Чтение Акафиста Богородице перед Виленской иконой совершалось на вечерне каждую пятницу и собирало большое число молящихся. Благовещенской. Верующие считают, что Виленская икона Божией Матери является заступницей и защитницей человеческого рода. В конце февраля православные почитают Виленскую икону Божией Матери, которая известна тем, что исцеляет страждущих от болезней. Икона Пресвятой Богородицы «Байбузская» Икона Пресвятой Богородицы «Байбузская» Благодатная икона Божией Матери «Байбузская» находится в новопостроенном Свято-Успенском храме в селе Байбузы Черкасской епархии.
Икона, прибывшая с Софьей Палеолог
Намоленный образец Виленской иконы Божией Матери сохранился до наших времен в Вильнюсе. 28 февраля празднуется день Виленской иконы Божией Матери, на своем долгом и интересном историческом пути соприкоснувшейся с историей России в один из ее поворотных моментов. Икона Божией Матери «Виленская» Чудотворная икона Божией Матери «Далматская». Виленская икона Божией Матери хранится в Москве, после того, как, согласно церковному преданию, в столицу ее привезла ставшая затем женой Ивана III царевна София Палеолог в 1472 году. Виленская икона Божией Матери, размером 134,5 х 90 см, была написана на четырех досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых). Описание иконы Виленская По одному из преданий,икона Божьей Матери Виленская типа «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой.
Виленская икона Божией Матери - 28 февраля
В чем помогает Виленская икона Божией Матери. С этого времени Виленский образ Богородицы заменил собой для обители утраченную икону Божией Матери, именуемой Остробрамской. в феврале и апреле. Виленская икона Божией Матери "Одигитрия" издревле считалась одной из святынь Великого Княжества Литовского, наряду с другой известной Остробрамской иконой Божией Матери. Виленская икона Божией Матери – одна из приписываемых святому евангелисту Луке. Почитание Виленской-Остробрамской иконы Божией Матери распространилось и в Русской Православной Церкви.
ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
И неудивительно, что перед ней молятся не только об исцелении от болезней и травм и спасении от стихийных бедствий, но и о защите от озлобленных врагов, и о вразумлении неверующих. Читайте также: Ахматова и Апокалипсис. Какую катастрофу предсказала поэтесса? Так как день празднования литовской святыни 27 апреля объединен с днем памяти трех литовских мучеников, пострадавших за Христа, перед ней просят об укреплении в вере. Молиться можно не только у чудотворного образа, находящегося в Вильнюсе, но и перед его списками. Так, уже 20 лет в Киеве существует церковь Остробрамской иконы Божьей Матери. И за это время по молитвам перед храмовой иконой также были засвидетельствованы чудесные случаи избавления от бесплодия, исцеления детей от тяжких недугов и возвращения пропавших родных домой.
Молитва Остробрамской иконе Обращаться к Божьей Матери можно как своими словами, так и используя специально составленные тексты для молитвы перед Остробрамской иконой. В них верующие обращаются к Богоматери как к Заступнице для всех и каждого, и как к Покровительнице города Киева, где появилась первая православная церковь, посвященная этому Ее чудотворному образу. Настоятель этого храма стал также автором Акафиста Пресвятой Богородице перед Виленской-Остробрамской иконой. История Остробрамской иконы На самом деле, история Остробрамской иконы начинается вовсе не с Острой брамы. Хотя и существует предание о явлении образа на городских воротах 14 27 апреля 1431 года, вероятнее всего, икона попала в Вильну через великого литовского князя Ольгерда. Он мог привезти ее из Корсуни Херсонеса как подарок своей первой супруге витебской княжне Марии.
По другой версии, икона была прислана византийским императором Ольгерду после принятия им христианства. Вторая жена литовского правителя, тверская княжна Иулиания, передала образ в православный Троицкий монастырь. Эта обитель была образована на месте захоронения трех виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, день памяти которых отмечается как раз 14 27 апреля. Дата стала также днем празднования Остробрамской иконы, история которой непосредственно связана с монастырем. Еще один праздник, посвященный этому образу, приходится на 26 декабря 8 января. Остробрамская икона Божией Матери.
