В июле 1819 года корабли российского флота отправились из Кронштадта искать неизведанные земли. 24 мая 1820 года в Варшаве, без всякой торжественности, она вышла замуж за Константина Павловича (который 1 апреля 1820 года развёлся с первой женой, Анной Фёдоровной).
Your browser is out of date, please update your browser by going to www.microsoft.com/download
Как начинались 1820‑е и к чему привели романтические устремления императора Александра I, крупных политиков и сторонников Просвещения? 16 июля 1819 года началась Первая русская антарктическая экспедиция 1819−1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в воды Южного океана. По мнению историков, возникновение в России в 1810—1820-х годах тайных антиправительственных организаций стало проявлением общеевропейского движения против абсолютизма. 1820 год. В конце октября Александр Пушкин вызвал на дуэль сразу двоих — Федора Орлова и Алексея Алексеева.
Your browser is out of date, please update your browser by going to www.microsoft.com/download
See more 1820 год. Важные события 1820 года в мире See more События истории России и мира за 1941 год See more События истории России и мира за 1940 год See more События истории России и мира за 1928 год See more События истории России и мира за 1874 год See more События истории России и мира за 1862 год See more События истории России и мира за 1855 год See more События истории России и мира за 1837 год See more События истории России и мира за 1835 год See more События истории России и мира за 1831 год See more События истории России и мира за 1830 год See more События истории России и мира за 1829 год See more События истории России и мира за 1828 год See more События истории России и мира за 1827 год See more События истории России и мира за 1826 год See more События истории России и мира за 1825 год See more События истории России и мира за 1824 год See more События истории России и мира за 1823 год See more События истории России и мира за 1822 год See more Актуальное.
И там, где бедный офицер безопасно скачет на перекладных, там высокопревосходительный легко может попасться на аркан какого-нибудь чеченца. Ты понимаешь, как эта тень опасности нравится мечтательному воображению». Ю Лермонтов. Он видит край как важный геополитический плацдарм. Он уверен, что завоевание Кавказа решит многие политические и экономические проблемы не только России, но и Европы: «Должно надеяться, что эта завоёванная сторона, до сих пор не приносившая никакой существенной пользы России, скоро сблизит нас с персиянами безопасною торговлею, не будет нам преградою в будущих войнах — и, может быть, сбудется для нас химерический план Наполеона в рассуждении завоевания Индии» 5 или 6 августа Пушкин и Раевские вернулись на Горячие воды и далее направились в Крым, где их ждали жена генерала и его дочери Екатерина и Елена.
Лишь в сентябре Пушкин прибыл в Кишинёв к месту службы. Пушкина с телом Грибоедова А. Гриюбоедова», М. Источник: godliteratury. Эта поездка соответствовала творческим замыслам поэта — завершить роман «Евгений Онегин» главой о декабристах с яркой панорамой освободительного движения первой четверти 19 века. Встреча с разжалованными декабристами — на Кавказ было сослано около 40 человек — также входила в планы поэта.
Пушкин решился ехать без разрешения властей на Северный Кавказ и далее в Закавказье. В пути он вёл записки, опубликованные в 1836 году под названием «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Изменения на Кавказе Пушкин начинает путешествие с заезда в Орёл к старому генералу Ермолову. За девять лет в Кавказской области сменился управляющий. Вместо генерала Ермолова пришёл полководец и дипломат Иван Паскевич. Он активно боролся с злоупотреблениями на местах и занимался русификацией Кавказа.
Встреча А. Пушкина и А.
Восстанию декабристов посвящен целый ряд произведений литературы и искусства. Дворяне, честь и совесть офицерского корпуса России, умнейшие, высокообразованные люди вмиг низвергнуты до уровня самых бесправных каторжан. У их жен осталось право — на верность и любовь, которое даже император отнять не в силах. Изнеженные дворянки, выпускницы институтов благородных девиц отправляются в промерзшую Сибирь к мужьям, чтобы разделить с ними всю тяжесть царского наказания… Книга про любовь, про верность, про самопожертвование. Про честность, и стойкость, и мужество, про самые лучшие качества, какие только можно представить в человеке. Бурлачук, Ф.
Пушкина Владимире Федосеевиче Раевском. Прожив до конца свою жизнь в Сибири, В. Раевский сохранил верность свободолюбивым идеалам, его поэзия проникнута сочувствием народу, революционным пафосом, верой в правое дело. Гусев, В. Легенда о синем гусаре. Среди декабристов Лунин занимает особое место. Он понимал ограниченность их методов, стремился найти более глубокие и реальные средства борьбы. Дюма А.
Его действие основанного на реальных исторических событиях, происходит в России. В центре повествования рассказ о приключениях француза, решившего попытать счастья в Санкт-Петербурге, и о судьбе француженки Полины Гебль у Дюма — Полина Дюпюи , ставшей женой сосланного в Сибирь декабриста И. Марич, Мария Северное сияние. Роман охватывает важнейший исторический период в жизни России — начало XIX века. Война с Наполеоном, декабристское движение, казни и ссылки, смерть Грибоедова и Пушкина — все эти события в романе. Мережковский, Д. Мережковского завершает трилогию «Царство Зверя» и затрагивает события, происходившие в ходе восстания декабристов в 1825г.
Преодолевая суровые океанские волны и полярные льды, кругосветная военно-морская экспедиция обошла материк по всему периметру.
К берегам Антарктиды и раньше подходили корабли из других стран, но Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев первыми определили границы континента, по площади почти равного Южной Америке. Огибая айсберги, первопроходцы опасались попасть в ледяной капкан, поэтому на сушу так и не высадились. Зато обогатили мировую науку важнейшим географическим открытием, составив карту нового континента.
