Новости учреждение академии наук год

Положения об учреждении академии наук и художеств, 1724. Академия создавалась не напрасно и в первые же годы своего существования взялась за работу, создала первый Толковый Словарь Русского Языка (около 43 000 слов). При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография. Начиналось всё с того, что в 1718 году Пётр I посетил Французскую академию наук и с тех пор постоянно думал, как бы создать аналогичный научный центр в России.

Основана Академия наук

В 1736 году была открыта школа японского языка, в 1741 году — школа китайского языка. Ломоносов открыл химическую лабораторию в 1748 году, а также способствовал организации Московского университета. Благодаря деятельности академиков, удалось составить «Атлас Российский», первую генеральную карту Империи, а также организовать ряд экспедиций на Камчатку, Аляску, Алеутские острова. В это же время началась русификация Академии перевод документации и типографии на русский язык, прием на работу русских ученых. В 1783 году была открыта Российская Академия не путать с АН , основной задачей которой стало составление словаря русского языка Екатерина II заботились об углублении процесса русификации АН и развитии отечественной филологии. В 1747 году был составлен Устав Регламент АН, который заменил устаревший проект 1724 года; с 1759-го вводились звания почетного члена и члена-корреспондента АН, а с 1780 года профессора начали проводить публичные лекции для всех желающих, естественно, по-русски. Вся документация АН велась сначала на латыни, а потом на немецком и французском языках. Процесс перехода на русский язык был длительным и завершился лишь во второй половине XIX века. Развитие в XIX в. В 1803 году АН реорганизовали: был принят новый устав; три класса кафедр упразднялись; открылось два новых отделения: физико-математическое и историко-филологическое; университет и гимназия закрылись; открылись самостоятельные Университеты в ряде городов Империи; открылись Научные общества.

Таким образом, АН стала центральным научным учреждением государства. В первой половине XIX века на базе АН открылся Азиатский музей 1818 год ; под её эгидой было совершено первое кругосветное путешествие и первая антарктическая экспедиция. С 1841 года начался перевод всей документации АН, а также ее периодических изданий на русский язык. Здания АН Первоначально АН располагалась в зданиях на Городском острове, где прошло первое торжественное заседание членов АН, а также на Васильевском острове, где были организованы типография, действовал архив, работали Географический департамент и Художественные палаты, а также находился зал Академического собрания В 1783-1789 годах для АН было возведено большое здание. В нем расположились склады, магазины, книжные лавки, а также квартиры академических работников. В 20-ых годах XIX века построили новую обсерваторию, а в 1831 году АН был передан так называемый Музейный флигель, где, как понятно из названия, открылись и работали различного рода музеи. Президенты Первым президентом стал, как уже указывалось выше, Л.

Это начинание дало старт для развития музейного дела, как целой научной отрасли. В настоящее время в ведении академии наук 55 функционирующих музеев. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать. Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир. Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию. На сегодняшний день государственная академия наук Российской Федерации — крупнейший в стране центр фундаментальных исследований.

К празднованию памятной даты уже идёт подготовка. В рамках юбилейных мероприятий проходят научные фестивали, конференции, конгрессы, выставки, молодежные соревнования, а также лекции и встречи со школьниками и другие научно-просветительские мероприятия. Необходимо говорить о вкладе ученых в историческое развитие нашей страны, донести до молодого поколения значимость и ценность исследовательской деятельности. Поэтому в 2022 году будет продолжена работа по подготовке публикации архива «300 знаковых документов за 300 лет истории Академии наук». Выпустить их планируется к юбилейному для академии 2024 году», — рассказал Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Ключевым событием юбилейных мероприятий станет Всемирный научно-образовательный Форум «Наука — обществу и миру» в июле будущего года в Санкт-Петербурге.

Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оные ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют. Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и универзитет, однакожде обои сии здания в иных государствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о приведении художеств и наук в лутчее состояние старается, учением в спекуляциях розмышлениях и розисканиях своих, отчего как профессоры в универзитетах, так и студенты пользу имеют, помешательства не имела, а универзитет некоторыми остроумными розисканиями и спекуляциями от обучения не отведен был, и тако младые люди оставлены были. Понеже ныне в России здание к возрощению художеств и наук учинено быть имеет, того ради невозможно, чтоб здесь следовать в протчих государствах принятому образу, но надлежит смотреть на состояние здешнего государства как в розсуждении обучающих, так и обучающихся, и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для розмножения наук нынешнем временем разпространилась, но и чрез обучение и розпложение оных польза в народе впредь была. При заведении простой Академии наук обои намерения не изполнятся, ибо хотя чрез оную художествы и науки в своем состоянии производятся и разпространяются, однакожде оные не скоро в народе розплодятся, а при заведении универзитета — и меньше того, ибо когда розсудишь, что еще прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которые бы младые люди началом обучиться и потом выше градусы наук возприять и угодными себя учинить могли, то невозможно, дабы при таком состоянии универзитет некоторую пользу учинить мог. И тако потребнее всего, чтоб здесь такое собрание заведено было, еже бы из самолутчих ученых людей состояло, которые довольны суть: 1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые бы младых людей первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли. И таким бы образом одно здание с малыми убытками тоеж бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разные собрания чинят, ибо оная 1. Яко б совершенная Академия была, понеже довольно б членов о совершенстве художеств и наук трудились. Егда оные же члены те художествы и науки публично учить будут, то подобна оная будет универзитету и такую ж прибыль произведет. Когда данные академикам младые люди, которым от его императорского величества довольное жалование на пропитание определено будет, от них науку принявши и пробу искусства своего учинивши, младых людей в первых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж полезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум. Притом же бы вольные художествы и манифактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут. И понеже сие учреждение такой Академии, которая в Париже обретается, подобна есть кроме сего розличия и авантажа, что сия Академия и то чинит, которое универзитету или коллегии чинить надлежит , того для меня надеюсь, что сие здание удобнейше Академиею названо быть имеет. Науки, которые в сей Академии могут учены быть, свободно бы в три класа розделить можно: в 1-м класе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят; во 2-м — все части физики, в 3-м — гуманиора, гистория и права. К первому класу четырех персон надобно: первой надлежало бы упражняться матези сублимиори, яко арифметикою, алгеброю и геометриею, и протчими частьми теоретическими; второй бы тщание иметь к астрономии, географии, навигации; третьей и четвертой — о механики. Второй клас розделяется в четыре части, а имянно: 1. И такожде четырех персон к тому иметь надлежало б. А за нужду мог бы академикус матезеос сублимиорис за академика физики теоретической и экспериментальной отправлять, ибо собственно физика генеральная ничто иное есть, токмо апликация к телесам. Третей клас состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются. И сие свободно бы трем персонам отправлять можно: первая б — элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, 2 — гисторию древную и нынешную, а 3 — право натуры и публичное, купно с политикою и этикою ндравоучением.

В Российскую Академию наук принимали независимо от знатности происхождения

Положения об учреждении академии наук и художеств, 1724. 295 лет назад, 8 февраля 1724 года, Пётр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств. С 1917 года организация называется Российской академией наук, с 1925-го — Академией наук СССР. Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге, как она называлась до середины XVIII века, была основана указом Петра Великого 8 февраля (28 января) 1724 года.

Пионер российской науки

Нужны были инженеры, техники, знающие офицеры, мореплаватели. И мы видим и в действиях, и в высказываниях Петра и его сотрудников тот же утилитарный практический взгляд на науку, который так характерен для изучаемой эпохи. Организация прежде всего навигацких школ, где обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, геодезии, навигации и астрономии, и морской академии свидетельствует о том, какой вид профессионального образования насаждался прежде всего. Переводы иностранных книг в первую очередь таких, как география Варения, архитектура Виньоля, искусство фортификации Вобана, кораблестроение Аллярда и т. Нельзя сказать, чтобы при этом пренебрегали гуманитарными знаниями. Так, известны старания Петра о собирании материалов по русской истории, включая материалы по его собственному царствованию. Это больше всего история военного дела, промышленности и техники. Русские образованные кадры Когда говорят о петровской эпохе, обычно подчеркивают роль иностранцев и невозможность обойтись без них в деле выучки и насаждения нового. Это указание совершенно правильно. Но нельзя забывать и того, что страна создавала и свои, пусть очень немногочисленные, образованные кадры.

Прежде всего отметим самого Петра. Он не только царь, полководец и администратор. Он и первый редактор первой русской газеты, и редактор переводов иностранных книг, и изобретатель русской гражданской азбуки. Он сам всю жизнь учился. Недооценивают обычно работу таких людей, как В. Татищев историк, экономист, политик, инженер и администратор и совсем забывают таких узких, но высококвалифицированных специалистов, как Ф. Соймонов и А. Однако в громадном большинстве случаев эти люди были действительно очень узкими специалистами и при том практическими деятелями прежде всего. Ученых, кроме Татищева, не было.

Да и этот ученый прежде всего нужен был для административной деятельности, где так не хватало образованных людей. Думать об осуществлении проекта Лейбница без помощи иностранцев нельзя было. А думать об этом начали задолго до практического осуществления. Так уже в 1714 г. В 1718 г. Утилитарный взгляд на науку И несомненно, что взгляд на задачи этой Академии был практический, утилитарный. Таков вообще был взгляд на науку передовых людей эпохи. Идеолог передовой торговой буржуазии эпохи, Посошков, перечисляя необходимые науки ставил вслед за языками и арифметикой геометрию, архитектуру и фортификацию [34]. Сношения Петра с западными учеными начались еще во время его пребывания в 1697 г.

Сюда относится знакомство с ученым, бургомистром Амстердама Витзеном, бывавшим ранее в Москве и составившим карту восточной и южной Европы и Азии. С помощью Витзена Петр познакомился с другими учеными, осмотрел анатомический кабинет Рюйша и другие кабинеты и музеи. Выше мы говорили о встречах и общении с Лейбницем. Смерть последнего в 1716 году помешала ему работать в направлении осуществления его проектов. Связь с французской Академией наук Поездка Петра в 1717 году в Париж имела прежде всего политическое значение. Враждебное отношение Англии к России, резко обнаружившееся после побед последней над Швецией, побуждало Петра искать сближения с Францией. Но в Париже он заинтересовался и учеными, посетил Академию наук и установил с ней связь. По возвращении в Россию Петр послал в Париж Нартова для усовершенствования в токарном деле. В 1720 г.

