сын Македонского, умерший подростком.
Наследники Александра Македонского: кто правил после него
В 330 г. Ч. Филотас, сын Пармениона, был обвинен в заговоре против Александра Македонского и убит вместе с его отцом (из-за страха, что этот взбунтовался, узнав новости). Какую славу заслужил Александр Македонский на самом деле. В гробнице III, по словам исследователей, захоронен Александр IV – сын Македонского, умерший подростком. После многолетних исследований ученые смогли установить личности людей из трех гробниц, принадлежавших семье Александра Македонского. Александр IV (323 — 309 гг. до н. э.) — македонский царь, номинально правивший в 316 — 309 гг. до н. э. Сын Александра Великого от Роксаны, принцессы Бактрии, родился через месяц после смерти отца и был немедленно провозглашён царём и соправителем своего дяди.
Александр Македонский – величайший правитель свого времени
Когда умер Александр, женщина с сыном спокойно жили в Пергаме и надеялись так же тихо продолжать существовать, ни на что не претендуя. Одну из них археологи вскоре назвали усыпальницей царя Филиппа II — отца Александра Македонского. В третьей гробнице, согласно исследованиям, захоронен Александр IV — сын Македонского, который был убит в подростковом возрасте (14-15 лет) в ходе борьбы за власть. Ученые после многолетних исследований смогли установить личности людей из трех гробниц, принадлежавших семье Александра Македонского. Александр Македонский, также известный как Александр III Македонский, был царем Македонии с 336 по 323 год до н.э. С великим полководцем древности Александром Македонским связано много тайн.
Александр Македонский трагедия семьи
Античные авторы утверждают, что Александр Македонский и его воины были защищены доспехами из материала, который назывался линоторакс. '; 323 — между 311 и 304 годами до н. э.) — сын Александра Македонского, последний македонский царь из династии Аргеадов, который номинально правил Македонской империей от момента своего рождения до 305/304 года до н. э. Спустя три года после высадки у Трои Александр Македонский был провозглашен правителем Азии. Александр Македонский – полководец античности, сын царя Филиппа II, представитель династии Аргеадов.
Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь
Поэтому предполагается, что убийство царя заказала бывшая жена Филиппа Олимпиада, мать Александра Великого. Считается, что вскоре после убийства царя Олимпиада также убила Клеопатру и ее ребенка, тем самым открыв своему сыну Александру путь к престолу. Не менее любопытные открытия касаются и двух других усыпальниц. Например, гробница II, по мнению авторов исследования, принадлежала "женщине-воительнице" Адее Эвридике.
Она была женой царя Арридея, сводного брата Александра Великого. К такому выводу ученые пришли, обнаружив на костях женского скелета свидетельства того, что она очень много ездила верхом. Это соответствует образу "женщины-воительницы".
Он направил в Карию своего друга Фессала с сообщением, что сам готов жениться на Аде. Это предложение пришлось Пиксодару по душе и он ответил согласием. Вмешательство в свои планы Александра могло быть воспринято Филиппом в качестве узурпации царской прерогативы устраивать браки представителей правящей династии. Также царь был крайне недоволен срывом своих военных и политических планов. Филипп II, узнав о таком повороте, немедленно прервал переговоры, а сына разбранил, «называя человеком низменным, недостойным своего высокого положения, раз он хочет стать зятем карийца, подвластного царю варваров». Многие друзья царевича — Неарх , Птолемей , Гарпал , Эригий , Лаомедон — были изгнаны, а Фессал был закован в цепи [48] [49] [50]. В 336 году до н. Филипп попытался нейтрализовать своего шурина Александра Эпирского, выдав за него свою дочь от Олимпиады Клеопатру.
