В "Февральской лазури" И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. В его лучших пейзажах «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» (оба — 1904; ГТГ), написанных во всеоружии новейших живописных приемов, открытых импрессионизмом, особенно ощутимо это интенсивное, радостное переживание яркой красоты зимнего дня, родной русской. История написания картины. Увидел февральскую лазурь мастер в Подмосковье, он тогда приехал погостить к художнику Мещерину в имении Дугино. Картина «Февральская лазурь» вызывает радостные чувства. История создания картины «Февральская лазурь». «Февральская лазурь» – самый известный пейзаж я. Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души.
История картины февральская лазурь
Даже название картины «Февральская лазурь» уже дает понять, что эта картина раскроет удивительный поэтический мирок русской поздней зимы, представленный в изображении небольшого кусочка родной земли. Интересна предыстория создания этой картины. пейзажная картина русского художника-постимпрессиониста Игоря Грабаря, созданная в 1904 году. Картина «Февральская лазурь» признана критиками одной из самых выдающихся в его творчестве. Простому обывателю может показаться, что Грабарь просто написал красивый пейзаж, поддавшись эмоциям.
Сочинение по картине февральская лазурь 5 класс по плану вступление основная часть заключение
История создания картины “Февральская лазурь”. Этот пейзаж создан в 1904 году. Февральская лазурь. К счастью, история картины «Февральская лазурь» не канула в Лету. В его лучших пейзажах «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» (оба — 1904; ГТГ), написанных во всеоружии новейших живописных приемов, открытых импрессионизмом, особенно ощутимо это интенсивное, радостное переживание яркой красоты зимнего дня, родной русской.
Картина «Февральская лазурь»: фото, описание и история создания
Остальные дни оказались такими же солнечными и прекрасными, поэтому Игорь взял другой холст и за 3 дня создал этюд. Затем он выкопал прямо в снегу глубокую яму и поместил в нее большой мольберт, чтобы получилось впечатление далекого леса и низкого горизонта. Описание картины Художник нарисовал на переднем плане березу, покрытую тонким инеем, искрящуюся и переливающуюся под солнечными лучами. За ней можно увидеть молодые березки с тонюсенькими стволами. А вот на заднем плане изображен лес, который разделяет землю и небо. Эти белоствольные деревья написаны на фоне голубоватого снежного покрывала и практически такого же неба. Художник щедро использует такие оттенки, поскольку они несут чистоту и прохладу. Подобные цвета бирюзы, лазури и синевы являются подарком русской природы в феврале.
Картина создает впечатление приближающегося праздника.
Такие оттенки лазури, бирюзы, синевы, как подарок нашей русской природы в самый вьюжный на просторах России зимний месяц. Все полотно создает ощущение приближающегося праздника, Картина Февральская лазурь нравилась и Игорю Эммануиловичу. Он часто говорил о том, как внезапно пришло удивительное вдохновение, для ее создания. Такой пейзаж Грабарь увидел в Подмосковье морозным солнечным утром, выйдя на прогулку.
Его поразил цвет лазури, который, кажется, окутывал все вокруг, и только березки вытянувши свои ветви, словно в танце, разбавляли эти невероятные краски жемчуга, коралла, сапфира и бирюзы. Все вместе это было похоже на сказочный островок в сиянии драгоценных камней. Художник был изумлен фантастической красотой березовых ветвей в этом перезвоне всех оттенков радуги, на фоне голубого неба. На фоне бирюзы неба, прошлогодняя листва, которая уцелела на самой верхушке березы, кажется золотистой.
Сердце замирает от созерцания этого сказочного пейзажа. Картина дарит отличное настроение и позитив, заряжает благоприятной энергией, создаёт душевный релакс. Игорь Грабарь — великий ценитель природы, вложивший в своё уникальное творение все чувства, мысли, эмоции, ощущения.
В зимнем лесу, мастер кисти находился в единстве с природой. Она погружала его в магическую волшебную атмосферу земного бытия. Там он черпал вдохновение и набирал силы для дальнейшей работы. Пейзаж просто фантастический! Цвета поражают своим великолепным сочетанием. Голубой цвет льёт великолепные оттенки. Здесь ультрамарин, бирюза, лазурь, белизна, серебро, жемчуг, светлая сирень.