Хромолитография XIX века. Народный музей Кракова Позднее, когда укреплялись городские стены, из Свято-Троицкого монастыря икона была перенесена на ворота. Во времена унии надвратная часовня вместе с хранящейся в ней святыней перешла в ведение католиков. В 1812 году икону повредили наполеоновские солдаты, а через несколько лет образ был отреставрирован. Считается, что перед этим обновлением еще была видна славянская надпись «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».
Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, ко святей иконе Твоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, имиже раби Твои молятся на святем месте сем. Аще же и иноверный и иноплеменник, зде преходя, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие, и милостивно содёлай, яже к помощи ему и ко спасению.
Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы свойми во странах наших на путь истины настави: отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки святей Православней Кафолйчестей Церкви сопричти. В домех людей Твоих и во братии святыя обители сея мир огради и соблюди, в юных оратство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отроки настави, в возрасте совершением сущия умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободй, ограждающи ны присно от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милос-тивным Твоим посещением и вся благодеющыя нам. Даруй же, Благая, земли плодоносив, воздуху благорастворёние и вся, яже на пользу нашу дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Твоим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею нам помогающи. Прежде отшедшыя отцы и матери, братию и сестры наша, и вся от лет древних ко святей иконе Твоей сей припадавшыя, упокой в селениих святых, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспёет и наше от жития сего отшествие и к вечней жизни преселение, предстани нам, Преблагословённая Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и святых Таин причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, бесконечныя блаженныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Первая и наиболееитзабрала с собой некая Зоя Палеолог, приехав в русский стольный град в качестве невесты великого князя Иоанна III Васильевича. Став женой указанному правителю, царевна приняла имя Софья.
Что касается второй версии, то Виленский образ Богородицы московские князья получили дар от князей галицких. Последним же икона была пожалована самим императором Византии. На протяжении всей дальнейшей жизни Елены Иоанновны Виленский образ Божией Матери хранился в покоях княгини. Когда же венценосная особа почила с миром, икона заняла место над гробницей покойницы в православном Успенском соборе там же, в Вильно. Так случилось согласно завещанию, составленному самой Еленой Иоанновной. Этот храм представлял собой резиденцию митрополита Киевского и Литовского. Путешествия святого образа: В Москве, конечно же, лелеяли надежду на возвращение Виленской иконы Божией Матери.
Шанс появился в период Ливонской войны, шедшей в XVI веке. В момент переговоров представители русской стороны совершили попытку, предложив ультиматум: в обмен за свяоснных дворян литовских. Но условия эти приняты противником не были. Реальная угроза утери иконы в Вильно православными возникла в 1596 году, когда власть церковную захватили униаты. Кафедральный собор, где находился образ Божией Матери, тоже отошел к унии. Пытаясь спасти икону, ее перенесли в церковь св. Николая под Оршей, но и та быстро стала униатской.
В итоге образ вернулся на первоначальное место своего пребывания. Из-за пожара в 1610 году в Пречистенском Успенском соборе митрополичью кафедру, а вместе с ней и икону перенесли в Свято-Троицкий храм одноименной обители — тоже униатской. На удачу, войскам русским удалось занять Вильно. Были организованы розыски святого образа, однако оомь раньше виленский мещанин Ю. Селедчик вывез икону в Крулевец позже Кёнигсберг , а уже там ее надежно спрятали униатские иноки. Лишь в начале 60-х гг. Позже икона совершила еще несколько вынужденных путешествий, но все равно возвращалась обратно.
Так и хранилась она в Троицком монастыре: сначала в деревянном, затем в позолоченном киоте.
