новгороде при Е.
Сохранились части 2 комплектов таких Триодей, написанных на бумаге по заказу Е. Для торжественного богослужения в Софийском соборе, вероятнее всего по заказу Е. Лицевые рукописи.
Очевидно, под влиянием митрополичьего богослужения для новгородского Софийского собора был составлен Служебник в форме свитка РНБ. Это единственный сохранившийся в оригинале древний образец рус. Источники Премудрости: Новгородская миниатюра XV в.
Милан, 1996. На первых порах введение нового богослужебного устава в Новгороде не означало полного разрыва с предшествующей традицией. Один из старших новгородских списков Иерусалимского устава - пергаменный, содержащий минейную часть от окончания Петровского поста до кон.
К уточнению объема и состава древнейшего слав. София, 2006. Эпоха Е.
Южнославянские влияния на древнерусскую культуру , которое проявилось здесь в сравнении с Москвой с опозданием примерно на треть века см.
Онлайн требуется установить Яндекс. Браузер Дорогие друзья Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы.
И как невозможно есть хлеб без соли, так невозможно управить добродетель без любви, ибо всякая добродетель зиждется на любви и смиренномудрии искушением, временем и благодатью; смиренномудрие возвышает, а любовь не допускает пасть с высоты, так как "смиряяй себя вознесется" Мф. Но любовь выше смиренномудрия, ибо ради любви к нам смирил себя Бог Слово, быв, как и мы. Посему мы должны непрестанно волей исповедываться ему и воссылать песни и благодарения, в особенности мы, отрешившиеся от житейских и разнообразных дел, не только ради данного ему обета, но и ради самой нашей неразвлекаемой жизни, так как мы таким образом освободились от всякого слияния с миром и одни, наедине стараемся только о себе самих. Посему принесем Ему чистоту души, целомудрие тела и чистую любовь. Обыкновенные церковные славословия и устав, прежде нам данный, храните со всей точностью.
О тех, которые изнемогают, старайтесь, сколько есть сил. Брата, сражающегося с помыслами, всегда оберегайте, непрестанно утешайте, учите и увещевайте, дабы он по незнанию не преткнулся и к порадова-нию диавола не пал жестоко». И последний завет свой возвестил авва Евфимий братии, говоря: «Никогда не запирайте врат ни перед кем, они должны быть отверсты всякому прохожему, и вам Бог дарует благословение. Самое ваше жилище да будет общим для всех странников и пришельцев, и с неимущими разделяйте все, что имеете. Заповеди мои соблюдайте нерушимо, и если я обрету дерзновение у Бога, то прежде всего буду просить у Него, чтобы духом моим быть мне с вами до века». О жизни, подобной равноангельному житию великого аввы Евфимия, так сказано у преподобного Исихия Пресвитера: «Как для ангелов известно одно богатство — преуспевание в Боге, так и для этих известно одно вожделение и любовь — к Богу, стремление и восхождение к Божеству. Они, с ревностным и ненасытным желанием простираясь в восхождении от вкушения Божественной и восхитительной любви, не остановятся, доколе не достигнут серафимов и не почиют от трезвения ума и возвышения желаний, доколе не соделаются ангелами о Христе Иисусе Господе нашем». Кирилл Скитопольский, составитель житий преподобных Евфимия Великого и Саввы Освященного, говорит: «По мысли и повелению божественного Иоанна, епископа и молчальника, я, выйдя из общежития, поселился в новой лавре, имея с собой начертанные хартии о Евфимии и Савве. Я прожил в безмолвии в новой лавре около двух лет, неотступно занимаясь изложенным в хартиях, но не знал, как начать сочинение, будучи непосвященным. В один из дней, когда я сидел на обычном седалище и держал в руках хартии, около второго часа дня я был объят сном, и мне явились преподобные отцы Евфимии и Савва в своих обыкновенных святолепных одеждах.
Тот представил отрока епископу Мелитинской церкви Отрию, который с любовью принял на себя заботы о нем. Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан пресвитера. Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями. Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую Лавру.
Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель. Обычно после праздника Богоявления они удалялись в Кутиллийскую пустыню недалеко от Иерихона. Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении.
К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: "Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного". Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним богомыслием соединять телесный труд. Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время богослужения и на трапезе.
Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь. В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил в Крещении имя Петр и впоследствии был епископом среди арабов. Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана.
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (377-473)
Православная церковь вспоминает иеромонаха преподобного Евфимия Великого. 2 февраля 2024 года в Церкви праздник почитания святого иеромонаха Евфимия Великого. 18 апреля 2023 года Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля отмечали один из главных праздников монашеской обители — день памяти преподобного Евфимия, архимандрита. Преподобный Евфимий Великий считается столпом пустынножительства и одним из основателей палестинского монашеского общежития, оказавшим значительное влияние на все. В Ижевске прошла торжественная служба в память преподобного Евфимия Великого, возглавляемая епископом Казанско-Вятским.
Сегодня исполняется 560 лет со дня кончины преподобного Евфимия Новгородского
Для корректной работы сайта Сбербанк. Онлайн требуется установить Яндекс. Браузер Дорогие друзья Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Подрастая, он проявлял усердие в учёбе и любовь к молитве, и постепенно становился не только воспитанником, но другом и помощником епископа. Совсем молодым Евфимий принял монашеский постриг, сан священника и возглавил управление несколькими окрестными монастырями. Такое положение сулило почёт и уважение, но иеромонах тяготился им. В дни Великого поста он удалялся в пустыню в поисках молитвенного уединения и желал остаться там навсегда. На тридцатом году своей жизни Евфимий совершил паломничество на Святую землю. Поклонившись святыням, он отправился в Фаранскую лавру, что укрылась в Иудейской пустыне, в нескольких километрах от Иерусалима. Евфимий стал жить отшельником в пустой хижине неподалеку от обители, посещая богослужения и зарабатывая пропитание плетением корзин.
В Фаранской лавре монах обрел друга и единомышленника — преподобный Феоктист разделил его устремлённость к Богу. Вдвоем они поселились в пещере, в труднопроходимом месте в горах и жили вдали от всех, питаясь одной лишь травой. Пастухи, перегонявшие скот к горным лугам, рассказали людям о святых, подвизающихся среди скал, и к отшельникам потекли желающие получить духовное руководство. Ученики селились в окрестных пещерах, и вскоре в горах образовался монастырь.
Желанием преп. Евфимия было жить в уединении и безмолвии, но явившийся ему Господь повелел отшельнику не отгонять приходящих к нему, и вокруг св. Евфимия снова собралась братия. В 429 г. Иерусалимский Патриарх Ювеналий освятил устроенную им Лавру. С Божией помощью Лавра укреплялась, и, хотя монахи жили в бедности, бывало, что монастырь принимал до 400 человек путников, и молитвами св.
Евфимия в пустых закромах всегда находилась еда. Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел блаженный Савва будущий Савва Освященный, память 5 декабря , тогда еще юноша. Старец принял его с любовью и послал в монастырь к преподобному Феоктисту. Он предсказал, что инок Савва просияет в иноческом житии. Во времена подвижничества св. Преподобный принял исповедание Соборов и признал их православными, и многие пустынники, находившиеся в заблуждении, отреклись под его влиянием от несторианства и монофизитства. Слава подвижника все возрастала, его стали называть Великим, и, стремясь уйти от людской молвы, преподобный снова удалился во внутреннюю пустыню.
Это желание освободиться от своей воли было ему свойственно, как оно вообще свойственно монашеству, особенно древнему. Мы сегодня чаще воспринимаем послушание как какую-то обузу, принуждение и подавление своей воли. Но не так воспринимали его святые отцы, и не так воспринимал его преподобный Евфимий Великий. Они воспринимали послушание как то, что, наоборот, освобождает человека, подавляя его страсти и самость. Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы возлюбили послушание, осознали, что послушание — это то, что помогает нашему внутреннему человеку освободиться от гнета наших страстей. Дай Бог, чтобы послушание воспринималось нам легко, чтобы оно ценилось нами. И это поможет нам в победе над собой и своими страстями.