На Ближнем Востоке любое племя, обладающее современным оружием, или религиозная группировка могут устроить такую заваруху, которую не устроит ни одна страна. Наумкин: Ядерную войну на Ближнем Востоке можно предотвратить.
Кто с кем воюет на Ближнем Востоке: карта конфликтов
На Ближнем Востоке наблюдается увеличение количества военных конфликтов. Ближний Восток. Израиль, который готовится к наземной операции, призвал жителей города Газа в ближайшие 24 часа эвакуироваться на юг сектора. В этом году ситуация на Ближнем Востоке остается напряженной — как на фоне продолжающейся военной операции Израиля в секторе Газа, так и в связи с обменами военными ударами между Израилем и Ираном.
Россия в глобальной политике
Готовы ли арабы воевать плечо к плечу с ним против Израиля? Арабским государствам как и Турции сейчас, скорее, объективно выгодно, чтобы по итогам нынешней эскалации сотрудничающие с Ираном силы в регионе были максимально ослаблены или были принуждены отдалиться от Тегерана. Нет ли для нас рисков втягивания? Понятно, что у таких комментариев украинских официальных лиц есть и другой мотив — парировать обвинения по поводу возможного попадания к ХАМАС американского оружия через Украину. Кроме того, если масштаб нынешней эскалации будет разрастаться, Израиль может, как это уже было в прошлом, начать наносить удары и по объектам «Хезболлы» не только в Ливане, но и в Сирии. Это может создавать дополнительные вызовы для баланса сил в этой стране, а в каких-то случаях и нести риски для дислоцированных в Сирии российских военных, если они окажутся рядом. То есть, скорее, затягивание и разрастание этого кризиса несло бы для Пекина слишком много вызовов. Операция, по некоторым данным, планировалась около года, однако застала Израиль врасплох. Израиль ответил авиационными и ракетными ударами по гражданским объектам сектора Газа. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху в обращении к нации признал, что страна находится в состоянии войны, и объявил о мобилизации 300 тыс.
В первый день вооруженного противостояния людские потери с обеих сторон превысили 1500 человек. С июня 2007-го контролирует сектор Газа, часть Палестинской автономии. Занимается хозяйственной деятельностью и пользуется финансовой поддержкой из-за рубежа. Военное крыло организации составляет, по разным оценкам, от 15 до 40 тысяч человек, имеет многолетний опыт боестолкновений с Армией обороны Израиля ЦАХАЛ. Обострение палестино-израильского конфликта в октябре 2023 года.
Америка в своей абсолютно произраильской позиции руководствовалась внутриполитическими мотивами — и демократы, и республиканцы по своим причинам вынуждены полностью поддерживать Израиль. Россия же действовала согласно международному праву. И эта позиция сейчас наиболее объективная», — считает Супонина. Еще одно последствие для Вашингтона — полная дискредитация обвинительных тезисов США по поводу российской спецоперации на Украине. Еще вчера они кричали про Бучу и про «преступления РФ». И тут в морально-имиджевом свете мы выигрываем. У нас появляются сильные козыри, как бы цинично это ни звучало», — говорит Джума. Происходящее в Израиле помогло обнажить западную политику двойных стандартов. Еще одной из ошибок Вашингтона называют переоценку своих возможностей. Однозначно поддержав Израиль и вписавшись в конфликт, он вынужден отвлекаться от войны против России руками киевского режима. Например, в области поддержки Украины. Они ослабили свои возможности по привлечению мирового большинства на свою сторону против России в украинском конфликте.
Это два родственных народа, которые когда-то разошлись и на протяжении веков доказывают друг другу кто круче. И сейчас, когда идут тектонические сдвиги в мировой геополитике, все это обострилось. Ключевые вопросы — земля и кто на ней должен проживать. Сегодня есть одно государство - Израиль, в рамках которого есть Палестина, формально независимое государство, но фактически — автономия, которая с 47-го года живет в условиях, когда ее территория все время сужается. Это гетто, в котором проживают 2,5 млн человек, абсолютно лишенных любых перспектив. И те пытаются достучаться. Через стену достучаться сложно. В итоге получаем результат, который есть. И во всем этом виноваты не еврейский или палестинский народ. Причина - в интересах политиков и государств извне, которые стремятся сохранять дестабилизацию в регионе, чтобы контролировать поставки энергоресурсов и делать невозможным сухопутные торговые маршруты, лишая тем самым морские державы их прибыли. Еврейская свадьба во время военных действий - «Два братских народа» под влиянием внешних сил — напрашивается параллель с Украиной. Украинцев продолжат натравливать на Россию, чтобы блокировать ее отношения с Европой и остальным миром. И это «завтра» все не наступает. Война все-таки будет? После всех заявлений, которые были сделаны, не могут не зайти. Это не Тайвань, где Китай так и не начал войну. Китай сдерживает фактор гарантированного взаимного уничтожения в случае начала открытого конфликта с другой ядерной державой. У Израиля такого фактора нет.
Пока операция Израиля в секторе Газа не остановится, напряженность будет только возрастать, потому что этот очаг тянет за собой по принципу домино и другие составляющие этого ближневосточного кризиса. Но в остановке конфликта не заинтересован премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, ему как раз эскалация выгодна, в том числе из внутриполитических соображений, пока все это продолжается, разговоры о его отставке звучат не так громко, хотя звучат. На этих противоречиях сейчас и строится нестабильность в регионе. Администрация Байдена очень разочарована поведением израильского премьер-министра, но пока не видит возможности, как поменять расклад сил в еврейском государстве. К тому же у американцев самих сейчас началась предвыборная кампания, и это будет отвлекать Вашингтон от ближневосточных дел. Таким образом, не переходя пока в большую войну, ситуация продолжит накаляться, захватывая, как мы и предполагали, все большие очаги. Сейчас наибольшая опасность сохраняется в Красном море, но и еще на ливано-израильской границе. Радикальная партия «Хезболла» становится все активнее, израильтяне также проводят одну операцию за другой в Ливане, здесь может полыхнуть до серьезной региональной войны. Опять-таки разрастание конфликта до регионального столкновения — это все-таки не та самая большая война, которой все опасаются, то есть это не война между Ираном и Израилем. Что может послужить триггером, отправной точкой, поводом? Да что угодно, любой инцидент, любой обстрел, любая гибель того или иного лидера, политика, бизнесмена, любой теракт — все это может в любой момент обвалить ситуацию как минимум до новой региональной войны по типу той, которую мы видели между Ливаном и Израилем в 2006 году». По словам дипломата, время до войны в регионе истекает, и конфликт в Газе нужно прекратить прямо сейчас, а не «ждать еще 100 дней».
Сможет ли Россия извлечь выгоду из палестино-израильского конфликта?
Наумкин: Ядерную войну на Ближнем Востоке можно предотвратить. Израиль переоценивает свои военные возможности, но при этом способен спровоцировать разрастание конфликта на Ближнем Востоке, если нанесет удар по Ирану баллистическими ракетами. Взрыв насилия на Ближнем Востоке, и совершенно непонятно: за кого переживать, кто больше неправ? Военный эксперт Андрей Клинцевич оценил возможность начала большой войны на Ближнем Востоке при участии Турции и Ирана. И, кстати, вспоминаем пророчество Жириновского, который предсказал большую войну на Ближнем Востоке.
Николай Стариков
Небольшая террористическая группа может тайно строить планы и приготовления, избегая уязвимых средств связи и безжалостно действуя по отношению к подозреваемым информаторам. ХАМАС является крупной организацией с широкими обязанностями в секторе Газа, но он также вполне способен действовать скрытно и жестко. Нет никаких оснований сомневаться в том, что ХАМАС уделяет большое внимание сохранению секретов и умеет это делать. Стратегический тип знаний, как правило, более доступен. Его было легко получить относительно возможности серьезного палестинского насилия против Израиля, поскольку оно основано на обстоятельствах на палестинских территориях, которые складывались на протяжении многих лет. В частности, стратегическое знание угрозы насилия против Израиля основано на гневе и негодовании, которые неизбежно возникают в результате оккупации, отрицания политических прав и прав человека, а также отказа в разумной повседневной жизни. Гнев и негодование могут принимать и принимали различные формы. Ужасающая атака Хамаса в этом месяце является одной из форм.
Есть и другие. Ещё до нынешнего раунда боевых действий в секторе Газа и вокруг него вероятность нового народного восстания, или интифады, на Западном Берегу была высока. Она по-прежнему высок и сегодня. Знания стратегического типа по крайней мере так же ценны, как и тактические, поскольку они являются основой для фундаментальных решений долгосрочных проблем. В израильско-палестинском конфликте Армия обороны Израиля ЦАХАЛ будет вынуждена постоянно противодействовать всем возможным средствам насильственного выражения палестинского недовольства. Израильское руководство подвергалось критике за то, что оно сосредоточило внимание на оккупации Западного берега и отвлекло ресурсы ЦАХАЛа из районов вблизи сектора Газа. Это справедливая критика, хотя, если бы насилие в октябре началось с интифады на Западном Берегу, вопросы, вероятно, были бы подняты в противоположном направлении о том, где были развернуты войска ЦАХАЛа.
Самой основной неудачей израильского правительства стало сохранение оккупации и подавление прав палестинцев включая удушающую блокаду сектора Газа , что увековечивает тот вид гнева, который, в свою очередь, увековечивает насилие, включая насилие, наблюдаемое в октябре. Израильские лидеры дали понять, что они ожидают постоянного насилия со стороны порабощенных палестинцев, но готовы принять это как цену за сохранение земли и других своих политик в неприкосновенности.
С другой стороны, практически все арабские страны уже отметились, заявив о том, что необходимо прекратить боевые действия, — объясняет Чупрыгин. Или уже поздно? Даже не просто противники, они воевали против него, убивали сторонников Аббаса. С другой стороны, если сейчас он не поддержит ХАМАС, то получается, он как бы предаст некую единую политическую повестку, поэтому он разрывается. Понятно, что есть некое официальное заявление, но вместе с тем мы видим, что палестинские власти на западном берегу Иордана абсолютно ХАМАС не поддерживают — там нет никаких антиизраильских выступлений. Здесь разница между риторикой Аббаса и тем, что он реально делает. О чем он будет говорить? Ну, конечно, нет.
Махмуд Аббас — это флюгер, который работает, в общем-то, на свою должность руководителя палестинской администрации, поэтому он другого ничего сказать не может. У него тоже есть определённая аргументация, потому что очень правое правительство Нетаньяху в этот раз совершило много необоснованных действий на территориях Иудеи и Самарии, которые, в общем, и должны были привести к какой-то реакции. Вот Махмуд Аббас этим пользуется. Если он так скажет, то его сразу с этой должности попрут за 16 секунд. Это должность обязывает, — говорит Чупрыгин. Может ли Израиль применить ядерное оружие? Конечно, в рамках теории вероятности такое может быть. Но не стоит думать, что это заявление точно сбудется. По поводу того, может ли Израиль применить ядерное оружие, то я не вижу, как это может случиться — если только при открытом столкновении с Ираном, но иранские власти уже заявили о своей непричастности. Я не думаю, что этот конфликт приведет к ядерной войне, — уверен Каргин.
Могут быть осуществлены атаки тех же хуситов на израильские суда или теракты против израильских граждан на территории третьих стран, что мы уже видели в Египте. Ну, а если брать более серьезных игроков, то это, в первую очередь Иран. В чуть меньшей степени — Турция, Египет и Саудовская Аравия. Но больше всего вероятности втягивания у Ирана, так как он имеет больше всех проблем с Израилем. Саудовская Аравия все же стремится к пониманию с Израилем, стремилась, во всяком случае, до всех этих событий. Турция тоже начала нормализовывать отношения, недавно состоялся первый за 15 лет визит президента Израиля в Анкару. Да, они фактически угрожают применением силы, но сами не хотят втягиваться в полномасштабный конфликт — это ведь будет уже не Украина, где они могут прятаться за чужими спинами, здесь им придется непосредственно воевать.
Если Иран «впишется» за Палестину, у них другого выхода не останется. Хотя я не думаю, что Иран вступит в полномасштабную войну, другое дело —- взаимные обстрелы. Ведь Иран даже не граничит с Израилем, так что, скорее, война будет на прокси-уровне. И Карлсон использует его для влияния на рейтинги Байдена — мол, смотрите, до чего довела политика. Но тут, в первую очередь, виноват даже не Байден, а Трамп , который все время пытался угодить Израилю: перенес посольство в Иерусалим, склонял другие страны к таким же действиям. Так что в этом заявлении я вижу исключительно предвыборные политические игры. Мы будем просто выражать солидарность с невинными жертвами с обеих сторон, настаивать на создании палестинского государства в границах 1967 года, но каких-то более серьезных действий я не ожидаю.
Россия сейчас занята на Украине, даже в Карабахе не стали какое-то активное участие принимать. Михаил Нейжмаков.
Они и впредь будут под прицелом, но в последнее время приоритетными целями становятся израильские.
Шиитские вооруженные группировки, входящие в состав «Исламского сопротивления в Ираке», заявили, что атаковали с помощью беспилотников авиабазу Рамат-Давид на севере Израиля. В марте они нанесли удары по аэропорту Бен-Гурион и электростанции в Тель-Авиве, военному аэродрому в Кирьят-Шмона на севере и авиабазе «Пальмахим» в центральной части страны. Ракетные удары наносили даже хуситы, несмотря на расстояние между Йеменом и Израилем.
Иранский ответ неизбежен, и вопрос лишь в том, когда, где и как это случится. Персы умеют ждать и рассчитывать точное время удара, пример тому — месть за гибель генерала Сулеймани. Совершенно очевидно, что Тегеран прибегнет к использованию прокси, и это уже происходит в нарастающих масштабах.
Как выяснилось из заявления близкого к духовному лидеру Али Хаменеи «Коалиционного совета сил исламской революции», погибший в Дамаске генерал Мохаммад Реза Захеди имел прямое отношение к планированию и организации операции «Потоп аль-Аксы», начатой 7 октября военным крылом палестинского движения ХАМАС. Следует отметить, что все разведслужбы Израиля, включая МОССАД, считающий себя лучшим в мире, не смогли вскрыть подготовку к нападению, несмотря на обилие технических средств и агентуры. Армия обороны Израиля, начавшая ответную операцию «Железные мечи», в итоге увязла, и главным итогом «боевых действий» стало уничтожение свыше 34 тысяч мирных жителей, инфраструктуры городов и поселков и создание гуманитарной катастрофы.
При этом потенциал прокси далеко не исчерпан — задействована лишь малая его часть. Это не квадрокоптер, собранный в гараже, а крупный аппарат стоимостью 6 млн долл.
Война на Ближнем Востоке: ожидать ли Германии очередную волну беженцев
Ближний Восток становится основным полем политической конфронтации на выборах президента США в 2024 году. Конфликт на Ближнем Востоке расширяется и даже может привести к ядерной катастрофе из-за недавних угроз. Регион Ближнего Востока с конца 2023 года охватило множество конфликтов, начавшихся с обострения в Палестине. Очень важное значение Пекин придает развитию разного рода средств электронной борьбы, войне в киберпространстве, психологической войне. Конфликт на Ближнем Востоке между Израилем и атаковавшим его ХАМАС добавляет новые риски для перспектив мировой экономики, пишет Reuters. Если ещё на Ближнем Востоке застрянут в боевых действиях, то однозначно демократы проиграют.
Израиль-ХАМАС: Иран, Турция, Россия, США, КСА просчитывают шансы на большую войну
Политик отметил, что «еврейскому мировому закулисью» война с Ираком и Ираном просто необходима. По его словам, так называемое европейское закулисье хочет «поджечь» Ближний Восток из-за угроз. Они не устоят ни в мирном варианте, ни в силовом». Владимир Жириновского экс-лидер ЛДПР По мнению политика, причиной именно такого сценария является мусульманская солидарность среди арабов. При этом Израиль, по его словам, не спасет даже ядерная война. Жириновский про Израиль: что сбылось и что нас ждет в ближайшее время Пророчество на знании геополитических процессов Нынешний лидер ЛДПР и глава Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий в разговоре с сайтом kp. Как и другие предсказания Жириновского, который, в силу интеллекта, мог заглянуть в будущее», — подчеркнул глава ЛДПР.
Такая вероятность сохраняется, особенно учитывая непростое политическое положение Биньямина Нетаньяху.
Но, полагаю, Вашингтон, которому явно не улыбается эта история, сделает всё, чтобы удержать Израиль от втягивания в большую войну, ведь в неё придётся вмешиваться и Белому дому. После удара по Дамаску израильские власти, учитывая прежний опыт, явно полагали, что Иран не будет отвечать собственными силами, а задействует лишь свои прокси в регионе. Сейчас эта оценка кажется ошибочной. Но это с одной стороны. С другой стороны, в последние месяцы шла активная дискуссия о том, что США будут сокращать свое военное присутствие на Ближнем Востоке это особенно актуально в преддверии президентских выборов. И по одной из версий, нанося удар по иранскому консульству в Дамаске 1 апреля, Израиль желал указать Вашингтону на необходимость отложить эти планы. После иранской атаки Белому дому точно, как минимум, придется пересмотреть необходимость выводить войска с Ближнего Востока.
Это боеприпасы, это ракеты, даже система «Железный купол» на территории Израиля не производится. Получается, что Израиль не готов к длительной войне. А он ведет войну уже полгода. Продолжать войну, особенно масштабную… это нужно очень значительное количество ресурсов. Берем, например, Украину. Украинская сторона, которая считает сейчас, что тратит не очень много ракет в сутки — не менее 2 тысяч артиллерийский снарядов... Вот можно представить, сколько нужно ЦАХАЛ снарядов, например, для ведения боевых действий в течении нескольких месяцев», — подчеркнул он. Израиль в этом плане очень уязвим.
И если бы была бы политическая воля, если бы президентом США был Дональд Трамп, решение такое было бы возможно.
Среди 40 заложников имеются женщины, женщины-военнослужащие, мужчины старше 50 лет и мужчины-заложники в плохом медицинском состоянии, которые должны быть освобождены по гуманитарным соображениям. Однако в последние недели ХАМАС заявлял, что только около 20 заложников соответствуют этим гуманитарным критериям. Израильские официальные лица заявили, что военный кабинет Израиля впервые на этой неделе уполномочил израильскую переговорную группу обсудить освобождение менее 40 заложников. Израильские официальные лица говорят, что в гуманитарной категории находятся 33 заложника, и все они должны быть освобождены. Количество дней прекращения огня будет связано с количеством заложников, которые будут освобождены. Если ХАМАС действительно хочет заключить гуманитарную сделку, Израиль не будет препятствием», — сказал один израильский чиновник.