Власти Украины считают гетмана Ивана Мазепу, изменившего Петру Первому, "настоящим символом украинского сопротивления России, флагом нашего движения к независимости".
Петр I: Мазепа (1639-1709)
В ходе Северной войны Петр I столкнулся не только со шведской армией, но и с изменой бывшего друга – гетмана Украины Ивана Мазепы. Выйдя из Первой мировой войны главным ее бенефициаром, во втором десятилетии XX века Соединённые Штаты Америки пережили невиданный экономический бум. Петр восхищался в Мазепе качествами, которые все еще были столь редки среди его соотечественников.
Связанные одной цепью
- Как гетман Мазепа царя Петра предал
- ПОТОМСТВЕННЫЙ ИЗМЕННИК
- История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен - МК
- Изменник Мазепа и битва Полтавская 1708-1710 годы. История России в рассказах для детей (том 1)
- Связанные одной цепью
- Пётр I и Мазепа | Геннадий Муриков | Жизнь как есть | Топос - литературно-философский журнал
Пётр 1 и Мазепа
По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко [14]. Схватившие Мазепу запорожские казаки хотели его казнить за участие в конвоировании их товарищей в неволю, но затем переправили его левобережному гетману Самойловичу. Тот поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула [12]. Портрет И. Мазепы из замка князей Сангушко в с. Подгорцы , Галиция В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области.
Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [12]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [12]. Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н. Костомаров упоминает «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее.
В «Истории России» С. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу князя В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине.
Кадр из фильма "Молитва о гетмане Мазепе" 2002г. Ропот в Украине Но почему всё-таки и в какой момент Мазепа решил изменить русскому Царю? Несомненно, это было связано с обстоятельствами неудачно поначалу шедшей для Петра I Северной войны.
Вообще, реформы Петра Великого тяжко отражались на народе всего Российского государства, и много было недовольных его крутым правлением. У украинцев большие нарекания вызывал рост повинностей, падавших на казаков, а больше всего — то, что казаков стали принуждать, например, к строительным работам, что воспринималось ими как поношение своей «лыцарской чести». Но в Малороссии традиционно, с момента присоединения к России, роптали на тяжесть московских порядков. Мазепа не переставал жаловаться на произвол московских воевод с самого начала вступления в должность, когда ещё и не готовил измену, да и такой характер диалога между царскими и гетманскими властями был привычен для обоих. Традиционное двурушничество Однако не нужно забывать, что поведение украинской казацкой старшины вообще отличалось непостоянством. Из-за этого, например, в середине 17 века Россия смогла удержать за собой только половину Украины, а другая половина осталась в составе Польши. Казацкие гетманы, как бы лично они не относились к России, всегда оглядывались на настроения своего народа, точнее сказать — социально близкой им среды, казацкого «шляхетства» или «лыцарства».
Зато в третьей главе он занимал главное место и отодвигает на задний план Мазепу и других действующих лиц. Романтическая сторона уступает место исторической. Для большей выразительности образа императора Пушкин очень искусно выбрал момент для его обрисовки; он выводит Петра из шатра в момент Полтавского боя, когда все долголетние труды и преобразования императора получают практическую проверку. В этот момент фигура Петра при обретает особенное величие; он весь про никнут со знанием важности и величия минуты. Настроение императора передаётся и его коню; он чувствует всю важность минуты, сливается в одно целое со всадником. В таком виде Петр производит неотразимое впечатление на войска. Он был «могущ и радостен, как бой». Таким образом, Пётр является гениальным монархом, осуществляющим свои реформы и делающим им проверку.
В поэме он рисуется как хороший полководец, умеющий воодушевлять войска своим личным примером.
Николай Костомаров писал: «Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь. Он лгал перед всеми, всех обманывал — и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности». Впрочем, в этом отношении Мазепа был не оригинален — он выступал наследником и продолжателем политики гетманов эпохи «Руины», лавировавших между Россией, Польшей, Османской Турцией и Крымом… Иван Степанович Мазепа, происходивший из православной шляхетской семьи с Белоцерковщины, воспитывался в тогдашней Речи Посполитой, при дворе польского короля Яна Казимира, «королевским покоевым» камер-юнкером которого он был.