Стебельский поведал о татарине, бросившем образ в воду, после чего «икона то ли по воде, то ли против воды чудесным образом, или ангелами была перенесена в Минск, на реке Свислочи перед замком явилась и, будучи замеченной благодаря исходящей из себя святости, жителями города из воды извлечена и в замковую церковь 13 августа 1500 года внесена». По словам Стебельского, в день Святого Луки 18 октября 1616 года образ был помещен в храме при монастыре Святого Духа сейчас в этом здании, сооруженном в 1630—е годы из камня, разрушенном в 1936—м и восстановленном в 2011—м, концертный зал «Верхний город». Микульский обратил внимание, что ранее XVII века легенда о минской реликвии не встречается, зато стали известны не менее интересные факты: — В документе 1597 года из Российского государственного исторического архива упоминается икона, находившаяся тогда в минском замковом соборе Рождества Пречистой Богородицы, — образ, «которы надала славное и святое памети королевое Олена». С 1495 года — жена великого князя литовского и польского короля Александра Ягеллончика. Личность незаурядная.
В то время между литовским и московским княжествами шли войны. Брак Елены с Александром должен был положить конец вражде. В Минске Елена бывала неоднократно. Микульский отмечает факт: из Москвы княгиня привезла в Литву и Белую Русь много ценностей, которые дарила местным храмам и монастырям. Может, минская икона — одна из таких? Заметьте, как близки даты: явления иконы на Свислочи — 1500 год и один из приездов Елены — 1502—й.
Главное — на протяжении XVI века минчане знали, кто и когда принес образ в город.
В заключение хочется отметить, что икона Богородицы Виленская, как и Остробрамская, очень значима для православного народа. Хотя последний образ почитаем и православными, и греко-католиками вследствие событий, которые происходили на территории Литвы. Это все говорит о том, что истинная вера не имеет границ, если обращаться к нашим заступникам с чистым сердцем и почитанием, то они непременно помогут на этом, порой таком нелегком, жизненном пути. Празднование Виленской иконы происходит 28 февраля и 27 апреля 15 января и 14 апреля по старому стилю. О чем молятся Виленской иконе Божией Матери: молятся от ересей, расколов, о власть имущих; о наставлении в вере.
О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящыя пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящыяся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отъйдет от места сего тощь упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приймет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Наипиче же осени и огради покровом Твоим, милосердая Мати, христолюбивыя и благочестивыя власти наша, отжени от них молитвами Твоими всякаго врага и супостата, утверди житие их в мире и тишине, да и мы вси тихое и безмолвное житие поживем во всяком блазе, благочестии и чистоте: управи пути и советы их, да возсияет во днех их правда и множество мира, и да возрадуются сердца их о сущих в стране нашей, якоже сердце отца о чадех своих веселящася: удержави страну нашу во еже быти в ней Царству Христову: на супротивныя же и лукавнующыя в сердцах своих, поели пред лицем их трепет, да поне страхом вразумятся и престанут от лукавств и противлёний своих. Моли, милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно Церковь Свою святую соблюдет, вышним Своим благословением архиереи наша православный укрепит, миром оградит, и святей Своей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих и право правящих слово Своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными Христианы, милостивно избавит, и во Православии и твердей вере до конца веков неотступно и неизменно сохранит. Призирай благосердием, Всепетая, и призрёнием милостиваго Твоего заступления на все царство наше всероссийское, царствующыя грады наша и град сей, святую обитель сию, храм сей и духовный вертоград зде сущий, и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, ко святей иконе Твоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, имиже раби Твои молятся на святем месте сем.
Аще же и иноверный и иноплеменник, зде преходя, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие, и милостивно содёлай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы свойми во странах наших на путь истины настави: отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки святей Православней Кафолйчестей Церкви сопричти. В домех людей Твоих и во братии святыя обители сея мир огради и соблюди, в юных оратство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отроки настави, в возрасте совершением сущия умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободй, ограждающи ны присно от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милос-тивным Твоим посещением и вся благодеющыя нам. Даруй же, Благая, земли плодоносив, воздуху благорастворёние и вся, яже на пользу нашу дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Твоим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею нам помогающи. Прежде отшедшыя отцы и матери, братию и сестры наша, и вся от лет древних ко святей иконе Твоей сей припадавшыя, упокой в селениих святых, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспёет и наше от жития сего отшествие и к вечней жизни преселение, предстани нам, Преблагословённая Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и святых Таин причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, бесконечныя блаженныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.
