Со дня гибели группы Дятлова на севере Свердловской области в ночь на 2 февраля 1959 года прошло 64 года. Не могли дятловцы не понимать, что привести палатку в негодность означает непоправимость ситуации и гибель от холода. Эти вершины пихточек были закопаны убийцами в ручей, чтобы скрыть факт, что палатка дятловцев стояла у кедра. Палатка группы Дятлова была обнаружена нашей группой днем 26 февраля 1959 года. По Дятловцам моя идея такая: ночью палатка сложилась под весом навалившегося снега и ветровой нагрузкой/съехал пласт, что они подрезали.
Где снежные гребни? Снова к вопросу, кто установил Палатку Дятловцев на склоне Холат-Чахля
Группа Дятлова начала отход от палатки вниз по склону, ориентируясь на высокий кедр. Палатка группы Дятлова, частично раскопанная от снега спасателя Вадима Брусницына. Не было общей палатки у дятловцев, кроме поставленной бутафорами. Уральские сотрудники МЧС успокоили тех, кого встревожили новости об отсутствии связи с группой прокуратуры, которая ранее отправилась на перевал Дятлова.
Турбизнес на перевале Дятлова: что манит людей на место гибели группы спустя 60 лет
Большинство «дятловедов» лавинную версию категорически отметают, а Буянова за нее недолюбливают. И вот сенсационная записка прокурора Темпалова, который возбудил уголовное дело о гибели туристов, следователю Коротаеву. Самое важное внизу — дата 15 февраля 59 года. И это сенсация, ведь палатку обнаружили только 26-го , а первые тела — 27 февраля. Получается, что следствие знало о гибели группы еще до начала поисков. Олег Архипов, исследователь тайны гибели группы Дятлова, писатель: «Почерковедческая экспертиза показала подлинность почерка. Никаких изменений, манипуляций более позднего периода не имеется». А вот как этот текст из личного архива следователя ложится на рассказы очевидцев. Михаил Шаравин, участник операции по поиску группы Дятлова: «Там было свидетельство одно.
Неужели следствие и военные пытались запутать следы? Впрочем, как раз это и может объяснить грубую ошибку, которую, возможно, и не допустили опытные туристы, устанавливая палатку. Дмитрий Алешкин, эксперт по выживанию, путешественник: «Там, где они встали, — это самое ветреное место из всех возможных вариантов. Если есть возможность уйти в лес, обязательно нужно вставать в лесу.
Цепочка следов терялась уже в 50-100 м ниже палатки, а ниже встречались только отдельные следы, сильно заметенные снегом. Показания поисковиков о состоянии следов дополняют друг друга. Вот что они записали. Слобцов в протоколе утверждает, что: «… В непосредственной близости от палатки никаких следов не было.
Примерно в 15—20 м от палатки в направлении, где впоследствии обнаружили трупы, на снегу были видны следы человека, идущего от палатки. Причем было видно, что следы были оставлены ногами человека без обуви, или в валенках. Следы выступали над окружающей поверхностью снега, ибо около следов снег ветром был выдут. От палатки по направлению ветра, т. Эти же тапочки использовали и в палатке при ночлеге, — ногам от них было теплее при упоре в холодную стенку палатки. Свидетельство Карелина о месте палатки и следах: «…Разбивка палатки выше границы леса является ошибкой группы, ее нежеланием спускаться в лес, а затем подниматься обратно, чтобы идти по насту, где передвижение значительно облегчено…Следы бежавших из палатки мы ясно видели на склоне горы. Сначала их было 8—9, затем их стало все меньше, и вскоре они совсем исчезли…» Свидетельство Чернышова: «…Начиная от палатки в 30—40 м … обнаружены явные, хорошо различимые следы ног людей. Следы тянулись параллельными цепочками близко друг от друга, как бы люди шли, держась друг за друга.
Цепочки следов тянулись как бы двумя направлениями, — 6 или 7 пар следов мы насчитали в направлении от палатки вниз, в лощину, а левее их, в 20 м шли еще 2 пары следов. Затем эти следы 2 и 6—7 пар метров через 30—40 сошлись вместе и больше не расходились. На каменных грядах следы исчезали, а ниже камней они появились вновь, а затем потерялись. Следы были хорошо различимы. В отдельных следах было видно, что человек шел или босо, или в одном хлопчатобумажном носке, т. В силу особенности ветров в горах хорошо сохраняются следы, причем видны они бывают не в виде углублений, а в виде выветренных столбиков, — снег под следами уплотняется, спрессовывается и не выдувается, а вокруг следа снег выдувается. Под действием солнечных лучей след снеговой еще более твердеет и сохраняется всю зиму. Ниже всех был виден один след в ботинке.
Очень хорошо отпечатались каблук и подметочная часть, а промежуточная часть не отпечаталась. Все следы вели в направлении леса, который в лощине начинался справа. Там в последующем и были обнаружены трупы…». Показания Темпалова: «Внизу от палатки 50—60 от нас на склоне я обнаружил 8 пар следов людей, которые тщательно рассмотрел, но они были деформированы в ввиду ветров и колебаний температуры. Девятого следа установить мне не удалось это подчеркнуто — прим. Следы мною сфотографированы. Они шли вниз от палатки. Следы показали мне что люди шли нормальным шагом вниз с горы.
Следы были видны только на 50 метровом участке, дальше их не было так как чем ниже с горы тем больше снега. Внизу горы течет речка глубиной до 70 см. Можно заметить, что показаниям Слобцова, Шаравина, Карелина Чернышева, Темпалова следует верить, поскольку они видели следы первыми, — их наблюдения не искажены изменениями следов в последующие дни, а также «ложными» следами, оставленными поисковиками и из-за исчезновения следов вследствие выветривания. Следует отметить и разницу в следах, видимых на снимках, на разных участках горы. Во многом характер следов определялся толщиной и состоянием снега, — она в разных местах горы разная. Местами снежный покров был совсем тонким, — например, на каменных грядах. А местами толщина снега была значительной — более 2 м. Местами, на толстом снегу, следы были в виде «платформ» столбиков из уплотненного снега.
Для образования такого следа снег должен был быть продавлен на твердом насте с уплотнением, которое происходит и после снятия нагрузки. Затем углубление следа заметало частично или полностью свежим снегом, а еще позже весь свежий снег со следа на насте сдувало и обнажало «платформу» из уплотненного снега, которая оставалась в виде заструга на твердом насте. При нарушении этих условий на других участках горы платформы следов не образовались или не сохранились. В отдельных местах остались следы-лунки вмятины. Сильный снегопад мог полностью уничтожить все следы, но за 25 суток до прихода спасателей он не выпадал, как это отметил Масленников. Потому следы и сохранились. Наличие следов-«платформ» определенно говорит о том, что горизонт свежего снега в 20—30 см до прихода спасателей сдуло ветром на верхних участках горы. На последних снимках дятловцев виден не тот плотный наст, по которому подходили к палатке Слобцов и Шаравин, и который виден на фото места раскопа палатки.
Следы-«платформы» вниз от палатки След ноги в «носке», наложенный на след с «каблуком» Из показаний поисковиков о следах становится ясно, что группа Дятлова после выхода из палатки отступила от нее примерно на 15—20 м вниз, там собралась и потеряла несколько мелких вещей тапочки, шапочки.
Шары двигались по направлению к горам и исчезали за ними. Светящие шары были новым следом в загадочной смерти походников. В их смерти стали подозревать НЛО. Следствие нашло солдат, дежуривших в ночь гибели группы Дятлова на военной базе в пределах видимости горы Холат-Сяхыл: все как один подтвердили, что в ту ночь видели в небе светящиеся объекты. О странных шарах над местом гибели группы Дятлова сообщали следствию и манси. Именно эти аномалии и породили сотни версий, связывающих смерть Дятлова и его друзей с внеземными цивилизациями и тайными опытами над людьми, осуществляемыми не то инопланетянами, не то секретными лабораториями КГБ. Справедливости ради нужно добавить, что о таинственных светящихся шарах, летающих по небу, жители Урала рассказывают и сейчас. Оба были раздеты до нижнего белья, причем одежда была аккуратно срезана с них ножом. Неподалеко от них обнаружили Игоря Дятлова он лежал, приобняв ствол березы и Зину Колмогорову.
Дятлов и Колмогорова были одеты тепло, разве что ботинок на девушке не было. Еще через несколько дней под снегом недалеко от Колмогоровой нашли тело Рустама Слободина. Но самыми странными были травмы Слободина. При вскрытии у него обнаружилась черепно-мозговая травма, как будто его сильно ударили тупым предметом по голове. При этом кожа на лбу и на голове повреждена не была. Позже исследователи, которые верили в то, что группу убили агенты, которые затем умело замели следы, основывали свою теорию, в частности, на характере этой травмы: чуть ли не единственный способ повредить внутренние органы, не задев при этом кожу, — это сильный удар коленкой. Следствие таких теорий не выдвигало и, несмотря на многочисленные ушибы и травмы, вынесло вердикт: погибли от обморожения. Кедр, около которого были найдены тела Георгия Юрия Кривонищенко и Юрия Дорошенко Части одежды Тела последних четырех участников похода не могли обнаружить до наступления весны. Только когда снег почти окончательно сошел, спасатели снова отправились на Гору Мертвецов. Собака одного из охотников-манси, который помогал следствию, взяла след и нашла вмерзшие в снег черные шерстяные штаны.
Штаны были прожжены, и от них была отрезана правая штанина, чуть дальше охотник нашел женский свитер, от которого тоже часть была отрезана. В ближайшем овраге под слоем снега на расстоянии метра друг от друга были обнаружены тела Людмилы Дубининой, Семена Золотарева, Александра Ковалева и Николая Тибо-Бриньоля. Обнаружение этих тел только еще больше запутало следователей. Людмила Дубинина стояла на коленях, прислонившись лицом и грудной клеткой к камню. Золотарев и Ковалев лежали в обнимку. Дальше появляются детали, совсем уж смахивающие на фильм ужасов: у некоторых отсутствовали глазные яблоки и губы, почти у всех переломаны ребра, у всех обильные внутренние кровоизлияния , у Тибо-Бриньоля продавлен череп, при этом кожа опять же не повреждена. У Людмилы Дубининой отсутствует язык и гортань, но как они были извлечены из тела, непонятно: ни разрезов, ни ран в гортани обнаружено не было. Констатируя смерть Дубининой, врач записал: смерть наступила «в результате воздействия большой силы с последующим падением, броском или ушибом грудной клетки». Что это за «большая сила», патологоанатом не уточняет. Обнаруженный при раскопках настил Лавина Есть много людей в том числе и писатель Борис Акунин , которые придерживаются природной версии гибели группы Дятлова.
Они считают, что походники сами спровоцировали сход лавины. По этой версии, именно в этот момент те, кто был позже найден в овраге, и получили свои многочисленные травмы. Те, кого лавина не задела, выбрались из палатки и доставили своих раненых друзей вниз к оврагу, соорудив для них защитный настил. Дальше здоровые участники похода отправились обратно к стоянке, чтобы взять оставшиеся теплые вещи и дотянуть до утра, но дойти обратно так и не успели и умерли от обморожения. Теория довольно стройная, противоречит ей только то, что следов схода лавины обнаружено позже не было. Также непонятно, почему лавина, превратившая в фарш внутренние органы некоторых туристов, пощадила алюминиевые чашки, лыжные палки, трубу дымохода и вообще весь инвентарь, который был в палатке и за ее пределами. И в итоге умерли — кто от кровоизлияния, кто от холода. Фиолетовая одежда Судмедэксперты, проводившие вскрытие группы походников, найденных в ручье, обратили внимание на то, что одежда у всех была странного сиреневого оттенка. Отнеслись они к этому, впрочем, как всегда, подчеркнуто небрежно. Этот странный фиолетовый оттенок породил еще несколько теорий.
Самая простая из них — в ручье, где были найдены тела, содержалась медь и минералы. Конспирологическая: неподалеку от места стоянки отряда Дятлова была сброшена ракета, содержащая ядовитый топливный газ — гептил. А значит, дятловцы могли отравиться газом и под его наркотическим воздействием убить себя сами, залезая полуголыми на деревья и ударяясь головой о камни. В этом случае неясно, почему советский спецназ оставил на месте преступления столько загадок, а не сделал так, чтобы тела походников просто исчезли навсегда. Участники группы Дятлова Радиация После того как были обнаружены четыре трупа в ручье, следствие решило провести радиологический анализ фрагментов тел и одежды. Сам этот факт вызвал подозрение у многих исследователей.
Не ясно, почему им необходимо было разжигать костёр именно у высокого кедра на открытой площадке и зачем нужно было ломать ветви на высоту до пяти метров. Как они могли получить такие страшные травмы? Почему не выжили те, кто дошёл до ручья и сделал там лежаки, ведь даже на морозе там можно было «дотянуть» до рассвета? И ключевой вопрос: что заставило группу так спешно покинуть палатку практически без одежды, без обуви и без спецснаряжения? Условная схема гибели дятловцев Похороны участников группы в Свердловске проходили с марта по май. А 28 мая следователь дело закрыл. В постановлении было написано, что причиной гибели дятловцев стала некая непреодолимая стихийная сила — весьма туманная формула. Портреты всех девятерых погибших Основные и наиболее вероятные версии Среди многочисленных версий гибели дятловцев, можно выделить несколько основных. В их числе сход «снежной доски», нападение заключённых, сбежавших из колонии, гибель от рук манси, уничтожение группы военными или спецслужбами. Некоторые говорят о ссоре между туристами или озвучивает версии об ударе мощного оружия, которое якобы тогда испытывали в СССР. Наконец есть весьма специфическая и конспирологическая версия о «контролируемой поставке» — о том, что якобы в горах Северного Урала дятловцы встретились с шпионами другой страны. Каждая из этих версий заслуживает отдельного разговора. Убийство манси Изначально в убийстве подозревали местное население Северного Урала — манси. Говоря конкретней, подозревали манси Анямова, Курикова, Санбиндалова и их родственников. Но ни один из них не хотел ни в чём признаваться. Они, скорее, сами были испуганы. Некоторые манси говорили, что видели неподалёку от места гибели туристов таинственные «огненные шары». Они не только описали это явление, но и зарисовали его. В дальнейшем эти зарисовки из дела куда-то пропали. В конечном счёте подозрение с манси было снято. В уголовном деле сказано, что манси, проживающие примерно в ста километрах от этого места, относятся к русским дружелюбно — предоставляют туристам ночлег, оказывают им помощь и так далее. И вообще гора Холатчахль не является священным местом для манси, наоборот — эту вершину представители этой народности всегда старались обходить стороной. Склон, где погибла группа, в зимнее время, по мнению манси, не слишком пригодно для оленеводства и охоты. На одной из фотографий, сделанных туристами, был запечатлён некий знак манси Ссора между туристами, нападение зэков или силовиков-браконьеров Существует версия, что причиной трагедии могла быть бытовая ссора или драка в подпитом состоянии между участниками похода из-за девушек. Эта драка будто бы привела к жёстким насильственным действиям и последующей трагедии. Опытные туристы отвергают это предположение. В частности, против версии междоусобного конфликта выступил эксперт по выживанию в экстремальных ситуациях Виталий Волович. Что касается возможности конфликта с беглыми зэками, то у этой версии тоже есть недостатки. Не ясно, например, почему зэки не взяли деньги и ценные вещи в частности, фотоаппараты. Кроме того, следователь прокуратуры Ивделя в те годы Владимир Коротаев говорит, что побегов в период, когда погибли дятловцы, не было. Следователь Коротаев, который изначально занимался делом дятловцев, но потом был отстранён от него Высказывается также предположение, что дятловцы встретились с офицерами МВД по всей видимости, сотрудниками Ивдельлага , занимавшимися браконьерством. Люди в погонах из хулиганских побуждений, как считают некоторые, напали на туристов, что привело к их гибели от холода и травм. Сам факт нападения якобы впоследствии был скрыт. Критики данной версии напирают на то, что окрестности горы Холатчахль малопригодны для охоты зимой и потому не слишком привлекательны для браконьеров. Кроме того, ставится под сомнение возможность полного сокрытия стычки сотрудников тех или иных спецслужб с туристами в условиях начавшегося масштабного расследования. Лавинная версия Это одна из самых разработанных версий.
