12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полёт. Юрий Гагарин – живой символ победы СССР в космической гонке – погиб 27 марта 1968 года.
Юрий Гагарин
Во втором содержалась просьба о помощи в поиске корабля, если он приземлится не в заданном районе, а где-то в другой стране или в океане. И, наконец, третье «трагическое» — о гибели космонавта. Предусмотрительность руководства страны оказалась, к счастью, излишней: выполнив один оборот вокруг Земли, в 10 часов 55 минут и 34 секунды по московскому времени на 108 минуте полета корабль, пилотируемый Юрием Гагариным, успешно приземлился. Правда, не в запланированном районе — в 110 км от Волгограда, а в Саратовской области, неподалеку от деревни Смеловки. Подвела система торможения спускаемого аппарата. Они были первыми Первыми живыми существами в космосе были четвероногие друзья человека — собаки Белка и Стрелка, которые в августе 1960 года на борту корабля «Восток» совершили суточный облет Земли. Эпоху пилотируемых космических летательных аппаратов открыл Юрий Гагарин. Второй космонавт планеты Герман Титов стал первым человеком, который провел на орбите более суток, — 25 часов 18 минут.
Валентина Терешкова стартовала на корабле «Восток-6» 16 июня 1963 года, пробыла в космосе почти трое суток и вошла в историю как первая женщина-космонавт. К слову, в это время она была не одна на орбите: там находился космический аппарат «Восток-5», который пилотировал летчик-космонавт Валерий Быковский. Вторым по значимости после полета Юрия Гагарина стал выход человека в открытый космос. Этот подвиг совершил Алексей Леонов. За 12 минут и 9 секунд пребывания в открытом космосе Леонов испытал сильнейшие эмоциональные и физические перегрузки. Его пульс увеличился до 143 ударов в минуту, в два раза участилось дыхание, температура тела поднялась до 39 градусов, пот стекал ручьями, наполнил почти до колен скафандр, с которым при возвращении на корабль возникли проблемы. Он разбух, и космонавт не мог протиснуться в люк.
Пришлось выпустить кислород из скафандра и какое-то время практически не дышать.
Затем ракета плавно, мягко снялась со своего места. Я даже не заметил, когда она пошла. Потом чувствовал, как по конструкции ракеты пошла мелкая дрожь. Характер вибрации: частота большая, амплитуда небольшая. Я приготовился к катапультированию.
Сижу, наблюдаю процесс подъема. Слышу, докладывает Сергей Павлович о том, что идет 70 сек. В районе 70 сек, плавно меняется характер вибрации. Частота вибрации падает, а амплитуда растет. Возникает как бы тряска. Потом постепенно эта тряска затихает, и к концу работы первой ступени вибрация становится такой же, как в начале ее работы.
Перегрузка плавно растет, но она вполне переносимая, как на обычных самолетах. Примерно 5ж. При этой перегрузке я вел все время репортаж и связь со стартом. Было несколько трудно разговаривать, так как стягивало все мышцы лица. Несколько поднапрягся. Дальше перегрузка стала расти, достигла своего пика и начала плавно уменьшаться.
Затем почувствовал резкий спад перегрузки. Ощущение было таким, как-будто что-то сразу отрывается от ракеты. Почувствовал что-то вроде хлопка. При этом резко упал шум. Будто возникло состояние невесомости, хотя в это время перегрузка примерно равна 1. Затем опять появляется и начинает расти перегрузка.
Начинает прижимать к креслу, уровень шума значительно меньше. На 150 сек. Процесс очень яркий. Получился толчок, хлопок. Одна половина обтекателя как раз была против «взора». У меня светофильтр «взора» был закрыт, а шторка открыта.
Обтекатель медленно пошел вниз от «взора», за ракету. В это время во «взоре» была очень хорошо видна Земля. Как раз не было облачности. Видел складки местности, немножко гористый район. Видно было лес, реки, овраги. Я не мог привязать то, что видел, так как во «взоре» оказалось очень мало территории.
По-моему Обь там была или Иртыш, но видно было, что это большая река и на ней острова. Можно видеть все. Я вел репортаж об этом. Когда идет ракета, то по «взору» можно наблюдать, что она немножко колеблется вокруг продольной оси по крену, но колебания незначительные. Ракета как бы живет. К концу работы первой ступени, когда слетел головной обтекатель, во «взоре» горизонт немного до верхнего края не доходил.
Ракета шла с некоторым углом тангажа. Затем к концу работы второй ступени она легла по горизонту и даже несколько ниже горизонта. Здесь был некоторый небольшой просвет по «взору». На 211 сек. Вторая ступень выключается примерно так же, как и первая. При этом происходит такой же резкий спад перегрузок и падение шума, такое же ощущение невесомости.
