Множество татар живут в Башкирии, а множество башкир говорят на татарском языке, а не на башкирском. Множество татар живут в Башкирии, а множество башкир говорят на татарском языке, а не на башкирском. Башкиры и татары продолжают сохранять свою культурную самобытность и национальное наследие, несмотря на различия в их истории и традициях. Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир. большей вариативностью, так как нация сложилась не так давно на стыке финно-угров и кипчаков.
Татары и башкиры: чем похожи и отличаются
О различиях — татар больше, чем башкир, и проживают они по всей территории России. Несмотря на различия, башкиры и татары продолжают жить в соседстве и сохранять дружественное отношение друг к другу. Современные татары с башкирами и кавказские мусульмане, живя в России, имеют значительные ментальные различия. По социальному положению отличались от прочих групп служилых татар и башкир; они, как и однодворцы, владели землёй на основе поместного права.
Интервью: уфимский публицист о «соперничестве» между Татарстаном и Башкирией
Татары Этот народ моложе башкир. Его формирование началось в эпоху Волжской Булгарии, продолжалось в период Золотой Орды и приняло законченный вид после завоевания Московским царством. При этом, поволжские, сибирские и крымские татары не имеют общих предков. Они складывались независимо друг от друга и, фактически, являются народами разными. Население современного Татарстана — это потомки волго-уральских татар. Общая численность — свыше 2 млн. Подобно башкирам, они обладают разными антропологическими признаками. Однако здесь куда больше прослеживаются европейские черты, чем монголоидные.
Муртаза Рахимов был на шаг позади относительно Шаймиева, это всегда чувствовалось.
Возможно, это особенности личности, возможно, это степная осторожность, интровертность. Это подтверждено моделью выхода из политической карьеры: с элементами преемничества и звездой Героя труда Российской Федерации или без таковых. Но, должен сказать, это не только про Рахимова, это и в нашем башкортостанском региональном характере: не торопиться, посмотреть, что у других получается. Каждый из нас немного Муртаза Рахимов. Муртаза Рахимов — первый президент Башкортостана с декабря 1993 года по июль 2010 года. Началась перестройка, регионы хотели самостоятельности от рыночной экономики, как я понял, пытаясь остаться советскими, социалистическими. Федеральный центр, тогда еще слабый, находился в шоке, что о себе заявляют не только союзные республики, но и те, о ком никогда не слышали толком — наши республики. Видимо, казалось, что мы тоже хотим убежать куда-то.
У Татарстана была более жесткая позиция относительно своего статуса и лоббистов было и, наверное, остаётся больше. А у федерального центра на «задабривание» самостоятельных субъектов была одна или две ментальные квоты: Российская Империя насчитывает уже много столетий и не хочет во все наши местные игры играть. Башкортостану точно ничего не осталось по этой линии. Молодая Россия сказала устами Ельцина: «берите столько самостоятельности, сколько сможете проглотить». Эти слова я слышал своими ушами 6 августа 1990-го на митинге у Дома политпросвещения на Фрунзе, 40. Это что-то среднее между вашим Ленинским мемориалом и Госсоветом. В 90-е годы суверенитет сводился к тому, что оставляли налоги у себя и пускают на развитие региона. И теперь это не просто налоги.
Это ещё и повальный отказ от своих местных подразделений у больших компаний: все денежные решения принимаются в Москве. Хорошо, если в Москве. Это видно даже по близкому нам рекламному рынку. Есть еще повальная тенденция у компаний скрывать прибыль, поскольку налог на прибыль идет преимущественно в региональную казну, а у региона мало ресурса «наехать» на федеральную компанию. Ну и стремление зарегистрировать бизнес в столице тоже сильно обескровливает глубинку: но в Москве есть на что вешать лампочки на кусты и сугробы. У нас более низкая лоббистская и низкая проектная культура. Радий Хабиров не зря потребовал, чтобы в каждой ресурсной приёмной Правительства РФ сидело по «башкиру». Радий Хабиров — врио главы Башкортостана с октября 2018 года.
