Новости лествица великого поста

Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет.

Оптина пустынь

Вот почему «Лествица» и воспоминается нам среди поста, чтоб, если кто, уразумев уроки ее, найдет, что он блуждает еще вне ее, имел время прийти в себя и покаяться. Так вот, попадая в эту атмосферу и приобретя решимость положить исправление своей жизни, человек не найдет для этого более удобного времени, чем Великий пост, и более доступного и универсального труда, чем «Лествица» преподобного Иоанна. Дорогие братья и сестры, чтобы укрепить нас в спасительном подвиге Великого поста, Святая Церковь предлагает нам пример жизни великого подвижника и автора замечательного духовного творения, называемого «Лествицей». В святые дни Четыредесятницы, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, в воскресной школе при Спасском соборе верующие изучают сочинение Иоанна Лествичника «Лествица», состоящее из 30 глав. Почему же Великим постом нам так настойчиво рекомендуют «Лествицу»? О лестнице должен быть и всецерковный разговор в четвертую неделю Великого поста, поскольку неделя носит имя автора одноименной книги ― «Лествица».

Лествица Великого Поста

“Лествица” — учебник для монашествующих; почему же память св. Иоанна полагается в Великий пост для всех вообще христиан? Лествица Великого поста: Постное время светло начнем! Великий пост в 2024 году Великий пост в 2024 году Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая Подготовительный период к Великому посту Включает 3 седмицы и 4 Недели. Лествица великого поста. Великий пост – многодневный пост, предшествующий Празднику Пасхи, состоящий из поста св. Четыредесятницы и Страстной седмицы.

“ЛЕСТВИЦА”: КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

В 16 лет он пришел в Египет на Синайскую гору и избрал себе наставника — старца Мартирия. Спустя время был пострижен в иноки. Один из присутствовавших при постриге, старец Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19 лет инок Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти Мартирия Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место Фола, где провел 40 лет в полном безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды Иоанн велел Моисею принести в сад земли для грядок. Выполняя это послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Иоанн находился в это время в своей келье и отдыхал после продолжительной молитвы. Внезапно ему явился некий благообразный муж и, разбудив подвижника, сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?

Когда тот вернулся, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил, что его едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым он уснул. Но во сне ему представилось, будто Иоанн зовет его, и он вскочил и бросился бежать, а в это время на место, где он спал, упал камень. Иоанн обладал высоким проницательным умом, был умудренным глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их ко спасению. Но в его окружении появились завистники, упрекающие его в многословии, которое они объясняли тщеславием. Иоанн принял на себя подвиг безмолвия, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его благочестивом житии распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, которые жаждали услышать слово назидания и спасения. После сорокалетнего подвижничества в уединении Иоанн был избран игуменом Синайской обители.

Около четырех лет он управлял монастырем Синая. Господь наделил Иоанна к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Иоанн преставился в 649 году в возрасте 80 лет. Местонахождение мощей Иоанна неизвестно. Житие Иоанна было составлено спустя несколько лет после его смерти иноком Раифского монастыря Даниилом, его другом и современником. Отрывочные сведения о жизни Иоанна оставил его анонимный ученик, его рассказ дополняет повествование Даниила, в котором Иоанн называется «новым Моисеем». Произведение было написано по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря. Зная о мудрости и духовных дарованиях Иоанна Лествичника, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…» Свое творение Иоанн назвал «Лествицей», объясняя название таким образом: Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения. Содержание одной из степеней «Лествицы» 22-ая раскрывает подвиг истребления тщеславия.

Иоанн писал: Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу — опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный… на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу… Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные… Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом неверен, тот и во многом будет неверен и тщеславен.

Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают. Рукописная книга «Лествица» Первый славянский перевод «Лествицы», вероятно, был сделан в Болгарии в X веке, выписки из этого перевода вместе с выписками из Скитского и Египетского патериков вошли в состав сборника, к которому восходит Изборник 1076 г. Из славянских переводов «Лествицы», имевших хождение на Руси, наиболее известен список, выполненный в 1387 г. В целом они строятся по одному плану: после Жития Иоанна Лествичника, написанного Даниилом Раифским, и предварительных посланий предлагается предисловие, иногда дается рисунок красочной лествицы, основной текст, после которого помещалось «известие о святых отцах, именовавшихся Иоанном», и ряд дополнительных материалов. Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. В 1647 г. Это издание было выполнено по рукописи соловецкого инока Сергия Шелонина , принимавшего участие в работе Печатного двора.

