Новости немецкие авиабомбы второй мировой войны

Полиция эвакуирует тысячи людей из города Гейдельберг, расположенного на юго-западе Германии, перед запланированным вывозом 250-килограммовой бомбы времен Второй мировой войны. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Два момента: 1. Во время Второй мировой войны термин "планирующая бомба" применялся к другому виду оружия! 2. Немецкие управляемые авиабомбы, наведение которых должно было осуществляться на глазок, отдыхают на фоне американского БПЛА Interstate TDR-1. В немецком Дрездене обнаружили неразорвавшуюся авиабомбу времён Второй мировой войны, власти объявили об эвакуации из зоны риска около 15 тысяч человек.

В Германии обнаружили бомбу времён Второй мировой войны весом 250 кг

Осенью 2017 года подобная по ликвидации найденной бомбы была произведена во Франкфурте-на-Майне. Тогда свои дома на время покинули более 60 тысяч человек. Это была самая массовая эвакуация из-за бомбы времен Второй мировой войны.

Правда, уже к 1944 году были выявлены и недостатки «Фрицев» и «Хеншелей», и некоторыми из них союзники смогли очень эффективно воспользоваться. Так, «Фриц» на высокой скорости мог пробивать очень толстую броню линкоров, но корпуса более легких кораблей он прошивал насквозь и взрывался глубоко под водой. По этой причине немцы упустили очень много абсолютных побед потоплений , а когда они начали уделять этой теме внимание, использование этого оружия перестало быть эффективным по другим причинам. Например, англичане очень быстро научились прерывать радиосигнал, посредством которого немецкий оператор на самолете управлял бомбой, а неуправляемая бомба в цель не попадала. Немцы рассматривали вариант управления бомбы по тонкому кабелю, но к концу войны эта тема не вышла из стадии испытаний. Также союзники очень сильно усилили ПВО своих кораблей и привлекли к патрулированию над ними истребители, которые охотились на носителей планирующих бомб, сбивая их еще до начала бомбардировки.

Также зенитные орудия на кораблях были заменены на более дальнобойные образцы, способные поражать приближающихся носителей планирующих бомб на большом расстоянии. Однако, как писалось выше, немцам наверняка удалось бы справиться с этими проблемами, если бы конец войны не приближался так быстро. Но после высадки союзников в Нормандии тема борьбы с вражеским флотом для Гитлера стала второстепенной. Американцы и англичане все свои десантные операции в Италии и Франции завершили, а в маневрирующие в открытом море корабли попасть даже управляемой бомбой было очень сложно. Такое оружие могло использоваться только для противодействия десантированию, когда вражеские корабли подходили к берегу, и поэтому немцы в изменившейся обстановке сосредоточились на более перспективном оружии — ракетном. В заключение следует сказать, что темой планирующих бомб занимались и японцы, начавшие свою программу в 1944 году, получив данные об успешном применении этого оружия немцами. У японцев тоже были проблемы с вражеским флотом, и им нужно было средство противодействия американским кораблям, более эффективное, чем обычные бомбардировщики. В результате родился японский проект Kawasaki Ki-147 I-Go, который, правда, дальше полевых испытаний не пошел — закончилась война.

Преодолеть свинцовый ураган крупнокалиберных пуль удавалось немногим пилотам люфтваффе, но некоторые все же прорывались через заградительный огонь и сбивали «летающие крепости». Особенно часто жертвами немецких истребителей становились поврежденные бомбардировщики, которые отставали от основной группы самолетов и не могли себя защитить.

B-17 Flying Fortresses из 398й Бомбардировочной группы в полете к Ноймюнстеру, Германия Полная масса В-17 составляла 30 тонн, размах крыла — 31,6 метра, бомбовая нагрузка — почти 8 тонн. После окончания войны бомбардировщики начали выводиться из состава ВВС США, хотя в некоторых странах они оставались на вооружении и в шестидесятые годы. Boeing B-17 Flying fortress внес огромный вклад в победу над Германией и Японией, заслуженно став едва ли не самым известным бомбардировщиком Второй мировой войны. Consolidated B-24 Liberator Не меньший вклад в победу внес и самый массовый четырехмоторный бомбардировщик Второй мировой войны Consolidated B-24 Liberator. С 1940 года было выпущено почти 18,5 тыс этих бомбардировщиков, причем их выпуск был освоен не только на производственных мощностях фирмы-разработчика Consolidated и других авиастроителей, но также на заводе автоконцерна Ford. Заказала эти бомбардировщики в 1939 году и Франция, но не успела их получить до капитуляции летом 1940 года. Да так спешно, что последние партии В-24 с завода сразу отправляли на консервацию, а потом и на утилизацию. Правда, некоторым самолетам повезло: их переделали в летающие танкеры, транспортники и частично передали странам-союзникам. Несмотря на то, что самолет не отличался какими-то выдающимися особенностями, главными его плюсами была простота в управлении, надежность и то, что его всегда было много. Дефицита с материальной частью американские ВВС не испытывали, потому что промышленность США клепала тяжелые бомбардировщики с не меньшей скоростью, чем автомобили в мирное время.

B-24 Liberator вошел в историю не только как самый массовый четырехмоторный бомбардировщик, но и как неприхотливый и надежный «бомбовоз». Самый крутой Титул «короля бомбардировщиков» Второй мировой войны заслуженно достался Boeing B-29 Superfortress, который стал вершиной развития поршневых бомбардировщиков. Большая скорость и сильное оборонительное вооружение позволяли «суперкрепостям» бомбить Японию практически безнаказанно — гораздо больше потерь на первых порах они несли из-за технических неисправностей, чем от действия японской ПВО. Бомбардировщик весил 62 тонны, размах крыла составлял 43 метра, бомбовая нагрузка — более 10 тонн. Командование американских ВВС, обобщив опыт использования бомбардировочной авиации в Европе, в прямом смысле стало стирать Японию с лица земли, одновременно отправляя на японские города до полутысячи «суперкрепостей». С начала 1945 года и до конца войны бомбардировщики разбомбили все значимые военные и промышленные объекты, а 10 марта 1945 года чудовищной бомбардировке подверглась столица Японии — Токио, где в огне пожаров погибли от 80 до 100 тысяч человек.

Позже бомба была обезврежена группой саперов и охранялась ночью полицией, которая установила 50-метровую зону отчуждения. Неразорвавшиеся боеприпасы, оставшиеся со времен Второй мировой войны, часто находят в Германии. Большинство бомб были обезврежены без происшествий.

Американскую бомбу времен Второй мировой нашли в Дрездене

Погибших в результате ЧП нет. Эту информацию позже подтвердила местная полиция. Как уточнил глава МВД Баварии Иоахим Херрманн, во время бурения строители повредили спрятанное в земле 250-килограммовое взрывное устройство. Журналисты Bild сообщили, что взрыв снаряда был слышен за несколько километров от места происшествия.

Около 15 тысяч жителей домов на северо-востоке Ганновера были эвакуированы на время операции по обезвреживанию неразорвавшихся авиабомб, передает Tengrinews. Издание сообщает, что на северо-востоке Ганновера вечером в четверг, 3 июня, успешно завершилась операция по обезвреживанию двух авиационных бомб времен Второй мировой войны. В целях безопасности около 15 тысяч жителей окрестных домов на время требуемых мероприятий были эвакуированы.

Около 1000 бомб было изготовлено для использования немецкой военной авиацией. Вариант для использования против бронированной техники Фритц-Х был изготовлен чуть позже. Затем начинался этап планирования в сторону цели, с применением радиокомандного управления. Наведение Hs 293 на цель производилось с самолёта штурманом-оператором с помощью рукоятки на пульте управления передатчика Kehl. Чтобы штурман визуально не потерял бомбу из виду, на её «хвосте» устанавливался сигнальный трассер. Одним из недостатков было то, что бомбардировщик должен был держаться прямой траектории, двигаться с постоянной скоростью и высотой, располагаясь параллельно цели, чтобы поддерживать некую видимую линию с ракетой. Это означало, что бомбардировщик не смог отвлечься и маневрировать, когда приближающиеся вражеские истребители пытались его перехватить. Использование радиоуправляемых бомб было впервые предложено в августе 1943 года: тогда первой жертвой прообраза современной ПКР стал британский шлюп "HMS Цапля". Впрочем, совсем недолго союзники искали возможность подключиться к радиочастоте ракеты, чтобы сбить ее с курса. Само собой разумеется, что открытие частоты управления Henschel значительно снизило ее эффективность. Серебряная птица Серебряная птица — проект высотного частично-орбитального бомбардировщика-космолёта австрийского учёного доктора Ойгена Зенгера и инженера-физика Ирены Бредт. Первоначально разработанный в конце 1930-х, "Silbervogel" представлял собой межконтинентальный космический самолет, который мог быть использован в качестве дальнего бомбардировщика. Его рассматривали для миссии "Amerika Bomber". Он был сконструирован таким образом, чтобы нести на борту более 4000 кг взрывчатки, оборудован уникальной системой видеонаблюдения, и, как полагают, мог быть невидимым. Похоже, абсолютное оружие, не так ли? Впрочем, это было слишком революционным для своего времени. У инженеров и конструкторов в связи с "птичкой" возникали все виды технических и прочих трудностей, порой непреодолимых. Так, например, прототипы сильно перегревались, а средств охлаждения пока еще не было придумано... В конечном итоге весь проект был свернут в 1942 году, а деньги и ресурсы были направлены на другие идеи. Интересно, что после войны Зенгер и Бредт высоко ценились экспертным сообществом и участвовали в создании Французской национальной космической программы. А их "Серебряная птица" была взята как пример конструкторской концепции для американского проекта Х-20 Дайна-Сор... До сих пор для регенеративного охлаждения двигателя используется проект конструкции, который носит название "Зенгера-Бредт". Таким образом, нацистская попытка создать дальний космический бомбардировщик для нападения на Соединенные Штаты в конечном счете способствовала успешному развитию космических программ всего мира. Оно и к лучшему. Штурмовая винтовка 1944 года StG-44 Многие рассматривают штурмовую винтовку StG 44 как первый пример автоматического оружия. Конструкция винтовки была настолько успешной, что современные автоматы, такие как М-16 и АК-47, заимствовали ее в качестве основы. Легенда гласит, что сам Гитлер был сильно впечатлен оружием. StG-44 имела уникальный дизайн, в котором использовались характеристики карабина, автомата и пистолета-пулемета. Оружие было оснащено самыми новыми изобретениями своего времени: на винтовке устанавливались оптический и инфракрасный прицелы. Последний весил около 2 кг и был подключен к аккумуляторной батарее около 15 кг, которую стрелок носил на спине. Это совсем не компактно, но очень круто для 1940-х годов! Еще винтовка могла оснащаться "изогнутым стволом," чтобы вести стрельбу за угол. Нацистская Германия была первой, кто пытался реализовать эту идею. Однако они имели короткий век. StG-44 была революцией, однако слишком поздней, чтобы успеть оказать реальное влияние на ход войны в Европе. Толстый Густав "Толстый Густав" — крупнейшее артиллерийское орудие, которое было построено во время Второй мировой войны и использовалось по назначению. Разработанный на фабрике Круппа, "Густав" был одной из двух сверхтяжелых железнодорожных пушек. Второй была "Дора". Впечатляет, не так ли?! Почему же союзники не сдались и не признали свое поражение, как только этот монстр был выпущен на тропу войны? Потребовалось 2500 солдат и три дня, чтобы построить двойные железнодорожные пути для маневров этой штуковины. Для транспортировки "Толстый Густав" разбирался на несколько составляющих, а затем монтировался на месте. Его размеры препятствовали тому, чтобы пушка собиралась быстро: только полчаса уходили на то, чтобы только один ствол был погружен или выгружен. Как сообщалось, Германия прикрепляла к "Густаву" целую эскадрилью люфтваффе, чтобы обеспечить прикрытие для его сборки. Единственный раз, когда нацисты успешно использовали этого мастодонта для боя, стала осада Севастополя в 1942 году. Это чудовище было техническим чудом, таким же ужасным, сколько и непрактичным. Но советские инженеры были в состоянии восстановить "Густава" из руин. И его следы теряются в Советском Союзе. Радиоуправляемая бомба Фритц-Х Управляемая радиобомба "Фритц-Х", как и ее предшественница Hs 293, была создана для уничтожения кораблей.