Гвардейские бунтовщики. Почему Александр I отправил в Сибирь лучший полк?
Участники этих обществ впоследствии получили названия декабристы по месяцу восстания - декабрь 1825 года Одними из таких обществ были Союз спасения и Союз благоденствия. Союз спасения: цели и характер организации Определение 1 Союз спасения — первое общество декабристов, которое возникло в Петербурге в феврале 1816 года. Инициатором создания данного общества был А. В Союз спасения вошли молодые офицеры С.
Трубецкой, два брата М. Муравьевы-Апостолы, И. Якушкин и другие.
Когда в Союз спасения вступил П. Пестель, он составил устав общества, и с тех пор оно стало называться "Общество истинных и верных сынов Отечества". Отбор в общество осуществлялся очень строго, принимались только офицеры Генерального штаба или гвардейских полков.
Изначально это была группа, малочисленная по своему составу, она насчитывала около 12 человек, затем количество человек увеличилось до 30. Союз спасения преследовал две цели: Введение Конституции; Отмена крепостного права. Однако средства достижения этих целей были не ясными, не было четкой политической программы.
Так же было договорено не присягать новому царю, если он откажется от провозглашения конституционной монархии. Члены общества надеялись, что царь сам сможет подарить Конституцию, в таком случае они решили его поддержать. В августе 1817 г.
Начало этому в 1722 году положил «Указ о престолонаследии» Петра I, который отменял старинный обычай передавать трон прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле самого монарха. Абсолютистский документ явился следствием борьбы Петра I с собственным сыном, царевичем Алексеем и его наследниками. Отмена четких правил привела к тому, что ХVIII век стал временем частых дворцовых переворотов, которые происходили при помощи гвардии. Петровский указ отменил в апреле 1797 года Павел I, издав распоряжение, согласно которому преимущество в наследовании имели потомки мужского пола. Денис Давыдов Картина Джорджа Доу Это не спасло самого императора от очередного заговора, в котором активную роль играли офицеры гвардии и насильственной смерти.
Однако после павловского акта на российском престоле не было больше ни одной женщины. В 1820 году Александр I дополнил документ отца требованием равнородности брака, при котором дети, родившиеся в такой семье, теряли право на трон. Отношение гвардии к монарху ярко выразилось в басне Дениса Давыдова «Голова и ноги»: «…Ну, очень хорошо! Да между нами ведь признаться, Коль нами право ты имеешь управлять, То мы имеем то ж все право спотыкаться; И можем иногда, споткнувшись, — как же быть? Вопрос о том, что «ногам» делать со строптивой «головой», возник с начала появления тайных антиправительственных организаций.
Еще в 1816 году гвардейский офицер Михаил Лунин предлагал подкараулить Александра I, который ездил без большой охраны, на Царскосельской дороге и застрелить.
Сначала Павлу должны были наследовать мужские потомки по линии его старшего сына Александра, затем — мужские потомки второго сына Константина и так далее, по мужским линиям потомков других сыновей, сколько бы их ни было. Только по пресечении всего мужского потомства престолонаследие переходило в потомство по женским линиям, но вначале к женским линиям, ближайшим к последне-царствовавшему императору. Только после пресечения такового потомства наследие могло перейти в женское потомство линии старшего сына и так далее по старшинству ветвей. Картина Герхарда фон Кюгельгена. Таким образом, количество потенциальных наследников престола зависело только от самого количества потомков Павла I, причем как по мужским, так и по женским линиям. Этот порядок мог обеспечить бесперебойное наследование престола в течение длительного времени при условии значительного числа потомков самого императора.
Акту придавалось чрезвычайно большое значение — он в течение почти ста лет хранился в серебряном ларце на престоле Успенского собора Московского Кремля, главного собора страны и места венчаний на царство российских государей. Почему Николай стал законным наследником в обход старшего брата Портрет великого князя, цесаревича Константина Павловича. Миниатюра Петера Эрнста Рокштуля.
Литература Р. Шестьдесят лет Кавказской войны. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. СПб, 1887-1889.
Последние выпуски
- Пушкин на Кавказе
- Севастополь. Исторический календарь. 1820 год
- Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
- «Участь наша была более чем сомнительна»
- История 1820 года
- Последние выпуски
Your browser is out of date, please update your browser by going to www.microsoft.com/download
По свидетельству Павла Сумарокова, при генуэзцах Ялта была "каменной крепостью с несколькими церквями", а при ханах город оставался "значимым и укрепленным местечком" с лавками, кофейнями и цирюльнями. В начале ХIХ века, писал Сумароков, в Ялтинской долине было лишь "тринадцать скудных домов" для временного размещения греческого батальона. Его современник писатель и военный Владимир Броневский сообщал, что в Ялте в то время все еще осуществлялся натуральный обмен. Ялтинцы нагружали лодки лесом, изюмом, приготовленным из дикого винограда, луком, чесноком, льном и обменивали все это в ближайшем Феодосийском порту на пшеницу, турецкий шелк, соль и другие товары. Ялта получила статус уездного города в 1838 году. Годом ранее горное шоссе связало Ялту с Алуштой и Симферополем, а в 1848 году было проложено шоссе от Ялты до Севастополя.
Однако численность населения не слишком возросла — в 1864 году там проживало всего 1 112 человек. Ялта, XIX век. Центр элитного виноделия и садоводства Окрестности же Ялты осваивались более активно. Потемкин и Екатерина II щедро дарили земли на Южном берегу приближенным. Уже к середине 1830-х годов на территории Большой Ялты — от современных "Артека" до поселка Оползневое — насчитывалось 40 имений 30 разных владельцев.
