За несколько лет после возвращения Крыма положение археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» упрочнилось и в правовом, и в административно-хозяйственном плане. Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» при поддержке Фонда «Моя история» в 2023 году традиционно примет участие во Всероссийской акции «Ночь музеев», тема которой созвучна Году педагога и наставника – «История и истории».
Херсонес на обочине собственной истории
История проекта началась в 2015 году, когда музей-заповедник «Херсонес Таврический» посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин, который и высказал идею о создании духовно-просветительского центра вблизи Древнего Херсонеса. На монете расположено рельефное изображение Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический», Владимирский собор и древние амфоры[35]. севастопольцев и гостей города. Строительство музея-заповедника "Херсонес Таврический" ведется специалистами Минобороны России по поручению президента РФ Владимира Путина. Возрождаемый мужской монастырь в зданиях, которые сейчас занимает музей-заповедник «Херсонес Таврический», можно будет посещать только в «установленное расписание богослужений».
Что еще почитать
- Актуальные и полезные новости Республики Крым, России и всего мира
- В музее-заповеднике «Херсонес Таврический» идет масштабная реставрация
- Херсонес. Последние новости - РИА Новости Крым
- Херсонес вывез золото Византии на выставку в Новгород
- Часть территории музея «Херсонес Таврический» займёт монастырь
РПЦ призвала передать ей заповедник "Херсонес Таврический"
Музей-заповедник Херсонес Таврический — это уникальное место, где можно познакомиться с историей древнего мира. ЕЛЕНА МОРОЗОВА, директор Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»: «Для нас построен уникальный историко-археологический парк, в который войдут различные учреждения: музей христианства. Этим же документом "Херсонес Таврический" переименовывается из национального заповедника в государственный историко-археологический музей-заповедник. Музей-заповедник “Херсонес Таврический” В Севастополе реконструируют Античный проспект возле Херсонеса.
Музей "Каменная могила" передадут "Херсонесу Таврическому" во втором полугодии 2023 года
Перед публикой предстанут герои трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде», а на сцене развернутся события, предшествующие осаде Трои. Легендарный проект на сцене вновь покажут артисты севастопольского драматического театра им. Это продолжение предыдущей постановки. Актёры театра им. Луначарского расскажут, чем закончилась та легендарная война и кто стал её последней жертвой. Главный герой постановки — древнегреческий скульптор Пигмалион — влюбляется в своё творение, и оно оживает.
Но будет ли он счастлив после того, как его произведение искусства превратилось в живую девушку?.. Комедию покажет драматический театр им. Лавренёва Черноморского флота РФ.
Так что на протяжении XIX века в Херсонесе ковырялись как попало, перемешивали исторические слои, отрывали от комплексов отдельные фрагменты, произвольно извлекали отдельные находки. Велась на территории памятника и хозяйственная деятельность. В 1852 г. Немало попортили памятник и войны, особенно Крымская и Великая Отечественная, когда территорию городища использовали для нужд обороны.
Огромное количество и бесспорная ценность находок, даже полученных столь бессистемным, грабительским методом, впечатлила всех. К концу XIX века образованные люди поняли, что Херсонес надо сохранять и исследовать систематично, а не кое-как. В 1888 г. Императорская археологическая комиссия учредила должность заведующего херсонесскими раскопками. Банковский клерк К. Косцюшко-Валюжинич, занявший ее, оказался несмотря на неподходящее образование настоящим археологом. Он не только впервые попробовал вести раскопки по плану и последовательно, но и систематизировал найденное, открыв в 1892 г.
Неудачное название не портит его — это был настоящий музей с систематизированной экспозицией. Дело Карла Казимировича успешно продолжили Р. Лепер, Л. Моисеев и К. Советская власть позаботилась о хороших условиях для ученых — после революции финансировались масштабные раскопки и в самом городе, и на хоре, издавался «Херсонесский сборник». Но пока все равно научным заведением оставался музей , а город был только исследовательской площадкой. Так оставалось и довольно долго после войны.
Музейные коллекции сохранились — Херсонесу повезло, и его музей был эвакуирован. На территории работали такие легенды крымской археологии, как О. Домбровский, В. Гайдукевич, С. Стржелецкий и многие другие. И только И. Антоновой в 1978 г.
На его территории были посвящены в археологи тысячи студентов-историков. В городе проводились масштабные реставрационные работы, восстанавливались поврежденные объекты и создавались условия для проведения экскурсий. В музее появился византийский отдел. В 2013 г. Херсонес Таврический — как музей-заповедник Крыма Сегодня Херсонес Таврический фактически весь является музеем. По древнему городу можно погулять, как по-обычному. Есть в составе заповедника и обычные музеи с археологическими коллекциями.
Музей под открытым небом Стараниями археологов и реставраторов значительная часть Херсонеса сегодня поднята из земли — по улицам греческого полиса можно ходить, рассматривая его строения. Уровень их сохранности различен, однако реставрационные работы подправили, что можно. В городе можно видеть остатки мастерских ремесленников и жилых помещений, емкостей для засолки рыбы и хранения зерна, культовые и общественные здания. Сохранилась незначительная часть городских укреплений. На территории заповедника имеются также достопримечательности с особым статусом, которые чаще других привлекают внимание посетителей. Одна из них — знаменитый колокол Херсонеса , по преданию отлитый из турецких пушек, захваченных во время войны 1768-1774 гг. Хотя эта версия его происхождения вызывает сомнения, но роль колокола в жизни города несомненно велика — долгое время он служил звуковым маяком, спасая моряков в туманы.