Между тем в 1720 г. Соймонов привез в Петербург из Астрахани составленную им карту и описание Каспийского моря. Петр послал карту на отзыв в парижскую Академию. Петр был избран членом Парижской Академии наук. К этому времени окончательно был решен вопрос об учреждении Академии наук в Петербурге. Работу над этим делом Петр поручил своему лейб-медику Блюментросту. Блюментрост Отец Лаврентия Блюментроста переехал в Россию при Алексее Михайловиче: он был сюда вызван по протекции своего пасынка, пастора. Молодой Блюментрост, окончив в Москве школу Глюка, продолжал образование за границей, вернулся в Россию в 1714 году и стал лейб-медиком сначала сестры царя Натальи, а с 1718 г. Командировка Шумахера В феврале 1721 г.

Он вез с собой в Париж и вышеупомянутую карту Соймонова и благодарственное письмо Петра по поводу избрания в Академию. За несколько месяцев перед этим Петр писал германскому философу Вольфу, ученику Лейбница, о своем намерении создать Академию [39]. Шумахеру было поручено звать Вольфа в Россию. Такое же поручение ему было дано и в отношении французского астронома Делиля и других ученых. В Париже Шумахер присутствовал в заседаниях Академии, где рассматривалась карта Соймонова, потом осматривал обсерваторию и кабинеты. В Германии, Англии и Голландии Шумахер осматривал кабинеты и музеи, дав их подробное описание в своем отчете [40]. По возвращении Шумахера в Россию Петр поручил Блюментросту составить проект учреждения Академии наук. Возражения против Академии наук в правящих кругах Но в правящих кругах России эта мысль не встречала единодушного одобрения. Та дворянская реакция, которая в то время уже чувствовалась, опиралась на широко распространенное в населении убеждение, что меры Петра тягостны и непосильны для страны, что они в конце концов искусственны и вредны.

Внешняя слава достигалась ценой неслыханных жертв и разорения. Так и Академия Наук в безграмотной стране казалась ненужной и дорогой роскошью. Как-то кто-то из его приближенных высказал сомнение в полезности Академии при отсутствии обучения юношества тем наукам, которые будут разрабатываться академиками. На это Петр прямо ответил, что на Академию будут возложены не только ученые, но и учебные функции. Академия должна быть подобна парижской, но с указанным отличием. Отметим, однако, и другое отличие, больше сближавшее нашу Академию с Берлинским обществом наук. Учреждалось 3 класса: 1 математический, 2 физический, 3 гуманитарный. Таким образом здесь было место для гуманитарных наук — истории и юриспруденции. В Академии учреждались должности президента и секретаря, назначенных императором, который брал на себя протекторат над Академией.

Избирались академики общим собранием и утверждались императором, причем в отличие от французской Академии здесь избирали одного, а не трех кандидатов. Петр утвердил проект Блюментроста и определил сумму доходов Академии 24. В общем в этом проекте, который впоследствии сам Блюментрост называл регламентом, сказалось, как мы уже отметили, влияние Франции и отчасти Пруссии. Самое характерное в нем — это зависимость Академии от правительства. Весь свой проект уже при Екатерине I Блюментрост разработал подробнее и в сентябре 1725 года представил на утверждение императрицы. Во втором классе — пять профессоров: 1 физики, 2 физиологии, 3 анатомии, 4 химии, 5 ботаники. Устав этот почему-то не был утвержден. Далее проект более подробно разрабатывал все вопросы, связанные с организацией преподавания [43]. Жалованье академикам было определено по 1000 руб.

На дорожные расходы определено было отпустить особую сумму. Академикам обещалось кроме жалованья квартира, дрова и свечи. Подчинялись они только императору и кураторам. Никаких других работ, кроме упомянутых в регламенте 22 января, на них возлагать было нельзя. Президентом Академии был назначен Блюментрост, секретарем и библиотекарем — Шумахер. Переговоры с иностранными учеными Переговоры с иностранными учеными о переезде их в Россию для работы в Академии велись полным ходом. Вольф, которого очень хотели заполучить в Россию и с которым переговоры велись еще с 1721 года, все время отказывался, выставляя причиной то суровый петербургский климат, то недостаточное вознаграждение. Вольф приводил пример берлинской академии, которая, по словам, существует только по имени. Несмотря на все уверения в пламенной любви к Вольфу духовенства со стороны Шумахера и в безграничной власти царя над церковью со стороны Блюментроста, понадобилось еще участие в переговорах с Вольфом дипломатов.

Наконец Вольф объявил свои условия: 2000 рублей в год жалованья, срок пребывания его в России — 5 лет, по истечении которых ему выдается единовременно 20000 рублей. Таким образом приезд Вольфа не состоялся. Но следует отметить, что последний рекомендовал Академии и убедил принять ее предложение таких ученых, как геометр Герман, избранный в 1701 году по предложению Лейбница членом берлинского общества наук, как последователь Лейбница и выдающийся физик Бильфингер, как анатом и зоолог Дювернуа, как механик и оптик Лейтман. С другими удавалось договориться только за значительно повышенную сумму: так Герман согласился ехать на жалованье 1500 руб. Астроном Делиль ехал на 1500 рублей с помощником, которому определили 500 рублей. В конце концов необходимый состав был заполнен. Смерть Петра I 28 января 1725 года не остановила исполнения начатого дела. Указ Екатерины I от 23 февраля подтверждал необходимость его завершения. Блюментрост не переставал торопить с осуществлением.