В день свадьбы в Эгах , в присутствии Александра, царь был заколот своим телохранителем Павсанием. Точных данных о мотивах убийцы в источниках нет: по официальной версии, Павсаний мстил за личную обиду, но ходили слухи, что Александр и Олимпиада были осведомлены о его планах или даже сделали его своим орудием [51]. Участие царевича в заговоре считается вероятным, но недоказуемым [7]. Хорошо знавшее и видевшее Александра в сражениях македонское войско провозгласило его царём вероятно, по указке Антипатра [52]. Начало правления [ править править код ] Греция и Македония в 336 году до н. Гибель отца Александр использовал для того, чтобы расправиться со всеми потенциальными источниками угрозы для своей власти. Двоих Линкестидов представителей княжеской семьи из Линкестиды в Верхней Македонии , Арравея и Геромена , распяли на крестах у могилы Филиппа [52] [53]. Был убит Аминта , двоюродный брат и зять Александра; один источник сообщает о родном брате царя Каране , которого тоже убили [54] ; Аттал был казнён по обвинению в измене [52] , и его участь разделили все ближайшие родственники мужского пола.
Наконец, Олимпиада принудила к самоубийству последнюю из жён Филиппа, Клеопатру, а её новорождённую дочь приказала убить. В результате у Александра не осталось потенциальных врагов внутри Македонии [55] [56]. Знать и народ новый царь привлёк на свою сторону отменой налогов, не обращая внимания на пустую казну и 500 талантов долга [57]. На момент прихода Александра к власти Македонское царство было крупной территориальной державой: оно включало не только Нижнюю Македонию , но и Верхнюю, а также Фракию, часть Иллирии и всё северное побережье Эгейского моря, ранее контролировавшееся независимыми греческими полисами. В зависимом от него положении находились Эпир там правил шурин и зять Филиппа, обязанный ему престолом , Фессалийский союз Филипп был его тагом и Коринфский союз , включавший всю остальную Грецию, кроме Спарты , и признавший Филиппа своим гегемоном с широкими полномочиями [58]. Греки формально подчинялись не Македонии, а её царю и после гибели последнего сочли себя независимыми. Враги Македонии в Афинах открыто радовались убийству Филиппа, а Фивы и Амбракия попытались изгнать оставленные Филиппом гарнизоны [59]. В этой ситуации Александр действовал решительно.
Он быстро двинулся с армией на юг, добился своего избрания тагом Фессалии, а потом вошёл в Среднюю Грецию и разбил лагерь под Фивами. Не ожидавшие этого греческие полисы изъявили покорность и прислали своих делегатов в Коринф, где был подтверждён договор, заключённый после Херонейской битвы. Сохраняя формальную независимость, вся Эллада кроме Спарты теперь подчинялась Александру — гегемону Коринфского союза и стратегу-автократору в предстоявшем походе на персов; многие полисы впустили к себе македонские гарнизоны [60] [61] [62]. Александр: — Проси у меня что хочешь! Диоген : — Не заслоняй мне солнца! По легенде, царь предложил Диогену просить у него, чего он захочет, а философ ответил: «Не заслоняй мне солнца» [63]. Царь был настолько поражён гордостью и величием философа, который отнёсся к нему с таким пренебрежением, что на обратном пути сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном» [64]. Позже Александр посетил и Дельфы; он потребовал от пифии , чтобы она предсказала его судьбу, и услышал в ответ: «Ты непобедим, сын мой!
Александр прервал пифию словами: «Ни слова больше! Тем временем на севере готовились к войне войне иллирийцы и трибаллы. Царь решил нанести упреждающий удар: весной 335 года до н. В битве у горы Эмон Александр разбил фракийцев, занимавших сильную позицию на возвышенности, а потом одержал победу над трибаллами. Правитель последних Сирм укрылся на острове Певка на Истре. На северном берегу реки собрались войска племени гетов , и Александр счёл это вызовом [65] : на подручных плавучих средствах он переправил армию через Истр, разбил гетов и тем самым лишил трибаллов последней надежды на успех [66]. Приняв капитуляцию этого племени, Александр двинулся в Иллирию. Там он осадил крепость Пелион , был окружён врагами, но смог прорваться, а потом обманным манёвром выманил иллирийцев с возвышенности на равнину и разгромил [67] [68] [69].
В ходе этого похода март—май 335 года до н. Александр продемонстрировал незаурядный полководческий талант, умение импровизировать и не менее важную способность надёжно контролировать достаточно большие и разнородные воинские контингенты. Фор даже называет эту кампанию «быть может, самой блестящей и стремительной» [70] в биографии Александра. Царь смог полностью обезопасить северные границы Македонии на последующие годы, пополнил свою армию фракийскими, иллирийскими и трибалльскими воинами, захватил ценную добычу. Но в Греции из-за его долгого отсутствия появились слухи, что Александр погиб. Поверив в эту новость, фиванцы восстали и осадили македонский гарнизон под командованием фрурарха Филоты в Кадмее ; поддержавшие их афиняне начали переговоры о союзе с персами, а полисы Пелопоннеса двинули свои войска к Истму. Александр узнал об этом в Иллирии и тут же двинулся на юг: на путь до Беотии ему понадобилось всего 13 дней [71] [72] [73]. Узнав, что царь жив, пелопоннесцы и афиняне немедленно прекратили враждебные действия; остались только Фивы, которые не хотели сдаваться.
В сентябре 335 года до н. Александр, получивший поддержку остальных полисов Беотии, осадил этот город. Комбинированным ударом снаружи и из Кадмеи фиванцы были разгромлены [74] , а на улицах произошла настоящая резня, в которой погибли 6 тысяч горожан.
Один из доводов против идеи, что Филипп находился в этой гробнице, — это погребальный обряд. Но в более ранних источниках таких подробностей нет. Поэтому Барциокас и его коллеги отметили, что, вполне возможно, историк просто привык к римским обычаям, когда тела августейших особ предавали огню.
Также нет данных, что по македонской традиции непременно нужно было сжигать покойных царей. Напротив, Платон, умерший примерно на 20 лет раньше Филиппа, упоминал, что македонские правители практиковали ингумацию. Не было кремировано и тело Александра Великого, который, правда, умер вдалеке от родины. Противники гипотезы также апеллируют к ее самому слабому месту: археологи нашли останки мужчины, женщины и младенца вне саркофагов. Поэтому некоторые исследователи допускают, что кости попали в усыпальницу уже после того, как в нее проникли расхитители. По какой-то причине Андроникос не включил информацию об этих находках в свою книгу, хотя в более ранней публикации он писал о них и не высказывал сомнений, что эти останки принадлежали первоначальным «обитателям» гробницы — грабители вполне могли выкинуть их из саркофагов, ища ценности.
Возможно, археолог просто не успел упомянуть об этом, ведь книгу выпустили после смерти автора. Но нельзя исключать, что у исследователя или редактора, готовившего книгу, был умысел не вспоминать об этих костях. На этом фоне аргументы Барциокаса и его коллег на счет усыпальницы полководца выглядят весьма убедительно. Разумеется, хорошо было бы заполучить древний письменный источник, в котором бы сообщалась какая-либо информация об устройстве некрополя в Вергине и тех, кто там захоронен. Теоретически дополнить картину может анализ древней ДНК. Вряд ли она сохранилась в кремированных останках из гробницы номер II, но геномное исследование может хотя бы подтвердить или опровергнуть, что трое людей из первой гробницы представляли собой пару родителей и их ребенка.
Доводы в пользу того, что Филипп II покоился в гробнице номер II, кажутся весьма слабыми: есть вопросы ко времени возведения этого погребального комплекса; мужчина из усыпальницы не был ранен в глаз и руку и не испытывал при жизни тяжелых физических нагрузок, как считалось ранее; нет хороших объяснений, кем была в таком случае женщина из второго саркофага. Складывается впечатление, что первооткрыватели просто поторопились объявить эту роскошную гробницу усыпальницей полководца без достаточно весомых аргументов. Гипотеза о том, что Филипп покоился в самой ранней гробнице — номер I — и для него был возведен героон, кажется привлекательной. Барциокас и его коллеги весьма основательно подходят к аргументации своих идей и убедительно отвергают мнения, высказанные критиками. Гробница номер I уступает по своей роскошности и размерам сооружениям номер II и III, но это вполне можно объяснить тем, что у Александра не было времени и средств для возведения более помпезного склепа. При этом из-за разграбления нельзя оценить, насколько соответствовал масштабу личности Филиппа украденный погребальный инвентарь.
Если выводы антропологов относительно возраста покойных из разных гробниц и их патологий верны, то, безусловно, мужчина из гробницы номер I более подходящий кандидат на роль известного полководца, чем человек из гробницы номер II.
Масло в огонь подливала и его мать Олимпиада, которая только и призывала сына взращивать свои амбиции. Родительница полководца была уверена в происхождении своего отпрыска от самого Зевса.
По легенде, когда Александр приехал в родной город знаменитого философа, он был неприятно удивлен тем, что один из самых популярных мыслителей того времени не удостоил царя своим вниманием. Заинтересованный столь вызывающим поведением, Александр Великий посетил философа сам. Прибыв к гигантской бочке, в которой в то время жил Диоген, завоеватель сказал, что исполнит любое желание мыслителя.
Философ в своем стиле ответил, что его единственное желание — чтобы Александр немного посторонился, поскольку он загораживает ему солнце и мешает загорать. Когда в 330 году до н.
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ)
Немного прошло времени, как в том месте, где погребена была тайна царя Мидаса, разросся густой камыш, и при каждом дуновении ветра одна тростинка шептала другой: «У царя Мидаса ослиные уши». Так и люди узнали про тайну цареву. На эту именно связь указывали уже некоторые европейские исследователи истории ислама , но не разъяснили дела. Так, например, А.
Шпренгер в известном своем сочинении «Das Leben und die Lehre des Mohammad» 24 , упомянув об этой связи, прибавляет, что выражение «двурогий» ранее прилагалось иудеями, на основании пророчества Даниила 25 , к Киру, Персидскому царю, потому что, он владел Мидией и Персией 26. Наше объяснение происхождения названия Александра Македонского «двурогим» может быть изложено более подробно. Гомер и Гезиод не знали бога Амона, имя которого в первый раз упоминается у Пиндара, а затем у Геродота 27.
Из сообщения Геродота видно также, что греки изображали иногда своего Зевса с бараньими рогами, загнутыми вниз, позади ушей, что объясняется позднейшим влиянием на верования греков египетского культа в честь божества Амона, которого египтяне представляли или с человеческой головой и бараньими рогами, или же прямо с бараньей головою 28. Амон первоначально был только местным божеством египетских Фив и окрестностей; но когда Фивы получили значение главного города страны, то и Амон сделался верховным божеством Египта и назывался Амон-ра, то есть божеством солнца. Как бог солнца, Амон-ра считался богом плодородия и изображался или с бараньей головой, или же в виде барана.
Поэтому, как свидетельствует Геродот, египтяне считали баранов священными животными и не убивали их. Из Фив, как главного центра, культ Амона распространился на запад, в оазисы Ливийской пустыни, и в одном из них, известном под именем Сива, во время царя Тараки 692—664 г. Из описаний этого оазиса 29 видно, что в храме Амона божество объявляло свою волю не словами, а знаками, которые разъясняли жрецы.
На найденных изображениях на стенах Карнакскаго храма, Амон представляется рогатым 30. К Амону, отождествляемому с Зевсом, по древним сказаниям, во все времена обращались за советом великие люди, преимущественно греки, как например: Персей и Геракл 31 , а также царица Семирамида, египетский царь Бокхорис, Крез, царь Лидийский, затем полководцы Кимон, Алкивиад и Лизандр. О посещении Амона Гераклом Геродот рассказывает так: «Однажды Гераклу сильно захотелось посмотреть на Зевса, а Зевс вовсе не желал, чтобы тот видел его; наконец, так как Геракл продолжал настаивать, Зевс схитрил: он снял руно с барана, покрыл им себя, а отрезанную голову барана держал перед лицом и в таком виде показался Гераклу.
С этого времени египтяне изображают Зевса с головою барана и называют его Амоном. Фивяне не приносят баранов в жертву по той же причине: бараны у них считаются священными животными. Только раз в год, в праздник Зевса, они убивают одного барана, снимают с него руно, надевают его точно так же, как надевает на себя божество на изображении Зевса, и потом подносят к нему другое изображение, Геракла.