После Крымской войны французы вывезли его в Париж в качестве диковинного трофея, но в 1913-м вернули обратно — надо было демонстрировать дружественное расположение союзнику по Антанте. Херсонесский колокол прославился своей «ролью» в фильме «Приключения Буратино» , его часто используют в качестве рекламного или символического изображения. Периметр Херсонеса был выбрана для его установки как наиболее удобный для размещения необычного маяка. Из фортификационных сооружений наиболее приметна башня Зенона, выстроенная предположительно в II веке до н. В результате этих работ она стала самым крупным оборонительным сооружением Северного Причерноморья времен Средневековья — 23 м в диаметре. В ходе археологических исследований в башне Зенона обнаружили немало фрагментов надписей и живописных изображений.
Из Константинополя в Херсонес» представлена миниатюрная икона Рождество Христово, вырезанная на стеатитовой пластинке. Фото: пресс-служба музея-заповедника «Херсонес Таврический» Поделиться:.
В его ведении 418 га археологической территории, его коллекция насчитывает более 214 тыс. Экспозиция, фонды и основные службы располагаются в постройках бывшего монастыря святого Владимира в городище. Раскопанные участки городища — тоже часть экспозиции. На архипелаге сохранились места, где почти нет следов человека — Музей со всеми его фондами занимает не более 1 тыс.
Недостаток экспозиционных площадей — не единственная проблема музея. Это самая большая беда. Из-за нехватки площадей в экспозицию не попадают крупные каменные предметы — надгробия, фризы, часть керамических изделий — а среди них много целых форм. По словам замдиректора музея, недостаточно выставлено материалов с крепостей, многие интересные находки хранятся в фондах — «от каменных ядер и железных наконечников до очень красивой посуды местной и импортной — итальянской, испанской с орнаментом, сценами». Посетителям недоступны многие материалы, посвященные Гераклейскому полуострову до греческой колонизации.
Реконструкция Херсонеса появится в новом историко-археологическом парке Севастополя
Музей-заповедник «Херсонес Таврический» совместно с Новгородским музеем-заповедником представляют выставку «Золото Византии», которая познакомит посетителей с наследием великой византийской культуры. Директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова подтвердила, что новый музей значительно увеличит пространство для экспозиции. Отдел подводной археологии был создан в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» в 2012 году.
"Херсонес Таврический" стал федеральным музеем-заповедником
Затем работы, выполненные на три четверти, были заторможены. Сегодня они возобновляются, и объект должен быть сдан в четвертом квартале 2022 года. Херсонес Таврический - единственная дорийская колония, выведенная выходцами из малоазийской Гераклеи Понтийской в 424-421 годах до нашей эры. Музей на территории древнего полиса, так называемый «Склад местных древностей», в концепции которого были заложены принципы экспонирования археологических находок, появился в 1892 году. Его расцвет пришелся на время работы здесь с 1955 по 1985 годы искусствоведа Ирины Антоновой. Именно под ее руководством Херсонес получил статус заповедника.
Уже строится амфитеатр, где будут проходить современные художественные представления и реконструкции. На территории парка будет несколько музеев, в частности, Новороссии и Крыма, античности и Византии. В экспозиции войдет в том числе часть из 3 млн артефактов, обнаруженных на раскопках перед строительством. Также будет создан первый в России музей христианства, который был задуман еще в 1913 году.
Он расположится в здании с диаметром купола в 33 метра, как у собора святой Софии в Стамбуле. Надеемся, что к началу следующего года мы все завершим... Это будет настоящее достояние южной России, да и всей страны", - отметил митрополит.
Все они в зоне риска. Мы сейчас обращаемся в министерство для того, чтобы в оперативном скором порядке нам оказали поддержку», — рассказала директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова.
Открыточные виды «Херсонеса Таврического» любят художники. Это помогает восстановить картину произошедшего. Вот эта свежая работа 23-го года, и на ней берег выглядит уже оползневым. Если это же самое место увидеть сейчас, то видно, что под воздействием стихии он ещё сильнее разрушился. Морская граница музея-заповедника — чуть больше километра.
Как защитить его от сползания в воду, задумались ещё в 90-е годы прошлого века.
Наставник подает принцу арбалет. Зигфрид велит начинать охоту. Когда все расходятся, принц замечает вдали пролетающую стаю лебедей и поспешно устремляется вслед за лебединой стаей. Картина первая Низменная дикая местность, со всех сторон окруженная лесом, невдалеке блестит озеро.
Светит луна. У озера чернеют развалины древней часовни. Появляются друзья принца, они уже готовы начать охоту. Вбегает принц, он встревожен: в развалинах ему померещился тот, из-за кого он уже долгое время не знает покоя. Стараясь скрыть от друзей тревогу, принц отправляет их охотиться.
В это время по озеру проплывает стая лебедей, вслед за стаей — лебедь в короне. Зигфрид вскидывает арбалет, чтобы выстрелить, как вдруг из развалин часовни появляется девушка. Это королева лебедей Одетта. Принц поражен этим превращением. Одетта умоляет его не стрелять и рассказывает печальную повесть своей жизни.
Волею Злого гения она и ее подруги превращены в птиц. Лишь по ночам близ этих развалин лебеди могут принимать человеческий облик, но грозный повелитель — мрачный Ротбарт — неотступно следит за ними. Чары снимет лишь тот, кто полюбит Одетту беззаветной и самоотверженной любовью. Принц клянется, что отныне не застрелит ни одну птицу. Очарованный красотой Одетты, он дает еще одну клятву — вечной любви.
Зигфрида и Одетту окружают лебеди и вместе с ними радуются их счастью. Скрываясь в развалинах, Ротбарт подслушивает разговор влюбленных. Церемониймейстер объявляет об их приезде. Входят претендентки на руку принца, но Зигфрид равнодушен к происходящему: все его мысли устремлены к Одетте. Раздается звук трубы, и появляется новый гость.
Это граф Ротбарт, с ним его дочь Одиллия и многочисленная свита.