16 июня 1873 года в селе Кривая Балка, близ Одессы родилась Антонина Васильевна Нежданова, чьё феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало легендой.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Заметив недоумение Неждановой, антрепренер пояснил, что выступавшая в партии Лакмэ незадолго до Неждановой певица невероятно мучилась, когда пела эту сложную арию; он решил, что Антонина Васильевна спела упрощенный вариант, поскольку ее пение было очень. Так что имя Антонины Васильевны Неждановой на три десятилетия определили жизнь Брюсова переулка. Антонина Васильевна Нежданова 4 (16) июня 1873, Кривая Балка, близ Одессы — 26 июня 1950, Москва Оперная певица (сопрано), одна из величайших представительниц русской вокальной школы Народная артистка СССР (1936). Первое десятилетие XX века для Большого театра было также началом творческого расцвета искусства великой певицы Антонины Васильевны Неждановой. В каждой из ролей Антонина Нежданова находила строго индивидуализированные психологические черты, жанровое своеобразие. В 1980 по заказу СССР в Югославии был построен теплоход "Антонина Нежданова".
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Надо помнить, в каких условиях Нежданова пробивала себе дорогу к искусству. Ее путь не был усыпан цветами. Нужда, недостатки были рано знакомы Антонине Васильевне. Когда скоропостижно скончался ее отец, юная выпускница гимназии стала единственной кормилицей семьи из пяти человек. Антонине Васильевне было тогда семнадцать лет. Решив наследовать профессию отца — стать учительницей, она подала прошение о предоставлении ей места в одной из одесских гимназий. Но она оказалась двести пятнадцатой кандидаткой! Чтобы получить место, надо было ожидать два года! В память об отце ей предоставила работу дирекция Народных училищ.
Нежданова стала учительницей в трехклассном женском городском училище. Грошовое жалование пришлось пополнять частными уроками. Тяжелый труд, однако, не заглушил влечения к искусству, к театру. Антонина Васильевна была постоянной посетительницей третьего ряда галереи одесского театра, и, зная эту любовь, сослуживцы часто уступали ей свои билеты, получаемые по очереди. Я так же, как и в гимназии, изображала в лицах всех оперных героев, которых видела и слышала в театре, пела по слуху и по памяти, без всякого аккомпанемента, конечно, не совсем верно но с большим чувством и увлечением». Однако талант Неждановой не сразу получает признание педагогов. Когда Антонина Васильевна, собрав скромные средства, приехала в Петербург, чтобы учиться пению, то столичные педагоги, в том числе известный Прянишников, не оценили ее дарования. Таков был их суровый приговор.
Но Нежданова вновь испытывает свою судьбу, на этот раз в Московской консерватории, и побеждает. Занятия у знаменитого педагога потребовали больших испытаний. Огромная любовь к пению и вера в своего педагога помогли мне»,— пишет Антонина Васильевна в «Заметках певицы», подчеркивая внимательность, осторожность и последовательность работы Мазетти с ней над развитием диапазона голоса, выравниванием его регистров и т. Так же, как исполнитель-инструменталист каждый день должен упражняться на своем инструменте, певец обязан повседневно тренировать свой голосовой аппарат, дыхание и т. Этим заветам Мазетти Антонина Васильевна осталась верна всю жизнь. Ее домашние не помнят дня, когда бы Антонина Васильевна, с девяти часов утра уже не сидела бы за роялем, распеваясь, просматривая новинки музыкальной литературы Антонина Васильевна была в курсе всех новых вокальных изданий советской музыки , работая над пополнением своего репертуара. Искусство и труд были для нее нераздельны. Только один месяц году Антонина Васильевна позволяла себе отдыхать; даже последних месяца отпуска она неизменно проводила на юге, у моря, тренируя голос, подготавливая новые партии к началу сезона.
Эту же потребность к труду она старалась воспитать и в учениках. Антонина Васильевна всегда подчеркивала важность самостоятельной работы певца над голосом. Это способствует не только развитию голоса, но и, что она считала особенно важным, развитию внутреннего слуха певца, его способности слышать себя, а значит и контролировать каждое колебание связок, каждую интонацию. Голованов и С. Мигай, партнеры Антонины Васильевны по многим спектаклям и концертам, рассказывали мне об ее исключительно развитом чувстве само-контроля. Выступая в новом, непривычном для нее помещении, Нежданова всегда инстинктивно искала место, где бы могла хорошо себя слышать. Однако внутренняя сосредоточенность не лишала Антонину Васильевну наблюдательности, внимания к исполнению других певцов, интереса к чужому труду. Вспоминая свои первые выступления с Ф.
Шаляпиным, Антонина Васильевна рассказывала, что на репетициях ее, прежде всего, поражала тщательная работа Федора Ивановича над своей партией, филигранная отделка каждой детали, слова и звука. Шаляпина она приводит в пример того, как «человек, обладающий талантом, при упорном, систематическом труде и целеустремленности, может достичь самой высокой степени культуры и совершенства». Все окружение детства и юности, а также последующая жизнь артистки, свидетельствует о подлинном демократизме Неждановой. Об этом говорит и сама певица, описывая свои детские годы. Отсюда и глубокое постижение Антониной Васильевной поэтического духа народной песни, сопровождавшей весь ее творческий путь. Связь с народным бытом, с родной деревней не порывалась и в дальнейшем. Уже будучи гордостью русской сцены, Антонина Васильевна посещала родные моста, запросто встречалась со своими прежними деревенскими подругами, которые не могли примириться с мыслью, что их «Тоня» вдруг стала «артисткою». Большую роль в формировании творческих принципов Антонины Васильевны сыграли ее первые знакомства с профессиональным искусством.
Но это была не только итальянская опера. В своих посещениях «серьезных концертов»,— как вспоминала Нежданова,— она «впервые услышала петербургских и московских артистов, от которых была в полном восторге и пению которых старалась подражать». Антонина Васильевна часто рассказывала, что ее с юных лет пленило «искусство замечательного русского артиста Н. При этом, Нежданова отмечает, что Фигнер привлекал не красотой своего голоса, а выразительностью исполнения, которая «поднималась до таких драматических высот, что оставаться холодной было невозможно». Необычайно увлекло пылкую поэтическую фантазию юной Неждановой и первое знакомство с драматическим театром. Это были спектакли украинской труппы во главе с ее замечательными мастерами — Заньковецкой, Саксаганским, Садовским, Кропивницким и другими. Театр производил «потрясающее впечатление» на Нежданову. В течение нескольких дней она не могла прийти в себя — «в ушах звучали мелодии, перед глазами проносились образы спектакля».
Народная песня, естественной экспрессией которой было напоено музыкальное сознание Неждановой, в сочетании с впечатлениями реалистического искусства украинских актеров и выразительным пением выдающихся русских певцов — вот откуда берет свои истоки национальная самобытность творчества Неждановой. Она увлекалась и итальянскими певцами, как всегда отдавая должное всему красивому, яркому, талантливому. Но никогда не подражала им, а шла своим путем, повинуясь своему чувству и вкусу. Нежданова хорошо понимала сущность национальных традиций русского вокального искусства: «Наиболее выразительным всегда было исполнение русских певцов. Русская вокальная школа сочетала в своем искусстве пластичность итальянской кантилены с огромной эмоциональной силой, свойственной русскому песенному творчеству... В то время, когда Европа была пленена блестящими, но не всегда оправданными колоратурами Доницетти и Беллини, колоратуры в творчестве Глинки уже получали глубоко выразительное значение. Можно ли представить себе арию Антониды из «Ивана Сусанина» Глинки, спетую с блеском оперной арии Доницетти? Конечно, нет!
