Страстная неделя в 2024 году у православных. Страстная седмица посвящается воспоминаниям о последних днях жизни Христа на Земле, в том числе о его лишениях, распятии, смерти и погребении.
Страстная или Цветная? История и современные особенности последней недели перед Пасхой
Страстной эту неделю называют потому, что мир переживает Страсти Христа — его предательство, суд над ним, истязания и позорную смерть. Что символизирует эта неделя, почему так называется и как предписано вести себя верующим в это время — читайте в нашем материале. Страстная седмица (неделя) — это предшествующая Пасхе неделя, во время которой святая Церковь воспоминает последние дни земной жизни Господа нашего Исуса Христа, Его страдания, смерть и погребение. Страстной принято называть неделю до праздника Пасхи. Почему воскресенье перед Страстной неделей называется Вербным? это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая.
Страстная неделя у христиан
Страстная пятница - самый скорбный день церковного календаря: именно в пятницу совершилось Распятие и Крестная смерть Христа. Шесть долгих часов мучительных страданий на Кресте. Евангелие сообщает: Крестная смерть Христа произошла в девятом часу около трех дня по нашему времени. Поэтому во второй половине дня из алтаря в центр храма выносят плащаницу - "погребальную пелену", особую икону из ткани, изображающую снятое с Креста Тело Спасителя. В Великую пятницу до выноса плащаницы не принято есть, в этот день не служат Божественную литургию - в знак того, что в Страстную пятницу Сам Господь принес Себя в жертву. Безгрешный и бессмертный по Своей Божественной природе, Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву, пройдя человеческий путь до конца - через страдания и смерть. И сделал Он это из любви к нам, людям.
Тициан Вечеллио, 1565 г. Страстная суббота - время, когда, как говорят в Церкви, "да молчит всякая плоть", то есть время внутренней сосредоточенности и тишины. Время ожидания Воскресения Христа. Но, пребывая Телом во гробе, Душою Своею Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая спасения мира, томились души всех умерших и даже души святых ветхозаветных времен. Безгрешный и бессмертный по Своей природе Иисус Христос нисходит во ад, но не задерживается там - ведь в Нем нет ничего от греха, да и смерть не властна над Ним, Сыном Божьим. И Христос выходит из ада.
И выводит за собой души ветхозаветных праведников. Во время Божественной литургии Великой субботы есть поразительный момент - переоблачение священников из черных одежд в белые. Символ того, что Христос Своею смертью упразднил, аннулировал неотвратимость человеческой смертности - в Церкви говорят: "смертию смерть поправ". В Великую субботу освящают куличи, пасхи, мясо и яйца, которые появятся на праздничном столе после пасхальной службы.
Это деяние несет в себе символическое значение — дерево символизирует нераскаявшуюся душу. Как православные встретили первую за три года Пасху без коронавирусных ограничений Кроме того, в Великий понедельник верующие вспоминают историю патриарха Иосифа. Собственные братья позавидовали его божественному дару провидения, продали его в рабство египтянам, а одежду измазали кровью, инсценировав нападение диких зверей. Однако в Египте Иосиф возвысился еще больше, став помощником фараона. В Великий вторник богослужения повествуют о последней проповеди Христа в Иерусалимском храме, верующим напоминают о напутствиях Сына Божиего.
Великая среда — день предательства Иудой Христа. Ученик Мессии продал наставника за 30 сребреников, указав на него преследователям в Гефсиманском саду. В этот же день вспоминается эпизод, в котором женщина омыла ноги Иисуса и совершила обряд помазания благовонным маслом миро. Великий четверг связывают с Тайной вечерей, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников.
Великий вторник. Богослужения повествуют о том, как Христос говорил с людьми в иерусалимском храме, о его притчах ученикам: о талантах, воскресении мертвых и Страшном суде. Великая среда. По Библии, Иуда Искариот в этот день решил предать Христа за 30 серебреников.
В этот день верующие стараются исповедаться. Великий четверг. Вечером начинается одна из самых длинных служб в году, "Двенадцать Евангелий", на которой вспоминают страдания Христа. В этот день верующим нужно причаститься. Также в этот день готовят дом к Пасхе — прибираются и стирают одежду, красят яйца, пекут куличи. День получил и другое название — Чистый четверг. Великая пятница. Это день траура, так как именно в пятницу Иисус Христос был осужден и распят.
В четверг разрешено есть вареные и тушеные блюда без масла. В пятницу верующие не едят целый день. Накануне Пасхи — в субботу — готовят горячую еду без масла и пьют вино. Ранее сообщалось, что строго запрещено делать на Страстную пятницу и когда можно печь куличи к Пасхе. Традиции Если человек в течение трех лет строго соблюдал пост в Великую пятницу, то сможет узнать о своей смерти за три дня. Была и иная версия: если ничего не есть в Страстную пятницу, Бог простит все грехи.