До этого работал главой Красногорска, замначальника управления администрации президента РФ по внутренней политике, главой администрации Президента Башкортостана. У нас в один момент сложилось такое впечатление, что начиная с тысячелетия Казани всё «федеральное», предназначенное для национальных регионов, ушло на Казань. Стройки, которые были запланированы, просто приурочили к этой дате: остались на память ипподром, вокзал, конгресс-холл. Не сказать, что там аншлаг сейчас. Как я понимаю, созданная в Казани инфраструктура — федеральная. Татарстан — это площадка, где всё федеральное проходит. Как Сочи. Это же не только Краснодарский край строил.
И не только для краснодарцев. Активная политика по выбиванию денег из федерального центра дала свои плоды. Татарстанские чиновники, посланцы сидели в каждом федеральном кабинете с начала нулевых, истоптали все коридоры. И у них было, что предъявить: все федеральные темы, которые только внедрялись уже каким-то образом оказались давно обкатанными на Татарстане. В Татарстане, как я помню, «трущобная программа» шла лет 15 к этому времени. И проектная, заявочная культура была отлажена давно. Наши родные башкирские власти приходилось уговаривать, приходите, мол, за деньгами, заберите 10 «ярдов», оформите просто бумажки правильно. Мои коллеги-чиновники со стажем обречённо-облегчённо махали рукой: «а, Татарстан приехал, все понятно, у них давно уже все готово».
Необходимости особой затаскивать федеральные деньги в Башкортостан в 90-е при Рахимове не было. Мы считались самодостаточными. Это такое башкирское «чучхе»: опора на собственные силы, нам ничего не надо, но и вы не лезьте к нам со своими торговыми центрами, алкогольной продукцией, продуктами, «инвестициями». Там были качели, то лучше, то хуже. И это отражалось на «татарском вопросе», самосознании татарского населения Башкортостана. Помню на живом примере: черная кошка пробежала между Шаймиевым и Рахимовым во время Всемирного конгресса татар 2002 года. Когда на него приехал президент Владимир Путин, дядька из Башкирии, директор белебеевской татарской гимназии Нурмухамет Хусаинов пожаловался на жизнь татар в республике: «легко ли быть татарином в Башкортостане? Рустэм Хамитов — глава республики Башкортостан с июля 2010 года по октябрь 2018 года.
Его выступление было расценено Рахимовым как удар, срежиссированный из Казанского Кремля. Он обиделся, не остался ужинать и уехал в Уфу, как только проводили ВВП: на языке больших людей это означает крайнюю степень нерасположения. Для башкирской политической культуры того времени сама мысль, что люди могут говорить что хотят, без указания начальства или секретного задания — просто невозможна. Даже сейчас этот текст публиковать страшновато. При позднем Рахимове Татарстан стал фигурой умолчания — «соседи». Хотя на уровне риторики мы были «два крыла одной птицы, два братских народа». Но наш Бабай так и не оттаял ни Татарстану, ни к татарам, которые норовили проголосовать за папу Алсу, Ралифа Сафина. В народе ходили мифы, что в Татарстане что-то дешевле, «дороги у них лучше», что, в общем, видно по трассе M7.
Это история 90-х годов и 2000-х. В 2000-х годах в Казани построили аквапарк. Средний уфимский класс начал ездить в Казань, туристической Меккой, что у нас усилило недовольство собой и всяческие комплексы. Хамитов любил рейтинги, мы видели, что Татарстан везде нас обгоняет.