Их украшали садами и парками — спрос на экзотические растения, саженцы плодовых деревьев и редкие сорта винограда возрастал. Поэтому еще в 1812 году по указу императора Александра I недалеко от Ялты был открыт Экономо-ботанический сад ныне Никитский ботанический сад — Национальный научный центр РАН для разведения редких видов растений и выведения новых. А в 1828 году при Никитском ботаническом саде было открыто Магарачское училище виноделия. Большой вклад в развитие виноделия внес Михаил Воронцов, с 1823 года занимавший пост новороссийского генерал-губернатора и полномочного наместника Бессарабской области. В 1828 году по его распоряжению "частные лица" — первыми владельцами были в основном дворяне, находящиеся на государственной службе, — бесплатно получали земли в поселке Магарач рядом с Ялтой, но с одним условием: необходимо было высадить на участке хотя бы по одному виноградному кусту на квадратную сажень одна сажень равна 2,1 м.
Воронцов распорядился таким образом раздать 120 десятин казенной земли. Решение оказалось эффективным: за семь лет было высажено 700 тыс. Всего в Крыму к 1848 году было разбито почти 3 тыс. Производство вина набирало обороты. В 1835 году на полуострове производили 356 тыс.
Вклад в производство вносили владельцы частных виноградников. Например, генерал-губернатор Воронцов был одним из крупнейших землевладельцев своего времени в Крыму. В окрестностях Ялты он владел Массандрой и Ай-Данилем и заложил там виноградники и винные погреба. Виноградники южного побережья Южный берег — основной район виноделия в Крыму. Благодаря разнообразию сортов винограда, привезенного из разных стран, в Крыму изготавливали испанские, французские и греческие вина.
Курорт, заменяющий Ниццу Ялта приобрела популярность во второй половине 1860-х, после того как члены царской семьи начали отдыхать в Крыму каждую осень. Знаменитый врач-терапевт Сергей Боткин рекомендовал императрице Марии Александровне, страдавшей от легочного туберкулеза, Южный берег Крыма как идеальную замену заграничным курортам. Сложно было придумать лучшую рекламу нового курорта. В те годы даже туристический поток зависел от приезда на полуостров царской семьи. Однако отдых в Ялте был "недоступно дорогой".
Первыми курортниками были аристократы, а стоимость аренды дачи варьировалась от 500 до 1 000 рублей за лето при этом средняя зарплата рабочего в Российской империи на 1900 год составляла 16 рублей 17,5 копеек — прим. Большой императорский дворец. Около 1900-1904 годов. В 1870-х годах Ялта развивалась, несмотря на эпидемию холеры 1872 и Русско-турецкую войну 1877—1878. В 1874 году был утвержден новый генеральный план города, по которому его границы расширялись до 500 десятин.
Можно сопоставить по размеру с территориями двух княжеств Монако. Народонаселение вскоре утроилось. Образовались улицы с тротуарами, с фонарями, устроился водопровод". Тогда же была построена первая большая гостиница "Россия" со 150 номерами. Поговаривали, что ее строительство спонсировали лица из императорского окружения, чтобы им было где остановиться во время визитов царской семьи на полуостров.
ТАСС сразу изменила весь патриархальный строй жизни в Ялте. Врач Владимир Дмитриев, 1892 год Постепенно строились новые гостиницы, и Ялта стала доступной для более широких слоев населения. Уже в 1897 году в Ялте постоянно жили 13,5 тыс. Поэтому путеводитель по Крыму 1889 года называл Ялту "центральным пунктом южного берега" и "станцией, заменяющей русской публике Меран и Ниццу".
Пример показывали Милорадович и Си-пягин: Андрей Розен, например, описывал в мемуарах непорядок в одежде высших должностных лиц корпуса. Он писал: «Когда Н. Сипягин был начальником штаба, то он сам, и граф М. Милорадович, и Я.
Потемкин, и вообще генералы-щеголи или франты, а за ними и офицеры носили зеленые перчатки и шляпу с поля». И вспоминал эпизод, когда, копируя поведение начальников, тоже оделся «против формы, по образцу тогдашнего щеголя»: «Под расстегнутым мундиром виден был белый жилет, шляпа надета была с поля, а на руках зеленые перчатки». На улице Розен встретил императора Александра: «Я остановился, смешался, потерялся, успел только повернуть поперек шляпу. Государь заметил мое смущение, улыбнулся и, погрозив мне пальцем, прошел и не сказал ни слова» [Розен 1984, с. Кроме того, между офицерами и солдатами еще на войне установились «добрые отношения»; после войны они только окрепли. В других полках ротные командиры нашли возможность без нее обходиться. Про жестокости, какие бывали прежде, слышно было очень редко», - вспоминал Иван Якушкин [Муравьев-Апостол 1922, с. Офицерам было ясно: просвещение и палки - вещи между собою несовместимые.
Давно отмечено, что послевоенная эпоха в России - это «эпоха тайных обществ» [Бокова 2003]. Образовывались полковые артели, политические клубы, кружки, в которые, наряду с офицерами, вступали и их штатские единомышленники. Так, в 1815 г. В Генеральном штабе существовала Священная артель, «мыслящий кружок», участники которого беседовали «о предметах общественных» [Пущин 1988, с. В Москве возникло Военное общество и т. Все они были тайными, однако «их "тайна" - только принятая форма собраний, -негласных, более или менее замкнутых, непубличных» [Пресняков 1925, с. Между тайным и антиправительственным объединением ставить знак равенства пока еще было невозможно. В феврале 1816 г.
