Итак, одним из важных механизмов снижения бедности должно стать развитие системы государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта. Усиление защиты людей от чрезмерной закредитованности, которая становится одной из главных проблем при борьбе с бедностью. Ключевыми приоритетами в этом направлении глава государства назвал рост реальных доходов россиян, а также снижение бедности и неравенства. Экономисты Евгений Гонтмахер и Александра Суслина: почему растет в России бедность? Несмотря на рост доходов бюджета и стабильную макроэкономическую ситуацию, в России растет число бедных.
Эксперты ВЭБа предложили меры для решения проблемы бедности в России
Причины такого разрыва, а также пути решения проблемы описали в статье "Производительность труда, уровень и качество жизни населения России: динамика изменения и современные тенденции взаимовлияния" эксперты Елена Вашаломидзе из Всероссийского. Эксперты ВЭБа предложили ряд мер для решения проблемы бедности в России, в том числе изменение способа расчета прожиточного минимума и подхода к индексации |. Интерфакс: Росстат понизил оценку уровня бедности в России в 2023 году до 8,5% с 9,3% по предварительной оценке (была опубликована в марте), говорится в сообщении статистической службы. Ключевыми приоритетами в этом направлении глава государства назвал рост реальных доходов россиян, а также снижение бедности и неравенства. Наши привычки могут программировать нас на бедность и мешать зарабатывать больше.
Эффективные методы и способы решения проблемы бедности в России
В ходе ежегодного отчета правительства в Госдуме премьер-министр Михаил Мишустин назвал основные меры в рамках системной работы по борьбе с бедностью и неравенством. И это еще один тревожный параметр бедности: в России небольшие сбережения имеют только 35-40% семей. Бедность тесно связана с одиночеством и изоляцией. Если человек закрывается в своей квартире, то это верный путь к бедности. Две беды нашей экономики — бедность и «проблема безбилетника» — имеют один источник — запредельную налоговую нагрузку на заработную плату.
Путин поручил побороть бедность в 2023 году: какова реакция чиновников
А с помощью показателя «граница бедности» удастся достичь сокращения числа бедных, но только «на бумаге». И это важно не только для сокращения бедности, но и для стимулирования рождаемости. Проблема бедности и даже, увы, нищеты, несмотря на всё возрастающие богатства, произведённые человечеством, не только не исчезает, но всё обостряется.
В России упал уровень бедности
Робинсона «Почему одни страны богатые, а другие бедные». Совсем недавно Китай заявил об успехах политики, проводившейся последние 40 лет, и о преодолении бедности. Если посмотреть в исторической перспективе, то современное потребление у представителей беднейших слоёв населения все равно выше, чем 100-150 лет назад. Часто современный бедный в Европе может себе позволить более качественную и удобную жизнь, чем представитель среднего класса 100 лет назад и много больше, чем средневековый барон. Но разрыв между бедными и богатыми не сокращается, возможности современных богатых возросли также. В этом сравнении лежит существенная проблема, осознание которой важно и необходимо для принятия политических решений. Достигнутые ранее успехи в повышении качества жизни нуждаются в постоянном подтверждении. Условия жизни и население меняются, появляются новые бедные из числа мигрантов, на уровень бедности неизбежно влияют кризисы, и пандемия не является исключением. Борьба с бедностью — главная мировая задача Важно бороться с бедностью, а не с богатством как таковым. Бедность рассматривают в различных показателях: для одних стран это уровень расходов, меньший или равный 5,5 долл. США в день, а для других — невозможность купить товары длительного потребления или съездить в отпуск.
Уже давно обсуждается феномен работающих бедных, заработная плата которых не позволяет вырваться из бедности. Но если учесть относительность качественных показателей, то субъективное ощущение бедности приходит одновременно с пониманием недостижимости принятых в обществе стандартов нормальной жизни. Хотя понятие нормы в этом контексте достаточно размыто, ведь как известно, мелкий жемчуг раздражает не меньше, чем жидкий суп.
Однако, каждая страна вырабатывает свою методику, учитывающую исторические и культурные аспекты. Существует два способа, который в той или иной форме используются практически всеми странами. Первый направлен на обеспечение минимального дохода населения, который позволит решить базовые вопросы. Второй ориентирован на помощь людям, оказавшимся в сложной социально-экономической ситуации. В России борьба с нищетой проводится на всех уровнях. Прежде всего, внимание уделяется стабилизации и росту промышленности, поддержанию макроэкономической стабильности, наращиванию минимального размера оплаты труда, разработке общественных программ, увеличению значения и ценности жизни каждого гражданина. Здесь встает вопрос о таких макроэкономических явлениях как безработица, реальный уровень заработной платы населения.
Сложность борьбы с бедностью заключается еще и в том, что самостоятельно человек практически не способен справиться с этой задачей. То есть требуется наличие институтов, которые смогут обеспечить соответствующую проблеме помощь. Основная задача государства — обеспечение экономического роста, который влечет за собой рост занятости и доходов населения.
Сейчас индексация проводится не реже одного раза в год, а ее параметры зависят от инфляции и МРОТ. Дополнительно предлагается ввести единое пособие для нуждающихся граждан без детей для повышения их доходов до прожиточного минимума. Пособие предлагается выплачивать на принципах обусловленности социальный контракт.
Доля малоимущих граждан, не охваченных мерами поддержки, снизится почти до нуля, полагают в ВЭБе.
Проблема низкой производительности труда обусловливает сокращение темпов экономического роста и снижение уровня жизни российского населения, пишут эксперты. В России вдобавок большой разрыв в оплате представителей разных отраслей, а также между когортами самых низкооплачиваемых и высокооплачиваемых работников. Такой разрыв негативно сказывается на отраслевой производительности труда, полагают эксперты.
Проблема бедности и пути её решения. Бедные люди
Как правило, в науке выделяют три типа бедности: относительная, абсолютная, и субъективная. Под относительной бедностью принято понимать неспособность поддерживания некоторых норм жизни в более успешном обществе. Абсолютная нищета означает бессилие человека в удовлетворении своих минимальных нужд необходимых для жизни. Субъективная же бедность определяется собственной оценкой человека. Из этого следует, что бедность — это душевное либо социально-экономическое состояние человека.
Узкое иширокое значение. У понятия бедности есть два значения, широкое и узкое. К широкому значению относится бедность государств, которая образуется в результате финансовых, политических и социальных воздействий. К узкому значению относится бедность отдельных физических лиц.
Среди них - молодежь и люди предпенсионного возраста, для которых часто достаточно остро стоит вопрос с поиском места. Кроме того, продолжается программа стимулирования найма, благодаря которой трудоустроились пятьдесят тысяч человек. Мишустин назвал в этом списке и программу социальных контрактов - они предназначены для людей, находящихся в сложной ситуации. Такие граждане могут поправить финансовое положение, получив помощь с открытием своего дела, переквалификацией или ведением подсобного хозяйства. В прошлом году этим воспользовалось порядка семисот тысяч человек.
Боевые действия и мобилизация не только выводят из реального сектора экономики сотни тысяч активных молодых людей и вынуждают не меньшее число квалифицированных специалистов покидать страну, но и наносят беспрецедентный удар по человеческому капиталу. На военные нужды тратится в полтора раза больше федеральных средств, чем на образование и здравоохранение вместе взятые. Раздутые военные расходы наряду с падением нефтегазовых доходов по итогам первого полугодия 2023 года они упали почти вдвое ведут к тотальному недофинансированию и деградации гражданской сферы. Военная экономика — всегда мина замедленного действия. Она может некоторое время поддерживать себя на плаву, но потом боевые действия прекращаются и вся сфера схлопывается, попутно оставляя безработными огромное количество людей. То, что сегодня кажется успешной жизненной стратегией — нищие люди, отправляющиеся на СВО, чтобы заработать, — в ближайшей перспективе может обернуться причиной социального кризиса. Крупномасштабный конфликт, как правило, становится серьезным вызовом для государства, которое всегда в итоге оставляет воевавших на произвол судьбы. Последствием этого процесса станут десятки и сотни тысяч инвалидов, людей, потерявших квалификацию, неполных и неблагополучных семей, которые окажутся в состоянии крайней нищеты или могут заняться различными видами криминальной деятельности. Уже сейчас каждая третья неполная семья находится за чертой бедности, имея очень небольшие шансы на достойное существование и развитие. Бедность закрывает для многих детей доступ к качественному образованию и раскрытию своего потенциала. Если при этом государство еще и недостаточно вкладывает в образование, результаты оказываются плачевными для всей страны. Таким образом, текущая политика властей лишает Россию будущего, и чем дольше будет продолжаться СВО, тем сложнее будет справиться с бедностью в дальнейшем. Мы убеждены, что первоначальным и необходимым шагом для преодоления бедности является заключение соглашения о прекращении огня, нормализация отношений с западными странами, модернизация экономики и обеспечение реальной свободы предпринимательства. Только переход к такой политике может дать российской экономике импульс для качественного скачка и на этой основе решения социальных проблем. Неотъемлемой частью этой кардинально новой политики должно стать приоритетное внимание к развитию человеческого капитала: вложения в образование, здравоохранение, культуру и науку, и на этой базе повышение качества жизни подавляющего большинства, рост ожидаемой продолжительности жизни и увеличение доли реального среднего класса.
Он, в частности, пишет: «Экономическое развитие происходит не за счет финансовой помощи, а за счет усилий предпринимателей и политических реформаторов на местах. В то время как Запад мучился над проблемой предоставления нескольких десятков миллиардов долларов финансовой помощи, жители Индии и Китая увеличили свои доходы на 715 миллиардов долларов своими собственными силами в условиях рынка» [4]. Приводимые цифры роста доходов людей, проживающих в двух самых крупных азиатских странах, свидетельствуют о рациональном сочетании успешно реализуемой там государственной социальной политики и частнопредпринимательской инициативы. Еще с 1990-х гг. В целях повышения уровня жизни сельского населения, по данным на 2013 г. Государство принимает энергичные меры по развитию производительных сил в условиях рыночных отношений: создает в западных и центральных провинциях страны практически заново производственную и социальную инфраструктуру, открывает на востоке ряд свободных экономических зон — центров экономического роста и притока инвестиций, поощряет ведение бизнеса. В конечном итоге социальная политика китайских властей направлена на достижение в ближайшей перспективе уровня страны со среднезажиточным населением. В немалой степени экономический прогресс и этой страны обусловлен тесным взаимодействием государства и бизнес-сообщества, что проявилось в создании особых экспортных зон в штатах Гуджарат, Керала, Махарашатра. На вновь созданных предприятиях зон созданы сотни тысяч рабочих мест, экспорт из них составил 63 млрд долл. Ускорение хозяйственного развития Индии привело к пополнению доходных статей бюджета. На основе этого реализуются широкомасштабные социальные проекты — программа гарантированного трудоустройства для сельских домохозяйств, закон о бесплатном обязательном образовании для детей, закон о национальной продовольственной безопасности. В соответствии с последним с 2014 г. Создание системы адресной продовольственной, медицинской, образовательной помощи является основной формой поддержки индийцев, значительная доля которых живет менее чем на 60 долл. Другой подход к измерению бедности и борьбы с ней выработан в экономически развитых странах. В обществе с высокими жизненными стандартами принято говорить об ином качестве бедности — не об абсолютной, а относительной бедности. В этой группе находятся матери-одиночки, люди без образования, пенсионеры, мигранты, безработные. По данным Евростата на начало 2015 г. Вполне понятно, что индивид, потерявший или долгое время находящийся в поисках работы, потенциально может пополнить ряды малоимущих граждан. Все большую озабоченность лидеров Евросоюза вызывает проблема мигрантов. Евростат приводит данные о том, что только в 2014 г. Рост иммигрантов, а их общее количество в странах ЕС составляет 34 млн чел. Нестабильность современного хозяйственного развития, вызываемая рецессией, высокой задолженностью отдельных стран ЕС, политикой экономических санкций, порождает бедность, усиливает неравенство европейцев. Из более чем 500 млн жителей 85 млн чел. Рассматривая бедность как препятствие на пути экономического и социального прогресса, руководство Союза в качестве приоритетного направления в рамках стратегии «Европа — 2020» планирует снизить долю людей с низким уровнем жизни на 20 млн чел. Реализации этой сложной задачи в немалой степени способствуют действующие национальные программы социальной защиты граждан. Назначение этих программ — выравнивать уровень доходов различных категорий населения; они дополняют трудовые доходы, личные сбережения. Программы социальной защиты финансируются преимущественно из бюджетных средств, а также за счет работодателей и наемных работников. Одна из наиболее успешных — программа социальной защиты скандинавских стран, представляющая собой стандартные денежные, натуральные пособия и услуги всем слоям населения независимо от дохода и трудового участия. При этом сами граждане осуществляют контроль за тем, чтобы социальные стандарты и выплаты не были сокращены. Важно отметить усилия стран ЕС по внедрению программ поддержки социальных инноваций для социально незащищенных слоев населения. В этой связи вызывает определенный интерес опыт социального предпринимательства Бельгии — страны с наименьшим уровнем бедности среди участников Евросоюза.