Углеродный налог — обязательная плата за использование ископаемого топлива: нефти, угля, газа и т. п. Именно сжигание этих продуктов приводит к выделению углекислого газа. Возобновление в ЕC дискуссии о введении пограничного углеродного налога заставило российские власти задуматься об оценке влияния этой меры на экспорт — Минэкономики. "Для России налог будет фактически равнозначен дополнительной адвалорной пошлине в 16% от стоимости товаров — 1,1 миллиарда евро от 7 миллиардов евро. По его словам, новый налог — единственный способ нейтрализовать негативные эффекты от планируемого в ЕС «углеродного налога».
Что такое углеродный налог. Объясняем простыми словами
Потери, по прогнозу НИФИ, произойдут с момента взимания налога, что, согласно текущему плану, должно начаться с 2026 года. Компании начнут выплачивать налог на импорт цемента, электроэнергии, удобрений, алюминия, железа и стали с 2029 года его могут распространить на химикаты, полимеры, нефтяные продукты. С октября 2023-го до конца 2025 года предусмотрен переходный период, во время которого ЕС будет требовать от компаний лишь предоставления отчетности. В расчете налога будут учитываться прямые выбросы при производстве промежуточной продукции.
Второй: создавать у себя торговлю выбросами и внедрять технологии, снижающие эмиссию СО2. Таким образом можно получить вычет по платежам, а эта часть расходов останется в России и будет работать на нашу экономику». Так как главный вопрос будет не в зелёности используемой электроэнергии при производстве стали, а в замене угля и газа на водород или улавливании СО2. Насколько это реально — тема для отдельного разговора, но вопросов к такому сценарию много», — считает Александр Собко. Директор по развитию бизнеса и корпоративным венчурным проектам АО «Северсталь Менеджмент» Андрей Лаптев говорил, что в Европе развиваются технологии водородной металлургии, но ничего суперпрорывного в них нет: «Эти технологии давным-давно известны. А на этот вопрос сегодня ни у кого нет ответа». Поэтому выплата углеродного налога может стать «наименьшей потерей» для производителей.
В среднесрочном плане нет достаточных экономических стимулов для мер по снижению углеродных выбросов.
Говорят, что в этих расчетах неверно учитывается вклад нашего леса в поглощение парниковых газов. А ряд экспертов вообще заявляют, что российские леса убирают из атмосферы больше углекислоты, чем выбрасывает вся наша промышленность. Однако, по международным оценкам, поглощение нашими лесами составляет всего 25 процентов от всех выбросов в стране. У каждого свой калькулятор? Андрей Птичников: С лесом все не так просто. Давайте разберемся. Вы, возможно, удивитесь, но в документах ЕС при расчете квот выбросов поглощение их лесами Евросоюза не учитывается. В расчет берутся только прямые выбросы промышленностью, транспортом, ЖКХ.
Теперь такой подход будет распространяться и на поставщиков высокоуглеродной продукции из России и других стран. Почему лес в этом налоге игнорируют? Разве справедливо? Андрей Птичников: Здесь несколько причин. Во-первых, введение налога Европа разрабатывала, исходя из своей специфики. В ЕС площади леса относительно небольшие, а потому поглощают очень незначительную часть выбросов по сравнению с Россией. Зачем вводить этот фактор, если он мизерный? Словом, авторы методики проигнорировали собственные леса. Но есть и другая причина: так называемые лесоклиматические проекты, где учитывается сокращение выбросов лесами, вышли из доверия у западных экспертов.
Дело в том, что в свое время в тропиках были реализованы очень крупные проекты по сохранению и восстановлению лесов. Вложены большие средства, получен серьезный эффект по поглощению парниковых газов.
Налог, введение которого ЕС наметил на 2023 год, обернется дополнительными затратами при экспорте российской нефти и снижением ее конкурентоспособности на европейском рынке, прогнозируют в Минэнерго. Об угрозе для отечественных поставщиков ископаемого сырья заявил и глава Минфина Антон Силуанов. Фото: pixabay.
Там считают, что ряд связанных с ним инструментов сомнительны с точки зрения правил ВТО. К таким инструментам относится как раз трансграничный углеродный налог — пошлина на импортируемую продукцию с высоким «углеродным следом», например, нефти, газа, металлов, цемента, удобрений. Для этой категории товаров будут установлены лимиты на выбросы парниковых газов, соответствующих нормам ЕС. Если они превышены, экспортеру придется платить налог. Развитие «зеленой» экономики не должно сопровождаться созданием антиконкурентных условий, заметил Антон Силуанов.