Его основали шестеро молодых гвардейцев, связанных между собою узами родства и фронтовой дружбы. Среди основателей - четыре представителя разветвленной и дружной семьи Муравьевых, «муравейника», как их называли в свете: Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. При этом четверо - братья Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин и Сергей Трубецкой - служили на момент образования общества в гвардейском Семеновском полку, а еще двое -Александр и Никита Муравьевы - были гвардейскими квартирмейстерами. Нечкина считала, что Союз спасения - «первая русская революционная организация. Однако вряд ли в данном случае она права. В Союзе шли споры о том, что есть «благо России»: противодействие ли немцам на русской службе, «конституционное правление» или необходимость «даровать свободу крепостным крестьянам и для того пригласить большую часть дворянства к поданию о том просьбы государю императору» [Пестель 1927, с. Ни о каких конкретных «революционных действиях» Союза историкам не известно. Бокова [Бокова 2003, с.
Однако Союз спасения - притом, что для власти он был абсолютно безопасен - стал первым, еще робким сигналом того, что власть теряет доверие мыслящего общества. Осенью 1817 г. Повод, в связи с которым возник цареубийственный план, заговорщики трактовали по-разному. Многие из них подтвердили на следствии, что план возник вследствие письма из Петербурга, от Сергея Трубецкого. В письме содержалась информация, что император намеревается присоединить к Царству Польскому часть бывшей польской территории и уехать со всем двором в Варшаву. Причины, по которым это было нужно императору, заговорщики запомнили по-разному. Никита Муравьев утверждал, что из Варшавы император собирался издать «манифест о вольности крепостных людей и крестьян», этот «манифест» мог сподвигнуть народ на применение оружия «противу дворян»; государь же, пользуясь «всеобщим смятением», «присоединит польские губернии. Якушкин показывал, что государь таким образом «старается.
Трубецкой писал, что он действительно «полагал», что император вскорости объявит о присоединении «российско-польских провинций к Царству Польскому», а о других 14 «мнимых намерениях государя императора» ничего на следствии сказать не смог [Муравьев 1925, с. Сначала заговорщики решили - для того чтобы выбрать из своих рядов цареубийцу - «бросить жребий». Иван Якушкин, согласно его собственным показаниям, вызвался сам, «не хотя подвергнуть себя жребию» и желая «пожертвовать собой, дабы спасти Россию от погибели». Против этого замысла высказался Сергей Муравьев-Апостол: «На другой день, обдумав неосновательное намерение наше и быв болен, я изложил на бумаге мое мнение, коим остановлял предпринятое действие, показывая скудость средств к достижению цели» [Якушкин 1927, с. В итоге замысел был оставлен, император остался цел. Дело было, конечно, не в том, что царь в 1817 г. И не в том, что к 1817 г. Дело было в другом: молодые офицеры впервые поняли, что для реализации планов реформ они императору не нужны.
И к реальной российской политике в государстве они - при всей своей учености и влюбленности в «Агамемнона» - никакого отношения иметь не будут. Год спустя основатель Союза спасения Александр Муравьев получил возможность почувствовать на себе отношение императора к собственным антикрепостническим идеям. Возражая одному из «обскурантов», публично критиковавшему идею отмены крепостного права, но желавшему при этом конституции, он написал записку, которую сумел передать царю. В записке, между прочим, были такие слова: «Непостижимо, как можно с таким восхищением говорить о собрании представителей и в то же время оскорблять вольность и противиться сообщению мыслей! Получив записку, монарх, согласно воспоминаниям Сергея Трубецкого, прочел ее и сказал: «Дурак! А в мае 1818 г. Однако ни в 1817, ни в 1818 гг. В 1819 г.
Написанная в осторожных выражениях, она тем не менее хорошо передавала взгляды декабриста: «Не зная и не смея угадывать намерения правительства насчет общего освобож- дения крестьян, можно, однако же, быть уверену, что оно будет предпринимать все возможные по обстоятельствам меры к достижению сей благотворной цели. Дух справедливости, ознаменовавший наше правительство в глазах целой Европы, позволяет ожидать, что еще в настоящее царствование, столь славное многими победами, совершится славнейшая победа справедливости над несправедливостью, просвещения над варварством, света над тьмою». Кроме того, Тургенев в записке осуждал запрет на гласное обсуждение крестьянского вопроса: «Нет сомнения, что благонамеренные и пристойные суждения о предметах сего рода в журналах и в книгах могли бы принести великую пользу; вреда же никакого» [Тургенев 2001, с. Александр поручил Милорадовичу «передать свое благоволение автору». При этом монарх пообещал - для облегчения участи крепостных - выбрать «самое лучшее из поданных ему записок по этому вопросу» [Шебунин 1925, с. В том же 1819 г. Александр велел передать автору, что его стихи внушают «добрые чувства» [Жихарев 1989, с. Серьезной поддержкой в обществе пользовалась религиозная политика, тесно связанная с политикой гуманитарной.
В конце 1812 г. Еще год спустя Библейское общество стало независимым и получило статус общероссийского. Официально декларируемая цель этой организации - перевод Библии на языки народов, населяющих Россию. Но, как видно по результатам многих исследований, деятельность Библейского общества оказалась гораздо шире декларируемой цели. Во главе этого общества стоял один из временщиков императора, князь Александр Голицын. Время управления Голицыным Библейским обществом ознаменовано ожесточенными спорами о роли Церкви в Русском государстве и русском обществе. Князь был сторонником «универсального христианства», стирающего конфессиональные различия; пропагандируемая им «внутренняя церковь» допускала единение с Иисусом Христом, минуя церковь официальную [Флоровский 2006, с. Религиозные воззрения князя распространяли подчиненные ему преподаватели учебных заведений.