В начале 1725 года Академия уже имела несколько утвержденных штатных сотрудников. К концу апреля был готов дом Шафирова на Петербургской стороне.

В конце XVII века он этого сделать не успел. В апреле 1717 года Петр Алексеевич въехал в Париж. После встречи с семилетним королем Людовиком XV российский государь осмотрел многие достопримечательности французской столицы и ее пригородов. Побывал он и во Французской академии наук. Именно тогда Петр I задумал создать Российскую академию наук. Российская держава уже играла важную роль в европейской политике.

Успешные боевые действия против Швеции в Северной войне способствовали росту международного авторитета России. В 1721 году Петр I будет провозглашен императором, а его царство — империей. Но величие страны заключается не только в военных победах и расширении территорий. Искусство, наука, образование — вот три столпа, которые тоже находятся в основании любого высокоразвитого государства. И кому, как не Петру I, знать об этом. Первый российский император всю свою жизнь неустанно реформировал эти три области духовной сферы общества. По его воле были созданы цифирные, гарнизонные, навигацкие, инженерные и артиллерийские школы. В типографиях печатались светские учебники, которые массово использовались при обучении молодежи.

В 1714 году основаны первые библиотека и музей. И апофеозом реформ в сфере образования и науки стало подписание указа его императорского величества о создании Академии наук. Поездка в Париж укрепила царя в целесообразности открытия подобного научного учреждения в России. Копируя все европейское, российский император зачастую вносил значительные поправки в свои преобразования. Так, деятельность Российской академии наук контролировалась Ведомством академии. Получается, что государство в лице чиновников устанавливало контроль над работой научного учреждения, в то время как в Европе подобные организации были абсолютно самостоятельные. Василий Евдокимович Адодуров Академический парадокс Первыми российскими академиками являлись одни иностранцы.

Как и многие другие грандиозные события в России, основание научной академии связано с именем Петра I, и подошел он к этому вопросу со всей своей скрупулезностью, дотошностью, «жадностью до знаний» и жаждой к переменам.

В то время «академиями» назывались многие научные общества в Европе. Надо сказать, что тогда уже существовали: итальянская Академия дей Линчеи Accademia dei Lincei ; академии в Турине и Болонье; Французская академия, которая занималась проблемами языка и литературы; германское Общество испытателей природы, положившее начало современной Национальной академии наук «Леопольдине»; в Лондоне и Оксфорде крупнейшие ученые Англии основали «невидимую коллегию», ставшую в 1660 г. План создания Академии наук сформировался у Петра I во время его заграничных путешествий. Во время своей поездки во Францию в мае—июне 1717 г. Через полгода после этой поездки за участие в составлении подробнейшей карты Каспийского моря и его побережья члены французской Королевской академии наук единогласно избирают Петра I иностранным членом своей академии, и ее постоянный секретарь Бернар Бойер де Фонтенель пишет царю письмо, в котором спрашивает его согласия принять это членство. В своем ответе Петр I писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать». А между тем Петр посещает и Лондонское Королевское общество, и Гринвич, и Оксфорд, многочисленные музеи и лаборатории. Приезжая в Голландию, он тесно общается с голландскими мыслителями и другими виднейшими иностранными философами.

Увиденное и услышанное производит на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры, подобные университетам и академиям Западной Европы, уже никогда не покидает царя. Особое место среди западноевропейских философов, оказавших влияние на деятельность Петра, занимал великий немецкий философ, математик, организатор науки Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Из их трудов весь мир узнал о богатейшей флоре и фауне Сибири, Урала, Алтая и Забайкалья. В Петербурге успешно разрабатывались основы теории строения вещества, капиллярных явлений, учения о теплоте, законов сохранения. Возникло новое научное направление - физическая химия; русская академическая наука лидировала в области исследований электричества и магнетизма. Резолюция Петра: "Давать деньги с верхних зачиная". Во все времена Академия славилась выдающимися учеными. Ломоносов в 60-х годах XVIII века осуществил первый международный научный проект - наблюдение и зарисовку прохождения Венеры по диску Солнца.

В работе принимали участие астрономы России, Англии и Франции. Результаты наблюдений позволили Ломоносову уверенно заявить, что Венера "знатною атмосферою окружена". Не снижала Академия своего научного уровня и в дальнейшем. В XIX веке в ее составе были выдающиеся исследователи - физики В. Петров, Э. Ленц, Б. Якоби; математики М. Остроградский, В. Буняковский, П.

Севергин, А.

К 300-летию РАН. Первые десятилетия существования Академии. Часть первая

Петербургская академия наук создана Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года по распоряжению императора Петра I. В указе она называется «Императорской Академии наук и художеств в Санкт–Петербурге». 4. При заведении простой Академии наук обои намерения не изполнятся, ибо хотя чрез оную художествы и науки в своем состоянии производятся и разпространяются, однакожде оные не скоро в народе розплодятся, а при заведении универзитета — и меньше того. 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года по распоряжению Петра I был издан указ правительствующего Сената об учреждении Петербургской академии наук. по старому стилю) 1724 года был издан именной указ Правительствующего Сената "Об учреждении Академии".