Художник талантливо использовал мазки импрессионизма. Картина создаёт настоящий праздник! Она передаёт живую реальность. В ней всё так ярко, красочно, живописно. Тона тёплые, пастельные, насыщены разными цветами. Художественная работа смотрится как «живая» фотография. Дар художника гениален.
Иногда И. Грабарь писал картины в зимнее время на улице. Краска застывала на морозе, поэтому он работал очень быстро.
Перефразировать абзац Думаю, что художник назвал свою картину так, потому что на полотне видны все оттенки лазури. Перефразировать абзац Грабарь написал зимний пейзаж: изобразил ясный февральский день.
У меня аж дух захватывает от звенящей, прозрачной красоты берёзовой рощи! Перефразировать абзац На заднем плане картины видно ярко-синее небо, нежно переходящее в бледно-голубую лазурь. На небе ни облачка! Перефразировать абзац Земля покрыта толстым слоем снега.
Описание картины Февральская лазурь И.Э. Грабарь
На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой «Февральской лазурью». Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал «Февральскую лазурь» «с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая... В «Февральской лазури» И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега.
Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху. Грабаря называли и сам он не отрицал этого последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный.
Для картины «Февральская лазурь» Грабарь выбрал « по-уистлеровски » удлинённый по вертикали формат холста [26].
Аналогичный формат был уже использован художником ранее в картине «Белая зима. Грачиные гнёзда». Такой формат позволил ему продемонстрировать пластику берёзы, «расправившей подобно крыльям свои веерные ветви», и подчеркнуть «бесконечность лазурного пространства» [13]. В частности, стволы берёз написаны мелкими раздельными мазками белых, жёлтых, красных и розовых тонов; аналогичный приём использован для изображения небесной лазури [12] [32].
Полотно рассматривается как «первый шедевр импрессионизма » в творчестве художника [33]. Отзывы и критика[ править править код ] Игорь Грабарь. Мартовский снег 1904, ГТГ Искусствовед Ольга Подобедова отмечала, что среди пейзажей Игоря Грабаря — «поэта русской зимы, весны и осени» — наибольшую популярность приобрело полотно «Февральская лазурь» [11] , в котором автору «удалось создать один из поэтических образов природы и одновременно решить сложнейшие колористические задачи» [10]. По словам Подобедовой, «нигде художнику не удалось так ясно и полно высказаться, как именно в этой картине» [34] , и в берёзе «Февральской лазури» поэзия его живописи «достигла своей кульминации» [11].
По словам искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова , система дивизионизма , использованная Грабарём при написании «Февральской лазури», — это не просто новая для русской живописи манера или техника, а «иная живописная трактовка изображения, выражающая новое восприятие пейзажа». По мнению искусствоведа Глеба Поспелова , основное отличие таких полотен Грабаря, как «Февральская лазурь» и «Мартовский снег», от произведений французских импрессионистов состоит в национальном характере его пейзажей, изображающих русскую природу, — в том, что на его картинах предстают «обобщённые образы национальной природы, вполне последовательно воплощённые в одном холсте» [35]. Поспелов писал, что отличительной чертой живописи Грабаря является устойчивость показанного момента, в «Февральской лазури» — «как бы остановленное мгновение полуденного солнца и светового зенита», в то время как французские импрессионисты, наоборот, стремились выбрать «проскальзывающее мгновение в пейзаже» [36]. Искусствовед Наталья Мамонтова писала, что «Февральская лазурь» — это не этюд с натуры, а настоящая картина, «рождённая синтезом натурных впечатлений и потому обладавшая истинной законченностью и цельностью».
По словам Мамонтовой, это произведение явилось «одной из высших точек творческой жизни Грабаря-художника», в значительной мере повлиявшей на его дальнейший путь [13].