Книга «Лествица», рукопись с миниатюрами. Сочинение известно также под названием «Лествица рая». Написано в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря: «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян». Представляет собой руководство к совершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы Быт.

Страх там, где нет любви.

Страх, вызывающий постоянное состояние тревоги и беспокойства обо всем. Хотите перестать бояться? Начните любить Бога! Это не новая заповедь, не новый закон, это предложение Вечной жизни в союзе Бога и человека! Когда то в Раю человек сказал Богу - нет! Но разве Бог перестал любить человека?

Разве отказался от него? Бог не отказывается и продолжает любить. Только вот сам человек, одичавший от своего богоборчества, не особо стремился принять Любовь Божию, избегая Его, а иногда и откровенно торгуясь с Ним! И вот, совсем еще юная девочка ответила Богу - да! Ответила Ему взаимной любовью! Ответила так, как наверное следовало бы ответить Адаму в Раю: « я раба Господня, и исполню любую Твою Волю!

Но что значит быть избранным? Разве ее специально к этому готовили? Быть избранным, это значит хотеть и уметь принять Бога.

Разве здесь уместен разговор о настроении? Этот пример каждому знакомый из жизни. Поэтому, если человек искренне любит Бога, то он не уснет, не поговорив с Ним; не начнет ни какого дела, не посоветовавшись и не обсудив с Ним; не поест, не предложив разделить трапезу с Любимым! И для всего этого не нужно долго настраиваться - нужно любить! А вот другой пример из Лестницы: «По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою». Эта фраза очень точно раскрывает причину любых человеческих проблем. Страх там, где нет любви.

Страх, вызывающий постоянное состояние тревоги и беспокойства обо всем. Хотите перестать бояться? Начните любить Бога! Это не новая заповедь, не новый закон, это предложение Вечной жизни в союзе Бога и человека! Когда то в Раю человек сказал Богу - нет! Но разве Бог перестал любить человека? Разве отказался от него? Бог не отказывается и продолжает любить. Только вот сам человек, одичавший от своего богоборчества, не особо стремился принять Любовь Божию, избегая Его, а иногда и откровенно торгуясь с Ним!

На Литургии мы слышали слова Господа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» Мк. Вспоминая эти слова Господа Иисуса Христа, Церковь вновь говорит всем верным, что путь следования за Спасителем есть путь сораспятия Ему. Но Великий Пост — это одновременно и период, в который церковное сознание особенно проникновенно и трепетно размышляет и над основополагающими вероучительными истинами Православия. И прежде всего над теми, которые говорят о возможности реального присутствия Божия в творении. Так в праздник Торжества Православия мы вспоминали о победе Отцов над иконоборческой ересью. Почитание иконы означает для нас тот непреложный факт, что через зримый рукотворный образ мы мистически, неизреченно соприкасаемся с Первообразом. Значит, иконостас, видимый в храме, есть не перегородка отделяющая сакральное пространство от профанного, посвященных от непосвященных, а некое «окно», через которое люди могут реально видеть «святая святых», Царство Божие, явленное на земле. Точно так же во вторую Неделю Поста, в день памяти святителя Григория Паламы, Церковь вспоминает о победе учения этого святого о нетварных энергиях. Фаворский свет Преображения есть явление той реальности, которое присуще Богу в Его вечном бытии. Таким образом, для Церкви в период Великого Поста, то есть в то время, когда наиболее остро и ярко актуализируются в литургической памяти события нашего спасения особенно важны те аспекты богословия, которые прямо выражают истину, что Бог реально присутствует в жизни мира. Поэтому в четвертое Воскресение Поста мы празднуем память преподобного Иоанна Лествичника, создателя одной из наиболее известных книг в истории аскетической и богословской мысли — «Лествица». Образ лестницы, соединяющей тварный мир с горним, присутствует с древнейших времен. В книге Бытия мы находим рассказ о сне Иакова: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней… И убоялся, и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» Быт. Схожий образ мы видим в Евангелии от Иоанна, когда Господь говорит своим ученикам: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» Ин. Лествица Великого Поста Важно понимать, что книга преподобного Иоанна Лествичника не является умозрительным богословским трактатом. Это скорее некое практическое описание собственного опыта святого и сборник советов, которые он адресует своим братьям-монахам. Главная задача преподобного Иоанна состоит в том, чтобы показать, как возможно соединение человека с Богом. Именно эта цель и определяет его понимание подвига, который есть ни что иное, как подражание и следование за Христом.