По согласному мнению биографов, Мазепа всю жизнь оставался человеком не украинской, а скорее польской культуры и польского уклада. Известия о его юности, которые трудно проверить методами исторической науки, представляют молодого авантюриста и искателя приключений. Здесь есть и вызванные задиристостью ссоры с товарищами, и роман с замужней женщиной с последующей расправой со стороны ревнивого мужа, и бессистемное образование учился где-то в Европе, затем в Киево-Могилянской академии, затем опять «где-то» философии. Он покидает королевскую службу в 1663 году по мнению многих историков, с тайной миссией содействовать возвращению всей Украины под власть Польши , служит у правобережного гетмана Петра Дорошенко.
В 1674 году гетман посылает Мазепу на раду в Переяслав с грамотой о принятии подданства царю Московскому, и в том же году направляет его в Крым и Турцию — просить помощи и покровительства у извечного врага православных. Характерная деталь: «в подарок» султану Мазепа должен был доставить пятнадцать невольников-христиан. Этой дипломатической поездке не дано было осуществиться: Мазепа был захвачен в плен запорожцами — сторонниками московского правительства. Его отправляют в Москву, где он завоёвывает доверие бояр.
Затем удачливый авантюрист много лет служит у левобережного гетмана Ивана Самойловича и, между прочим, в 1685 году участвует в выборах нового киевского митрополита, при котором украинская церковь была подчинена московскому патриарху. В 1687 году он предал старого гетмана, участвовал в его низложении. Звёздный час Мазепы — рада на реке Коломак 25 июля 1687 года, на которой он получил гетманские клейноты. Новоизбранный гетман принёс присягу царям Иоанну и Петру...
После смещения царевны Софьи Алексеевны Мазепа сумел обаять молодого Петра и его окружение. В ходе первого Азовского похода в 1695 году Мазепа возглавлял казацкое войско, взявшее вместе с русской армией турецкие крепости на Днепре — Казыкермен, Тавань и другие. В период Великой Северной войны, в 1704 году, возглавил поход запорожского войска на Правобережье Украины для усиления власти польского короля Августа II и усмирения казацкого восстания; в следующем году участвовал в походе в Польшу в частности взял крепость Замостье , в кампании 1706 года воевал на территории Белоруссии. При этом Мазепа не упускал случая заявить о своей лояльности.
Вот образец стиля его посланий царю Петру: «... Московское правительство не сомневалось в лояльности Мазепы, игнорируя все поступавшие сигналы о его неблагонадёжности.
Почему Мазепа изменил Петру I
Мазепа явно был искренен, когда говорил своим приближённым, что примет сторону Карла XII, только если увидит неспособность Петра оборонить не только Украину, но и саму Москву. Ок, признаю Мазепу после того, как они признают Петра Первого своим императором. В Северной войне Мазепа выступал на стороне Петра I, но после ряда поражений русской армии он уверовал в непобедимость Карла XII. А ровно через год — 26 июля 1709 года Пётр I после победы под Полтавой триумфально въехал в Киев, где пробыл месяц для наведения порядка после измены Мазепы.
Петр I: Мазепа (1639-1709) | Курс Владимира Мединского | Петровские времена
В России до сих пор говорят: «бит, как швед под Полтавой». Ни одно другое сражение такого внимания не удостоилось. В 1700 году на шведском престоле оказался 18-летний Карл XII. До поры до времени он ничем не проявлял задатков выдающегося военачальника, больше напоминая легкомысленного хулигана. Пушкин называл его «воинственным бродягой»: Он слеп, упрям, нетерпелив, Бог весть какому счастью верит; Он силы новые врага Успехом прошлым только мерит — Сломить ему свои рога. Россия, Саксония и Дания, изрядно пострадавшие от «шведского хулигана», составили союз, начавший Северную войну. Конечно, у каждого из союзников были свои интересы. Дания пыталась усмирить протестантов, которых поддерживал Карл.
Саксонский курфюрст Август Сильный был одновременно и королем Польским и намеревался вернуть себе Прибалтику, занятую шведами, а Петр I — утраченные в годы смуты Новгородские земли. Однако Швецию поддержали Голландия и Англия. Сам Карл в какой-то момент бросил валять дурака, прекратил пьянство, мобилизовал армию и отправился воевать.
Карл XII решил положиться на свой излюбленный прием — внезапность нападения. Ночью 7 июля Карл отдал приказ наступать на русские позиции. Однако застать врасплох русских ему не удалось. С наших редутов по подошедшим шведам ударил ураганный огонь из ружей и пушек. Шведы понесли большие потери и смогли лишь ненадолго захватить два недостроенных редута. Пробившихся к лагерю захватчиков ожидали русские пешие и конные полки.
К утру шведам удалось частично взять еще несколько укреплений, но на этом их наступательный порыв иссяк. Инициатива полностью перешла на русскую сторону. En Денис Мартен. Их войско беспорядочно бежало. Как сообщала «Гистория свейской войны», «швецкое войско ни единожды потом не остановилось, но без остоновки от наших шпагами и багинетами колоты, и даже до обретающегося лесу… гнаны». Шведы были наголову разбиты. Большая их часть попала в плен. Карлу XII и Мазепе удалось бежать на территорию Османской империи в крепость Бендеры, где спустя несколько месяцев гетман умер. Разгром под Полтавой мощного шведского войска изумил европейские державы, со времен Смуты считавшие Россию слабым государством, и заставил их вновь считаться с нашей страной.
После истории с Мазепой были предприняты меры по недопущению дальнейших предательств. Петр учредил Малороссийскую коллегию, взявшую на себя часть управления делами Малороссии. В среде казацкой старшины, желавшей управлять простыми казаками по-старому, подспудно зрело недовольство. И не случайно выходцем именно из этой среды, как считают историки, в первой половине XIX века был написан псевдоисторический документ под названием «История Русов». В «Истории Русов» Мазепа возводился в ранг народного героя и борца за обретение независимого украинского государства. Вышеупомянутый момент, когда Мазепа, приблизившись к шведскому лагерю, открыл свои истинные планы удивленным казакам, авторы «Истории Русов» превратили в громкую политическую прокламацию «к войску и народу Малороссийскому» на тему независимости и нейтралитета Украины: «Мы стоимъ теперь, Братiя, при двухъ пропастяхъ, готовыхъ насъ пожрать, ежели не изберемъ пути для себя надежнаго ихъ обойти. Понятие «мазепинцы» для характеристики сторонников гетмана-предателя среди старшины было введено в оборот в 1884 году вышеупомянутым историком Костомаровым в его работе «Руина, Мазепа, мазепинцы». Политический же окрас термин «мазепинцы» приобрел в последнем десятилетии XIX века в Галиции. Изначально галицкие русофилы употребляли его в отношении русинских политиков и общественных деятелей, чрезмерно лояльных к польской администрации Галиции.
Но вскоре «мазепинцами» начали называть всех апологетов украинства — от умеренных «автономистов» до радикалов-«самостийников». В Российской империи термин «мазепинцы» распространился в 1908—1911 годах благодаря Киевскому клубу русских националистов ККРН и его председателю А. В резолюции клуба от 24 ноября 1911 года мазепинство называлось главной угрозой целостности страны. В своих докладах ККРН разделял политически активных малороссов на сторонников единства Малороссии и России, называвшихся «богдановцами» по имени Богдана Хмельницкого, и сепаратистов-«мазепинцев». Актуальным политическим содержанием понятие «мазепинство» наполнилось в период окончательного решения «русского вопроса» в Галиции, где в 1914—1917 годах австро-венгерские власти проводили геноцид русского населения. Первые концлагеря в Европе «Талергоф» и «Терезин» были построены именно в Австро-Венгрии для уничтожения русских. В 20-е годы бывшие узники этих концлагерей издали «Талергофский альманах», описывавший зверства австрийских и местных польских властей, осуществлявшиеся при непосредственной помощи сограждан-мазепинцев: «Роль этих народных предателей, т. Детеныши национального изменника русского народа из-под Полтавы, вскормленные под крылышком Австрии и Германии, при заботливом содействии польской администрации края, в момент войны Австрии с Россией… сыграли мерзкую и подлую роль… в отношении бесконечных жертв австро-мадьярского террора и насилия над карпато-русским населением». Стоит отметить, что в слово «украинец» тогда вкладывали политический, а не этнический смысл.
Подобно «богдановцам» и «мазепинцам» Малороссии русины Галиции делились на русофилов и «украинцев». Местная польская и мазепинская печать с восторгом и злорадством сообщала всё новые известия об арестах и казнях, в особенности крестьян. Мазепинские газеты… печатали целые фельетоны о том, как вешали и расстреливали русских в провинции… и во Львове», — приводил «Талергофский альманах» свидетельство очевидца. Не правда ли, описываемая картина созвучна со злорадством современных украинствующих по поводу «горелой ваты» так на украинских интернет-форумах называли людей, сожженных националистами в Доме Профсоюзов Одессы и «оторванных лапок самки колорада» так на тех же форумах говорили о женщине с оторванными ногами в бомбардируемом киевскими снарядами Луганске? И такой донос, что тот или другой является человеком русских убеждений, довлел, чтобы его, как изменника или шпиона, сейчас же арестовали, а то и казнили даже», — свидетельствовал «Талергофский альманах». Что, согласимся, опять-таки невероятно созвучно с распространенными ныне на Украине призывами сдавать в СБУ «бытовых сепаратистов». Весьма внятно характеризует мазепинство того времени песня, бывшая популярной среди украинских сечевых стрельцов, служивших в галицийском австро-венгерском войске: Украинцы пьют-гуляют,А кацапы умирают. Украинцы пьют на гофе [нем. Где стоит столб телефона,Висит кацап вместо колокола.
Уста его посинели,Черны очи побелели,На зубах кровь застыла,Шнуры шею перетерли. Как видим, за 25 лет до Волынской резни, за 100 лет до Одесской трагедии и войны в Донбассе мазепинство мало чем отличалось от сегодняшнего. С тех пор оно лишь дооформилось в полноценный политический концепт, ставший частью рассматриваемого нами конструкта «Украинство». Интересно, что к оформлению мазепинства сильно приложил руку главный идеолог «Организации украинских националистов» Дмитрий Донцов. В своих работах Донцов превращал Мазепу в «героя легенды»: «Имя Мазепы было флагом всех, кто не разочаровался в жизненной силе нации». Донцов заявлял, что среди всех украинских гетманов именно Мазепа особенно уникален благодаря совершенному им разрыву с Россией: «С именем Богдана Хмельницкого связаны в нашей памяти не только Желтые Воды [где казаки победили поляков], но и Переяславль, с именем Выговского не только Конотоп [где казаки сражались против русских], но и Гадяч [где гетман Выговский заключил соглашение с поляками], с именем Мазепы — Полтава, и только Полтава! На такой бескомпромиссный разрыв, утверждал Донцов, украинцы не шли ни до, ни после Мазепы: «После Хмельницкого, Выговского и др. После Мазепы — никто. После него наступил упадок автономистской идеи.
На этом фоне, на фоне общей деградации национальной жизни на Украине, наступившей в XVIII веке, личность Мазепы выделялась особенно ярко». Донцов создавал из Мазепы нового героя украинского националистического пантеона, наделяя его характер романтическими чертами и чувством исторического предназначения: «Мазепа был романтиком, возможно даже позером, подобно Наполеону, который знал и слышал, что выполняет лишь волю того мистического абсолюта, который называют разумом мировой истории», — а также идейной убежденностью, граничившей с безрассудством: «Он вошел в историю как человек, который решился пробить головой стену и с этой точки зрения напоминал своего королевского союзника [Карла XII], который однажды, когда хотел войти в закрытую соседнюю комнату, разогнался, ударил в дверь головой и упал без сознания». Мазепа у Донцова — уже не просто защитник интересов народа и борец за «незалежность». Он производится в защитники западной цивилизации от «российской угрозы»: «Он понял или ощутил задачу своей эпохи — создать из земель так называемой Западной России т. Так радикал Донцов наделяет Мазепу отнюдь не свойственным тому в реальности радикализмом.
Полвека спустя донской казак Емельян Пугачёв, конечно, не смог бы возглавить серьёзное восстание, не провозгласи он себя царём Петром III хотя бы и самозванным.