К 300-летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук

8 февраля 1724 года по распоряжению императора Петра I соответствующим Указом правительствующего Сената, в России была учреждена академия наук. В разные годы это первое высшее научное учреждение России носило разные названия, но обобщенное, принятое в литературе, — Императорская академия наук. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 году — в Российскую Академию наук. Учреждение Академии наук в России стало закономерным результатом проведения реформ. Внимание проблеме просвещения уделялось русским царем уже на первых этапах внедрения преобразований. 28 января (8 февраля) 1724 года Петр Первыйиздал указ "Об учреждении Академии. Указ об учреждении Санкт-Петербургской Академии наук был опубликован 8 февраля 1724 года. А 10 лет назад был учреждён День российской науки, приуроченный к дню основания академии 8 февраля 1724 года.

Учреждение Академии наук при Петре I

К организации своего контроля над Академией наук Сталин приступил не позже 1925 года, уже в феврале 1926-го оформив это документально: на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) утвердили специальную «Комиссию по взаимодействию с Академией наук СССР». Вскоре после создания СССР постановлением правительства в 1925 году Академия, переименованная в Академию наук СССР, была признана «высшим всесоюзным ученым учреждением». Академия наук была основана 8 февраля 1724 года указом российского императора Петра обнародования указа "Об учреждении Академии Наук и Художеств", 8 февраля (28 января по ст. ст.). При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография. В 1917 году Петербургская академия была переделана в Российскую академию наук. К организации своего контроля над Академией наук Сталин приступил не позже 1925 года, уже в феврале 1926-го оформив это документально: на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) утвердили специальную «Комиссию по взаимодействию с Академией наук СССР».

Академия наук России – одно из важнейших детищ Петра I

Российская академия наук ежегодно представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации отчеты о проведенных научных исследованиях, научных и научно-технических результатах, а также предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук. Полное наименование Академии на русском языке - федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук". Сокращенное наименование Академии на русском языке - РАН. Полное наименование Академии на английском языке - Russian Academy of Sciences.

В доме барона Шафирова на Петербургской стороне сейчас это Петроградская сторона 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года — по новому стилю было суетно и многолюдно. Все — члены правительства, придворные и представители духовенства — с волнением ждали приезда императрицы, самой Екатерины Первой. Именно она была инициатором торжественного приема первых русских академиков. Именно 7 января считается официальным днем открытия императорской Академии наук.

На императорском приеме физик и философ Георг Бильфингер назвал создание Академии наук крупнейшим событием времени. Спорить с этим трудно — ничего подобного в России не существовало.

Академия наук, бывшая Императорская, пришла с новым названием - Российская РАН , отражавшим перемены в социально-политическом устройстве страны. В ее состав входили три отделения - физико-математическое, исторических наук и филологии, русского языка и словесности, объединявшие два исследовательских института, 19 лабораторий, станций и музеев, 21 академическую и приакадемическую комиссии. Общая численность сотрудников достигала 220 человек, из них 45 академиков. Уже после Февральской революции 1917 г. Академия наук впервые начала сама избирать своего президента, до этого президенты Академии назначались указами императора. Первым выборным президентом Российской академии наук стал А. Карпинский, занимавший этот пост с мая 1917 по июль 1936 г.

Александр Петрович Карпинский, русский учёный, горный инженер и геолог, академик и первый выборный президент Российской академии наук. Постановлением правительства 1925 г. Академия была признана «высшим всесоюзным ученым учреждением». В 1938 г. В это время были созданы Институт генетики во главе с Н. Вавиловым, Институт физических проблем во главе с П. Велика роль академии в укреплении обороноспособности страны. Особенно ярко проявилась она в годы Великой Отечественной войны. В трудных условиях военного времени ученые Академии работали над проблемами, связанными с созданием нового вооружения, развитием оборонного производства, изысканием новых ресурсов, разработкой методов лечения раненых и т.

Получили известность работы М. Келдыша и С. Христиановича по совершенствованию авиационной техники, А. Александрова по защите военных кораблей от магнитных мин, А. Берга в области радиолокации, А. Благонравова по созданию научных основ проектирования стрелкового вооружения. Ученые внесли большой вклад в совершенствование артиллерийских систем и в создание реактивного вооружения. Ильюшина, А. Яковлева, А.

Туполева были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации. В результате развития фундаментальных исследований были достигнуты значительные успехи в теоретической физике, астрофизике, химии, геологии. Были открыты и освоены месторождения нефти в Поволжье и Предуралье, месторождения золота, платины и алмазов в Сибири. С первых послевоенных лет начался новый этап в развитии Академии наук, на которую были возложены ответственные задачи по содействию восстановлению и развитию народного хозяйства, ускорению научно-технического прогресса. В этот период особое внимание уделялось развитию науки на периферии организации новых институтов и научных центров. К концу 1950-х годов в Академию наук входило 12 филиалов. В 40-х годах ученые Академии наук решили такие сложнейшие научные и технические проблемы, как овладение энергией атомного ядра, проникновение в космос, создание электронных средств переработки информации. Под руководством И. Курчатова были сделаны первые шаги в мирном использовании ядерной энергии: уже в 1954 г.