Чубайс предложил ввести в России новый налог
В комментарии «СенатИнформ» парламентарий напомнил, что, несмотря на то, что РФ подписала Парижское соглашение и инкорпорирована в мировую экономику, лучше избрать путь налоговых льгот для компаний и тем самым побуждать их к уменьшению выбросов. Вопрос многогранный. Брать — вводить новый налог сразу нет необходимости, особенно на фоне трудностей которые переживают предприятия в связи с пандемией. Лучше попробовать обсудить с привлечением Минэкономразвития и Минприроды стимулы для наших предприятий к снижению углеродных выбросов Алексей Майоров, глава Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Как отметили в «Зеленом патруле», лето 2021 года проходит под знаком многочисленных природных аномалий.
В разных регионах введены режимы чрезвычайных ситуаций. При этом в России гораздо опаснее проявляются изменения климата, чем в большинстве регионов мира. Здесь, в России, нужно побуждать к экологичности всех производителей, к внедрению наилучших доступных технологий НДТ.
Существующие справочники по НДТ должны быть пересмотрены с учетом минимизации выбросов парниковых газов.
Уверен, что они будут только наращиваться", - сказал Грушко в интервью газете "Коммерсантъ". Он отметил, что вопрос углеродного налога и "зеленого курса" Евросоюза "очень сложный, там огромное количество аспектов, которые необходимо принимать во внимание, как с точки зрения просчета последствий для взаимной торговли, влияния на экономику России и ЕС, так и с точки зрения соответствия этого курса правилам ВТО и Парижского соглашения по климату". По словам замглавы МИД РФ, при ознакомлении с основными положениями "зеленого курса" ЕС возникает вопрос о том, почему налог на углеродный след планируется "оставлять в кармане" самого Евросоюза. Это было бы и честнее и продемонстрировало бы, что страны реально объединяют усилия в борьбе с изменениями климата", - сказал Грушко.
Этот налог пойдет не в бюджет конкретной страны, а в глобальный фонд, из которого надо будет черпать деньги на всякие климатические программы. В итоге себестоимость товаров, произведенных в странах с «грязной» энергетикой, существенно возрастет в сравнении с европейскими товарами. И будет передел глобальных рынков, причем любых — от одежды до ракет. У России и Китая углеродный след всегда будет значительно больше, чем у стран, где энергетики на угле и газе меньше. Причем если всегда считалось, что газ — это экологически чистый вид топлива, то по тем методикам, которые предлагаются в рамках Парижского соглашения, оказывается, что газ якобы даже вреднее, чем уголь — больше выпускает парниковых газов. Уголь коптит, от него умирают люди, но парниковый эффект меньше, значит не такой плохой. Плюс там предлагают считать эмиссию метана на газопроводах — например, если у вас 100 километров газопровода, там будет определенная эмиссия метана, не вполне понятно почему. В итоге получится так, что все, что делается в других странах, будет более дорогим — никакого отношения к климату, по крайней мере первичного, вся эта история не имеет. Поэтому США и вышли из соглашения — изначально Штаты поддерживали эту историю, но потом произошла «сланцевая революция», и они стали крупнейшим производителем газа, угля и нефти они тоже много производят.
В первую очередь против выступали представители крупного бизнеса, зачастую их в этом поддерживали некоторые высокопоставленные чиновники. Однако последние несколько месяцев подход в этом вопросе российских властей изменился. По мнению первого вице-премьера Правительства РФ Андрея Белоусова, мотивацию российских компаний в процессе энергоперехода нужно «усилить». Только «пряниками» — путём предложения доступных технологий и комплексных экологических решений этого сделать не получится. Поэтому рассматриваются идеи внедрения торговли квотами на выбросы CO2, изменения налогового законодательства в топливно-энергетическом секторе с учётом применения «чистых» технологий. Однако Андрей Белоусов добавляет, что это «пока идеи», на отработку которых уйдёт время, возможно, несколько лет. Изменения в законы касательно выбросов будут вноситься постепенно, подчеркнул чиновник в интервью «Коммерсанту». Энергопереход потребует серьёзных инвестиций, отмечают разработчики стратегии. В том же интервью Андрей Белоусов называет цифры в 90 трлн рублей за 28 лет. Но эти затраты, по его мнению, абсолютно необходимы. Если не вкладываться в модернизацию производства, всё равно придётся отдать эти деньги в виде углеродного налога при экспорте в страны ЕС. Остановить процесс энергоперехода уже не получается, значит надо попробовать «оседлать эту волну» — такова логика разработчиков Стратегии. Торговля квотами на выбросы парниковых газов — инициатива Сахалина В свете возможных грядущих перемен интерес представляет пилотный проект по снижению выбросов на Сахалине. Законопроект о введении экспериментального углеродного регулирования в области внесло Минэкономразвития.
Углеродный налог в России: зло или шанс на развитие?
Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев заявил в среду, что углеродный налог Евросоюза может повлиять на объемы потребления российских нефти и угля в ЕС. Углеродный налог (англ. carbon tax) — налог, взимаемый с содержания углерода в топливе, как правило, в транспортном и энергетическом секторах. Скорее всего, от угроз обратиться с жалобой на углеродный налог во Всемирную торговую организацию откажутся. Дело в том что европейские компании уже платят углеродные налоги на выбросы углерода. В 2023 году Евросоюз запустили CBAM или механизм трансграничного углеродного регулирования.
Европейский «углеродный налог» серьёзным образом скажется на российской экономике
Стоило только Еврокомиссии опубликовать первые официальные предложения по введению в Евросоюзе пограничного углеродного регулирования, как это было расценено в России в. | Введение с 2025 года углеродного налога в ЕС будет иметь серьёзные последствия для России, заявил зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев. Вступление в силу трансграничного углеродного налога (ТУР) в ЕС может привести к снижению российского ВВП на 0,17%. Углеродным налогом упрощённо называют проект там называемого трансграничного корректирующего углеродного механизма (CBAM) Еврокомиссии. Подборка наиболее важных документов по вопросу Углеродный налог нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
«Зелёное» углеродное ограбление России, или О чём умолчал Чубайс
Компании планируют вместе искать возможности и технологии для улавливания и утилизации углекислого газа, а также применения водорода в металлургическом производстве и разработке материалов для его транспортировки и хранения. Стоит отметить, что все крупные российские энергокомпании приняли программы по сокращению углеродного следа. Можно даже сказать, что работа российского ТЭК по климатической повестке началась ещё до того, как стало известно о готовящемся в ЕС новом углеродном налоге. В 2019 г. Снижение объёмов выбросов парниковых газов в 2019 г. По итогам независимой оценки «Газпром нефть» получила рейтинг категории «В» — наивысший среди российских нефтегазовых компаний. В декабре 2020 г. Они, в частности, предполагают снижение удельного выброса парниковых газов в сегменте добычи и при производстве СПГ.
Пока в мире не существует единой системы классификации работ, направленных на сокращение углеродного следа, поэтому «последнее слово» может оказаться за европейскими регуляторами. Я убеждён, что в ближайшей перспективе на международных рынках будут введены более жесткие стандарты для отчётности по выбросам, аналогичные требованиям к финансовой отчётности. В этой ситуации не нужно ждать наступления «часа Х», нашим регуляторам необходимо уже сейчас задуматься о совершенствовании отечественной методики расчета выбросов.
Как на эти вызовы откликается бизнес? За каким сырьём будущее? А также что ждёт отрасль в целом — рассказал Александр Юдин, управляющий директор — начальник управления по работе с клиентами металлургии и горнодобывающей промышленности Сбера. С 2026 года ЕС планирует ввести Трансграничный углеродный налог ТУР : его размер будет зависеть от выбросов углекислого газа при производстве ввозимого товара и от цены на СО2 в Европе. Сначала он затронет продукты, производство которых сопряжено со значительным углеродным следом: металлы, удобрения, электроэнергию и цемент, а в дальнейшем может быть распространён и на нефтепродукты. Мера направлена на реализацию «Европейского зелёного курса» EU Green Deal и призвана приблизить мир к углеродной нейтральности. Для них это очевидная угроза снижения рентабельности, поэтому их взгляды на ESG-инициативы начинают меняться.
В зоне риска главным образом — представители сегмента чёрной металлургии. Сбер оценил потери российских компаний в 4 трлн долларов до 2050 года. На мой взгляд, совсем скоро рыночный ландшафт металлургической отрасли изменится. Мы уже наблюдаем рекордный спрос на «металлы будущего»: литий, никель, кобальт, редкоземельные металлы платиновой группы родий, рутений, осмий, иридий и др.
Для чего вкладывать огромные деньги в снижение углеродного следа, если в результате экономии они вернутся через 15-20 лет? Если бы ЕС действительно хотел бороться за экологию, то он бы, наоборот, взимая налог, субсидировал те компании, которые подтверждают инвестиции в экологию. Но тогда получается, что ЕС направлял бы эти деньги не в свою экономику. Углеродный налог - придуманная глобалистами форма дани, которую предполагается выплачивать в пользу "развитых" государств И что же в этой связи предложил Чубайс на совещании у своего конкурента Белоусова: "То, что мы не уплатим в наш бюджет, мы уплатим в бюджет Евросоюза. Логика, что сначала давайте разберемся с сахалинским экспериментом, а потом будем решать, что делать, приведет к серьезному объему платежа в бюджет Евросоюза". Вроде бы Чубайс и прикрывается благими целями.
Но углеродный налог в России он предлагает ввести уже в 2024 году. Что же произойдет дальше? Здесь все понятно. Резкий рост стоимости выпускаемой в России продукции и, следовательно, вытеснение наших товаров с западных рынков. Ведь сейчас наши компании выигрывают за счет меньших, по сравнению с Западом, затрат на производство.