И Людмила Глинки, и особенно Антонида — чудесные портреты русских женщин, и музыкальный язык их партий пронизан широкой задушевной лирикой, столь свойственной русскому народу» «Заметки певицы». К сожалению, вокальный стиль лирико-колоратурных партий Глинки не был так глубоко понят предшественницами Неждановой. Если гениальные Петров и Петрова-Воробьева сумели в своем исполнении сразу же выявить новаторство музыки Глинки, то многие, в том числе первые исполнительницы партии Людмилы и Антониды, не поднимались до такого уровня. Русские музыканты часто возмущались привнесением итальянской исполнительской манеры в вокальный стиль Глинки. Одной из наиболее известных предшественниц Неждановой на московской сцене была шведская певица Альма Фострем. Даже в ее лучших партиях западно-европейского репертуара критика отмечала «сухость», «отсутствие чувств», недостаток обаяния и поэтичности. Кашкин, описывая исполнение Фострем партии Лакме. Не обладала Фострем и первоклассной колоратурой.
Русские же партии она пела с «резко звучащим чужестранным акцентом». Журнал «Артист» пишет, что «Людмила — Фострем даже свое имя произносила с мягким окончанием; точно также именовала она милого «Русляна»; а потом были разные «родители несабфенные» незабвенные. И если русская сцена увидела подлинного Ленского только с приходом Собинова , если только Шаляпин раскрыл истинный смысл образов Бориса Годунова и Ивана Грозного, то и Нежданова явилась лучшей Антонидой и Людмилой, впервые воплотив в своем пении характеры, созданные Глинкой. Вот почему молодая певица, впервые выступившая на сцене Большого театра именно в партии Антониды, сразу привлекла к себе внимание передовой общественности. Проникновенный лиризм, сдержанный и чистый, чуждый даже намека на сентиментальность или внешний эффект, душевная теплота, которой была овеяна каждая интонация Неждановой, помогли ей создать незабываемый образ Антониды. Даже такой требовательный блюститель традиций Глинки, как С. Рахманинов, заново ставивший «Ивана Сусанина»,— не мог предъявить Неждановой ни одного упрека. На вопрос, заданный ею на репетиции, — почему он не делает ей никаких указаний, Рахманинов ответил: «Пойте так же прекрасно, как вы это делали до сих пор».
Певица покоряет своею простотой, природного негою голоса. Антонида у нее в характере, в самом естестве вокальных данных»,— отмечалось в прессе по поводу рахманиновского спектакля... Да и внешний образ бесхитростной русской девушки с ее невзгодами, с ее счастьем удачно воплотился в лице исполнительницы»,подчеркивал другой рецензент. Это признание было единодушным. И не только Антонида — ряд совершеннейших по своей законченности и правдивости лирических образов, в которых вряд ли рискнула бы выступить обычная колоратурная певица, стали шедеврами вокального творчества Неждановой. Не тем бутафорским, к какому прибегают многие актеры, а являющимся результатом хорошо воспитанной души,— писал В.
Моцарта , Церлина «Фра-Дьяволо» Д. Обера всего около 40.
Гречанинова , Франчески «Франческа да Римини» С. Рахманинова , Герды «Оле из Нордланда» М. Ипполитова-Иванова , Параси «Сорочинская ярмарка» М. Выдающаяся камерная певица, репертуар которой насчитывал свыше 700 произведений. Первая исполнительница цикла «Маорийские песни» С. Василенко 1917 , одна из активных участниц организованных им «Исторических концертов». Особое значение для Неждановой имело общение с Рахманиновым посвятил ей «Вокализ», дирижировал спектаклями в Большом театре, аккомпанировал в концертах и с Собиновым выступала с ним в дуэтах. В 1912—13 гг.
Записывалась на грампластинки в т. Педагогическую деятельность вела в Оперной студии Большого театра 1936 , с декабря того же года по май 1941 и в 1943 — в Оперно-драматической студии К. Станиславского, в 1943—45 и1947—50 гг. Ученики: Р. Атакишев, А.