Нужно вернуться домой до заката и не выходить до утра. Считалось, что в эту ночь плодится нечисть. В старину была традиция на Страстную пятницу шутить и разыгрывать людей. Чем больше незамужняя девушка сделает розыгрышей, тем лучше у нее будет жених. Также на Страстную пятницу перед иконой Богородицы зажигают лампаду или свечу, произносят молитву.
Страстная седмица: гид по неделе
Нет поста и всю следующую неделю за днем Пасхи, называемую Светлой с 25 по 30 апреля. Снисходя к немощи больных или тяжело работающих людей, Церковь допускает для них послабления. Как учат святые, "мы не телоубийцы, то есть не убийцы тела, мы убийцы греха". Когда красить яйца, готовить куличи и пасхи? Когда их освящать? Если быть точными, не освящать и не святить, а получать благословение на непостную пищу - яйца, творожную пасху, сдобные куличи, мясное. Слова "освящать" или "святить" в данном случае употребляются не точно: ни яйца, ни буженина, ни даже кулич святынями после окропления их святой водой не становятся, мы просто получаем благословение на то, чтобы съесть это все в праздник. Но в быту используется именно слово "освящение".
Освящают яйца с куличами и пасхами в Страстную субботу, для тех, кто не успел, - в воскресную ночь, после Пасхального богослужения или в Светлое Воскресенье утром. Красят же яйца и готовят остальную снедь обычно в Страстной четверг или в Страстную субботу. Причем священники призывают к тому, чтобы хозяйственные хлопоты не затмевали для нас богослужений Страстной недели. Рафаэль Санти, 1518-1519гг. Календарь Страстной недели Страстные понедельник, вторник и среда посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с учениками. На Страстную верующие стараются непременно прийти на исповедь и причаститься. И хотя сделать это можно в любой день, больше всего желающих исповедоваться бывает в среду.
Ведь исповедуясь накануне Великого четверга, верующие потом причащаются в четверг утром - в память о том, что именно в этот день Господь установил Таинство Причащения. Произошло это во время Тайной Вечери Христа с двенадцатью апостолами, и в Великий четверг в храмах вспоминают это событие.
Великая Пятница в 5 веке была днем самого строгого поста и печали. В Иерусалимской Церкви еще до восхода солнца молились сначала у столба, где бичевали Христа, затем на Голгофе, перед епископской кафедрой перед Крестом ставился стол, на котором полагалось святое древо Креста под охраной диаконов. Охрана была необходима, поскольку народ сходился, чтобы приложиться к святому древу и был случай, что кто-то отгрыз и похитил частицу. Перед святым древом Креста сперва читались псалмы, в которых говорится о страданиях Господа. Затем - отрывки тестов из Апостола, где повествуют о страданиях Господа Его ученики. Читались евангельские повествования, где Он страдает, читались отрывки из пророческих текстов, которые предвещают страдания Господа. Итак, в течении этих трех часов весь народ поучается тому, что не произошло ничего, что не было бы предречено, ничего, что не исполнилось бы всецело. С чтениями постоянно чередуются молитвы, которые приспособлены к дню, И при каждом чтении и молитве бывает такая скорбь и такой стон во всем народе, что возбуждает удивление, ибо нет никого, ни старого, ни малого, который в этот день, в эти три часа не плакал столько, сколько нельзя себе и представить, помышляя о том, что претерпел за нас Господь.
После этого, при начале девятого часа, читается то место из Евангелия от Иоанна, где Он испустил дух». Так рассказывает о богослужении Великой пятницы Страстной недели иерусалимская паломница. В наши дни по традиции утреня Великой пятницы служится вечером четверга. И это — главная богослужебная тема, раскрывающая мистическое значение Великого Пятка Страстной недели. Читается двенадцать отрывков из четырех Евангелий, в которых раскрывается вся картина самых страшных моментов евангельской истории: от предательства до Его крестной смерти. Евангельские чтения чередуются с особыми, принадлежащими только этому дню песнопениями — антифонами. Первый фрагмент текста из Евангелия от Иоанна Ин. Господь говорит прямо о Своем Божественном достоинстве. Далее Он дает своим ученикам заповедь, ставшую центральной в христианском вероучении: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга…» Ин. Любовь проявляется в Церковном единстве верующих.
И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есма. Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси и возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси» Ин. У этого единства красивый поэтический образ: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» Ин. Условием этого плодоносного единства выступает единство со Христом: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» Ин 15. В песнопениях, следующих за чтением евангельского текста, Церковь призывает верующих на самом трудном отрезке пути к Святой Пасхе очистить свои чувства, и принести души в жертву ради Христа. Эта жертва заключается во внимании, отвержении от житейской суеты: «Чувствия наша чиста Христови представим, и яко друзи Его, души наша пожрем Его ради, и не попеченьми житейскими соугнетаемся, яко Иуда, но в клетех наших возопиим: Отче наш, Иже на небесех, от лукаваго избави нас». Житейская суетность в эти дни представляется опасной, и на это указывают другое песнопение, в котором рефреном служат слова: «Беззаконный же Иуда не восхоте разумети». То есть Иуда не вразумился ни тогда, когда Господь воскресил Лазаря, ни тогда, когда Христа встречал народ криками «Осанна!
