Мягкая игрушка из тех вещей, которые остаются в сердце ребенка на всю жизнь. «Вечерняя Москва» пообщалась с мастерицей, которая возвращает жизнь советским игрушкам.
ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ | МЯГКИЕ ИГРУШКИ СССР
Фотострана» Интересные страницы» Образование» Назад в СССР» Мягкие игрушки. Были дешевенькие мягкие игрушки, создаваемые местными умельцами или монахинями в монастырях для простого люда, а обеспеченные россияне покупали для своих отпрысков заграничных плюшевых мишек. Развитие советских игрушек происходило постепенно. Да, мальчики и девочки, а так же дяди и тети – Самые лучшие и интересные новости по теме: Иваново, Игрушки из детства, Огонек на развлекательном портале
Игрушки, которые были в каждой советской семье: 20 ностальгических фото
К слову, в других регионах России до 50-х годов мягкие игрушки выпускались такими же кустарными артелями. Шились игрушки по одинаковым выкройкам, созданным отличными художниками-профессионалами: А. Изергиной, С. Российской, С. Поливановой, М. Широковой и др. Наиболее известной разработчицей выкроек для мягкой игрушки была Анастасия Николаевна Изергина, дочь Николая Дмитриевича Бартрама, коллекционера, исследователя игрушечного промысла, основателя музея игрушки музей, кстати, по сей день работает в Сергиевом Посаде. К сожалению, фото самой Анастасии Николаевны мне найти не удалось. В 1937 году вышла первая книга А.
Изергиной «Производство мягкой игрушки». В книге были представлены выкройки, чертежи и подробные описания процесса создания как текстильных кукол, так и мишек и других животных. Книга пользовалась большой популярностью. А в 1944 году, в войну, вышла вторая книга Изергиной в соавторстве с сестрой, М. Бартрам, «Игрушки из ткани. Способы создания чертежей и выкроек». В книге подробно рассмотрены базовые методы построения выкроек разных игрушек, основанные на переложении изображения игрушки на бумаге в объем. Учтены также свойства долевой и поперечной нитей в ткани, из которой шьется игрушка, свойство ткани сильно растягиваться в направлении по косой.
Отдельный раздел посвящен методам формирования мордочек игрушек с помощью утяжек. Это издание было направлено на развитие творческого мышления людей, занимающихся созданием игрушек из ткани. В 1947 году книга была переиздана. Электронную копию книги можно найти на сайте Оренбургской областной научной библиотеки им.
Сейчас же их вновь можно увидеть на прилавках. Однако есть коллекционеры, которые собирают именно тех самых резиновых персонажей из СССР. KZ: Original Одной из самых необычных игрушек в советское время для девочек была швейная машинка. Найти такую было очень сложно, и она попадалась в руки, можно сказать, избранных. Впрочем назвать ее игрушкой сложно.
Эта была полноценная швейная машинка, на которой можно было шить. Разница была лишь в ее размерах. KZ: Original Производство игрушек для мальчиков не уступало девочкам. Конечно, в первую очередь, это были машинки. В основном металлические, которые также служили очень много лет. Чуть позже стали появляться и пластмассовые. Ассортимент, можно сказать, впечатлял. Легковые, грузовые, спецтранспорт — найти можно было на все случаи жизни. Хотя и искать порой было сложно.
Занимались в советское время и производством солдатиков.
Их можно отремонтировать кусочками ткани, отрезанными с припусков на швы. Хотя считается, что тем же плюшевым медведям проплешины даже придают некий особый шарм. После этого начинаем работать с наполнителем. Вату и опилки дезинфицируем под ультрафиолетовой лампой. Кстати, опилки нужно заранее просеять от древесной пыли. Если же они превратились совсем в труху, то можно наполнить игрушку свежими опилками, которые свободно можно купить в зоомагазине.
Новый нос можно сделать из кожи. Если не хватает другой фурнитуры, например глаз, то их лучше купить в специализированных магазинах. После того как мордочка готова, ее можно расчесать. На этом реставрация заканчивается, — говорит Лариса. В целом на восстановление изделия уходит два-три дня. Порой эта работа неплохо окупается.
Она делает все те операции, что и зингеровская машинка и может использоваться для полноценного шитья.
Замечательная была машинка! Еще одна швейная машинка с игрушечным утюгом Мягкая игрушка. У меня любимыми были медвежонок почти с меня ростом и собака, немного похожая на эту. Однажды, когда я была очень непослушной, все игрушки с целью моего наказания ушли, включая лбимца-медвежонка, и только собачка осталась со мной. Я тогда медвежонку не простила предательства и уже не так часто с ним игралась. Аппликации СССР. Сколько таких картонных, бумажных и прочих аппликаций было в наборах, в журналах, в специальных книжках "для девочек" или "для мальчиков"!