А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории. Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит - ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико. В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице , не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими республик. Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" - в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам. Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта. Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства. Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов. Причины противоречий Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый - субъективный, остальные - вполне объективные. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки. Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока - просто лидер. Гаяз Исхаки - лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин - главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились? Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному. Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз - после 1552 года, затем - в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар. Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически - раз в 3-5 лет, а также во время в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель. Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном - пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи. Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар. При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости. Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений. На вопрос А башкиры от татар сильно отличаются? В плане языка, например. Обя языка тюркские и очень похожи. Но на лицо - башкиры, в большинстве, сохранили первозданную тюркскую внешность широкое скуластое лицо, раскосые черные глаза, жесткие волосы , а татары, веками смешиваясь со славяннами и угорцами, часто бывают голубоглазыми блондинами с ямочками на пухлых щеках... Ответ от Простолюдин [гуру] и внешне и языком, да Ответ от Derik [активный] не очень: языки у нас схожи: Ответ от Группа товарищей [гуру] Тюрки. В плане языка как мы от поляков. Ответ от Наискосок [активный] Татары, они русские. По генетике, от урала, до новгородской области, процент татарской крови уменьшается. А, татары которые обозвали себя башкирами создали национальность. Тогда расизм и нацизм имеют все права!! И тем не менее, национальность создают Язык мировоззрения и семейно-социальное Воспитание. Марков [гуру] отличаются, но при желании понять друг друга смогут.... Ответ от Гузель Янбердина [новичек] Генетики доказали, что татары и башкиры два разных народа Татары по отцу азиаты а матери местные угры, а башкиры по отцу европейцы кельты и местные женщины. По матери мы родственники. А то, что башкиры воинственные, всем известно. Они подчиняли различные племена в свой союз, и это тоже всем известно. Башкиры состоят из 7 семей- разных этносов, тоже все знают. Но не знают, что внутри, между собой башкиры отличали друг друга по цвету волос, а не по тому раскосые глаза или круглые. И еще отличительная черта- от татар, то, что у башкир отсутствует комплекс неполноценности. Все башкиры независимо от цвета волос, очень гордятся своими героическими предками и своим вотчинным правом на землю, т. В документах, архивах царских! Башкиры, фактически, единственные в составе Российской империи, имели такое право. И все хотели стать башкирами, поэтому башкиры разные. А татары, по моему наблюдению, "урыс булмай аптырап юрийляр" по русски значить- настоящие татары белокурые, голубоглазые. А если татарин, вдруг узкоглазый и смуглый! О ужас! Зачем меня мама родила я второсортный. Ответ от Metalik220871 [активный] Разница между башкирами и татарами Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания — свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего — от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры — сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей. До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно. Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране. Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир. Такси «Лидер» Черная «хонда» приехала к хостелу на 15 минут раньше назначенного срока. Перед глазами водителя раскачивается православный крестик. Я сам здесь родился, мои родители, бабушки и дедушки тоже. Кстати, чистых башкир в Уфе практически нет, в основном они в аулах остались. Это единственный признак различия. Я русская, но считаю, что ничем не отличаюсь ни от башкир, ни от татар. В ее бежевом «рено» по-женски чисто и вместо шансона играет приятная музыка. Плевать всем на национальность! Если смотреть глубже, наш народ даже не православный - староверы.