Начинания Библейского общества, безусловно, влияли и на развитие науки, в первую очередь языкознания. Согласно мнению А. Пыпина, «непосредственный результат библейской деятельности - новые издания Библии, и в особенности издания на русском языке и переводы на различные инородческие наречия, во всяком случае, были явлением высокой важности в истории русского образования» [Пыпин 2000, с. Идеи взаимодействия религии и просвещения как раз и лежали в основе концепции образованного в 1817 г. Министерства духовных дел и народного просвещения, главой которого и был назначен Голицын. Это, по выражению современников, «сугубое» министерство подмяло под себя не только собственно ведомство просвещения, но и иностранные вероисповедания, и православный Синод, и периодические издания за исключением нескольких ведомственных газет и журналов , и Академию наук, и вольные общества, и цензуру через посредство цензуры - и литературу ; «по совместительству» Голицын возглавлял и Почтовый департамент. На посту министра князь как мог развивал просвещение, учреждал школы и университеты: в частности, при нем был основан Санкт-Петербургский университет. С его санкции открывались новые периодические издания, выходили книги.
Исследователи спорят, была ли политика Голицына «протестантским проектом, глобальной попыткой Реформации сверху», «мессианско-эсхатоло-гическим синтезом», «католической конверсией», «утопией общехристианского государства» или «христианским экуменизмом»1. Кроме того, вызывают споры и политические воззрения князя. Так, М. Майофис видит во главе Библейского общества либерала: по ее мнению, насаждавшаяся посредством этого общества «модель христианства» была орудием «либерализации режима и модернизации» [Майофис 2008, с. Готовцева полагает, что «многие инициативы лично Голицына и возглавляемого им Министерства духовных дел и народного просвещения укладываются в проевропейский космополитический дискурс» [Готовцева 2018, с. Минаков, напротив, считает князя «деятелем с консервативной репутацией». Однако он уточняет, что «вариант консерватизма, который он 1. Свод и анализ мнений о религиозной политике властей в первой четверти XIX в.
Впрочем, спор о взглядах Голицына и «направлении» Библейского общества и «сугубого» министерства - это всего лишь спор о терминах. Главным было другое: согласно Пыпину, Библейское общество было, по сути, общественной организацией. Согласно Пыпину, «действия общества проникли в слои жизни, до которых редко касались какие-нибудь подобные влияния; и для людей, не задававших себе никаких вопросов, проводивших жизнь по принятому обычаю и переставших что-нибудь думать о ней, такое возбуждение религиозно-нравственных вопросов все-таки могло быть шагом вперед как пробуждение из нравственной спячки» [Пыпин 2000, с. В годы деятельности Голицына в России выходили многочисленные журналы - и почти у каждого из них было свое лицо. Министр искренне любил многих из своих неспокойных подчиненных, поддерживал при дворе Жуковского о взаимоотношениях Голицына и Жуковского см. Президент Библейского общества одним из первых русских правителей понял силу общественного мнения и старался в своей деятельности опираться на это мнение. Более того, он зачастую сам инициировал ту или иную общественную инициативу. В частности, он пытался внедрить в отечественное образование ланкастерский метод взаимного обучения.
В 1816 г. Он лично наблюдал за обучением студентов и докладывал об их успехах императору, а в октябре 1817 г. При Главном правлении училищ был создан особый комитет для учреждения училищ народного просвещения [Сборник постановлений 1875, с. В 1818 г. Историки долго спорили о том, что представлял из себя Союз благоденствия. Пыпин считал, что его основатели хотели «заявить о нем правительству и просить его содействия» [Пыпин 2001, с. Пыпину возражала Нечкина, ставившая знак равенства между тайным и революционным обществом. Она удивлялась, зачем общество - если оно преследовало вполне благонамеренные, легальные цели - «оставалось тайным» [Нечкина 1955 а, с.
По ее мнению, этот союз, как и предыдущий, был организацией революционной. Сегодня Союз благоденствия мало кто из историков считает революционной организацией. Самое многочисленное тайное общество в России 1820-х годов задумывалось вовсе не как собрание революционеров, стремящихся во что бы то ни стало убить царя и разрушить самодержавие. Между деятельностью этого союза и последующими событиями на Сенатской площади можно выявить лишь весьма условную связь. И это хорошо видно при анализе устава союза см. Устав декларировал: целью союза было «споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она самим творцом предназначена» [Устав 1951, с. Ничего, противоречащего «видам правительства», в союзе, согласно уставу, быть не могло: он создавался для того, чтобы обратить «собственную волю» частных людей «к цели правительства, к пользе общей». Устав гласил: «Всякий член имеет право учреждать или быть членом всякого рода правительством одобренных обществ.
Однако никто из исследователей не задавался вопросом: а какое именно «правительство» имеется в данном случае в виду: императора окружали разные люди, выражавшие разные мнения относительно происходивших в России и в Европе политических процессов. Понятно, что Союз благоденствия не мог был создан для поддержки Аракчеева, начальствовавшего над канцелярией Комитета министров и тем самым имевшего непосредственное отношение к «правительству». Почти ничего не говорится в уставе и о военной сфере деятельности «правительства» - несмотря на то что многие члены союза были офицерами, а послевоенное положение армии оставляло желать лучшего. Как известно, деятельность членов Союза благоденствия должна была охватывать «четыре главные отрасли»: «человеколюбие», «образование», «правосудие» и «общественное хозяйство». Две из них - «человеколюбие» и «образование» - дублировали деятельность возглавлявшихся князем Голицыным государственных и общественных организаций. Как следует из текста устава, Союз благоденствия «вменял» себе в «святую обязанность» распространение «истинных правил нравственности и просвещения» [Устав 1951, с. И эта благая цель полностью согласовалась с целью Министерства духовных дел и народного просвещения. Согласно «Учреждению» этого министерства, оно как раз и должно было блюсти «истинное просвещение».