Ни умовение ног, когда вместе с остальными учениками Иуде были Господом вымыты и отерты ноги, ни то, что Христос дал понять Иуде, что знает о замыслах предателя, не остановили его и не заставили задуматься. Второе Евангелие рассказывает, как в Гефсиманском саду после иудина поцелуя взяли Господа, отвели к первосвященнику Анне, и об унижениях, которые Он там претерпел Ин. Фрагмент заканчивается рассказом о троекратном отречении апостола Петра, которое было предречено Господом. В антифонах, следующих за чтением, слышно недоумение в отношении Иуды: «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав.
Того же безмерное проповедуется долготерпение, и велия милость». Каким образом ученик превратился в предателя? Ведь Иуда не был лишен дарования исцелений, не был лишен возможности причаститься с апостолами и оставался апостолом даже тогда, когда Господь знал о предательстве. Говорит ему Иисус: ты сказал. Но Я говорю вам: отныне будете видеть Сына Человеческого, восседающего по правую сторону Силы и грядущего на облаках небесных» Мф. В этом же фрагменте рассказано об отречении апостола Петра и об его раскаянии. В следующих за Евангелием антифонах воспевается вольное страдание Христа за нас: «Емшым Тя беззаконным, претерпевая, сице вопиял еси Господи: аще и поразисте Пастыря, и расточисте дванадесять овец ученики Моя, можах вяшше, нежели дванадесяте легеонов представити ангелов. Но долготерплю, да исполнятся, яже явих вам пророки Моими, безвестная и тайная: Господи, слава Тебе» Напряжение нарастает. Четвертый фрагмент Иоан. Он же принимает удары от человеческих рук, которые Сам же создал: «Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на Кресте пригвоздиша Господа Славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая.
Тому поклонимся». Шестой фрагмент евангельского текста дополняет рассказ предыдущего чтения. По наущению иудейских руководителей народ потребовал помилования преступника Вараввы, а невинному Христу требовали смерти: «Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят» Мф. Римские легионеры издеваются над Христом, о чем рассказано и в конце пятого чтения и в начале шестого. Терновый венец, ударение тростью по голове, долгий путь на голгофу с крестом на плечах и, наконец — распятие… Песнопения окружающие это чтение, раскрывают смысл страданий Богочеловека Христа: «Искупил ны еси от клятвы законныя, честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». Господь искупил нас от проклятия тем, что пригвоздился на Кресте и пролил за нас Свою кровь.
Зная о том, что срок его земной жизни подходит к концу, он старался вложить в уши слушателей как можно больше информации.
По традиции, во время службы в храме священники вспоминают в эти дни притчи о засохшей смоковнице, о 10 девах и зарытых в землю талантах, о втором пришествии. В среду происходит два важнейших события: закостеневшая в грехах женщина выливает драгоценное миро на ноги уставшего Иисуса и получает прощение, а один из его учеников — Иуда, задумывает предательство. Великий четверг В четверг происходит Тайная вечеря, во время которой Иисус Христос дает последние наставления своим ученикам и предвещает свою скорую смерть и воскрешение. Спаситель следует в Гефсиманский сад, где совершает молитву и напоминает апостолам о том, что в эту ночь им спать нельзя. Но апостолы засыпают, и, преданный Иудой, Христос в ночь с четверга на пятницу попадает в руки римских солдат. На долю Христа приходится еще одно предательство: перепуганный Петр отрекается от учителя перед солдатами. Страстная пятница Страстная пятница — это день, когда Иисус Христос был предан пыткам, судим и распят на кресте.
Чистый четверг «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», - сказал Иисус, преломив хлеб во время Тайной вечери. Затем подал ученикам чашу с вином и молвил: «Пейте из нее все.
Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так Спаситель принёс себя в жертву, слова и действия его стали основой таинства евхаристии, причащения, которое перед Пасхой совершают в Чистый четверг. В народном представлении телесное и духовное очищение достигалось посредством бытовых действий и обрядов. В этот день хозяйки особенно рьяно мыли, выскабливали полы, лавки, окна, перемывали посуду, вытряхивали половики, стирали белье, постельную и домашнюю утварь — нигде ни пылинки, ни соринки! В Чистый четверг — на то он и чистый - топили баню, мылись все домочадцы, а так же «приглашали» умерших родителей совершить омовение. Чтобы прогнать прочь болезни и нечисть окуривали жилые и хозяйственные постройки, людей, скот. Изгоняли из дома тараканов и клопов. Очерчивали дом магическим кругом, «закрещивали»: рисовали углём или копотью от четверговой среды кресты на дверях, окнах, заслонке печи, матице — всё, чтобы уберечь от дурного влияния.