Ходячие изображения башкир с зверским монгольским лицом, с выдающимися скулами и косыми глазами — далеко не верны. Рост башкиры имеют большею частью средний, сложение не очень крепкое; но, тем не менее, они довольно сильны и способны переносить большие лишения. В работе они, по общему отзыву, трудолюбивы и аккуратны, но не споры, т. Поэтому заработная плата башкирам полагается меньше, нежели русским крестьянам, а урочную работу они выполняют, по крайней мере, на треть дольше в сравнении с русскими. Вообще, башкиры исполняют, например, на золотых приисках и заводах, большею частью чисто механический труд: рубят и возят дрова, приготовляют уголь, доставляют руду и проч. Также дают им такие работы, при которых требуется аккуратность без особенного уменья. У башкир замечательно развиты органы чувств. Днем и даже ночью они в состоянии различить предметы на недосягаемом для нас расстоянии, равно как уловить звуки, далеко не долетающие еще до нашего уха. Вообще, организм башкир в высшей степени приноровлен к своеобразной степной жизни и закален против всех стихийных невзгод. В этом смысле здоровье их можно считать очень хорошим. Башкиры не знают, что такое простуда или неудобоваримая пища. Найдите 10 отличий! Одежда башкир, даже по названию, почти тождественна с обыкновенным татарским костюмом. Мужчины носят те же длинные рубахи с откладными воротниками, тот же чекмень кафтан , халаты и широкие шальвары. Голову покрывают низкой войлочной шляпой с загнутыми вверх полями. На ногах носят ичиги с калошами, а бедные — лапти. Зимою носят тулупы и шапки, отороченные мехом. Женский костюм также мало отличается от татарского. Башкирки носят холщовые рубашки, вышитые вокруг ворота и рукавов алого цвета нитками. Сверх рубашки надевают платье, зимою с рукавами, а летом без рукавов; платье это увешивается вокруг ворота и на груди серебряными монетами. Подобно татаркам, башкирские женщины носят шальвары. Фото Фишера, 1892. Башкирская семья Белебейского уезда. Дом башкира средней зажиточности. Избы башкир-бедняков. Семья башкир. О народных способах лечения у башкир, опубликованная в альманахе "Деятель" за 1898 год автор — Н. Корни различия этих дружественных народов исходят из глубины веков. Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе. Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления: Крымские. Ногайские и пр. Краткий экскурс в историю Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке. У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами. Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях. Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было. Древняя Казань Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар. Салават Юлаев В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа: Светлые европеоидные. Татарин Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый. Башкирская семья Семья М. Рахимова Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных: Южно-сибирский вид. А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые. Татарка Татары всегда любили очень яркие цвета одежды — красные, зелёные, синие. Татары Башкиры же обычно предпочитали более спокойные краски — жёлтые, розовые, голубые. Одежда этих народов подобает тому, как предписывают законы ислама — скромности. Башкиры Языковые различия Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности. Башкирский алфавит Вывод Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходства, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия — это ислам суннитского направления. Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей. Башкиры и татары — два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. И те и другие — мусульмане-сунниты, их языки близки настолько, что они понимают друг друга без переводчика. И все-таки различия между ними есть. Итак, рассмотрим подробно — чем отличаются башкиры от татар. Начнем с экскурса в историю. Историческое прошлое башкир и татар Тюркские народы точнее, тогда это были не народы, а, скорее, племена издавна кочевали на всем пространстве Великой Степи — от Забайкалья до Дуная. В первые века нашей эры они вытеснили или ассимилировали известных нам по античным источникам кочевников — ираноязычных скифов и сарматов, и с тех пор безраздельно господствовали на этой территории, поочередно грабя соседей или воюя друг с другом.
Чем отличается татарин от башкира?
Башкиры в основном живут в Башкортостане. Татары — вторая по численности народность в России - внешне татары ближе к европейцам, в то время как башкиры больше похожи на монголов - самое большое отличие — в исторически сложившемся характере. Башкиры прямолинейные и скромные, татары более гибкие и бережливые - башкиры дружелюбный и гостеприимный народ, потому что еще с древних времен на территории проживания было много переселенцев. Если вы придете в гости к башкирам, то для вас накроют богатый стол. Татары же не так любят гостей - у башкир сохраняется традиция преподносить подарки детям, которые приходят в гости.
Мишарей, переселявшихся в Башкирию, стали называть мещеряками и тюменцами. Астраханские татары являются потомками населения Золотой Орды, испытавшего этническое влияние более ранних компонентов хазары, кипчаки , а в XV—XVI вв. В прошлом у всех этно-территориальных групп татар имелись локальные этнонимы: у волго-уральских — меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим; у астраханских — нугай, карагаш, юрт татарлары. Сохранение локальных наименований указывает на незавершенность консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть нагайбаков и некоторые другие субэтнические группы продолжают выделять себя из состава остальных татар. Отдельные группы татар разнятся в антропологическом отношении.