Авторы «Учреждения» утверждали, что основанием такого просвещения должно быть «христианское благочестие» [Полное собрание 1830 с, с. Авторы устава тоже считали истинную веру необходимой принадлежностью «образования». Члены союза были обязаны «распространять истину» о том, что «человек не иначе, как с помощью веры, может преодолеть свои страсти, противостоять неприязненным обстоятельствам и таким образом шествовать по пути добродетели» [Устав 1951, с. Устав признавал желательность вступления в ряды Союза благоденствия священников. Вполне в духе «внутренней церкви» Голицына, устав утверждал, что «вера наша состоит не в наружных только признаках, но в самых делах наших» [Устав 1951, с. Духовные особы, состоявшие в союзе, должны были «иметь надзор» за своими собратьями, «вне союза состоящими», сообщать в союз «замечания свои насчет их поведения, дабы он мог споспешествовать трудам добродетельных и уничтожать козни порочных» [Устав 1951, с. Устав Союза благоденствия утверждал: под надзором этой организации должны были «находиться все без исключения народные учебные заведения» [Устав 1951, с. Однако «заведение и устройство училищ» было предметом деятельности входившего в министерство Департамента народного просвещения [Полное собрание 1830 с, с.
Союз благоденствия должен был заниматься сочинением и переводом «книг, как хороших учебных, так и тех, кои служат к изяществу полезных наук» [Устав 1951, с. Однако составление учебных пособий тоже было прерогативой этого департамента. Союз собирался «исправлять нравы» «изданием повременных сочинений, сообразных степени просвещения каждого сословия, сочинением и переводом книг, касающихся особенно до обязанностей человека» [Устав 1951, с. Но цензура, которую эти «сочинения» не могли миновать, опять-таки находилась в ведении Министерства просвещения. Еще более показательны предполагаемые действия Союза благоденствия в сфере «человеколюбия». И это вполне согласовалось с деятельностью возглавлявшегося тем же Голицыным Императорского человеколюбивого общества и основанного им Попечительного общества о тюрьмах. Вообще членам союза предписывалось работать в тесном контакте с этими организациями, уговаривать «соотечественников к составлению человеколюбивых обществ и заведений» и вступать «во все, уже ныне существующие» [Устав 1951, с. Союз благоденствия собирался снабжать «праздношатающихся людей работами, стараясь помещать их сообразно их способностям и учреждая рабочие заведения, в которых бы упражняющиеся находили верное и без-нуж[д]ное пропитание» [Устав 1951, с.
Императорское же человеколюбивое общество старалось «выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитать могут» [Полное собрание 1830 Ь, с. Человеколюбивое общество создавалось, в частности, «для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам не способных» [Полное собрание 1830 Ь, с. Конечно же, сфера деятельности союза - в той мере, в какой она была заявлена в уставе - была шире сферы деятельности голицынских организаций. В частности, по его «ведомству» не проходили две из четырех «отраслей» союза: «правосудие» и «общественное хозяйство». И если «общественное хозяйство» хоть в какой-то мере интересовало Голицына в докладе об образовании Библейского общества утверждалось, что «чтение Священного Писания» благотворно влияет «на поощрение к промышленности» [Полное собрание 1830 а, с. Однако в реальности основная работа членов союза шла как раз в области литературы, просвещения, благотворительности и т. И можно, в принципе, представить себе, что авторы устава не понимали: коль скоро они собираются сотрудничать с правительством, вторгаясь в компетенцию Голицына, им придется иметь дело и с его министерством, и с ним самим. Однако организовывая, к примеру, Общество для заведения училищ по методе взаимного обучения 1819 , они не могли не знать, что это общество числилось подразделением Министерства духовных дел и народного просвещения [Месяцеслов 1820, с.
По делам ланкастерского обучения члены общества тесно общались с министерскими чиновниками. Таким же подразделением министерства было и Вольное общество любителей российской словесности, которое многие исследователи считали и считают «легальным» филиалом Союза благоденствия. Либеральные журналы 1820-х годов были наполнены славословием в адрес Голицына и Библейского общества. Факты свидетельствуют о том, что роль Союза благоденствия в русском обществе 1820-х годов была, скорее всего, сходна с ролью Библейского общества. Библейское общество существовало для поддержки религиозных инициатив министра, Союз же благоденствия - для поддержки его просветительских и гуманитарных инициатив. Образованные дворяне Александровской эпохи не могли не видеть, что параллельно с разговорами об отмене крепостного права, о конституции и либерализации церковной жизни набирает силу прямо противоположная тенденция: тенденция, говоря сегодняшним языком, «закручивания гаек». Естественно, что гвардейская «вольница» привела к падению дисциплины в войсках. Официальные документы Гвардейского корпуса содержат немало сведений о дисциплинарных проступках офицеров.
Они, стоя в карауле у городской заставы, могли забыть записать в списки выезжающих из города графа Аракчеева или морского министра маркиза де Траверсе, могли - «в фуражной шапке, в расстегнутом мундире, в рейтузах и без шпаги» - случайно попасться на глаза великому князю Николаю Павловичу, могли и просто быть «неисправными» в карауле «в экспедиции заготовления бумаг» и «у присутственных мест». Далеко не все офицеры, говоря словами Федора Глинки, «перо и книгу брали в руки» и действовали «на поле мысли»; некоторые из них, «нарядясь в штатские фраки и сертуки», приставали к гуляющим по улицам женщинам, заводили скандалы и с ними, и с их мужьями. Однако реакция императора и тех, кто исполнял его волю, была, мягко говоря, неадекватной. Власти не ограничивались наказанием конкретных виновных, они «подтягивали дисциплину» в масштабе всей гвардии и - шире -армии. В 1817 г. В том же году закрылся «Военный журнал». Военный историк А. Керсновский писал, что после войны войска стала «засасывать» «вязкая трясина мелочей»: «Вальтрапы и ленчики, ремешки и хлястики, лацканы и этишкеты сделались их хлебом насущным», «в 18151817 годах не проходило месяца, чтобы не издавались новые правила и добавления к оным, усложнявшие и без того сложный, строевой устав.