Для этого в распоряжении союзников было две эскадрильи французских «Фарманов-221», четыре французские эскадрильи «Гленн-Мартинов», три английские эскадрильи «Веллингтонов», всего 117 бомбардировщиков. Французы планировали стартовать со своей главной базы в Дьецире, а англичане — из Мосула. Из-за встроенных дополнительных топливных баков вес бомб ограничивался 70 тоннами. Союзники были едины во мнении, что «предстоящая операция должна привести не только к тотальному разрушению военного потенциала СССР, но и в значительной степени решить ход всей войны». Однако и советская резедентура в Лондоне не дремала. Из источника, за абсолютную достоверность которого не могу ручаться, но который, безусловно, заслуживает внимания, я получил следующую информацию: в двадцатых числах марта на аэродроме в Хестоне Лондон два бомбовоза последнего американского типа были замаскированы как гражданские самолеты и снабжены фотоаппаратами. Один из этих самолетов вылетел в Ирак, а оттуда, с аэродрома в Хаббания, совершил полет в Баку специально для фотографических съемок нефтепромыслов. Около 12 апреля названный самолет вернулся в Лондон, привезя с собой удачно сделанные снимки Баку и района, покрывающего площадь примерно в 100 квадратных миль. По словам команды самолета, полет прошел без особых затруднений, лишь однажды самолет был обстрелян но без повреждений , когда находился над советской территорией. Второй замаскированный самолет вопреки первоначальным предположениям отправлен в Баку не был, так как первый привез вполне достаточный фотографический материал. Все это приходится, видимо, рассматривать не в плоскости какого-либо немедленного выступления англичан против нас общая военно-политическая ситуация сейчас несколько иного порядка , а в плоскости подготовки на случай конфликта с СССР в дальнейшем ходе войны. Майский» [9]. В Москве всерьез восприняли британскую угрозу. В полную боевую готовность была приведена система ПВО Закавказья. Батуми же прикрывала 8-я бригада ПВО. В районе Баку было сосредоточено 420 зенитных пушек калибра 76—85 мм и 60 орудий малого калибра. Забегая вперед, скажу, что к июню 1941 г. Тем не менее Сталин решил не ограничиваться обороной. Где-то в начале февраля 1940 г. Его должны были нанести шесть дальнебомбардировочных полков всего свыше 350 бомбардировщиков ДБ-3. Еще три полка ДБ-3 должны были действовать с аэродромов в Армении, в районе озера Севан. Личный состав полков был хорошо подготовлен к нанесению удара. Все полки, кроме 83-го, имели боевой опыт войны в Финляндии. В апреле командиры полков получили полетные задания. Штурманы приступили к прокладке маршрутов. Бомбардировщики первой группы начали выполнять пробные полеты. С аэродрома под Евпаторией они летали на запад до берегов Болгарии, а затем кружным путем, вдоль берегов Турции, выходили на условленную цель на побережье Абхазии и потом тем же путем возвращались в Евпаторию. Эскадрильи первой группы, пролетев над Турцией, должны были атаковать британские базы в Ларнаке, Никозии и Фамагусте на Кипре, базу в Хайфе, в Палестине, и французские военные объекты в Сирии. Самолеты второй группы, базировавшиеся в Армении, должны были лететь через Иран и Ирак. В районе Багдада полки расходились в разные стороны на турецкие объекты и на британские базы в Ираке и в Египте. Последний, самый лакомый кусочек достался 21-му дальнебомбардировочному авиаполку. Две его эскадрильи должны были атаковать британскую эскадру в Александрии, две эскадрильи — сбросить бомбы под Порт-Саидом, а одна эскадрилья должна была разрушить шлюзы Суэцкого канала и парализовать британское судоходство. Стоит добавить, что все английские и французские базы к началу июня 1940 г. Союзное командование назначило первую бомбардировку Баку на 15 мая 1940 г. Сразу после обнаружения самолетов противника должны были подняться в воздух и бомбардировщики Ильюшина, чтобы устроить англичанам небольшой Пёрл-Харбор. Однако планам англичан и французов не суждено было сбыться. Понятно, что тут бравым союзникам стало не до Баку. Риббентроп в письме к Сталину вежливо поддел его: «…советский нефтяной центр в Баку и нефтепорт в Батуми, несомненно, уже в этом году сделались бы жертвой британских покушений, если бы разгром Франции и изгнание английской армии из Европы не сломили бы английского духа нападения как такового и не положили бы внезапный конец всем этим махинациям» [10]. Тут я немного забежал вперед, и сейчас мы вновь вернемся во времена «странной войны». Первые британские бомбы были сброшены над германской территорией, когда бомбардировщики «Уитли» атаковали базу гидросамолетов на острове Силт в Северном море. На рассвете 10 мая 1940 г. При этом были нарушены границы нейтральных государств — Голландии, Бельгии и Люксембурга. В тот же день место премьера Англии вместо противника бомбардировок городов Невилла Чемберлена занял агрессивный Уинстон Черчилль. В ходе наступления немцам удалось овладеть несколькими важными аэродромами Голландии, включая Ваальхавен, близ Роттердама, и Именбург, около Гааги. Голландцы запросили помощи у английского правительства. Опасаясь, что бомбардировка этих аэродромов может повлечь за собой жертвы среди гражданского населения Голландии, британский Военный кабинет разрешил произвести налет истребителей только на аэродром Ваальхавен. Шесть истребителей «Бленхейм-IVФ», вылетавших для атаки аэродрома, были встречены двенадцатью немецкими истребителями Ме-110, которые сбили пять британских самолетов. В ночь на 11 мая 36 бомбардировщиков «Веллингтон» из состава Бомбардировочного командования произвели налет на аэродром Ваальхавен. Первая бомбардировка германского города до сих пор окутана завесой тайны. Каждый из них сбросил серию бомб, после чего они быстро исчезли. Большая часть стофунтовых 41-килограммовых бомб разорвалась очень далеко от намеченного объекта — аэродрома, на котором базировались истребители. На летное поле упало только десять бомб, в то время как в границах города упала 31 бомба, включая четыре неразорвавшиеся. Шесть бомб упало возле армейских казарм Гальвитц и одиннадцать — на Центральный вокзал. Две бомбы угодили в детскую площадку на Кальмарштрассе. Начальник полиции, отвечавший за гражданскую оборону, доложил о 57 погибших, в том числе — 22 ребенка, 13 женщин, 11 мужчин и 11 военнослужащих. Немецкое Министерство пропаганды немедленно отреагировало на этот эпизод. В тот же вечер официальное информационное агентство «ДНБ» заявило: «Сегодня три самолета противника подвергли бомбардировке открытый город Фрейбург. Этот город находится за пределами немецкой зоны боевых действий, и в нем нет никаких военных объектов». Агентство добавляло, что германские ВВС ответят на эту «незаконную операцию» таким же образом. С самого начала союзники начали отпираться. Французы настаивали на своей невиновности, хотя в данном районе и был замечен один самолет типа «Потез-63». Днем 14 мая 60 германских бомбардировщиков Xe-111 бомбардировали голландский город Роттердам. Всего было сброшено 94 тонны фугасных бомб: 1150 стофунтовых 41-килограммовых и 158 пятисотфунтовых 20,5-килограммовых. В городе были убиты около 980 военнослужащих и мирных жителей. Замечу, что Роттердам не являлся «незащищенным городом». Наоборот, там были сосредоточены значительные силы голландской армии, включая дальнобойную артиллерию. Комендант Роттердама, генерал Шаро отказался капитулировать и тянул время, ожидая прибытия британских войск. Нетрудно догадаться, что англо-американская пресса сразу же после бомбардировки Роттердама подняла вой на весь мир об уничтожении города, гибели 30 тысяч гражданских лиц и т. Позже англичане утверждали, что они таким способом хотели помочь французам. Мол, немцы немедленно начнут ответные бомбардировки Британии, и часть самолетов люфтваффе будет отвлечена от поддержки сухопутных войск. В ночь на 16 мая 96 бомбардировщиков «Веллингтон», «Уитли» и «Хэмпден» совершили первый налет на объекты восточнее Рейна. Немцам удалось сбить только один самолет, но и повреждения, нанесенные заводам, были минимальны. Верховное командование вермахта сообщило: «Вражеские воздушные налеты направлены против городов на северном немецком побережье, в особенности Гамбург и Бремен, и на запад Германии. Как и во всех произошедших до этого налетах, планомерным бомбардировкам, за исключением нескольких казарм, подверглись невоенные цели. Об этом, исходя из осмотра полученных разрушений, Верховное командование вермахта заявляет со всей категоричностью». Это косвенно подтвердили и британские военные историки Д. Ричардс и Х. Сондерс [11] : «В целом действия нашей тяжелобомбардировочной авиации по промышленным и военным объектам Германии в течение нескольких последующих ночей были неудачными. Ущерб, причиненный немецким промышленным объектам, был незначительным, переправы через Маас ночью обнаружить не удалось, немецкая истребительная авиация и зенитная артиллерия не были переброшены с Западного фронта для защиты Германии, и ни один немецкий бомбардировщик не был снят с действий по французским армиям и их коммуникациям для нанесения ответных ударов по территории Англии. Идея воздушного наступления на Рур, столь популярная в штабе английских ВВС, потерпела неудачу. Выбор времени для проведения этого наступления был неудачным, а имевшиеся в наличии средства были явно недостаточными» [12]. Всего за май-июнь 1940 г. Французы очень хотели хоть чем-то отомстить проклятым «бошам». И вот 7 июня 1940 г. Таких машин французский флот имел только три, и им даже были присвоены имена собственные, в частности, этот назывался «Жюль Верн». Экипажем командовал бывший профессор воздушной навигации в «Ecole du guerre» «Военная школа» корвет-капитан, Даиллире. В состав экипажа входил также и бывший шеф-навигатор «Эр-Франс» Поль Коме. Вот как он описывал этот полет: «Мы тотчас же взяли курс на север, в направлении Ла-Манша. Я вел машину, ориентируясь просто по местности, так как стояла прекрасная погода, а маршрут над Па-де-Кале и Голландией я знал превосходно. Мы не встретили ни одного самолета, только над островом Силтом нас активно обстреляли зенитки. Над Данией мы летели во время захода солнца. Через некоторое время и Восточное море осталось позади нас. А когда справа показался Штеттин, мы легли на курс на юг. На большой высоте мы прошли над Мекленбургским озером и в точно назначенное время достигли северной окраины Берлина. Я стал готовиться к бомбометанию и, к удивлению, обнаружил, что у нас не установлен бомбово-штурмовой прицел. Мне ничего не оставалось делать, как прижаться носом к стеклу кабины. Обзор был хорошим, но я не мог идентифицировать ни одно из многочисленных озер Берлина. Город лежал в кромешной тьме. Но вдруг, как по команде, небо осветили многочисленные прожекторы, а зенитки открыли огонь всех калибров. Мы некоторое время кружили над городским центром, сокращая обороты моторов, затем опять их набирая. Таким образом, мы хотели создать у немцев впечатление, что над городом действует целое подразделение самолетов. Затем мы повернули в северное предместье, где и сбросили наши бомбы на одну из расположенных там фабрик. Налет не принес заметных разрушений, но его психологический эффект трудно было переоценить» [13]. Затем «Жюль Верн» взял курс на Лейпциг, перелетел, не атакованный ни истребителями, ни зенитными орудиями, всю Германию и в 5 часов утра приземлился в Орли, под Парижем, оставив позади себя 13,5-часовой полет и 5000 км. День спустя французское Адмиралтейство распространило заявление, в котором говорилось, что «соединение дальних бомбардировщиков нашего флота в ночь с 7 на 8 июня подвергло бомбежке индустриальный квартал на севере Берлина в качестве ответа на немецкий авианалет на Париж. Все машины вернулись без потерь». В ночь на 16 мая 1940 г. При этом несколько бомбардировщиков было сбито дневными истребителями Ме-110. В принципе, это был случайный успех, но этот налет стал толчком к созданию в Германии специальных ночных истребителей. Глава 3 В бой вступают ночные истребители Во второй половине сентября 1939 г. Она тянулась с севера на юг, от Мюнстера до Штуттарта, и все части люфтваффе, находившиеся в этой зоне, подчинялись непосредственно Главному командованию люфтваффе. В состав «Западной зоны» входили три ночные эскадрильи — 10. Первоначально эти эскадрильи были вооружены истребителями Ме-110. Это еще не были полноценные ночные эскадрильи. К ним больше подходит термин «сумеречные», поскольку истребители выполняли патрульные полеты в районе Кёльна и Штутгарта только поздним вечером или ранним утром. Их применение было малоэффективно, так как действовали они без управления с земли и не взаимодействовали с прожекторными частями. Следствием этих потерь стало решение командования люфтваффе перевооружить эскадрилью 10. Группу оснастили одноместными Ме-109D-1. Так, 25 апреля он сбил один из 28 двухмоторных бомбардировщиков «Хэмпден», ставивших мины у побережья Шлезвиг-Гольштейна, а второй «Хэмпден» он сбил 14 мая в районе острова Силт. Любопытно, что в целях дезинформации противника немцы нарисовали специальные, естественно, «липовые» эмблемы на истребитель Xe-112, производившийся только на экспорт, и предъявили его прессе как новый ночной истребитель Xe-113. В ночь на 28 мая 1940 г. Этот самолет стал первым ночным ист ребителем люфтваффе, сбитым с начала Второй мировой войны. В апреле 1940 г. Согласно ей, ночной истребитель летал по кругу в зоне ожидания, а операторы РЛС, обнаружив самолет противника и определив его курс, должны были сообщить об этом по радио пилоту истребителя. А поскольку бомбардировщики противника достаточно хорошо выделялись на фоне более светлого неба, Фальк предложил ночью атаковывать противника не сверху, как это делалось днем, а снизу вверх. Впервые метод Фалька был применен без всякой предварительной подготовки, и поэтому вся операция прошла немного не так, как планировалось. В ночь на 1 мая 1940 г. Около полуночи Ме-110 капитана Фалька, старших лейтенантов Вернера Штейба и Гюнтера Радуша, а также сержанта Тира, поднявшись с аэродрома Ольборг, начали преследование бомбардировщиков противника, уходивших на запад. В полете они не имели радиосвязи с наземной РЛС, но при этом сумели установить визуальный контакт с противником и атаковать его. После первых же очередей бомбардировщики спикировали вниз и скрылись в густом тумане над Северным морем. Так и осталось неизвестным, имела ли атака Фалька успех, известно лишь, что из пятидесяти британских бомбардировщиков на базу не вернулось три. Но эта атака показала, что самолеты противника могут быть успешно перехвачены и ночью. Министерство авиации проявило интерес к опыту Фалька, и его вызвали в Берлин. Но тут началось германское наступление на Западном фронте, и приоритет на несколько месяцев был отдан одномоторным легким истребителям в ущерб производству ночных истребителей. В мае 1940 г. В группе IV. Эта группа вместе с группой I. Позже Штрейб станет самым знаменитым ночным асом люфтваффе и одержит 66 ночных побед. Этот бой интересно описан Каюсом Беккером: «Около полуночи с аэродрома в Гютерсло взлетела очередная авиагруппа Ме-110. Командир машины, обер-лейтенант Вернер Штрейб круто поднимает машину вверх, на высоту 4000 метров, и направляется в район предполагаемых боевых действий. И снова — эти нервирующие всех поиски. Час за часом Штрейб и его бортрадист, унтер-офицер Линген всматриваются в ночную темень. Штрейб даже отодвигает боковую форточку, чтобы лучше видеть. В кабину врывается струя ледяного воздуха, но всем не до этого. Они напряженно ждут момента, который до сих пор не наступил. Лишь благодаря счастливой случайности вражеский бомбардировщик может оказаться в крохотном секторе обзора ночного истребителя, чтобы уже в следующее мгновение бесследно исчезнуть, раствориться во тьме. Пока что внизу, на земле нет ни радиолокационных постов наблюдения, ни офицеров наведения, ориентирующих пилотов на подлетающие самолеты неприятеля. Ночной самостоятельный поиск целей делает первые шаги, многие вообще считают его мертворожденным ребенком. Шансы стать героем ночного неба ничтожны. Около 2 часов ночи 20 июля 1940 г. Цель — на расстоянии около 300 метров, справа, чуть ниже. И Штрейб готов в это поверить. Опасливо пилот приближается, чтобы получше рассмотреть, кто это — враг или свой. Эта трагическая гибель боевого товарища крайне болезненно воспринималась летчиками. Стараясь оставаться незамеченным, Штрейб подбирается к неизвестному самолету. Но экипажу незнакомца это явно невдомек. И вот уже несущиеся сквозь ночь крыло к крылу машины разделяют считаные метры. И вдруг обер-лейтенанта Штрейба словно озарило: в лунном свете зловеще блеснул плексиглас башни стрелка-радиста. Высветилась и огромная, в рост человека, эмблема на хвостовом оперении!