Эти молодые люди должны были также преподавать в гимназии. Наградой служили жалованье и надежда «учителям своим наследовать». Новшеством стало то, что Академия предоставляла учёным гарантированное жалованье, «дабы оные люди непринуждены больше о своем и фамилии своей содержании старатися, нежели о возращении наук, наипаче понеже все такие люди суть, которым жалованием своим жить надобно». Исследователям предоставлялись библиотека и «натуральных вещей камора». Для издания научных трудов «ежегодно или через каждые два года» предполагалось содержать при Академии живописца и гравера. Новое учреждение должно было «само себя править», избирая президента или на год, или на полгода. Академия не подчинялась государственным учреждениям — только императору. Кураторы должны были заботиться о «благосостоятельстве» академиков и докладывать императору «нужду их при всех оказиях». По воспоминаниям современника, Пётр I ожидал от Академии следующее: «Славные наши ученые люди будут писать книги о всяких науках, которые прикажу я переводить на наш язык; выберу и поручу им молодых людей, которых они должны будут учить наукам по своим книгам и приготовлять их к тому, чтобы они могли других учить тем наукам.

Академия наук России – одно из важнейших детищ Петра I

В 1718 г. В феврале 1721 г. Петр Великий утвердил в начале 1724 г. По разным причинам вначале дело с учеными затягивалось; тем не менее, к концу 1725 года заседания в академии начались, хотя существование ее официально еще и не было признано. На эти заседания собирались те из ученых, которые раньше других прибыли в Петербург.

Официально еще не был назначен и президент, хотя делами академии заведовал Блументрост, в котором все видели будущего президента. Современник и очевидец всего Мюллер хвалит вежливое и дружеское обхождение его с академиками; и после того, как Екатерина I определила его 21 декабря 1725 г. В короткое царствование свое Екатерина I оказывала внимание и милости к академии, которую сама часто посещала. Но со вступлением на престол Петра II около государя появились новые лица с новыми взглядами на вещи, и академию стали забывать; и президент ее, увлеченный общим потоком, предоставил ее в полное распоряжение библиотекаря Шумахера, честолюбивый и властолюбивый характер которого скоро восстановил против него почти всех его сослуживцев… По Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрон Обложка: Здание Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге.

Реализовать свои таланты, найти силы и упорно стремиться к цели пожелал ребятам руководитель Дирекции непрерывного образования и маркетинговых коммуникаций ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» Снегирев Николай Иванович, а ведущий специалист отдела образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга Тарасевич Евгения Алексеевна - успешной защиты работ и интересных дискуссий. Торжественное открытие научно-практической конференции было посвящено 300-летию со Дня основания Российской академии наук. Герои на машине времени перенеслись в XVIII век, где стали свидетелями начала важного этапа в становлении науки в Российском государстве [1]. На очном этапе конференции было представлено 109 исследовательских работ, 7 команд приняли участие в инженерных соревнованиях. Защита исследовательских работ состоялось на секциях по направлениям: Ломоносовской; физико-математической физика, энергетика, математика, информатика ; естественнонаучной химия, биология, психология, медицина, экология, география ; филологической литература, языкознание ; культурологической культурология, искусство, краеведение ; секции общественных наук история, обществознание, право, экономика ; секции иностранных языков английский язык ; инженерной форма - инженерные соревнования. На Ломоносовской секции учащиеся представили исследования о жизни и научной деятельности М.

Ломоносова, совершили «путешествие сквозь века» по Ломоносову-Ораниенбауму и Хребту Ломоносова. Молодые филологи успешно защитили работы о роли слов-концептов «черное» и «белое» в раннем поэтическом творчестве М. Лермонтова, разобрались в особенностях репрезентации концепта «война» в сборнике рассказов Н.

Она же стала инициатором проекта издания полного толкового славяно-российского словаря, который впоследствии вышел в шести томах под названием «Словарь Академии российской». Члены академии разработали основные положения реформы, участвовали в подготовке профессиональных педагогических кадров, составили около 30 учебников и пособий. По инициативе академии в 1803 — 1806 годах состоялась кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского, а в 1820 году экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева открыла новый материк — Антарктиду. Читайте также: Российские колумбы: дальние походы русских моряков Таким образом, Россия в XIX веке становится одним из центров мировых географических открытий, и не только географических. Серьёзные успехи были достигнуты в минералогии, кристаллографии, геологии, стратиграфии, сейсмометрии. Разрабатывались проблемы метеорологии, земного магнетизма, электричества. Выдвинулись биологические науки: сравнительная эмбриология животных, эволюционная эмбриология, эволюционная физиология растений, теория иммунитета.

Во второй половине века стала активно развиваться химия, в том числе органическая, органический катализ при высоких давлениях и температурах, физическая химия, систематика химических элементов», — рассказывал в одном из интервью директор Архива РАН в 2013 — 2018 годах Виталий Афиани. В это время физик и электротехник Александр Попов изобретает радио, химик Дмитрий Менделеев открывает периодическую таблицу химических элементов, биолог Дмитрий Ивановский открывает вирусы, а будущий Нобелевский лауреат Иван Мечников разрабатывает клеточные механизмы иммунитета, другой Нобелевский лауреат Иван Павлов создаёт науку о высшей нервной деятельности. Как в России боролись с эпидемиями Время великих достижений После Февральской революции 1917 года Петербургская или Императорская академия наук меняет название на Российскую академию наук и впервые получает право самостоятельно избирать своего президента. Им стал выдающийся геолог Александр Петрович Карпинский, сохранивший этот пост вплоть до своей смерти в 1936 году. С этого момента во главе советской академии всегда стояли крупные учёные с мировым именем — Вавилов, Несмеянов, Келдыш, Александров, Марчук. Читайте также: Знай наших! Мстислав Келдыш — «генерал науки» С одной стороны, советская власть понимала важное значение науки для построения нового общества, а с другой — мечтала поставить её на марксистско-ленинские рельсы. Поэтому параллельно с существующей Академией наук была создана и Социалистическая академия наук, которая позже стала Коммунистической, но успехов в её работе это не прибавило, и в 1936 году её распустили. Несмотря на угрозы роспуска, личные трагедии репрессированных учёных, советский период стал временем великих достижений советской науки. Академия исследовала Курскую магнитную аномалию и минеральные ресурсы Кольского полуострова и Сибири.

В предвоенные годы физики П. Черенков, И. Тамм и И. Франк открыли и дали теоретическое объяснение эффекту излучения света заряженной частицей при её движении со скоростью, превышающую фазовую скорость света в среде. В 50-е годы физики Н. Басов и А. Прохоров создали ряд типов лазеров. Данные открытия были удостоены Нобелевских премий. К 1941 году Академия наук СССР насчитывала уже восемь отделений по всем направлениям научного поиска: физико-математическому, химическому, геолого-географическому, биологическому, техническому, истории и философии, экономики и права, литературы и языка. В союзных республиках открывались филиалы Академии наук, лаборатории, создавались научные базы.

Именно при нем открылись первые культурные учреждения: музей «Кунсткамера», общедоступная библиотека и Академия наук. Суражская районная библиотека активно включилась в работу по проведению мероприятий, посвященных 350-летнему юбилею великого реформатора. Сегодня мы представляем вниманию пользователей информацию по теме «ПётрI— создатель Российской академии наук» 8 февраля 1724 года была основана Петербургская Академия наук. Как и многие другие грандиозные события в России, основание научной академии связано с именем Петра I, и подошел он к этому вопросу со всей своей скрупулезностью, дотошностью, «жадностью до знаний» и жаждой к переменам. В то время «академиями» назывались многие научные общества в Европе.

Надо сказать, что тогда уже существовали: итальянская Академия дей Линчеи Accademia dei Lincei ; академии в Турине и Болонье; Французская академия, которая занималась проблемами языка и литературы; германское Общество испытателей природы, положившее начало современной Национальной академии наук «Леопольдине»; в Лондоне и Оксфорде крупнейшие ученые Англии основали «невидимую коллегию», ставшую в 1660 г. План создания Академии наук сформировался у Петра I во время его заграничных путешествий. Во время своей поездки во Францию в мае—июне 1717 г. Через полгода после этой поездки за участие в составлении подробнейшей карты Каспийского моря и его побережья члены французской Королевской академии наук единогласно избирают Петра I иностранным членом своей академии, и ее постоянный секретарь Бернар Бойер де Фонтенель пишет царю письмо, в котором спрашивает его согласия принять это членство. В своем ответе Петр I писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать».

А между тем Петр посещает и Лондонское Королевское общество, и Гринвич, и Оксфорд, многочисленные музеи и лаборатории. Приезжая в Голландию, он тесно общается с голландскими мыслителями и другими виднейшими иностранными философами.

Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады

  • История создания Российской академии наук | Нейросеть Бегемот
  • В 1860 году родился Соломон Джозеф СОЛОМОН
  • В Российскую Академию наук принимали независимо от знатности происхождения
  • Молодежные сайты Кубани
  • Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет (1724 год)

Учреждение Академии наук в России

  • Либо Е=mc², либо бомбы не будет!
  • Главная по науке
  • Российская Академия Наук
  • Российская академия наук | Наука | Fandom
  • Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие | Аргументы и Факты

Пётр I – создатель Российской академии наук

В Российской Империи началось активное развитие в разные областях знаний: физики, химии, биологии, естествознании, математики и других. Необходимо было единое пространство. И тогда последний царь и первый император Всероссийский Пётр I Великий инициирует создать Академию наук по аналогу французской. Из указа Петра I: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Научные поиски первых членов академии привели к тому, что в России начали открываться исследовательские лаборатории и музеи, университеты и обсерватории.

И тако потребнее всего, чтоб здесь такое собрание заведено было, еже бы из самолутчих ученых людей состояло, которые довольны суть: 1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые бы младых людей первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли. И таким бы образом одно здание с малыми убытками тоеж бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разные собрания чинят, ибо оная 1.

Яко б совершенная Академия была, понеже довольно б членов о совершенстве художеств и наук трудились. Егда оные же члены те художествы и науки публично учить будут, то подобна оная будет универзитету и такую ж прибыль произведет. Когда данные академикам младые люди, которым от его императорского величества довольное жалование на пропитание определено будет, от них науку принявши и пробу искусства своего учинивши, младых людей в первых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж полезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум. Притом же бы вольные художествы и манифактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут. И понеже сие учреждение такой Академии, которая в Париже обретается, подобна есть кроме сего розличия и авантажа, что сия Академия и то чинит, которое универзитету или коллегии чинить надлежит , того для меня надеюсь, что сие здание удобнейше Академиею названо быть имеет. Науки, которые в сей Академии могут учены быть, свободно бы в три класа розделить можно: в 1-м класе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят; во 2-м — все части физики, в 3-м — гуманиора, гистория и права. К первому класу четырех персон надобно: первой надлежало бы упражняться матези сублимиори, яко арифметикою, алгеброю и геометриею, и протчими частьми теоретическими; второй бы тщание иметь к астрономии, географии, навигации; третьей и четвертой — о механики. Второй клас розделяется в четыре части, а имянно: 1. И такожде четырех персон к тому иметь надлежало б. А за нужду мог бы академикус матезеос сублимиорис за академика физики теоретической и экспериментальной отправлять, ибо собственно физика генеральная ничто иное есть, токмо апликация к телесам.