Творческая жизнь этой певицы — яркий пример не только необыкновенного природного таланта помноженного на удивительную, грандиозную работоспособность, но и пример изумительного патриотизма. Для Неждановой не существовало никакой другой сцены, более желанной, чем подмостки Большого театра. Никакого зрителя она не ценила так высоко, и не дорожила его вниманием, как русского зрителя. Не одному поколению восхищенных слушателей посчастливилось стать свидетелями её гениального творчества, и не удивительно, что оно стало легендой.
Волшебное звучание пения Антонины Неждановой заняло особую нишу в золотом фонде мирового оперного исполнительства. За свою творческую жизнь Нежданова исполняла произведения русских и зарубежных композиторов. Дебютировала в партии Антонины в опере М. Глинки «Жизнь за царя» «Иван Сусанин».
Об этом «Вечерней Москве» в среду, 8 ноября, рассказал заместитель начальника производственного технического управления столичного фонда капитального ремонта ФКР Борис Джиоев.
В 2023 году ФКР Москвы комплексно обновил этот объект, — сообщил он. Джиоев отметил, что в рамках работ были отремонтированы фасад, крыша и подвал здания и заменены инженерные системы.
Антонина Нежданова
1950, Москва) - певица. Малая родина Антонины Васильевны Неждановой – село Кривая Балка, расположенное недалеко от Одессы. Судьба Антонины Васильевны Неждановой, так же как и ее искусство, феноменальны. Антонина Васильевна Нежданова (1873—1950) — русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог.
В Москве воссоздадут музей-квартиру оперной дивы Антонины Неждановой
Создание музея-квартиры А. Неждановой, безусловно, станет очень важным этапом по сохранению памяти о великих артистах и популяризации оперного и симфонического искусства России. Уверен, что наше сотрудничество по реализации данного проекта будет плодотворным и в ближайшем будущем музей-квартира Н. Голованова и музей-квартира А. Неждановой органично дополнят друг друга», - прокомментировал генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.
Римского-Корсакова; Констанца - «Похищение из сераля» В. Гречанинова первая исполнительница ; Герда - «Оле из Нордланда» М. Ипполитова-Иванова первая исполнительница. С 1924 выступала на радио и записывалась на грампластинки.
С 1936 года преподавала в оперной студии Большого театра, в Оперной студии имени К. Станиславского, в 1943-1950 годах - в Московской консерватории с 1943 года - профессор. Весной 1943 года скончался Рахманинов, посвятивший ей свой «Вокализ». Среди ее учеников - И.
Масленникова, А. Масленников, М. Максакова, Т. Воскресенская, Л.
Гриценко, Р. Котова, Л. Лубенцова, Н. Добриянова Болгария и другие.
Антонина Васильевна Нежданова - автор многих статей по вокальному искусству. Под ее редакцией вышло 11 сборников вокальных произведений. Антонина Нежданова умерла 26 июня 1950 года в Москве. На здании Одесской Мариинской гимназии установлена мемориальная доска певице.
В Одессе недалеко от района Кривая Балка улица названа в честь Неждановой. С 1950 года Одесская консерватория ныне Одесская национальная музыкальная академия носит имя Неждановой. Оперному классу Московской консерватории в 1951 присвоено имя А. Там в 1951 году был открыт Музей-квартира Неждановой, а в 1952-м - Вокально-творческий кабинет имени Неждановой.
Певице посвящен вокализ Сергея Рахманинова - одно из самых известных его произведений для голоса и фортепиано. В честь Неждановой назван астероид 4361 Нежданова, открытый в 1977 году советским астрономом Л. Личная жизнь Антонины Неждановой: Муж - Николай Семенович Голованов 9 21 января 1891 - 28 августа 1953 , русский и советский дирижер, хормейстер, пианист, композитор, педагог.
Работая над образами, она пользовалась советами мастеров драматической сцены — M. Ермоловой, К. Станиславского, Ф. Так, Сергей Васильевич Рахманинов написал для неё одно из самых известных своих сочинений — «Вокализ» без слов. Искусство Неждановой — наше национальное богатство, им гордилась и гордится история русской оперы», — отметил генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, член Общественной палаты РФ Михаил Брызгалов.
В тот день певице пришлось осознать, что «слезы дальше рампы не идут». Зато когда Нежданова достигла подлинных высот в искусстве перевоплощения, она стала творить истинные чудеса на сцене. Так, исполняя в сорокалетнем возрасте роль Снегурочки, певица, не отличавшаяся особо хрупким телосложением, выглядела на сцене тоненькой девочкой-подростком. Современники характеризуют Нежданову не только как великолепную артистку, но и как высоконравственного и принципиального человека. Шумиха вокруг известных исполнителей, нездоровый интерес к их личной жизни вызывали у нее отвращение. Певица была известна своей глубокой и искренней верой в Бога — настолько, что ей было позволено солировать с Синодальным хором. Она охотно выступала в сборных благотворительных концертах, но без колебаний отказывалась от заманчивых предложений из-за границы. Только в 1912 г. После Октябрьской революции Нежданова и помыслить не могла об эмиграции, хотя выступать теперь было нелегко. В театры и концертные залы пришла новая, неподготовленная публика, и певице становилось не по себе, когда рабочие смеялись над фиоритурами — но она упорно продолжала знакомить их с классической музыкой. В то же время важное место в ее репертуаре занимали народные песни — русские, белорусские, украинские.
Листки из семейного альбома
В Москве воссоздадут квартиру-музей выдающейся советской оперной певицы Антонины Васильевны Неждановой. Подготовка к реставрации жилья артистки, которое находится в доме №10 в Брюсовом переулке, уже началась. Примечательно, что новости о старте работ. Антонина Нежданова смогла сохранить свой нежный и звонкий голос до конца дней. Антонина Нежданова смогла сохранить свой нежный и звонкий голос до конца дней. Великая русская оперная певица Антонина Васильевна Нежданова помимо множества официальных званий и наград имела почетное народное звание Царица Русской Сцены, которым ее величали задолго до. Волей случая Антонина Нежданова стала солисткой Большого театра и оставалась ею до 1948 года. В 1980 по заказу СССР в Югославии был построен теплоход "Антонина Нежданова".
Антонина Нежданова - биография, новости, личная жизнь
Детство и юность в Одессе Антонина Васильевна Нежданова появилась на свет 16 июня 1873 г. Деревня Кривая Балка, в которой она родилась, в наши дни входит в городскую черту Одессы. Её родителями были сельские школьные педагоги. Одной из традиций в их семье были регулярные музыкальные вечера. В самом раннем детстве у маленькой девочки обнаружились великолепные способности к музыке. С семилетнего возраста она в составе приходского хора пела во время церковных богослужений.
В 1891 г. Антонина завершила обучение в гимназии и стала работать преподавательницей русского и немецкого языков. Она рано осталась без отца и старалась помочь овдовевшей матери материально. Переезд в Москву и начало профессиональной музыкальной карьеры В 1899 г. Антонина Нежданова переехала в Москву и приступила там у учёбе в консерватории.
Шаляпин, Л. В ее обширный концертный репертуар входили произведения Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, П.
Чайковского, М. Ипполитова-Иванова, Н.
Против обыкновения, там не указано количество проданных билетов и число посетивших концерты слушателей, а вот отсутствие имени концертмейстера удивления не вызывает: Филармония рекламировала в первую очередь солистов, и имя аккомпаниатора не упоминалось не только в рукописной книге, но порой даже в афишах и программках. Возможно, в концертах певцов участвовал пианист Абрам Макаров , с которым сотрудничали и Нежданова, и Собинов: именно в эти дни Макаров выступал здесь с виолончелисткой Раей Гарбузовой. Но пять следующих выступлений Антонины Неждановой в Большом зале — в симфонических и камерных программах — пройдут с Николаем Головановым. Его романсы для голоса с оркестром Нежданова пела на их первом совместном концерте в 1925 году, он аккомпанировал жене на рояле в трех ее сольных вечерах. Под управлением Голованова состоялся и последний, завершающий карьеру певицы, выход на сцену Большого зала: 5 марта 1933 года она исполнила с Филармоническим оркестром арию Лии из кантаты Дебюсси «Блудный сын», которую в октябре 1911 года пела в Дворянском собрании под управлением Сергея Кусевицкого.
