ВОВ. Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Правительство Саратовской области
Таким образом, в августе в Красной Армии впервые, как предложил Хрулев лично Сталину, создается стройная система тылового обеспечения войск. Строевые командиры освободились от хозяйственных тягот и всецело переключились на руководство и управление войсками. Ошибка в этой новации могла стоить Хрулеву жизни. Но он все правильно, на опыте еще обеспечения войск в царской армии, просчитал и выверил. И не ошибся. Новая тыловая структура весьма эффективно себя проявила уже в период начала сражения под Москвой, а потом в октябре при эвакуации столицы. Еще в 1935 г. Но тогда за Хрулева заступился маршал Климент Ворошилов, который знал его еще по совместной работе в Петрограде в 1917 г. Ожидания Мехлиса не оправдались. Тыловики Хрулева и он лично обеспечили войска под Москвой всем необходимым. В период октябрьской паники в столице Хрулев непосредственно организует эвакуацию в Куйбышев Генштаба, Академии наук, государственных резервов продуктов и еще много другого.
В обстановке всеобщей нервозности возникали крайне щекотливые ситуации. Так, по распоряжению секретаря Московского комитета партии Щербакова стали раздаваться со складов теплые армейские шапки, рукавицы, телогрейки. Против этого выступил Хрулев. Естественно, Щербаков пожаловался Сталину. Потом на Хрулева опять же Сталину пожаловался член военного совета фронта Булганин, что нет теплой одежды и войска не могут нормально воевать. В ярости Сталин стал угрожать Хрулеву арестом и расстрелом. Угроз на ветер Верховный главнокомандующий не бросал. Однако Хрулев с полным самообладанием доложил, что войска Булганина уже получили 200 тысяч полных комплектов теплого обмундирования и генерал просто не знает, что у него имеется на фронте. После этого Сталин в резкой форме отчитал Булганина. Естественно, такие споры множили число недоброжелателей и завистников самого Хрулева.
Их стало еще больше, когда в феврале-марте 1942 г. Все железные дороги оказались забитыми товарными составами, поездами, вагонами. Буквально остановились Ярославская, Северная, Казанская железные дороги. И это происходило в период контрнаступления наших войск. Всемогущий приближенный Сталина нарком путей сообщения Лазарь Каганович не докладывал в Государственный комитет обороны о назревающей железнодорожной катастрофе в масштабе всей страны. Многократно возросшие перевозки по стальным магистралям создали пробки в сотни километров длиной. Казалось, не было никакой возможности уже разрешить эту проблему. А с улучшением погоды немецкая авиация просто бы уничтожила весь наш железнодорожный транспорт, который в тот период был единственным средством перевозки войск, вооружений, обеспечения деятельности промышленности, да и всего народного хозяйства. В середине марта Сталин срочно с фронта вызвал генерала Хрулева, включил его в специальную комиссию по разбору дел в Народном комиссариате путей сообщения. В нее вошли наиболее видные деятели того времени: сам нарком Каганович, члены Государственного комитета обороны Берия, Маленков.
В свою очередь, нарком НКПС Каганович не принимал никаких советов и только яростно ругался, обвиняя остальных членов комиссии в некомпетентности. Видя такое положение, Сталин предложил Политбюро партии назначить Хрулева наркомом НКПС, оставляя за ним еще прежнюю военную должность. Уже через несколько дней был найден выход, как растащить железнодорожные пробки. Из находящихся в резерве эвакуированных с территории, занятой немцами, сотен паровозов, были созданы специальные маневренные паровозные колонны по 30 машин в каждой. Они, нередко под огнем вражеской авиации, предотвратили в стране грандиознейшую железнодорожную катастрофу, которая непосредственно играла на руку немецкому командованию. Это предложение Хрулева оказалось настолько эффективным в работе транспорта, что за всю войну были сформированы 86 специальных колонн особого резерва НКПС, в которые входили 1940 паровозов. Они-то и обеспечили в случае необходимости максимально быстрый подвоз войск и вооружений в ходе всех фронтовых операций. Наверное только за одно это дело Хрулева надо было наградить высшими госнаградами. Но вместо орденов Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, Политбюро, Государственный комитет обороны поручали начальнику Тыла такие дела, с которыми не справлялись другие. Не представляется возможности перечислись все небоевые, но обеспечившие победы на полях сражений трудовые подвиги Хрулева и его тыловиков.