Первая и наиболееитзабрала с собой некая Зоя Палеолог, приехав в русский стольный град в качестве невесты великого князя Иоанна III Васильевича. Став женой указанному правителю, царевна приняла имя Софья. Что касается второй версии, то Виленский образ Богородицы московские князья получили дар от князей галицких. Последним же икона была пожалована самим императором Византии. На протяжении всей дальнейшей жизни Елены Иоанновны Виленский образ Божией Матери хранился в покоях княгини. Когда же венценосная особа почила с миром, икона заняла место над гробницей покойницы в православном Успенском соборе там же, в Вильно.
Так случилось согласно завещанию, составленному самой Еленой Иоанновной. Этот храм представлял собой резиденцию митрополита Киевского и Литовского. Путешествия святого образа: В Москве, конечно же, лелеяли надежду на возвращение Виленской иконы Божией Матери. Шанс появился в период Ливонской войны, шедшей в XVI веке. В момент переговоров представители русской стороны совершили попытку, предложив ультиматум: в обмен за свяоснных дворян литовских. Но условия эти приняты противником не были.
Реальная угроза утери иконы в Вильно православными возникла в 1596 году, когда власть церковную захватили униаты. Кафедральный собор, где находился образ Божией Матери, тоже отошел к унии.
28 февраля память Виленской иконы Божией Матери
День Виленской иконы в 2025 году: какого числа отмечают, дата праздника | В чем помогает Виленская икона Божией МатериВ этом видео я расскажу о редкой иконе. |
икона Божьей Матери «ВИЛЕНСКАЯ». Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников | Верующие считают, что Виленская икона Божией Матери является заступницей и защитницей человеческого рода. |
Что означает «образ с полумесяцем»: Остробрамская Виленская икона Божией Матери
Христианские праздники 28 февраля. Виленская икона Божией Матери…. Беседка.ТВ | В чем помогает Виленская икона Божией Матери. |
Виленско-литовская епархия | Среди множества ликов Богородицы отдельно хочется вспомнить об Остробрамской (Виленской) иконе Божией Матери. |
28 февраля православные чтят День памяти Виленской иконы Божией Матери | Дни празднования Виленской иконы Божией Матери занимают особое место в православном календаре, приковывая внимание верующих к двум ключевым датам. |
27 апреля - икона Остробрамская.
Очевидно, именно поэтому она и была названа впоследствии Виленской. Пока была жива княгиня, древний образ находился в ее покоях. После смерти Елены, а это случилось в январе 1513 года, святыню поместили над ее гробницей в Успенском соборе в Вильно это было оговорено в ее завещании. Это была резиденция Литовского и Киевского митрополита, а также один из самых старых и древних храмов в столице. Некоторые историки находят подтверждение тому, что Елена заранее передала этот образ храму, а не с момента ее смерти он там оказался. Интересным фактом является то, что эту икону не раз пыталось вернуть себе Московское княжество. Было предложено множество откупных за нее, но все посягательства были отвергнуты. Виленская икона Божией Матери, после того как была провозглашена Брестская церковная уния, была перенесена в церковь Св.
Это произошло потому, что Пречистенский собор, где находился образ, стал униатским, и православные пытались сохранить в своей вере наиболее ценные святыни. Однако в 1609 году отошла к униатам и церковь Св. Николая, поэтому было решено возвратить Виленскую икону обратно в собор. Дальнейшие события привели к тому, что Виленская икона оказалась в Свято-Троицкой церкви мужского монастыря. После пожара в 1610 году в Пречистенском монастыре и последующего ремонта митрополичья кафедра была перенесена в Свято-Троицкую церковь. По некоторым данным говорится, что икону сразу забрали с собой, другие свидетельства говорят о том, что после запустения Пречистенской церкви образ был передан в Троицкую церковь. Как бы там ни было, но в 1652 году были уже документальные упоминания о том, что перед Виленской иконой совершался каждую субботу акафист именно в Троицкой церкви.
В дальнейшем ее не раз вывозили из города и храма во время войн. К примеру, в 1654-1667 годах, во время польской войны, а также в 1700-1721 годах, во время Северной войны. В первый раз ее разыскивали по приказу Московского царя Алексея, чтобы вернуть, однако так и не нашли ее. В 1707 году для иконы был сооружен новый киот предыдущий исчез годом раньше в пожаре , через несколько лет его позолотили. Попытки перенести образ в Российскую империю прекратились, так как его не трогали даже после того, как Вильно присоединили к России, а также после аннулирования унии. С тех пор она и находилась в этом монастыре, однако ее эвакуировали во время Первой мировой войны, дальнейший ее путь неизвестен. В храме в Вильнюсе сейчас находится точный список с иконы тоже, к слову сказать, чудотворный.
Для изготовления этой иконы были вырезаны четыре доски — две кипарисовые и две липовые. Также есть схожести с Тихвинским и Грузинским образами. На иконе можно увидеть Богоматерь, держащую на левой руке Младенца. Его пяточка обнажена и выглядывает наружу, левая рука покоится на коленях со свитком, а правая рука поднята в благословляющем жесте. За свое долгое время нахождения в храме икона обросла подношениями из драгоценных материалов. В 1677 году для образа сделали серебряную чеканную ризу. В серебре были одежды Матери и Младенца, на которых золотом были изображены орлы и цветы.
Также видно, что фон иконы выполнен в искуснейшей технике филиграни. На голове Божьей Матери находилась золотая корона, которую поддерживали позолоченные ангелы, а на короне младенца находились драгоценные камни.
В 1992 году икону исследовали реставраторы.
Ксендз греко—католического униатского ордена базилиан Игнатий Стебельский опубликовал в 1781 году труд, в котором утверждал, что икона хранилась сначала в киевской Десятинной церкви, «установленная там святым самодержцем русских земель Владимиром I Святославовичем». Стебельский поведал о татарине, бросившем образ в воду, после чего «икона то ли по воде, то ли против воды чудесным образом, или ангелами была перенесена в Минск, на реке Свислочи перед замком явилась и, будучи замеченной благодаря исходящей из себя святости, жителями города из воды извлечена и в замковую церковь 13 августа 1500 года внесена». По словам Стебельского, в день Святого Луки 18 октября 1616 года образ был помещен в храме при монастыре Святого Духа сейчас в этом здании, сооруженном в 1630—е годы из камня, разрушенном в 1936—м и восстановленном в 2011—м, концертный зал «Верхний город».
Микульский обратил внимание, что ранее XVII века легенда о минской реликвии не встречается, зато стали известны не менее интересные факты: — В документе 1597 года из Российского государственного исторического архива упоминается икона, находившаяся тогда в минском замковом соборе Рождества Пречистой Богородицы, — образ, «которы надала славное и святое памети королевое Олена». С 1495 года — жена великого князя литовского и польского короля Александра Ягеллончика. Личность незаурядная.
В то время между литовским и московским княжествами шли войны. Брак Елены с Александром должен был положить конец вражде. В Минске Елена бывала неоднократно.
Микульский отмечает факт: из Москвы княгиня привезла в Литву и Белую Русь много ценностей, которые дарила местным храмам и монастырям. Может, минская икона — одна из таких?
После создания Брестской унии 1596 год икону несколько раз переносили, но в конце она вновь вернулась в Пречистенский собор.
Позже ее все же перенесли в Свято-Троицкий мужской монастырь, где она находилась долгое время. Таким образом, икона не покинула города, где хранилась на протяжении последнего века. Впрочем, правитель Алексей Михайлович предпринял повторную попытку вернут реликвию в Москву, что происходило в годы русско-польской войны.
Русские войска вступили в Вильно, принявшись активно разыскивать икону по разным монастырям. Но и эта попытка была неудачной, поскольку образ Богородицы был тайно вывезен в Крулевец одним из виленских мещан. Какое-то время икона сохранялась местными монахами, но уже в 1701 году снова вернулась в Вильно для хранения в жировицком Успенском монастыре.