Надеюсь, тебе понравится. Перефразировать абзац Думаю, что художник назвал свою картину так, потому что на полотне видны все оттенки лазури. Перефразировать абзац Грабарь написал зимний пейзаж: изобразил ясный февральский день. У меня аж дух захватывает от звенящей, прозрачной красоты берёзовой рощи! Перефразировать абзац На заднем плане картины видно ярко-синее небо, нежно переходящее в бледно-голубую лазурь. На небе ни облачка!
Описание берёзовой рощи на заднем плане. Цветовое решение картины. Настроение, которое вызывает картина. Примерное описание картины: «Февральская лазурь» - это одна из лучших картин И. На полотне изображена берёзовая роща в один из лучезарных февральских дней. Она застыла на фоне лазоревого неба. На переднем плане мы видим высокую, раскидистую берёзу с толстым стволом. Художник композиционно выделил её: он как бы отодвинул молодую рощу на задний план, чтобы она не мешала нам видеть берёзу. Снега на её ветках уже нет, но она словно светится от лучей солнца. Чтобы показать берёзу во всей её величавой красоте, Грабарь писал её, стоя в специально вырытой яме. Так он сумел увидеть верхушки деревьев и таинственные тени на снегу. Белоствольные берёзы написаны плотными масками, и на фоне небесной лазури кажутся ещё белее. Они похожи на застывший фонтан. Вся роща прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом. Хрупкие коралловые ветки застыли в воздухе. Мы видим переливы всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Краски поражают наше воображение. Глядя на картину, мы понимаем: зима приближается к концу. Это видно по подтаявшему сиреневому снегу, по длинным сапфировым теням на нём. Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим цветом. Самостоятельная работа Попробуйте сами написать сочинение. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И. Грабаря и следующий материал для описания картины. Материал напечатан на карточках для каждого учащегося Материал к сочинению Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое; на горизонте ни облачка. День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.
«Февральская лазурь», Игорь Эммануилович Грабарь — описание картины
Подняв голову он потерял дар речи, ведь верхушка березы с уровня поверхности снега обретала дивные очертания, а цвета играли совсем иными красками. Чтобы солнце негативно не влияло на краски, живописцу приходилось холст располагать лицом к небу. Часто во время писания картины, он использовал зонт, чтобы с березы не капнул оттаявший снег. Работа живописца длилась практически беспрерывно. С его слов, это был его важнейший период в создании данного произведения. Работать автор любил на свежем воздухе, объяснял он это тем, что из окна краски пейзажа не такие яркие и смотрятся иначе. Пейзаж был написан чистым цветом, мазки нанесены плотными слоями. Благодаря такой техники нанесения краски, определился особый объем стволов дерева, конструкция ветвей и снежного покрова.
Смотря на березы с низшей точки, перед художником открывается возможность использования всей глубины красок, от светло-зеленого внизу до всех оттенков голубого вверху. Каждая деталь картины, тщательно прорисована. На заднем плане холста виднеется трактор, это говорит зрителю о том, что березки находятся в поле, возможно рядом расположен населенный пункт. Игорь Эммануилович, великолепно освоил импрессионизм, этот художественный стиль пришелся по нраву художнику.
Душа природы раскрывает свои объятия тому, кто заметит это необычное чудо. Мастер кисти Игорь Грабарь — невероятно счастливый человек! Он видел в природе множество интересных и необычных вещей. Художник изобразил сердце, передавая зрителю свою любовь к миру и родным местам.
От полотна веет чистой благодатью. Хочется оказаться в этом зимнем лесу и насладиться дыханием природы. Сердце замирает от созерцания этого сказочного пейзажа. Картина дарит отличное настроение и позитив, заряжает благоприятной энергией, создаёт душевный релакс. Игорь Грабарь — великий ценитель природы, вложивший в своё уникальное творение все чувства, мысли, эмоции, ощущения. В зимнем лесу, мастер кисти находился в единстве с природой. Она погружала его в магическую волшебную атмосферу земного бытия. Там он черпал вдохновение и набирал силы для дальнейшей работы.
Пейзаж просто фантастический! Цвета поражают своим великолепным сочетанием. Голубой цвет льёт великолепные оттенки. Здесь ультрамарин, бирюза, лазурь, белизна, серебро, жемчуг, светлая сирень. Художник талантливо использовал мазки импрессионизма. Картина создаёт настоящий праздник! Она передаёт живую реальность. В ней всё так ярко, красочно, живописно.