Тем не менее, город быстро перестроился, сплотился перед угрозой и в годы войны перешёл на максимально интенсивные темпы работы. В округе активно развивались отрасли народного хозяйства: рыбная и лесная. Одним из основных предприятий Ханты-Мансийска в то время посёлок был Ханты-Мансийский леспромхоз. Там изготавливали снаряжение для нужд фронта: древесину для производства авиафанеры, прикладов для винтовок, лыж, ящиков для патронов.
В годы войны там также запустили спичечную фабрику и валяльную мастерскую. Помимо этого в Югре работало 12 рыбзаводов. За четыре военных года в округе выловлено 1 млн 120 тысяч центнеров рыбы.
Об этом 6 августа заявил Президент России Владимир Путин в ходе видеопоздравления по случаю Дня железнодорожника, видео приводится на сайте Кр емля. В этой связи он напомнил об истоках этих традиций, которые было заложены еще в XIX веке по мере развития железнодорожного транспорта в России и роста его роли. Путин также напомнил о трудовой доблести железнодорожников при строительстве Транссиба, БАМа и других инфраструктурных проектов, которые служат всей стране.
Молотов с заявлением советского правительства. Выступление было кратким и заканчивалось провидческими словами: «Враг будет разбит. Победа будет за нами! Шверником, его заместителями стали А. Косыгин который фактически и руководил работой Совета и М. Совет разработал порядок эвакуации. Готовая продукция, неустановленное и иное оборудование, сырье, кабельные изделия и основные материалы подлежали эвакуации в первую очередь. Затем необходимо было вывезти технологическое оборудование, которое предстояло установить на действующих заводах, энергооборудование, станки и только потом вспомогательные материалы, транспортные средства и прочее имущество. Совет также разработал подробное положение об эвакуации рабочих, служащих и их семей. В положении были отражены даже такие детали: каждый работник при эвакуации имел право взять с собой 100 кг багажа и до 40 кг на каждого члена семьи. На время эвакуации за работниками предприятий полностью сохранялась зарплата и выплачивались подъемные. С 14 октября 1941 года по 3 марта 1942 года Совинформбюро находилось в Куйбышеве ныне — Самара. На предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли теперь могли устанавливаться обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. В директиве также говорилось: «При вынужденном отходе частей Красной армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно уничтожаться» [2]. Согласно ему полностью из Москвы переводилось 18 наркоматов и главков, а частично 23. Возглавил ГКО И. Его заместителем стал В. Молотов, членами ГКО — К. Ворошилов, Г. Маленков и Л. За время своей работы ГКО принял 9971 постановление [3]. Это было вызвано необходимостью быстро решать оперативные вопросы, связанные с выполнением возложенных на народные комиссариаты задач, и, в первую очередь, с выполнением планов выпуска военной продукции. В своем выступлении он ответил на все главные вопросы, которые задавал себе каждый гражданин Советского Союза: Как так получилось, что мы заключили с Германией мирный договор, а она на нас напала? Почему Красная армия отступает? Что делать? Когда мы сможем изгнать врага? План содержал мероприятия по развитию всех отраслей военной экономики, а также эвакуации на Восток промышленных предприятий из прифронтовых районов и восстановления их на новом месте в кратчайший срок. Надо отдать должное разработчикам документа — им удалось разработать такой план, который стал основой деятельности в условиях военного времени в начальный период войны. Причем сделано это было в условиях полной информационной неопределенности: не было ясности, какими силами наступает противник, какие потери понесла Красная армия, какие предприятия разрушены, что фронту нужно в первую очередь. На земле было уничтожено около 800 и в воздухе более 400 самолетов [4]. Как видим, уже в первые дни и месяцы войны были приняты документы, охватывающие все сферы жизнедеятельности страны и ставшие фундаментом, на котором ковалась Победа. Эвакуация Надо отдать должное умению советского руководства в сжатые сроки мобилизовать все ресурсы страны для сопротивления агрессору. Основная трудность в перестройке экономики на военный лад состояла в том, что все мобилизационные мероприятия пришлось проводить в условиях уже начавшейся войны, вынужденного отступления Красной армии и потери огромной территории, насыщенной крупными промышленными предприятиями. Эвакуации подлежали важнейшие промышленные и оборонные предприятия с территории Европейской части СССР. Конечно, они переводились не в чистое поле. Для предприятий в восточных регионах страны заранее были подготовлены площадки, создавались резервы мощности, обеспечивалось резервирование по потреблению электроэнергии и готовились помещения, как для размещения заводского оборудования, так и для эвакуированных работников и членов их семей. При этом учитывался опыт Первой мировой войны, в ходе которой пришлось эвакуировать предприятия Варшавского и Прибалтийского промышленных узлов. В течение июля — ноября 1941 года на Восток было эвакуировано 1523 промышленных предприятий. Вместе с эвакуированными заводами и фабриками на Восток прибыло более 10 млн. Большинство эвакуированных предприятий были размещены в Омске, Новосибирске, Кирове, Нижнем Тагиле, Кемерово, Чебоксарах, Челябинске, Красноярске, Казане и другие промышленные центры страны. Огромная нагрузка легла на железнодорожный транспорт, который с началом войны был переведен на военный график работы. О значении, которое руководство страны придавало железнодорожному транспорту, свидетельствует и тот факт, что народным комиссаром путей сообщения стал заместитель наркома обороны СССР А. Всего же по железным дорогам за вторую половину 1941 года прошло около 1,5 млн. Для эвакуации одного только сталеплавильного завода «Запорожсталь» потребовалось 8 тысяч вагонов [7].