В Германии обнаружили бомбу времён Второй мировой войны весом 250 кг

В районе домашнего стадиона «Майнца» была обнаружена бомба времён Второй мировой войны. Какие бомбы Германия использовала во Второй мировой войне 1939-1945 годов. В немецком Гамбурге в ходе строительных работ обнаружили бомбу времен Второй мировой войны. В немецком Гамбурге в ходе строительных работ обнаружили бомбу времен Второй мировой войны. новости техники и вооружения.

В немецком городе нашли бомбу времен Второй мировой войны

По его данным, бомбы хранились под землей еще со времен Второй мировой войны. Глава администрации района Эллинико-Аргируполи Яннис Константатос подчеркнул, что над складом с авиабомбами ежедневно проходили тысячи людей, в том числе и иностранные туристы. По его данным, бомбы хранились под землей еще со времен Второй мировой войны. Глава администрации района Эллинико-Аргируполи Яннис Константатос подчеркнул, что над складом с авиабомбами ежедневно проходили тысячи людей, в том числе и иностранные туристы. В немецком городе Людвигсхафен-на-Рейне эвакуируют свыше 18 тысяч человек из-за неразорвавшейся авиабомбы времен Второй мировой войны, обнаруженной в жилом квартале, передает ТАСС. По предварительной версии, озвученной местными СМИ, взорвалась 250-килограммовая авиационная бомба, оставшаяся в земле со времен Второй мировой войны. Отмечается, что обломки, разбросанные взрывом, разлетелись на несколько сотен метров.

В Германии обнаружили бомбу времён Второй мировой войны весом 250 кг

Это означало, что бомбардировщик не смог отвлечься и маневрировать, когда приближающиеся вражеские истребители пытались его перехватить. Использование радиоуправляемых бомб было впервые предложено в августе 1943 года: тогда первой жертвой прообраза современной ПКР стал британский шлюп "HMS Цапля". Впрочем, совсем недолго союзники искали возможность подключиться к радиочастоте ракеты, чтобы сбить ее с курса. Само собой разумеется, что открытие частоты управления Henschel значительно снизило ее эффективность. Серебряная птица Серебряная птица — проект высотного частично-орбитального бомбардировщика-космолёта австрийского учёного доктора Ойгена Зенгера и инженера-физика Ирены Бредт. Первоначально разработанный в конце 1930-х, "Silbervogel" представлял собой межконтинентальный космический самолет, который мог быть использован в качестве дальнего бомбардировщика. Его рассматривали для миссии "Amerika Bomber". Он был сконструирован таким образом, чтобы нести на борту более 4000 кг взрывчатки, оборудован уникальной системой видеонаблюдения, и, как полагают, мог быть невидимым.

Похоже, абсолютное оружие, не так ли? Впрочем, это было слишком революционным для своего времени. У инженеров и конструкторов в связи с "птичкой" возникали все виды технических и прочих трудностей, порой непреодолимых. Так, например, прототипы сильно перегревались, а средств охлаждения пока еще не было придумано... В конечном итоге весь проект был свернут в 1942 году, а деньги и ресурсы были направлены на другие идеи. Интересно, что после войны Зенгер и Бредт высоко ценились экспертным сообществом и участвовали в создании Французской национальной космической программы. А их "Серебряная птица" была взята как пример конструкторской концепции для американского проекта Х-20 Дайна-Сор...

До сих пор для регенеративного охлаждения двигателя используется проект конструкции, который носит название "Зенгера-Бредт". Таким образом, нацистская попытка создать дальний космический бомбардировщик для нападения на Соединенные Штаты в конечном счете способствовала успешному развитию космических программ всего мира. Оно и к лучшему. Штурмовая винтовка 1944 года StG-44 Многие рассматривают штурмовую винтовку StG 44 как первый пример автоматического оружия. Конструкция винтовки была настолько успешной, что современные автоматы, такие как М-16 и АК-47, заимствовали ее в качестве основы. Легенда гласит, что сам Гитлер был сильно впечатлен оружием. StG-44 имела уникальный дизайн, в котором использовались характеристики карабина, автомата и пистолета-пулемета.

Оружие было оснащено самыми новыми изобретениями своего времени: на винтовке устанавливались оптический и инфракрасный прицелы. Последний весил около 2 кг и был подключен к аккумуляторной батарее около 15 кг, которую стрелок носил на спине. Это совсем не компактно, но очень круто для 1940-х годов! Еще винтовка могла оснащаться "изогнутым стволом," чтобы вести стрельбу за угол. Нацистская Германия была первой, кто пытался реализовать эту идею. Однако они имели короткий век. StG-44 была революцией, однако слишком поздней, чтобы успеть оказать реальное влияние на ход войны в Европе.

Толстый Густав "Толстый Густав" — крупнейшее артиллерийское орудие, которое было построено во время Второй мировой войны и использовалось по назначению. Разработанный на фабрике Круппа, "Густав" был одной из двух сверхтяжелых железнодорожных пушек. Второй была "Дора". Впечатляет, не так ли?! Почему же союзники не сдались и не признали свое поражение, как только этот монстр был выпущен на тропу войны? Потребовалось 2500 солдат и три дня, чтобы построить двойные железнодорожные пути для маневров этой штуковины. Для транспортировки "Толстый Густав" разбирался на несколько составляющих, а затем монтировался на месте.

Его размеры препятствовали тому, чтобы пушка собиралась быстро: только полчаса уходили на то, чтобы только один ствол был погружен или выгружен. Как сообщалось, Германия прикрепляла к "Густаву" целую эскадрилью люфтваффе, чтобы обеспечить прикрытие для его сборки. Единственный раз, когда нацисты успешно использовали этого мастодонта для боя, стала осада Севастополя в 1942 году. Это чудовище было техническим чудом, таким же ужасным, сколько и непрактичным. Но советские инженеры были в состоянии восстановить "Густава" из руин. И его следы теряются в Советском Союзе. Радиоуправляемая бомба Фритц-Х Управляемая радиобомба "Фритц-Х", как и ее предшественница Hs 293, была создана для уничтожения кораблей.

Но, в отличие от Hs, "Фритц-Х" могла поражать сильно бронированные цели. В глазах союзников это оружие было воплощением зла. Родоначальник современной управляемой бомбы, "Фритц-Х" могла перенести на себе 320 кг взрывчатки и управлялась с помощью джойстика, что делало ее первым в мире высокоточным оружием. Это оружие весьма эффективно использовалось вблизи Мальты и Сицилии в 1943 году. Одна только эта бомба вывела американский легкий крейсер "USS Саванна" из строя на год. Всего было изготовлено более 2000 бомб, но только 200 были сброшены на цели.

Источник изображения: pxhere В связи с этим решением клуб вынужден перенести пресс-конференцию главного тренера Бо Хенриксена с пятницы на четверг. Также офис клуба и фан-шоп будут закрыты.

Кроме того, более 4600 жителей района временно эвакуируют.

Reuters На месте происшествия временно приостановлено железнодорожное движение, говорится в сообщении. В настоящее время проводится обыск по всей территории», — сказал он газете. В августе в результате взрыва на химическом предприятии в немецком Леверкузене погибли шесть человек.

Кормовое машинное и два котельных отделения были частично затоплены. Корабль снизил скорость и попытался покинуть строй. Через 10 минут линкор получил и второе попадание. FX-1400 угодила в палубу по правому борту и взорвалась в носовом машинном отделении, спровоцировав пожар. Через несколько минут огонь добрался до артиллерийских погребов, вызвав детонацию снарядов. Мощный взрыв попросту вырвал вторую башню главного калибра, и она рухнула за борт.

В результате последующей серии взрывов накренившийся линкор переломило пополам. В 16:18 флагман итальянского флота опрокинулся и затонул. Итальянский линкор Roma, получивший дифферент на нос и крен на правый борт. Вторая башня ГК отсутствует Систершип линкора Roma, Italia, также получил попадание управляемой бомбой. Fritz-X проломила палубу под углом и вышла через бортовую обшивку, сдетонировав возле борта корабля. Обшивка подводной части линкора получила значительные повреждения, и Italia набрал 800 тонн воды. Другая бомба хоть и не попала в корабль, но повредила топливные цистерны, взорвавшись рядом с левым бортом. Мощный взрыв образовал пробоину в киле, из-за чего вода стала поступать в машинное отделение. Несмотря на серьёзные повреждения, спустя восемь часов крейсер сумел набрать ход и достичь точки назначения. Второму крейсеру, USS Philadelphia, повезло больше: боеприпас прошёл мимо корабля и взорвался в 15 метрах, нанеся минимальный урон.