После перемещения в Троицкую церковь в 17 веке виленским бургомистром было принято решение построитель специальный киот с задвигающейся завесой, изображающей картину Благовещения. Однако, пожар уничтоживший многие достояния церкви и киот, но не задевший самой иконы, заставил заняться производством нового киота. В этот раз икону разместили рядом с воротами, поместив ее в золоченый иконостас под стеклянную завесу.
В определенные дни стекло снималось, чтобы все верующие могли прикоснуться к святому лику и произнести молитвы. Особенности иконы Размер иконы составляет 1,3 на 0,9м и состоит она из 4 досок. Центральные дощечки изготовлены из кипариса и боковые — из липы.
Специалисты считают, что икона полностью соответствует иконописному искусству 2 половины 19 века и максимально приближена к изначальной Иерусалимской иконе Божией Матери. Она изображает Деву Марию, держащую маленького Спасителя на левой руке.
Поселянин: «Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны.
Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом Православия в этом крае. Она — древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно — из Херсонеса, или Корсуни, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем 1345—1377 , подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого, или Русского, конца.
Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам кармелитам, у которых находится и доныне.
Праздник иконы Божией Матери “Виленская” отмечается 28 февраля. В чем она помогает? История
Среди множества ликов Богородицы отдельно хочется вспомнить об Остробрамской (Виленской) иконе Божией Матери. #виленскаяикона #виленская #икона #божиейматери #богородицы #девымарии #история #историяиконы #деньпамяти #28февраля #православие #редкиеиконы Виленская икона Божией Матери Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. В числе всех православных чудодейственных икон Божией Матери важное место занимает Виленский образ. О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий. Последние новости — Аргументы» Новости» Соцпортал» Праздники» Чудеса и сила иконы Божией Матери «Остробрамская Виленская»: в чем помогает святой лик и какую молитву с прошениям читать к Богородице.
День памяти Виленской иконы Божией Матери – 28 февраля
О нахождении Виленской иконы в Троицкой церкви в XVII веке свидетельствует завещание 1652 года Александра Дубовича, архимандрита Троицкого монастыря, согласно которому в монастырь делался вклад в 100 золотых ежегодного дохода для совершения в Троицкой церкви перед Виленской иконой каждую субботу акафиста возможно, перенесение Виленской иконы позднее и было вызвано запустением Пречистенской церкви, о чем свидетельствует надпись 1748 года на иконе, а также упоминание об этом событии в архивных документах Троицкого монастыря за 1775. Во время русско-польской войны 1654-1667 царем Алексеем Михайловичем была предпринята еще одна попытка возвращения Виленской иконы из Вильно в Москву: русские войска заняли Вильно в 1655 году, а в 1657 и 1658 годах князь Михаил Шаховской, назначенный Алексеем Михайловичем виленским воеводой, проводил по поручению царя розыски Виленской иконы, оказавшиеся безуспешными некоторые исследователи XIX века ошибочно полагали, что князь Шаховский искал Остробрамскую Виленскую икону Божией Матери. Как показало проведенное русской администрацией Вильно в 1658 году следствие, икона была вывезена виленским мещанином Юрием Селедчиком из Вильно по реке Вилии на лодке-витине в Крулевец Кёнигсберг и спрятана там униатскими монахами. После 1661 года она была возвращена в Вильно. Виленская икона временно покидала Вильно и в годы Северной войны 1700 — 1721 — вместе со своими драгоценным окладом она была вывезена монахами василианского Троицкого монастыря в декабре 1701 года в жировицкий Успенский монастырь. Икона в нем закрывалась задвижной завесой с изображением Благовещения по другим источникам — покрова Пресвятой Богородицы. После пожара в Вильно в 1706 году истребившего все убранство Троицкой церкви, но не повредившего Виленской иконы, униатское братство Непорочного зачатия Божией Матери соорудило в 1707 году новый резной деревянный киот, а в 1713 году вызолотило его. В Троицком монастыре Виленская икона находилась и после присоединения Вильно к России в 1795 году, и после ликвидации унии в 1839 году. По указанию Литовского архиепископа Иосифа Семашко в 1851 году для Троицкой церкви взамен старой униатской алтарной преграды художником Иваном Хруцким, сыном белорусского униатского священника, был выполнен новый иконостас, в местный ряд которого, слева от царских врат, была помещена Виленская икона.