Люди, которые в годы Великой Отечественной войны работали на победу в тылу
Во время войны бойцы пользовались парфюмерией. В годы Великой Отечественной войны, когда парфюмерные предприятия были переориентированы на производство мыла для бойцов, выпуск духов не прекращался. Вещевой мешок Вещевой мешок производился до конца 40-ых годов. Благодаря простоте изготовления он стал основным средством для переноски вещей солдат Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Был найден в деревне Рытовка Слободского района Смоленской области. Кобура под пистолет Снаряжение времен Великой отечественной войны - кобура под пистолет ТТ, с креплением-кольцами под портупею.
Этот образец входил в единое походное снаряжение начсостава. Была найдена в районе озера Баклановского Слободского района Смоленской области. ГБОУ г. Леманского» Учитель о войне Личные записи из архива капитана Гусева Вениамина Алексеевича, декабрь 1941 года — февраль 1942. Штурм и оборона Севастополя, описание военных операций и боевого духа наших бойцов.
На страницах описан подвиг русского офицера, который 27 июня 1942 года попав в окружение, вызывает огонь на себя. Эти строки хранят в себе память о боевых товарищах, отваге, боли и непоколебимом духе будущего учителя и наших солдат. Прошёл всю войну. Ветеран Великой Отечественной войны Приморской Армии, 95-й стрелковой дивизии. Награждён боевыми орденами и медалями.
В его трудовой книжке лишь одна запись - с 1948 по 2008 год работал в школе, посвятив всю свою послевоенную жизнь детям. Москвы «Школа Марьина Роща им.
Например, по Наркомату боеприпасов не хватало 35 тыс. В целом же численность рабочих и служащих в народном хозяйстве страны уменьшилось с 31,2 млн. Такое падение было вызвано, в частности, и тем, что значительная часть рабочих призывного возраста ушла на фронт, часть — осталась на оккупированных территориях, а другие — все еще находилась в пути на Восток. Быстрое восстановление предприятий на новом месте и возобновление ими производства необходимой фронту продукции было невозможно без соответствующего кадрового обеспечения. Однако не всем предприятиям удалось эвакуировать своих работников одновременно с эвакуацией оборудования, которые прибывали на новое место своей работы с большим опозданием либо по разным причинам не прибывала совсем. Как результат, часть эвакуированных предприятий некоторое время вообще не могла приступить к работе. Для решения кадрового вопроса и более рационального использования людских ресурсов при Бюро Совнаркома СССР 30 июня 1941 года был создан Комитет по распределению рабочей силы. Не забыли и об опытных кадрах, ушедших на пенсию.
Способствовал стабилизации кадров на военных предприятиях и указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года, которым все мужчины и женщины, занятые в военной промышленности, объявлялись мобилизованными на период войны. Позже военное положение было также введено на железнодорожном, морском и речном транспорте. Этим указом для обеспечения рабочей силой важнейших предприятий, работающих на нужды обороны, подлежали мобилизации мужчины от 16 до 55 лет и женщины — 16 до 45 лет. Однако эти и другие меры не могли полностью решить проблему нехватки рабочей силы. Назрела необходимость наладить систематическую подготовку и особенно переподготовку квалифицированных рабочих кадров, так как большинство предприятий перешло на выпуск военной продукции. В восточные районы страны были эвакуированы 473 ремесленных и железнодорожных училищ и 242 школы ФЗО. Война внесла изменения в работу этих учебных заведений. Были пересмотрены программы, формы и методы подготовки квалифицированные рабочих кадров рабочих из числа подростков и молодежи, сокращены сроки обучения до 4 -5 месяцев. В результате принятых мер в 1941 и 1942 годах было подготовлено 6537 тыс. Также проводилась большая работа и по подготовке инженерно-технических кадров.