Бомба прошла корабль насквозь и взорвалась под ним. Подводный взрыв разорвал обшивку крейсера, из-за чего вода затопила котлы. Корабль набрал 1 300 тонн воды, но, несмотря на это, остался на плаву. Британский линкор Warspite получил бомбовое попадание 16 сентября 1943 года в Салерно. Fritz-X прошла через шесть палуб и сдетонировала в котельном отделении. Взрывная волна пробила двойное дно и образовала в днище корабля пробоину диаметром шесть метров.

Эхо войны: немецкую авиабомбу нашли и обезвредили в Мурманске

Вероятно, бомба попала туда в результате бомбежки союзников, но не разорвалась и пролежала в земле 75 лет. Взрыв авиабомбы времен Второй Мировой Войны произошел ночью. В результате, посередине поля образовалась огромная воронка.

Альберт Шпеер, который был ответственным за рождение идеи "Крысы", считал этот танк смешным. Именно благодаря ему строительство даже не началось, и не было создано даже прототипа. При этом даже Гитлер сомневался, что "Крыса" может на самом деле выполнять все свои функции без специальной подготовки поля боя к своему появлению. Шпеер, будучи одним из немногих, кто мог рисовать в фантазиях Гитлера сухопутные линкора и высокотехнологичные чудо-машины, отменил программу в 1943 году. Фюрер был удовлетворен, так как полагался в своих быстрых атаках на другое оружие. Интересно, что фактически во время сворачивания проекта были составлены планы для еще большего сухопутного крейсера "P.

Хортен Ho 229 Сегодня о нем говорят как о первом в мире стелс-бомбардировщике, при этом Ho-229 был первым летающим устройством с реактивным двигателем. Реактивный самолет был самым логичным ответом — при условии некоторых доделок. Уолтер и Реймар Хортены, два немецких изобретателя-авиатора, предложили свое решение — Хортен Ho 229. Внешне это была гладкая бесхвостная машина, напоминающая планер, оснащенная двумя реактивными двигателями Jumo 004C. Братья Хортены утверждали, что смесь древесного угля и смолы, которую они используют, поглощает электромагнитные волны и делает самолет "невидимым" на радарах. Этому же способствовала малая видимая площадь "летающего крыла" и его гладкий, как капля, дизайн. Пробные полеты с успехом состоялись в 1944 году, всего в производстве на различных стадиях изготовления было 6 самолётов, а также для нужд истребительной авиации люфтваффе были заказаны узлы для 20 машин. В воздух поднимались две машины.

В конце войны союзники обнаружили единственный прототип на заводе, где производились Хортены. Реймар Хортен уехал в Аргентину, где и продолжил свою конструкторскую деятельность вплоть до своей смерти в 1994 году. Единственный Хортен Ho 229 был увезен в США, где изучался и использовался как модель для сегодняшних стелсов. А оригинал выставлен в Вашингтоне, Национальном музее авиации и космоса. Акустическая пушка Немецкие ученые старались мыслить нетривиально. Пример их оригинального подхода — разработка "звуковой пушки", которая своими вибрациями могла буквально "разорвать человека". Проект звуковой пушки был детищем доктора Рихарда Валлаушека. Состояло это устройство из параболического отражателя, диаметр которого равнялся 3250 мм, и инжектора с системой зажигания, с подачей метана и кислорода.

Воспламенение взрывчатой смеси газов производилось прибором через равные промежутки времени, создавая постоянный грохот нужной частоты в 44 Гц. Звуковое воздействие должно было уничтожить все живое в радиусе 50 м менее, чем за минуту. Конечно, мы не ученые, но довольно сложно поверить в правдоподобность направленного действия такого устройства. Оно было опробовано лишь на животных. Огромные размеры устройства превращали его в отличную мишень. А любое повреждение параболических отражателей делало бы пушку совершенно безоружной. Кажется, Гитлер согласился с тем, чтобы этот проект так и не был выпущен в производство. Ураганное орудие Исследователь аэродинамики, доктор Марио Циппермейер был австрийским изобретателем и членом Австрийской национал-социалистической партии.

Он работал над проектами футуристических орудий. В своих исследованиях он пришел к выводу, что "ураганный" воздух под большим давлением способен уничтожить многое на своем пути, в том числе и самолеты вражеской авиации. Результатом разработок стала "ураганная пушка" — устройство должно было производить вихри за счёт взрывов в камере сгорания и направления ударных волн через специальные наконечники. Вихревые потоки должны были ударом сбивать самолёты. Модель пушки тестировалась с деревянными щитами на расстоянии 200 м — от ураганных вихрей щиты разлетались в щепки. Орудие было признано успешным и пущено в производство уже в полном размере. Всего было построено две ураганные пушки. Первые тесты боевого орудия были менее впечатляющими, чем тесты моделей.

Изготовленные образцы не смогли достичь необходимой частоты, чтобы быть достаточно эффективными. Циппермейер попытался увеличить диапазон, но и это не сработало. Ученый не успел завершить разработки до конца войны. Союзные войска обнаружили ржавые остатки одной ураганной пушки на полигонах Хиллерслебена. Вторая пушка была уничтожена в конце войны. Космическая пушка Ну что же, раз были акустическая и ураганная пушки, то почему бы не сделать и пушку космическую? Разработки таковой велись нацистскими учеными. Теоретически это должно было быть орудие, способное фокусировать направленное солнечное излучение на точку на Земле.

Впервые идея была озвучена в 1929 году физиком Германом Обертом. Его проект космической станции со 100-метровым зеркалом, которое могло улавливать и отражать солнечный свет, направляя его на Землю, был взят на вооружение. Во время войны нацисты использовали концепцию Оберта и начали разработку слегка видоизмененного образца "солнечного" орудия.