Для удобства паломников перед иконой находились ступеньки, а в дни больших праздников застекленная рама киота снималась и верующие свободно могли приложиться к иконе. Чтение Акафиста Богородице перед Виленской иконой совершалось на вечерне каждую пятницу и собирало большое число молящихся. За помощь и исцеление от болезней верующие украшали Виленскую икону многочисленными приношениями — подвесками и серебряными пластинами. После поражения Польского восстания 1863 — 1864 годов прославление Виленской иконы приобрело политический оттенок, поскольку этот образ воспринимался как символ исконного Православия Северо — Западного края. В этом аспекте история Виленской иконы стала своеобразным противопоставлением истории Остробрамской Виленской иконы Божией Матери, являвшейся в то время символом национального освобождения для католиков и православных бывших униатов Литвы и Белоруссии. Этот период отмечен большим числом публикаций посвященных Виленской иконе, обусловленных стремлением доказать древность иконы, подчеркнув ее православные корни. Архимандрит Иосиф Соколов в книге, посвященной Остробрамской иконе Божие матери, опубликовал и текст молитвы к Божие Матери с просьбой о покровительстве императорскому дому, читаемой в виленском Троицком монастыре перед Виленской иконой. Виленская икона размер 134,5х90 см была написана на 4 досках 2 центральные кипарисовых и боковых липовых.
Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании второй половины XIX века, она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери в зеркальном варианте — с Младенцем на левой руке Божией Матери и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери. Как и на Тихвинской иконе, на Виленской иконе правая ножка младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука Младенца со свитком лежит на Его коленях, но Его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе.
Из Палестины икона попала в Царьград Константинополь. Впоследствии была прислана греческим императором королю Галицкому и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества, икона Божьей Матери стала достоянием Московского князя. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну современный Вильнюс , где и получила своё название — Виленская. Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей.
Когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, царь Иоанн Васильевич Грозный пытался вернуть эту чудотворную икону в Москву и предлагал за неё королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что всё духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища. В Пречистенском соборе икона Божьей Матери Виленская пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении католиков. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным.
Верующие утверждают, что Богородица становится покровительницей и заступницей всех христиан. Те, кто потерял поддержку в жизни, первыми обращаются к ней. Молитвы Божией Матери направлены на умоление о скорой помощи, ее заступничестве, а также на передачу своих молений непосредственно Господу. Дева Мария воспринимается верующими как заботливая и жалостливая Мать, готовая милостиво прийти на помощь каждому. Эта идея прочно укоренилась за долгие века и проникла даже за пределы нашей страны, объединяя христиан в едином почитании Виленской иконы Божией Матери.
Молим Тебя перед святым и чудотворным образом Твоим, чтобы так же как раньше ты даровала от него городу Москве защиту, так и сейчас нас от всяческих бед и напастей с милостью избавь и спаси наши души, поскольку Ты — Милосердная. Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленской», глас 8 Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!
