На этой странице вы можете бесплатно скачать популярные альбомы и песни Советские патриотические песни №13088 в mp3-формате, а также слушать их онлайн.
8 забытых патриотических песен из СССР, которые раньше знали и пели все
На этой странице вы можете бесплатно скачать популярные альбомы и песни Советские патриотические песни №13088 в mp3-формате, а также слушать их онлайн. Песня «Струна» посвящена защитникам России, участвующим в спецоперации в Донбассе, а также командиру отряда морской пехоты ВС России с позывным «Струна». На сайте вы сможете скачать песню советские патриотические песни на ваш телефон, планшет или пк. Гимн СССР (Сталинский 1944г.).
советские патриотические песни
Котова; Только так победим! Пахмутовой, стихи Н. Добронравова; «Любовь, комсомол и весна», музыка А. Пахмутовой, слова Н. Свои гимны были и у представителей различных профессий. Объединял же их пролетарский гимн «Интернационал». Например, в 1968 году для картины «Щит и меч» Марк Бернес исполнил знаменитую «С чего начинается Родина».
Уникальная и таинственная культура этого края, его необычная природа, атмосфера — все притягивает внимание и заставляет любоваться... Современные уроженцы Коми горячо любят наследие своих предков и берегут природные богатства. Напевы Нефедовой именно об этом. Нечкина: «А я люблю Россию» Простые и понятные, но, вместе с тем, такие гармоничные и точные рифмы слов этой песни эффектно легли на оригинальную музыку... Произведение, удивительно возвышенно и чисто прославляющее Родину, само по себе нетипично. Наверное, так любить Россию могут только дети — существа с ангельскими душами, ещё не испорченными миром. Автором слов и музыки к песне выступила сама талантливая 13-летняя исполнительница. Радосвет: «Родовая земля» Современный автор написал эту песню под успокаивающие звуки крон деревьев, когда наслаждался красотой природы в родном селе. Поэт стремится побудить слушателей отказаться от городской суеты и наконец увидеть красоту родных сел и деревень. Жизнь на земле в гармонии с природой, бережное чтение традиций, знание своей истории — вот то, что поможет сегодняшним людям быть счастливыми. Протасов: «Русь моя, жизнь моя» Удачный симбиоз поэзии прошлого и музыки современности!
На сцене дома культуры блистали учащиеся сельской школы, работники культуры и участники коллектива художественной самодеятельности. В каждой песне и творческом номере звучала гордость за нашу страну. Тематическая программа выступления включила в себя самые узнаваемые и всеми любимые военные композиции. Зрители старшего поколения вытирали слезы, благодарили за душевный концерт.
Сидели, вспоминали былое в их скромном доме, окруженном фруктовыми деревьями. И вдруг выясняется, что у Екатерины Андреевны с военной поры хранится пожелтевший листок с рукописным текстом песни о Кате Ивановой. На листочке приписка офицера-танкиста, что эти стихи о ней. Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!.. В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! Распевали песенки "катюши" под Калугой, Тулой и Орлом". Памятником "Катюше" — оружию и песне — возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево монумент прославленного орудия. Кстати, такой же памятник "Катюше" стоит и у проходной Уральского компрессорного завода, выпускавшего в годы войны прославленные минометы. В короткие минуты затишья пели фронтовики "Катюшу" на мотив песни "Дан приказ - ему на Запад", мотив которой так соответствовал духу того времени. В песне той мать напутствовала своего сына быть храбрым солдатом, не щадить врага и со скорою победой вернуться домой вместе с Катюшей, о которой он так тепло рассказал в своем письме. Только Катюшей той была не девушка, как она подумала, а наша грозная реактивная установка, названная таким именем. Исследователь фронтового фольклора саратовец Павел Лебедев обнаружил в газете Карельского фронта "Часовой Севера" от 25 мая 1943 года впервые напечатанный там текст солдатской "Песни о "Катюше", затем включил ее в песенный сборник, и теперь мы воспроизводим саму песню и комментарий к ней автора, бывшего бойца-пулеметчика Василия Шишлякова: "Пишет мать родному сыну из колхозного села: "Расскажи-ка, милый Ваня, как идут твои дела. Расскажи мне, как воюешь, сколько фрицев перебил и какую там Катюшу ты на фронте полюбил". Признаюсь, что Катерина мне мила и дорога. От любви и дружбы нашей нет покоя для врага". Автор текста, боец-пулеметчик Василий Шишляков, воевал на Карельском фронте. В послевоенное время он, будучи инвалидом Великой Отечественной войны, в течение двадцати пяти лет возглавлял колхоз в Грязовецком районе Вологодской области. В короткие часы отдыха где-нибудь в "лисьей норе" или за каменным карьером, называемым огневой позицией минометчиков, рождались поэтические строки. Писал я на фанерной дощечке, которую постоянно хранил в сумке противогаза, висевшей у меня на левом боку". Эти дощечки были удобны тем, что заменяли не только бумагу, но и стол.