Работа на новом месте Период с июня по декабрь 1941 года вообще был самым тяжелым и критическим для советской военной экономики. Объем валовой продукции промышленности уменьшился в 1,9 раза, выпуск проката черных металлов — основы военной промышленности — в 3,1 раза, а производство шарикоподшипников, необходимых для самолетов, танков и артиллерии, сократилось в 21 раз! Выпуск же проката цветных металлов, без которого невозможно военное производство, прекратился почти полностью. Все эвакуируемые предприятия в силу объективных причин почти полностью прекратили военное производство и выпуск готовой продукции, так как находились в пути, разгружались или только монтировались. Возникла реальная опасность срыва производства вооружения и боевой техники, особенно танков, стрелкового вооружения и боеприпасов. Да и на местах при восстановлении эвакуируемых промышленных предприятий пришлось преодолевать неимоверные трудности: не хватало квалифицированных специалистов, часть эшелонов оборудованием попала под бомбежки вражеской авиации, работы по монтажу цехов и оборудования производились зимой при дефиците строительной техники, не хватало сырья, тяжелыми были и жилищно-бытовые условия работников. В промышленности боеприпасов, например, остро ощущался недостаток ферросплавов, никеля и цветных металлов. Потребность в меди, олове и алюминии по сравнению с довоенным уровнем возросла в несколько раз. Эвакуация химических предприятий Москвы и Ленинграда, а также потеря Донбасса с развитой химической промышленностью привели к резкому снижению производства пороха и взрывчатых веществ. С августа по ноябрь1941 года прекратили свою работу 303 предприятия, производивших боеприпасы.
Тем не менее, несмотря на все трудности, экономика страны шаг за шагом переводилась на военные рельсы. Тракторные заводы переключались на производство танков. Металлургические комбинаты начали осваивать производство новых марок стали, в частности, Магнитогорский завод за первый год войны освоил свыше 40 новых марок сталей, а Златоустовский — 163 марки качественных сталей. Автомобильные заводы в Москве, Горьком и Ярославле перешли на выполнение заказов танковой и авиационной промышленности. И опять приходится говорить о рекордных сроках восстановления промышленных предприятий, которые не были прописаны ни в одном документе. Так, например, строительство карбюраторного завода в Запорожье в мирное время велось в течение 30 месяцев, а на восстановление этого завода, эвакуированного в Ташкент, было затрачено всего 5 месяцев [12]. Металлурги также били все мыслимые и немыслимые рекорды. Доменная печь с полезным объемом в 1 300 куб. В течение сентября-декабря 1941 года были приняты важные постановления по становлению и развитию индустриальной базы в восточных регионах страны: «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени», «О мероприятиях по строительству электростанций и сетей в Новосибирске и Кузбассе», «О восстановлении производства предприятий черной металлургии, эвакуированных на Урал и в Сибирь», «Об обеспечении электроэнергией предприятий Поволжья, Урала и Сибири и плане ввода новых мощностей по каждой электростанции», «О развитии добычи угля в восточных районах СССР» и т. И в этих условиях, без внешних инвестиций, опираясь исключительно на внутренние ресурсы, удалось сделать, казалось бы, невыполнимое: промышленность не только была восстановлена, но стала выпускать продукции даже больше, чем в довоенный период.
Например, в Поволжье производство металлорежущих станков увеличилось с 4404 шт. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность Западной Сибири в 1942 году выпустила продукции в 7,9 раза больше, чем в 1940 году. Источники экономической Победы Очевидно, что без успешно проведенного перевода экономики на военный лад не было бы и Победы в 1945 году. При этом надо отметить, что история не знает примеров столь масштабного перемещения промышленной инфраструктуры и переселения такого количества квалифицированных специалистов в отдаленные районы в сжатые сроки. В результате колоссальных усилий Советский Союз уже к середине 1942 года располагал быстро растущей военной экономикой, способной обеспечить нужды фронта. Естественно возникает вопрос, а каковы составляющие успешной реализации этого проекта? Советские историки объясняли это в первую очередь ролью компартии и социалистическим способом производства. В новейшее время превалирующей стала точка зрения, что именно поставки по ленд-лизу стали решающим фактором нашей Победы над фашизмом.