Страстная неделя - значение символики
Ежегодно дата наступления Страстной недели меняется, ведь она следует строго перед Пасхой. оперативная сводка. Страстной принято называть неделю до праздника Пасхи. В православии она носит название Страстная седмица, Страстная или Великая неделя. В названии Страстной недели слово «страсть» означает «страдание», ведь Иисус Христос, последним дням земной жизни которого и посвящена Страстная неделя, безгрешен по своей природе.
Страстная неделя 2024 по дням: как называется каждый день
Страстной неделей или Страстной седмицей называют период перед празднованием Пасхи, когда православные вспоминают события между входом Христа в Иерусалим (так называемым Вербным воскресеньем) и его Воскресением (Пасхой). Почему воскресенье перед Страстной неделей называется Вербным? Последние новости» Эксклюзив» Почему неделя называется Страстной? Религия - 27 апреля 2024 - Новости Нижнего Новгорода - Седмицу называют Страстной, потому что она связана с воспоминаниями о последних днях Иисуса. Разбираемся, почему неделю перед праздником Пасхи называют Страстной, в чем вообще ее смысл и какие запреты существуют в эту семидневку.
Наименования седмицы
- Почему неделю называют Страстной?
- Почему последнюю неделю Великого поста назвали Страстной? | АиФ Иркутск
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Страстная неделя - значение символики
- Почему последнюю неделю Великого поста назвали Страстной?
- Почему неделя называется Страстной
Почему последнюю неделю Великого поста назвали Страстной?
Суть названия «Страстная неделя» в христианской традиции заключается в воспоминании страданий и чудес Сына Божьего перед распятием, что придает этой неделе высокую значимость. Страстная неделя, названная так в память о последних днях земной жизни, страданиях и крестной смерти Иисуса Христа, начинается с понедельника у православных дни Страстной недели верующие называют Великими, и второе название этой недели. это последние дни перед Пасхой, путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Почему неделя называется Страстной. Путь, по которому шел Спаситель из судилища к Голгофе, и сегодня называется Страстным Путем.
Страстная неделя: как ее провести правильно, что можно делать, что нельзя
Она посвящена последним дням земной жизни и крестной смерти Спасителя. Эта неделя называется Страстной седмицей. Каждый день Страстной недели особенный, все они называются Великими или Страстными, имеют особенный смысл и значение. А ветхозаветные истории тесно переплетаются с происходящим в последние дни земной жизни Иисуса Христа.
Значение дней Страстной седмицы Страстная неделя началась сегодня, 13 апреля, и завершится 18 апреля, в Великую субботу. На Страстной неделе в православных церквях проходят особые службы, которые считаются самыми торжественными и величественными за весь церковный год. На Страстной неделе не празднуют Дни Святых, не поминают умерших, так как все обряды последней седмицы Великого поста посвящены подготовке к Светлому Воскресению Христову.
Великий понедельник В этот день на церковных службах вспоминают сюжет из Ветхого завета: о патриархе Иосифе, проданном собственными братьями в рабство, а также проклятие Христом бесплодной смоковницы, которая символизирует нераскаявшуюся в своих грехах душу. Патриарх начинает чин мироварения. Этот ритуал совершается раз в год и представляет собой изготовление особого освященного ароматического масла мира , применяемого для помазания после крещения.
Варят миро из смеси 50 различных масел, трав и душистых смол три дня. В России этот процесс происходит только в одном месте — малом соборе Донского монастыря в Москве.
В этот день верующие стараются исповедаться.
Великий четверг Вечером начинается одна из самых длинных служб в году, «Двенадцать Евангелий» 12 частей из четырех Евангелий , на которой вспоминают страдания Христа. Пришедшие в храм стоят на ней с зажженными свечами, которые по традиции стараются не гасить до возвращения домой. В этот день верующим нужно причаститься.
Кроме того, в Великий четверг готовят дом к Пасхе — красят яйца, пекут куличи, прибираются и стирают одежду. Потому этот день получил второе название — Чистый четверг. Великая пятница День траура: именно в пятницу Христос был осужден и распят.
Служба посвящена воспоминанию о страданиях Спасителя на кресте. Из алтаря выносят плащаницу: изображение Христа, лежащего во гробе, а верующие преклоняются к ней. Читайте также Страстная пятница: день траура и скорби Великая суббота На торжественном богослужении говорят о погребении Христа и его пребывании во гробе.
При этом священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения, освящают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи. Главная служба начинается вечером в субботу. В Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит благодатный огонь.
Молитва Иисуса в Гефсиманском саду. Иисус пришел с ними на место, называемое Гефсимания, и сказал ученикам: — Посидите здесь, а Я пойду и помолюсь. Он пошел, взяв с Собой Петра и двух сыновей Зеведея. Его охватила тоска и тревога. Тогда Он сказал им: — Душа Моя объята смертельной печалью. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной. Отойдя немного, Иисус пал лицом на землю и стал молиться: — Отец Мой, если возможно, то пусть минует Меня эта чаша, но пусть будет все не как Я хочу, а как Ты хочешь. Затем Он возвратился к ученикам и нашел их спящими. Дух бодр, но тело слабо. И во второй раз Он ушел и молился: — Отец Мой, если невозможно, чтобы эта чаша миновала Меня и чтобы Мне не пить из нее, то пусть все будет по Твоей воле.