Замысловатые построения и перестроения сменялись еще более замысловатыми. Идеально марширующий строй уже не удовлетворял - требовались плывущие стены! Недовольство сквозит и в письмах великого князя Константина, и в переписке генералов и офицеров, и в мемуарах. Кроме того, в 1810 г. В 1816-1817 гг. Про военные поселения написано много: послевоенный экономический кризис привел к тому, что содержание миллионной армии стало России не по карману, а демобилизация солдат - в условиях рекрутского набора - оказалась невозможной. Идея состояла в том, чтобы «поселить» солдат на землю, заставить их кормить самих себя, то есть хотя бы отчасти сделать армию самоокупаемой. Историки считают, что поселения «задумывались как специфический государственный институт, и их введение нужно рассматривать как серию мероприятий пусть и паллиативных по своей сути , призванных сократить государственные расходы на армию, стабилизировать экономику страны», ликвидировать рекрутские наборы, «путем создания зажиточного военно-земледельческого сословия расширить социальную базу самодержавия» [Ячменихин 2006, с.
Некоторые исследователи и вовсе усматривают в идее военных поселений часть «либерального модернизационного проекта» Александра I [Кондаурова 2009, с. Можно спорить, было ли в идее военных поселений здравое зерно. Пестель, умный и дальновидный современник, прекрасный специалист в военном деле, например, утверждал, что государственные «выгоды» от поселений -«мнимые»: в военное время поселения не спасут страну от рекрутского набора, соединение военного и крестьянского сословий, оседлость солдат лишит армию «воинского духа». Кроме того, хотя поселения и давали возможность государству содержать армию «без особых на то издержек», поселенцы освобождались от «всякого вида податей» - а значит, государство вполне может оказаться в финансовом проигрыше. Поселения, по мнению Пестеля, пагубны и для государственной безопасности: поселенцы образуют вооруженное «особое государство», живущее по своим законам, - «между тем, как остальное государство», в случае поселения всей армии, останется без всякой защиты. Сколько пало невинных жертв для пресыщения того неслыханного зловластия, которое с яростью мучило несчастные селения, для сего заведения отданные!.. И все сие для удовлетворения неистовому упрямству одного человека», - эмоционально утверждал Пестель [Пестель 1958, с. Вводя поселения, император не оглядывался на мнение подданных.
Против такой формы организации армии выступали не только армейские оппозиционеры, но и крупные военачальники, в частности фельдмаршал Михаил Барклай де Толли. Император никого не слушал, он утверждал, что поселения «будут во что бы ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова» цит. Во главе пехотных поселений встал Аракчеев, во главе кавалерийских - генерал Иосиф Витт. Военные поселения оказались постоянным источником недовольства. Солдаты и поселенцы, которым объясняли «выгоды» нового устройства армии, «от всех этих несказанных благодеяний» приходили «в страх и онемелость» цит. Летом 1817 г. Проведенная Михаилом Магницким, членом Главного правления училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения, ревизия заклеймена в большинстве мемуаров и исследований. Так, например, М.
Нечкина утверждала, что Магницкий «учинил в университете настоящий разгром», а С. Мироненко видел в ревизии начало широкого «наступления на университеты» [Нечкина 1955 а, с. В современной исследовательской литературе делаются попытки взглянуть на эту ревизию по-другому, доказать, что в деятельности университета были «несомненные вопиющие недостатки, злоупотребления и должностные преступления» - и именно с ними в первую очередь боролся Магницкий. После ревизии Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа. Преподавание в университете стало вестись исключительно в соответствии с «духом Святого Евангелия», причем с этим «духом» следовало согласовывать все дисциплины: физику, историю, астрономию, словесность. Минаков предпринимает детальный разбор инструкции директору Казанского университета, которую Магницкий подписал в январе 1820 г. Согласно этой инструкции, в преподавании философии нужно было следовать утверждению, что «все то, что не согласно с разумом Священного Писания, есть заблуждение и ложь». Правоведение должно доказывать, что «правление монархическое есть древнейшее и установлено самим Богом», «профессора физики, естественной истории и астрономии, согласно инструкции, обязаны были "указать на премудрость Божию и ограниченность наших чувств и орудий для познания непрестанно окружающих нас чудес"», а на занятиях по истории студенты должны были усвоить, что «Отечество наше в истинном просвещении упредило многие современные государства», а доказать это следует «распоряжениями по части учебной и духовной Владимира Мономаха» [Минаков 2018, с.
Первым активным участником Союза спасения и Союза благоденствия, кто по долгу службы уехал из столицы в провинцию, был Пестель. От остальных молодых офицеров Пестеля отличали талант политического лидера, серьезные познания в политических науках, решительность и радикализм взглядов. Пестель покинул Петербург в начале 1817 г. Генерал от кавалерии граф Петр Витгенштейн, у которого он служил адъютантом, получил назначение командовать 1-м пехотным корпусом со штабом в Митаве. Там Пестель попробовал завести тайное общество, но потерпел неудачу. В мае 1818 г. Пестель, уже штабс-ротмистр, сопровождая назначенного главнокомандующим 2-й армией Витгенштейна, появился в Тульчине, месте дислокации армейского штаба. Здесь его действия были удачнее: ему практически сразу же удалось собрать вокруг себя штабную молодежь.