Когда возвращаешься домой с работы, хочется рухнуть в кровать в чем была, не разуваясь, и провалиться в сон. А часто выходило так: зашел, а тут сирены.
Это значит, надо бежать в ближайшее бомбоубежище и там отсиживаться ночь. И вот как-то мы подошли к дому — и как начался этот вой. Нина махнула рукой и сказала: «Ай, как надоело. Я остаюсь дома». А мои как раз высыпали на улицу, подхватили меня, мы побежали. Я не успела толком с ней поспорить, хотя тоже думала: «Как же всё надоело». Бомбежки были едва ли не каждый день, а иногда два раза за день. В ту ночь в Нинин дом попала фугаска — не осталось камня на камне и доски на доске. Так я осталась без моей Нины. До войны здесь располагались главные вагонные мастерские Курской железной дороги, а во время войны на площадях завода производили снаряды, отдельные детали для «катюш», собирали бронепоезда и санитарные поезда… В июле уже ввели рабочие карточки, по которым давали продуктов больше, чем по детским и иждивенческим, а работать кроме меня было некому: Зина и Лариса были маленькие, мама сидела с ними.
Мы работали в три смены по восемь часов, всегда в разное время. Это такое состояние, когда ты путаешь, где день, где ночь, где ты. Просто бесконечный конвейер перед глазами. Морозы были под 40 градусов в ту зиму, иногда отработаем с ребятами, а нет сил идти домой. Понимаешь, что сейчас выйдешь, ноги подкосятся, упадешь в снег и заснешь. Что это значит? Значит, замерзнешь на смерть. У нас был мастер один — уже старенький дядя Толя, непризывной. Он нас, подростков, очень жалел, и когда видел, что мы совсем ошалелые, заводил тихонько в теплый угол и разрешал там поспать. Бывало, что и домой идти уже нет смысла, потому что проснешься, а твоя смена начинается.
Там мне сделали первую трудовую книжку, а после войны предлагали там остаться и работать, говорили, помогут в техникум устроиться. Но я ушла, хотя и была благодарна им. Просто, понимаешь, я больше не могла всё это видеть... Мы все, кажется, не могли друг друга видеть, потому что смотришь в глаза человеку, а там ты сам отражаешься. Нет, не могла. Нина Стручкова Соловьева с мужем Федором. Лето 1953 года А в день, когда объявили, что мы победили нацистов и что война окончена, было очень жарко утром, почти душно. Все высыпали на улицу: одуревшие, измученные, измятые, худые, с растрепанным волосами. Мы, помню, шли пешком к Красной площади, и тут начался ливень, просто ураган, но дождь был притом не холодный. Вода текла по волосам, по одежде, по щекам, по рукам, как будто кто-то сверху выплескивал на нас эти ведра с соленой водой.
Почему соленой? Плакали, и на губы попадало больше слез, чем дождя. И никто не уходил: все стояли, смотрели в небо — и не могли, не хотели уйти. Кажется, никто в этот день не ощущал больше ни холода, ни голода, ни сырости, ведь война закончилась. В это было невозможно поверить, и в это было нельзя не верить. Прошло несколько месяцев со Дня Победы, и вдруг заходит ко мне тетя Женя и говорит: «Нина, милая, собирайся, мы едем в магазин! Мы поехали в Смоленский гастроном, и, пока ехали, она говорит: «Нина, я получила Сашины деньги. Я обещала тебе черной икры — я куплю ее». Не удержать было тетю Женю, взяла она то ли две, то ли даже три жестяных банки каждая по килограмму, наверное , сливочного масла, свежего хлеба. Знаешь, в такие банки селедку закрывали раньше: туда несколько больших сельдей влезало.
Я не понимала даже, сколько это стоит. Наверное, целое состояние. Мы сидели на кухне с этой икрой — это был настоящий пир. И она только говорила: «Ешьте, ешьте, пожалуйста, но только осторожно. Мне не жалко, я только боюсь, чтобы вам плохо не стало». И единственная прожила такую длинную жизнь. Интервью взято в 2018 году — Прим. Непростую, но точно с очень счастливой старостью. В июле 1941 года мне исполнилось 10 лет. Мама — Елизавета Андреевна Лейбзак — родила меня невероятно по тем временам поздно, в 43 года.