Устроивши это, все присутствующие у храма плачут по барану и за сим хоронят его в священной гробнице 32. Около 200 лет до Александра Македонского, Персидский царь Камбиз хотел покорить оазис Сива, но этот дерзкий поход не удался: отряд Камбиза заблудился в пустыне и погиб до последнего человека, а сам Камбиз отправился с остальным войском в Эфиопию 33. Александр Македонский также считал себя сыном Зевса.
Юстин И Плутарх рассказывают, что мать Александра Олимпиада, жена Македонского царя Филиппа, сама будто бы созналась мужу своему, что родила Александра не от него, Филиппа, а от большого дракона 34 , и когда отпускала сына в поход, сообщила ему тайну его рождения и внушала ему гордиться своим происхождением. Поэтому Александр, после сражения при Иссе в ноябре 333 г. Александр был с радостью встречен жителями этой страны, измученной продолжительным персидским игом 35.
Страбон 36 со слов Каллисфена рассказывает, что Александра побуждали к походу в оазис Сива, к Амонову оракулу, не только жажда славы, так как он знал о неудавшемся походе Камбиза и о путешествиях Персея и Геракла, но и желание узнать от знаменитого оракула свою будущую судьбу и уверится в своем происхождении. Когда Александр прибыл в оазис, то главный жрец Амона дозволил ему войти в храм в обыкновенной одежде, а оракул ясно высказал при этом, что Александр — сын Зевса. По словам Оросия 37 , Александр, когда прибыл к храму Амона, то предварительно сам лично переговаривал с жрецами относительно ответов, какие они должны были давать ему при торжественном вступлении его в храм главного египетского божества.
Поэтому, когда Александр вошел в храм, то главный жрец приветствовал его, как сына бога Амона и предсказал ему владычество над все миром и непобедимость до смерти. Когда же Александр спросил, не избежал ли кто-нибудь из убийц его отца заслуженной кары, то жрец ответил, что у Александра нет смертного отца и что убийцы Филиппа все погибли. В храм входил один Александр и выслушал все ответы бога из уст жреца, тогда как спутники Александра оставались вне храма и должны были довольствоваться тем, чем Александр захотел с ними поделиться.
В письме к своей матери Александр обещал передать ей секретные сообщения оракула при личном свидании 38. Стоя пред храмом Амона, спутники Александра получили разрешение вопросить оракул, и на вопрос: должны ли они воздавать царю божеские почести? Получили утвердительный ответ.
После того Александр сделал богатые приношения богу Амону и жрецам и отправился в обратный путь. По поводу ответа Амонова жреца Александру, Плутарх рассказывает XXYII, 30 , что жрец, обращаясь к Александру, желал показаться наиболее любезным и потому выразился на греческом языке, но по незнанию этого языка, вместо о пайдион то есть о, чудо! Сказал: о пайдиос!
Жрец ошибся в последнем слоге, в окончании слова; но Александр, воспользовался ошибкой жреца и истолковал ее в свою пользу в смысле: о пай Диос то есть о, сын Зевса! После путешествия к храму Амона Александр не раз ссылался на свое божеское происхождение для оправдания своих поступков. Арриан Anab.
IY, 9, 9 удостоверяет, что Александр не прочь был принимать и божеские почести, воображая себя действительно сыном Амона, а не Филиппа. Горг украсил Александра, как сына Амона, венком в три тысячи золотых, а сам Александр во время пиров надевал на себя плащ Амона, обувь и рога его, как бог. Курций рассказывает, что когда против Александра составился заговор, то он счел виновником в этом Филота, Парменионова сына, так как Филот, когда узнал, что Александр провозгласил себя сыном Амона, то хотя и поздравил царя с такой честью, но в то же время выразил сомнение относительно благополучия подданных сверхъестественного существа.
Значит, кто-то из греков здесь все же побывал? Что касается Ягнобе, то единственное достаточно точное описание этого района - записки исследователя Средней Азии М. Андреева, сделанные в 1927-1928 годах. Ягноб - небольшая замкнутая высокогорная страна в Западном Таджикистане, расположенная в восточной части самого большого из притоков Зеравшана реки Фанд. По преданию, Александр проходил по Зеравшану, посетил соседний с Ягнобом Фальгар и повернул в ближнее селение Тагфон, чтобы «принять пищу». Сегодня точных доказательств того, что царь побывал здесь, нет. Однако известно другое. Ягнобцы прямые потомки согдийцев, жителей Согдианы, покоренной армией Александра. Андреев, - что ягнобцы были в свое время оттеснены, загнаны в их теперешние места обитания, на которые не было претендентов, и где они могли сохраниться, постепенно тая в числе…» И добавил.
Наконец, о нуристанцах. У многих калашей светлые волосы, голубые глаза. Это типичные индоевропейцы. Самая распространенная версия о происхождении калашей основывается на их собственных легендах. По одной - они действительно потомки воинов Александра, укрывшихся в горах Гиндукуша и оставшихся здесь навсегда. По другой - остатки разведывательного отряда, посланного в Бажур, но взбунтовавшегося и не пожелавшего возвращаться домой.
Однажды в Македонию прибыли послы персидского царя. Вся Пелла вышла смотреть на них. Персы важно сидели на конях, на расшитых золотом попонах, сверкая драгоценным оружием, ослепляя роскошью длинных одежд — красных, зеленых, синих… Все в этих людях было необычно для македонян, все удивляло: и бронзово-смуглые лица, и красные от хны, мелко завитые бороды, и пугающие нездешней чернотой глаза… В царском дворце наступило смятение. Приехали послы, а кто же примет их? Царя нет, царь, как почти всегда, в походе… — Но разве меня тоже нет дома? Послы вымылись с дороги, отдохнули. И когда они были готовы к разговору, Александр, одетый в свое самое богатое платье, принял их со всем достоинством царского сына. Немолодые люди, придворные и советники персидского царя, переглядывались, пряча улыбку. О чем же будет говорить с ними этот маленький царский сын? Конечно, будет какой-нибудь детский лепет. Ну что ж. В ожидании настоящего разговора с Филиппом можно послушать и детскую болтовню. Александр сидел в отцовском кресле, ноги его не доставали до полу. Но он был спокоен и по-царски приветлив — белокурый, светлоглазый, весь розовый от скрытого волнения. Большие, громоздко наряженные смуглые люди с улыбкой в таинственных черных глазах, молча ждали, что он им скажет. Послы переглянулись. Что ж, мальчик задает серьезный вопрос, — значит, и отвечать надо серьезно. Под могущественной рукой нашего великого царя много стран и народов, не сосчитать городов. Даже эллинские города, которые стоят на азиатском берегу. Если ваше царство такое большое, то и дороги должны быть длинными? Есть ли у вас такие длинные дороги, чтобы проехать по всей стране? По ней купцы возят товары. В таком диалоге прошло часа два. И не один вопрос не был детским, а все даже наоборот. Послы с удовольствием отвечали на все вопросы любопытного и вежливого мальчика. В семь лет, как предписывали обычаи, Александр перешёл жить на мужскую половину дома. Царь Филип искал для сына лучших учителей. Воспитывать Александра он пригласил знаменитого философа Аристотеля. В те времена учитель не сидел за столом, а ученик-за партой. Уроки проходили в садах или рощах. Учитель с учеником прохаживались в тени деревьев, присаживались на скамейках и беседовали обо всем на свете. А когда ученик задавал вопросы, учитель отвечал на них сразу- он строил разговор так, чтобы ученик сам мог найти все верные ответы.
Чтобы разрешить ситуацию, был достигнут компромисс. Пердикка будет выступать в качестве регента, правящего империей, в то время как Филипп III будет носить титул короля, но без какой-либо реальной власти. Если бы ребенком Роксаны оказался мальчик, он взошел бы на трон. Александр IV родился либо в конце 323 г. Однако вскоре между полководцами Александра, известными как диадохи, началась борьба за власть над его обширной империей. Александр IV, будучи младенцем, стал пешкой в этой борьбе. Он и его мать Роксана изначально находились под защитой полководца Александра Пердиккаса. Однако, поскольку диадохи боролись за власть, Пердикка в конце концов был убит, а Роксана и Александр IV попали в руки другого полководца Александра, Кассандра. Кассандр увидел в юном Александре угрозу своей власти и в 310 году до н.