Сам Пестель был уверен, что завел в Тульчине управу Союза благоденствия. Бокова же склонна считать тех, кто сгруппировался вокруг Пестеля, отдельной орга- низацией, которую она называет «тульчинское офицерское общество» [Боко-ва 2003, с. Через год во 2-й армии появился новый начальник штаба -Павел Киселев, а с ним в Тульчин приехал его адъютант, капитан Гвардейского генерального штаба Иван Бурцов - как и Пестель, признанный лидер Союза благоденствия. Бурцов тоже стал руководителем «офицерского общества». И вне зависимости от наличия или отсутствия у этого общества формальных связей с Союзом благоденствия, Пестель и Бурцов принесли на юг тот образ действий, к которому привыкли в столице. Декабрист Николай Басаргин вспоминал, что у общества было «серьезное» направление: штабные офицеры старались «употребить свободное от службы время на умственное свое образование». Собираясь вместе, они «отдавали друг другу отчет в том, что делали, читали, думали», а также «толковали о современных событиях и вопросах» или об «отвлеченных предметах». Слова Басаргина подтверждал Иван Якушкин: «В Тульчине члены тайного общества, не опасаясь никакого особенного над собою надзора, свободно и почти ежедневно сообщались между собой и тем самым не давали ослабевать друг другу» [Басаргин 1988, с.
Радикализация - и в Петербурге, и на юге - началась в 1820 г. В начале года, сопровождая Витгенштейна, Пестель приехал в Петербург и настоял на сборе Коренной думы Союза благоденствия и гласном обсуждении вопроса о будущем России. На следствии Пестель показывал, что на одном из заседаний - на квартире Федора Глинки - он изложил «все выгоды и все невыгоды как монархического, так и республиканского правлений с тем, чтобы потом каждый член объявлял свои суждения и свои мнения». После этого, судя по его показаниям, произошло формальное голосование «таким образом, чтобы каждой член говорил, чего он желает: монарха или президента». Голосуя, каждый присутствующий должен был объяснять свой выбор, а когда дело дошло до Николая Тургенева, «он сказал по-французски: Le president - sans phrases; т. И только один Федор Глинка не согласился с республикой, предлагая передать престол жене Александра, императрице Елизавете Алексеевне. Пестель настаивал на том, что именно с этого момента целью Союза благоденствия стала ликвидация русской монархии [Пестель 1927, с. Версию Пестеля подтвердил участвовавший в этих заседаниях Сергей Муравьев-Апостол.
Он рассказал и о следующем совещании, «если не ошибаюсь, на квартире у [Ивана] Шипова, в казармах Преображенского полка». Тут снова «было говорено о цареубийстве», причем главным сторонником этой меры оказался Никита Муравьев. Никита Муравьев, подтверждая факт обоих совещаний, показал тем не менее, что собрание у Глинки не имело «никакого влияния на последующие соображения членов». При этом он подтвердил, что на втором заседании согласился с предложением Пестеля о цареубийстве - хотя «собрание разошлось, ничего не постановив» [Муравьев 1925, с.
Командиром этого полка в апреле 1820 г. Шварц, отличавшийся педантичностью, придирчивостью и требовательностью, доходящей до жестокости. После ряда случаев издевательств с его стороны над младшими чинами 16 28 октября 1-я рота самовольно построилась «на перекличку» и от имени всего полка обратилась к начальству с жалобой на своего командира. На следующий день рота была разоружена, выведена из казарм и заключена в Петропавловскую крепость. Однако действия 1-й роты поддержали другие солдаты полка, которые отказывались выполнять приказы и нести караульную службу, настаивая на отстранении командира полка и освобождении арестованных.
Основывали престижные пансионы для детей знати, что имело весьма и весьма негативные последствия.
Чтобы туда, не дай Бог, не проникли всякие провинциальные дворянчики и вообще «русопяты», за учение была назначена баснословная плата. Преподавание велось на иностранных языках католическими преподавателями, мало знакомыми с православной Россией, а часто и откровенно враждебными к ней. Теорию эту они не только проповедовали, но и применяли на практике. Нравственные теории иезуитов оправдывают обман, ложь, клятвопреступление, уничтожают всякое благородное побуждение к нравственному возрождению и усовершенствованию, разнуздывают самые грубые инстинкты, установляют компромисс между Божьей правдой и человеческой неправдой. Недаром они доставили иезуиты славу снисходительных духовников, от которых без труда можно получить отпущение всякого греха». Недаром у нас слово иезуит носит негативный оттенок: «иезуитские приемы», «иезуитская улыбка». А зачем нашим самодержцам были нужны иезуиты? Ответ очевиден: они пребывали при всех дворах Европы. Через них можно было налаживать негласные контакты с теми, с кем открыто за стол переговоров по каким-либо причинам сесть было нельзя. Иезуиты доносили конфиденциальную информацию от государя к другому государю.
28 января: этот день в истории России
Установленная в 1820 году система таможенных органов в Севастополе сохранилась до 1860 года. начала 1820-х годов. Нужно кратко написать об общих событиях происходящих в 1820-1840 годах. В 1814 году при активном участии российских иезуитов последовало полное восстановление ордена во всем мире.
История одного бунта или "Семеновская история"
1820 год в истории россии. 1820 Открытие Антарктиды. Открытие Антарктиды 28 января 1820 года. Открытие Антарктиды. Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Экспедиция Лазарева и Беллинсгаузена открытие Антарктиды. 1820 В истории России. 1820 Событие в России. 1820 год в различных календарях. История России с древнейших времен до 1861 года.