Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгияр новости. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание – лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе. Лезгины являются автохтонным народом Кавказа, традиционно проживающим на юге Дагестана, в котором являются третьим по численности народом и на севере Азербайджанской Республики, в которой лезгины по численности вторые. Экскурс в Историю восточного Кавказа.
Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины
Да и остановка не входит в планы тех, кто управляет. Лола Мусаева на : лезгины сохранили самобытные обычаи и традиции предков. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями. Почтительное отношение лезгин к огню сохранилось до сегодняшнего дня в виде языческих верований и обычаев.
Лезгины — народ, которым пугают детей
Лезгины утверждают, что за каждым выступлением этого эксперта следует видеть еще и проталкивание интересов пантюркизма. Полагают, что лезгины частично происходят от людей, населявших регион южной Дагестан в эпоху бронзы. ЛЕЗГИНЫ найдено 25 значений слова(самоназвание — лезгияр) народ, компактно живущий преимущественно в юго-восточной части Дагестанской АССР и сопредельных районах Азербайджанской.
Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины
Горная часть состоит из высоких хребтов и речных долин. На некоторых вершинах лежит вечный снег. Склоны гор иногда бывают покрыты кустарником и скудным травяным покровом, часто же бывают лишены всякой растительности, так как потоки дождевых вод сносят со склонов почвенный покров. Особенно пустынно выглядят горы в долине р. Однако сейчас принимаются меры к разведению в этих местах садов и созданию лесонасаждений. Климат в горах более прохладный, чем в предгорье, но и здесь летом нередко бывают засухи.
Реки, протекающие по лезгинской территории самые крупные - Самур и Гюльгерычай , имеют быстрое течение и резко меняют свой уровень в зависимости от количества осадков. Лезгины - исконное население Южного Дагестана. Древнейшие известия о лезгинах мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на Восточном Кавказе народе «леги». Арабские авторы IX-X вв. В политическом отношении лезгинское население до XIX,в.
Оно входило преимущественно в ряд независимых «вольных обществ», представлявших собой небольшие объединения сельских общин. Лезгины Азербайджана входили в Кубинское ханство, а лезгины, проживавшие поблизости от Дербента, подчинялись дербентским ханам. В 1812 г. Курахчая и низовьях р. Самура образовалось Кюринское ханство с центром в сел.
Курах , вошедшее в состав России. Тогда же добровольно приняли русское подданство и верхнесамурские «вольные общества» лезгин Ахты-Пара, Алты-Пара, Докуз-Пара. Перед революцией территория лезгин составляла Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии. Хозяйство Основными занятиями лезгин являются животноводство и земледелие. Значительное место занимает садоводство.
Существуют различия в характере хозяйства между разными районами. Так, жители Курахского, Хивского, Ахтынского и Докузпаринского районов занимаются в основном животноводством, а жители Касумкентского и Магарамкентского - земледелием. В Ахтын- ском, Касумкентском и Магарамкентском районах большую роль в хозяйстве играет садоводство. Во всех лезгинских районах разводят преимущественно мелкий ског, причем везде овцеводство преобладает над разведением коз. Но численность голов того или иного вида скота в разных местах различна.
Немалую роль в колхозном и индивидуальном хозяйстве играют буйволы. В колхозах проводится работа по улучшению породности скота. Скотоводческое хозяйство у лезгин имеет те же черты, что и у других народов Дагестана. Так же, как у других народов, у лезгин организованы содержание скота и ежегодные перегоны его с летних пастбищ на зимние и обратно, так же устраиваются копти на летних пастбищах и кутаны - на зимних, так же организованы уход за скотом, сбор шерсти, доение, те же способы приготовления молочных продуктов. Отметим лишь, что масло, получаемое в личном хозяйстве, лезгинские женщины приготовляют не путем сбивания особым пестом, а путем раскачивания высокого бочко образного сосуда, наполненного сметаной.
Великая Октябрьская социалистическая революция, а затем коллективизация сельского хозяйства внесли большие изменения в лезгинское животноводство. Зимние и летние пастбища теперь закреплены за колхозами - животноводам не приходится, как прежде, каждый год искать свободные от арендаторов пастбища. В животноводство внедряются все более совершенные методы содержания скота, передовая техника сепараторы, электродойка, элёктрострижка и т. Земледелие является основной отраслью хозяйства лезгин предгорных районов. Если; по данным 1958 г.