Третей клас состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются. И сие свободно бы трем персонам отправлять можно: первая б — элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, 2 — гисторию древную и нынешную, а 3 — право натуры и публичное, купно с политикою и этикою ндравоучением. Аще же притом экономия учена будет, то похвально и весьма полезно, ибо в общем жительстве учением ее великая прибыль и польза чинится. Кроме сих членов, особливой секретарь потребен, который все, что в Академии предлагается, в протокол вносит, в порядок приводит и тое, что достойно есть, ежегодно или чрез каждые два года публикует и купно с библиотекарем корреспонденцию с учеными людьми держит. Должность академиков: 1. Все, что в науках уже учинено — розискивать, что к изправлению или прирощению оных потребно есть — производить, что каждый в таком случае изобрел — сносить и тое секретарю вручать, которой тогда понужден будет оное, когда надлежит, описать 2.

Это не просто картина — это некий документ, который изображает личный состав голландской Гильдии хирургов. Потом Рембрандт напишет «Урок анатомии доктора Деймана» — с новым главой Гильдии, а затем последуют два «урока», Адриана Баккера и Яна ван Нека, с производящим вскрытие Рюйшем. К слову, сами эти «уроки анатомии» — публичные вскрытия — были главными научно-популярными событиями в Амстердаме, и Петр любил их посещать. Урок анатомии доктора Рюйша. Адриан БаккерФредерик Рюйш был не только хирургом, но и выдающимся анатомом, сделавшим несколько важных открытий, а также собравшим потрясающую коллекцию анатомических препаратов. Петр настолько проникся всем тем, что делает Рюйш, — и особенно его мастерством патологоанатома, что сам взял у него несколько уроков. Позже Петр регулярно присутствовал при вскрытиях, сам рвал зубы у подданных — и мы можем предположить, что, не будь он царем, он бы стал неплохим хирургом. Более того, даже по возвращении в Россию Петр поддерживал связи с учителем, присылал ему разных животных из России, а в следующее великое посольство — в 1717 году — выкупил у старого Рюйша всю его анатомическую коллекцию. Именно она легла в основу первого российского музея — Кунсткамеры, именно для нее было выстроено здание, ставшее первым домом Академии наук. Wikimedia CommonsЕще в первом зарубежном путешествии Петр Великий познакомился — шапочно — с выдающимся мыслителем и математиком Готфридом Лейбницем, человеком, который не только создал собственную философскую систему, но и сделал очень много в других областях науки: тут и дифференциальное исчисление, и комбинаторика, и двоичная система счисления, и даже концепция бессознательного. Но уже в 1711 году Лейбниц общался с Петром не раз, а в 1712 даже стал его спутником в поездке в Теплице и Дрезден. Историки науки считают, что именно с бесед Петра I и Лейбница и появилась идея создания Академии наук в Петербурге.

Константинова 1830—1890 по литографии П. Источник: Wikipedia Первые шаги академии Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России. В качестве главных направлений академики выбрали три основных класса: математический, физический или естественный и гуманитарный. В распоряжении ученых были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад. На благо российской науки трудились крупные ботаники И. Гмелин и И. Кельрейтер, основатель эмбриологии К. Вольф, знаменитый натуралист и путешественник П. В первые десятилетия в академии зарождались основы для развития горного дела, металлургии и других значимых для государства отраслей промышленности. Ведущие географы и путешественники осваивали геодезию и картографию. Благодаря этим работам уже в 1745 г. Генеральная карта Российской империи, 1745 г. Источник: Wikipedia Одновременно проводились крупные исследовательские экспедиции, участники которых внесли вклад в освоение природных ресурсов России. Большое внимание академики уделяли этнографическим исследованиям территории страны. Ученые исследовали животный и растительный мир регионов, обнаружили месторождения полезных ископаемых, описали историю, этнографию и хозяйственную деятельность живущих на территории России народов и начали изучение их языков. Спустя 12 лет после основания академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда». Не забывали академики и о популяризации науки. Культурная жизнь Санкт-Петербурга обогатилась публичными лекциями по математике, физике, химии и истории. Лекции академиков собирали многочисленную аудиторию. Так дело Петра Первого запустило процесс просвещения российского государства, а академия наук стала главным научным учреждением страны.

Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет (1724 год)

Стала быстро расти сеть научных учреждений Академии и Академии наук союзных республик.К концу 1950-х годов в Академию наук входило 12 филиалов. Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. 8 февраля 1724 года по распоряжению Петра Первого указом Правительственного сената была создана Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге. 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года вышел указ Сената Российской империи об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». А 28 января (8 февраля) 1724 г. был опубликован сенатский указ об учреждении Санкт-Петербургской Академии наук. В начале была академия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий