Это был перевод сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. Режиссерами новой экранизации «Пиноккио» стали Гильермо дель Торо и Марк Густафсон. С удивительным упоением автор описывал трагическую развязку: «Кот и Лиса скрутили ему руки за спиной, просунули его голову в петлю и стянули ее на горле, а затем подвесили Пиноккио на ветке дуба. 7 важных различий нашего Буратино от их Пиноккио: как появились персонажи деревянных человечков Буратино и Пиноккио. Сказка «Приключения Пиноккио», написанная талантливый автором Карло Коллоди, погружает читателя в непростые трудовые будни старого столяра, Антонио, давно получившего прозвище «Мастер Вишня» за смешной красный нос и добрый характер.
Автор "Пиноккио" - Карло Коллоди
Деревянного мальчишку с длинным носом, несносного, доброго, остроумного, глупого как пробка, упрямого как осел, плаксивого и смешливого, эгоистичного и великодушного, знают во всех странах. Сказка Карло Коллоди переведена на 87 языков мира. В нашей стране она впервые была опубликована в 1906 году издательством М. Вольфа, причем указывалось, что перевод сделан с 480-го итальянского издания! В 1936 году Алексей Толстой предложил свою версию повести, назвав ее «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Доходит даже до того, что Пиноккио превращается в осла и попадает в цирк, но каждый раз его выручает Фея, которая продолжает верить в него.
В итоге надежды оправдываются — Пиноккио начинает работать, чтобы добыть еду для отца, учится читать и писать и плетёт на заказ корзины. Фея превращает его в человека. Таким образом, через смирение и страдание Пиноккио обретает душу. Но нужно понимать, что это обусловлено жанром. Стилистически сказка написана в традициях итальянской комедии дель арте, которая характеризуется, например, гротескными драками.
Также Коллоди отводит значительную роль еде, что типично для балаганного театра. Из 36 глав половина описывает либо чувство голода, либо процесс приготовления еды, либо её поедания ну и надо понимать, что гастрономическая тема не может не привлекать читателей-итальянцев, и в этом тоже слышны сатирические нотки. А пятая глава практически полностью посвящена описанию нарастающего чувства голода, с которым комично пытается совладать герой. Кроме того, жанр марионеточного представления предполагает высмеивание, унижение героя. Так, Пиноккио сажают на цепь вместо пса, принимают за рыбу, хотят сделать из него барабан, а один раз он случайно сжигает собственные ноги.
Даже в финале Пиноккио-мальчик смотрит на своё деревянное тело и говорит: «Каким я был смешным, когда был Деревянным Человечком! И как я счастлив, что теперь я настоящий мальчик! Изображение на обложке: кадр из мультфильма "Пиноккио" Читайте также.
В книге множество отсылок к отечественной литературе. Например, фраза «А роза упала на лапу Азора», которую Буратино должен был записать под диктовку Мальвины, придумана Афанасием Фетом. А то, как Буратино решил задачу на вычитание: «Два… я же не отдам некту яблоко, хоть он дерись», — это отсылка к «Недорослю» Дениса Фонвизина, где госпожа Простакова предлагает Митрофанушке такой ответ на вопрос, сколько при делении придётся рублей на каждого нашедшего сокровище: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».
Получив от врача протезы, Санчес якобы прожил ещё десять лет, выступая с трюками в балаганном театре.
Именно выполняя один из трюков, он, как утверждается, и погиб, упав с большой высоты. При этом обнаружить хоть какие-нибудь исторические свидетельства жизни «известного балаганного артиста» с деревянными протезами или хотя бы гениального мастера, способного создать деревянные протезы, с которыми человек может выполнять цирковые трюки, нам не удалось. В то время как история развития протезирования более-менее хорошо изучена и задокументирована и мы знаем имена некоторых врачей, которым удавалось создавать новые, более совершенные для своей эпохи протезы, про мастера Карло Бестульджи мы не знаем ничего. Как не знаем ничего и про его невероятную технологию протезирования из дерева, которая позволила человеку без ног стать трюкачом. На самом деле технологии протезирования лишь недавно позволили своим владельцам относительно полноценно передвигаться, для XIX века это был бы прорыв, который наверняка не остался бы незадокументированным. Но даже если допустить, что Санчес и Бестульджи действительно существовали, родившемуся в 1826 году Коллоди на момент предполагаемой смерти предполагаемого прототипа Пиноккио было всего восемь лет. Даже если допустить, что они встречались и человек с деревянными протезами произвёл на юного Коллоди неизгладимое впечатление, он довольно долго ждал, прежде чем описать его в своих произведениях — первые главы сказки про Пиноккио вышли лишь в 1881 году, то есть спустя почти 50 лет после смерти предполагаемого прототипа. Первая глава «Пиноккио» Карло Коллоди, 1881 год. Источник При этом во многих более поздних статьях , где пересказывается история, цитируется некое письмо Коллоди к своей сестре. В предыдущем письме я упоминал о том несчастном, но очень храбром человеке — Пиноккио Санчесе.
Хотел бы написать о нём. Думал, что это будет серьёзный роман, но почему-то с самого начала шла сказка», — якобы сообщил родственнице писатель. Однако этой цитате отчасти противоречит письмо , которое Коллоди приложил к рукописи «Приключений Пиноккио», отправляя её редактору: «Делай с ней что хочешь, но, если напечатаешь, хорошо заплати мне, чтобы мне захотелось её продолжить».
Кто написал «Пиноккио»
Автор "Пиноккио" - Карло Коллоди | Все знают, что знаменитый Буратино из книги Алексея Толстого появился под влиянием Пиноккио, созданного писателем Карло Коллоди. |
Буратино или настоящая история его создания | История создания Пиноккио окружена легендами и домыслами. Многие из них ставятся под сомнение, но очевидно одно: Пиноккио стал героем для многих поколений и изменил жизнь своего автора так, как тот и сам не ожидал. |
Пиноккио. Подлинная история деревянного человечка (Лада Гильмуллина) / Проза.ру | Сказочная повесть итальянского писателя Карло Коллоди "Приключения Пиноккио" увидела свет 1883 году. |
Темные тайны Пиноккио | аудиосказка студии Дисней. Голубая фея оживила куклу-марионетку, но ему надо проявить свою храбрость и честность. |
Приключения Пиноккио. История деревянной куклы | Так в 1881 году была написана история Пиноккио. |
Опубликована сказка «Пиноккио»
7 важных различий нашего Буратино от их Пиноккио: как появились персонажи деревянных человечков Буратино и Пиноккио. Карло Лоренцини. Да и первый «официальный» пересказ истории Пиноккио писатель начал гораздо раньше — в 1924 году, будучи еще в эмиграции. Нашего исследователя заинтересовало столь тесное соседство писателя и человека по имени Пиноккио, и вскоре он заразил любопытством и своих коллег. К удивлению писателя Пиноккио сразу стал всеобщим любимцем.
Приключения Пиноккио. История деревянной куклы
Сказочная повесть итальянского писателя Карло Коллоди "Приключения Пиноккио" увидела свет в 1883 году. В 2018 году итальянский журналист Джанни Греко написал статью, где подробно исследовал, чем и кем вдохновлялся писатель при создании образов в «Пиноккио», и при этом ни словом не упомянул никакого Санчеса. История персонажа Пиноккио, автор и год написания, цитаты и интересные факты. Но преданные читатели повести стали писать письма в редакцию с просьбой спасти деревянного мальчика. Последний, окончательный перевод повести на русский язык был выполнен советским писателем Эммануилом Казакевичем в 1959 году.
140 лет назад родился Пиноккио
Позже принц находит Рапунцель, а та живет в лесу с двумя детьми. Чьими — тоже остается загадкой, видимо, внебрачными, от принца. Да уж, не очень-то детская легенда. Тут тоже есть подвох.
Диснеевская история написана по мотивам французской сказки под авторством Жанна-Мари Лепренс де Бомон. Но на этом сходство с оригиналом истории заканчивается. Жанна писала о том, что Красавица была младшей дочкой, и было у нее две сестры.
А дальше сказка в точности повторяет наш Аленький Цветочек. Что ужасного. Вообще-то красавицу отправили умирать без еды и помощи в глухой лес.
Сестры надеялись, что ее там сожрет страшное чудовище. Двое родителей оставили малышей в лесу умирать, так как не могли прокормить сами себя какой благородный посыл, прививаемый детским умам. Попав в обитель лесной ведьмы, дети едва спаслись.
Единственное, что в сказке якобы справедливо, так это то, что мама-кукушка в конце погибает странной смертью. Хотя тоже вот: что это за прививки мстительных идей? Румпельштильцхен Сказка о злобном карлике, который умел прясть из соломы золото.
В оригинальном варианте сказки братьев Гримм он помогает дочери мельника, которая врет королю, что умеет прясть из соломы золото. Карлик просит взамен за услугу ее будущего ребенка. Когда ребенок рождается, а девушка не соглашается его вернуть карлику, тот говорит, что если она угадает его имя, то он оставит ей ребенка.
Девушка случайно слышит песенку и произносит имя карлика. В последней редакции сказки карлик просто в гневе убегает. Но изначально он проваливается под пол, и, пытаясь выбраться, дергает себя за ногу и рвет на две части на глазах у девушки.
Сказка Карло Коллоди переведена на 87 языков мира. В России она впервые была опубликована в 1906 году издательством М. Вольфа, причем было указано, что перевод сделан с 480-го итальянского издания. Российский писатель Алексей Толстой в 1936 году предложил свою версию повести, назвав ее «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В его пересказе книга подверглась серьезной трансформации.
Но в результате появилась абсолютно новая сказка. Убедитесь в этом сами, прослушав аудиокнигу «Приключения Пиноккио» в исполнении Александра Владимировича Клюквина. Желаем вам приятного прослушивания!
И началась яркая, но отнюдь не легкая биография этого жизнелюба и неунывайки. Едва появившись на свет, Буратино начинает проказничать и озорничать. Такой беззаботный, но полный здравого смысла и неутомимо деятельный, побеждающий своих врагов при помощи остроумия, смелости и присутствия духа, он запоминается читателям как преданный друг и сердечный, добрый малый. В Буратино — черты многих любимых героев А. Толстого, склонных скорее к действию, чем к размышлению, и так обретающих и воплощающих себя. Задорно торчащий нос Буратино у Коллоди никак не связанный с характером Пиноккио у Толстого стал обозначать как раз героя, не вешающего носа. Буратино бесконечно обаятелен даже в своих грехах: и в своём любопытстве в духе русского фразеологизма "совать нос не в своё дело" , и в своей наивности проткнув носом холст, не догадывается, что за дверца там виднеется, то есть "не видит дальше собственного носа" , и в нарушающей благопристойность естественности своего поведения. Любопытство, простодушие, естественность… Писатель доверил Буратино выражение не только своих самых заветных убеждений, но и самых симпатичных человеческих качеств, если только позволено говорить о человеческих качествах деревянной куклы. Буратино ближе к русскому Петрушке, чем к итальянскому Пиноккио — и характером, и даже элементами сюжета например, один из непременных атрибутов действа с Петрушкой — его встреча с представителями власти, городовым или дворником. Отличительной чертой характера Буратино является грубость, граничащая с хамством. Такие его выражения, как "Пьеро, катись к озеру... В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал" формируют образ эдакого хамоватого, но в общем-то безобидного "братишки". Хотя, конечно, то, что он "... Одно из главных отличий сказки Толстого от сказки Коллоди — отсутствие морализаторства. Едва ли не каждый эпизод "Приключения Пиноккио" сопровождается пространными моральными сентенциями. Морализирует автор, морализируют его герои — и Карло, и волшебница с голубыми волосами, и сверчок, и белочка, и собака Алидоро прообраз Артемона , и сам Пиноккио. У Коллоди морализируют все, у Толстого — никто. Пиноккио Толстого куда больше озорничает, чем обремененный этим балластом Пиноккио Коллоди. Меняется и авторское отношение к герою: вместо наставничества - любование. И ещё одно из главных отличий: в итальянской сказке нет главного образа сказки о Буратино, нет её ключевой метафоры и наиболее значимого символа — именно Золотого ключика. История создания произведений Карло Лоренцини, известный всему миру под литературным именем Коллоди по названию пригорода, где прошли его детские годы , начал сочинять свою знаменитую сказку в том возрасте, когда редко совершают открытия - ему было тогда пятьдесят пять лет. Он прожил жизнь профессионального литератора, наполненную каждодневным лихорадочным трудом и дарящую мало радостей. Первые успехи пришли к Коллоди, когда он стал писать для детей. Сначала это были переводы волшебных сказок Шарля Перро, затем - серия очень удачных книг, написанных под влиянием известного педагога и писателя Дж. Эти книги и сами полюбились читателям, но что особенно важно - они подготовили появление "Пиноккио" Благодаря писателю и его герою прославился и городок Коллоди. Там был поставлен памятник деревянному человечку, а на памятнике была высечена надпись: "Бессмертному Пиноккио - благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет". Влияние этой книги на итальянских читателей и писателей огромно - ведь все писатели были некогда детьми, и книга о Пиноккио вошла в их жизнь в числе «первых впечатлений». Публикация сказки - под названием "История одной марионетки" - началась в первом номере нового еженедельника "Детская газета", вышедшего в Риме 7 июля 1881 года под редакцией Фернандо Мартини. Редактор заплатил мало, и, видимо, поэтому Коллоди не захотелось продолжить сказку: после 15-й главы в ней стояло слово «конец». Но не тут-то было! Дети завалили редакцию просьбами продолжать сказку. Наверное, гонорар был повышен, и в газете появилось объявление: «Радостная весть! Вы, конечно, помните марионетку, которую синьор Коллоди оставил болтаться на дереве? Казалось, что Пиноккио погиб. Так вот, этот же синьор написал нам, что Пиноккио вовсе не умер. Наоборот, он жив-живехонек, и с ним произошли такие вещи, что поверить трудно…» В газете была опубликована еще двадцать одна глава, а в 1883 году сказка вышла отдельной книжкой под названием «Приключения Пиноккио, история марионетки» с шестьюдесятью двумя рисунками Энрико Мандзанти. Ей суждено было стать любимой книгой детворы всего мира. К началу XX века сказка, по некоторым сведениям, выдержала около пятисот 500! В России сказка "Приключения Пиноккио" была впервые опубликована в 1906 году издательством М. Вольфа, причем было указано, что перевод сделан с 480-го итальянского издания! Полный перевод на русский язык был осуществлён Э. Казакевичем опубликован в 1959 году. В 1924 году в Берлине вышла на русском языке книга К. Коллоди "Приключения Пиноккио". Книгу выпустило издательство "Накануне" - орган тех русских эмигрантских кругов, которые ратовали за возвращение на родину и мыслили себя как бы уже накануне возвращения. На титуле этой книги стояло: "Перевод с итальянского Нины Петровской. Переделал и обработал Алексей Толстой". Именно с этой книги начинается подлинная, не легендарная история "Золотого ключика". Толстой, по-видимому, хотел поначалу лишь отредактировать перевод "Пиноккио", выполненный Петровской. В результате появился не отредактированный перевод, а художественно переосмысленная переделка. Алексей Толстой решил пересказать книгу Карло Коллоди по-своему. В предисловии к своей сказке, которую он назвал "Золотой ключик, или Приключения Буратино", писатель заявил, что читал "Приключения Пиноккио" в детстве, часто пересказывал историю деревянной куклы своим товарищам и выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. В предисловии говорится: "Когда я был маленький,- очень, очень давно, - я читал одну книжку: она называлась "Пиноккио, или Похождения деревянной куклы" деревянная кукла по-итальянски - буратино. Снабдив "Золотой ключик" предисловием, автор сам позаботился об истории сказки. Едва ли не все писавшие о "Золотом ключике" ссылаются на это предисловие. Но на самом деле это не так. Толстой был уже взрослым человеком, когда впервые прочел сказку о мальчике из полена. Просто писатель, работая над пересказом "Пиноккио", вспомнил собственное детство, свои детские забавы и мечты о необыкновенных приключениях, поэтому его Буратино очень похож на самого Алешу Толстого, каким он был в детстве. Конечно, историю о золотом ключике писатель придумал, но вот характер Буратино очень напоминает его собственный. Буратино - мальчишка ужасно непоседливый и любопытный. Он проткнул своим длинным носом холст с нарисованным очагом, который был в каморке папы Карло, и через дырочку разглядел потайную дверку. К ней-то и подошел потом, в конце сказки, золотой ключик! В книге Карло Коллоди "Приключения Пиноккио" в каморке отца героя которого зовут не Карло, а Джепетто на стене тоже был нарисован горящий очаг, но писатель больше ничего о нем не говорил.
Пиноккио. Подлинная история деревянного человечка
Плотник по имени Мастер Антонио нашёл брусок вишнёвого дерева, который он отдаёт своему бедному соседу Джепетто, мечтающему стать мастером-кукольником. Джепетто вырезает из дерева фигурку маленького мальчика и называет его Пиноккио. Пиноккио очень непослушный, и всякий раз, когда он говорит неправду, а это случается часто, у него вырастает нос. Удивительно то, что концепция растущего носа, символизирующего лжеца, стала общепринятой и является символом сама по себе, вне контекста книги. История представляет собой фантастическую сказку, в которой присутствует множество мистических и сказочных персонажей, включая говорящего сверчка который в диснеевской версии истории становится сверчком Джимини , говорящих животных, Арлекина, популярного развлечения в Италии того времени, и фею, которая является духом леса и во многом выступает в роли ангела-хранителя Пиноккио, когда тот попадает в беду. История Пиноккио — одна из наиболее часто адаптируемых сказок всех времён.
Помимо любимой диснеевской классики, она была воплощена в театральных постановках, балетах и даже в классическом английском пантомиме. Адаптации сохраняют разную степень сходства с оригиналом Коллоди — в частности, анимация Уолта Диснея старательно придерживается оригинала, хотя это более красочная и весёлая история, чем мистическая версия, которая впервые появилась в Италии. В 1965 году был выпущен анимационный фильм «Пиноккио в открытом космосе», а в 1996 году также вышла киноверсия с Мартином Ландау в роли Джепетто и Джонатаном Тейлором Томасом в роли Пиноккио. История об озорном кукольном мальчике, рассказывающем небылицы, была несколько необычной для Коллоди, который в то время был более известен в Италии как юморист и сатирик, сосредоточившийся преимущественно на политических наблюдениях и высказывании мнений, сформировавшихся во время службы в тосканской армии во время войны за независимость Италии в 1848 году. Он также был основателем сатирической газеты Il Lampione.
Однако человек может быть разочарован и политически зол только до поры до времени, и через некоторое время Коллоди решил оставить мир политической литературы и заняться детской литературой. Он начал с перевода сказок, уже написанных французскими авторами, на родной итальянский язык, но со временем ему захотелось найти способ выразить собственное мнение в аллегорической форме. Лучше всего ему это удалось сделать через многоуровневого персонажа по имени Пиноккио. После его внезапной смерти во Флоренции в 1890 году в память о Коллоди был создан парк Пиноккио, а также учреждён фонд его имени для развития образования и писательского дела. В 1935 году Алексей Толстой, занимавшийся ранее коррекцией перевода этой сказки на русский язык, выпустил свою адаптацию, во многом заметно отличающуюся по сюжету от сказки Коллоди, которая была издана годом позже в СССР и полюбилась многим поколениям советских детей именно в таком виде.
В 1975 году киностудия «Беларусьфильм» выпустила музыкальный фильм по сюжету Алексея Толстого. Фильм произвёл настоящий фуррор и вошёл в историю как один из лучших советских фильмов для детей. Сюжет Список персонажей Темы Сюжет Приключения Пиноккио начинаются в Италии, где плотник получает деревянное полено, чтобы сделать ножку для стола. Не успел он начать пилить дерево, как оно начало с ним разговаривать, и он, понятное дело, немного забеспокоился. Пытаясь как можно скорее избавиться от потенциальной ответственности, он отдаёт его бедняку по имени Джеппетто.
Джеппетто с радостью берет дерево и тратит много времени на создание деревянной куклы, которую он называет Пиноккио. Пиноккио сразу же проявляет признаки непоседы: как только у него появляются ноги, он начинает брыкаться, а его знания растут при каждом признаке неполадок. Когда Джеппетто с радостью находит время, чтобы научить Пиноккио правильно ходить, кукла выбегает из своего дома на улицу и убегает. Город, который, видимо, сочувствует говорящим куклам, сажает Джеппетто в тюрьму за «жестокое обращение» с куклой. Пиноккио возвращается домой голодным, ведь даже деревяшка нуждается в питании.
В доме Джеппетто он находит говорящего сверчка, который рассказывает ему о том, как плохо он себя вёл.
На адрес газеты стали кипами приходить письма от огорченных читателей. Некоторые умоляли, а другие даже требовали от Коллоди переписать финал и отказаться от мрачного морализаторства. И писатель сдался. Кадр из мультфильма «Пиноккио», 1940 В крайней степени раздражения он принялся переделывать сказку. И, к слову, изменил не только концовку.
Так, трансформации подверглась и Фея с Голубыми волосами. Изначально героиня была вовсе не волшебницей, а неприкаянной душой, а цвет ее прически означал смерть. Недаром в первой редакции она говорит Пиноккио, что не может пустить того в дом, потому что там все умерли. А на резонный вопрос мальчика, что же сама она делает в таком мрачном месте, девочка отвечает: «Я тоже умерла. Жду, когда прибудет гроб, чтобы забрать меня отсюда». К счастью, история с привидениями так и не перекочевала в обновленный текст, а сама сказка стала куда более веселой.
Пиноккио — самая переводимая книга после Библии Несмотря на то, что Карло Коллоди так и не полюбил ни своего персонажа, ни работу над детскими книгами, история деревянной марионетки принесла ему ошеломительную славу. Еще при жизни писателя его произведение было переведено на восемьдесят языков. Внушительные цифры и популярность деревянного человечка у читателей из разных уголков планеты на долгие годы сделали сказку самой переводимой светской книгой в мире. Пиноккио до появления « Маленького принца » уступал только Библии. Так, на английском языке книга выходила более сотни раз, а первый русский перевод, опубликованный в 1908 году, был сделан с 480-го итальянского издания. Кроме того, «Приключения Пиноккио» около четырехсот раз воплощали на экране и театральной сцене.
По первоначальному замыслу «Золотой ключик» должен был стать пересказом, обработкой знаменитой итальянской книги. Но в результате появилась абсолютно новая сказка. Убедитесь в этом сами, прослушав аудиокнигу «Приключения Пиноккио» в исполнении Александра Владимировича Клюквина.
В 1880 году, испытывая некоторые финансовые затруднения Карло Коллоди приступил к работе над своим самым главным произведением, которое впоследствии принесло писателю мировую известность — «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы». В переводе с итальянского «буратино»— деревянная кукла-марионетка. Вот откуда взялся впоследствии наш «русский» Буратино! Коллоди задумал Пиноккио «сосновый орешек» на тосканском наречии как ожившую куклу, которую смастерил из куска полена столяр Джепетто. Деревянный человечек прошёл непростой путь развития от капризной и ленивой марионетки до превращения в настоящего живого мальчика — благородного, трудолюбивого и добросердечного. Первые главы «Пиноккио» были напечатаны 7 июля 1881 года в римской «Газете для детей» и сразу же завоевали невероятную популярность у детской аудитории.
Изначально история деревянного человечка заканчивалась на трагическом моменте, когда Кот и Лиса повесили его на дереве. Однако редакция газеты оказалась завалена письмами недовольных читателей, в которых они просили Коллоди написать продолжение с хорошим концом, что он и сделал. В результате в 1883 году были собраны все главы «Приключений Пиноккио», опубликованные в периодической печати, и изданы отдельной книгой. За последующие 25 лет после первого издания книга о Пиноккио была переиздана 500 раз! Сегодня «Приключения Пиноккио» переведены на множество языков и популярны среди детей и взрослых во всём мире.
Темные тайны Пиноккио
Итальянский писатель и журналист, известный прежде всего своей детской сказкой «Приключения Пиноккио. Российский писатель Алексей Толстой в 1936 году предложил свою версию повести, назвав ее «Золотой ключик, или Приключения Буратино». По письменным свидетельствам, которые удалось разыскать ученым, Писатель был знаком с несчастным Пиноккио Санчесом и хотел написать о нем. Пиноккио Санчес стал прообразом маленького плутишки из «Приключений Пиноккио».
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
140 лет назад была опубликована сказка «Пиноккио» (07.07.2021) | Нашего исследователя заинтересовало столь тесное соседство писателя и человека по имени Пиноккио, и вскоре он заразил любопытством и своих коллег. |
Приключения Пиноккио — Википедия | История персонажа Пиноккио, автор и год написания, цитаты и интересные факты. |
ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ ПИНОККИО | На могильной плите было указано, что он известен под псевдонимом Карло Коллоди и что это автор знаменитой во всем мире сказочной повести «Приключения Пиноккио». |