В дальнейшем она не только помнила этот день, но и действительно отмечала его, как день своего рождения! От себя добавлю, что в те годы мало кто отмечал истинный день своего рождения, — отмечали день Ангела, и именно день Ангела считали днем своего рождения. К примеру, все Веры, Надежды, Любови и Софии днем рождения считали 30 сентября. Так было принято. Я тоже рос в те достопамятные времена, когда дети звали родителей на «Вы». Нежданова родилась в интеллигентной семье, где пели все. Интересно, что ее природный голос обладал всеми качествами профессиональной певицы. В становлении Неждановой, как вокалистки, помогли и ее природная музыкальность, и отличная память. И, конечно, огромное желание стать профессиональной певицей. В консерваторию Антонина Васильевна поступила довольно поздно, в 26 лет. Попала она в класс итальянца У. Мазетти, так что итальянская школа пения совпала с особенностями ее природного голоса, а это так важно для дальнейшего совершенствования! Однако здесь следует оговориться. При всех прелестях итальянской школы, Нежданова, как исполнительница, все равно оставалась ярчайшей представительницей русской вокальной школы. Маэстро У. Мазетти не мог нарадоваться на талантливую ученицу. Занимался он с ней очень много. Ко всему, маэстро был еще и пианистом и часто в концертах сам аккомпанировал своей любимице. В феврале 1902 года, будучи еще студенткой консерватории, Антонина Васильевна участвовала в прослушивании молодых исполнителей, которое проходило на сцене Большого театра. Если быть более точным, то произошло это 26 числа, а само прослушивание можно было считать пробой в Большой театр! И это после всего двух с половиной лет обучения! Как же решилась на пробу в Большой театр студентка Московской консерватории А. Ведь она практически даже не участвовала в концертах. Исключением можно считать концерт, устроенный в пользу больных туберкулезом студентов университета. На концерте было много публики, в зале сидели видные музыканты и журналисты. Был и известный в то время музыкальный критик С. Н Кругликов. Именно после этого концерта, проходившего в Малом зале консерватории, Нежданову заметили. Не последнюю роль здесь сыграла газета «Русское слово» с восторженной статьей все того же С. Далее я привожу строки самой Антонины Васильевны: «Прослушав меня, комиссия выразила свое одобрение и просила прийти еще раз, чтобы спеть какую-нибудь русскую арию. Ни я, ни мой профессор не знали, что эта ария, обыкновенно, пелась в Большом театре всеми артистами на полтона ниже настоящей тональности, т. Я же подготовила ее, как написано композитором, в настоящем тоне. На другой день я была приглашена к управляющему императорскими театрами, который предложил мне дебют в Петербургском Мариинском театре в Большом театре вакансий на лирико-колоратурное сопрано тогда не оказалось. Не желая прерывать своих занятий с профессором Мазетти до окончания курса в консерватории, я не согласилась на такое предложение». И все же, именно партия Антониды сыграла в судьбе Неждановой главенствующую роль. И вот тут-то дирекция театра обратилась к Неждановой с просьбой выручить спектакль и выступить в этой партии. Правда, дирекция предупредила исполнительницу, что это будет рассматриваться не как дебют, а просто как обыкновенное выступление с оплатой за один раз. Но что же пишет сама Антонина Васильевна? Альтани был прекрасный, талантливый дирижер, работал в театре много лет и под его руководством все оперы исполнялись идеально. На репетиции он указал мне несколько традиционных нюансов исполнения и кое-что во фразировке. В знаменательный для себя день — 23 апреля 6 мая — по новому стилю 1902 года А.