Уже многие предприятия занимаются этим вопросом и заказывают оборудование.
Но наиболее эффективной и признаваемой даже европейскими экологами технологией является использование ГЭС через услуги «РусГидро» и солнечных батарей. К примеру, Русал поставляет прокат с рекламным слоганом о полностью углеродно-чистом производстве. Учитывая такой успех продаж «чистой» продукции, к «РусГидро», скорее всего, уже выстроились очереди. Хотя с таким наплывом клиентов «чистой энергии» хватит не всем, полагают эксперты. Наиболее простым способом избежать лишних трат может послужить выбор других рынков, не европейских для поставок продукции.
Как углеродный налог повлияет на компании ТЭК?
При самом пессимистичном сценарии туда может попасть и продукция средних химикаты, бумага и верхних переделов товары машиностроения. Слишком высокие издержки от введенных пошлин могут привести к повышению экспортных цен на товары и, как следствие, потере конкурентоспособности отечественных предприятий на европейском рынке. Опубликовано Финмаркет.
Если ты при производстве делаешь какие-то выбросы в атмосферу, тебе вводят этот налог. Соответственно, себестоимость продукции повышается. Парижское соглашение не столько про климат, сколько про новую систему международной торговли. Оно дает фору не развивающимся странам типа Китая, Индии, а возвращает инициативу развитым странам — Европе и Соединенным Штатам. Там, где довольно большие доли возобновляемой энергетики.
В глобальной конкуренции они сейчас проигрывают, а если страны с традиционными источниками энергии — углем, газом, будут платить «углеродный налог», они будут выигрывать.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович напомнил, что Анатолий Чубайс вообще является одним из инициаторов введения в России углеродного налога. Это, в частности, компания Fortum, дочка финской Fortum Corporation, которая занимается в России в том числе проектами ВИЭ при субсидиях государства, это «Роснано», «Ренова», они будут оборудование для ВИЭ производить. Им это выгодно. Есть чиновники, которым все равно какие потоки администрировать — от нефти, от газа, от углеродного налога или еще чего-нибудь. Система пока в стадии становления, никто не знает, как она будет работать. Почему бы Чубайсу этим не заняться? Несколько месяцев назад его даже прочили в потенциальные руководители новой госкорпорации, у которой даже было предварительное название «Роскарбо». Планировалось, что через нее стали бы выдаваться часть бесплатных сертификатов, а остальные надо было бы покупать, была бы биржа таких сертификатов. Так почему бы Чубайсу было не сесть на эту должность?
Другое дело, что пошли слухи, потом пришла информация, что «Роснано» находится на грани банкротства и пока проблемы решили не полностью. С учетом банкротства «Роснано» назначать Чубайса было бы странно. Хотя может и получится. Так что идея Чубайса понятна, думаю, идея углеродного налога будет продвигаться, в том или ином варианте он будет введен. Может не сейчас, а чуть позже.
Им это выгодно. Есть чиновники, которым все равно какие потоки администрировать — от нефти, от газа, от углеродного налога или еще чего-нибудь. Система пока в стадии становления, никто не знает, как она будет работать. Почему бы Чубайсу этим не заняться? Несколько месяцев назад его даже прочили в потенциальные руководители новой госкорпорации, у которой даже было предварительное название «Роскарбо». Планировалось, что через нее стали бы выдаваться часть бесплатных сертификатов, а остальные надо было бы покупать, была бы биржа таких сертификатов. Так почему бы Чубайсу было не сесть на эту должность? Другое дело, что пошли слухи, потом пришла информация, что «Роснано» находится на грани банкротства и пока проблемы решили не полностью. С учетом банкротства «Роснано» назначать Чубайса было бы странно. Хотя может и получится. Так что идея Чубайса понятна, думаю, идея углеродного налога будет продвигаться, в том или ином варианте он будет введен. Может не сейчас, а чуть позже. Сначала на уровне пилотных регионов типа Сахалина, потом остальные будут подтягиваться. Губернаторам регионов тоже хорошо.
Трансграничный углеродный налог в ЕАЭС «больнее» всего ударит по России
Глава «Роснефти» Игорь Сечин Экономика 23 августа в 11:34 Сечин предложил Путину способ обойти углеродный налог ЕС. Минимальным будет и углеродный налог Запада. Читайте логнрид по углеродному налогу с комментариями ведущих отраслевых экспертов. читать больше на. | Введение с 2025 года углеродного налога в ЕС будет иметь серьёзные последствия для России, заявил зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев. Подборка наиболее важных документов по вопросу Углеродный налог нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Содержание
- Как новый углеродный налог Евросоюза ударит по российскому экспорту
- Наши проекты
- Против дискриминации
- Напасть на углеродный след: как ESG изменит ландшафт металлургического рынка