Как перевал Дятлова: на заснеженной горе в Приморье сделали пугающую находку
А вот часы Тибо-Бриньоля и Слободина после первой катастрофы работали. Их часы остановятся позже и по другой причине. Когда что-то неожиданно навалилось на палатку, в ней возникла суматоха с элементами паники. Члены группы спросонья ничего не могли понять. В палатке темно.
Дятлов дал команду покинуть палатку. Но через её «вход» сделать это не получилось: от упавшего снега палатку перекосило, её полотно обвисло; в ограниченном из-за этого пространстве люди внутри палатки только мешали друг другу. Тогда была отдана команда — для выхода из палатки резать или рвать её полотно; кто может и чем сможет. Кто-то пытался резать обвисшее полотно палатки горизонтально, кто-то наносил удары по полотну в вертикальном направлении.
Дятлов, возможно, использовал плоскостность своих тапочек в качестве рубящего инструмента и наносил удары ими. Когда ему удалось покинуть палатку, он выбросил эти тапочки недалеко от неё, за ненадобностью эти тапочки потом нашли поисковики. Экспертиза палатки установила: выход группы из неё происходил через вертикальные разрезы—разрывы полотна палатки, сделанные на боковой стороне, противоположной обвалу; разрезы-разрывы полотна палатки были сделаны людьми, находящимися внутри неё. Фотография растерзанной палатки и схема её повреждений присутствуют в уголовном деле.
Палатку покинули все члены группы, на что указывает обнаружение тел погибших ребят вне её. Покинувшие палатку люди, были способны двигаться самостоятельно; их действия имели осознанный характер. Это подтверждается последующими находками поисковиков. Можно сделать однозначный вывод, — во время обрушения снежной массы на палатку никто из ребят не получил смертельных или тяжёлых травм.
Впоследствии, при наружном осмотре найденных трупов туристов было установлено: ребята выбрались из палатки, в большинстве своём, без тёплых курток, штанов и головных уборов, без обуви и рукавиц; каждый участник похода был одет в то, что успел надеть перед самым началом катастрофы. Покинувшие палатку ребята, безусловно, находились в состоянии аффекта. В результате стресса, выброшенный в кровь адреналин блокировал на время реакцию организма на погодные условия. Они пока не чувствовали ветра, дующего с вершины склона.
Минусовая температура окружающей среды в первый момент трагедии также пока сильно не беспокоила. Но гибельную силу холода все члены группы Дятлова почувствуют уже очень скоро. После выхода из палатки ребята оценили создавшуюся обстановку правильно: палатка серьёзно пострадала и существенно деформировалась, особенно в том месте, где располагались тёплые вещи. Попытаться вытащить их оттуда немедленно — члены группы посчитали делом опасным.
Не вызовут ли их попытки добраться до тёплых вещей новый снежный обвал и, в результате этого, гибель людей или их серьёзные ранения? Единственно, что им удалось вытащить — это лёгкую накидку типа пледа. Накидка почти наполовину торчала из разрезанной палатки, поэтому достать её опасности не представляло эту накидку позже обнаружили поисковики. Возбуждённое состояние у членов группы стало проходить, на смену ему пришло ощущение жуткого холода, и каждый турист группы понял — дальнейшее пребывание около палатки в таком практически беззащитном виде грозит им всем неминуемой гибелью от переохлаждения.
Группой было принято решение — отходить от палатки в направлении высокого кедра, виднеющегося ниже по склону. Кедр этот существует до сих пор, и расстояние от него до места нахождения палатки отряда Дятлова составляло тогда 1500 метров. У кедра ребята планировали сделать костёр и обогреться; оттуда можно было вполне безопасно контролировать развитие ситуации в районе палатки, затем на основании наблюдений предпринять адекватные действия по спасению. Группа Дятлова начала отход от палатки вниз по склону, ориентируясь на высокий кедр.
В предрассветных сумерках положение кедра было различимо. Пока ещё слабый ветер с вершины злополучного склона дул ребятам в спину, тем самым облегчал им движение по пересечённой местности, а небольшая позёмка, поднятая этим ветром, не мешала придерживаться выбранного направления. Впоследствии поисковики обнаружили на поверхности склона следы людей, шедших к кедру. Следы располагались на местности почти параллельно, достаточно близко друг от друга, и были оставлены отступающей группой людей, насчитывающей девять человек.
На основании этого можно сделать следующие выводы: — ребята шли к кедру фронтальной цепью; возможно, держали друг друга за руки, чтобы никто при отходе не потерялся, а при необходимости, можно было бы оказать своевременно помощь ослабевшему товарищу; — при отступлении от палатки к кедру члены группы Дятлова никого не поддерживали, никого не несли, то есть, все ребята были способны двигаться самостоятельно. В противном случае, следы отступающих людей имели бы местами характер типа «шатания из стороны в сторону», как если бы несли на себе или поддерживали пострадавшего члена группы, были бы следы падений людей, неизбежных в таких случаях на заснеженной и пересечённой местности. Но таких следов поисковики не обнаружили.
Можно и так, и так написать, но правильней "в эти дни"! Оставляли дары в определённом месте не пересекая границ. По большому счёту, нового, опять сообщили полный ноль.
Все версии давнишние. Добрый ,доверчивый как дети народ. Им злыми не с чего быть ,т. И ведут себя по-хозяйски, а не как пришлые туристы. Вполне могло что то и не понравится. Правда, закончилась она весьма мирно, а начиналась с инцидента.
Для модератора: это географическое название населённого пункта. Перед этим сломав друг другу носы и рёбра и т. Есть такое слово - недопонимание. Остановились на трёх, какая из трёх реальная выяснить не удалось. Версии: лавина, снежная доска и ураган. Я западной Грузии служил.
Была радио точка в горах. Часовой спал,знамо дело. Ну и вырезали всех. Конечно в СССР об этом не говорили. Дружба народов под сомнение не ставилась. У грузин в горах оружия было полно.
На новый год такой фейерверк из трассирующих был… 1 Аноним 4 февраля 2019 года в 18:44 Цитата Dmitrii Zibrov: Где учат таких "писак" - в "эти дни". Прямая калька с английского - these days… - это манся пишет, он даже кирилицы не знает. Одного бы его туда не пустили,т. Вот и собрал группу и потащил за собой…явно не ожидая такого финала. Местные жители и заключённые тут не причём! С какого перепуга ,нужно брать разрешение через органы,для прохождения маршрута через какой то перевал каких то студентов -туристов???
Я думаю,если откроется правда,то родня потребует материальной компенсации за смерть всей группы! Вот и идёт тормоз по всем направлениям! Ещё странно как то,во время семестра,когда лекции и надо проходить новые материалы по учёбе …их вдруг отпускают…Что за необходимость такая? Журналисты, простые люди и просто любопытствующие строят версии и догадки…Прокуратура молчит, полиция молчит…Когда всё засекречено.. Классно написал! Я с самого начала "знал" что это обычное либо заказное убийство.
Причем палачей было несколько. Теперь сомнения рассеялись окончательно. Убили и умотали на снегоступах широких, бесследно. Мой ДМБ 86-88, служил в то же время, что и автор. Про нравы тех лет в СА вообще как с чистого листа. Я служил в Еврейской АО.
Порядки и приоритеты были один-в один! Автор молодец. От этого же, или в давке-суматохе внутри палатки получили травмы два участника. Ночью на ураганном ветру без инструмента нереально откопать даже просто заваленную снегом палатку. Поэтому они решили отходить к границе леса. Группой дошли до кедра.
Попытались там разбить лагерь. Потом несколько человек попыталось вернуться чтобы что то забрать из основного лагеря.
Остальные вещи разложены в беспорядке по палатке. Видимо группа к моменту происшествия находилась в последней стадии переодевания и подготовки к ночлегу. В ближней половине найдено несколько корочек от корейки. По всей палатке разбросаны сухари»… Отметим, что по показаниям Лебедева печка лежала около входа в чехле и с трубами внутри, Брусницин поместил её справа от входа, причём за комком одеял и за вёдрами, без упоминания о чехле и содержимом печки. На второй день мы вышли на перевал и получили с самолета вымпел об изменении плана. Вымпелом сообщалось, что в районе высоты "1079" найдена палатка Дятлова и два трупа. Нам предложили двигаться в направлении высот "1079" и "880", мы находились от этого места километрах в 25.
Следов пребывания группы Дятлова в своем районе мы не обнаружили. В пути следования, примерно в 16. У палатки уже была группа Слобцова, Карелин, там находился Масленников. Поиск в этот день проводил Моисеев с собаками, и они нашли в этот же день труп Колмогоровой и Дятлова. На второй день 28. Палатка была обнаружена на склоне вершины "1079", в 100-150 м от вершины на северо-восток. На первый взгляд палатка представлялась занесенной снегом, но когда мы рассмотрели ее, то увидели, что палатка со стороны входа держалась на центральном колышке и была хорошо укреплена веревками. Другой ее край тоже держался на коле, но, так как средина палатки была завалена снегом, а скаты палатки с наветренной стороны были сильно разорваны, то край опустился и оказался под снегом. В палатку засунуться было невозможно, так как вся она была занесена снегом, и, как были расположены вещи, удалось рассмотреть только при откапывании ее.
Палатка была установлена капитально. На снегу была подготовлена ровная площадка, на снег положены лыжи скользящей поверхностью вверх, на них уже лежало дно палатки. В самой палатке внизу были положены телогрейки в сторону от склона , рюкзаки пустые были разложены по палатке. В этой же стороне палатки к склону у каждого лежали личные вещи. В правом углу, около входа лежала часть продуктов: банки сгущенного молока, концентраты и др. Вообще в палатке находились почти все личные вещи туристов и общественное снаряжение: ведро, топоры, кружки, чашки. Чей рюкзак, в каком месте лежал, я не знаю, товарищи, которые знали, что лежало, называли владельцев вещей, а я этого не знал. На верху палатки, якобы, лежал электрический фонарик китайского производства, и фотоаппарат, но я этого не видел. При осмотре палатки создавалось впечатление, что туристы организованно оставляли палатку.
Палатка Дятлова была расположена на северо-восточном склоне горы "1079", а склон спускался и переходил в лощину. Склон представлял собой неровное понижение, пересекаемое поперек несколькими каменными грядами, идущими параллельно. Вопрос: Каковы по Вашему мнению причины оставления палатки? Ответ: Так же как и все я не могу понять причины оставления палатки группой. Что-то заставило их спешно покинуть палатку, причем так спешно, что для этого пришлось некоторым даже выходить не через дверь, а через разрез, который для этого кто-то сделал. Люди шли в одних носках, Слободин шел в одном валенке, но все же шли от палатки. Может быть их подгонял ветер, но он их не катил по снегу — в этом случае следов бы не осталось». На следующий день, то есть 28. Тогда как до этого 26.
Каким-то образом он засвидетельствовал положение ПЕЧКИ в середине палатки в разобранном виде, то есть в чехле и с трубами внутри. Здесь ПЕЧЬ перебирается на своё законное место в центр палатки, где ей и полагается находиться во время стоянки на бивуаке. Два дня назад его не интересовало наличие или отсутствие трупов в палатке. Он сразу же зачем-то развязал чехол с печкой, нетерпеливо вскрыл её и обнаружил там дрова. Но дрова и трубы дымохода внутри — это две большие разницы, как говорят в Одессе. И потом, могла ли печь находиться одновременно у входа и «примерно посередине палатки»? Становится очевидным, какой разнобой в показания очевидцев внесли не зафиксированные никем манипуляции предыдущих поисковиков с обстановкой в палатке. Для этого сместили снег и подняли полегшую боковину аккуратно подняли одеяла и ватники. Людей в палатке не было.
Осмотрели содержимое. Дно палатки лежало на лыжах, поверх этого были уложены ватники, рюкзаки, гетры и прочее мелкое снаряжение. В головах — на южной стороне были уложены валенки и ботинки, в дальнем правом углу нашли полевую сумку с документами группы, коробку с пленками и деньгами, фотоаппарат и несколько мелких предметов, все было уложено в рюкзак, кроме дневника и документов, отправленных в базовый лагерь. Продолжать дальнейшую разборку вещей не было смысла, а потому все уложили на свои места до прибытия следователя, предварительно приподняв палатку и вытащив оттуда три пары лыж, так как проводники собак шли в пешем строю, а остальные лыжи были использованы нами для отметки мест, где были обнаружены тела погибших.
Но надежных радиомаяков тогда еще не было появлялись лишь первые образцы — еще на лампах , а искать обломки ракет в горах — что иголку в стоге сена.
Поэтому, по предположению Анкудинова, в боевую часть ракеты могли помещать радиоактивное вещество, чтобы впоследствии это место можно было засечь с воздуха отсюда — наличие радиации на одежде дятловцев. Потому-то он и искал ту радиацию, которую в конце концов нашел». Зато выступил эксперт, близко знакомый с культурой манси. Врач, путешественник и директор первого на Урале этнопарка «Земля предков» Алексей Слепухин вот уже 13 лет изучает обычаи коренного народа севера. По его мнению, искать убийц дятловцев среди охотников-манси бессмысленно и бесполезно.
Дятловцам была интересна их культура, они учили мансийские слова, готовились к встрече с ними. Для пацанов, отправившихся в поход в 1959 году, это тоже было экзотикой. Но если винить манси, сначала найдите причину, по которой манси могли бы их убить». Теоретически таких причин могло бы быть две именно они озвучивались в разных публикациях. Первая — дятловцы могли наткнуться на святое место и осквернить его.
Ребята, которые шли в графике по нитке маршрута, никак не могли на них наткнуться». Таким же образом исследователь отметает и идею о краже дятловцами каких-то драгоценностей у манси. Да, туристы шли по «путику» — по хозяйственной территории манси, где ведется охота почему и видели «катпосы» — мансийские знаки. Но наказать туристов да еще девятерых! Манси очень педантичные, они никогда ничего лишнего не делают.
Это таежные люди с рассчитанной жизнью». По словам Слепухина, мансийская гипотеза сегодня часто всплывает в самых причудливых вариациях. Я всем говорю: приезжайте в Ивдель, сами манси не очень охотно впускают в свою культуру, но там есть много исследователей манси. Вы поймете, что никаких подтверждений предположений о так называемых сакральных местах по пути группы Дятлова нет». При этом эксперт оговаривается, что криминальные истории с представителями манси все же происходят чаще всего криминал, да и в целом деградация манси связана с алкоголем и их откровенным «спаиванием» русскими — прим.
Так что, если им надо, это они будут делать независимо ни от чего. Но и следов вы никогда не найдете». Телеграмма Хрущеву Наталья Варсегова, корреспондент «Комсомолки» федеральное издание уже много лет ведет расследование трагедии с дятловцами рассказала о документах, найденных в российском госархиве новейшей истории 24 листа , среди которых подробная докладная записка московских альпинистов, участвовавших в поисках по заданию ЦК КПСС, выдержки из заседаний свердловского обкома партии и телеграмма родственников Колеватова Хрущеву. К назначенному сроку, 9 февраля, группа туристов политического института Свердловска не возвратилась из похода с Северного Урала, — говорится в телеграмме Риммы, сестры Александра Колеватова.
Тайна перевала Дятлова раскрыта в Отрадном – новая версия трагедии
Фактически эвакуировавшись из палатки, дятловцы не разбегаются в разные стороны или разбившись на компании. И в том месте, где стояла палатка дятловцев, я провел снегомерную съемку – сколько и какого снега накапливается. это сшитые две вместе палатки. Там же Темпалов четко указывает, что палатка Дятлова стояла в 15 метрах от настила в сторону кедра. Позже были найдены оставшиеся четверо «дятловцев», которые также подверглись пытке уже находившимися на грани нервного срыва агентами, поэтому их травмы самые жестокие. две палатки по 200 см с вшивкой центральной полосы шириной 50 см.
Группа Дятлова. Зачем они поставили палатку на склоне?
История таинственной гибели дятловцев в то время не была раскручена, потому мало кто знал о трагедии, а рассказы о ней воспринимались в качестве страшной легенды. И это сенсация, ведь палатку обнаружили только 26-го, а первые тела — 27 февраля. Авторы поделились друг с другом последними новостями и наработками. Сторонники этой версии считали, что «дятловцы» стали случайными очевидцами тайного испытания какого-то новейшего оружия. Чивруайская трагедия — это второй перевал Дятлова, о котором очень мало информации.
Девять погибших
- Подозревали манси
- Последняя запись из дневника группы
- «Для жителей Вижая в гибели дятловцев уже тогда все было очевидно», 3 февраля 2019 года
- Все версии гибели группы Дятлова
- «В такую погоду выходить выше уровня леса очень экстремально»
Гибель группы Дятлова: «Секретные материалы» советского туризма
это сшитые две вместе палатки. Мы дошли до места на ее склоне, где поисковики в 1959 году обнаружили палатку дятловцев, помолчали и подумали о жизни и смерти. Он был сторонником общего нашего мнения – нечто сверхъестественное пришло с неба и заставило дятловцев покинуть палатку.
Где снежные гребни? Снова к вопросу, кто установил Палатку Дятловцев на склоне Холат-Чахля
Что свидетельствует о том, что дятловцев из палатки могли выгнать сильный ветер и/или инфразвук? Частично раскопанная от снега палатка группы Дятлова. Палатку дятловцев и их амуницию они перевезли с какого-то другого места на эту гору.
Загадка перевала Дятлова: вскрывавший палатку очевидец озвучил свою версию
Перевал Дятлова: тайна гибели туристической группы | Палатка дятловцев Что с ней произошло и почему не работают 99% версий Часть 1. |
Генпрокуратура окончательно определила причину гибели группы Дятлова | Место обнаружения палатки группы Дятлова. |
«Для жителей Вижая в гибели дятловцев уже тогда все было очевидно»
Но один за другим погибли 9 человек. И вот, когда последние мужчина и женщина уже попрощались с жизнью, вода неожиданно начала отступать. Выжившая пара явилась залогом возрождения народа манси, а роковая вершина с тех пор в сознании людей стала связываться со смертью. Девять злых колдунов Существует и еще одно третье по счету предание о горе Холатчахль. Оно гласит, что на этом месте шаманы народа манси сразились с девятью могущественными колдунами. Победа над силами зла была одержана, но враги превратились в кровожадных духов, не способных покинуть роковую вершину, потому что там их удерживает мощное заклятье. Манси считают, что простым смертным ни в коем случае нельзя и близко подходить к проклятой горе, да и не каждый шаман рискует обращаться к этой древней злой силе. Были и другие жертвы Во все эти предания можно было бы и не поверить, если бы они не подтверждались необъяснимыми смертями. Как утверждают исследователи, гибель группы Дятлова не была единственной трагедией, случившейся на том нехорошем месте. Например, Т. Шнуровозова написала, что в 1961 году над горой Холатчахль разбились три вертолета с геологами.
Причем, общее количество жертв этих авиакатастроф тоже составляет 9 человек. Всего, по подсчетам местных жителей, в окрестностях роковой вершины бесследно пропали или умерли 27 жертв. В основном, это были ученые и туристы. Еще в 30-е годы ХХ века сообщалось о женщине-геологе, погибшей на перевале. А в 2003 году над горой смерти чуть не потерпел крушение вертолет, но 9 человек, находившихся на борту, чудом остались живы. В народе ходят слухи о том, что власти скрыли факт гибели 9 заключенных Ивдельлага, совершивших дерзкий побег в конце 50-х годов ХХ века. Якобы охранники исправительного учреждения, отправившиеся в погоню, нашли трупы заключенных на склоне горы Холатчахль. Тогда никакого расследования проводить не стали. Поговаривают и об исследователях из Ленинграда, пытавшихся раскрыть тайну гибели дятловцев, но только повторивших их судьбу.