Пожаловаться 8 забытых патриотических песен из СССР, которые раньше знали и пели все. Массовая пропаганда среди населения была ключевым звеном советской идеологии, а патриотические песни наряду с печатью, кино, радио и ТВ были одним из основных методов ее внедрения среди широких масс. Уже с измальства юные строители коммунизма помимо гимна СССР заучивали на уроках в школе идейно правильные произведения, воспевающие коммунистическую партию и вождя революции Владимира Ленина, а также пионерию, комсомольцев, рабочий класс, стахановцев, военные победы и иные важные атрибуты социализма. Патриотические песни обязательно звучали "в нагрузку" на любом концерте, постоянно транслировались на радио и ТВ, а в музыкальных магазинах продавались многомиллионные тиражи грампластинок "Мелодии" с идейно верной музыкой в довес к популярным сборникам эстрадных песен.
Примечательно, что дирижер первого исполнения оперы Глинки, Катерино Кавос, сам является автором оперы «Иван Сусанин», поставленной десятью годами ранее на тот же сюжет. Долгие годы оперы шли параллельно на сцене Большого театра, с тем же самым подбором певцов для обеих постановок. Фрагмент из оперы «Иван Сусанин» Катерино Кавоса, 1815 год Исполнение: Яна Мамонова, сопрано, Василий Новиков, тенор, Андрей Соколов, баритон, дирижер — Игорь Тюваев «Искусство должнo принадлежать народу» — этой цитатой Ильича вооружились сталинские реакционеры, приводившие к послушанию авангардистов 1920-х годов. На изданной в 1934 году фирмой «Коламбия» граммофонной пластинке, представляющей пионеров индустриальной музыки из СССР Парижский симфонический оркестр, дирижер Юлиус Эрлих , с одной стороны записан знаменитый «Завод» Александра Мосолова, отрывок из неосуществленного балета «Сталь», а с другой — фрагмент сюиты «На Днепрострое» Юлия Мейтуса, воспроизводящий звуки великой стройки силами симфонического оркестра. Примечательны творческие судьбы этих композиторов, сочинения которых были визитной карточкой передового советского искусства в 1920-е и в начале 1930-х годов. Юлий Мейтус. Чрезвычайно любопытно было бы познакомиться с его опереттой «Крещение Руси» в трех актах сочинение 1930 года, текст Николая Адуева.
Освобожденный из заключения в 1938 году по ходатайству своего учителя Николая Мясковского Мосолов не посмел вернуться к своему новаторскому музыкальному языку. Его сочинения становятся подчеркнуто традиционными, в них широко используется фольклорный материал, развивается патриотическая тематика. Последней завершенной работой Мосолова стала «Народная оратория о Г.
Motif de chant national [3]. Известный музыковед XIX века Н.
Финдейзен , вслед за В. Стасовым , высказывал мысль о том, что одноголосный набросок Глинки — это эскиз российского гимна, возможно, подготовленный на конкурс [4] современные музыковеды считают это маловероятным [1]. С 1 января 1984 года по 30 июня 1986 года использовалась в качестве заставки в программе « Время » [5].
Ведь в этой песне «ни героики, ни патетики», лишь напоминание о том, что надо отстоять в бою. Споем веселей, пусть нам подпоет, Кто песен родных не забыл» «Вечер на рейде». Долгие переходы и жестокие бои. Эта песня о войне написана уже после Победы.
Советские песни про Советский Союз скачать и слушать онлайн
Гимн СССР (Сталинский 1944г.). Советские патриотические песни воспевали передовиков производства, молодых энтузиастов, красоту природы страны и, конечно, верность Коммунистической партии и Ленину. Есть версия, что именно благодаря этой песне советские солдаты во время ВОВ дали боевым машинам реактивной артиллерии серии "БМ" прозвище "Катюша". 26 апреля на всех музыкальных площадках состоялась премьера нового трека: «Верните память» — искренняя песня в исполнении Елены Север в память о павших воинах, которые защищали нашу Родину — как в годы Великой Отечественной, так и сейчас в зоне СВО. Каталог аудиокниг, песен, молитв. Вход.
Песни о Родине
«Патриотическая песня» (первоначальное название — фр. Motif de chant national) — музыкальное произведение композитора Михаила Глинки, сочинённое в 1837—1838 годах. Многие предполагают, что эта песня о советских танках, громивших врага на Курской дуге в 43-м и бравших Берлин в 45-м, но на самом деле она немного старше. приуроченные к Международному дню родного языка и к Дню защитника Отечества, в ходе которых были подведены итоги онлайн-акции, посвящённой 100-летию СССР «Советские патриотические песни на национальных языках народов России (современное прочтение).
Кто на завалинке
- Советские песни про Советский Союз скачать и слушать онлайн
- Смотреть конкурсные работы
- ТОП-10 песен ко Дню защитника Отечества 23 февраля
- Песни о Великой Отечественной войне - Православное аудио
10 песен о войне
Главная Наша деятельность Новости Татьяна Панфилова: Советские песни объединяют поколения, и проект «С чего начинается Родина» еще раз доказал это. Советские патриотические песни скачать в mp3 на телефон или слушайте песню и другие популярные треки и рингтоны. Песня 1943 года, исполнялась советским тенором Георгием Виноградовым под аккомпанемент Краснознаменного ансамбля песни и пляски под управлением Александра Александрова.
10 военных песен на 9 Мая, которые поют каждый год: «Катюша», «День Победы» и «Смуглянка»
Патриотические темы развиваются также в песнях, посвященных защите важных военных рубежей, родных городов. Марафон патриотической песни объединил всех учащихся школы с первого по одиннадцатый класс, а именно 1284 ребёнка, живым примером доказавших, что хорошая музыка – вечна и может стать связующим звеном между самыми разными поколениями. Глинки регулярно предлагается в качестве гимна России, но неизменно уступает по разным причинам то «Песне о партии» Александрова, то «Патриотической песне» якобы самого Глинки. Слушай музыку от Советские Патриотические Песни, похожую на Москва Майская, Мы летим, ковыляя во мгле () и не только.
Советские песни про Советский Союз скачать и слушать онлайн
В течение двух дней строгое жюри оценивало их выступления, 94 из них признало лауреатскими, 30 из которых в итоге были включены в программу гала-концерта. Почётными гостями гала-концерта фестиваля стали исполняющий обязанности главы Советской районной администрации города Брянска Денис Семенов, депутаты Брянского городского Совета народных депутатов Алексей Солонкин и Марина Соболевская, руководитель молодежного отдела Брянской Епархии, клирик Кафедрального Собора во имя святой Троицы города Брянска иерей Алексей Иванов. Мы преклоняемся перед нашими ветеранами и выражаем искреннее почтение присутствующим здесь матерям, женам и семьям военнослужащих, которые сегодня защищают интересы нашей страны на полях сражений специальной военной операции, — сказал, руководитель Советского района города Брянска Денис СЕМЕНОВ.
Красивейшие гармонии симфоний, концертов и, конечно, песен — с душой и доброй энергетикой — то, что как раз необходимо сейчас всем, а особенно молодёжи, которую нельзя окончательно упустить нам, деятелям культуры. Пропаганда музыки Тихона Хренникова, Кирилла Молчанова и других достойнейших творцов советского времени просто обязательна сегодня в школах, на телевидении, на концертных площадках. Ведь эта музыка, несущая силу добра, противостоит внедряемой вовсю какофонии, где нет ни одной живой ноты и после которой уже через пять минут начинается разрушение души. Сам Тихон Николаевич Хренников с возмущением не раз писал и говорил об этом.
Бесценны для вокалистов, а также для слушателей и песенное наследие Кирилла Владимировича Молчанова, его великая опера «Зори здесь тихие... Со студенческих лет пою Молчанова и передаю любовь к нему своим ученикам». Что ж, такой пример заслуживает подражания! В песенное искусство постоянно приходят новые люди, не всегда обладающие консерваторскими дипломами. Для них обращение к советским традициям и советской школе особенно важно. В первую очередь — для повышения творческой ответственности.
Замечу, что хорошей школой молодых остаются сегодня военные оркестры — например, Центральный военный оркестр министерства обороны России. В его репертуаре видное место занимают песни советских композиторов. Будучи первоклашкой, в далёком 1974 году 22 апреля в актовом зале перед всеми учениками своей школы я исполнила песню Серафима Туликова на стихи Льва Ошанина «Ленин всегда с тобой». Репертуар радио и телепередач, правительственных и хоровых концертов тогда в основном состоял из песен советских композиторов. Пели наиболее полюбившиеся на демонстрациях 1 Мая и в День Победы 9 мая, пели 7 ноября. Некоторые становились в полном смысле слова народными и пелись во время застолий.
У советских песен изумительные мелодии, талантливая оркестровка, смысловые стихи. В музыкальном училище имени М. Ипполитова-Иванова на дирижёрско-хоровом отделении мы исполняли много хоровых песен Серафима Туликова, Матвея Блантера, Анатолия Новикова, Яна Френкеля и других мастеров. Тематика песен помогала воспитывать в подрастающем поколении любовь к Родине, родителям, учила дружбе, доблести, героизму, патриотизму, играла большую роль в формировании личности. А вот во время «перестройки» советская песня была оттеснена на задний план. Песни о партии, Ленине, комсомоле, пионерии вообще становятся не востребованы.
Но что вместо них? Увы, низкопробщина... Потому и радуют меня думаю, не только! Это Ансамбль песни и пляски им. Александрова, ансамбли песни и пляски ВВС и Ракетных войск, мой родной Центральный военный оркестр министерства обороны РФ и некоторые другие. На гастролях в Японии, Китае, во Франции и ещё в разных странах мира всегда шли «на ура» наши «Журавли», «Катюша», «Подмосковные вечера», «Ой, цветёт калина», много других.
Сегодня, по-моему, хоть пока и не очень заметно, всё же идёт постепенное возвращение к советской песне. Так, она стала больше звучать в День славянской письменности и культуры, на фестивалях «Русское поле», «Красная гвоздика» и т. Ряд артистов всё чаще включают эти произведения в свой репертуар. Новое поколение не должно забывать свою историю. А советская песня — это часть нашей истории, в ней отражены цели, идеи, чувства и ценности предыдущего поколения. Советская песня должна широко звучать, потому что без прошлого нет будущего!
Судя по публикациям «Правды», то же самое утверждает и большинство откликнувшихся авторов писем в редакцию. Безусловно, начатый важный разговор следует продолжать, чтобы добиться всё-таки кардинальных изменений в отношении к массовой песне. При этом давайте взглянем на проблему шире. Вот в данной моей статье — и не только в ней! Но есть же ещё и поэты, которые создают песенный текст, есть певцы, артисты, исполнители, и от них тоже очень многое зависит. И разве эти неотъемлемые составляющие качества песни сегодня удовлетворяют нас?
Мне хочется следующую свою статью посвятить исполнительскому мастерству певцов. А если конкретнее, по-особому привлекает меня талантливое искусство народной артистки России Валентины Васильевны Толкуновой, с которой, к счастью, была я хорошо знакома. Такой дорогой и необходимой представляется мне в нынешнее время её мягкая, душевная манера пения, её неброские, но проникновенные интонации... Поговорим о ней и о других заслуженно любимых наших исполнителях. Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.
Материалы по теме.
Освобожденный из заключения в 1938 году по ходатайству своего учителя Николая Мясковского Мосолов не посмел вернуться к своему новаторскому музыкальному языку.
Его сочинения становятся подчеркнуто традиционными, в них широко используется фольклорный материал, развивается патриотическая тематика. Последней завершенной работой Мосолова стала «Народная оратория о Г. Котовском» 1969—1970 на стихи Эдуарда Багрицкого для солистов, хора, чтеца и оркестра — в годы Гражданской войны Мосолов сражался под командованием Котовского.
Александр Мосолов. Осипова Юлий Мейтус прожил 94 года и до сих пор остается одним из самых исполняемых украинских композиторов. Естественно, Мейтус принял замечания партии, пересмотрел стиль своего письма, в 1951 году получил Сталинскую премию, в 1954-м — вступил в КПСС.
Наследие автора в области музыкального театра включает такие названия, как «Братья Ульяновы» 1967 , «Рихард Зорге» 1976 , «Ярослав Мудрый» 1973 , «Иван Грозный» 1983. Ария Олега Кошевого из оперы «Молодая гвардия», 1947 год Исполнение: Константин Лаптев в сопровождении оркестра Киевского оперного театра под руководством В. Тольби, 1947 год Результаты «творческой эволюции» советских композиторов под партийным присмотром можно проследить на примере творчества Сергея Прокофьева: от кантаты «К 20-летию Октября» на слова Маркса, Энгельса и Ленина до его же «Здравицы», «Встречи Волги с Доном» и «Повести о настоящем человеке».
И поэтому, когда вы услышите песню про последнего матроса, который Севастополь покинул, помните: он был не последним. Там были тысячи людей, обреченных на гибель и плен. Захарова, слова М. Исаковского 1942 В архиве хора имени Пятницкого бережно хранятся материалы переписки композитора В. Захарова и поэта М.
Исаковского военных лет, из которых следует, что 28 января 1942 года Владимир Григорьевич Захаров отправил из Фрунзе, где в то время находился руководимый им коллектив - хор имени Пятницкого - письмо Исаковскому. Михаил Васильевич Исаковский был эвакуирован в Чистополь, где написал знаменитые песни «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои, растуманы», «Огонек», «Где ж вы, где ж вы, очи карие», «Лучше нету того цвету». Захаров предложил несколько тем, но особенно подчеркнул, что прежде всего необходимо написать песню о партизанах. Михаил Васильевич загорелся идеей создать именно партизанскую песню. Он представил себе родной Смоленский край, захваченный врагом, представил народных мстителей.
Вот как он сам объяснял ход своих мыслей во время создания текста песни: «Она, можно сказать, возникла из старинной народной песни, в которой есть выражение «туманы, мои растуманы». Мне представился тот край, где я родился и вырос, край, в котором много лесов и болот, край, где мои земляки-партизаны вели в то время борьбу с фашистскими захватчиками». В июне стихи были написаны и отправлены композитору. Работал Захаров над мелодией долго. Он говорил: «Песня должна быть такая, чтобы её хотелось петь самим партизанам.
В ней должны быть мужественность, уверенность, серьёзность». Расписал голоса, раздал ноты. Но вдруг снова засел за работу, снова стал переделывать. В августе, наконец, стали разучивать песню «Ой, туманы». Разучивали легко, быстро.
И когда ее запел весь хор, когда припев подхватили высокие женские голоса, мурашки побежали по телу: хорошая песня, мужественная, раздольная, волнует по-настоящему. И тишина. Никаких аплодисментов. Я пошла на свое место. Стала в хор.
И тут встает из рядов боец, выходит на сцену, поцеловал меня и говорит: «Спасибо за такую чудесную песню! Нельзя ли повторить? Что творилось! Несколько раз повторяли эту песню... Эта песня и в наши дни звучит в программах хора имени Пятницкого, оставаясь мужественным и величавым символом сурового и незабываемого времени, в которое она родилась.
Исаковского 1942 Скачайте файл. Были, однако, и такие любимые мелодии, которые широко бытовали без упоминания автора. Огонёк «На позиции девушка провожала бойца». Автор музыки неизвестен, слова М. На улицах — ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги.
Затемнение придавало фронтовой характер городам и сёлам, как бы далеко от линии боев они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонёк». Это было в тяжёлую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонёк в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся чёрные.
Вражеские самолёты не найдут цели! Поэтический образ огонька в окне превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонёк, никогда не погаснет! Песня ещё одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл». Так объяснял популярность песни поэт Евгений Долматовский. Автор стихов - Михаил Васильевич Исаковский - жил тогда в эвакуации в Чистополе.
Эвакуацию переживал тяжело: «И горько мне, что я - больной и хворый, Что без меня идут они на бой, На бой за Родину, судьба которой Навеки стала нашею судьбой». Этот городок на Каме был для поэта отнюдь не тихим уголком, а боевой позицией. Его новые стихи и песни звучали по радио, печатались в газетах. Стихи Исаковского распространялись быстрее, чем мелодия: их переписывали, пересылали в письмах. И на фронте, и в тылу гармонисты подбирали мотив: стихотворение легко поддавалось музыкальной импровизации, само просилось, чтобы его пели.
Музыку к стихотворению стали сочинять многие композиторы и музыканты, как известные, так и любители.
Советские патриотические
Потом Александр Васильев попробует спеть про Блокаду еще раз , но получится не так убедительно. Как, скажем, в фильме «Щит и меч», когда главный герой после смерти связного в первой же серии оказывается совсем один, а фоном этому — песня про хороших и верных товарищей. Оригинальную версию исполнил Марк Бернес: как и в случае с «Темной ночью», лучше его уже никто не спел. Один из самых недооцененных финалов советского военного кинематографа. Грустная и без лишнего апломба спетая лирика про номера, которые хочется набрать, но никто не возьмет трубку на том конце провода.
И от этого осознания становится окончательно невыносимо. Тот случай, когда даже за богатой оркестровой аранжировкой совершенно не потерялась человеческая составляющая.
Время требует перемен, как говорилось в известном восклицании Виктора Цоя. Поэтому не стоит, на мой взгляд, удивляться, что влияние «перестройки» коснулось и песни, а последние тридцать с лишним лет значительно изменили песенную эстраду.
Появились иные персонажи, сюжеты, конфликты. Другой вопрос, как это происходило, а также нормально ли, что поиск новых тем и новых приёмов для их воплощения не должен был напоминать опыт создания советской песни, начиная с Великой Октябрьской социалистической революции. Многие критики даже считают эстраду начала «перестройки» уникальной. Какой был подъём настроения!
По музыкальному содержанию и форме песни стали более раскованными. В них появилось больше юмора и самоиронии. Помните: «На недельку, до второго»? Изменились песенные каноны.
Все мы привыкли к куплетной форме, вальсам, маршам, а пришли новаторские произведения не только по содержанию, но и по построению. Но вместе с тем государство теперь перестало уделять песне столько внимания, как прежде. Исчезли оправдывавшие себя разнообразные способы пропаганды лучших песен. Не стало давления цензуры на эстраду, но вместе с тем были упразднены художественные советы.
На пользу ли это качеству творческой работы? Очень серьёзный вопрос! Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. Вот мы и ломаем голову теперь, что же в итоге произошло с нашей песней.
Рассказывает редактор отдела культуры Центрального дома учёных РАН Константин Маврин: «В начале 1990-х годов разрушение Советского государства, безусловно, не могло не сказаться как на уровне кино и эстрады в целом, так и на жизни популярных артистов, работавших в этих жанрах. Новому государству и его руководителям, не желавшим иметь ничего общего с советским прошлым, оказались не нужны ни советские фильмы, ни песни, созданные советскими композиторами и поэтами. Это коснулось даже тех песен, которые составляли золотой фонд нашей эстрады и которые при всём желании невозможно было упрекнуть в идеологическом «переборе». И вот в сложившейся ситуации многие легендарные артисты, в том числе лучшие эстрадные исполнители, оказались без государственной поддержки.
Не имея возможности сниматься в фильмах, выступать на различных концертных площадках, а тем более организовать свои творческие вечера, они в одночасье оказались практически без работы. Только единицы, в которых была заложена «коммерческая жилка», смогли приспособиться к неожиданным новым реалиям, к тотальной коммерциализации мира кино и эстрады». Рассказывает Тамара Макарова: «После трагического развала СССР и декларативного провозглашения «суверенитета» России новая власть поспешила уничтожить все главные идеологические опоры Советского государства. И незамедлительно начала с искоренения одного из мощнейших стержней нашей страны — с её культуры, в том числе с победоносной идеологической мощи советской песни.
Сцену и телеэкран захватил шоу-бизнес, вспыхнула пропаганда упрощённого песенного стиля и суррогатного рока a la russe, на смену подлинно поэтическим текстам пришли беззастенчиво пошлые, безыдейные, предельно короткие, не всегда рифмованные, повторяющиеся многократно под грохот напористых ритмов до умопомрачения. И показательно, заманчиво, заоблачно стали оплачивать всё это эстрадное варево. А чтобы не было с чем сравнивать никчёмность «обновлений», все великолепные работы наших советских мастеров удалили из употребления и попытались вытравить из людской памяти». В том, что говорится этими двумя уважаемыми мною людьми, — большая и горькая правда.
Но всё-таки не будем односторонни. Что-то по-своему продуктивное было и тогда. Так, в 1985 году возникла московская творческая лаборатория рок-музыки, а ещё раньше, в 1981-м, в Ленинграде был создан рок-клуб. Проводились его легальные концерты и фестивали.
Невероятно популярными стали такие рок-группы, как «Аквариум», «Алиса», «Зоопарк». Молодёжь сочувственно слушала песни его группы «Кино»: «Звезда по имени Солнце», «Группа крови» и многие другие. Почему рок стремительно распространялся по всей стране? Секрет его популярности заключался, по-моему, в том, что эта музыка чем-то соответствовала взбаламученному духу времени...
Чтобы потери сменились обретениями Большинство из нас, я думаю, отдаёт себе отчёт в том, что песенные потери последнего тридцатилетия неизмеримо перевешивают наши обретения в этой сфере культуры. Всё, чего мы лишились, трудно даже перечислить. Например, исчезли фестивали советских песен, на которых обычно собирались и демонстрировали свои таланты молодые исполнители. Не стало системы государственных заказов, и молодые авторы вынуждены творить сами по себе.
Меньше стало хорошей музыки, а в прессе пропали дискуссии о песне. И так далее, и тому подобное. В нашей стране народ всегда был увлечён песней, и она была массовой. А вот после «перестройки» мы потеряли песню, выражающую настроение миллионов.
Заглохло творчество бардов. Закрылся фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина в городе Жигулёвске.
Харитонов был известным поэтом, фронтовиком. Его стихи стали основой для многих композиций. Тухманов же на тот момент был молодым автором, известным лишь легкими шлягерами. В 1975-м страна готовилась к празднованию 30-летия Победы и был объявлен конкурс на лучшую песню.
На последнем перед конкурсом прослушивании, в марте, «День Победы» исполнила Татьяна Сашко — жена Тухманова. По песне прошлись катком цензуры и буквально закрыли дорогу на Гостелерадио. Однако все сложилось удачно. В ноябре 1975 года на концерте, посвященном Дню милиции, сам Лев Лещенко спел: «День Победы, как он был от нас далек, как в костре потухшем таял уголек…» После исполнения Лещенко, как говорится, песню пела вся страна. Ельчанинова Всенародно любимая и всенародно исполняемая песня появилась в 1939 году. Это один из самых ярких неформальных символов Великой Отечественной войны.
Эта песня о войне написана уже после Победы. А в основе — воспоминания поэта Льва Ошанина о бомбежке под Жиздрой, где совсем рядом не поднялся русоволосый лейтенант. Строки впитали всю войну — горе матерей, так и не дождавшихся своих мальчиков, потери… невосполнимые. И глубокий вздох вначале… «Снег ли, ветер.
Как песня помогала побеждать. 10 песен военных лет
Мои беседы с авторитетными специалистами, имеющими большую творческую практику, приводят к твёрдому выводу. Безусловно, будущее отечественной песни должно опираться прежде всего на богатейший опыт выдающихся советских мастеров, и, конечно, их бесценные создания в песенном искусстве необходимо доносить от поколения к поколению. Многие мои собеседники обращали внимание на то, что за последнее 30-летие среди композиторов появилось немало просто случайных людей, не имеющих должной профессиональной подготовки. Чувство ответственности за свою работу резко снизилось! А ведь я, как автор книги о Владимире Шаинском, знаю, например, что он, взявшись за сочинение песен, сразу же решил получить второе! И поступил на композиторский факультет Бакинской консерватории к великому Кара-Караеву, чтобы познать его «секреты». Вот он, фундаментальный подход к творчеству! Важный советский урок и в том, что самые маститые композиторы не считали ниже своего достоинства заниматься сочинением песен: Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Тихон Хренников, Кирилл Молчанов и другие. Беседую с артистом Московского академического музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко Павлом Щербининым.
Он говорит: «Необходимо в наше время русским вокалистам обратить внимание на свой репертуар! Прежде всего — исполнять произведения великих русских композиторов-мелодистов, имена которых известны всему миру. Для примера назову два: Тихон Хренников и Кирилл Молчанов. У меня идёт уже тридцать первый год служения оперной сцене, и я с юности преданный поклонник именно этих подлинно великих русских, советских композиторов. Подчеркну: и в опере, и в песне. В наградном дипломе, полученном мною, — его подпись. И вот на протяжении многих последующих лет я всегда пою в своих сольных концертах вокальные сочинения этого выдающегося советского мастера, а публика встречает их с радостью и любовью. Да, «Любовью за любовь» — это не только его великий балет, но и определение сути творчества, обращённого к народу. На века темой взаимной любви творца и слушателей жива музыка. Красивейшие гармонии симфоний, концертов и, конечно, песен — с душой и доброй энергетикой — то, что как раз необходимо сейчас всем, а особенно молодёжи, которую нельзя окончательно упустить нам, деятелям культуры.
Пропаганда музыки Тихона Хренникова, Кирилла Молчанова и других достойнейших творцов советского времени просто обязательна сегодня в школах, на телевидении, на концертных площадках. Ведь эта музыка, несущая силу добра, противостоит внедряемой вовсю какофонии, где нет ни одной живой ноты и после которой уже через пять минут начинается разрушение души. Сам Тихон Николаевич Хренников с возмущением не раз писал и говорил об этом. Бесценны для вокалистов, а также для слушателей и песенное наследие Кирилла Владимировича Молчанова, его великая опера «Зори здесь тихие... Со студенческих лет пою Молчанова и передаю любовь к нему своим ученикам». Что ж, такой пример заслуживает подражания! В песенное искусство постоянно приходят новые люди, не всегда обладающие консерваторскими дипломами. Для них обращение к советским традициям и советской школе особенно важно. В первую очередь — для повышения творческой ответственности. Замечу, что хорошей школой молодых остаются сегодня военные оркестры — например, Центральный военный оркестр министерства обороны России.
В его репертуаре видное место занимают песни советских композиторов. Будучи первоклашкой, в далёком 1974 году 22 апреля в актовом зале перед всеми учениками своей школы я исполнила песню Серафима Туликова на стихи Льва Ошанина «Ленин всегда с тобой». Репертуар радио и телепередач, правительственных и хоровых концертов тогда в основном состоял из песен советских композиторов. Пели наиболее полюбившиеся на демонстрациях 1 Мая и в День Победы 9 мая, пели 7 ноября. Некоторые становились в полном смысле слова народными и пелись во время застолий. У советских песен изумительные мелодии, талантливая оркестровка, смысловые стихи. В музыкальном училище имени М. Ипполитова-Иванова на дирижёрско-хоровом отделении мы исполняли много хоровых песен Серафима Туликова, Матвея Блантера, Анатолия Новикова, Яна Френкеля и других мастеров. Тематика песен помогала воспитывать в подрастающем поколении любовь к Родине, родителям, учила дружбе, доблести, героизму, патриотизму, играла большую роль в формировании личности. А вот во время «перестройки» советская песня была оттеснена на задний план.
Песни о партии, Ленине, комсомоле, пионерии вообще становятся не востребованы. Но что вместо них? Увы, низкопробщина... Потому и радуют меня думаю, не только! Это Ансамбль песни и пляски им. Александрова, ансамбли песни и пляски ВВС и Ракетных войск, мой родной Центральный военный оркестр министерства обороны РФ и некоторые другие. На гастролях в Японии, Китае, во Франции и ещё в разных странах мира всегда шли «на ура» наши «Журавли», «Катюша», «Подмосковные вечера», «Ой, цветёт калина», много других.
В ряды комсомольцев принимали самую активную молодежь, которая считалась резервом Компартии. Песни, посвященные комсомолу, именно о ностальгии по времени своей юности. Эта песня стала наиболее известной в исполнении Иосифа Кобзона. Мы пройдем сквозь шторм и дым, станет небо голубым. Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым! Исполнил ее вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы», и даже после распада СССР она остается в их репертуаре. Мой адрес не дом и не улица, Мой адрес — Советский Союз. Самая известная версия — в исполнении очень популярного советского певца Льва Лещенко. Кстати, она и сегодня в его репертуаре. И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди.
Ведь это те истоки, то начало почти каждой из наших семей, что 9 мая 1945 года начали собираться заново по тем крупинкам, которые сохранились благодаря невероятной отваге, силе духа и братства наших с вами родных. И эти истории навсегда увековечены в текстах и музыке, в фотографиях и фильмах. И как бы давно не случились эти события, какое пра-пра-поколение не увидело или не услышало бы их, — эти истории трогают каждого. Не выдуманные судьбы, не выдуманный отпор и не выдуманная Победа.
Она восславляла верную любовь простой девушки к «бойцу на дальнем пограничье». Гениальную в своей простоте мелодию написал Матвей Блантер, а слова — Михаил Исаковский. Песню пели в тылу и на фронте. Появилось множество альтернативных куплетов «Катюши», сочиненных бойцами. По одной из версий, именно из-за этой песни боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ» советские солдаты дали прозвище «Катюша». Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал по-аварски стихотворение «Журавли». Оно было навеяно знаменитым памятником японской девочке Садако Сасаки, расположенным в Хиросиме. Страдающая от лейкемии Сасаки надеялась, что вылечится, если смастерит тысячу бумажных журавликов. В 1968 году появился русский перевод стихотворения, выполненный Наумом Гребневым. В нем, как и в оригинале, в журавлей превращались не солдаты, а джигиты. Стихотворение попалось на глаза Марку Бернесу. В текст внесли некоторые изменения, а композитор Ян Френкель сочинил музыку. Бернес записывал «Журавлей» во время тяжелой болезни. Эта запись стала последней в его жизни.