Но несмотря на усталость, вечером она шла на Киевский вокзал и помогала выгружать из санитарных эшелонов раненых - медперсонала катастрофически не хватало. Однажды Мария так ослабела от голода, что решила не идти на вокзал. Внезапно пошел мокрый снег. Мария представила, как снег будет падать на лежащих на перроне людей, как раненые всю ночь будут лежать под этим снегом. И не смогла не пойти. Эту историю прислали праправнуки героини Иван и Наталья Танкеевы.
Однажды ночью объявили воздушную тревогу. Что делать? Александра, завернув ребенка в одеяло, добежала до соседнего радиоцентра и передала его через забор солдату. Так перенесла она каждого ребёнка. Вместе с детьми Саша укрылась в канализационном колодце.
«Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали
Великая Отечественная война. Во времена Великой Отечественной войны, по ее рассказам, они, дети, шли на работу голодными или «позавтракав» лепешками из травы, которые мать испекла. Трудовой подвиг Ижевска, совершённый в годы Великой Отечественной войны не знает аналогов в мировой истории.
Промышленность и трудовой подвиг военного Саратова
Эти уникальные материалы рассказывают о героическом труде наших родителей, дедушек и бабушек во время великой отечественной войны 1941-1945 гг. Перед оккупацией района немецко-румынскими войсками все документы о деятельности предприятий и организаций. Великая Отечественная война. Текст научной работы на тему «ТРУДОВОЙ ПОДВИГ СОВЕТСКОГО НАРОДА, КАК ФАКТОР ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ».
Земляки. Подвиг трудового тыла
Например, в городах Свердловской области норма жилой площади во время войны не превышала 2,5 -3 м2 на человека. ВОВ. Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. За годы Великой Отечественной войны ГКО издал до 10 тыс. постановлений и распоряжений по самым различным вопросам хозяйственной жизни, государственного управления и военного строительства. Трудовые подвиги в годы войны К 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы подготовили проект, включающий истории из личных дневников и воспоминаний уральских студентов, которые в годы войны оставались в тылу, учились и трудились на благо Родины. В колледже проходят классные часы, посвященные трудовым подвигам земляков во время Великой Отечественной войны. Во время войны было эвакуировано много заводов на Урал, они стали базой для создания новых предприятий.
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны
Во время Великой Отечественной войны офицерский состав экипировался сумкой-планшетом для карт, документов и донесений. Передана в дар музею семьей ветерана Великой Отечественной войны Серикова Вячеслава Николаевича. В годы Великой Отечественной войны работники железных дорог совершили настоящий ратный и трудовой подвиг, проводя эшелоны в помощь советской армии под огнем и бомбардировками. В годы Великой отечественной войны советский народ совершил великий подвиг не только на поле битвы, но и в тылу. Великая Отечественная Война. Трудовой подвиг народа. Тыл — фронту.
На Камчатке презентовали сборник о трудовом подвиге жителей Корякии во время ВОВ
О том непростом времени расскажет ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды, председатель Совета ветеранов Калининского района, полковник Василий Егорович Горбунов. Трудовой подвиг советского народа во время Великой Отечественной войны был одним из ключевых факторов, позволивших СССР одержать победу над нацистской Германией. Вспоминая Великую Отечественную войну, мы обычно говорим лишь о тех, кто напрямую связан с военными действиями: бойцах на полях сражений, пилотах, моряках, разведчиках, партизанах. Те же, кто в это время находился в страшном закулисье войны, остаются в тени. Новосибирская область во время войны находилась в глубоком тылу, но на заводах и фабриках, на полях колхозов женщины и подростки тоже совершали подвиги. Кроме указанных выше предприятий, во время Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды была награждена саратовская военно-картографическия фабрика Наркомата обороны СССР(Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 г.).
Промышленность и трудовой подвиг военного Саратова
Трудовой подвиг на войне | До войны здесь располагались главные вагонные мастерские Курской железной дороги, а во время войны на площадях завода производили снаряды, отдельные детали для «катюш», собирали бронепоезда и санитарные поезда. |
Город трудовой доблести. Подвиг женщин в тылу | Цель работы: сохранение исторической памяти о трудовом подвиге новоторъяльцев в годы Великой Отечественной войны через воспоминания живых свидетелей. |