Если бы опытные охотники были причастны к убийству, они бы так скрыли следы преступления, что никто и никогда не сумел бы обнаружить ни трупы дятловцев, ни их лагерь. Священные места Одной из причин, почему обвинения в адрес манси не утихают, является их поклонение священным местам, которые на языке этого народа носят название «ялпынг-ма». Ни для кого не секрет, что православное крещение никак не мешает жителям Урала и Сибири сохранять свои древние верования. Языческий культ предков и христианство прекрасно уживаются в сознании этих людей. Энциклопедия «Мифология манси», подготовленная к публикации сотрудниками Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, указывает, что священными для представителей коренного народа могут быть любые места: горы, озера, реки, рощи. Там шаманы совершают свои ритуальные действия, приносят в жертву духам головы тотемных животных, чаще всего — медведей. Поскольку ялпынг-ма исполняют роль тайных святилищ, доступ туда закрыт для посторонних. Особенно это касается женщин, даже матери и супруги охотников-манси не имеют права посещать такие места. Считается, что прекрасные дамы могут оскорбить своим присутствием духов, и те перестанут помогать в делах, в добыче пушного зверя и рыболовстве. Некоторые исследователи полагают, что Игорь Дятлов и его товарищи были не просто туристами. Они могли отправиться на поиски таинственного святилища манси, где надеялись обнаружить древние артефакты. Якобы за это участники экспедиции и были убиты по указанию шаманов, оберегающих от посторонних глаз свои ялпынг-ма. Гора смерти Однако гора Холатчахль, как выяснили этнографы, не являлась священной. Напротив, все манси старались обходить ее стороной, поскольку это место издревле пользовалось в народе дурной славой. Урочище «Перевал Дятлова» расположено на самой северо-западной окраине Свердловской области, в 128 км от города Ивдель. Высота горы Холатчахль составляет около 1096 м 70 см. Ее точное наименование на языке манси «Холат-Сяхыл» переводится как «Гора мертвецов» или «Гора смерти». Писательница Татьяна Шнуровозова в книге «Таинственные места России» объясняет такое страшное название древней легендой о кровожадной языческой богине Сорни-Най. Это могли быть олени, утки, любые другие живые существа. Но однажды по неизвестным причинам шаманы принесли в жертву богине 9 молодых охотников манси, и эта жертва так понравилась богине смерти, что всем остальным жертвам она стала предпочитать именно людей», — написала Т.
Какая может быть прорубь возле избы? И кто будет прорубать прорубь в заброшенном посёлке? Опять "народный умелец" написал невпопад. Так и выдаёт себя. Я его не ругаю, а только сигналю, что его вставку заметил. За что его ругать? Может, он специально вставляет нелепицы, чтобы они нам бросились в глаза и мы догадались бы кое до чего. Не ругать, а благодарить надо. Сами-то они как охотники используют широкие лыжи. Шешкин Константин Ефимович 1933 года рождения, охотник - мансиец, проживал в юртах Пелым, Бурмантовский сельсовет. Допрошен прокурором города Ивдель Темпаловым 6 апреля 1959 г. Охотились мы, не доходя Уральских гор, примерно, 15 км. На охоте видели следы туристов на узких лыжах, которые шли по р. Следы были запорошены снегом на 4-5 см. Самих туристов не встречали и не слышали их. Как и что с ними случилось, мне неизвестно. Бурмантово я слышал, что туристы потерялись, я говорил, что мы были на охоте и на р. Лозьва видели следы лыж туристов". Запорошить следы на 4-5 см могло за неделю. То есть люди прошли в первых числах февраля 1959 года. Никаких людей "на узких лыжах", кроме туристов группы Дятлова, в то время и в том месте не было. Группа Дятлова, поднимаясь всё время по Лозьве, находилась в том месте на расстоянии однодневного перехода от Отортена. Только так я могу интерпретировать показания Шешкина К. Это заключение "далеко идущее". Из него следует, что туристская группа Дятлова дошла-таки по реке Лозьва двигаясь только по ней до горы Отортен, до какого-то её склона, но на вершине не была - записку предыдущей группы из МГУ снял Аксельрод 27 февраля. Огненные шары. Пишущий эти строки не раз наблюдал странные замаскированные цистерны, прибывающие на станцию "Полуночная", вокруг была охрана. Были очевидцы, что ночью эти цистерны разгружались в бронетранспортеры, направляющиеся на север. Пишущему эти строки удалось узнать по железнодорожным накладным содержимое таинственных цистерн. Там значилось: "сжиженный газ". В 1966 году были очевидцы, которые утверждали, что лично в районе, близком к тому, где произошла трагедия, скрученные по нескольку штук и вырванные с корнем сосны, разбросанные по лесу. Вроде бы версия о секретных взрывах получает правдоподобность". Поскольку слышались шумы, наблюдались бетонные дороги и патрули на них, и всё это в ненаселённой части Ивдельского района, то, надо полагать, были и подземелья, в которые эти бетонные дороги вели. Повторим, что "шумы и бетонные дороги" - в районе Чистопа и Отортена. О скрученных соснах я не смог ответить участнице форумов Фиолетте. Вопрос труден для объяснения. Профессора высказывают разные предположения, но чёткого ответа не дают. Сами по себе скрученные сосны, лиственницы, кедры и другие деревья на Урале - не редкость. Они встречаются на вершинах гор и горушек, как правило, на скалах или непосредственно рядом со скалами. Скрученность вокруг вертикальной оси дерева обычно объясняют воздействием появляющегося и исчезающего электрического поля, в которое попадает дерево. А электрическое поле возникает при трении огромных блоков горных пород друг о друга при их подвижках. Дело в том, что Уральский хребет находится в зоне сжатия, определяемом встречным движением литосферных плит: Средне-Русской и Западно-Сибирской. Возрастание абсолютных отметок горных вершин 1079 до 1096, 880 до 905 в районе поисковых работ - свидетельства сжатия и выпирания блоков вверх. Статическое электричество на поверхностях трения блоков разряжается. При этом создаётся такая конфигурация поля в конкретных условиях расположение деревьев, скал, их высота и т. Поскольку процесс многоактный, дерево будет поворачиваться в своей верхней части и закручиваться. Не объясняются вырванные с корнем и разбросанные скрученные деревья. Конечно, действует не взрыв - он бы разбросал и сломал все деревья без разбора и не только деревья. Чтобы судить о таком явлении, оно должно быть подробнее и яснее описано. По приведённым данным можно сделать осторожное предположение, что действовал большой электромагнитный импульс. Откуда ему взяться? От "огненных шаров". Вообще говоря, это осторожная аналогия с явлениями вырывания деревьев с корнем в районе "тунгусского чуда". Там подлетали вверх также небольшие жилища и люди см. На самом деле они не были болидами, а сгустками плазмы, которые, по отзывам некоторых свидетелей, вращались. Если подлетают вверх люди, значит, их притяжение вверх превосходит притяжение к Земле. Как только "болид" пролетал, приподнятый над поверхностью Земли объект падал. Отсюда можно делать предположение о преодолении гравитационного поля Земли летавшими кусками плазмы. О гравитационном и электромагнитном полях как составляющих единого поля говорил Альберт Эйнштейн. На примере Тунгусского феномена это единство или, по крайней мере, взаимодействие - проявляется. На форумах о дятловцах к вопросу о сильных электромагнитных полях в районе Отортена и горы "1079" подходила только Фиолетта. Она это делала через американский HAARP High Frequency Active Auroral Research Program - в вольном переводе "Программа