В дальнейшем над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.
В некоторые дни она запугивает людей вьюгами и сильными морозами, а в другие — балует привлекательными пейзажами и солнечной погодой. Игорь Грабарь написал очень красивую картину, которую назвал — «Февральская лазурь». Известный русский художник Наверное, каждый слышал в Советском Союзе о Грабаре. Ведь его произведение «Мартовский снег» все знали по учебникам. Он был прекрасным русским живописцем, талантливым реставратором, популярным искусствоведом. Его любили многие за красивые и необычные природные пейзажи.
Отец Игоря работал депутатом в австрийском парламенте. Появился на свет художник в Будапеште, но крещен в православии. Крестным отцом его стал дядя популярного художника Кустодиева.
«Февральская лазурь» Игоря Грабаря
История создания картины «Февральская лазурь» Игоря Грабаря 2021, Угличский район — дата и место проведения, программа мероприятия. Творческий диктант по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". (Название «Февральская лазурь» картина получила потому, что на ней изображен прекрасный солнечный февральский день с ослепляющей голубизной неба, белоствольной красавицей березой и сиреневым снегом. Февральская лазурь — картина русского и советского художника Игоря Грабаря (1871—1960), который вошел в историю живописи как поэт русской зимы[1]. Картина написана в 1904 году и занимает особое место в истории русского зимнего пейзажа. Художник создавал картину под непосредственным впечатлением от натуры. Писал свою «Февральскую лазурь» Игорь Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. необыкновенное произведение художественного искусства! История создания картины я «Февральская лазурь».
Описание и история создания картины грабарь февральская лазурь
"Февральская лазурь" история создания картины? История создания картины «Февральская лазурь». Этот пейзаж был создан в 1904 году. Картина "Февральская лазурь" была написана И. Грабарем в 1904 году.
История картины февральская лазурь
Услышать скрип и хруст свежего проваливающегося под ногами снега. И самое главное насладиться тишиной природы. Художник поделился с миром частичкой той неописуемой красоты, которая встречается в России. Картина наполнена изобилием ярких красок и режущими глаза потоками солнечного света. От полотна исходит морозная свежесть и чистота девственной природы.
Сочинение описание картины Февральская лазурь Грабаря И. Грабарь, талантливый русский художник-пейзажист изобразил на своем полотне зимний пейзаж, поражающий воображение. Зимний февральский денек играет ярким колоритом белоснежных красок, разбавленных небесной лазурью, такой глубокой и яркой. Множество оттенков голубого передают всю глубину полотна, перекликаясь и сливаясь воедино, они создают пеструю волшебную мозаику.
В еще морозном воздухе ощущается легкое дуновение ветерка, предвещающее смену сезона и грядущее тепло. Солнечный свет озаряет лесную опушку. Обычно февраль, суровый, полный вьюг и метель, сегодня кроткий и тихий, ненастье отступило, пришли ясные деньки, предвещающие рождение новой жизни, тепло, а вместе с тем, и надежду. На переднем плане горделиво распрямившись и раскинув еще нагие раскидистые ветви, стоит молодая березка.
Стан белоснежной русской красавицы восхищает и притягивает взгляд своей почти неземной красотой. Такая высокая, тянущаяся к небесам, она словно кружится в танце. Ее подружки-березки, стоящие позади ровным строем, мелькают своими белыми стволами с черными полосами. Кажется, вот-вот они закружатся в хороводе по снежному поскрипывающему насту.
Сквозь ветви деревьев небо превращается в разноцветный калейдоскоп, здесь множество цветов и оттенков — сиреневый, голубой, синий, фиолетовый, ультрамариновый. Нежные пастельные тона приятны глазу и заставляют вглядываться в детали картины снова и снова. На заднем плане видна линия леса, деревья, плотно выстроившиеся рядом с друг дружкой, образуют плотную стену, изображенную расплывчатой темной почти сливающейся полосой. Пространство полно света и воздуха, создается впечатление открытого пространства.
