Дуэт «Струны Струны» Мурманской областной филармонии стал обладателем первой премии фестиваля авторской песни «Покровский собор». Заведующий музеем «Покровский собор» Татьяна Сарычева (справа) во время презента. На полуострове Покровское-Стрешнево встретились настоятели строящихся храмов Москвы. храм Василия Блаженного.
Престольный праздник в Покровском кафедральном соборе
первое, что видят посетители, входя на территорию Марфо-Мариинской обители. Официальный канал Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Архитектурный ансамбль Покровского храма выполнен в византийских традициях XI—XII вв., когда вместе с христианством Русь приняла от Византии основы храмового зодчества.
Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве
Причём у каждой церкви свой вход, а купола украшены орнаментами, которые не повторяются. Название Приделы собора освятили в честь религиозных праздников, выпавших на дни битв за Казань. Центральная церковь, например, посвящена празднованию Покрова Пресвятой Богородицы: именно в этот день стартовало победоносное наступление. Так же окрестили и весь собор: он носит имя Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. А вот неофициальное, но более популярное имя храма связано с московским юродивым Василием Блаженным. Он наставлял людей на праведный путь и предсказывал будущее. Старца похоронили в основании строящегося Покровского собора, а в 1588 году, через 30 лет после смерти, канонизировали. Над его могилой построили ещё одну, десятую, церковь, названную именем святого. В отличие от других приделов, которые не отапливались, здесь богослужения проводили каждый день в любое время года. Поэтому со временем весь собор получил второе имя — храм Василия Блаженного.
Перестройки Храм несколько раз менял свой облик. В 1670-х к нему пристроили ещё одну миниатюрную церковь — в честь обретения мощей юродивого Иоанна Блаженного. Вместо открытых лестниц появились два крыльца, а обходную галерею сделали каменной и покрыли кровлей. Обе постройки расписали растительными орнаментами. Изменения коснулись и звонницы, которая к концу XVII века порядком обветшала. Её заменили шатровой колокольней с фигурной черепицей. Средства на восстановительные работы выделила Екатерина II. В результате реставрации поменялись росписи на фасадах и внутри храма, купола стали многоцветными, а иконостасы оформили в стиле барокко. Во время войны 1812 года французские солдаты разорили собор Василия Блаженного : вынесли ценности и даже собирались взорвать церковь, но, согласно легенде, зажжённые фитили потушил внезапно начавшийся ливень.
В конце XIX века храм собирались реставрировать, но сначала не хватало средств, а потом помешала революция. Покровский собор. Вид собора. Из альбома Николая Найдёнова После революции 1917 года Службы с приходом новой власти прекратились, но, в отличие от большинства других церквей, собор Василия Блаженного не снесли, а объявили архитектурным памятником. Вскоре он вошёл в состав Государственного исторического музея и остаётся его филиалом поныне. С 1920-х по 2000-е собор претерпел несколько глобальных реставраций, в результате которых удалось восстановить старинные росписи и иконостасы, заменить обветшавшие главы и даже открыть замурованные коридоры в подклете. Сейчас в музейную экспозицию входит коллекция древнерусских икон, предметы церковной утвари, а также отреставрированные интерьеры. Его выделяет необычное устройство — это целых 11 церквей на общем фундаменте подклете с мощными стенами толщиной до трёх метров. Помещения общего «цокольного» этажа оборудованы продухами — узкими отверстиями в стенах, обеспечивающими вентиляцию.
А ещё в соборе очень хорошая акустика. Усиливают звук голосники — глиняные сосуды, вмонтированные во внутренние стены церквей. Всего в храме исследователи насчитали чуть более 80 таких конструкций. Но главная особенность храма — это его великолепное убранство. Покровский собор эффектно оформлен с каждой стороны. Он богато украшен кокошниками, фресками, фасадными иконами, нарядными шатрами и главами. Даже кирпичи, из которых построен храм, разных размеров и форм. Например, на фасадах можно увидеть орнаменты, сложенные из закруглённых кирпичей. В оформлении храма также использован изразцовый декор.
Фасады центральной церкви украшены цветами и звёздами, сложенными из разноцветных плиток, а также металлическими золочёными кольцами и спиралями, похожими на конфетти. Если приглядеться, то в отделке некоторых церквей можно заметить одинаковые идеально ровные круглые отверстия.
Владимир Козлов, архитектор — Сходство святынь Нового Иерусалима с Иерусалимом первым довольно символическое. В храме Покрова в Ясеневе правильнее сказать, в церкви Архангела Михаила — в честь него освящен нижний храм совпадение больше. Патриарх Никон отправил на Святую землю своих зодчих, чтобы все обмерить, зарисовать и потом воспроизвести. Что и было сделано. А затем уже в Иерусалиме произошел пожар, купол храма Гроба Господня обвалился, и пришлось восстанавливать его по… русскому образцу! Но есть отличия. В Новом Иерусалиме сохранились некоторые детали более древней архитектуры.
Например, придел Ангела там полукруглый — а в Иерусалиме его при реконструкции сделали прямоугольным. У нас в Ясенево он прямоугольный, как сегодня в Иерусалиме. Совершили две экспедиции. Сначала мы с отцом Мелхиседеком ездили по Святой земле, смотрели, молились. Нас пускали туда, куда закрыт вход обычным туристам. А потом была поездка на обмеры. Причем ради нас не стали перекрывать вход ко Гробу Господню, и нашей сотруднице Ольге пришлось слиться с толпой туристов. Она быстро заходила в Кувуклию, обмеряла, потом незамеченной оставалась в углу придела Ангела, а когда заходила новая партия паломников, продолжала делать обмеры. В каждую «пространственную икону» заложили реликвию со Святой земли: камень, песок… — Да.
Например, Гроб Господень в Иерусалиме сделан из камня с красными прожилками, который словно пропитан кровью. Это мраморовидный известняк, его добывают в окрестностях Иерусалима. Мы сделали Кувуклию из такого же камня. И в каждую «пространственную икону» заложили реликвию со Святой земли: камень, песок… Работали с максимальной точностью.
Храм Василия Блаженного был возведен в 1555—1561 годах по велению царя Ивана Васильевича Грозного в честь покорения Казанского царства. В этот день один из самых главных символов столицы приглашает жителей и гостей города на большой праздник. Программа откроется праздничным богослужением в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Все желающие смогут осмотреть музей самостоятельно или с обзорной экскурсией «Покровскому собору 460».
В этот день 1552 г. Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира день первый и четвертый. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г.
Наверх Церковь Покрова Пресвятой Богоматери Центральная церковь собора освящена в честь праздника Покрова Богоматери, на который пришлось начало удачного штурма Казани войсками Ивана Грозного 1 14 н. Высота церкви — 47,50 м. До конца XVI в. Покровский собор был самым высоким сооружением в Москве. Четверик с двухъярусным восьмериком перекрыт шатром, который является доминантой в архитектурной композиции собора. Восьмигранный шатер завершается небольшим световым барабаном и сводом с изображением Богоматери Знамение. В центральную церковь ведут три портала входа со стороны внутренней галереи собора.
Архитектурное убранство порталов отличается большим разнообразием и оригинальностью, они богато украшены резным кирпичным декором в виде бус, розеток, чешуек, ромбов. Окончательная обработка кирпича происходила на месте, после того как порталы были выложены. В процессе реставрации церкви частично восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" на северной и западных стенах и сохранены фрагменты более поздних наслоений — масляная живопись XVIII-XIX вв. Под шатром и под оконными проёмами обнаружены фрагменты фресковой надписи позволившие восстановить храмозданную летопись XVI в. Долгое время буквы были скрыты под слоями масляной записи. Лишь в конце 1950-х гг. Летопись содержит точную дату окончания строительства собора — 29 июня 12 июля н.
Надпись расположена в пять ярусов. Высота букв нижнего пояса составляет 98 см, верхнего — 56 см. Существующий ныне иконостас выполнен в стиле барокко. Вместе с иконами он был перенесён в церковь в 1770 г. Иконостас украшают позолоченные карнизы, витые колонны, кокошники, ажурные оловянные накладки. Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом.
Всенощное бдение в Покровском храме Московской духовной академии
В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России — Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел возглавил всенощное бдение в Покровском храме Московской духовной академии. Православный храм на Красной Площади в Москве, является величественным памятником русской архитектуры, который был построен еще в XVI веке. На полуострове Покровское-Стрешнево встретились настоятели строящихся храмов Москвы.
7 интересных фактов о храме Василия Блаженного
Ранее сообщалось, что Всероссийский патриотический фестиваль авторской песни «Покровский собор» пройдёт 13 января в Гостином Дворе в Москве.
Мне кажется, что только на первый взгляд отцы и дети не слышат друг друга. Фестиваль покажет, что между ними гораздо больше общего». Именно поэтому возрастного ценза на фестивале не будет.
В честь Покрова Богородицы освящен один из трех престолов этого храма — центральный. Торжественное богослужение, освящение воды и крестный ход возглавил предстоятель Церкви преосвященнейший митрополит Московский и всея Руси Корнилий.
Этот храм высотой 65 метров замыкает перспективу Большой Дмитровки. Его по праву называли главным храмом московского посада. Собор построен в 1555-1561 годах рядом с кремлёвским крепостным рвом. Можно сказать, на кромке рва, отсюда и его название - что на рву. Заказчиком строительства собора стал царь Иоанн Грозный. Собор строился как память о взятии столицы Казанского ханства, города Казани. Осада Казани началась 15 августа 1552 года и завершилась штурмом на праздник Покрова. Решено было построить собор с 9 престолами, или 9 церквей, в честь тех праздников, на которые пришлись важные моменты осады и штурма города. Центральный, завершённый шатром храм - Покрова Богородицы. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов.
«Мы о нём ещё очень многого не знаем»: Покровскому собору на Красной площади — 462 года
Покровский собор в Тобольском кремле Храм был построен в 1746 году за счет государевой казны митрополитом Тобольским Антонием II (Нарожницким). Покровский собор разграбили и осквернили: прямо в храме французы жгли костры, чтобы согреться от осеннего холода. Официальный канал Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. О том, как «писали» эту икону, рассказал архитектор Владимир Иванович Козлов, автор проекта Покровского храма в Ясеневе. Новости по теме: Покровский собор. Владыке Фоме сослужил ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье протоиерей Вячеслав Шестаков и клирики собора.
Покровский монастырь в Москве или Что сейчас происходит «на Убогих домах…».
Сделали его удобнее. Татьяна Сарачева, заведующий отделом «Покровский собор» Государственного исторического музея: «Каждая хоругвь состоит из десятка отдельных деталей. Все детали были промыты, восстановлены утраты эмалевого покрытия. Реставраторы по дереву реставрировали исторические же древки этих хоругвей». Картина дня.
На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. Иконостас выполнен в 1895 г. Павлинова в традиции ярославской школы XVII в. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, подпись которого сохранилась на иконе «Спас на престоле». Над захоронением св. Василия Блаженного установлена рака, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь. На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 г. Церковь Василия Блаженного закрыли в 1929 г. Лишь в конце XX в. Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения. Наверх Церковь Трёх патриархов Константинопольских Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового, память которых отмечается 30 августа 12 сентября н. В 1552 г. Покрытие главы составляют похожие на лемех ромбики красного и зеленого цветов, напоминая "чешую кедровой шишки, ананаса и артишока", о которых писал восхищенный необычностью глав собора архидиакон Павел Алеппский в середине XVII в. Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный». Настенная масляная живопись выполнена в середине ХIХ в. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении. Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов. Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви. В 1920-х гг. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора. Наверх Церковь Киприана и Иустины Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 15 н. В этот день 1552 г. Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина».
В Гостином дворе определили финалистов всероссийского фестиваля «Покровский собор» На гала-концерте в Гостином дворе определили финалистов IV Всероссийского патриотического фестиваля авторской песни «Покровский собор». Глава группы компаний «Проект 21» Анести Ксинопуло объявил, что финалистам оплатят проезд и проживание на региональном авторском фестивале «Большой Донбасс».
Москвы протоиерей Олег Егоров; насельницы обители и воспитанницы монастырского приюта для девочек. По прибытии в монастырь Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам блаженной Матроны, почивающим в нижней церкви храма Покрова Пресвятой Богородицы. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков; архимандрит Алексий Туриков , личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Олег Егоров; протоиерей Илия Осиевский, клирик Покровского монастыря; клирики Покровской обители и столичное духовенство. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В. Ресин; председатель правления Фонда «Российский общественно-политический центр» А.