Руководителям организаций, территориально обособленных подразделений организаций, осуществляющих работу со сведениями, составляющими государственную тайну, по месту расположения этих подразделений организаций, их заместителям по режиму (безопасности). форма допуска 2 к государственной тайне — сведения совершенно секретные, в плане кадров это может значить допуск к персональным данным секретного оперативного состава. В обосновании кратко отражаются обязанности сотрудника или характер выполняемых работ со сведениями, составляющими государственную тайну. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2024 № 132 "Об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне". «В закон вводится понятие „режим секретности“ — совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Руководителю
Формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, различаются по степени секретности сведений, которыми будет пользоваться сотрудник в своей деятельности: первая форма — для тех, которым будут доступны сведения особой важности. Количество работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях должно быть максимально ограничено. Совфед одобрил закон, вводящий дополнительные ограничения допуска к государственной тайне.
С 17 февраля 2024 года действуют новые правила допуска к гостайне
Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом. Государственная измена. Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме, оформленного (переоформленного) в установленном порядке. В обосновании кратко отражаются обязанности сотрудника или характер выполняемых работ со сведениями, составляющими государственную тайну. IV. Порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. "Руководителям организаций, территориально обособленных подразделений организаций, осуществляющих работу со сведениями, составляющими государственную тайну, по месту расположения этих подразделений организаций, их заместителям по режиму (безопасности). Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным сведениям.
Формы допуска секретности, запрещающие выезд за границу в 2024 году
совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Допуск к работе со сведениями, составляющим государственную тайну, оформляется по первой, второй или третьей форме: Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы. Правила определяют порядок оформления, переоформления, прекращения допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, формы учетной документации, необходимые для оформления такого допуска, а также порядок допуска граждан к сведениям.
В России ужесточают закон о защите государственной тайны
При отсутствии в позициях карточки форма 1 места для соответствующих записей в установленном порядке заполняется новый бланк карточки форма 1 , который учитывается как дополнительный лист к имеющейся карточке форма 1. При этом на новом бланке указывается номер листа, а в графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне форма 9 - количество листов в карточке форма 1. Организация, оформившая допуск к государственной тайне гражданам, состоящим на воинском учете, направляет в соответствующие военные комиссариаты по их запросам уведомления о форме допуска к государственной тайне, его номере, дате окончания проведения проверочных мероприятий, наименовании органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также сведения о фактах переоформления или прекращения допуска к государственной тайне. Если в течение 6 месяцев после проведения проверочных мероприятий не было принято решение о допуске гражданина к государственной тайне, отметка о проведении проверочных мероприятий органами безопасности в карточке форма 1 становится недействительной. В этом случае в орган безопасности, проводивший проверочные мероприятия, в месячный срок направляется соответствующее уведомление, в котором указываются фамилия, имя, отчество гражданина, дата и место его рождения, номер и форма допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий. В случае включения в указанный список нескольких граждан их фамилии указываются в алфавитном порядке.
В отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т. Решение о прекращении допуска гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки форма 1 , которая заверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью организации. При прекращении допуска граждан к государственной тайне в случаях, предусмотренных пунктом 44 настоящей Инструкции, в орган безопасности по месту расположения организации в месячный срок направляется уведомление о прекращении допуска к государственной тайне, в котором указываются фамилии, имена, отчества граждан в алфавитном порядке , даты и места их рождения, номера и формы допусков, даты окончания проведения проверочных мероприятий. Уведомления о прекращении допусков по третьей форме, оформленных без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в органы безопасности не направляются. При прекращении допуска граждан к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 15 настоящей Инструкции, проставляется соответствующая отметка в позиции 10 карточки форма 1 , а в орган безопасности по месту расположения организации в 10-дневный срок направляется соответствующее уведомление.
После прекращения допуска к государственной тайне копия трудового договора контракта или расписка, содержащая обязательства гражданина по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне форма 2 , и карточка форма 1 хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на права гражданина, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке. В случае получения из органа безопасности уведомления о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 15 настоящей Инструкции могут послужить основанием для прекращения гражданину допуска к государственной тайне, соответствующие должностные лица принимают решение о возможности или невозможности дальнейшей работы гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну, о чем информируют орган безопасности. До принятия такого решения гражданин отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Особенности оформления допуска к государственной тайне при работе по совместительству 49. При необходимости оформления гражданину, имеющему допуск к государственной тайне, такого же допуска для работы по совместительству в другой организации в том числе и в качестве арбитражного управляющего по соответствующему запросу изготавливается дубликат карточки форма 1 , который направляется в запрашивающую организацию.
Дубликат карточки форма 1 изготавливается режимно-секретным подразделением запрашиваемой организации на бланке карточки форма 1 , имеющем отметку «Дубликат», путем перенесения всех указанных в карточке форма 1 гражданина записей и учитывается как очередной лист карточки форма 1 , при этом запись о проведении проверочных мероприятий органами безопасности заверяется подписью руководителя этого режимно-секретного подразделения и печатью запрашиваемой организации. В графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне форма 9 и в позиции 6 карточки форма 1 делается отметка «Дубликат. Режимно-секретное подразделение, изготовившее дубликат карточки форма 1 , в месячный срок направляет в орган безопасности по месту расположения своей организации уведомление, в котором указывает адрес и наименование организации, в которую направлен дубликат карточки форма 1. Дубликаты карточек форма 1 учитываются в порядке, установленном для учета карточек форма 1. С карточек форма 1 , оформленных на граждан, получивших допуск к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, и с дубликатов карточек форма 1 дубликаты не оформляются.
Организация, в которой гражданин работает по совместительству, получив дубликат карточки форма 1 , в установленном порядке оформляет гражданину допуск к государственной тайне и в месячный срок направляет в орган безопасности по месту своего расположения уведомление с приложением учетной карточки на допуск к государственной тайне форма 10 , на обороте которой указываются форма и номер допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также дата решения о допуске гражданина к государственной тайне. При необходимости переоформления допуска к государственной тайне гражданину в организации, в которой он работает по совместительству, режимно-секретным подразделением указанной организации запрашивается по постоянному месту работы карточка форма 1 , которая после переоформления допуска к государственной тайне возвращается одновременно с запросом о направлении ее дубликата. При этом организацией, в которой гражданин работает постоянно и где хранится карточка форма 1 , в установленном порядке оформляется новое решение о допуске гражданина к государственной тайне, а в орган безопасности по месту расположения этой организации направляется уведомление с приложением учетной карточки на допуск к государственной тайне форма 10 , на обороте которой указываются форма и номер допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, дата решения о допуске гражданина к государственной тайне, а также адрес и наименование организации, в которую направлен дубликат карточки форма 1. При прекращении в организации, где хранится дубликат карточки форма 1 , допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 15 настоящей Инструкции, в организацию, где хранится карточка форма 1 , направляется уведомление, в котором указываются основания принятия такого решения с приложением дубликата карточки форма 1 , в позиции 10 которой делается соответствующая отметка. Копия уведомления, направляемого в соответствии с пунктом 46 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган безопасности по месту расположения организации, где хранится карточка форма 1.
При прекращении в организации, где хранится карточка форма 1 , допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 15 настоящей Инструкции, в организацию, где хранится дубликат карточки форма 1 , направляется уведомление, в котором указываются основания принятия такого решения с приложением карточки форма 1 , в позиции 10 которой делается соответствующая отметка. Копия уведомления, направляемого в соответствии с пунктом 46 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган безопасности по месту расположения организации, где хранится дубликат карточки форма 1. В отношении граждан, работающих в организации, где хранится дубликат карточки форма 1 , которые переведены в указанной организации на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т. В отношении граждан, работающих в организации, где хранится карточка форма 1 , которые переведены в указанной организации на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т. В случаях, предусмотренных пунктами 51 и 52 настоящей Инструкции, дубликаты карточки форма 1 приобщаются к карточке форма 1.
При этом в графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне форма 9 и позиции 6 карточки форма 1 делается отметка «Дубликат. Гражданам, допущенным к государственной тайне в организации, в которой они работают по совместительству, запрещается использование сведений, составляющих государственную тайну, полученных в организации по основному месту работы. Указанные сведения могут быть переданы в организацию, в которой граждане работают по совместительству, в установленном порядке. Особенности оформления руководителям и членам саморегулируемых организаций арбитражных управляющих допуска к государственной тайне 55. Решение о допуске руководителя саморегулируемой организации арбитражных управляющих далее - саморегулируемая организация к государственной тайне принимается руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по контролю надзору за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих далее - уполномоченный орган по контролю надзору.
Решение о допуске арбитражного управляющего к государственной тайне принимается руководителем соответствующего территориального органа уполномоченного органа по контролю надзору. Список членов саморегулируемой организации, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне форма 12 , утверждается руководителем территориального органа уполномоченного органа по контролю надзору по представлению руководителя саморегулируемой организации. Согласование этого списка с органом безопасности осуществляется соответствующим подразделением по защите государственной тайны территориального органа уполномоченного органа по контролю надзору по представлению руководителя саморегулируемой организации.
Планировалось, что основанием для отказа также будет являться и владение или пользование иностранными финансовыми инструментами, если это не связано с выполнением задач в интересах России. В финальной редакции данное положение отсутствует. Вместе с тем предусмотрено, что должностному лицу и гражданину в допуске к гостайне будет отказано из-за постоянного проживания его самого или его близких родственников за границей или наличия у него или его близких гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства. К принятию закона в него были внесены дополнительные уточнения: в случае если выезд из РФ адвоката ограничен в связи с тем, что он имел доступ к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, его паспорт паспорта в течение пяти рабочих дней со дня доведения до него решения об ограничении его права на выезд подлежит передаче на хранение до истечения срока этого временного ограничения либо истечения срока его действия в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта.
Кроме того, финальными поправками предусмотрено, что выезд из РФ лиц, допущенных к гостайне, а также осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, к которым относятся адвокаты, осуществляется с предварительным уведомлением ФСБ и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки. Порядок такого уведомления определяется главой государства. В пояснительной записке подчеркивалось, что необходимость изменения законодательства по данной проблематике продиктована возникновением новых угроз безопасности России в условиях проведения Вооруженными силами РФ специальной военной операции, санкционного давления западных стран, участившимися в связи с этим случаями несанкционированных выездов за границу лиц, осведомленных в сведениях, составляющих гостайну. Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Борис Золотухин полагает, что внесенная на стадии второго чтения поправка о передаче паспорта адвоката в связи с его допуском к гостайне на временное хранение понятна и логична.
По словам депутата, актуальность поправок связана с условиями военной операции, когда иностранные спецслужбы проявляют особый интерес к российским секретам. Профильный закон будет дополнен ст. Среди них, к примеру, обязанность не разглашать секреты, обязанность информировать о попытках выведать сведения и т. В этой же статье будет содержаться обязанность информировать о конфликте интересов: в допуске к гостайне может быть отказано при наличии зарубежных счетов или недвижимости как у самого секретоносителя, так и у его ближайших родственников. По словам бывшего сотрудника спецслужб, решение о предоставлении допуска к особо секретным сведениям в отношении высших чиновников и раньше принималось межведомственной комиссией, а их самих проверяла ФСБ.
Предложенные поправки, по его словам, помогут как в обеспечении госбезопасности, так и в защите российских граждан от преступных посягательств зарубежных спецслужб. В частности, предлагается изменить порядок допуска должностных лиц к государственной тайне. Решение о доступе к гостайне будет приниматься по результатам проведения проверочных мероприятий, уточнил депутат. При этом в допуске к государственной тайне теперь может быть отказано при наличии у гражданина или его близких родственников счетов и вкладов в иностранных банках за пределами нашей страны, недвижимости за рубежом, а также владении и пользовании иностранными финансовыми инструментами.
Что изменится в порядке допуска к гостайне
Сотрудник не может оперировать секретными данными в ходе диспута или использовать их в своих докладах и научных работах. Ограничения, связанные с личной жизнью Когда человек поступает на работу, его анкетные данные поступают на изучение в ФСБ. Сотрудники службы безопасности направляют запросы в следующие организации: школу; ЗАГС; полицию. Это требуется для проверки всех поступивших сведений. Проверяется не только претендент на допуск, но и все члены его семьи.
А также сотрудники ФСБ получают информацию о банковских операциях и о различных сделках. Определённые ограничения актуальны только во время проверки. В остальное время частная жизнь сотрудника является неприкосновенной. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне утв.
N 63 II. Порядок оформления допуска к государственной тайне Пункт 40 40. При оформлении допуска к государственной тайне судьям на период исполнения ими своих полномочий режимно-секретное подразделение оформляет карточку форма 1 , в позиции 7 которой делается отметка «В соответствии со статьей 21. Указанная запись удостоверяется подписью руководителя режимно-секретного подразделения и печатью организации.
После оформления допуска к государственной тайне в орган безопасности направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне форма 10 , на обороте которой указываются номер и дата оформления допуска к государственной тайне. При оформлении допуска к государственной тайне адвокатам, участвующим в качестве защитников в судопроизводстве по уголовным делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну , карточка форма 1 не заводится и номер допуска к государственной тайне не присваивается. Решение о допуске адвоката к государственной тайне оформляется записью в материалах соответствующего дела, которая заверяется подписью должностного лица, наделенного соответствующими полномочиями, и печатью организации. Расписка адвоката приобщается к материалам данного дела.
После оформления допуска к государственной тайне в органы безопасности по месту регистрации адвоката и по месту оформления указанного допуска направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне форма 10 , на обороте которой указываются дата оформления допуска к государственной тайне, организация, в которой оформлен допуск к государственной тайне, должностное лицо, которое приняло решение о допуске к государственной тайне, а также номер дела, к которому адвокат получил доступ. N 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и или оказанием услуг по защите государственной тайны» Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» Приказ ФСБ России от 11 апреля 2014 г.
N 202 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и или оказанием услуг по защите государственной тайны» Типовое положение об органе по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации Утверждено приказом председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 5 января 1996 г. Граждане с первой степенью допускаются к информации под грифом «Особо важная». Это высший уровень секретности, при котором контролируется не только выезд за границу, но нередко и поведение человека в определенных обстоятельствах. Допуск секретности второй формы налагается при доступе к сведениям под определением «Совершенно секретно».
Подобные данные могут понадобиться гражданину для выполнения служебных или общественных обязанностей, договорных обязательств. Такая форма допуска накладывает на жизнь человека существенные ограничения. Это становится заметно уже на этапе получения кандидатом доступа, когда за его проверку берутся сотрудники ФСБ. Секретностью со 2 уровнем допуска может сопровождаться жизнь не только военных, но и представителей гражданских профессий.
Принимая решение в пользу такой деятельности, нужно учесть, что период действия ограничений например, выезда за рубеж редко заканчивается с увольнением. Обычно он составляет от 5 до 10 лет с момента ознакомления с закрытыми данными на этот период заграница для гражданина недоступна. Должностные лица и сотрудники оформляют допуск к гостайне по месту работы или службы. Допуск позволяет изучать и работать с засекреченными документами.
Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска. Ранее в список уровней допуска входила особая категория, подразумевающая запрет военнослужащим на доступ к служебным делам или его ограничение. Сегодня она уже не используется отдельно, входя в один действующих уровней в соответствии с типом информации. В основном это данные с пометкой «Для служебного пользования».
Обычно под такое определение подпадают сведения в виде показателей по учету, инструкций, распоряжений по делопроизводству, списки обозначений и используемых устройств. Третья форма допуска нередко оказывается лишь формальностью, необходимой для назначения сотрудника на должность в соответствии с требованиями номенклатуры.
Ведь еще в августе 2023 года Президент России Владимир Путин подписал закон, который уточняет основания для недопуска к государственной тайне. С 1 февраля 2024 года его положения вступили в силу. Так, было введено понятие «режим секретности» и конкретизировано определение «порядок допуска к государственной тайне». Согласно закону, человека могут не допустить к секретным сведениям, если у него или его родственников есть недвижимость за границей, счета и ценности в иностранных банках, а также зарубежные ценные бумаги, и если это не связано с выполнением профессиональных обязанностей. При этом президент получил право определять порядок обеспечения режима секретности в своей администрации. Также теперь глава государства может изменять порядок допуска должностных лиц и граждан к гостайне в периоды мобилизации и действия военного положения. Кроме того, нововведения предусматривают, что депутаты, сенаторы, главы муниципальных образований и судьи, имеющие доступ к государственной тайне, должны уведомлять ФСБ и СВР о своих поездках за границу. Читайте также: Также читайте о том, какие законы вступают в силу в мае.
Решение о запрете на выезд может быть пересмотрено в порядке исключения. Должностное лицо имеет право выпустить человека, имеющего доступ к гостайне, из России, но только в определенных законом случаях: при тяжелой болезни или смерти родственника, находящегося в другой стране, при необходимости экстренного лечения или вступления в наследство. Для работы над некоторыми делами адвокатам нужно получать допуск к гостайне, например чтобы знакомиться с секретными материалами уголовных дел. Законопроект устанавливает особый порядок получения доступа к гостайне для защитников. В отношении них не будут проводиться проверочные мероприятия, которые возможны в отношении потенциальных госслужащих.
Вносится этот пункт для того, чтобы не допустить давления на секретоносителей со стороны недружественных государств, манипуляции и выманиванию важных сведений путем шантажа. Законопроект воспрепятствует и несанкционированному выезду секретоносителей за границу. Уехали из страны, оставаясь при этом допущенными к гостайне, а значит, совершили предательство - а там, на чужбине, сразу попали в лапы иностранных спецслужб, которые не упустят такой лакомый кусок. Именно что кусок, потому что звание человека для таких уже незаслуженно высокое". Депутат Госдумы Сергей Алтухов ЕР : "Мы находимся в фазе острого противостояния с западными странами не только на линии боевого соприкосновения, но и в экономике, научно-технической сфере. Сейчас необходимо усилить режим секретности по всем направлениям. Иностранные спецслужбы не просто проявляют интерес к сведениям не только о состоянии нашего оборонно-промышленного комплекса, но и тем, что могут косвенно свидетельствовать о состоянии различных сфер экономики. В законопроекте устанавливается правовая неопределенность, связанная с порядком допуска к гостайне должностных лиц. Также правительству дается возможность проведения проверочных мероприятий в их отношении.