Среди татар Среднего Поволжья и Урала преобладают представители большой европеоидной расы. Часть астраханских и сибирских татар по внешнему облику близки к монголоидной расе. Народно-разговорный татарский язык относится к кипчакской группе тюркского языка и делится на три диалекта: западный мишарский , средний казанско-татарский и восточный сибирскотатарский. Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определенную специфику. Наиболее древняя татарская письменность — руническая. В 1939—1940 гг. В прикладном искусстве татар определенное место занимает графика, соединенная с каллиграфией. Она применялась в ювелирном деле, в оформлении рукописей и книг, а также шамаилов — изречений из Корана, развешиваемых на стенах жилища. Верующие татары — это в основном мусульмане-сунниты, за исключением двух субэтнических групп: кряшен крещенных татар и нагайбаков ногайских татар , крещенных в XVI—XVIII вв.
По основным элементам культуры кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы кряшен связаны и с татарамимишарями. В начале ХХ в. Многие характерные черты традиционного быта кряшен сегодня уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Нагайбаки — потомки различных тюркских и монгольских племен, обращенных в XVI в. Ранее они жили по реке Ик, на границе современных Татарстана и Башкортостана. В начале XIX в. Там нагайбаки составили основу казачьих поселений.
Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке. У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.
Похоже на очередной западный проект... Хреновая мода пошла, делить людей по национальности, когда надо делить на тех у кого есть "заводы, газеты, пароходы", и тех у кого кроме рук нет ничего. Janvar787 Спасибо!
Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты
Множество татар живут в Башкирии, а множество башкир говорят на татарском языке, а не на башкирском. У башкир и татар общие корни, и сейчас между народами больше схожестей, чем различий. Уверен, что он так же, как и Хабиров, считает, что очень сложно найти разницу между башкирами и татарами, что ее искать по-хорошему не надо. Потом пришли татары, и татары отчасти ассимилировали башкир и из-за этого возникла такая ситуация, когда тамошние башкиры стали татароязычными.
Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?
Потом пришли татары, и татары отчасти ассимилировали башкир и из-за этого возникла такая ситуация, когда тамошние башкиры стали татароязычными. башкирский народ гораздо древней татарского и с первобытных времен находится на своем месте. «По генетическим характеристикам особых отличий татар от башкир, чувашей, удмуртов и коми не видно».
Башкиры и татары: отличия во внешности и характере
- Чем отличаются татары от башкир - 83 фото
- Читайте также
- Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов
- Кто такие татары? Мнение башкирских историков.
Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?
Чуваши отличаются также и знанием судоходства Эти татары – культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей». Главное отличие в том что у башкир есть родА а у татар нет. Татары и башкиры различия. Башкирский и татарский различия. Эти перемены этничности стали возможны отчасти и потому, что этнокультурные различия между татарами и башкирами были незначительными. Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким.
Татароязычные башкиры. Кто они?
Среди представителей могут встречаться индивидуумы как с европейской внешностью, так и ярко выраженные монголоиды. Хотя при этом современнный башкирский этнос — тюркоязычный. Всего в мире насчитываются 1,7 млн башкир. Татары Этот народ моложе башкир. Его формирование началось в эпоху Волжской Булгарии, продолжалось в период Золотой Орды и приняло законченный вид после завоевания Московским царством. При этом, поволжские, сибирские и крымские татары не имеют общих предков. Они складывались независимо друг от друга и, фактически, являются народами разными.
Население современного Татарстана — это потомки волго-уральских татар.
В рассказе сохранились некоторые атрибуты племён, по которым видно, что «барадж» — это не просто змей, а на самом деле какое-то племя. Потому что у него есть боевой клич-уран. Таким образом, перед нами клан, который как-то связан со змеёй. Оказывается, битва с «народом змей» описан и в древнеказахских сказаниях. Это была огромная группа, которая имела отношения к змеям, и вот предки казахов с ними воевали и потерпели поражение. Я вышел к первоначальным истокам этого клана. Средневековый филолог Махмуд Кашгари описал в своей работе «Диван лугат ат-Турк» как раз одну группу, которую он связывал с семиглавой змеёй. Этот змей носил имя Бука, а главой этого клана был Бука Барадж.
Получается, что понятие «семиглавый змей» — это такой титул. Прихожу к выводу, что таким образом перед нами изображен знаменитый клан кай. Из этого клана потом вышли представители османской династии. Мои поиски меня привели к выводу, что эта группа кай вышла как раз из восточных половцев. Восточных половцев называют кимаками. Получается, что когда население древнего Булгара и Биляра вспоминает о древних временах, то они фактически вспоминают времена 11 века. Так показывается приход кипчаков к этим районам. Получается, что билярцы-булярцы — это и есть потомки восточных кипчаков. В составе северо-западных башкир есть ещё две группы, чьи названия связаны со змеями — это елан и уран.
С последней группой связан ещё клан бушман-кипчак, который на самом деле тоже часть кипчакской коалиции. Таким образом, целая группа восточных кипчаков появилась, осела. Столичный их центр там, где сейчас располагается современный Оренбург. У них этот город назывался Ахтуба. А мы знаем, что Актюбинск есть и в Казахстане, и в восточном Татарстане. Таким образом, как раз фиксируется приход восточных кипчаков в этот регион. Они вошли в район Приуралья, дошли до Биляра, там одержали некоторую победу и там остались. Но оставшаяся часть была очень тесно связана с государством Хорезмшахов. Если посмотреть на последнюю династию правителей Хорезмшахов, то она полностью состоит из выходцев из восточных кипчаков.
Гвардия состояла из них, армия — тоже из них. С пришедшими сюда монголо-татарами воевали как раз именно восточные кипчаки, отстаивая государство Хорезмшахов. Потом все эти группы бежали на север от татаро-монгольской напасти. Часть из них оказалась в северо-западной Предуралье. Доказательство этому — в составе башкир есть клановая группа уран. У восточных кипчаков в качестве своей правящей элиты были татары. Эти татары были связаны с алтайскими найманами. Таким образом получается, что ещё до монголов некоторые татары пришли в составе кипчаков. Они осели в западной части Предуралья, то есть на территории северо-запада Башкирии.
И ученые этот вывод сделали задолго до нас. Например, знаменитый востоковед Бартольд об этом писал, указав конкретный исторический источник. Получается, что татароязычность имеет очень длинную историю у западных групп башкир. Возникает вопрос, а когда они стали башкирами?
Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта. Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства.
Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов. Причины противоречий Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый — субъективный, остальные — вполне объективные. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки. Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока — просто лидер. Гаяз Исхаки — лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин — главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве.
Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились? Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному. Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз — после 1552 года, затем — в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар. Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически — раз в 3-5 лет, а также во время столыпинской реформы в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель.
Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном — пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи. Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар. При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости. Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары.
Если вы придете в гости к башкирам, то для вас накроют богатый стол. Татары же не так любят гостей - у башкир сохраняется традиция преподносить подарки детям, которые приходят в гости. В целом у народа более трепетное отношение к детям, поэтому больше многодетных семей - любимое национальное блюдо башкир — бешбармак, у татар — чак-чак и эчпочмак - отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый - в башкирской семье больше развит культ почитания старших, слово родителей — закон. Фото: город Уфа, источник: puteved. Любой татарин поймет башкира.
Чем отличаются башкиры и татары?
- Смотрите также
- Оставляйте реакции
- Велика ли разница между итогами переписи-2021 для татар и башкир?
- Дамир Исхаков: «Татары в Башкортостане фактически на втором месте после русских» | «ДУСЛЫК»
- Чем отличаются башкиры от татар
- Историческое прошлое башкир и татар
Татары и Башкиры
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Разница между башкирами и татарами | Отличия татар и башкир В сегодняшней статье мы осветим тему отличий татар от башкир. |
«У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир» – | Дорогие наши зрители, сегодня поговорим о татарах и башкирах! Эти два народа издревле живут рядом, говорят на похожих языках и имеют поожие традиции. |
Навигация по записям
- Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты
- Главные отличия
- В чем разница между татарским и башкирским?
- Башкирская кровь и татарский язык