Касумкентском и Магарамкентском районах площадь под пахотой примерно в 1,5 раза больше, чем под пастбищами и сенокосами. Большая часть посевной площади занята зерновыми культурами. Сеюг кУкУРУзу, пшеницу преимущественно озимую , рожь, ячмень, просо, чину, рис. Большую роль в хозяйстве лезгин играют огородные и бахчевые культуры - картофель, горох, капуста, огурцы, морковь, а в предгорных районах помидоры, арбузы, дыни, тыквы и т. Примечательна капуста, выращиваемая в Ахтынском районе, вес ее кочанов достигает двух пудов.
Из масличных и технических культур выращивают подсолнечник, кенаф, лен-долгунец, коноплю, табак. С каждым годом расширяются посевы кормовых культур. Значительная часть полей имеет искусственное орошение.
Из украшений были распространены мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. На ногах мужчины и женщины носили башмаки и шерстяные носки с цветным орнаментом.
Специальной ритуальной одежды лезгины не имели. Детская одежда по покрою не отличалась от одежды взрослых: она была ее уменьшенной копией. Традиционный лезгинский костюм сегодня вышел из употребления. Современная одежда у подавляющего большинства мало отличается от общепринятого европейского стандарта. Но в одежде представителей старшего поколения особенно в горной части сохранились некоторые элементы национального костюма папаха, овчинная шуба, платки, шерстяные узорчатые носки.
Сохранились и традиционные украшения. Пища лезгин отличалась в прошлом и отличается сегодня большим разнообразием блюд. Основа традиционной пищи — растительная зерно, бобы и мясомолочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах — хъаре, тондыре, садже. Лезгинский тонкий хлеб пользуется в городах Дагестана популярностью.
Кроме хлеба, наибольшей популярностью пользовались и пользуются сегодня различные пироги афарар с начинкой из съедобных трав, мяса, творога. Популярны хинкал, суп с мясом шурпа , голубцы, шашлык. Излюбленными блюдами являлись откидной плов с мясом или кишмишем, дюшбере мясные пельмени с бульоном , пельмени, каши из пшеничной крупы с курятиной. Мясо использовали как в свежем, так и сушеном виде, значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тIач — слабокислый напиток, приготовленный из проросших зерен пшеницы.
Ритуальной едой служили гитI сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки , исида халва из пшеничной муки , хашил мучная каша. Современная кухня лезгин сохранила почти все традиционные блюда. В то же время она обогатилась блюдами русских, украинцев, азербайджанцев, грузин, армян и других народов Дагестана, России. Процесс взаимовлияния культур происходит не только в культуре питания, но и в целом в материальной культуре. Семейный и общественный быт В XIX в.
Но полунатуральное земледельческо-скотоводческое хозяйство, сочетающееся с домашними промыслами, требовавшее усилий большого числа рабочих рук, способствовало частичному сохранению до начала XX в. Большие неразделенные семьи в свою очередь входили в более широкие семейно-родственные группы — тухумы, которые объединяли всех родственников, происходящих от одного предка. Тухумные связи в жизни лезгин и сегодня играют значительную роль. Обязанности членов тухума по отношению друг к другу заключаются в нравственной и моральной поддержке, в помощи обедневшим или попавшим в беду членам тухума. Семья складывалась на основе брака.
Традиционные формы заключения брака были разнообразны брак по сватовству — самая распространенная форма; обменные браки; левиратный и сороратный браки; брак похищением увод без согласия девушки ; уход с обоюдного согласия; колыбельное обручение и т. Следует отметить, что при выборе брачного партнера лезгины в пределах селения не придерживались строгой эндогамии, т. Редко учитывался и социальный статус вступающих в брак. Это скорее было связано с тем, что лезгины в подавляющем большинстве были социально однородны. Не допускались браки с представителями иной конфессии.