Лествица Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена

Лествица Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет.
4-я Неделя Великого поста – Неделя преподобного Иоанна Лествичника О чем мы молимся Великим постом словами преподобного Ефрема Сирина, о стяжании какого духа, каких добродетелей?
Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия.
26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г) Сегодня святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас утвердить в том пути, которым мы шли от начала поста, и который мы в течение последней седмицы освятили Крестом Господним.
Четвертая неделя Великого Поста. Память святого Иоанна Лествичника Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы».

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Те, кто покидал шумные города и уходил в пустыни и горы, чтобы там молитвенно беседовать с Богом. Преподобный Иоанн Лествичник с 16-ти лет иночествовал в монастыре на горе Синай. Через послушание, молитву, размышление над словами Священного Писания и аскетические труды он достиг таких духовных высот, что к нему отовсюду стали обращаться за духовными советами другие монахи и миряне, а братия Синайской обители избрала его своим игуменом. Однажды, по просьбе игумена Раифского монастыря Иоанна, он написал свои советы инокам. Преподобный Иоанн Синайский систематизировал свой аскетический опыт, придав ему вид ступеней, постепенно ведущих душу к бесстрастию и обожению. Вот о «Лествице» писал он сам: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Подготовка души к борьбе со страстями Монах и мирянин, в сущности, «вылеплены из одной глины». Их человеческая природа не отличается ничем. Монаха борют те же страсти. Монах читает то же Евангелие. Да, монах придерживается целомудрия, а мирянин живёт в браке.

Но оба они, пусть и разными путями, но приходят к одному и тому же — самоотречению и умению любить Бога и своих ближних. Поэтому чтение «Лествицы» для мирянина не менее полезно, чем для чернеца. Тридцать ступеней «Скрижалей духовных» можно поделить на несколько более крупных блоков. Первые четыре главы учат нас отрешению от мирской суеты и сосредоточению на духовном делании.

Покаяние есть купля смирения.

Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного», - писал о смысле раскаяния преподобный Иоанн Синайский. О том, как победить отдельные пороки Раскаяние — это уже немало, но недостаточно. Принеся покаяние в совершённых грехах и молитвенно обратившись к Богу, мы только начали свой духовный путь.

Из нашей души ещё никуда не делись проросшие там сорняки страстей. Склонность ко злу по-прежнему живёт там. И без окончательной победы над пороками мы рано или поздно впадём во грех опять. И нам опять придётся раскаиваться в нём… Преподобный Иоанн хорошо понимал, что из этого рабского круга христианину необходимо вырваться на свободу бесстрастия. Поэтому следующие девятнадцать глав своей «Лествицы» синайский игумен посвятил советам по преодолению отдельных страстей.

Проходя эти ступени, верующий побеждает сквернословие, стяжательство, уныние и лень, гнев, похоть. Центральное место в этой борьбе занимает искоренение тщеславия — «корня всех грехов». Святой Иоанн так писал об этом пороке: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели.

Видео:Притчи 4. Душеполезные истории. Евангельские чтения напоминают нам слова Спасителя, который осуждает книжников и фарисеев, приводя рассказанные им притчи о талантах, о десяти девах, о последнем суде. Еще одна возможность задуматься и переоценить свою жизнь: как мы справляемся с талантами, данными нам Господом, полны ли души наши елеем молитв и добродетелей, внимательны ли мы к ближним. Видео:Лествица Великого поста и его первая неделя. Скачать Великая Среда. Мы отмечаем этот день постом по средам в течение всего года. Вспоминая великое падение, когда один из близких учеников Господа, Иуда Искариот, предал Спасителя и сам избрал судьбу «сына погибели», «благодать отлагает и смрадом облачается». Но и память о великом милосердии Божием, по которому блудница, омывшая ноги Иисуса Христа слезами покаяния, «явилась целомудренной». После литургии прекращаются поклоны до земли и всякое коленопреклонение в храме кроме поклонения Плащанице. Видео:4-я седмица Великого поста. Преподобный Иоанн Лествичник. Что нужно сделать в этот день. Скачать Великий Четверток. Воспоминание о последней трапезе. Именно в этот день Господь, накануне своего распятия, установил спасительное для нас таинство Вечери Господней. Все православные христиане в этот день стараются причаститься святых Христовых Таин. На вечерней службе единственный раз в году читаются двенадцать Страстных Евангелий о взятии Спасителя под стражу, о неправедном суде над ним, о пути его на Голгофу и о распятии. Во время чтения Евангелия все держат горящие свечи в знак духовной бодрости, а после службы забирают горящие свечи с собой домой. Сегодня верующие смотрят на распятие Господа и Спасителя Иисуса Христа, стоят с Богоматерью и богословом Иоанном у креста. Литургии в этот печальный день нет, утром совершается отпевание великих пяточных часов, затем во второй половине дня — снятие святой плащаницы, пение «Плача Пресвятой Богородицы». Снятие Господа со креста и помещение Его всесвятого тела во гроб. Видео:4 неделя Великого поста. Лествица преподобного Иоанна 26. Скачать Великая Суббота. Святая Церковь воспевает погребение Спасителя и пребывание его во гробе с телом, сошествие во ад с душой и разрушение царства зла, освобождение душ праведных. Торжественная процессия верующих с зажженными свечами, медленно вслед за священниками, несущими Евангелие и плащаницу, обходит храм: «Святый Боже…» Мир затаился в ожидании грядущего воскресения. О нем в храме читали древние пророчества.

Посему отчаявающийся сам себя губит». Итак, прежде всего и помимо всего прочего в «Лествице» надо видеть любовь Божию. Книга о любви Любой текст — это не просто череда слов. Композиция текста, то, как он устроен, управляет всем остальным, всем частным. Описание «темницы», процитированное выше, испугало нас как раз потому, что мы рассматривали его вне контекста. В своей книге Иоанн Лествичник описывает путь совершаемой в свободе метанойи покаяние, поворот ума , обретения бесстрастия истинной свободы , и через него — священного безмолвия, в котором становится возможным услышать голос Божий. От начала и до конца, все больше и больше, это — путь возгорания любви, постоянно усиливающейся динамики стремления к Богу. В начале долгого пути Лествичник напоминает главное — Любовь Божья не знает границ: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть лицеприятия у Бога». На последней тридцатой ступени «Лествицы» подвижник встречает эту Любовь: «Тогда Она Агапе сия Царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо моей души беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Лествица же […] пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, на верху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник Мой говорит: Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих — любы». Итак, композиционный принцип Лествицы — «история любви к Богу». Лествичник пишет: «блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Однако он предупреждает: «Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных». И еще серьезней: «Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким». Обратим внимание на слово «представления» — образы, иллюзии.

Лествица Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена

Время Великого поста, как и всей нашей земной жизни, летит чрезвычайно быстро. Дорогие братья и сестры, чтобы укрепить нас в спасительном подвиге Великого поста, Святая Церковь предлагает нам пример жизни великого подвижника и автора замечательного духовного творения, называемого «Лествицей». Дорогие братья и сестры, чтобы укрепить нас в спасительном подвиге Великого поста, Святая Церковь предлагает нам пример жизни великого подвижника и автора замечательного духовного творения, называемого «Лествицей».

Пятая Седмица и четвертая неделя Великого поста 2024

Последующие шесть дней пятой седмицы Великого поста насыщены богослужебными событиями. Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя “Лествицы”. В святые дни Четыредесятницы, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, в воскресной школе при Спасском соборе верующие изучают сочинение Иоанна Лествичника «Лествица», состоящее из 30 глав. В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий