Завершается Мясопустная неделя родительской субботой, когда все православные христиане поминают своих умерших родственников и друзей. Мясопустная (Вселенская) родительская суббота также называется Малой Масленицей из-за того, что выпадает на Мясопустную неделю (перед Масленицей). Что делать в храме и на кладбище во Вселенскую Мясопустную Родительскую субботу 18 февраля – за что покарает Бог. Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста. За неделю до Великого поста происходит Мясопустная родительская суббота.
Вселенская родительская суббота 2023г: значение и традиции
Всё недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят [13]. У балканских славян в мясопустную субботу или накануне её устраивали задушницы. Это были общие поминки, когда во дворах и на кладбище жгли свечи по числу умерших родственников, готовили специальные хлебцы, кутью, белую халву и раздавали их на кладбище на помин души, носили на могилы первые весенние цветы и зелень, поливали могилы водой и вином на кладбище. У болгар и сербов мясопустные поминки зачастую считались главными [14]. У сербов существовал запрёт мести в доме пол в Мясопустную субботу, «чтобы не засорить глаза умершим» [15]. Поминальные мотивы характерны и для всей масленичной недели [9]. С этого дня готовились ко встрече Масленицы. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8—10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!
Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?
Первое упоминание об этом православном празднике было обнаружено в Типиконе церковно-богослужебном уставе V века. Первоначально Вселенская родительская суббота отмечалась неделей позже — на Сырной седмице то есть масленой неделе. Позднее Великая церковь перенесла праздник на семь дней назад. Сделано это было для того, чтобы в Сырную субботу за два дня до Великого поста верующие могли спокойно воздать память преподобным постникам — монахам, причисленным к лику святых, которые никогда не употребляли скоромную пищу. Новый порядок был зафиксирован в Типиконе в IX веке. Вселенские родительские субботы отличаются от обычных тем, что во время церковных богослужений и при личной молитве поминают всех крещёных христиан, когда-либо живших на земле, а не только родственников. Всего таких субботу в православном календаре две. Что можно делать во Вселенскую родительскую субботу? В этот день принято посещать храм.
Фото: pixabay. Во Вселенскую родительскую субботу, которую отмечают перед Масленицей, исключают употребление мясных блюд. Их «отпускают». Что нельзя делать в это время Наши предки знали: Вселенская родительская суббота — это время поминовения усопших родственников. В Мясопустную субботу, если позволяет погода, приводят в порядок могилы. Все остальные хлопоты, не связанные напрямую с родительским днем, переносят на другое время.
Считается, что в это время вместе с мусором можно вымести души усопших, которые приходят в дом. В Мясопустную субботу запрещается: Ссориться с кем бы то ни было: родственниками, друзьями, соседями. Не замечать руки, протянутой за милостыней. Корить усопших родственников, вспоминать неприятные моменты из их жизни. В такие дни положено вспоминать о людях, которых уже нет рядом. Помыслы должны быть чистыми.
Думать надо только о хороших вещах, совершать добрые поступки, говорить приятные слова родственникам, друзьям, соседям.
Однако верующие ставят поминальные свечи, записывают имена усопших для литургии, если не сделали этого накануне — в пятницу. Существует традиция приносить в церковь продукты, чтобы нуждающиеся прихожане помянули усопших, чьи родственники или близкие принесли угощение. В перечень таких продуктов входят овощи, крупы, хлеб, растительное масло, сахар. Мясо не принято приносить в церковь. В родительскую субботу принято посещать могилы своих родных и близких для приведения их в порядок. Многие традиционно готовят в поминальные дни ритуальное блюдо — кутью постная каша из риса или пшена с мёдом и изюмом. Употребляется блюдо ложкой, чтобы не рассыпать ни зернышка.
Родительские субботы в 2024 году: когда поминать усопших родственников
По традиции, за неделю до наступления Великого поста, в день перед Неделей воскресеньем о Страшном суде, христиане молятся Господу Богу явить Свою милость ко всем усопшим христианам. Именно поэтому в этот день Церковь молитвенно вспоминает всех умерших христиан, а в храмах служится особая Вселенская панихида. Слово «вселенская» говорит о том, что в этот день поминаются усопшие чада всей Вселенской Православной Церкви. В какое бы время они ни жили и гражданами какого бы государства они ни были, если они были членами Православной Церкви, — за всех за них в этот день и молится Церковь.
Родительской суббота названа потому, что мать и отец являются ближайшими родственниками, а в первую очередь принято молиться о покое своих близких. Также церковь поминает всех живших во время страшного суда Христова и тех, кто защищал его от нападок неверующих.
Первая в году Родительская суббота отмечается накануне Недели воскресенья о Страшном Суде Масленицы , за неделю до начала Великого поста и в этом году выпадает на 26 февраля. В этот день в храмах совершаются особые, заупокойные богослужения, содержание которых посвящено христианскому осмыслению смерти молитве за усопших. С вопросом поминовения усопших связано множество народных суеверий, зачастую не просто не имеющих отношения к христианству, а и прямо ему противоречащих. Часто священникам задают вопрос: как правильно молиться за умерших?
При этом обязательное блюдо на столе — кутья, постная каша, приготовленная из пшеницы, риса или перловки. В нее можно добавить сухофрукты, мед или орехи. У наших предков обязательным напитком на трапезе был кисель.
Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней — грех. Потому то и действенна молитва Церкви о почивших, что это молитва об избавлении от первопричины страданий — греха. Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек — существо троечастное. Только тогда человек — человек, когда дух, душа и тело живы. Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо — прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности.
Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ. Заупокойное поминовение в родительскую субботу Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, которую также называют греческим словом «парастас». В саму субботу, утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду. Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Вселенская родительская суббота. Ее значение, смысл, и за кого в этот день можно молиться?
Мясопустная суббота представляет собой первую из категории родительских суббот, которые присутствуют в православном богослужебном уставе. Запретов во Вселенскую родительскую субботу было много. Перед Неделей (мясопустной) о Страшном суде Святой Церковью установлена Вселенская родительская (мясопустная) суббота, в которую мы совершаем заупокойные службы о всех почивших отныне и до века православных христианах. Это Мясопустная и Троицкая родительские субботы. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту. Вселенская родительская (мясопустная) суббота – один из основных поминальных дней православного календаря.
Оптина пустынь
Вселенских родительских суббот в году всего две – Мясопустная и Троицкая. Что делать в храме и на кладбище во Вселенскую Мясопустную Родительскую субботу 18 февраля – за что покарает Бог. Первая Вселенская мясопустная родительская суббота этого года будет уже 18 февраля.
Когда Вселенская мясопустная родительская суббота в 2022 году и как правильно поминать умерших?
Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, и живые, и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием". Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд.
Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает? Нам знать не дано.
Но раз душа бессмертна, раз она "пребывает", пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них. Тексты богослужения Вселенской мясопустной родительской субботы раскрывают нам "богословие смерти и воскресения". И во время молитв по усопшим, задолго до Пасхи, в храме звучит пасхальное восклицание: " Христос воскресе!
В день Вселенской родительской мясопустной субботы православные стараются быть на службе и не только поставить свечу об упокоении, написать записку на панихиду, но и помолиться на службе, исповедоваться и причаститься.
Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку.
Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку.
И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут.
Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность. Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно я об этом тоже скажу.
Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее... И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе?
И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением. А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастьем пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.
Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет?
Она была жива, — какая радость! Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: «Мне тоскливо без тебя, побудем вместе». А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу.
Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: «Мне больно без тебя». И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много!
Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: «Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами». Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти — могли.
И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание «наконец бы это кончилось» — невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа?
Воскрес Христос, и мертвых ни один во гробе... Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, очень лично. Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь.
Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни. Но перед смертью бывают другие моменты. Мы не сразу умираем, не просто телесно вымираем. Бывают очень странные явления.
Мне вспоминается одна наша старушка, такая Мария Андреевна, замечательное маленькое существо, которая как-то ко мне пришла и говорит: «Отец Антоний, я не знаю, что с собой делать: я больше спать не могу. В течение всей ночи в моей памяти поднимаются образы моего прошлого, но не светлые, а только темные, дурные, мучающие меня образы. Я обратилась к доктору, просила дать мне какое-нибудь снотворное, но снотворное не снимает это марево. Когда я принимаю снотворное, я больше не в силах как бы отделить от себя эти образы, они делаются бредом, и мне еще хуже.
Что мне делать? Когда вы были молоды, вы, в узких пределах своего понимания, порой поступали нехорошо; и словом, и мыслью, и действием порочили себя и других. Потом вы это забыли и в разном возрасте продолжали в меру своего понимания поступать подобно, опять-таки, себя унижать, осквернять, порочить. Теперь, когда у вас больше нет сил сопротивляться воспоминаниям, они всплывают, и каждый раз, всплывая, как бы говорят вам: Мария Андреевна, теперь что тебе за восемьдесят лет, почти девяносто — если бы ты оказалась в том же положении, которое тебе сейчас вспоминается, когда тебе было двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят лет, ты поступила бы так, как поступила тогда?
Если вы можете глубоко вглядеться в то, что было тогда, в свое состояние, в события, в людей и сказать: нет, теперь, со своим опытом жизни, я ни за что не могла бы сказать это убийственное слово, не могла бы так поступить, как я поступила! Но будут приходить другие, еще и еще другие образы. И каждый раз, когда будет приходить образ, перед вами Бог будет ставить вопрос: это твой прошлый грех или это все еще твой теперешний грех? Потому что если вы когда-то возненавидели какого-нибудь человека и не простили ему, не примирились с ним, то тогдашний грех — ваша теперешняя греховность; она от вас не отошла и не отойдет, пока вы не покаетесь».
В этом же роде могу дать и другой пример. Меня вызвала однажды семья одной нашей ветхой старушки, светлой-пресветлой женщины.
В Мясопустную субботу обычно пекут блины. По обычаю первый блин оставляют перед иконой, а второй ставится на подоконнике. Желательно отнести несколько блинов в церковь или раздать бедным.
Дома верующие накрывают стол и приглашают родных на поминальный обед. Многие стараются в этот день посетить могилы родных.
Вселенские родительские субботы отличаются от обычных тем, что во время церковных богослужений и при личной молитве поминают всех крещёных христиан, когда-либо живших на земле, а не только родственников. Всего таких субботу в православном календаре две. Что можно делать во Вселенскую родительскую субботу? В этот день принято посещать храм. В субботу утром верующие посещают Божественную литургию. Следом за ней начинается общая панихида. В этот день принято подавать записки с именами отошедших в мир иной родственников — священник помянет их во время Божественной литургии. Кроме того, верующие приносят в храм постные продукты и кагор и оставляют всё это на специальном канунном столике.
Затем продукты частично раздадут нуждающимся, а частично возьмут на нужды прихода.
Вселенская родительская суббота 9 марта 2024 года, что нельзя делать в поминальный день
Вы все, которые шли тесным и горьким путем, которые во время земной жизни несли крест, как ярмо, с верою последовали за Мной! Образ есть неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя. Хоть и ношу я на себе язвы грехов, но все же я — отражение Твоей невыразимой языком человеческим славы. Древле убо от несущих Создавый мя и образом Твоим Божественным Почтый, преступлением же заповеди, паки мя Возвративый в землю, от нея же взят бых, но еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися. Ты, вначале из небытия Создавший меня и Украсивший Своим Божественным образом, но за нарушение заповеди опять Возвративший меня в землю, из которой я взят! Упокой, Боже, раба Твоего и учини его в рай, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила, усопшаго раба Твоего упокой, презирая его вся согрешения. Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь от вечного огня. И ныне: Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение. Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная! Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех.
Ты, чрез Которую спасся род человеческий! Богородица Чистая, Благословенная! Слава и ныне: Аллилуиа! Трижды Далее можно прочитать канон «Последование по исходе души от тела». Следует обратить внимание на то, что в церкви во время панихиды 17-ю кафизму разделяют на две половины статии и читают ее несколько по-иному, чем дома. В русском народе есть обычай называть покойных своих и чужих, старых и малых родителями. Выражение «идти на родителей» означает идти на могилы умерших. Представление покойных «родителями», то есть принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые субботы, получившие название родительских суббот, совершается вселенское поминовение усопших.