После 1661 года она была возвращена в Вильно. Виленская икона временно покидала Вильно и в годы Северной войны 1700 — 1721 — вместе со своими драгоценным окладом она была вывезена монахами василианского Троицкого монастыря в декабре 1701 года в жировицкий Успенский монастырь. Икона в нем закрывалась задвижной завесой с изображением Благовещения по другим источникам — покрова Пресвятой Богородицы. После пожара в Вильно в 1706 году истребившего все убранство Троицкой церкви, но не повредившего Виленской иконы, униатское братство Непорочного зачатия Божией Матери соорудило в 1707 году новый резной деревянный киот, а в 1713 году вызолотило его. В Троицком монастыре Виленская икона находилась и после присоединения Вильно к России в 1795 году, и после ликвидации унии в 1839 году. По указанию Литовского архиепископа Иосифа Семашко в 1851 году для Троицкой церкви взамен старой униатской алтарной преграды художником Иваном Хруцким, сыном белорусского униатского священника, был выполнен новый иконостас, в местный ряд которого, слева от царских врат, была помещена Виленская икона. Для удобства паломников перед иконой находились ступеньки, а в дни больших праздников застекленная рама киота снималась и верующие свободно могли приложиться к иконе. Чтение Акафиста Богородице перед Виленской иконой совершалось на вечерне каждую пятницу и собирало большое число молящихся. За помощь и исцеление от болезней верующие украшали Виленскую икону многочисленными приношениями — подвесками и серебряными пластинами. После поражения Польского восстания 1863 — 1864 годов прославление Виленской иконы приобрело политический оттенок, поскольку этот образ воспринимался как символ исконного Православия Северо — Западного края. В этом аспекте история Виленской иконы стала своеобразным противопоставлением истории Остробрамской Виленской иконы Божией Матери, являвшейся в то время символом национального освобождения для католиков и православных бывших униатов Литвы и Белоруссии. Этот период отмечен большим числом публикаций посвященных Виленской иконе, обусловленных стремлением доказать древность иконы, подчеркнув ее православные корни. Архимандрит Иосиф Соколов в книге, посвященной Остробрамской иконе Божие матери, опубликовал и текст молитвы к Божие Матери с просьбой о покровительстве императорскому дому, читаемой в виленском Троицком монастыре перед Виленской иконой. Виленская икона размер 134,5х90 см была написана на 4 досках 2 центральные кипарисовых и боковых липовых. Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании второй половины XIX века, она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери в зеркальном варианте — с Младенцем на левой руке Божией Матери и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери. Как и на Тихвинской иконе, на Виленской иконе правая ножка младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука Младенца со свитком лежит на Его коленях, но Его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе. На протяжении 400-летнего пребывания в Вильно Виленская икона украшалась многочисленными драгоценными приношениями. В 1677 году из серебряных табличек-вотивов, поднесенных иконе, была сделана для нее чеканная риза. Одежды Богоматери и Младенца были серебряными с вызолоченными цветами и орлами, фон выполнен в технике филиграни.
Православные отмечают 27 апреля день иконы Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Остробрамская – Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Виленская икона Божией Матери хранится в Москве, после того, как, согласно церковному преданию, в столицу ее привезла ставшая затем женой Ивана III царевна София Палеолог в 1472 году. Почитание Виленской-Остробрамской иконы Божией Матери распространилось и в Русской Православной Церкви. Виленская икона Божией Матери. Празднование 28 февраля, 27 апреля. Здесь можно найти когда день Виленской иконы Божией Матери в 2024 году 28 февраля.
28 февраля православные чтят День памяти Виленской иконы Божией Матери
Икона, прибывшая с Софьей Палеолог | В чем помогает Остробрамская икона Богородицы, могут подсказать размещенные на стенах часовни подвески с изображениями сердец, лиц, силуэтов людей. |
Православные отмечают День Виленской иконы Божией Матери » Независимое интернет-издание "ДНИ24" | 15 (28) февраля православные христиане чтут память иконы Божией Матери «Виленская», который, по преданию, изначально был написан святым апостолом-евангелистом Лукой и является одним из древнейших образов Божией Матери. |
Виленская икона Божией Матери - Православный магазин Воздвижение | Среди множества ликов Богородицы отдельно сегодня хочется вспомнить об Остробрамской (Виленской) иконы Божией Матери. |
Новые факты об иконе Божией Матери Минской | Виленская икона Божией Матери, размером 134,5 х 90 см, была написана на четырех досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых). |
икона Божьей Матери «ВИЛЕНСКАЯ» | Чтение Акафиста Богородице перед Виленской иконы совершалось на вечерне каждую пятницу и собирало большое число молящихся. |