высокочастотного активного исследования полярного сияния" как систему, способную создавать ситуацию, подобную Тунгусскому феномену. Её инициатива была встречена ярой реакцией и зубоскальством. На этом попытки объяснить некоторые явления на Отортене вырванные с корнем скрученные деревья, азимутальное отклонение до 60 градусов на абрисе Масленникова Е. Но вопросы остались. На мой взгляд, очень здраво высказывался по "Тунгуске" Михаил Гернштейн. Он доктор физико-математических наук появляется на форуме АЭН - Ассоциация Экологии Непознанного , и я ждал его комментария, но он, возможно, не встретил высказывания Штрауха О. После настоящей публикации ссылка на информацию Штрауха О. Привожу здесь записи из дневников собственных наблюдений: "17. Голубовато-белый шар был окружён большим синеватым ореолом. Временами он вспыхивал, напоминая вспышки далеких молний. Когда светящееся тело скрылось за горизонтом, это место несколько минут ещё светилось". Полуночное посетила внучатая племянница архитектора Н. Всеволожского, по проектам которого застраивался посёлок Полуночное. Людмила Борисовна Всеволожская приехала в Полуночное для сбора материалов для книги о роде Всеволожских. Для некоторых справок она посетила и меня как хранителя некоторых личных бумаг архитектора. В разговоре о наших краях мы коснулись трагедии группы Дятлова. И вот какую интересную справку о ней она мне рассказала, причём просила эту историю в газете не публиковать. В своё время она работала тренером туристической секции спортивной школы г. И вот её рассказ: - Мы должны были нашей группой туристов отправиться на гору Отортен вслед за группой УПИ. Прошло несколько дней после проезда "дятловцами" Серова, и тут мне позвонили из Свердловска, что маршрут на Отортен закрывается и нам следует отставить выход. Конечно, эта весть, как громом поразила - почему? Однако причины нам не сообщили. Это было в конце января - начале февраля 1959г. А ведь то, что группа потерялась, стало известно после 12. Дятлов не сообщил с Вижая о проходе контрольного пункта. А розыск пропавшей группы, после настоятельных требований студентов УПИ, был начат лишь 20. Вопрос: Почему нас не пустили в маршрут? Значит, что-то стало Комитету физкультуры известно? Почему сразу же не приняли меры к возврату группы? Вот ещё одна загадка в деле группы Дятлова". Всеволожская получила телеграмму из Перми о том, что группе пермяков на Отортене делать нечего, а дятловцы, ничего не подозревая, направились в распростёртые объятия смерти. Подчёркиваю: это стало известно 25 января 1959 года. Поскольку в Ивделе туристы были ранним утром, а их стремления были направлены на "захват автобуса", то маршрутный лист в милиции Ивделя не зарегистрировали. Отсутствие регистрации, по-видимому, усугубило тяжесть их судьбы. Людмила Борисовна, а, скажите, какой маршрут был у пермской группы? Это группа была из Пермского педагогического института, они пошли по Вишере и пошли на Ишерим. А я обиженная вернулась домой из Серова. А вы заранее подавали заявку на маршрут? Мы - из Перми. И она не была рассмотрена? Да, нам ее не подписали. Так мне объяснил руководитель группы. Телеграмму дал.
Подозревали манси Самой первой версией криминалистов, показавшейся им наиболее правдоподобной, было убийство дятловцев, совершенное местными жителями. В преступлении заподозрили представителей коренного малочисленного народа манси. И хотя сотрудники прокуратуры впоследствии отказались от данного предположения, некоторые энтузиасты-исследователи до сих пор придерживаются этой версии. Одним из них является журналист и общественный деятель из Нижнего Тагила Валентин Дегтерев. В своих интервью и выступлениях в СМИ он утверждает, что охотники-манси следили за группой туристов. К такому выводу журналист пришел в результате анализа дневников, которые вели некоторые дятловцы, и снимков, сделанных ими во время своего последнего путешествия. Эти пленки были обнаружены на месте трагедии вместе с фотоаппаратами молодых людей. Впрочем, большинство исследователей отвергают версию причастности манси к гибели туристов. Так, известный писатель-документалист Алексей Ракитин в своей книге «Перевал Дятлова: загадка гибели свердловских туристов в феврале 1959 года и атомный шпионаж на советском Урале» покритиковал прокурорских работников за попытку быстро закрыть дело, повесив убийство на местных жителей. Автор считает, что дятловцы могли случайно стать свидетелями испытания сверхсекретного оружия, что и привело к их гибели. Отрицает причастность манси к убийству и ученый-этнограф Алексей Слепухин, который специализируется на изучении культуры и традиций коренных народов Урала и Сибири. На пресс-конференции, организованной некоммерческим фондом памяти группы Дятлова к 57-летней годовщине трагедии, этнограф отметил, что именно манси помогли следователям найти останки туристов. Если бы опытные охотники были причастны к убийству, они бы так скрыли следы преступления, что никто и никогда не сумел бы обнаружить ни трупы дятловцев, ни их лагерь. Священные места Одной из причин, почему обвинения в адрес манси не утихают, является их поклонение священным местам, которые на языке этого народа носят название «ялпынг-ма». Ни для кого не секрет, что православное крещение никак не мешает жителям Урала и Сибири сохранять свои древние верования. Языческий культ предков и христианство прекрасно уживаются в сознании этих людей. Энциклопедия «Мифология манси», подготовленная к публикации сотрудниками Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, указывает, что священными для представителей коренного народа могут быть любые места: горы, озера, реки, рощи. Там шаманы совершают свои ритуальные действия, приносят в жертву духам головы тотемных животных, чаще всего — медведей. Поскольку ялпынг-ма исполняют роль тайных святилищ, доступ туда закрыт для посторонних. Особенно это касается женщин, даже матери и супруги охотников-манси не имеют права посещать такие места.
7 версий о том, что же на самом деле случилось на перевале Дятлова
И это не банальная опечатка", — взволнованно пишет эксперт. Дегтерев также ссылается на фотографии, имеющиеся в деле — на них нет общего плана палатки, и внимательный наблюдатель может рассмотреть, что левая и правая часть принадлежат разным по конструкции палаткам. По мнению нижнетагильского специалиста, туристы из группы Дятлова перед смертью поссорились и разделились — часть из них остались на склоне горы, другие ушли в сторону леса и поставили там вторую палатку. Ясно, что все люди погибли насильственной и очень страшной смертью", - к такому выводу пришел Дегтерев.
Не отрицаю. Но речь не про фото палатки, а про: рассказывал человек, который принимал участие в поисках. Было показано фото, места установки палатки, по всем правилам подстилка зимнего туризма, находящееся место со слов поисковика неподалёку. Из этого может следовать: 1. Переставили сами на склон. Была опасность может показалось со стороны леса … Либо 2. А там ли она произошла или началась.
Зачем изначально лепить её на склоне, если есть более подходящие места недалече. Вопросов много, и меньше не становится. В свободном доступе, много доков по делу, и почти по каждой бумажке?. Цитата У одного человека на свитере, это связано с его работой. Не могу отрицать. Последний раз, год назад документы пересматривал. Сейчас опять копаю. Вся "загадочность" высосана из пальца с целью напустить тумана на очевидный криминал местных жителей.. Бред сивой кобылы. Во-первых у манси есть карабины, а у студентов ни одного огнестрела.