В субботу, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что так установлено Святой Православной Церковью : в каждую субботу недели, в день покоя, принято поминать своих умерших родных и близких. Как поминать? В «Православном молитвослове», в конце утренних молитв есть подробные молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя молитвенное прошение об их упокоении из «Последования по исходе души от тела». Днями сугубого особого поминовения усопших являются пять вселенских суббот. Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста.
А теперь давайте по порядку разберемся, зачем нужно такое длинное и непривычное название: Вселенская мясопустная родительская суббота. В Церкви усопших поминают каждую субботу - ведь впереди воскресенье, день, напоминающий нам о Воскресении Христа и о том, что отныне смерть побеждена поэтому мы чаще и употребляем слово "усопшие", а не "умершие". Среди этих суббот есть такие, когда во время богослужения мы особенным образом поминаем наших усопших близких - эти субботы и называются "родительские". Таких суббот шесть: Церковь осознает важность наших молитв за тех, кто уже не может молиться сам и напоминает верующим о нашем долге перед ушедшими родными и близкими. Заметим, что этими шестью родительскими субботами Церковь не ограничивает молитвенного поминовения тех, кто уже по ту сторону дыханья - о них молились и 5 февраля 2023 г. И вот среди всех этих дней памяти два раза в году во время богослужения верующие молитвенно поминают не только тех усопших, память о которых еще жива в роде человеческом, не только наших предков, родных и любимых, но и всех "от века усопших православных христиан, как сподобившихся христианской кончины, так и тех, кто не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви". Эти две родительские субботы и называют вселенскими. Теперь про слово "мясопустная" в названии субботы 18 февраля 2023 года. Церковнославянское слово "мясопуст" эквивалентно греческому глаголу, переводимому как "мясо оставляю", "мясо отпускаю", то есть ем его последний раз. И поскольку следующий, воскресный день, 19 февраля, - последний, когда верующие позволяют себе "вкушать мясо", день, когда мы "мясо оставляем", то есть "мясопустный", субботу накануне тоже называют "мясопустной" - для того, чтобы отличить ее от второй вселенской родительской субботы - от Троицкой. И все-таки в этот день для верующих главное не предстоящие пищевые ограничения Великого поста, начинающего через неделю, после Масленицы 20 - 26 февраля. Главное - наша молитва за усопших.
Вселенской она называется потому, что в этот день читают молитвы за всех усопших православных. История установления Вселенской родительской субботы Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века. Смысл Вселенской родительской субботы В родительскую субботу принято поминать умерших друзей и близких, молиться за них, но первоочередной долг наш молитвенный — за наших родителей. Из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили — родителям и прародителям нашим. Верующим принято поминать усопших в молитвенном правиле, а в храмах о них пройдут заупокойные службы.
Всякая суббота посвящена в церковном календаре поминовению усопших, но есть и особо выделенные субботние дни, именуемые «родительскими». Это девять дней в году сугубого поминовения, когда совершаются заупокойные богослужения — парастасы, панихиды, заупокойные литии. Из них выделяются две Вселенские поминальные субботы: мясопустная и Троицкая.
Вселенская родительская суббота — 2024: когда и как поминать усопших, запреты и традиции
6 марта – Вселенская Родительская (мясопустная) суббота. Особое поминовение усопших. Ждем всех на Литургии в субботу: Часы. Вселенская мясопустная родительская суббота — день, когда верующие поминают ушедших родственников и всех почивших христиан. Чуть больше недели отделяет Мясопустную родительскую субботу, которая приходится на 18 февраля, от начала Великого поста. Поэтому второе значение родительской субботы состоит в напоминании нам о бренности земной жизни, где мы являемся лишь странниками на время, и всем нам надлежит однажды переступить порог смерти, о чем мы стараемся не думать, живя беспечно подобно той букашке. Родительская Вселенская суббота веками отмечается на Мясопустной седмице перед Масленицей, за неделю перед началом Великого поста.
Божественная литургия во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу
Суть каждого дня поминовения В целом чтить память усопших друзей и родственников православным полагается практически во все субботние дни. Однако родительские субботы занимают среди них особое место, часть из них связана с крупными христианскими праздниками и событиями, такими как Пасха и Великий Пост. В эти дни граждане посещают храмы, молятся за тех, кого уже нет рядом, ставят за них свечи, приезжают на кладбище, чтобы привести в порядок расположенные там могилы. Можно и нужно в эти дни молиться не только о своих родных, но и обо всех умерших. Православные верят, что подобные молитвы могут способствовать прощению грехов, чтобы в ином мире души умерших обрели мир и покой. Помимо родительских суббот существуют и другие особые дни после смерти человека, когда молитвы родственников и близких людей играют очень важную роль. Это третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также годовщины.
Дни поминовения усопших по православному календарю Существует два вида родительских суббот. Часть из них имеют постоянные даты, для других эти числа меняются с каждым годом, так как связаны с датами проведения крупных христианских праздников. Даты родительских суббот в 2023 году 18 февраля в православном календаре 2023 года значится первая из Вселенских родительских суббот, также известная как мясопустная суббота, вскоре после которой начинается центральный пост в церковном календаре. Большая часть особых поминальных дней приходится на весенние месяцы. Причем три из них 11, 18 и 25 марта связаны с периодом Великого Поста. В апреле верующие отмечают Радоницу, дата которой меняется в зависимости от того, на какой день в этом году выпадает Пасха.
Еще один особый день поминовения весной — это 9 мая, когда верующим полагается чтить память погибших в Великую Отечественную войну. К Пасхе также привязана и Троицкая родительская суббота в 2023 году она выпадает на 3 июня. Все остальные приходятся на осень: 7 октября — Покровская родительская суббота, 28 октября — Димитриевская родительская суббота, а 18 ноября — Михайловская родительская суббота. Вселенские родительские субботы Среди особых поминальных дней выделяются две, которые получили название Вселенские. В эти дни принято молиться не только за своих усопших родственников, друзей или близких, но и вспоминать в молитвах всех умерших христиан.
И грешники любящих их любят, и язычницы такое же творят. А главное, при таком порядке, когда каждый молился бы только о своих, молитва о любимых сродниках наших и друзьях и о нас самих продолжилась бы лишь в течение нескольких лет или десятилетий после кончины, только до тех пор, пока живы и не позабыли еще усопших знавшие и любившие их, - а дальше некому уже было бы поминать их". Но Церковь выделяет особенные дни, когда мы молимся обо всех. И в самом факте существования таких дней общецерковной молитвы есть удивительная надежда и для нас всех. Память человеческая вещь ненадежная, а Церковь Христова стояла и стоять будет. Тексты богослужения Вселенской мясопустной родительской субботы раскрывают нам "богословие смерти и воскресения". И во время молитв по усопшим, задолго до Пасхи, в храме звучит пасхальное восклицание: "Христос воскресе! Существует специальное заупокойное богослужение, во время которого верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов. Оно называется греческим словом "панихида", что в переводе означает "всенощный". Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, называемая греческим словом "парастас". А вот в саму субботу, утром, служат заупокойную Божественную литургию, где происходит главное поминовение усопших православных, а после нее - общую панихиду. На парастас или на заупокойную Божественную литургию верующие подают записки об упокоении с именами близких умерших.
Нужно посетить заупокойную службу и накануне, в пятницу. Если позволяет погода, можно пойти на кладбище. Из традиций — подать милостыню: издревле православные подавали в этот день бедным и детям, а также раздавали угощения и блины.
Это девять дней в году сугубого поминовения, когда совершаются заупокойные богослужения — парастасы, панихиды, заупокойные литии. Из них выделяются две Вселенские поминальные субботы: мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» общих для всей Православной Церкви заупокойных богослужений — в молитве за всех почивших православных христиан, независимо от их личной близости нам.