Калыма в его классической форме у лезгин не существовало, но за невесту давали определенную плату, известную под названием иоль-пули дорожные деньги. У лезгин Самурского округа эта плата как и у всех мусульман называлась кебин гьакъ и выражалась в закреплении за женщиной части имущества, а также кебинных денег. Сегодня из всей системы семейных обрядов лезгин больше всего подверглись изменениям свадебные обычаи и обряды. Крайне редки такие формы заключения брака, как левират, сорорат, колыбельный сговор, умыкание и т. В остальном в сельской местности современные свадебные обряды в целом сохраняют традиционность.
Общинное управление и сельское судопроизводство у лезгин, как и у других народов Дагестана, были основаны на адате и шариате. Адатом решались уголовные и гражданские вопросы имущественные, преступления, связанные с воровством и др. По шариату решались главным образом все вопросы, касающиеся религии, семьи и брака, завещаний, наследования. Существовал еще третейский суд, к которому прибегали очень часто. По общесельским вопросам созывался общий сход мужчин.
В общественном быту большую роль играли различные календарные и религиозные праздники: Яран сувар Навруз-байрам , праздник цветов Цуьквер сувар, праздник черешни ПIинирин сувар, религиозные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам и др. Однако в верованиях народа до наших дней можно проследить реликты ранних форм верований. На довольно высоком уровне находилась народная медицина, которая была представлена двумя направлениями: бытовой, когда каждая семья владела элементарными познаниями в лечении членов семьи народными средствами, и «профессиональной», представленной джаррахами — лекарями. В своей лечебной практике джаррахи применяли разные методы: хирургию, терапию, психотерапию. Широко были известны имена народных лекарей Мирзы Али из с.
Ахты, Шахбаза из с. Испик, Табиба Магомы из с. Немаловажную роль играла гидротерапия. Широкой известностью пользовались лечебные свойства ахтынских серных источников, каракюринского озера для лечения суставных заболеваний и т. К концу XIX в.
В настоящее время почти во всех населенных пунктах лезгин имеются медицинские учреждения. По некоторым данным, лезгины пользовались письменностью со времен Кавказской Албании. В результате экспансии Сасанидского Ирана в Южном Дагестане появляется так называемая пехлевийская письменность. С проникновением в Дагестан ислама на территории лезгин, как и во всем Дагестане, широко распространяется арабская письменность. В дальнейшем на основе арабской графики, путем приспособления с помощью системы дополнительных знаков к фонетическим особенностям местных языков у лезгин, как и у других народов Дагестана, создается так называемая аджамская письменность.
Народное образование лезгин вплоть до конца XIX в. Центрами религиозного образования являлись «миски» мечети , которые имелись почти в каждом селении, а в центрах союзов обществ их могло быть несколько. Только в с. Ахты насчитывалось 16 мечетей. С включением Дагестана в состав России начинается новый этап в истории просвещения лезгин.
Он характеризуется появлением светских учебных заведений. К 1 января 1892 г. Значительное развитие народное просвещение получает в годы Советской власти. В 1920-е годы в лезгинских районах открываются новые светские школы. В каждом селении были организованы пункты ликбеза, которые охватывали все взрослое население.
С 1930 г. Особое место в жизни лезгин занимал фольклор, который отличался богатством и разнообразием. Лезгинский фольклор в прошлом представлял собой своеобразную устную летопись, в которой народ воспроизводил свою историю, надежды и думы. Показателен в этом плане героический эпос, представленный в образах легендарных героев. Интересен, например, образ Шарвили — богатыря, защитника отечества, выразителя народного духа.
К эпическому жанру близки произведения «Къванцин гада» «Каменный юноша» , «Бахтавар» «Счастливый» , «Ашукьдин къуват» «Сила ашуга» и др. В устном народном творчестве лезгин представлены сказки, пословицы, поговорки и т. Они создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор.
Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят.
Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений. Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам.
Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство. Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?
Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня эта народность в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля.
Они считают, что она держится на рогах Яру Яц Красного быка , он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд в переводе "Большая вода". Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин.
Говорят на лезгинском языке, который относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков. История лезгин тесно связана с другими дагестанскими народами не только в силу своей географической близости, но и потому, что до начала 20 века можно встретить название "лезгины" применительно ко всему горскому населению Дагестана. Большинство исследователей считают, что лезгины входили в состав Кавказской Албании, древнего государства 2-1 веков до н. Это был союз, предположительно, 26 племен, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи.
В Азербайджане угнетают лезгин
Распространен на юге Республики Дагестан и в северных районах Азербайджана. Старик-лезгин Основная статья: Кавказская Албания Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры конец 4 тысячелетия до н. Непосредственными предками лезгин и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию , государство на территории Восточного Кавказа. Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные на территории Дагестана, относятся к ашельской эпохе древние племена легов, гелов, удинов и др. В конце 1 тыс.
Ехали, и слава Аллаху, не видели ничего, кроме хорошего. Однако я все-таки подумал, ведь за впечатления в цивилизованном мире платят, причем твердой валютой. Но в Лезгистане о доходе от туризма, похоже, не слышали, иначе наверняка пару-тройку седел сделали бы. На всякий случай. Думаете, к аулу мы подъехали незамеченными? Куда там, все уже наперед знали. Оказывается, здесь и мышь не прошмыгнет незамеченной. От зорких пастухов не скрыться. Пастухи перекликаются, издавая очень высокие звуки, которые незнакомец может и не услышать. Около аула склон почти пологий «почти», разумеется, с очень-очень большой поправкой , он весь под огородами. В Судуре сады растут плохо, все-таки горы кругом, где и снег, и морозы порой не уступают сибирским. Огороды скрывались за каменными грядами. Не от скотины эти «заборы» и уж, конечно, не от людей. Крестьяне весной очищают наделы, но к следующей весне из земли «вырастают» новые камни. Их и выбрасывают с полей, возвышая и без того высокие гряды... Когда мы въезжали, запомнились две женщины, они стирали шерсть под деревом. Белый сугроб сушился перед ними. Куры, индейки расхаживали рядом. Значит, еще теплится жизнь в Судуре, еще не все бросили дома предков. Кое-как живут. Поездку по Азербайджану мне прервали выборы, очередные выборы Советской власти. Проходили они здесь в 1990 году, как известно, при режиме военного положения, и приказам подчинялись все, даже неизбиратели. Словом, не по своей воле я оказался в соседнем Дагестане. Там живет народ, который тоже называется лезги. И дело, конечно, не в том, что едва ли не все говорят по-русски почти без акцента. Там дух иной! Горами не пахнет, пахнет российским селом... Неужели же равнина так изменяет людей? Не хочу много рассказывать о дагестанских лезгинах: лишь две-три светлые минуты за всю поездку. Простите, дорогие земляки, но было именно так. И одну из этих светлых минут подарил Руслан Керимханов из селения Гилияр. Если бы не он и не его замечательные друзья, честное слово, подумал бы, что в Дагестане уже перевелись лезги. Этот парень собрал в брошенных домах старинную посуду и хранит ее на чердаке. Говорит, для музея! Честное слово, какой-то несовременный лезги живет в Гилияре. Зачем-то учится рисовать. Зачем-то записывает народные предания и обычаи. Хочет восстановить мечеть. Говорит о возрождении народных промыслов. От Руслана я узнал, что Гилияр основали пришельцы из Саудовской Аравии. То ли в IX, то ли в X веке переселилось оттуда сто семей. Какого именно? Зато известно, что в Гилияре всегда была мечеть. С покатой крышей. С минаретом. Правда, ныне она разрушена и, видимо, безвозвратно. Наши современники рядом с древней мечетью, прямо через кладбище, проложили дорогу... Словом, после оползня угол мечети отвалился. На чердаке мечети мы с Русланом видели разодранные священные страницы из арабских книг. Какого они века?.. Были мы и на руинах кладбища. На старинных памятниках я видел вырезанные фигурки лошадей или просто затейливый орнамент. Наверное, так здешние лезги различали мужские и женские могилы. А на современные же памятники приделывают фотографию, выбивают текст по-русски. Могилы теперь обносят заборами. Мода такая... Конечно, открытий и в Дагестане у меня было много. Это и школа в Гилияре, в которой есть компьютерный класс. Это и народный театр, открытый в 1924 году, о нем я, правда, только слышал. Ему скажу: «Гсан рех, Аллахди бахтлу авурай». Иногда помогает сломанный заварной чайник... Каждый хозяин знает сам, чего ему опасаться, от чего предостерегаться. Рецепты проверенные, пришли из глубины веков, ведь прежде, до V столетия, здесь была столица княжества Чога, городище умещалось в крепости Торпах-кала Глиняная крепость. На остатки крепости и захотелось посмотреть, вот почему моя дорога завернула сюда. Однако в селении никто не знал о реликвии. Даже не слышали о такой! Об этой лезгинской ровеснице Трои. Опять же спасибо случаю и терпению, они свели с веселыми солдатами, которые знают о крепости все. Коротко говоря, в лесу сохранилась Торпах-кала. Но к ней просто так не подступиться. Что-то, видимо, там берегут для наших новых мирных инициатив. Это они, солдаты, нашли в земле Торпах-кала битую и целую посуду, изделия из меди: кольца, украшения. Несколько раз находили золото. Это они, солдаты, знают, где, в каких местах, под землей пустоты. Это они говорят, что около свалки есть плита, загораживающая подземный ход. Ребята не раз пытались подцепить плиту бульдозером, «не поддалась, гадина, так и бросили». Интересуются, выходит, наши современники крепостью... Остальные свои встречи в Дагестане я стараюсь забыть: тяжелый сон. Несчастная страна. Там трудно с хлебом, с бензином и со всем другим. Не знаю, забуду ли встречи с потерянными аксакалами, хочу забыть их пустые глаза. Невероятно, но факт: никто из них не смог вспомнить ни одну лезгинскую пословицу, ни одну традицию или праздник. Не помнят ни отцов, ни дедов... Как говорит в таких случаях горская пословица: «Шакал доволен только своим запахом». С опущенными глазами, чтобы не смотреть, я пытался было сказать аксакалам о великих лезги начала века, о которых они, похоже, даже не слышали. Например, о Бейбалабеке Султанове, крупнейшем враче, вернее, естествоиспытателе, преподававшем в Сорбонне. Или об Али Гасанове, который поражал собеседников «эрудицией и силой мысли, разбиравшийся во всех тонкостях философии Спинозы и Лейбница, Канта, Гегеля и других» так писали о нем современники , причем излагал он свои мысли и на турецком, и на фарси, и на арабском, не считая, конечно, европейских языков. Пустые мои хлопоты! И я вдруг с ужасом понял, что целые поколения у нас всю свою жизнь только крушили, чтоб «до основанья, а затем... У них своя какая-то история, свой отсчет времени. И ничего, кроме этой своей истории, они не хотят знать. Их устраивают легенды о прежней отсталости и дикости лезги, эти легенды они же придумали. Сколько их, великих умов Лезгистана, вычеркнуто из истории!.. Великанов низвергли, а на постамент подняли карликов. Руку пожму лишь Сулейману Хан-магомедову, настоящему аксакалу из Гилияра, которого не приглашают в президиум на торжественных собраниях, но который хорошо рассказал мне о празднике яран сувар. Даже глаза заблестели у аксакала. Тогда, в его детстве, всю ночь горели факелы и костры на крышах домов, люди до утра веселились, ходили в гости, а мальчишки опускали в дымоходы сумки на веревках, куда положено было класть подарки: орехи, яблоки, всякую мелочь. Все-таки Новый год, который на Кавказе начинался прежде весной, обычно в конце марта. В новогоднюю ночь за ужином в семье пускали по кругу «большую денежку». На счастье! А утром красили вареные яйца и катали их по траве... После праздника начинались полевые работы и кочевка в горы.
По традиции, лезгины были сделаны из кожи животных, отличались эластичностью и прочностью. Сегодня они изготавливаются из различных тканей, часто украшены вышивкой и нарядными элементами. Лезгины могут быть нескольких типов: узкие или широкие, с завышенной талией или низкой, длинные или короткие. На Кавказе лезгины украшаются орнаментами и вышивкой, которые отражают культуру и традиции лезгинского народа. Лезгины могут быть украшены как простым орнаментом, так и красочными сюжетами из древней лезгинской истории и мифов. Некоторые детали, такие как бахилы, которые прикрепляются к низу штанин, носят магическое значение для лезгинского народа. Кроме лезгин, лезгинский народ также славится своим неповторимым украшениям, такими как серебряные браслеты, кольца и украшения из бусин. Эти украшения отражают национальную культуру лезгинского народа и используются как элемент придания индивидуальности традиционной национальной одежде. Кто такие лезгины и каково их население? Лезгины - народ, обитающий в России, Азербайджане и Грузии. По различным оценкам, число лезгинов составляет от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Где живут лезгины? Основные территории лезгинов находятся в Дагестане и Азербайджане. Меньшие сообщества расположены в Грузии, Турции и Израиле. На каком языке говорят лезгины? Лезгины говорят на лезгинском языке, который является членом дагестанской группы нахско-дагестанских языков и имеет свои диалекты. Какие религии исповедуют лезгины? Большинство лезгинов исповедует суннитский ислам, но также есть представители и других религий, включая православие, протестантизм и иудаизм. Как сложилось историческое формирование лезгинов?
Идеологом сопротивления был шейх Мухаммад Ярагский, учитель имама Шамиля. А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Часть земель, где проживали лезгины, осталась в России, а другая часть — в Азербайджане. Граница между Россией и Азербайджаном частично проходит по реке Самур. Штурм Ахты. Бабаев П. Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Лезгины участвовали в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов против фашистской Германии. Многие из них полегли на полях сражений. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять наш народ.
Численность и ареал расселения лезгинского народа
- Народ, который чтит традиции
- Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин
- Будущее лезгинского народа в Российской Федерации (Шери Пашаева) / Проза.ру
- История лезгин. Лезгины. История, культура, традиции
- Смотрите так же
- Лезгины — Википедия Переиздание // WIKI 2
Кто и зачем манипулирует настроениями лезгин?
Один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Главная» Новости» Последние новости лезгин. Так хотелось бы народу знать, кто вы, господин Аквердиев, лезгин по национальности или коммунист? Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Главная» Новости» Последние новости лезгин.
История народов России: лезгины
и трёхъязычными; среди них распространены русский и азербайджанский языки (как второй язык)[16][17][18]. В наше время лезгины — достаточно высококонсолидированный народ с богатой культурой, уходящей корнями в глубокую древность, и высокой культурой межнационального общения, уважением к культуре и традициям других народов, с единым языком, хотя в быту лезгины. Новости ЛезгиЯр,Лезгины, история лезгин, кавказские песни, скачать лезгинские песни, дагестанские песни, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке. Лезгины считают более радостным событием рождение сына, имя которому, как правило, дает кто-либо из старших родственников.
Традиции и обычаи лезгинов
Артемова, С. Арутюнов, А. Кожановский, В. Макаревич зам.
Лезгины сами себя называют лезги. До Великой Октябрьской социалистической революции лезгинами нередко неправильно именовалось все горское население Дагестана. Численность лезгин по переписи 1959 г. Язык лезгин относится к лезгинской группе дагестанской ветви кавказских языков. В эту группу входят также табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, хиналугский, крызский, будугский и удин- ский языки. К собственно лезгинам очень близки агулы, в большинстве владеющие лезгинским языком. На лезгинском языке свободно говорят также южные табасаранцы и часть рутульцев. Проживающие в Дагестанской АССР лезгины и агулы пользуются лезгинской письменностью, лезгинское население Азербайджана - азербайджанской письменностью. Кроме родного языка , подавляющая масса дагестанских лезгин знает русский и азербайджанский языки. Лезгинский язык делится на три диалекта - кюринский, ахтынский оба в Дагестане и кубинский в Азербайджане. Каждый из диалектов в свою очередь состоит из нескольких близких говоров. В основе литературного языка лежит кюринский диалект. Территория, занимаемая лезгинами, делится на предгорную и горную. Предгорная часть состоит из равнин и невысоких возвышенностей, покрытых перемежающимися кустарниками и древесными зарослями. Климат в предгорьях сухой, с жарким летом и умеренной зимой. Горная часть состоит из высоких хребтов и речных долин. На некоторых вершинах лежит вечный снег. Склоны гор иногда бывают покрыты кустарником и скудным травяным покровом, часто же бывают лишены всякой растительности, так как потоки дождевых вод сносят со склонов почвенный покров. Особенно пустынно выглядят горы в долине р. Однако сейчас принимаются меры к разведению в этих местах садов и созданию лесонасаждений. Климат в горах более прохладный, чем в предгорье, но и здесь летом нередко бывают засухи. Реки, протекающие по лезгинской территории самые крупные - Самур и Гюльгерычай , имеют быстрое течение и резко меняют свой уровень в зависимости от количества осадков. Лезгины - исконное население Южного Дагестана. Древнейшие известия о лезгинах мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на Восточном Кавказе народе «леги». Арабские авторы IX-X вв. В политическом отношении лезгинское население до XIX,в. Оно входило преимущественно в ряд независимых «вольных обществ», представлявших собой небольшие объединения сельских общин. Лезгины Азербайджана входили в Кубинское ханство, а лезгины, проживавшие поблизости от Дербента, подчинялись дербентским ханам. В 1812 г. Курахчая и низовьях р. Самура образовалось Кюринское ханство с центром в сел. Курах , вошедшее в состав России. Тогда же добровольно приняли русское подданство и верхнесамурские «вольные общества» лезгин Ахты-Пара, Алты-Пара, Докуз-Пара. Перед революцией территория лезгин составляла Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии. Хозяйство Основными занятиями лезгин являются животноводство и земледелие. Значительное место занимает садоводство. Существуют различия в характере хозяйства между разными районами. Так, жители Курахского, Хивского, Ахтынского и Докузпаринского районов занимаются в основном животноводством, а жители Касумкентского и Магарамкентского - земледелием. В Ахтын- ском, Касумкентском и Магарамкентском районах большую роль в хозяйстве играет садоводство. Во всех лезгинских районах разводят преимущественно мелкий ског, причем везде овцеводство преобладает над разведением коз. Но численность голов того или иного вида скота в разных местах различна. Немалую роль в колхозном и индивидуальном хозяйстве играют буйволы. В колхозах проводится работа по улучшению породности скота. Скотоводческое хозяйство у лезгин имеет те же черты, что и у других народов Дагестана.
Очень работящие вороватые. Но из-за того, что так любят деньги, готовы «мать чужую продать». Так же известен «Танец пьяного даргинца». Она на него внимательно смотрит. Спрашивает: - Даргинец? Д: красивые. Н: любят показуху. Р: очень красивые девушки. Я начал верить в теорию наций после того, как несколько девушек подряд в 95-м, которые мне понравились настолько, что я с ними познакомился, оказались кумычками. Хотя большинство в нашем городе даргинцы, лезгинов хватает, лакцы и аварцы тоже присутствуют. Мужчины лучше всех танцуют лезгинку профессиональных танцоров не считаю. Но очень много понтов. При мне ещё в 90-м один кумык последние деньги пытался отдать, чтобы случайному знакомому пыль в глаза пустить. Даргинец так бы никогда не поступил. Любят золото не потому что оно дорогое, а потому что блестит. У них мужики достаточно часто носят золотые перстни.
Вроде бы они так живут и там так принято, но некоторые вещи у меня никак не укладываются в голове. Да, большинство особенностей из моего списка относится ко многим восточным народам, и для кого-то они могут показаться примером для подражания, но на мой взгляд, всё как-то очень нечестно и немного неправильно. При этом есть вещи, которым многим стоит поучиться у тех же узбеков и таджиков, — это любовь к детям, уважение к старшим, отзывчивость и потрясающее гостеприимство... Углубишься в игровой лор — и потеряешь интерес аудитории, которая никогда не держала в руке джойстик. Пойдешь на поводу у сторонней публики и заново переизобретешь сюжет — моментально потеряешь самого лояльного зрителя, который только ради названия готов купить билет в кино. Сериалу "Фоллаут", кажется, удалось нащупать золотую середину — авторы многосерийных приключений в постапокалиптическом мире взяли за основу... Материалы опубликованы в журнале Nature. История без письменности О самом факте существования аваров ученые знают по документам других народов и археологическим находкам.
Значение слова «лезгины»
НОВОСТИ ~. 17 апреля 1860 года от исторического Дагестана был отсоединен Кубинский уезд. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а в будущем и государствами. Лезгины. Лезгины (лезг. лезгияр, лекьер, ед. ч. лезги, лекь[17]) — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Часто под лезгинами понимают и соседние близкородственные малочисленные народы Южного Дагестана — рутульцев, цахуров, агулов и других.
Численность
- Метафорическое значение лезгинки
- На каком языке говорят лезгины?
- Лезгины - Традиция
- Обычаи и традиции лезгинского народа - единство поколений