Контраст бирюзовых небес и белой укутанной в снежное покрывало земли создают незабываемый ни с чем несравнимый по очарованию пейзаж. Сколько радостных эмоций запечатлено в этом нежном зимнем пейзаже! Эту картину можно смело назвать одой весне, деревья готовые к встрече тепла, и пташек, которые прилетят из далеких теплых стран, уже в предвкушении сбрасывают с себя серебристые снежные уборы, но, не смотря на то, что сейчас февраль, все дышит весной, последние зимние деньки вот-вот канут в небытие и придет долгожданное тепло. Живописец необычайно ярко и красочно раскрыл обыкновенный весенний сюжет, обыграв его в своей специфической манере, он показал, что в простых вещах скрывается изящество, таинство и многогранность.
Вариант 4 Когда видишь зиму, то наблюдаешь различные оттенки синевы. Лазурь — даже более оптимальное слово для описания. Этот цвет по названию намекает на минерал лазурит, но по ассоциациям связан с каким-то простором и чем-то необъятным. На самом деле такая мысль прослеживается в этой картине, тут художник выступает только проводником красоты, сотворенной природой.
Он просто рассказывает зрителю, но не придумывает ничего от себя, даже наоборот, Грабарь старается наиболее чисто, но при этом довольно ярко передать невероятность всего этого феномена. Когда смотришь на Февральскую лазурь, погружаешься в картину, начинаешь стремится охватить взглядом все эти необъятные просторы. Хотя перспектива картины закрыта лесом и как таковой простор тут не виден, на самом деле ощущение его возникает, ведь Грабарь даже самим названием намекает на эту всеохватность. Когда мы смотрим на картину, то знаем, как лазурное небо простирается над всеми русскими лесами, как оно отражается в снежных полях, как холодом пронизан воздух, как искрятся снежинки, как цветасты деревья, как красив этот простор.
Именно красота является тут превалирующим фактором. На самом деле Грабарь, описывая конкретный феномен, пишет красоту природы. В этом задача художника — распространить и установить красоту в мире. В этой картине Грабарь со своей задачей справился.
Это сочинение обычно пишут в 4 классе и 5 классе.
Еще ранее Игорь Грабарь говорил, что берёзы являются его любимыми деревьями. Он засмотрелся на одну из них, увидел, как хорошо сложено дерево, у которого ветки имели ритмическое строение. А в руке у живописца была палка. Грабарь нечаянно уронил её, наклонился, чтобы поднять. В это время он под таким углом посмотрел на окружающий мир и поразился, как изумительно выглядят природные объекты в таком ракурсе.
Художник увидел, что снег блестит ещё больше, небо стало более глубоким и синим, а берёзы — более масштабными и высокими. Как рассказывал сам живописец, в тот момент перед ним открылось зрелище фантастической красоты. Он увидел перекликание всех радужных цветов, которые объединились под голубой эмалью неба. Игорь Эммануилович подумал, что если бы он смог передать хотя бы десятую часть данной красоты, то это было бы бесподобно. Чтобы не забыть полученные впечатления, художник сразу же направился домой к другу, сделал набросок увиденного, чтобы не забыть детали. На следующий день он решил вновь отправиться на это место, но уже взял с собой необходимое. Как ни странно, одним из предметов была лопата.
Грабарь взял её для того, чтобы выкопать углубление и иметь возможность рисовать именно с того ракурса, с которого он накануне смог посмотреть на природный пейзаж другими глазами. Художник хорошо потрудился, выкопал окоп почти метр глубиной.
Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 141 х 83 см. Его пейзажи жизнерадостны, пронизаны светом и говорят о необычайно эмоциональном восприятии природы. Образцом творчества этого художника может служить выполненное плотным слоем мазков чистых цветов полотно «Февральская лазурь», которое критика назвала «величественным "портретом" березы». Чтобы зритель смог бросить на будто бы излучающее свет дерево взгляд снизу вверх, Игорь Эммануилович вырыл для работы глубокую траншею в снегу. Там он писал, невзирая на жестокие морозы, рассказывая позднее о переполнявшей его радости от «перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба», которая помогла ему создать обобщенный образ русской природы. Грабарь 1871—1960 — выдающийся деятель русской культуры, известный и своими живописными полотнами, прежде всего в жанре пейзажа и натюрморта, и в не меньшей степени как архитектор, искусствовед, художественный критик и специалист по музейному делу.