Вооружившись ножницами, вырежь по контуру любое платье. После вырезки возьми металлический «пятачок» и приклей его любым клеем для бумаги с обратной стороны платья в месте, обозначенном кружком.
Секрет успеха плюшевого мишки
Но, несмотря на это, наибольший спрос имеют именно средние Мишки. Маленькие покупатели относятся к нему очень доброжелательно, хотя его оболочка мягка только условно. Скромное обличье и добродушная мордочка вельветового медведя вызывают у ребят нежность, желание "приютить", обласкать, покровительствовать. Родителей примиряет с его физическими недостатками цена: 6 р.
И в конце концов ребенок получает - прямо следует говорить- некрасивую, неудобную, непортативную, не совсем мягкую и н е х у д о ж е с т в е н н у ю игрушку. Ясно, что такая продукция не удовлетворяет ни основного её потребителя, ни торгующую организацию. Сказка "про белого бычка" Несмотря на то, что "стандарт" шел массовым выпуском, экспортный цех ф-ки, деятельно помогавший новослободскому цеху осваивать игрушку, прекрасно понимал, что она далека от той, которую их фабрика - первая в СССР фабрика мягкой игрушки - должна дать советской детворе.
Вельветовый Мишка был компромиссом. Об этом говорили рецензии методистов-консультантов при магазинах игрушки, это болезненно ощущали председатель артели т. Фример и её коммерческий директор т.
Смирнов, уже много лет работающий по игрушке. Цех мягкой игрушки рвался в бой за создание нового образца. Казалось бы, что разговор короткий: готовьте образцы и начинайте работать.
И ее то Всекопромсовет противопоставляет требованиям рынка и кипучей энергии талантливого коллектива, дезорганизуя производство и расхолаживая коллектив. Укажем хотя бы на один факт. Государственная цена за метр искусственного меха, идущего на мягкое игрушечное зверье, - 4 рубля.
Не получая от Всекопромсовета фондовых материалов, "Художественная игрушка" платит за такой же мех... Да и не всегда можно его достать. И отсюда - вельветовый "стандарт" вместо художественного образца и высокие цены на мягкую игрушку, предназначавшуюся для советского рынка.
Об авторе и эмбриональном периоде. Окончив в 1929 г. Бартрама отдел мягкой игрушки курсов при музее игрушки, Софья Константиновна Росинская начала работать в Моссельпроме.
Но вскоре ушла оттуда. Это была не настоящая работа над игрушкой. Чудище, а не заяц.
Разве понимают там, как с игрушкой нужно обращаться? Проработав некоторое время в "Художественной игрушке", т. Росинская перешла в Экспортигрушку.
Но там делали не игрушку, а бытовые безделушки: абажуры, куклы-грелки на чайник, игольники и т. Растрачиваться на этот вид работы С.
По настоянию отца я поступила в техникум и окончила его по отделению мягкой игрушки. Вскоре, неожиданно для меня, мне предложили вести занятия вместо заболевшей А. Здесь нужно отметить, что Анна Алексеевна Геннерт не только преподавала в техникуме, она также написала книгу о пошиве игрушек из ткани, возможно, это была первая книга по такой тематике в России.
Книга вышла в свет 1926 году под редакцией Н. Бартрама, была отпечатана в Москве, подробнее об этой книге смотрите в конце этой страницы. И еще из воспоминаний А. Изергиной о том времени, о работе и обучении в техникуме при Музее игрушки: "Радостно было приходить на работу. На столах стояли слоны, верблюды, ослы и птицы, уже не копии штейфовских, а наши, свои собственные.
Все горячо переживали появление новых образцов игрушек. Для всех это были первые творческие радости. Приходил отец, усаживался около образцов, брал игрушку в руки. Все вдруг замолкали: что-то скажет? Потом начиналось ее обсуждение, с нарастающим шумом".
Мягкие игрушки, в том числе мишки, в 1920-х годах изготавливались в небольших артелях, и только с начала 1930-х годов производство стало массовым, фабричным. Качество артельных мишек было невысоким, часто их шили из отходов других производств, использовали простые материалы - фланель, байку. Набивали мишек ватой, которая быстро комковалась, и медведь терял форму, либо опилками, которые со временем высыпались через прорехи в материале. Крепления лап мишек часто были веревочными, а голова пришивалась к туловищу. В целом, сшитые по такой технологии медведи сильно уступали по качеству зарубежным аналогам.
Из воспоминаний А. Изергиной: "К концу 1920-х годов положение с игрушкой продолжало быть очень тяжелым. К этому времени в Москве существовало несколько игрушечных производств, все они находились в различных системах, не имеющих единого планирования и руководства; техническое оборудование было очень примитивно; плановое снабжение сырьем отсутствовало; в штатных расписаниях производств должности художника не было, ассортимент игрушки был очень ограничен и качество ее низкое". Изергина всю свою жизнь посвятила изучению технологии изготовления игрушек из ткани, писала книги и преподавала. С самого начала работы Музея игрушки в Москве, с 1918 года, Анастасия Николаевна помогала отцу, затем училась на курсах при музее, а после переезда музея в Сергиев Посад, в 1931 году, начала вести обучение для молодых мастеров там.
Первая ее книга о пошиве мягких игрушек вышла в свет в 1937 году, затем были издания 1944 и 1947 годов. На фото ниже обложка одной из книг Анастасии Николаевны, написанной в соавторстве с сестрой, и мишка, сшитый по ее выкройке. Сегодня вы имеете возможность скачать здесь, на сайте, книгу А. Изергиной "Игрушки из ткани" 1947 года издания. Мне посчастливилось найти эту книгу в открытом доступе в Оренбургской областной научной библиотеке имени Н.
Крупской проект "Электронная книга". Книга была отсканирована и предложена к изучению всем, кто интересуется историей пошива игрушек. В книге рассмотрены способы изготовления выкроек. Приведены выкройки разных игрушек от простейших до сложных, по каждой выкройке даны краткие комментарии по работе. Есть рекомендации по оформлению мордочек с помощью утяжек.
В конце книги помещены выкройки зверей в костюмах и выкройки кукол. В книге 41 страница, на странице 17 есть выкройка мишки того времени. В истории русского игрового мишки заметную роль сыграла также Софья Константиновна Россинская. Софья Константиновна окончила в 1929 году курсы по изготовлению мягкой игрушки в мастерской при Музее игрушки Н. Бартрама, затем работала в артели "Художественная игрушка".
В ее понимании настоящая игрушка, создаваемая для ребенка, должна привлекать его внимание и побуждать к ролевым играм, должна быть довольно простой по внешнему виду и мягкой, приятной. Поэтому Софья Константиновна критиковала "глянцевых" медведей, сшитых из дорогого плюша необычных цветов, жестких на ощупь, статичных. Вот отрывок из статьи внука С. Россинской: "В шкафу-витрине Комитета по игрушке величественно сидит лимонно-желтый "импортный" медведь. Он великолепен своей величиной, плюшевой шкурой, статуарностью.
Все, видевшие этого медведя, восхищались прежде всего качеством и цветом плюша, а не игрушкой; материал довлеет в данном случае над спецификой свойств игрушки, отодвигая их далеко назад. Да этот импортный медведь и не игрушка в настоящем значении этого слова, это скорее большая приятная на вид и ощупь безделушка, вступающая в моду за границей в качестве украшения гостиной или будуара. Он слишком реалистичен, холоден, статичен, не эмоционален и пышно наряден для того, чтобы возбуждать к себе у ребенка что-либо другое, кроме восхищения и любования. Сюжетной игры с ним наши ребята не завели бы. Россинская не согласна ни с продукцией своей фабрики, ни с автором лимонного медведя".
Софья Константиновна Россинская разрабатывала свои образы и модели игрушек исходя именно из игрового принципа. До производства идея игрушки тщательно обдумывалась, вынашивалась автором, затем отшивался пробный образец, и происходила его шлифовка, доработка. В разработках Софьи Константиновны появились медведи с выкройками головы, состоящей из четырех частей, вместо двух боковин и клина, как это было в классической выкройке. Голова мишки приобрела форму шара, что придало медведю примитивность, красочность, комизм и веселость, сделав его очень игровым. Кроме новых моделей шарнирных мишек, Софьей Константиновной была разработана модель мишки-муфты, функционального и мягкого.
Этот небольшой мишка 21 см. Выкройку мишки пересняла с оригинального медведя мастер-теддист Виктория Макарова.
На фабриках медведей шили из черного или коричневого плюша, байки или пушистой фланели. Глаза игрушкам делали из бусин, пуговиц и пластмассы. На некоторых мишках была одежда из ярких тканей. Калейдоскоп Абсолютно завораживающая игрушка: россыпь цветных стекол и специальные зеркала, находящиеся в трубочке, создавали невероятные узоры.
Дети с удовольствием наблюдали, как при вращении калейдоскопа менялись яркие рисунки. Особо пытливые ребята часто модернизировали игрушку: калейдоскоп разбирали, к цветным стеклышкам добавляли бисер, битые елочные игрушки, осколки цветной посуды. Затем игрушку снова собирали и наслаждались новыми узорами. Сегодня российские предприниматели продолжают выпуск игрушек и товаров для детей, успешно совмещая наработки из прошлого и новые тенденции. Предприятия — участники национального проекта «Производительность труда» , запущенного Президентом России Владимиром Путиным в 2019 году, постоянно улучшают свое производство, что помогает им без лишних затрат выпускать большие объемы продукции для самых маленьких. Новые эффективные инструменты развития и оптимизации бизнеса будут обсуждаться на V Федеральном форуме «Производительность 360» , который пройдет 20 и 21 июля в Казани.
Социальная реклама.
Лично я часами зависала. Лабиринты Гении советской инженерии разродились серией весьма забавных и толковых лабиринтов. Для тех, у кого извилин было поменьше, выпускали одноуровневые лабиринты с прозрачной крышкой. Для эстетов существовали многоуровневые лабиринты в виде наглухо запаянного стеклянного кубика, шарика или цилиндра.
Калейдоскоп В причудливые узоры, собиравшиеся из стеклышек до сих пор не решилась погуглить, чтобы не потерять то ощущение чуда , можно было втыкать вечно. Волшебный экран Весьма любопытный для тех времен прибор. С внутренней стороны экран был покрыт серебристым порошком, по которому чертились бороздки. Одна из головок на панели отвечала за вертикальное рисование, другая — за горизонтальное. При одновременном осмысленном вращении головок можно было изобразить нечто высокохудожественное. Стирались рисунки энергичным встряхиванием.
В прилагаемом каталоге встречались картинки, которые нереально было нарисовать без отрыва пера, что вызывало тонны ненависти в адрес разработчиков-троллей. Электронные игры Волк ловит яйца — была самой популярной, и про нее даже ходили легенды некий мультик, который вам покажут после 1000 набранных очков. Разновидностей таких игр было несколько, и их хотел каждый ребенок. Хотя бы одолжить на вечер, хотя бы на час.. Куклы и girls friendly стафф Удивительно, но игрушки для девочек со временем особо не мутировали. Те же куклы, пупсы, коляски, ванночки, наборы посуды, пластиковые ножницы и расчески, бумажные выкройки платьиц, закрепляемые на бумажных же фигурках.
Изменилось только качество, иногда, кстати, в худшую сторону. Лица и тела у олдскульных кукол были, конечно, не айс. Но зато у них не было таких ярко выраженных половых признаков, которые, по мнению многих психологов, являются лишней информацией для детей дошкольного возраста. А еще детям в СССР принято было развивать слух: пианинки, ксилофоны, металлофоны.. Апофеозом музыкальной грамоты были поющие лягушки, доводившие дедушку до истерики. Мелкую моторику и цветовосприятие призвана была развивать мозаика в различных вариациях, наступая на утерянные детали которой папа давал незапланированные уроки нецензурной лексики.
А коровы на подставках со сгибающимися конечностями — вроде, забава на 5 минут, а вошла в анналы. Пластмассовый огнестрел в ассортименте — это уже потом оружие стало издавать звуки и мигать, наводя ужас.. Резиновая промышленность поставляла карлсонов, буратин и обнаженных пупсов вагонами. А еще мячи, которые мы умудрялись прокалывать уже в первую неделю юзания.. Была целая планета настольных игр: ПДД, шашки, шахматы, лото, первые подобия монополий и эрудита, ходилки-бродилки-фишкупереставлялки.. Имелись наборы техники и солдатиков — монолитные, брутальные, монохромные, явно созданные под влиянием стихов Маяковского, и даже подводные лодки на дистанционном управлении..
Все мы, дети 80-90-х, просто обязаны сейчас вспомнить, что самый крутой попрыгунчик — тот самый, черный, из спорттоваров. А помните олдскульные пятнашки, головоломку «Пифагор», ковровые баталии с примитивными солдатиками унылых цветов и такого же качества? Сейчас кажется, что некоторые игрушки выдавались в нагрузку к квартирам: одинаковых мишек, неваляшек, кукол, чебурашек можно было встретить, придя в любые гости. Там же вам неизменно предлагали сыграть в лото или домино например, ягодное. Были еще брелки в виде серебряных пластиковых машинок — ну у многих же были, да? А еще была эпидемия разноцветной пружинки, правда на закате эпохи, но все же..
Как раз тогда стали появляться первые трансформеры, киндер-сюрпризы и, как завершение эпохи лично для меня , тамагочи — реальный враг детских умов. В следующей серии мы расскажем о детских подвижных играх — как одобренных партией, так и нелегальных, дворового происхождения. И о необычном применений советскими детьми вполне обычных бытовых вещей. Ну и еще много есть, чего вспомнить. Time machine после ярд сэйла попала в руки locals. Здравствуйте, дорогие единомышленники!
Напала на меня что-то сегодня ностальгия. Взгрустнулось, вспомнилось беззаботное детство. Сколько же игрушек и кукол у меня было! А сохранилась такая малость. Очень бы хотелось сейчас вернуть некоторые игрушки, для того, чтобы хотя бы просто подержать в руках. Куда все подевалось?
Моя мама многое раздала, я даже не знаю кому. Но некоторые игрушки у меня сохранились, и когда я вышла замуж переехали вместе со мной. Некоторые я отдала в игру дочке, а некоторые так и живут неприкосновенными Сегодня я решила показать то немногое, что у меня осталось из 80-90 годов Ностальгия!!! Начну с самой древней моей игрушки, которую я очень любила, а потом и любили мои дети. Игрушка с эмблемой 1985 года! Нужно было шарики закатить в отверстия и не уронить ни одного в поддон.
Следующие игрушки - это игрушки из яиц. Именно 92-96 годов цельнолитные. Очень я их любила. Отдала детям, растеряли все. Осталось очень мало именно моих. Но бегемоты у меня все, я их детям не отдала, потому как это была моя любимая коллекция.
Потом, когда в две тысячи каком-то году, врать не буду, появилась вторая коллекция бегемотиков, и я, уже будучи мамой, покупала яйца и собрала и ее. И тоже детям ее не даю. Почему-то на бегемотиках не стоит год. Также размером с бегемотиков, у меня есть 6 котиков, купленных в Москве по бешеной цене в 1992 году Котики коллекционные и продавались недалеко от Красной площади. Мама мне сказала выбрать двух любых, но я не смогла, и она купила мне всех, при этом потратив очень много денег. Теперь у меня очень большая коллекция разных кошечек и котиков, но эти из детства мне очень дороги и лежат они вместе с бегемотиками в недоступном для детей месте.
Дальше куколки. Ростиком 11 см. Первой появилась балерина из 90-х, точно год не скажу. Приятная на ощупь, прорезиненная, маленькая такая Барби. На ней нет никакого клейма. После нее появились куколки Барби с клеймом от Mattel 1995 год.
Таких куколок у меня было 4 штуки. Но я их раздарила подружкам, оставив себе одну. У нее гнутся ноги, сделанные из мягкого пластика. Одежда на ней нарисована. Еще одна куколка Ариэль. Клеймо сзади Disney.
И одна из любимых куколок без клейма, но зато первая шарнирная! Все куколки начала 90-х годов. И размер для сравнения со стандартной Барби - Ариэль. Кстати, Ариэлька у меня 1994 года. Одна из сохранившихся моих Барби.
Игрушки. Мягкие
Винтаж: Лис мягкая игрушка резиновая мордочка СССР. Развитие советских игрушек происходило постепенно. Просмотрите доску «выкройки игрушек советского периода» пользователя Elena Danilova в Pinterest.
Советские игрушки
Этой проволокой прокалывали зафиксированное тело игрушки, потом крепили сшитую вторую лапу на фанерный диск и после набивали её. Стали появляться мягкие игрушки, а также много заводных игрушек – поезда и железные дороги, машинки, двигающиеся животные. Мягкие игрушки гораздо быстрее теряют вид, чем целлулоидные, особенно вредят им купания.
Семейное увлечение шитьем
- Советские игрушки в Музее Детства
- Игрушки мягкие плюшевые СССР
- МЯГКАЯ ИГРУШКА СССР Красная белочка | Мягкие игрушки, Игрушки, Мешки
- Советские игрушки: история по годам, какие старые игрушки СССР отражали советскую эпоху
Секрет успеха плюшевого мишки
Обзор на раритетные плюшевые игрушки СССР из детства наших родител. Сегодня экспозицию Музея «В Детство» представляют игрушки, изготовленные в разных городах и республиках СССР в период с 1930 по 1991 год. Поиск по альбомам. ПРОДАЖА Мягкие игрушки1 037.
ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ | МЯГКИЕ ИГРУШКИ СССР
Её дополняют коллеги по изучению быта СССР: «Игрушки из стекла, ваты и мишуры с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения ёлки. Преподаватель ИЗО собрала 50 советских игрушек Дедов Морозов. Конечно, у каждого советского ребенка была подобная любимая игрушка, Но чтобы столько народу сохранило своих мишек, я даже представить не мог! Оцените новость. Мягкая игрушка из тех вещей, которые остаются в сердце ребенка на всю жизнь. «Вечерняя Москва» пообщалась с мастерицей, которая возвращает жизнь советским игрушкам.
Как оценивают советские детские игрушки
- Мягкие игрушки ссср
- Редкие плюшевые игрушки СССР
- Советские игрушки: история по годам, какие старые игрушки СССР отражали советскую эпоху
- Архив блога
- Старые мягкие игрушки
ДАВАЙ ИГРАТЬ! Наши экспонаты на выставке на ВДНХ
Изергиной, уже с 1920-х годов в России были известны дисковые крепления. При этом, на диски крепились, как правило, лапы медведей, голова мишек чаще пришивалась к туловищу и была неподвижной. Делались диски из фанеры. Но дисковые крепления отличались от современных: шплинты и болты не использовались, диски крепились на проволоку толщиной 1-2 мм. Такие крепления назывались шарнирными, и были они двух видов. Первый вариант - двойное внутреннее шарнирное крепление, которое было очень похоже на современное шплинтовое. Технология такова: в лапы вставлялись диски с закрепленной в них проволокой, лапы набивались; затем в туловище мишки делались небольшие отверстия для вставки лап, вставлялись лапы; на проволоку, оказавшуюся внутри туловища, одевались парные диски креплений, проволока закручивалась. После этого туловище набивалось. Если хотели сделать подвижной и голову, аналогичное крепление применялось и для головы. Во втором варианте крепление называлось сквозным шарнирным. При таком креплении диски вставляли только в лапы мишки, голова пришивалась к туловищу неподвижно, в самом туловище дисков тоже не было.
Последовательность сборки мишки была такой. Сначала набивали голову мишки и туловище, голову пришивали к туловищу. Затем лапы крепили попарно - верхнюю и нижнюю пары. В лапы вставлялись диски с закрепленной в них проволокой, лапы набивались. Проволоку от одной лапы, например, верхней, протаскивали сквозь набитое туловище в месте крепления лапы и выводили напротив, в месте крепления парной верхней лапы; парную лапу закрепляли на проволоке, делая скрутку проволок. Аналогично крепилась вторая, нижняя, пара лап. Для небольших мишек использовали веревочные крепления, без дисков. Лапы мишек набивались без вставки в них дисков, набивалось туловище, затем веревку пропускали из одного плеча мишки через туловище в другое плечо, и возвращали ее обратно. В плечах мишки такое крепление маскировали с внешней стороны пуговицами. Аналогично крепили на веревку нижние лапы.
Набивка мишек При выборе набивочных материалов для мишек также придерживались принципа экономии. Самый экономный вариант набивки — солома, затем идут древесная стружка, опилки и вата, иногда использовали овечью шерсть очес. Дольше всех в качестве набивки служила древесная стружка, мишки, набитые ею, были достаточно легкими и упругими. Стружку использовали, как правило, для набивки крупных медведей. Мишки, наполненные опилками, были тяжелыми. Со временем проволока, которой крепились диски лап мишек, проделывала в материале значительные отверстия, опилки высыпались, и мишки постепенно теряли форму. Вата имела свойство слеживаться и комковаться. Очес был существенно лучше ваты, но он был довольно дорогим. Со временем, при переходе на массовое производство мягких игрушек, в качестве набивки стали использовать синтетические материалы, например, поролоновые наполнители. Краткая история Музея игрушки в Москве В видео ниже показан Музей игрушки в 1927 году, это несколько первых минут фильма "Приключения Болвашки", задуманного создателем музея.
Целиком этот фильм найти не удалось, возможно он не был завершен. Интересно, что дети в фильме называют Николая Дмитриевича "дядя Музей". Редкий ребенок, проходя мимо, не говорил ему: "Здравствуй, дядя Музей, дядя Музей, я к тебе приду". Первый музей игрушек в России вырос из частной коллекции игрушек Н. Бартрама и сначала был частным, работал на квартире. Основу экспозиции составляли игрушки, привезенные Николаем Дмитриевичем из этнографических экспедиций и путешествий. В октябре 1918 года музей переехал в помещения особняка Хрущевых-Селезневых на Пречистенке. В экспозицию музея добавились игрушки, конфискованные советской властью из магазинов Москвы, туда же были привезены игрушки детей Царской Семьи из Ливадии. На Пречистенке музей просуществовал до 1931 года. Бартрам организовал при музее техникум, в подвале были мастерские и курсы по созданию игрушки.
В одном из залов музея работал детский кукольный театр, дававший по два представления в неделю. Музей стал настоящим культурным центром Москвы, был на втором месте по посещаемости после Третьяковской галереи. В 1931 году, по решению администрации по культуре, музей перевели в Загорск ныне Сергиев-Посад , там на базе музея был создан научно-исследовательский институт игрушки. Создатель музея не пережил его перевода в глубинку, он считал, что музей создан для детей и их развития, что он должен остаться в Москве. Бартрам скончался в июле 1931 года. Его дочь, А. Изергина переехала в Загорск, преподавала на курсах при музее и писала книги по пошиву игрушек. В 2017 году Музею игрушки в Сергиевом Посаде было присвоено имя Н. Бартрама, музей работает и сейчас, его сайт можно найти в Интернете. Отрывки из книги А.
Изергиной "Воспоминания о художнике" Значительная часть информации по истории русского мишки почерпнута мной из книги "Н. Избранные статьи. Воспоминания о художнике". Книга вышла в 1979 году, издательство "Советский художник", Москва, 176 страниц, мягкий переплет.
Можно было безнаказанно взять и треснуть кому-нибудь. И получить желто-красной сабелькой в ответ. Как же весело и просто все было, а!? Бегемотики Принцип игры: заполненный водой пластмассовый цилиндр с кнопкой внизу и резиновой крышкой вверху. Внутри покоится вмурованный бегемот с подвижной верхней челюстью и плавают шарики. При нажатии на кнопку шарики подбрасывались вверх, а пасть бегемота открывалась. Цель: накормить животное как можно большим количеством шариков. Были еще вариации с дельфином и колечками, которые требовалось надеть на нос. Был еще один бегемотик, но сухопутный. Внутри него находилась пружинка, которую заводили, вытаскивая изо рта животного шнурок с колечком. Когда шнурок отпускали, пружина раскручивалась, при этом бегемотик быстро шевелил лапками, а шнурок сматывался ему в пасть. А еще была игра на четверых, где бегемотики соревновались в прожорливости, а их штурманы — в скорости реакции. Лягушка Представляла собой зеленую жабу с пружиной внизу. Пружину сжимали, надавливая на лягушку, и конструкция в состоянии «стендбай» удерживалась присоской. Через какое-то время присоска ослабевала, и пружина распрямлялась, подбрасывая лягушку высоко вверх. Как правило, это происходило, когда никто не ждал. Жаба заставала врасплох даже тех, кто пристально дожидался ее прыжка. Чего уж говорить о несведущих. Визги, вздрагивания и мат были обеспечены. Помимо лягушек продавались аналогичные пауки, очень похожие на тарантулов. Был также выпущен бессмысленный и беспощадный мутант лягушки, пружины и ножниц. Точное назначение агрегата неизвестно, но его быстро приспособили в качестве оружия ближнего боя. Был еще аналогичный паук и боксерский кулак. Пластмассовые звери Привет из Чехословакии планировался, наверняка, как наглядное пособие для начинающих дареллов и айболитов. И сейчас можно купить подобные наборы, но тогда это был писк! Цвет большинства зверушек колебался от унылого черного, коричневого и рыжего до кислотно-зеленого. Но, казалось, все были так счастливы, что никого не заботил черный жираф. Шагающие игрушки Все просто: ступни у фауны выгнуты, что позволяло зверькам качаться из стороны в сторону. Черепаха отлично бегала спринт по наклонной плоскости -лишь подтолкни. Ослик - более продвинутый: у него на шее грузик, который надо было свесить, например, с края стола. Были еще шагающие Винни-Пухи и, конечно же, дорогие сердцу незабвенные пингвинчики.. Морской бой Был механический и электронный. Без комментариев. За счастье было иметь и тот, и другой. Электровикторина Девайс представлял собой толстую картонку, на которую была наклеена фольга и по ней разведены толстые контактные дорожки. Сверху на фольгу клалась бумажка, разделенная на квадратики. В них были вопросы и ответы или картинки. Цель - ответить на вопрос и приложить контакт к фольге через отверстие в соответствующем квадратике. В случае правильного ответа загоралась лампочка. Привет, товарищ Павлов! Настольный хоккей, футбол и баскетбол Хоккей был популярнейшим в СССР видом спорта, и такая игрушка была желанным подарком ребенку помню, в один день рождения благодаря несговорчивости родителей и бабушек с дедушками я стала обладательницей трех таких хоккеев. Интересно: желобки в днище можно было допилить, повысив в разы скорость и динамичность игры. В число лайфхаков также входила замена стандартных пружин на более мощные, сгибание клюшек и замена стандартной резиново-металлической шайбы на самодельную деревянную. Гении коварно читили: пока никто не видел, можно было ослабить пружины предполагаемой команды противника. Имелся также настольный футбол, баскетбол и даже боулинг! Одаренные быстро это заприметили и использовали «казино» по назначению, играя на аутентичные или нарисованные деньги. Фильмоскоп Или диафильмы. На пленке имелись картинки в основном кадры из советских мультфильмов , а под ними был текст. Получалось, что смотришь как бы мультик, только со скоростью дауна и с вырезанными сценами, которые приходилось дофантазировать. Нынешним детям не понять, как такую ерунду вообще можно было смотреть. Интересно: существовал девайс, похожий на мини-кинокамеру, внутри которой находилась микропленка. Вращая ручку, можно было просмотреть отрезок мультфильма длиной аж 15-30 секунд. Стереоскоп Советские дети узнали «тридэ» задолго до Аватара. Это было что-то типа бинокля, в который заряжались картонные носители с десятком пар картинок - чаще всего раскадровка советских кукольных мультфильмов. Девайс не имел механических частей и поэтому жил в разы дольше фильмоскопов. Интересно: были еще и моноскопы с одним единственным фотопозитивом. Картинка одна, но зато с вашим изображением. Выжигатель Кроме украшения разделочных досок к восьмому марта, можно было выжигать по парте, по соседской кошке, балконной двери, окну, автомобилю, можно было выжигать по бумаге, пластмассе и даже тонкому металлу. Выжигателем можно было прикуривать, дистанционно запаливать самодельные бомбы, истреблять насекомых, запечатывать банки с вареньем, вырезать скульптуры из резины, сваривать пластик, вулканизировать заплатки для колес велика, греть чай и рисовать в темноте светящиеся буквы. И все эти удовольствия за 3 руб. Кубик-рубика и Ко Все знают кубик, но не каждый помнит треугольную и цилиндрическую модификации этой культовой головоломки. Головоломка «Змея» Эти длинные штуки при наличии пространственного мышления и ровных в нужном месте начинающихся конечностей можно было складывать в различные композиции. Лично я часами зависала. Лабиринты Гении советской инженерии разродились серией весьма забавных и толковых лабиринтов. Для тех, у кого извилин было поменьше, выпускали одноуровневые лабиринты с прозрачной крышкой. Для эстетов существовали многоуровневые лабиринты в виде наглухо запаянного стеклянного кубика, шарика или цилиндра. Калейдоскоп В причудливые узоры, собиравшиеся из стеклышек до сих пор не решилась погуглить, чтобы не потерять то ощущение чуда , можно было втыкать вечно. Волшебный экран Весьма любопытный для тех времен прибор. С внутренней стороны экран был покрыт серебристым порошком, по которому чертились бороздки. Одна из головок на панели отвечала за вертикальное рисование, другая — за горизонтальное. При одновременном осмысленном вращении головок можно было изобразить нечто высокохудожественное. Стирались рисунки энергичным встряхиванием. В прилагаемом каталоге встречались картинки, которые нереально было нарисовать без отрыва пера, что вызывало тонны ненависти в адрес разработчиков-троллей. Электронные игры Волк ловит яйца — была самой популярной, и про нее даже ходили легенды некий мультик, который вам покажут после 1000 набранных очков.
В начале 70-х советская кукла должна была развивать в детях творческую инициативу и самостоятельность. По этой причине корпус стал мягким и эластичным, конечности — подвижными. Теперь куклу можно было переодевать, шить ей запасные наряды. Куклы-мальчики практически не выпускались, потому как для будущих мужчин предполагались иные увлечения. Исключение составляли пары в национальных костюмах советских народов СССР, которые демонстрировали братскую семью и содружество. Широко на игрушечном поприще представлялась военная тема. Будущие защитники Родины с пеленок учились обращаться с пистолетами, автоматами, чапаевскими шашками, осваивали конструкцию и назначение военной техники и постигали пехотные стратегии, расставляя пластмассовых солдатиков. Игрушечные мечты советской детворы Сегодня эти советские шедевры выглядят примитивно. Игрушки на советских полках от Калининграда до Владивостока были примерно одинаковыми. Но все же кое-где можно было найти лимитированные и, надо сказать, не всем доступные образцы. В первую очередь, конечно, каждый ребенок мечтал водить педальный автомобиль. Но везло только избранным. Необычной игрушкой был и пластмассовый водолаз со шлангом, которым играли в ванных. После того, как фигурку помещали на дно ванночки, водолаз заполнялся водой. Для всплытия достаточно было подуть в воронку. Сегодня это незамысловатое изобретение 70-х попадается на интернет-страницах по продаже антиквариата по увесистой цене. Более инновационной игрушечной мечтой была игровая приставка-1979 от завода Экситон. Принцип ее работы походил на японскую «Денди», подключавшуюся к телевизору. В комплектацию даже входил фотопистолет.
Но ведь эту веревочку могли и потом привязать? Буду благодарен за опознание! Цена указана за одну игрушку. Заяц — продан!
Статьи, связанные с этой категорией
- Каталог статей
- Какие игрушки из советского прошлого ценятся коллекционерами и антикварами
- Советские игрушки в Музее Детства
- Навигация по записям
- Мягкие игрушки. ГДР
- Немного об истории русского и советского мишки