Когда Он вернулся, ученики опять спали, потому что их веки отяжелели. И, оставив их, Иисус отошел и стал молиться в третий раз теми же словами. Затем Он возвратился к ученикам и сказал им: — Вы все спите и отдыхаете? Вот, время настало, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Вставайте, идем. Вот уже и Мой предатель приблизился. Их послали первосвященники и старейшины народа. Предатель так условился с ними: — Хватайте Того, Кого я поцелую. Подойдя сразу же к Иисусу, Иуда сказал: — Здравствуй, Учитель! Иисус же сказал ему: — Друг, делай то, для чего пришел.
Тут подошли люди и, схватив Иисуса, взяли Его под стражу. Тогда один из тех, кто был с Иисусом, вытащил меч, ударил слугу первосвященника и отсек ему ухо. Неужели ты думаешь, что Я не мог бы упросить Моего Отца немедленно прислать Мне более двенадцати легионов ангелов? Но как же тогда исполнится Писание, что все это должно произойти? Затем Иисус обратился к толпе: — Что Я — разбойник, что вы пришли с мечами и кольями, чтобы арестовать Меня? Каждый день Я сидел и учил в храме, и вы не арестовали Меня. Но все произошло именно так, чтобы исполнились писания пророков. Тогда все ученики оставили Его и убежали. Арестовавшие Иисуса привели Его к первосвященнику Каиафе, у которого уже собрались учители Закона и старейшины. Петр следовал за Иисусом на некотором расстоянии и прошел прямо во двор первосвященника.
Войдя внутрь, он сел со стражниками, чтобы увидеть, чем все кончится. Первосвященники и весь Высший Совет искали ложных показаний против Иисуса, чтобы приговорить Его к смерти. Но они ничего не могли найти, хотя и пришло много лжесвидетелей. Наконец вышли два человека и заявили: — Этот человек говорил: «Я могу разрушить Божий храм и восстановить его за три дня». Тогда первосвященник встал и спросил Иисуса: — Тебе нечего ответить на эти свидетельства против Тебя? Иисус молчал. Тогда первосвященник разорвал на себе одежду и сказал: — Он произнес кощунствует! Какие нам еще нужны свидетели?! Вы теперь сами слышали богохульство! Каково ваше решение?
Они ответили: — Он виновен и заслуживает смерти. Тогда Иисусу стали плевать в лицо и бить Его кулаками, некоторые же били Его по щекам и спрашивали: — Прореки нам, Мессия, кто Тебя ударил? Петр же сидел снаружи, во дворе, когда к нему подошла служанка. Петр стал отказываться перед всеми: — Я не знаю, о чем ты говоришь. Когда он отошел к воротам, его увидела другая женщина. Она сказала стоявшим рядом: — Этот человек был с Иисусом Назарянином. Петр снова все отрицал, поклявшись, что он не знает Этого Человека. Но спустя немного времени стоявшие там люди подошли и сказали ему: — Ты и в самом деле один из них, тебя и выговор твой выдает. Тогда Петр начал клясться и божиться: — Я не знаю Этого Человека! И тотчас пропел петух.
И тогда Петр вспомнил слова Иисуса: «Прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». И, выйдя наружу, он горько заплакал. Там они начали обвинять Его: — Мы установили, что Он совращает наш народ. Он запрещает платить дань кесарю и называет Себя Христом, Царем. Пилат спросил Иисуса: — Ты Царь иудеев? Тогда Пилат сказал первосвященникам и толпе: — У меня нет никаких оснований осудить Этого Человека. Но они настаивали: — Он Своим учением возмущает народ по всей Иудее, начал в Галилее, а теперь пришел сюда. И узнав, что Иисус Христос был из области, подвластной Ироду, который тоже был в это время в Иерусалиме, он послал Иисуса к нему. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, потому что уже давно хотел Его увидеть. Он много слышал об Иисусе и надеялся, что Тот совершит для него какое-нибудь чудо.
Он задавал Ему много вопросов, но Иисус ничего не отвечал.
Также в этот день вспоминают иссушение, которое Иисус Христос провел покрытой богатой зеленью смоковницы. Это растение имеет много листиков, но не дает плодов.
Точно также и книжники, фарисеи явно позиционировали свою набожность, но на самом деле в Господа не верили, не жили по предписаниям Бога. Так и душа человека, который только внешне верит, не принесет духовных плодов. Великий вторник В Евангелие написано как в этот день Господь Бог Иисус Христос, уже находясь в Иерусалиме, обличал книжников и фарисеев.
В Иерусалимском храме Иисус рассказывал притчи и вел беседы с обычными людьми. Он рассказ о будущем воскресении мертвых, о Страшном суде. Также в этот день вспоминают Марию, которая омыла Иисусу ноги своими слезами и вытерла их своими волосами.
Иуда в этот день в Иерусалимском храме проявил большую заботу о нищих, обнаружив свое сердолюбие и уже вечером этого дня принял решение продать Христа за тридцать серебряных монет. В то время на такие деньги можно было только купить небольшой кусочек земли рядом с Иерусалимом.
Курсы валюты:
- Страстная неделя — это Великий пост или уже нет? - Православный журнал «Фома»
- Что происходило в дни Страстной седмицы
- Навигация по записям
- Страстная или Цветная? История и современные особенности последней недели перед Пасхой
- Содержание
Страстная неделя
Поскольку праздник приходится на пост, нельзя есть мясо, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечку. В этот день к постному меню можно добавить рыбу и вино. Накануне праздника, в Лазареву субботу, вместо рыбы можно есть икру. Что можно и нельзя делать на Страстной неделе? В это время соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла. Причем в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи. На Страстной неделе не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, венчания и крещения. Особенное значение имеют последние три дня перед Пасхой.
В Страстной четверг церковь вспоминает Тайную вечерю. В этот день принято наводить порядок в доме, поэтому его называют также Чистый четверг. Это время, когда можно начинать печь пасхальные куличи и красить яйца. В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса. Литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом полотнища с изображением Христа — плащаницы. Это единственный день в году, когда в церквях не звонят в колокола. В Страстную субботу, в преддверии Воскресения Христова, в церковных службах впервые за семь недель Великого поста появляются светлые, праздничные мотивы.
Уже тогда первосвященники, слыша, что говорит Иисус, хотели схватить и убить его, но пока не решались открыто нападать, боясь протестов народа, который принял Христа как пророка. Согласно Евангелию, в Великий вторник Христос рассказал ученикам о своем втором пришествии, а также поведал две притчи: о десяти девах и о талантах. Притча о талантах В идейном смысле эта история является продолжением притчи о проклятой смоковнице. Ее основной посыл — каждый человек должен приносить свои «плоды» и приумножать дарованные ему свыше способности через труд и самореализацию. А того, кто не захотел трудиться и взращивать пусть даже небольшое свое дарование, ждут несчастья и бедность. Талант здесь — это прежде всего монета, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. Но в переносном смысле его можно трактовать и как дарование, способности.
Притча Христа о талантах В Евангелии от Матфея упоминается история о том, как один богатый человек, отправляясь в другую страну, призвал своих рабов и каждому раздал таланты по силам — одному дал пять талантов, второму — два, а третьему — один. Получивший пять талантов смог употребить их в дело и заработал еще столько же. Получивший два таланта тоже смог заработать еще два, благодаря дарам от хозяина. А получивший один талант закопал свой дар в землю. Некоторое время спустя господин вернулся и потребовал отчет у своих рабов. Первых двух он похвалил. Третий же прогневал своего хозяина тем, что побоялся потерять свой талант, закопал его в землю и вместо того, чтобы реализовать дар, просто вернул господину его же монету.
Тогда хозяин приказал отобрать талант у раба и выбросить его во тьму. Притча также подробно изложена в Евангелии от Матфея. Свое второе пришествие Иисус описал через ритуал пришествия жениха в дом невесты, которая ждет его, окруженная подругами. Так как ритуал проводили ночью, подруги встречали жениха с горящими светильниками. Притча Христа о десяти девах и о Страшном суде «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху», — говорится в Евангелии. Из этих десяти дев пять было мудрых, а пять — неразумных. Вторые взяли с собой светильники, но не запаслись маслом на случай, если жених задержится.
Мудрые же наполнили свои сосуды маслом. Жених действительно задерживался, поэтому девы постепенно задремали. В полночь раздался крик о том, что жених идет и пора выходить ему навстречу. Тогда неразумные девы стали просить мудрых поделиться маслом, ведь их светильники начали угасать. На что мудрые отвечали: «Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Правда, пока пять неразумных девушек ходили за маслом, жених уже пришел — готовые вошли с ним на пир, и двери дома затворились. Опоздавшие девы стали стучаться и тоже проситься на пир.
На что жених ответил: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Считается, что таким образом Иисус объяснил ученикам, как важно готовиться ко Второму пришествию, ведя праведную жизнь. Фарисеи, услышав притчи Христа, захотели его опорочить и донести на него властям. Тогда они спросили Христа «Как ты думаешь, позволительно ли давать подать кесарю или нет? Однако Христос вместо ответа показал фарисеям римский динарий и спросил, что они видят на нем — на монете был изображен кесарь, о чем и сказали фарисеи. Миропомазание Христа Согласно Евангелию от Матфея, ночь со вторника на среду Христос провел в Вифании — небольшом поселении близ Иерусалима. В доме Симона прокаженного к Иисусу подошла одна женщина-грешница и возлила драгоценное миро Христу на голову.
Из алтаря выносят плащаницу: изображение Христа, лежащего во гробе, а верующие преклоняются к ней. Читайте также Страстная пятница: день траура и скорби Великая суббота На торжественном богослужении говорят о погребении Христа и его пребывании во гробе. При этом священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения, освящают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи. Главная служба начинается вечером в субботу. В Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит благодатный огонь. Верующие встречают Пасху. О празднике История и традиции Пасхи — светлого Христова Воскресенья Что можно и нельзя делать во время Страстной недели Важно помнить, что Великий пост, предваряющий Пасху, — не диета.
Прежде всего речь идет о внутреннем покаянии в грехах, дурных поступках и мыслях. Ограничения в питании призваны только помочь христианам в преддверии Пасхи сосредоточиться не на физическом, а на духовном, и не служат самоцелью. Верующие стараются уделять внимание молитве, а не развлечениям и суете, больше помогать ближним. При этом меру своего поста следует обязательно согласовать со священником, а иногда и с врачом. Есть категории людей, которым Церковь разрешает не поститься: это болеющие или пожилые люди, а также дети до семи лет. Народные приметы Что можно и нельзя делать в Страстную неделю Правила питания зависят от конкретного дня Страстной седмицы.
Особые поверья связаны также с "четверговой солью" - соль заворачивали в тряпочку и припекали в печи, такая соль считалась очищенной от скверны руки Иуды. Соль наделялась целебными свойствами и хранилась весь год. В этот день также украшали дом, начинали печь куличи и красить яйца. Страстная пятница - самый скорбный день, день траура. Пятница - день воспоминания Спасительных Страстей Господня. В этот день Иисус был предан иудейским властям, совершил крестный ход на Голгофу, был распят и умер. В честь празднования иудейской пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде, что народ выберет Иисуса, но толпа остановила свой выбор на разбойнике. В иудейской традиции в этот день приносили в жертву непорочного ягненка. Также как и кости жертвенного ягненка не должны быть переломаны, Иисусу не перебили колени, что в те времена делали со всеми другими узниками. В церквях в Страстную пятницу прекращается колокольный звон, в этот день ничего не едят до второй половины дня - выноса плащаницы, что символизирует снятие Иисуса с креста. Церковь в этот день призывает задуматься, не похожи ли мы на тех, кто предал Иисуса, не ищем ли в окружающих "врагов" и "еретиков", не поступаем ли против совести, пытаясь добиться материальных благ. По народным приметам, если на Страстную пятницу пасмурно, то хлеб будет с бурьяном. Если под страстную пятницу заряно, то пшеница будет зернистой. В Великую субботу вспоминают погребение Христа, сошествие Его в ад для возвещения победы над злом и освобождения душ верующих. Суббота - день покоя и ожидания. Священники переодеваются из темных одежд, которые носят в течение всей Страстной недели, в светлые, что символизирует победу добра над смертью, грехом и дьяволом. На Руси в этот день заклинали морозы, чтобы они не губили урожая.
Пасхальная неделя по дням (страстная седмица): хронология Пасхи
В Болгарии к числу поминальных относили три последние дня Великого поста либо Страстную субботу, когда женщины посещали могилы и совершали там названные действия. В Страстной четверг предков также «поили», для чего поливали могилы вином и водой, выставляли горшки с водой у домов, раздавали на кладбище кувшины для воды. В этот день, сразу же после первых петухов, женщина шла к источнику, набирала там несколько кувшинов воды и отправлялась с ними на кладбище, где выливала по 1-2 кувшина на каждую принадлежащую семье могилу. Широкую известность получил обычай, называемый «выливания, или пускания воды мертвым» и состоящий в пускании переливании проточной воды, предназначаемой поименно каждому из умерших. Кое-где в Страстной четверг обустраивали и убирали могилы. Специфической чертой поминовений в Страстной четверг является обычай разводить поминальные семейные костры: их жгли на кладбище, вблизи «своих» могил, а также во дворах и на других традиционно принадлежавших данной семье участках земли. У сербов такой костер разводили утром на пороге дома и предназначали его всем умершим этой семьи, а затем жгли костры на кладбище, в изголовье каждой могилы. Считалось, что таким образом «греют» покойников.
Редактировать Очистительные обычаи. Страстной четверг Страстной четверг повсеместно назывался в народе «Чистым», так как у православных славян на него приходились основные очистительные ритуалы Страстной недели в католическом мире они могли совершаться утром в Страстную пятницу. Люди мылись в бане, иногда обливались водой у проруби или даже купались в ней, а также приносили домой для умывания свежую воду из источников — для того, чтобы, омывшись ею, избавиться от болезней главным образом — кожных и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней ; мыли и высушивали на солнца предметы домашней утвари например квашню ; приносили домой ветки можжевельника и жгли их дома на листе железа, а затем перешагивали через огонь в апотропеических целях; окружали дом магическим кругом объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др , оберегая дом и домочадцев от всякого зла, от проникновения в дом змей, лягушек и др. Другие обычаи Страстного четверга Страстной четверг был единственным днем в году, когда, как считалось, можно было увидеть домового: для этого брали свечу, принесенную домой с вечерней службы в церкви, и пасхальное яйцо и шли на чердак, где оставляли домовому яйцо, чтобы и он мог «разговеться» на Пасху. Если человеку показывался мохнатый, в шерсти, домовой, то ожидали богатства и удачи, если голый, без шерсти, — нищенства. В этот же день пытались заручиться расположением домового, чтобы он оберегал скот: для этого под угол дома выкладывали для него еду.
Ночью ходили в лес, где сняв с себя крест, призывали лешего и расспрашивали его о судьбе. Известен обычай изготавливать в Страстной четверг вещи, имеющие особую магическую силу. Так, на восходе солнца, сидя на пороге дома, хозяйка выпрядала особую нить, крутя веретено и суча нить в обратную сторону, не так, как обычно. Эта нить использовалась потом в народной медицине: ею перевязывали руки, чтобы они не болели при жатве; вплетали ее в рыболовную сеть, чтобы улов был больше, и т. Повсеместно известно и приготовление особой «четверговой» соли: ее специально пережигали в печи, завернув в тряпочку, освящали в церкви или выносили на улицу «под звезды», полагая, что от этого соль, оскверненная некогда Иудой во время Тайной вечери , «очистится» и приобретет целительные свойства. В этот день совершались действия, связанные с домашними животными. В открытую печную трубу хозяева созывали по кличкам всю скотину, чтобы летом, во время выпаса, скот не разбредался и возвращался с пастбища домой.
Позже от этой даты определяют даты Масленицы, Вознесения, Троицы, а также других церковных событий Что означают дни Страстной недели Каждый день Страстной недели, последней перед Пасхой, наделен особым смыслом. Каждый из них называется Великим. В храмах в это время проходят особые службы, наиболее величественные и торжественные во всем церковном году. Великий понедельник. В этот день на церковных службах вспоминают сюжет из Ветхого завета — о патриархе Иосифе, проданном собственными братьями в рабство, а также о проклятии Христом бесплодной смоковницы, которая символизирует нераскаявшуюся душу. Великий вторник. Богослужения повествуют о том, как Христос говорил с людьми в иерусалимском храме, о его притчах ученикам: о талантах, воскресении мертвых и Страшном суде. Великая среда. По Библии, Иуда Искариот в этот день решил предать Христа за 30 серебреников.
В этот день верующие стараются исповедаться. Великий четверг. Вечером начинается одна из самых длинных служб в году, "Двенадцать Евангелий", на которой вспоминают страдания Христа.
Главным событием страстной недели является Великий Четверг, вечером которого совершается Вечерня со службой 12 Евангелий - обряд, во время которого зачитываются 12 глав Евангелия от Иоанна, описывающие страдания Иисуса и предшествующие ему события. Страстная неделя является одним из главных крестных путей в жизни православного христианина. В этот период верующие склонны к размышлениям о смысле страданий Иисуса и о своей жизни в целом. Традиционно в этот период практикуется посещение церкви, молитвы и покаяние. Это время возможности возрождения духа и очищения души в преддверии Светлой Пасхи.
Шесть долгих часов мучительных страданий на Кресте. Евангелие сообщает: Крестная смерть Христа произошла в девятом часу около трех дня по нашему времени. Поэтому во второй половине дня из алтаря в центр храма выносят плащаницу — «погребальную пелену», особую икону из ткани, изображающую снятое с Креста Тело Спасителя. В Великую пятницу до выноса плащаницы не принято есть, в этот день не служат Божественную литургию — в знак того, что в Страстную пятницу Сам Господь принес Себя в жертву. Безгрешный и бессмертный по Своей Божественной природе, Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву, пройдя человеческий путь до конца — через страдания и смерть. И сделал Он это из любви к нам, людям. Страстная суббота — время, когда, как говорят в Церкви, «да молчит всякая плоть», то есть время внутренней сосредоточенности и тишины. Время ожидания Воскресения Христа. Но, пребывая Телом во гробе, Душою Своею Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая спасения мира, томились души всех умерших и даже души святых ветхозаветных времен. Безгрешный и бессмертный по Своей природе Иисус Христос нисходит во ад, но не задерживается там — ведь в Нем нет ничего от греха, да и смерть не властна над Ним, Сыном Божьим. И Христос выходит из ада. И выводит за собой души ветхозаветных праведников. Во время Божественной литургии Великой субботы есть поразительный момент — переоблачение священников из черных одежд в белые. Символ того, что Христос Своею смертью упразднил, аннулировал неотвратимость человеческой смертности — в церкви говорят: «смертию смерть поправ».