Снег в разное время года, в разную погоду, при разном освещении — таков был объект внимания Грабаря-импрессиониста.
Основными жанрами, в которых работал художник, являются портрет и пейзаж. Практически все пейзажи, написанные Грабарем, воспевают красоту русского края.
Одной из самых знаменитых его работ является картина «Февральская лазурь», написанная в 1904 году. Биография автора До обучения в Императорской Академии художеств И. Грабарь успешно получил юридическое и филологическое образование в Университете Санкт-Петербурга.
В 1894 г. Грабарь стал обучаться живописи в высшем училище при академии художеств, где его прямым наставником был сам И. Грабарь продолжал изучать живопись до 1901 г.
Несколько лет он провел за границей, в Мюнхене и Париже. За свои долгие 90 лет жизни Игорь Эммануилович Грабарь влиял на развитие российской живописи и культуры, не только создавая множество произведений искусства, но и будучи активным деятелем различных художественных объединений, а также создателем реставрационных мастерских, попечителем и директором Третьяковской галереи. Знаменитые произведения Наиболее широко известные работы художника выставлены в Третьяковской Галерее, среди них картина «Февральская лазурь», а также полотна «Мартовский снег», «Неприбранный Стол» и «Хризантемы».
Февральская лазурь история создания
Этюд к картине «Февральская лазурь» Игорь Грабарь писал из специально им для этой цели прорытой траншеи в снегу. Это не метафора, Грабарь в буквальном смысле забирался в траншею с мольбертом и принимался за работу. К счастью, история картины «Февральская лазурь» не канула в Лету. Февральская лазурь — это не только название картины Игоря Грабаря, но и общее название для оттенка голубого цвета, который характеризуется насыщенностью, чистотой и яркостью. История создания картины Февральская лазурь Грабаря. Писал свою “Февральскую лазурь” Игорь Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны. картина и э грабаря февральская лазурь В данном учебном заведении его наставником становится выдающиеся русский живописец, талантливый педагог, воспитавший многих деятелей искусства, Илья Репин.
И. Грабарь. Февральская лазурь
На следующий день я взял другой холст и в течение трех дней написал этюд с того же места. После этого я прорыл в глубоком снегу свыше метра толщиной траншею, в которой и поместился с мольбертом и большим холстом для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и небесного зенита со всей градацией голубых - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху. Холст я заранее в мастерской подготовил под лессировку неба, покрыв его по меловой, впитывающей масло поверхности густым слоем плотных свинцовых белил различных тональностей. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но, повернув его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега и он оставался в холодной тени, вынуждая меня утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления.
Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мною написанных, наиболее свое, не заимствованное, новое по концепции и по выполнению». Передать перезвоны чистого цвета - цвета освещенного ярким февральским солнцем неба, снега и серебристого ствола березы художнику удалось в полной мере… В «Февральской лазури» береза - неотъемлемая часть, а то и единственная основа художественного образа. В самом облике березы, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие природы родного края, которое отличает Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества. Из всех берез, когда-либо изображенных Грабарем, в березе «Февральской лазури» поэзия грабаревской пейзажной живописи достигла своей кульминации… Нужно было овладеть не только мастерством живописца, но и необыкновенным чувством влюбленности в природу, чтобы изобразить то торжество наступающей весны, которое удалось показать на своем холсте художнику. Как и всегда, он прибег к своему излюбленному приему показа фрагмента пейзажа: зритель не видит вершины березы, а на переднем плане на снегу лежат тени тех деревьев, которые стоят где-то позади зрителя, «входящего» таким образом по воле художника в картинное пространство и снизу вверх разглядывающего все множество переплетающихся ветвей и свисающих сучьев, сияющих то белизной, то золотом на фоне весеннего неба. Главная героиня картины - береза с ритмически расположенными ветвями - как бы закрывает от зрителя расположенные купами по две, по три тонкие березы, уходящие вдаль, туда, где на горизонте виднеется прозрачный, пронизанный светом березовый лес… «Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, в то время как все остальные деревья на свете имеют темные стволы.
Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну ее и писал». Белизна березового ствола становится для Грабаря своеобразным экраном, отражающим радужные блики. Вместо черных крапинок он видит контрасты чистых красок.
Грачиные гнезда» была написана в начале января и является своего рода экспериментом в области разложения цвета, последовательно воплощенным Грабарем в «Февральской лазури». Любимым мотивом художника становится береза, причем ее плакучая разновидность. Ею он не переставал восторгаться: «Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, в то время как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил березу и долгое время одну ее и писал». Полотно невольно вызывает в памяти знаменитую картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели», но вместо весеннего преображения природы здесь зимний сон природы; вместо тающего снега — его глубокое покрывало, в которое укутаны земля и сараи; вместо простора и движения — одно величавое дерево. На фоне как бы набухшего снегом неба оно кажется погруженным в непробудный сон, а в его опущенных ветвях дремлют гнезда. Крона березы, взметнувшаяся среди сараев, написана в изысканной графической манере, дающей представление о многослойном сплетении плакучих ветвей. Экспериментируя с техникой дивизионизма, Грабарь пытается озвучить серые ветки вспыхивающими то там, то здесь мазками пурпурных, бирюзовых, синих цветов. Также стены сараев переливаются оттенками «оксидированного серебра», по собственному замечанию Грабаря. Это внутреннее звучание цветового тембра роднит его полотно с работой Константина Коровина «Зимой» 1894. Художник разрешает сложную пластическую задачу — пишет белое на белом, достигая вертикальными мазками струения влажного, пропитанного снежными испарениями воздуха. На поиски Грабаря отозвался Валентин Серов, сказав автору ободряющую фразу: «Трудная задача, а вышла у вас. Зима действительно белая, но без белильности». Февральская лазурь Игорь Грабарь. Февральская лазурь. Государственная Третьяковская галерея В пейзаже «Февральская лазурь» воплотилось восторженное восприятие русской зимы, открытое Грабарём. В истории русского зимнего пейзажа картина занимает особое место. Художник ушел от изображения глубокого пространства, сосредоточив внимание на одном дереве в своеобразном аккомпанементе берёзовой рощи. Грабарь написал полотно в окрестностях имения Дугино. Невозможно лучше самого художника передать то потрясение красотой природы, которое он пережил: «Когда я взглянул на верхушки берез снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». Нагнувшись за упавшей тростью, он увидел березу снизу вверх, словно расправляющей свои белые ветви. Отсюда избранный художником вертикальный формат. Грабарь вырыл в снегу траншею и запечатлел это красочное великолепие. Он работал под голубым зонтиком, что вынуждало делать цвета более интенсивными. Экзальтированное восприятие красоты природы соединилось в картине с рационалистическим методом разложения цвета на мазки контрастных цветов — дивизионизмом. Цветное конфетти разноцветных мазков, мелькающее в глазу зрителя, озвончает все краски, создает ощущение рассыпавшейся на миллионы брызг радуги и одновременно ослепительной белизны. Белый ствол березы на белом снегу превращается в своеобразный экран, отражающий цветные блики. Береза стала идеальной «моделью» для Грабаря. Исполнив ствол и ветви дерева рельефными мазками дополнительных цветов, небо художник передает длинными вертикальными мазками жидкого лака поверх рельефного белильного слоя. Если у «коралловых» верхушек берез это интенсивный ультрамарин, то ближе к горизонту тон неба становится бирюзовым, а верхушки берез — пурпурными. Таким образом, Грабарь последовательно применяет свой метод работы масляными красками, который он определял как масляно-лаковый. Это написанное под непосредственным впечатлением от натуры полотно воспринимается и как прекрасный миф о русской зиме. Береза подобна чудо-дереву или сказочной морозной жар-птице, разметавшей свои, напоминающие морозные узоры перья, предвещая горением красок весеннее пробуждение природы. Это произведение по-прежнему производит на зрителя впечатление открытого свежего взгляда на природу и является самым последовательным воплощением импрессионистической поэтики в русском искусстве. Мартовский снег Игорь Грабарь. Мартовский снег. Государственная Третьяковская галерея «Мартовский снег» относится к числу снежных пейзажей, созданных в Дугино на пленэре, и отмечен наиболее новаторским взглядом на натуру. Композиция производит впечатление перемотки кадров пленки снизу вверх, когда верхний кадр с идущей по подтаявшей дорожке девушкой с коромыслом представляет собой вполне традиционный сельский пейзаж с фигурой, домиками и деревьями, а следующий кадр — изображение фактуры тающего снега с прозрачной тенью березы. Этому эффекту способствуют высокий горизонт и прием своеобразного «зуммирования», когда взгляд зрителя упирается в рельефную фактуру снега.