События времён Наполеона показали ещё одну удивительную деталь: далеко не вся Россия выступила с пресловутой «дубиной народной войны», как писал об этом Лев Толстой. Многие, особенно старообрядцы, встретили Наполеона хлебом — солью у стен Москвы. Об этом подробно пишет Г. Данилевский в романе «Сожжённая Москва». Эта страница истории у нас замалчивалась, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Можно ли считать этих крестьян предателями?
Оказывается — нет, сам Г. Данилевский поясняет, что среди них было распространено мнение, что Наполеон — внебрачный сын Екатерины II, который скрылся от преследований и теперь имеет полное право претендовать на престол, по крайней мере части российской территории. Тут нет ничего странного — даже во время большевистской революции 1917 года масса народа считали Ленина отнюдь не провозвестником «научного коммунизма», а новым царём. Известный в то время марксистский историк М. Покровский в одной из своих работ того времени сравнивал Ленина с новым Лже-Дмитрием, который принёс на русскую землю свет нового учения. Любое восстание на Руси всегда связано с именем нового царя, пусть даже он самозванец, если он может привести народ к более справедливой жизни.
Всё это подводит нас к более правильной оценке действий Мазепы. В отличие от других самозванцев или претендентов на царский титул он был, можно сказать, первым на Руси ясно выраженным сепаратистом. Сегодняшние руководители украинского «национально-освободительного движения» Ющенко, Порошенко, Зеленский и др. Постараемся разобраться в этом вопросе. Впервые вопрос о присоединении малороссийского казачества к Руси возник в 1648 году и был решён окончательно 8 января 1654 года после решения Переяславской Рады. Православные запорожцы тогда сделали выбор в пользу единоверца — царя Московского.
Тогдашний гетман запорожского казачества Богдан-Зиновий Хмельницкий в 1648 году в городе Черкассы подал прошение на имя московского государя Алексея Михайловича: «Хотим себе самодержца такого, хозяина в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь... К милостивым ногам вашего царского величества покорно отдаёмся». Здесь следует сделать одно важное замечание: якобы в честь 300-летия этого события Н. На этом документе почему-то сегодняшние украинские власти и основывают свои претензии на Крым якобы на законных основаниях — федеративная республика в отличие от автономной имела право на самоопределение вплоть до отделения. В процессе декоммунизации следовало бы заметить, что при распаде СССР должны были автоматически аннулироваться все указы и постановления советского периода — это моё частное мнение.
Около 1655 года в 16 лет он первый раз изменил Украине и России, когда те вели борьбу с поляками и посвятил себя служению королю-католику Яну II Казимиру.
С 1666-го по 1674 год служил Османской империи, потом левобережному гетману Самойловичу - и не без его помощи того свергли в 1687 году. Служил он и царю. А под конец жизни призывал казаков в поход на Москву вместе со шведами. Гетман стал одним из богатейших феодалов не только России, но и Европы".
«Друг» царя Петра
- Гетман — покровитель Петра I
- Почему Мазепа предал Петра I? - Русская семерка
- История украинского казачества. Часть 17.1. Иван Мазепа | Пикабу
- Последние выпуски
- Изменник Мазепа и битва Полтавская 1708-1710 годы
Что еще почитать
- Ранние годы Мазепы
- Мазепа: путь от героя до предателя
- Портрет идеального Мазепы на фоне эпохи - 20.03.2023 Украина.ру
- Что еще почитать
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
В 1689 одним из первых поддержал Петра I в его борьбе за власть с царевной Софьей Алексеевной. Еще одной причиной, по которой Петр I не поверил в предательство Мазепы, было неудачное сватовство гетмана. Петр 1 знал, что Мазепа может привести к Карлу войско численностью до 50 000 казаков. Ок, признаю Мазепу после того, как они признают Петра Первого своим императором. Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности.
История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен
С 1688 года Мазепа был предметом ряда доносов Петру, говоривших о его измене. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу. Кроме того, Карл XII вёл секретные переговоры с украинским гетманом Иваном Степановичем Мазепой (1639–1709), который обещал предать Петра I и перейти на сторону шведов.