У студентов были ножи, там бы этих мансей полегло немеряно, больше чем студентов. Во-вторых круг вертолетной посадки был обнаружен первыми поисковиками, что говорит, что был военный вертолет, трассирующие патроны от пулемета найдены образца 1954 г. В-третьих у некоторых пена изо рта и признаки химического отравления, да плюс радиация. Если только эти манси были инопланетянами и взорвали небольшое нло у них над головами. Короче, очередной вброс и перевод стрелок с военных и КГБ. О том, что это "дело военных" сказано было из ЦК по своим каналам, поэтому и засекретили. Версия - чистый бред из разряда "легенд". Дешевой славы захотелось! В 89 году мы были с муже в Вижае и в Ушме - ни про каких манси отродясь никто не упоминал! Мы встречались с теми, кто еще помнил группу Дятлова, говорили, что слишком самонадеянные были и неподготовленные, что их предупреждали и о погоде, и о возможности схода снежной доски, но они все равно пошли туда.
Никто им не угрожал, наоборот, помогали, чем могли. Потому что автомобильные петлицы носили ВВэшники для шика,в основном водительский состав,возивший начальство. Буквы"ВВ" на погоноах вас ведь не смутили? В своё время, будучи студентом в 60-е годы, поездил по стране немало. Сегодня стало модно писать о том, что дружба народов в СССР выдумка советских политологов. Могу утверждать - дружба была. Я был в студенческих отрядах на целине, на БАМе, строил спорткомплексы в Крыму, отдыхал в Прибалтике. Везде я встречал доброжелательность, взаимовыручку и понимание. Конечно были исключения, но на то они и исключения. Поэтому в дикость народа манси не верю.
Уж лучше поверить В. Высцкому про Кука. Был еще батальон ИТСО те действительно в ивдельские лагеря на вышки засылали. Больше половины прибалты , чечены и осеты в ремроте. Сам цветной милбат 5425. Сержантская учебка. Ни каких встречных караулов там не готовили. Тигр козла сожрал. Теперь давай про Дятловцев. Что, раскроете секрет накажите виновных?
Ветер практически сам погнал дятловцев вниз. Ребята старались идти рядом. Однако маловероятно, что в такой обстановке все смогли удержаться в пределах видимости. Жуткий холод пронзал туристов, дышать было трудно, соображать — еще труднее. Скорее всего, группа распалась. Свидетельство одного из поисковиков Бориса Слобцова: «…следы вначале шли кучно, рядом друг с другом, а дальше расходились». У третьей гряды несчастье постигло самого спортивного.
Уверенно идти по снегу - одной ногой босой, а другой обутой в валенок, - не получилось, особенно, через обледеневшие камни. Рустем Слободин потерял равновесие и крайне неудачно упал, сильно при этом ударившись головой о камень. Скорее всего, остальные дятловцы, занятые преодолением гряды, на его отставание сначала внимания не обратили. Спохватились потом, чуть позже: стали разыскивать, кричать, звать. Очнувшись, Рустем Слободин еще прополз некоторое расстояние вниз, прежде чем потерял сознание но тело Слободина было найдено по направлению к палатке и с такой травмой он не мог бы ползти. Травма была очень серьезная — трещина в черепе… Он умер первым, замерз в бессознательном состоянии. Дойдя до леса, дятловцы развели костер у высокого кедра, на единственном найденном в темноте месте, где снега под ногами было немного.
Необходимо было найти место, где можно укрыться. На поиск убежища Дятлов отправил самых хорошо экипированных членов группы — Золотарева, Тибо-Бриньоля и Люду Дубинину. Втроем они брели к границе леса, обходя овраг, на дне которого течет ручей. В темноте ребята не заметили, как вышли к крутому семиметровому обрыву и оказались на небольшом снежном карнизе. Падение с семиметровой высоты на каменистое дно ручья не прошло бесследно для всех троих, все они получили множественные телесные повреждения, описанные впоследствии судмедэкспертом: Тибо-Бриньоль — тяжелую травму головы, Золотарев и Дубинина — травмы грудной клетки, множественные переломы ребер. Двигаться ребята уже не могли. Сейчас трудно установить, шел с ними до места падения Саша Колеватов или он с Игорем Дятловым нашел ребят позже уже в беспомощном состоянии.
Как бы там ни было, он не бросил товарищей, помог перетащить друзей выше по ручью, ближе к костру. Затем Дятлов, Колеватов и Колмогорова соорудили в естественном углублении настил из пихт. Делалось все практически замерзшими руками, без рукавиц, без обуви, без теплой верхней одежды. Костер у кедра остались поддерживать Юра Дорошенко и Юра Кривонищенко. На продуваемом пригорке, у границы леса, где находился кедр, сооружать костер было нелегко. Однако огонь и первые признаки тепла сыграли с Юриями злую шутку. Их стало клонить ко сну.
Ребята начали сознательно причинять себе травмы для того, чтобы боль возвращала сознание, чтобы не замерзнуть в беспамятстве. Следы этих травм потом опишет судмедэксперт: ожоги, прокусы ладоней, царапины. Оба Юрия умерли раньше, чем все оставшиеся. Состояние раненых на настиле быстро ухудшалось. Дорошенко и Кривонищенко , Дятлов нашел там уже замерзшими. Видимо, считая, что надо утеплить раненых, он срезал с них часть одежды. Сейчас трудно сказать, кто первым пошел вновь искать отставшего Слободина — Игорь Дятлов или Зинаида Колмогорова.
Как бы там ни было, они ушли на его поиски, не желая свыкнуться с мыслью, что найти что-то в данной обстановке совершенно нереально… Так их и нашли потом — замерзшими на склоне: Слободина, Колмогорову и Дятлова. Дятлов замерз в волевом положении, не свернувшись в позе эмбриона, в какой обычно находят замерзших. Возможно, не дождавшись Дятлова, Колеватов пошел к первому костру, но обнаружил там только потухшее кострище и мертвые тела Дорошенко и Кривонищенко. Вероятно, в тот момент парень осознал, что Дятлов с Зиной также уже мертвы…Колеватов побрел назад к настилу, где лежали его мертвые друзья. Он прекрасно понимал, что шансов на выживание уже нет. Трудно представить степень отчаяния этого человека.
Олег Архипов, исследователь тайны гибели группы Дятлова, писатель: «Почерковедческая экспертиза показала подлинность почерка. Никаких изменений, манипуляций более позднего периода не имеется». А вот как этот текст из личного архива следователя ложится на рассказы очевидцев. Михаил Шаравин, участник операции по поиску группы Дятлова: «Там было свидетельство одно. Неужели следствие и военные пытались запутать следы? Впрочем, как раз это и может объяснить грубую ошибку, которую, возможно, и не допустили опытные туристы, устанавливая палатку. Дмитрий Алешкин, эксперт по выживанию, путешественник: «Там, где они встали, — это самое ветреное место из всех возможных вариантов. Если есть возможность уйти в лес, обязательно нужно вставать в лесу. Потому что нет ветра и в случае внештатной ситуации вы всегда можете развести огонь, всегда». Юрий Кунцевич, руководитель фонда памяти группы Дятлова: «Внизу в зоне леса обнаружен настил из веток. Так вот там и стояла палатка. Зачем иначе настил-то? Неужели палатку уже потом перенесли наверх, чтобы свалить все на стихию и оплошность туристов?