Когда смотришь на этот пейзаж, то понимаешь, насколько прекрасна жизнь, ведь в ней есть настоящая красота! Художник сумел передать праздничную атмосферу природы в преддверии весны. Деревья еще скованы инеем, кругом лежит снег, но сказочная лазурь неба и яркое солнце говорят, что совсем скоро все оживет. По моему мнению, картину «Февральская лазурь» можно отнести к шедеврам пейзажной живописи. Когда я смотрю не нее, появляется чувство радости, хочется оказаться там, прислониться к березке и ощутить энергию природы. Сочинение по картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь» Русский художник Игорь Грабарь написал прекрасную картину «Февральская лазурь». На ней изображена зимняя природа. Первой привлекает внимание березка с изогнутым стволом. Мне кажется, будто она тянется ко мне и хочет обнять. Немного дальше стоят ее подружки-березки. Стволы деревьев одеты в белые платьица из снега, а на их верхушках золотые шапочки — прошлогодние листики, которые не успели упасть и их сковал иней. Благодаря этому березы кажутся нарядными. Своими веточками они тянутся к солнцу, которое так необычно ярко сияет в феврале. Вдалеке виден густой лес, который напоминает мне толпу зрителей. Ведь березки в центре картины — настоящие звезды. И теперь кажется, что ствол первой березы изогнут в танце. На картине не так много белого цвета, хотя изображена зима. Я вижу здесь больше синего цвета. Особенно привлекает внимание небо, которое кажется даже не синим, а лазурным!
Этому способствовала мягкая, безветренная погода последнего зимнего месяца. В один из дней в середине февраля и был сделан набросок одного из наиболее известных полотен Грабаря. Картина "Февральская лазурь" была написана с натуры. Художник, уронивший во время прогулки свою тросточку, нагнулся, чтобы поднять ее и увидел зимние березы в голубом инее с необычного ракурса. Смотря снизу вверх, Игорь Эммануилович был поражен симметричностью очертаний самого русского из всех деревьев, и тем, как празднично и нарядно оно выглядит на фоне голубого снега, плавно перетекающего в небо такого же цвета. Восхищенный красотою зимнего пейзажа, Грабарь тот час же побежал в свою комнату, где сделал первый набросок будущего полотна. Картина, написанная в окопе Чтобы иметь возможность во время работы наблюдать пейзаж именно с этой точки зрения, мастеру пришлось приложить некоторые физические усилия. Он взял в подсобном помещении дома своего приятеля лопату и вырыл яму в половину человеческого роста. Когда окоп был готов, художник перенес туда мольберт, краски и другие принадлежности, необходимые для работы над картиной "Февральская лазурь". Температура воздуха в это время была не слишком низкая, поэтому живописец мог позволить себе проводить по нескольку часов в день на открытом воздухе. Холст он располагал не традиционным образом, а ставя его под наклоном, так, чтобы рисунок смотрел вниз под острым углом. Этим художник добился постоянной затененности полотна. При недостаточном освещении, краски казались ему тусклыми, и он был вынужден использовать наиболее яркие оттенки. По этой причине картина Грабаря "Февральская лазурь" обрела праздничные, сверкающие тона. Любимое полотно мастера Живописец, проживший почти 90 лет, создавший многочисленные работы различных жанров, все же, даже на склоне своих лет признавался, что считает картину "Февральская лазурь" наиболее удачным своим творением.