Невесомость была примерно секунд 10-15 до включения третьей ступени. Затем слышал глухой хлопок и включение третьей ступени. Она работала очень плавно. Ракета как бы подошла и нежненько все повела от нуля. Очень плавно стала появляться перегрузка. Затем по «взору» горизонт занял все его кольцо.
Начал увеличиваться угол тангажа, и к концу работы третьей ступени примерно только половина внешнего кольца «взора» была занята горизонтом. Затем я наблюдал, передавал, вел репортаж, видел облачность, тень облаков на Земле. Землю во «взор» видно очень хорошо. Предметы на Земле хорошо различимы. Выключение третьей ступени было резким. Перегрузка немножко возросла, почувствовал резкий хлопок.
Примерно секунд через 10 произошло разделение. При этом почувствовал толчок. Корабль начал медленно вращаться. Земля стала уходить влево, вверх, затем вправо, вниз. Вращение было хорошо видно во «взоре». Видел я горизонт, звезды, небо.
Небо совершенно черное, черное. Величина звезд и их яркость немножко четче на этом черном фоне, скорость перемещения их во «взоре» и в правом иллюминаторе большая. Виден очень красивый горизонт, видна окружность Земли, Горизонт имеет красивый голубой цвет. У самой поверхности Земли нежно-голубой цвет, постепенно темнеющий и переходящий в фиолетовый оттенок, который плавно переходит в черный цвет. В это время вел устойчивую хорошую связь с Колпашевом — «Зарей 2». При пролете Елизово связь была нормальной.
Я несколько раз повторял свои доклады и донесения. Вся система спуска заработала. Произвел доклад. Но по KB подтверждение докладов и команд в это время ни от кого не получал. Связи не было. Примерно градусов около 30 сев.
На этом фоне услышал телеграфные позывные «ВСН» — «Весны». В это время я опять начал связь с «Весной», но никто не отвечал. Производил записи наблюдений в бортжурнал. При пролете над морем поверхность его казалась серой, а не голубой. Поверхность неровная, как бы в виде песочных барханов на фотографии. Мне кажется, что сориентироваться над морем будет вполне возможно.
Можно вести ориентировку, привязаться к местности, сориентировать корабль для включения тормозной установки. Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвел прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями.
Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было. Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом «плавал» передо мной.
Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман.
Все равно не пригодится, писать же нечем. В это время я был в тени Земли, а еще до входа в тень Земли все время производил запись на магнитофон Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента. Магнитофон не работал. Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи. Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал.
И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон осуществлял вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти все время работает и, естественно, много расходуется ленты. Это вызывается высоким уровнем шума в кабине. Перед этим я вошел в тень Земли. Вход в тень Земли очень резкий. До этого временами наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось отворачиваться от него или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза.
Затем посмотрел в один иллюминатор — на горизонте ничего не видно. В другой «взор» — тоже темно. Думаю, что же такое? Заметил по времени, что это связано со входом в тень.
По моим ощущениям перегрузка была за 10ж. Был такой момент, примерно секунды 2-3, когда у меня начали «расплываться» показания на приборах. В глазах стало немного сереть. Снова поднатужился, поднапрягся. Это помогло, все как бы стало на свое место. Этот пик перегрузки был непродолжительным. Затем начался спад перегрузок. Они падали плавно, но более быстро, чем они нарастали. С этого момента внимание свое переключил на то, что скоро должно произойти катапультирование. Когда перегрузки начали «жать», Солнце мне било прямо в задний иллюминатор. Когда перегрузки полностью спали, что, очевидно, совпало с переходом звукового барьера, стал слышен свист воздуха. В шаре отчетливо можно было слышать, как он идет в плотных слоях атмосферы. Шум или свист был слышен так же, как обычно можно было слышать в самолетах, когда задросселируют двигатели или когда самолет пикирует. Вновь подумал о том, что сейчас будет катапультирование. Настроение было хорошее. Стало ясно, что сажусь не на Дальнем Востоке, а где-то здесь, вблизи расчетного района. Момент разделения хорошо заметил. Глобус остановился приблизительно на середине Средиземного моря. Значит, все нормально. Жду катапультирования. Хлопок, и крышка люка ушла. Я сижу и думаю, не я ли это катапультировался? Так, тихонько голову кверху повернул. В этот момент произошел выстрел, и я катапультировался. Произошло это быстро, хорошо, мягко. Ничем я не стукнулся, ничего не ушиб, все нормально. Вылетел я с креслом. Дальше стрельнула пушка, и ввелся в действие стабилизирующий парашют. На кресле я сидел очень удобно, как на стуле. Почувствовал, что меня вращает в правую сторону. Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе. Потом смотрю — что-то вроде города. На одном берегу большой город, и на другом — значительный. Думаю, что-то знакомое. Катапультирование произошло, по моим расчетам, над берегом. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит, и придется приводняться на воду. Потом отцепляется стабилизирующий парашют, и вводится в действие основной парашют. Проходило все это очень мягко, так, что я ничего почти не заметил. Кресло также незаметно ушло от меня вниз. Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что здесь, наверное, Саратов. Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца. Я уселся поплотнее и стал ждать отделение НАЗа. Слышал как дернул прибор шпильки. Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все. Я понял, что НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он там падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к спинке привязан. Тут слой облачков был. В облачке поддуло немножко, и раскрылся второй парашют. Дальше я спускался на двух парашютах. Наблюдал за местностью, видел, где приземлился шар. Белый парашют и возле него лежит черный, обгорелый шар. Это видел я недалеко от берега Волги, примерно в километрах 4 от моего места приземления. Опускаясь, заметил, как справа от меня по сносу виден полевой стан. На нем много народу — машины. Рядом дорога проходит. Шоссе идет на Энгельс. Дальше вижу, идет речушка-овраг. Слева за оврагом домик, вижу, там какая-то женщина теленка пасет. Ну, думаю, сейчас я, наверное, угожу в этот самый овраг, но ничего не сделаешь. Чувствую, все смотрят на мои оранжевые красивые купола. Дальше смотрю, как раз я приземляюсь на пашню. Думаю, ну сейчас приземлюсь. Как раз спиной меня несет. Пробовал развернуться, в этой системе трудно развернуться, вернее, не развернешься. Перед землей примерно метров за 30, меня плавно повернуло прямо лицом по сносу. Ветерок, как определил, был метров 5-7. Только успел я это подумать, смотрю земля. Ногами «тук». Пашня оказалась хорошо вспахана, очень мягкая, она еще не высохла. Я даже не почувствовал приземления. Сам не понял, как уже стою на ногах. Задний парашют упал на меня, передний парашют пошел вперед. Погасил его, снял подвесную систему. Посмотрел — все цело. Значит, жив, здоров. Да, в воздухе я отсоединил колодку ОРКа, открыл шлем уже на земле. Приземлился с закрытой шторкой. Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут 6 никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально. Дальше принимал меры к тому, чтобы сообщить, что приземление прошло нормально. Вышел на пригорок, смотрю женщина с девочкой идет ко мне. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от нее отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда». В скафандре идти неудобно, но все-таки я иду. Смотрю, она так это неуверенно, тихонько ступает, ко мне подходит. Я подошел, сказал, что я советский человек, прилетел из космоса. Познакомились с ней, и она рассказала мне, что по телефону можно говорить с полевого стана. Я попросил женщину, чтобы она никому не разрешала трогать парашюты, пока я схожу до полевого стана. Только подходим к парашютам, здесь идут человек 6 мужчин: трактористы, механики с этого полевого стана. Познакомился с ними. Я им сказал, кто я. Они передали, что вот сейчас передают сообщение о космическом полете по радио. Через минуты 3 подошла автомашина ЗИЛ-151. На ней прибыл майор артиллерист тов. Мы представились друг другу. Я попросил как можно побыстрее сообщить в Москву. Выставили часового у парашютов, и поехал вместе с ним в часть. Приехали в часть. Он вызвал командный пункт дивизии. Потом вызвали командующего округом. Через командующего округом доложили в Москву обо всем. Поступила команда задержаться на месте приземления.
Из-за этого даже возникла угроза отчисления, однако он вышел из положения, подкладывая маленькую подушечку на сидение. Гагарин шел первым в списке, а его главным конкурентом считали Германа Титова. Первый человек в открытом космосе Подробнее Когда до полета оставался один месяц, то шансы быть первым остались только у Гагарина, Титова и Нелюбова, ведь только для них изготовили индивидуальные скафандры. Драма космонавта Нелюбова». Такое решение было обусловлено несколькими факторами. Он адекватно реагировал на стресс и меняющиеся условия. Бытует даже мнение, что первое место Гагарину обеспечила его обезоруживающая улыбка. Впрочем, это поддерживают не все эксперты. Как осуществлялась подготовка В каком-то смысле Гагарин к этому полету готовился всю жизнь, но наиболее активная фаза началась, конечно, после зачисления в группу кандидатов в космонавты 3 марта 1960 года. В нее входили медицинские испытания и тренировки, в том числе барокамера, центрифуга, термокамера, изучение объекта «Восток-3А» , общая физическая и теоретическая подготовка. До прихода немцев он успел проучиться в школе лишь один месяц, после чего учеба прервалась вплоть до освобождения села в марте 1943 года. Будучи талантливым и целеустремленным человеком, он быстро учится и, несмотря на высокую нагрузку, отлично проявляет себя в освоении летного дела.
Дорога в космос. Юрий Гагарин. Первый навсегда
К кандидатам предъявлялись очень жёсткие требования. Они должны были обладать прекрасным здоровьем, быть не старше 25—30 лет, иметь рост в пределах 170 см, а массу тела — 70 кг. Такие жёсткие ограничения диктовались сравнительно небольшими размерами создаваемого корабля-спутника «Восток». Было просмотрено более 3 тыс. Они и составили первый отряд космонавтов. Гагарин прошёл всестороннее медицинское обследование в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале и был признан годным для осуществления космических полётов. С 14 марта приступил к занятиям и тренировкам вместе с девятнадцатью другими лётчиками по программе подготовки космонавтов. Гагарин в числе шести других слушателей специальной группы ЦПК был назначен на должность космонавта с присвоением квалификации «космонавт ВВС». Королев 8 апреля 1961 г.
В окончательном выборе первого космонавта решающее значение наряду со степенью его профессиональной подготовки, отличным физическим здоровьем учитывался такой фактор, что первый космонавт должен был в какой-то степени олицетворять эпоху, быть символом своего времени. Из аттестации Ю. Гагарина: «Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, дух к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремленность, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично.
Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Любит повторять: «Так учили! Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстротой реакций. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной…».
Гагариным на борту. В 10 часов 55 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловка в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полёт, но этим минутам суждено было стать главными в биографии Ю. Первые минуты после приземления. Москва приветствовала героя космоса.
Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул.
Торфяная, д.
Новость о том, что сын думает стать физкультурником, родители приняли «в штыки». Отец говорил: "… Что же это за работа — бегать?
Ты ему напиши, Нюра, что мужчине такое не к лицу". Но новость о том, что ученики могут быть направлены в Саратовский техникум по специальности, обрадовала родителей. К счастью, Юрия Алексеевича литейное отделение имелось и там.
Недолго думая, ребята пришли к своему директору. И тот дал им все нужные документы, оформил бесплатные билеты на поезд и отправил их вместе с воспитателем Никифоровым Владимиром Александровичем в Саратов. Студенты были хоть отнюдь не маленькими Гагарину и его сверстникам на тот момент было 17 лет , но директор завода все равно боялся за них — как-никак новый город.
В письмах родным Юрий Алексеевич восторгался величием и могуществом реки Волги. Жил он тогда в общежитии при Саратовском индустриальном техникуме, которое находилось по адресу: г. Саратов, ул.
Мичурина, д. Сегодня этот техникум гордо несет имя Юрия Алексеевича Гагарина. И вот трое друзей из Люберец стали учиться в одном из самых лучших техникумов Союза.
За время учебы там Юра все также продолжал писать письма родителям. Он рассказывал о своих увлечениях, друзьях, планах, даже присылал свои фотографии, например где он играл в составе местной баскетбольной команде техникума. В Саратове Гагарин познакомился с театром.
Часть денег со стипендии он всегда откладывал на билеты интересных ему премьер. Учился также слаженно, поражал преподавателей своими способностями и познаниями в математике и физике, помогал сокурсникам в сложных для них предметах, да так, что те выходили вперед и становились отличниками. С Гагарина стали брать пример.
Начал он еще много читать книг, особенно историй из Великой Отечественной войны. Рассказ о герое-летчике задел его тонкие нити души. Гагарин в письмах и со своими сокурсниками стал обсуждать идею о полетах на самолете.
Жила уже тогда в нем искорка героизма и тяги к подвигам. Перейдя в 1954-м году на четвертый курс обучения, с гордостью своей маме в письме он заявил о наборе четверокурсников в местный аэроклуб. В аэроклуб объявили прием четверокурсников техникумов.
Аэроклуб—это то, о чем только можно мечтать! Начинался самый напряженный год, оставалось всего ничего до защиты диплома, но Гагарин не отчаивался и старался совмещать занятия в техникуме с курсами в аэроклубе. Своим родителям он стал писать намного меньше, потому что стало не хватать того лишнего часа времени в сутках.
Но понимал он, что матери и отцу без его весточек будет тяжело, поэтому ни за что не смел забывать о них и своих учебных делах. И вот наконец, диплом получен. За тот нелегкий последний год Гагарину приходилось много чертить.
Благодарил он за это своего учителя, которые преподавал черчение еще в Люберецком ремесленном училище. За свой дипломный проект Юрий Алексеевич Гагарин получил твердую «пятерку», а также характеристику дисциплинированного, ответственного и добросовестного ученика. В самом дипломе была лишь только одна «четверка» — по психологии.
Как только Гагарин окончил ремесленное училище, он сразу перешел в летное. В аэроклубе у него был невероятно умный и опытный летчик-инструктор Дмитрий Павлович Мартьянов, с него Гагарин стал брать пример. Возможно, если бы не он, то не стал бы Юрий Алексеевич заниматься пилотированием самолетов.
Мартьянов был влюблен в авиацию, авиация была частью его жизни. Это отношение он смог передать и Юре. Уже после смерти Гагарина Саратовский аэроклуб писал письма благодарности его матери: «Анна Тимофеевна!
Мы, работники Саратовского аэроклуба, гордимся Вашим сыном, а нашим учеником. Аэроклуб сыграл решающую роль в становлении Юрия Алексеевича как летчика. Очень важно, как начинается путь.
Юрий Гагарин с первых летных шагов показал и доказал свою любовь и преданность авиации. Из того набора, где был Юра, ему первому был доверен самостоятельный полет»... Юра гордился своим делом.
Успехами он всегда делился со своими родителями. Однажды Гагарин во время своего первого самостоятельного полета на самолете смог стать героем материала в местной газете. Один выпуск он запечатал в конверт и вместе со своим письмом отправил почтой домой к родителям.
Распечатав его, мама увидела овальную фотографию своего сына, в которой видно, как он сидит в кабине пилота — серьезный, повзрослевший. Идеей стать летчиком Гагарин заболел давно, еще во время учебы в вечерней школе в Люберцах. На вручении диплома об окончании семи классов директор спросил Юрия о том, кем он хочет быть.
И тот недолго думая, резко и четко, в своей манере ответил, что летчиком. За своей мечтой он поехал в Оренбург тогда — Чкалов поступать в авиационное училище. Прошел он туда без сдачи экзаменов, так как у него был диплом свидетельствующий об отличном окончании техникума.
Да и похвалы из аэроклуба были не лишними. Зачем земля, когда есть небо? В начале материала я как-то сказал, что полет за пределы нашей планеты разделил жизнь Гагарина на две части.
Однако до этого события периодом, принесшим в его жизнь много нового, стало поступление в Авиационное училище. За годы обучения в нем Гагарин нашел дело своей жизни, верность которому он пронес до конца своих дней. Точно также, как и жена Гагарина Валентина смогла сохранить верность мужу, даже после его гибели… В письмах родителям Юрий Алексеевич всегда хорошо отзывался о командирах училища, всегда в подробностях расписывал занятия, не стеснялся и делиться своими успехами.
Но, как и у всех, не всегда у Гагарина все шло так, как хотелось бы. Во время учебы в авиационном училище был момент, что Гагарина чуть не отчислили. Он умел мастерски маневрировать самолетом, но вот посадка ему давалась с трудом.
Очень часто Гагарин задевал землю кармой самолета, а все из-за его маленького роста. У него был ограниченный угол обзора, из-за которого рассчитать примерное расстояние до земли было сложно. Первым об этом догадался инструктор училища Анатолий Колосов, спасший в конечном счете Гагарина от отчисления.
На экзамене, чтобы компенсировать недостаток роста, Колосов подложил под кресло подкладку. И перед полковником Григорием Константиновичем Серковым, заместителем полковника Полшкова, ученик показал себя достойно, осуществив четкий и безошибочный полет. Был довольно один комичный момент в этой истории.
У пилотов есть давняя традиция, что прошедший контрольный полет летчик, дарит принимающему экзамен пачку самых дорогих, самых лучших сигарет. Когда Гагарин достал из массивной папки, выступавшей в роли подкладки на сиденьи в кабине пилота, пачку сигарет. Та была изрядно помята.
Серков ответил ему: «Видно, задолго готовился к полету, товарищ Гагарин. Поздравляю вас с успешной сдачей экзамена». После этого Юрию Алексеевичу также было присвоено офицерское звание.
Однако вернемся к 1955-му году, к тому времени, когда Гагарин только-только поступил в 1-е военное авиационное училище в Чкалове ныне Оренбурге. Когда настала пора отпуска, в ноябре 1955-го Юрий Алексеевич — статный, повзрослевший приехал к своим родителям. Анна Тимофеевна давно стала обращать внимание на часто мелькающее имя Валентины, будущей жены Гагарина в его письмах.
После разговора об этом мама конечно же была рада, что её сын нашел свою первую настоящую любовь. Валентина родилась 15 декабря 1935-го года и училась в местном медицинском училище, расположенном неподалеку от авиационной академии, где учился Гагарин. Юрию Алексеевичу будущая жена понравилась сразу.
Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Её застенчивость, голубое платье, удивительная улыбка, внутреннее тепло и красота сразу запали молодому курсанту глубоко в душу. Свадьбы у пары было целых две: первую они сыграли сразу после того, как закончили учебу, в Чкалове с родственниками Валентины и их общими друзьями, а вторую свадьбу пара сыграла уже в Гжатске, где были приглашены все родственники и друзья Гагарина.
А все потому, что хотелось пригласить всех, но не все могли бы приехать в какое-то определенное место. Поэтому чтобы никого не обидеть, Юрий и Валентина пришли к такому решению. Спустя полгода, сдав все экзамены, к нему приехала Валентина.
Пока молодожены были в разных городах, каждый день они писали друг другу письма. Выводя каждую букву, подбирая слова Юра старался максимально подробно выразить то, что он чувствует к своей супруге. Это было больше, чем просто любовь.
Он уважал, ценил свою жену, как и она его. Всегда старался её чем-то радовать. День встречи оба ждали с трепетом в сердце и теплом в душе.
Валя закончила учебу и получила специальность фельдшера.
Тем грандиознее был всеобщий триумф, когда 14 апреля «Ил-18» доставил героя в аэропорт Внуково с Байконура. Встречать героя собрались толпы людей, их поток не уменьшался и на главных улицах страны, где торжественно провозили Гагарина в автомобиле ЗИЛ с открытым верхом. Два апрельских дня навсегда изменили жизнь СССР, а в памяти их современников оставили нестираемый отпечаток: «Мне было 14 лет, когда Гагарин полетел в космос, - делится воспоминаниями Богданова Любовь, одна из гостей мероприятия. Родители не могли забрать нас домой, потому что мы все хотели увидеть Гагарина, пролетающего над нами! До сих пор я горжусь тем, что первым рассказал сослуживцам о том, что мы полетели в космос! Подвиг космонавта принёс «всесоюзный праздник»: по телевизору и радио во всех республиках были слышны ликование, поздравления, рассказы о герое и его подвиге — народ объединился, благодаря общей радости: «Мы первые! Мы лучшие!
"Поехали!" Он был первым
Итальянское агентство "Контитенталь" вскоре после возвращения Гагарина публикует интервью своих ученых, братьев Ундико-Кордильо, которые поведали, что с 1957 года зафиксировали три трагедии в космосе. 4 октября 1957 года СССР запустил в космос первый искусственный спутник, а 26 октября Юрий Гагарин получил диплом с отличием с квалификацией «пилот-техник» в 1-м Чкаловском военном училище лётчиков имени Ворошилова (в современном Оренбурге). 63 года назад Юрий Гагарин совершил первый пилотируемый полёт в космическое пространство. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире совершил полет в космос, открыв человечеству дорогу к звездам. Говорили, что Ильюшин не смог катапультироваться и после жёсткой посадки год провёл в плену в Китае, а Гагарина в 1968 году устранил КГБ, чтобы тот не проболтался об этом. Космический полет ГАГАРИНА длился всего 108 минут, но он доказал, что человек может жить и работать в космосе.
12 апреля -День космонавтики, 60 лет полёту Юрия Гагарина в космос
летчик-испытатель, Герой СССР Владимир Серегин и первый человек, побывавший в космосе, Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в космосе. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полёт. За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдёт катастрофа. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос.
Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире
Ровно 60 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин навсегда вошел в мировую историю как первый космонавт планеты, совершив полет на космическом корабле «Восток»! Свой путь к космосу Юрий Гагарин начал в училище летчиков имени К. Е. Ворошилова в Оренбурге. В 1957 году его направили в Заполярье в истребительный авиационный полк Северного флота, сообщило РИА «Новости». 12 апреля 1961 Гагарин в скафандре «СК-1» перед историческим стартом космического корабля «Восток-1». Полет Гагарина в 1961 году прошел успешно, хотя и не совсем по плану. 12 апреля 2024 года в России отмечается День космонавтики, приуроченный к первому полету в космос Юрия Гагарина. Читайте про историю и традиции праздника, интересные факты о первом космическом полете и ответы на популярные вопросы в материале РЕН ТВ. ровно 60 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе.
Гагарин Юрий Алексеевич
В 2011 году, к 50-летию полета, First Orbit создали фильм-реставрацию, воспроизводивший увиденное Гагариным в космосе. летчик-испытатель, Герой СССР Владимир Серегин и первый человек, побывавший в космосе, Юрий Гагарин. Полет Гагарина в 1961 году прошел успешно, хотя и не совсем по плану. Сегодня, когда пребывание космонавтов в космосе составляет месяцы и годы, полёт Юрия Алексеевича Гагарина может не вызвать того восторга, удивления и восхищения, которые испытали люди Земли 12 апреля 1961 г. Не будем забывать, что Ю.А. В целях воспитания подрастающего поколения на примере жизни и подвига наших космических героев, по давно сложившейся традиции на малой родине первопроходца космоса в городе Гагарин Смоленской области пройдет знаменитая XXII Межрегиональная.
Дорога в космос. Юрий Гагарин. Первый навсегда
61 год назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Звание «первого в космосе» должно было принести Юрию Гагарину ту жизнь, о которой он не мог и мечтать. Говорили, что Ильюшин не смог катапультироваться и после жёсткой посадки год провёл в плену в Китае, а Гагарина в 1968 году устранил КГБ, чтобы тот не проболтался об этом. Полетел в космос первый человек — советский лётчик Юрий Гагарин. Итальянское агентство "Контитенталь" вскоре после возвращения Гагарина публикует интервью своих ученых, братьев Ундико-Кордильо, которые поведали, что с 1957 года зафиксировали три трагедии в космосе. Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос.
Новости и события Российского исторического общества
Через 58 минут после начала приёма сигнала отдельные кадры из этой телетрансляции переслали в штаб-квартиру АНБ в Форт-Миде. На этих кадрах было хорошо видно, как космонавт двигается, ведёт переговоры, живёт. Таким образом, уже в первые часы руководство США получило доказательство из самого надёжного источника и никогда впоследствии не ставило факт полёта Гагарина под сомнение. Но корреспондент «Нью-Йорк миррор» ничего о перехвате не знал и не мог узнать, ведь АНБ тоже умело хранить военные секреты и предпочитало не распространяться о своих возможностях. От Советского Союза требовалось представить какие-то конкретные детали полёта: фотоснимки Земли с орбиты но фотоаппарата на «Востоке» не было , подробности запуска ракеты и её описание но они оставались засекреченными , имена создателей ракеты и корабля они были засекречены в ещё большей степени, чем подробности запуска. Возникала абсурдная ситуация — на официальном уровне советское правительство делало заявление, что готово делиться технологиями и знаниями, но отказывалось предъявить даже самую малость: общие схемы устройства кораблей «Восток» и пару-тройку имён их создателей, чтобы последние могли получить причитающиеся им по праву лавры от мирового научного сообщества: всерьёз обсуждался вопрос о присуждении таинственному «Главному конструктору» Нобелевской премии. Зарубежные эксперты неоднократно указывали советской стороне на недопустимость подтасовок в публикациях о первом космическом полёте, тем более что таковые стали очевидны уже в мае 1961 года. На это опытные кремлёвские демагоги ответили, что правительство Соединённых Штатов Америки, которое кичится гласностью у себя в стране, не спешит делиться технологией изготовления атомной бомбы даже со своими ближайшими союзниками. Странно, что советские руководители совсем не понимали: тем самым они порочат величайшее событие в истории ХХ века, поставив космический прорыв на одну полку с убийством тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки. Забытый подвиг После смерти главного конструктора ракетно-космической системы «Восток» Сергея Павловича Королёва в его архиве обнаружили переводы высказываний западных экспертов по поводу первого космического полёта. Среди них — и статью «Пионер или подопытный кролик», опубликованную 15 апреля 1961 года в гамбургской газете «Ди Вельт».
Её автор Себастиан Хаффнер вопрошал: «Неужели действительно можно поверить в открытие новой главы в истории человечества, если человек, правда добровольно, успешно повторил принудительные достижения животных? В своей кабине он был не капитаном, а лишь полезным грузом». Легко представить, с каким чувством Сергей Павлович Королёв читал эту статью. Но формально эксперт был прав, ведь сокрытие информации имело ещё одну важную особенность — замалчивались трудности и проблемы, вставшие перед космонавтом. На официальном уровне картинка выглядела так: старт прошёл успешно, сам полёт — идеально, приземление — штатно. Получается, что ничего особенного первый космонавт и впрямь не совершил. В чём же тогда героизм и вклад Гагарина? В действительности полёт проходил непросто. Связь с наземными пунктами была посредственной. Сильно мешал шум вентиляторов.
При сходе с орбиты нарушилась логика в работе систем автоматического управления, корабль начал беспорядочно кувыркаться, а его отсеки разделились только при входе в высшие слои атмосферы. Все эти подробности Юрий Алексеевич Гагарин изложил Государственной комиссии. Его доклад послужил основой для доработки различных систем корабля. Таким образом, первый космонавт выступал в качестве испытателя новой перспективной техники, что само по себе очень важно и не может сравниться с запуском подопытных собак. Практика сокрытия проблем космических полётов продолжалась и в дальнейшем, что привело к печальным последствиям. Желание советских властей представить дело так, будто бы освоение космоса коммунистами состоит из череды триумфальных побед и прорывных достижений, а неприятности и аварии — удел заокеанских капиталистов, породило растущий диссонанс в восприятии космонавтики простым гражданином. Возник резонный вопрос: зачем мы присваиваем звания Героев людям, которые ничем особенно не рискуют? Куда более опасными на таком фоне выглядят профессии шахтёра или подводника. Давайте их тоже награждать! А ведь от этой идеи всего полшага до следующей: не слишком ли много мы тратим на космонавтику?
В чём особенность этого вида деятельности? Почему мы должны, отказывая себе в самом необходимом, поддерживать работу людей, которые не пашут, не сеют, а потом ещё и купаются в лучах всемирной славы? В начале 1990-х годов отечественная космонавтика оказалась на грани полного краха, как и многое другое в нашей стране.
О космосе и достижениях российских космонавтов рассказывают даже в детских садах. Праздник в других странах В других странах мира 12 апреля отмечается Международный день полета человека в космос, учрежденный ООН. Одна из самых популярных акций — "Юрьева ночь". Впервые ее организовали в 2001 году в Лос-Анджелесе с целью популяризации освоения космоса и новых технологий. По словам организаторов, это всемирная космическая вечеринка с живой музыкой, едой и интерактивными экспонатами.
Мероприятия в Москве в 2024 году Как отмечается на портале mos. Особенные дни с 12 по 14 апреля ждут пассажиров городского транспорта. Принять участие в мероприятиях можно будет бесплатно, на отдельные из них потребуется предварительная регистрация. Расскажем о некоторых мероприятиях, которые состоятся в Москве 12 апреля или в другие даты в честь Дня космонавтики в этом году: Мероприятиях в музеях и кинотеатрах: Премьерный показ полнокупольного фильма "Планеты Солнечной системы" пройдет в Московском планетарии 12 апреля. Московские библиотеки тоже ждут горожан на мероприятия, посвященные Дню космонавтики. Оно состоится 9 апреля. Зрители увидят две классические ленты советского кинематографа, посвященные изучению космоса. В музее-заповеднике "Кузьминки-Люблино" весь апрель работают уличные фотовыставки "Космос как вызов" и "Космос начинается на Земле".
Для пассажиров городского транспорта: На Северном речном вокзале в День космонавтики запланированы лекции о созвездиях и планетах, также для гостей вокзала с 12 апреля в течение недели будет работать мобильный планетарий. А на Южном речном вокзале 13 апреля запланированы мастер-классы, космическая викторина, игротека, обсуждение научно-популярных книг, показ любимых мультфильмов о космосе и встреча с ветераном-испытателем авиационной и космической техники. По Кольцевой линии метро будет курсировать 10 составов, головные вагоны которых украсит легендарная фраза Юрия Гагарина "Поехали! А в переходе между станцией метро "Ленинский проспект" и станцией Площадь Гагарина МЦК можно будет полюбоваться фотовыставкой. Посмотреть на звезды в парках: Московские парки в День космонавтики приглашают посмотреть на звезды и планеты. Так, в Парке Горького после зимнего перерыва откроется народная обсерватория — старейшая в городе площадка для наблюдения за звездами. С 13:00 до 19:00 там пройдет день открытых дверей. Кроме того, гостей ждет лекция "Небесная симфония: гармонизация здоровья человека с ритмами космоса" и другие мероприятия.
К примеру, в 13:00 на большом уличном экране, расположенном у главной сцены, покажут советский научно-фантастический художественный фильм "Москва — Кассиопея" — первую часть дилогии. В амфитеатре парка "Ангарские пруды" в день космонавтики в 11:00 пройдут открытые кинопоказы — зрителям представят 27 короткометражек из серии "Любимый экспонат".
Известные кадры съёмки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королёва на командном пункте — это имитация, сделанная в более поздний период. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит — в момент реального старта им было просто не до этого. Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года. На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление.
Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы. Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный полёт Гагарина. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году. Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полётом Гагарина, — это надпись «СССР» на шлеме космонавта. Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим возник вопрос — а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта?
Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности.
После возвращения на Землю Гагарин хотел снова полететь в космос. Однако ему не разрешили, поскольку его считали слишком значимым человеком, а космические полеты все еще были слишком опасны. Однако к сожалению не прошло и семи лет после достижения орбиты, как он нашел смерть на борту МиГ 15УТИ, в котором он был вторым пилотом. Это случилось 27. Сегодня исполняется 62 года со дня первого полета Юрия Гагарина в космос. За 60 лет мы ступили на Луну, отправили зонды по всей Солнечной системе и "колонизировали" целую планету с помощью наших роботов. Мы построили космические станции, одна из которых, благодаря сотрудничеству десятков государств, остается обитаемой уже почти 20 лет. Мы часто думаем, что спустя 60 лет нам немного досадно оставаться неподвижными на околоземной орбите. Многие из тех мечтаний, которые наполняли наши фантазии после великих успехов прошлого века, не сбылись.