Первая мировая война это показала в меньше степени, но зато Вторая мировая война принесла много нового как в системы вооружений, а тактику боя и особенно в стратегию боевых действий. И немцы в этом отношении были далеко не на последних ролях. К концу Второй Мировой войны немцы изобрели и успешно применили в бою совершенно новый тип оружия — планирующую бомбу, с помощью которой люфтваффе утопили 11 крупных боевых кораблей союзников и тяжело повредили еще 21, и это не считая почти 40 транспортов и торговых судов. Таким образом, на вывод из строя 72 кораблей противника было затрачено всего 500 относительно дешевых бомб, причем по целям попало 215. Но дальше развивать это оружие Гитлер не стал, а сразу потребовал переходить к производству крылатых и баллистических ракет. Спору нет — немцы в техническом плане всегда были впереди планеты всей, ну, если даже не абсолютно впереди, то многим очень интересным техническим изобретениям, которые впоследствии получили широкое развитие, мир обязан именно Германии. И очень многие революционные идет немцы разработали в деле вооружений, особенно во время Второй Мировой.

Так, все знают, что впервые реактивную боевую авиацию довольно успешно применили именно немцы, а то, что она не помогла им победить в войне — так просто не успели ее довести до ума. Также именно немцы разработали и относительно успешно применили крылатые и баллистические ракеты, но довести до ума это оружие им тоже не позволил недостаток времени. Много чего еще из новейших вооружений разработали и применили немцы типа бесшумных и незаметных подводных лодок и дистанционно управляемых мини-роботов, которые тоже более-менее эффективно проявили себя в самом конце войны. Но наиболее интересное оружие, которое появилось у немцев в те времена — это были планирующие бомбы, которые в 1943-44 гг. Планирующие бомбы в тот момент были принципиально новым оружием, и немцы начали его разрабатывать еще до войны, прекрасно понимая его ценность в будущем. Однако на разработку, доводку и испытания ушло почти 4 года, зато в первоначальном своем исполнении такие бомбы принесли немцам очень громкий успех. И хотя «Фриц» представил очень громкие успехи применения, тем не менее, бомба «Хеншель» была технически более эффективной, и тоже проявила себя неплохо.

Вот как он записал в своем рапорте по возвращению на баз, об этом случае: "Из облака, образовавшегося при взрыве, вырвалась отчетливо видимая ударная волна. К тому времени, как она стала видимой, она имела диаметр около одного километра, а цвет облака часто менялся. Над тем местом, где произошел взрыв, стояло грибовидное облако с турбулентными вихревыми слоями, на высоте приблизительно 7000 метров, без каких-либо видимых связей. Сильное электромагнитное возмущение проявилось в невозможности продолжать радиосвязь.

Самые известные «бомбовозы» Второй мировой войны

В немецком Кельне обнаружили неразорвавшуюся английскую авиабомбу времен Второй мировой войны. В связи с этим в месте находки эвакуируют порядка 13 тысяч человек, говорится на сайте городской администрации. В районе домашнего стадиона «Майнца» была обнаружена бомба времён Второй мировой войны. За годы Второй мировой войны тяжелая бомбардировочная авиация совершила впечатляющий рывок вперед. Если летом 1940 года Берлин бомбил одиночный французский бомбардировщик, то в начале 1945 года Германию чуть ли не ежедневно засыпали бомбами. Согласно информации от Sport1, в среду обнаружена неразорвавшаяся авиабомба времен Второй мировой войны возле домашней арены «Мева Арена» в Майнце. Ожидается, что ее обезвредят в пятницу. Немецкие СМИ со ссылкой на сообщение полиции сообщили, что в городе Дрезден на востоке Германии эвакуировали 15 тысяч человек из-за неразорвавшейся американской авиабомбы времён Второй мировой войны.

Авиабомбу времен Второй мировой войны обнаружили в Кельне

В настоящее время проводится обыск по всей территории», — сказал он газете. В августе в результате взрыва на химическом предприятии в немецком Леверкузене погибли шесть человек. Ошибка в тексте?

Людей вывели с вокзала, расположенного вблизи знаменитого готического собора, из здания оперы. Не повезло и туристам, гулявшим по улицам центра города. Телевидению из-за эвакуации пришлось ненадолго прервать вещание. Перекрыли мост через Рейн.

Бомбу в Кельне нашли на набережной также во время строительных работ. Она оказалась американской, и была успешно обезврежена в короткий срок. Опасные предметы, оставшиеся со времен Второй мировой, постоянно выкапывают и в России.

После войны было подсчитано, что всего за этот период, характеризующийся этими потерями, немцами было использовано всего 500 планирующих бомб, которые в итоге и поразили 72 корабля союзников. Как нетрудно понять, 72 корабля — это целый флот, которого лишились англичане и американцы в самый разгар боевых действий, в основном во время высадки в Италии, а потом и в Нормандии. А вот сами немцы при этом потратили на это дело всего две сотни относительно дешевых, хотя и высокотехнологичных бомб.

Даже если учесть, что на каждый потопленный или поврежденный корабль пришлось по 7 бомб попавших в цель и промазавших , это все равно результат несопоставимый. Конечно, при атаках на союзные корабли погибло около двух десятков и немецких бомбардировщиков, часто вместе с экипажами. Но все равно тут счет не в пользу англо-американцев, потому что даже в живой силе они потеряли на порядок больше, чем немцы, и это не говоря уже о материально-технической части. Правда, уже к 1944 году были выявлены и недостатки «Фрицев» и «Хеншелей», и некоторыми из них союзники смогли очень эффективно воспользоваться. Так, «Фриц» на высокой скорости мог пробивать очень толстую броню линкоров, но корпуса более легких кораблей он прошивал насквозь и взрывался глубоко под водой. По этой причине немцы упустили очень много абсолютных побед потоплений , а когда они начали уделять этой теме внимание, использование этого оружия перестало быть эффективным по другим причинам.

Например, англичане очень быстро научились прерывать радиосигнал, посредством которого немецкий оператор на самолете управлял бомбой, а неуправляемая бомба в цель не попадала. Немцы рассматривали вариант управления бомбы по тонкому кабелю, но к концу войны эта тема не вышла из стадии испытаний. Также союзники очень сильно усилили ПВО своих кораблей и привлекли к патрулированию над ними истребители, которые охотились на носителей планирующих бомб, сбивая их еще до начала бомбардировки. Также зенитные орудия на кораблях были заменены на более дальнобойные образцы, способные поражать приближающихся носителей планирующих бомб на большом расстоянии. Однако, как писалось выше, немцам наверняка удалось бы справиться с этими проблемами, если бы конец войны не приближался так быстро.

Фото: pixabay. В операции по обезвреживанию участвовали 150 сотрудников полиции, пожарных и экстренных служб. По меньшей мере 1,2 тысяч жителей в радиусе полукилометра от места происшествия на несколько часов покинули свои дома.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий