Часть 7. Лица Второй Государственной Думы-2 Государственная дума Российской империи III созыва — представительный законодательный орган Российской империи, созванный после досрочного роспуска II Государственной думы. В Государственную думу внесен законопроект, который продлевает до 2030 года помощь с погашением ипотеки для многодетных семей. Государственная Дума 2-го созыва торжественно завершила свою работу. Вторая Государсвтенная Дума 1907 года: численный состав и партийная принадлежность депутатов, основные рассматирваемые вопросы, отношение к аграрному вопросу, причины отстсавки.
Госдума в новейшей истории России
Тронная речь Николая II на открытии Первой Государственной думы, 27 апреля 1906 года. Власть - 1 ноября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству поддержал поправку к Конституции РФ, которая дает право президенту распустить Госдуму при ряде обстоятельств. Роспуск II Государственной думы оценивается как государственный переворот, так как была нарушена ст. 86 Основ гражданского законодательства России. Власть - 1 ноября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - июнь 1907) На карте: , Google-карта (нет точных координат) Выборы в Государственную думу состоялись в январе 1907 г. Крайние левые партии эти выборы не бойкотировали.
Первая Госдума Российской империи
Третьеиюньский переворот: причины и итоги | Николай II также роспустил II Государственную Думу в 1917 году. |
Третьеиюньский переворот: причины и итоги | 3 июня 1907 г.) была единственной, которая включала представителей всех основных. |
Этот день в истории: 16 июня 1907 года — последний день Первой русской революции
С апреля по июль 1906 Совет министров возглавлял И. Горемыкин, который не пользовался ни авторитетом, ни доверием среди министров. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П. Столыпин до сентября 1911. I Государственная дума действовала в период с 27 апреля по 9 июля 1906. Ее открытие состоялось в Петербурге 27 апреля 1906 в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца.
После обследования многих зданий Государственную Думу было решено разместить в построенном Екатериной Великой для своего фаворита светлейшего князя Григория Потемкина Таврическом дворце. Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих.
В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, — депутатов избирали выборщики от избирателей — двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также по-прежнему подчинялась царю.
Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в Свод основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. Выборы в I Государственную Думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906. Большинство левых партий бойкотировали выборы — РСДРП большевики , национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров эсеры , Всероссийский крестьянский союз. Меньшевики заняли противоречивую позицию, заявив о готовности участвовать лишь на начальных стадиях выборов.
Только правое крыло меньшевиков во главе с Г. Плехановым стояло за участие в выборах депутатов и в работе Думы. Социал-демократическая фракция образовалась в Государственной Думе только 14 июня, после приезда 17 депутатов с Кавказа. В противовес революционной социал-демократической фракции, все, кто занимал правые места в парламенте их называли «правыми» , объединились в особую парламентскую партию — Партию Мирного Обновления.
Распущена Государственная Дума 2-го созыва после того как премьер-министр Столыпин обвинил депутатов в заговоре против царской семьи В высочайшем рескрипте 18 февраля 1905 года на имя министра внутренних дел Булыгина было указано, что государь император, продолжая царственное дело венценосных предков своих — собирание и устроение земли Русской — вознамерился привлекать избранных от населения людей к участию в законодательных работах. Далее в рескрипте было сказано, что государи Российские всегда принимали в соображение особые условия обширного Отечества нашего, разноплеменность состава его населения и слабое в некоторых его частях развитие гражданственности. Поэтому они и даровали необходимые, в зависимости от назревших потребностей, преобразования лишь в порядке известной последовательности и с осмотрительностью, обеспечивающей неразрывность крепкой исторической связи с прошлым как залога прочности и устойчивости этих преобразований в будущем. Пусть установится, как было встарь, единение между царем и всею Русью, которое ляжет в основу порядка, отвечающего самобытным русским началам». Работы по осуществлению указанной монаршей воли шли ускоренным ходом, и 6 августа 1905 года было уже высойчайше утверждено положение об учреждении Государственной думы.
Это положение, однако, не было осуществлено в том именно виде, как оно было утверждено.
Это в итоге и привело к ее роспуску. В дальнейшем были внесены правки в избирательное законодательство, чтобы состав Госдумы подбирался более лояльный к исполнительной власти. В результате процедура выборов усложнилась, что спровоцировало рост недоверия к Думе как институту власти. На заседаниях первого созыва поднимались крайне острые вопросы. В дальнейшем депутаты себе такого радикального поведения не позволяли. Вопросы об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой, наделении крестьян землей — за обсуждением этих тем и коротали время депутаты на заседаниях. Практически на все предложения и требования Думы правительство ответило отказом. Более того, в начале июня Совет министров, обвиняя Думу в нагнетании обстановки и нервировании населения, принял решение о ее роспуске.
Как подчеркнул в своем поздравлении Председатель ГД Вячеслав Володин, «законодательно обеспечивая достижение национальных целей, безопасность и благополучие граждан, депутаты всех уровней вносят вклад в консолидацию общества, укрепление суверенитета, развитие России». О том, какой путь прошел отечественный парламентаризм за 118 лет, — в нашем материале. Показать больше.
Третьеиюньская монархия: упущенный шанс России
В этот день, 116 лет назад, произошёл процесс роспуска II Государственной думы, которая проработала 102 дня, что вошло в историю как «Третьеиюньский переворот», сопровождавшейся изменением избирательной системы. 110 лет назад, 3 (16 по новому стилю) июня 1907 года царский Манифест возвестил о роспуске II Государственной думы. Одновременно население Российской империи было поставлено в известность об изменении порядка избрания новой Думы. Дума избиралась сроком на пять лет, право на ее роспуск имел российский император. Государственная дума была распущена. После этого издали новый избирательный закон, который ограничивал избирательные права населения страны. Государь император Николай II, отец русского конституционализма и парламентаризма. Должностные лица II Государственной Думы.
В этот день была распущена революционная 2-я Государственная Дума
«Третьеиюньский переворот» широко распространённое название произошедшего 3 (16) июня 1907 года в России досрочного роспуска II Государственной Думы, сопровождавшегося изменением избирательной системы. Роспуск II государственной Думы. Государственная Дума при Николае 2. 1 Гос Дума 1905. Издан указ о роспуске Первой Государственной Думы.
Арабский халифат и его распад
- Регистрация
- Почему была распущена 2 Государственная дума? 🤓 [Есть ответ]
- Регистрация
- Третьеиюньская монархия: упущенный шанс России: mikhael_mark — LiveJournal
Государственный переворот 3 июня 1907 года
Он был предложен и подписан Николаем II, но идея вынужденного роспуска и нарушения конституционной свободы законодательного органа принадлежала ряду высших должностных лиц правительства, включая премьер-министра П. Похожие вопросы.
Кроме того, в Думе были представлены трудовики 10 мест и социал-демократы 14 мест. Всего за период работы IV Государственной Думы было проведено пять сессий: две из них пришлись на довоенный период и три — на Первую мировую войну. За первые две сессии Совет министров внёс в Думу около двух тысяч мелких законопроектов. При этом многие действительно важные документы утверждались в обход парламента.
Оппозиционные настроения в парламенте росли, но этот процесс остановило вступление России в мировую войну. На экстренное внеочередное заседание Думу собрали по указу Николая II 26 июля 1914 года. Оглашение Императорского Указа Правительствующему Сенату об открытии Государственной Думы и манифест по поводу вступления в войну депутаты встретили бурными аплодисментами.
Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 года означал завершение российской революции 1905—1907 гг. В Манифесте о роспуске Государственной Думы 3 июня 1907 года сказано: «...
Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению Государства. Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли. По этой причине выработанные Правительством Нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступления и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий.
Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Государства и Царской Власти. Когда же Правительство Наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства. Все это побудил Нас указом, данным Правительствующему Сенату 3 сего июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 Ноября сего 1907... Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русскою и по духу. Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в их числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских.
В тех же окраинах Государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть приостановлены. Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избирания ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым... В целом законодательная деятельность второй Думы, как и в случае с первой Государственной Думой, носила следы политической конфронтации с властью. В парламент было внесено 287 правительственных законопроектов в том числе бюджет на 1907 год, законопроект о реформе местного суда, ответственности чиновников, аграрной реформе и др. Дума одобрила только 20 законопроектов.
Из них лишь три получили силу закона об установлении контингента новобранцев и два проекта помощи пострадавшим от неурожая.
В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
Вторая государственная дума
Законодательная деятельность отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику. В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы. Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс. Было принято почти 1,1 тыс. Председатель - Геннадий Селезнев. В палату третьего созыва 1999-2003 прошли шесть партий и блоков. После слияния в 2001 году движений "Единство" и "Отечество" в Думе сформировалась новая коалиция большинства в составе фракций "Единство", ОВР, депутатских групп "Регионы России" и "Народный депутат". Принятые Думой законодательные акты охватили практически все стороны общественно-политической жизни страны: законы о государственной символике, о выборах президента, поправки к избирательному законодательству, изменения в закон о референдуме, о новом порядке формирования Совета федерации, о политических партиях и др. Важным событием стала ратификация российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов.
Неудачей закончилась попытка вынести вотум недоверия правительству Михаила Касьянова, инициированный фракцией КПРФ и поддержанный "Яблоком". За период работы палаты было принято 805 законов, из них президентом РФ подписано свыше 700. В Госдуму четвертого созыва 2003-2007 прошли три партии и один блок, были образованы четыре фракции.
Сложившаяся ситуация представляла собой конституционный кризис — Основные государственные законы фактически конституция России позволяли императору в любой момент распустить Думу, но он был обязан созвать новую Думу и не мог без её согласия изменить избирательный закон. И при всем при этом, следующая Дума, предположительно, не отличалась бы по оппозиционности от распущенной. Правительство нашло выход из кризиса в одновременном роспуске Думы и изменении избирательного закона для выборов в следующую Думу. Предлогом для роспуска послужило посещение социал-демократических депутатов Думы делегацией солдат петербургского гарнизона, передавших им «солдатский наказ». Столыпин использовал это незначительное событие для того, чтобы 14 июня 1907 года, представляя данный эпизод в виде развёрнутого заговора против государственного строя, потребовать от Думы отстранения от участия в заседаниях 55 депутатов социал-демократической фракции и снятия депутатской неприкосновенности с шестнадцати из них. Дума, не дав немедленный ответ правительству, учредила особую комиссию, заключение которой должно было быть оглашено 17 июля. Не дожидаясь ответа Думы, Николай II 16 июня распустил Думу, опубликовал изменённый избирательный закон и назначил выборы в новую Думу, которая должна была собраться 14 ноября 1907 года.
Они получили должности ее председателя и секретаря, а также председателей почти всех комиссий и подкомиссий. Кадеты оказывали преобладающее влияние на формирование повестки дня, да и на судьбу правительственных законопроектов кроме аграрных , монополизировав внесение предложений об их направлении в комиссии. Они же разработали и провели через Думу часть ее регламента, значительно ограничив прения не по существу рассматриваемых дел. В отличие от крайне левых, кадеты стремились учесть и некоторые интересы имущих классов. В большинстве кадеты сочувствовали революционному движению52. В то же время опыт I Думы показал им бесперспективность и опасность конфликта с правительством на этой почве, и они считали бессмысленным втягивать Думу в рассмотрение вопросов, связанных с борьбой против революционеров кроме ее правовых аспектов , не видя возможности существенно ослабить репрессивную деятельность властей. Предпочтение отдавалось тем реформам, против которых не ожидалось принципиальных возражений правительства 53, в области судоустройства и местного самоуправления, расширения бюджетных прав Думы, охраны труда и др. В то же время конституционалисты-демократы считали невозможным голосовать против своих идеологических установок, включая поддержку революционеров. Попытка усидеть на двух стульях вызвала неприязнь к кадетам с обоих флангов и стала одной из причин быстрого крушения II Думы. В конце сессии кадеты отказались проголосовать за устранение от участия в заседаниях социал-демократической фракции и лишение депутатской неприкосновенности некоторых ее членов, хотя собранные полицией материалы доказывали, что фракция являлась составной частью РСДРП54, которая, как известно, добивалась свержения монархии путем вооруженного восстания. Согласно ст. Не найдя бесспорных сведений о непосредственном участии депутатов-эсдеков в подготовке восстания, кадеты даже под угрозой роспуска Думы с пересмотром избирательного закона сочли невозможным содействовать применению этого закона. Несколько десятков депутатов первоначально не вошли в состав фракций. Для прохождения в комиссии они до 35 человек в середине марта объединились в группу беспартийных. Потом ее численность выросла до 42- 46 депутатов55. Ее ядром были три члена партии мирного обновления один из них одновременно значится в списках фракций октябристов и - на конец сессии - кадетов. Большинство членов группы беспартийных затем примкнули к другим фракциям56. Отсутствуют такие сведения о 7 депутатах, включая мирнообновленцев М. Искрицкий, Г. Константинов, Е. Лепешко, П. Лопатин, З. Макаревич, СЕ. Седляр, М. Они именуются в источниках прогрессистами, внепартийными прогрессистами и т. К ним фактически примыкал один член казачьей группы М. Караулов , объявивший себя "монархистом-демократом" и выступавший за общинное землевладение, но осуждавший революционное движение. Эти восемь депутатов работали в Думе с начала сессии. Средний возраст прогрессистов - 36 лет. Три депутата имели высшее образование, два - среднее, три - начальное и домашнее. Половина прогрессистов являлась помещиками, трое занимались земледелием. Один был членом I Думы. Председателем группы беспартийных стал 46-летний орловский губернский предводитель дворянства М. Внепартийные прогрессисты обычно не выступали в Думе самостоятельно, голосуя в большинстве случаев с октябристами. По инициативе беспартийных был создан совет старейшин Думы, значительно облегчивший ее работу. Правее прогрессистов находились октябристы. Личный состав октябристов и правых трудно дифференцировать, так как эти фракции действовали в тесном блоке и размещались совместно в зале заседаний. В указателе к стенографическим отчетам список их приведен совместно57. В архивном фонде Союза 17 октября имеется несколько списков фракции, однако они не пол- стр. Имеется и газетный список фракции58. На основании анализа этих материалов можно сделать небесспорный вывод, что в начале сессии к середине марта во фракцию Союза 17 октября входило 28 депутатов. В течение сессии к октябристам примкнули восемь правых и неопределившихся. Один член Думы, по-видимому, перешел от октябристов к правым. Большинство их около 20 являлись примыкающими к фракции. В числе членов было два члена Калужской партии за царя и порядок, в числе примыкающих - по два члена Партии правового порядка и Бессарабской партии центра. Некоторые из этих депутатов одновременно работали в группе правых. Около семи одновременно входили в группу беспартийных. Один примыкающий одновременно значится в списках кадетской фракции и трудовой группы, другой до мая одновременно входил в казачью группу. В работе фракции участвовал, помимо указанных 35 депутатов, один мирнообновленец и как минимум один умеренно правый. Все октябристы представляли разнородные территории Европейской России. Средний возраст - 43 года. По 12 депутатов имели высшее образование, а также среднее и незаконченное среднее один окончил городское училище , 10 - начальное и домашнее. Седьмую часть октябристов составляли представители высшего и среднего чиновничества, свыше пятой части - крестьяне. Представители свободных профессий почти отсутствовали. В составе фракции были два члена I Думы и один бывший член Государственного совета. Номинальным председателем фракции являлся 50-летний смоленский помещик и уездный предводитель дворянства Н. Хомяков, фактическим лидером60 - 59-летний казанский профессор медицины М. Добиваясь умеренно-либеральных реформ на основе правительственной программы, октябристы возражали против требований оппозиции о законодательствовании в интересах лишь низших классов61. Тактически октябристы ориентировались на деловую парламентскую работу62. По сообщениям газет, Капустин осуждал роспуск II Думы. Однако часть фракции относилась к кадетам отрицательно и следовала за правыми. Капустина полностью поддерживали 18 депутатов, остальные были не согласны с отдельными разделами программы или шли за правительством63. Немногочисленные инициативы октябристов были направлены на улучшение работоспособности Думы. В частности, им при поддержке правых удалось убедить кадетов, трудовиков и эсеров в необходимости рассмотрения проектов местного значения, которые оппозиционное большинство Думы до середины мая оставляло без движения64. Они и составили основную часть одобренных II Думой законов. Октябристы поддержали попытки правых провести через Думу резолюцию об осуждении революционных убийств и грабежей, указывая, что принятие такой резолюции облегчит либеральные реформы65. В конце сессии октябристы иногда голосовали с правыми за затягивание прений или за слушание революционного заявления об амнистии правые стремились его обсуждением дискредитировать Думу. Точно установить личный состав группы правых и умеренных для краткости ее часто именовали "группой правых" затруднительно по тем же причинам, что и фракции Союза 17 октября. К середине марта группа правых предположительно включала вместе с беспартийными правого направления чуть меньше 70 депутатов. Затем 10 перешли в трудовую группу, пять-семь - к октябристам, трое - к кадетам. В мае в группу правых, по-видимому, вошел один октябрист. Из стр. Не менее двух правых депутатов одновременно работали во фракции октябристов и один октябрист - в группе правых. По четыре депутата являлись членами Бессарабской партии центра и Союза русского народа СРН 67, два - Союза 17 октября в его фракцию не вошли , один - Русского собрания. От шести до десяти членов группы в основном члены СРН и Русского собрания были крайне правыми68, остальные в том числе бессарабские центристы и октябристы - умеренными. Средний возраст правых - 42 года. Высшее образование имели 17 депутатов, незаконченное высшее, среднее и незаконченное среднее - 10, начальное и домашнее - 22. Группа правых и умеренных состояла из помещиков свыше трети и землепашцев почти половина при незначительном представительстве средних слоев. Номинальным председателем группы правых, по некоторым данным, являлся 47-летний кишиневский журналист и писатель П. Крушеван69, из числа крайних. Наиболее ярким лидером умеренной части группы был 39-летний тульский помещик и уездный предводитель дворянства граф В. Он с начала века участвовал в конституционном движении, но крайне враждебно относился к революционерам. У крайних выделялся 36-летний бессарабский помещик В. Члены группы правых и умеренных придерживались разных политических взглядов и объединились на идеях борьбы с революционным движением и недопустимости национализации земли. Умеренное большинство группы выступало за упрочение конституционного строя и имело разногласия с октябристами лишь по относительно второстепенным вопросам равноправие евреев, амнистия и др. Крайне правые боролись за восстановление абсолютизма. По мнению большинства правых и октябристов помещиков и представителей средних слоев , крестьянский вопрос следовало решить путем перехода к личному землевладению. Примыкавшие к правым и октябристам крестьяне не были чужды идеи сословной исключительности. В отрицательном отношении к "господам" они сходились с левыми рабочими71. Правые и октябристы из крестьян требовали увеличить крестьянское землевладение, однако, в отличие от крайне левых, стремились учесть права помещиков и не относились враждебно к частной собственности. Некоторые из правых крестьян выступали за частичное принудительное отчуждение за выкуп, другие предлагали ограничиться покупкой предлагаемой к продаже помещичьей земли и введением прогрессивного налога72. Единодушным было требование о передаче земель не в пользование, а в собственность крестьян. Из программных разногласий вытекала непоследовательная тактика группы. Крайне правые с самого начала считали необходимым подрывать Думу изнутри73, чтобы добиться ее скорейшего роспуска, и некоторые из них нередко голосовали вместе с левыми. Умеренное крыло, особенно крестьяне, первоначально было ориентировано на деловую работу. В начале сессии предложения крайне правых принимались группой лишь к сведению или отклонялись значительным большинством74. Ближе к концу сессии, когда стало ясно, что разрыв кадетов с революционерами невозможен и в Думе складывается революционное большинство, умеренная часть группы не раз следовала за крайними. Основной инициативой правых, поддержанной октябристами и прогрессистами, было предложение осудить революционный террор. Правые считали своим долгом выразить взгляды контрреволюционно настроенной части общества. Это предложение было снято с рассмотрения по инициативе кадетов. Ключевое положение во II Думе занимали кадеты, польские автономисты и трудовики. Любые две из этих фракций при более-менее единодушном стр. Кадетов объединяло с трудовиками и социалистами стремление к радикальной демократизации, переделу собственности в пользу неимущих слоев и вообще изданию законов в их интересах, а также враждебное отношение к правительству. Кроме того, в начале сессии кадетов и народников объединяло стремление беречь Думу и добиваться реформ через нее. Эти фракции образовывали левокадетское большинство к концу сессии 350 депутатов. К нему в ряде случаев примыкали автономисты, делая большинство оппозиционным 425 депутатов , и по отдельным деловым вопросам - октябристы с прогрессистами. Между основными составляющими этого большинства существовали серьезные противоречия. Программные противоречия заключались в разногласиях относительно степени передела собственности и способов борьбы с правительством. Тактические противоречия проявились ближе к концу сессии, когда народники стали отходить от принципа "бережения Думы". II Дума начала работу с организованным оппозиционным большинством. Оно провело выборы президиума и без социал-демократов, которые не голосовали, голосами кадетов, народников и автономистов заблокировало резолюцию по декларации правительства. Но вскоре оппозиционный блок раскололся из-за разногласий и давления на крайне левых со стороны внедумских кругов. Окончательно это случилось в апреле при рассмотрении законопроекта о новобранцах социалисты и часть трудовиков голосовали против призыва, кадеты и автономисты - за. После этого оппозиционное большинство утратило заинтересованность в положительной работе и действовало лишь отрицательно, отклоняя правительственные законопроекты. Левокадетское большинство против правого крыла и польских автономистов сложилось в Аграрной комиссии. Оно провело через нее решение о необходимости отчуждения частновладельческих земель, а через подкомиссию - об отклонении правительственных проектов реформы крестьянского землевладения. Кадетов и автономистов до их перехода к шантажу правительства , а также октябристов и правых объединяло неприятие революционных действий, а также радикального передела собственности. К правоцентристскому большинству 291 депутат , образованному этими фракциями, могли примкнуть в отдельных случаях вместо поляков, правых и октябристов трудовики, также желавшие беречь Думу. В этом случае образовывалось центристское большинство 267 голосов без поляков, октябристов и правых, но с мусульманской фракцией и прогрессистами. Это объединение также не было прочным: желание трудовиков и автономистов беречь Думу обусловливалось надеждами провести через нее свои радикальные требования соответственно конфискацию помещичьих земель или самостоятельность Польши , неприемлемые для правительства. Правоцентристское центристское большинство проявилось при рассмотрении правительственных законопроектов о новобранцах и местного значения , а также большинства положений регламента. В Аграрной комиссии правоцентристское большинство отклонило предложение о создании постоянного государственного земельного фонда. Центристское большинство отказалось обсуждать резолюцию об осуждении революционного террора75. В конце сессии 1 июня центристское большинство76 постановило передать в комиссию правительственное представление об устранении от заседаний социал-демократической фракции и лишении ее части депутатской неприкосновенности, что послужило поводом к роспуску Думы. Польских автономистов после провала их "политических контрактов" и крайне левых объединяла готовность к революционным голосованиям. Это большинство 264 депутата без мусульманской фракции , которое можно назвать левоавтономистским, было чисто деструктивным: в положительном плане русских крестьян и польских помещиков мало что объединяло. К левоавтономистскому большинству могло примкнуть и правое крыло, превратив его в право-левое 356 голосов без мусульманской фракции и мирнооб- стр. Объединяющим началом в таком случае служило желание заниматься агитацией с думской трибуны. Левоавтономистское большинство проявилось при голосовании срочности нескольких запросов и некоторых статей регламента. Кроме этого, оно поручило соответствующей комиссии разработать вопрос о помощи рабочим, уволенным из-за забастовок. Право-левое большинство возникло по нескольким процедурным вопросам. Важное место в работе II Думы заняло рассмотрение ею бюджета на 1907 год. При этом энесы выдвигали условиями голосования за бюджет расширение финансовых полномочий Думы и создание ответственного перед ней правительства. Трудовая группа в апреле постановила, что "бюджет на 1907 г. Передать проект росписи в комиссию левая оппозиция согласилась лишь для получения "богатого материала для всесторонней и точно обоснованной критики всех частей бюджета"78. Наконец, польские автономисты поставили свою позицию по бюджету в зависимость от отношения правительства к проекту полонизации учебных заведений в Польше. Поскольку оно было отрицательным, то и кружок склонялся к голосованию против79. Таким образом, в Думе складывалось левоавтономистское большинство за отклонение бюджета. В Бюджетной комиссии при его постатейном рассмотрении преобладало правоцентристское большинство, которое, как правило, одобряло правительственные предложения без радикальных поправок. Однако при рассмотрении порядка слушания бюджета в общем собрании Думы левоавтономистское большинство комиссии отклонило предложение кадетов рассматривать сметы отдельных ведомств по мере одобрения их комиссией. Желание прежде изучить роспись в целом мотивировалось тем, что "для народного представительства важно прежде всего решить... Таким образом, в Думе складывалось левоавтономистское большинство в пользу отклонения бюджета из-за отрицательного отношения к правительству. Очевидно, что в этом случае сосуществование кабинета и палаты делалось невозможным. Поскольку по букве и духу Основных законов 1906 г. Дума не могла свергать правительство, то ее роспуск был неизбежен для защиты конституционного строя. Крайне фрагментированный состав II Государственной думы отразил состояние российского общества. Различные социальные слои были мало склонны считаться с правами и интересами друг друга. Поэтому избирательный закон, рассчитанный уравновесить их представительство, не мог дать парламента со сколько-нибудь прочным большинством. К немедленной демократизации Россия, как показали последующие события, не была готова. Единственной возможностью сохранить конституционный строй и народное представительство было предоставление решающего голоса при выборах высшим классам. Они имели опыт участия в государственном управлении местном и в определенной мере стремились учитывать интересы других социальных слоев, не требуя их экспроприации в свою пользу. Примечания 1. Вторая Государственная дума. Вторая дума. Деятельность второй стр. Новый строй. Маклакова "Вторая Государственная дума" Париж. Борьба классов и партий во второй Государственной думе. The Second Duma. New Haven. Буржуазия и царизм в первой русской революции. Думская тактика большевиков в революции 1905 - 1907 гг. Государственная дума в период первой русской революции 1905- 1907 гг. Народные социалисты в первой русской революции. Аграрная программа кадетов в первой русской революции. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905 - 1907 гг. Партия октябристов в период первой российской революции. Либеральная модель переустройства России. Трудовики в период первой российской революции.
Этот роспуск также послужил катализатором радикализации, поскольку разочарованные члены Думы и их сторонники обратились к более крайним революционным идеологиям. Заключение Роспуск Второй Государственной Думы ознаменовал поворотный момент в российской истории. Это подчеркнуло внутреннюю борьбу между автократическим режимом и избранными представителями, которая в конечном итоге привела к срыву политического процесса. Последствия этого роспуска еще больше подогрели революционный пыл и подготовили почву для последующих событий русской революции. Часто задаваемые вопросы 1. Каковы были основные цели Второй Государственной Думы? Вторая Государственная дума стремилась провести радикальные политические и социальные реформы, выступая за перемены и выступая против автократического режима. Кем были октябристы и какую роль они играли? Октябристы — политическая группа во второй Государственной Думе, возглавляемая Александром Гучковым. Они стремились преодолеть разрыв между революционерами и правительством, стремясь к конституционной монархии. Царь воспринимал Думу как угрозу своей власти и не желал делиться властью. Постоянный вызов Дюма политике правительства и призывы к реформам вынудили царя распустить его.
Быстрый переход
- В этот день - 16 июня 1907 г. была распущена II Государственная дума Российской Империи
- Одобрена поправка о праве президента распустить Госдуму - Российская газета
- Состав и отличие 1 и 2 Думы
- В 1906–17 годах высший законодательный государственный орган Российской империи
Этот день в истории: 16 июня 1907 года — последний день Первой русской революции
Последние новости России и мира - РР | Подгруппы утвердили тексты поправок ко второму чтению по второй и четвертой главам Конституции, в них идет речь о президенте и правительстве РФ. |
Портал правительства Москвы | Третьеиюньский переворот — это государственный переворот 3 июня 1907 года в Российской империи, который заключался в незаконном роспуске второй Государственной думы и внесения изменений в новый избирательный закон. |
Вслед за правительством Медведева распустят Государственную Думу | Процесс роспуска II Государственной думы, проработавшей 102 дня, вошёл в историю также как «Третьеиюньский переворот», сопровождавшейся изменением. |
Последние вопросы
- 16 июня 1907 г. была распущена II Государственная дума Российской Империи
- Произошел Третьеиюньский государственный переворот в России
- Почему была распущена 2 Государственная дума? 🤓 [Есть ответ]
- Итоги выборов:
- Все материалы