Новости театр когда появился

Началось деление театров по видам: на рубеже 16-17 вв. появилась опера, с середины 18 в. – балет, в 19 в. – оперетта. Годом рождения театра считается 534 год до н.э. Конечно, представления и костюмированные празднества были и до этого, даже у древнейших людей, но театром их считать было нельзя.

ТЕАТР, ТЫ – МИР!

Впервые царский театр появился в России в 1672 году при царе Алексее Михайловиче и просуществовал до 1676 года. Инициатором создания театра наподобие европейского стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев. История современного театра основана на религиозных церемониях, совершаемых во имя Диониса, бога урожая. Первый театральный фестиваль состоялся в Афинах в 534 году до нашей эры. Так появился среди праздников Всемирный день театра. Но, с другой стороны, в каждую эпоху появлялся такой тип театра, который в момент появления был точно таким же "не-театром”, как, скажем, "Победа над солнцем" футуристов, и самая знаменитая неправильная пьеса — это "Чайка" Чехова", — заключил он.

Мейерхольд и авангард 1920-х

  • ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ
  • ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
  • Когда отмечается Всемирный день театра
  • © Российский государственный академический молодежный театр, 2023
  • История Императорских театров
  • Открытие театра «Современник»

Как родился «Современник». История театра в рассказах его основателей

Начало В Афинах V века до н. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди. А вот чтобы стать хорегом руководителем хора , большого таланта не требовалось.

Нужны были только деньги и связи с государственными служащими. Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист. Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри. Интересен тот факт, что древние римляне были настоящими фанатами реализма. В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек.

Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. Вам наверняка интересно будет знать, что правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения. История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные. Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли.

Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов. Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире "фонограммы". Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него. Некоторые термины античного театра Многие определения, используемые в древних театрах, сохранились до настоящего времени. Небольшой словарь терминов античного времени представлен вашему вниманию ниже: Орхестра — часть театра круглой формы с двумя входами, предназначенная для выступления драматических и лирических хоров. В афинском театре ее диаметр был 24 метра. Скена — место для переодевания. Первоначально была простой палаткой, затем соединялась с фрагментами художественного оформления сцены, например, фоном.

Проскений — колоннада перед скеной. Эстрада — возвышенность над орхестрой, где в поздней античности стали играть актеры.

На протяжении почти трех десятилетий режиссером Тасеевского народного театра является Федосеенко Евгений Михайлович — удивительный человек, который силой своего таланта заставляет людей радоваться и плакать, переживать и сострадать. В Международный день театра хочется пожелать всем, чья жизнь неразрывно связана с искусством, новых творческих успехов и находок, здоровья, счастья и радости!

Пусть растет круг почитателей ваших талантов, а Мельпомена никогда не оставляет вас, своих верных жрецов, и дарует вам вдохновение! Посмотреть видеозапись постановок Тасеевского театра Вы можете здесь.

Так как праздник был посвящен Дионису, нет ничего удивительного, что в центре площадки стоял жертвенник богу, и все действие разворачивалось вокруг него. Чуть позже древнегреческий театр изменился. Зрители, наконец, смогли занять «настоящие» места — для них были сооружены сидения из мрамора для почетных гостей и из камня для зрителей попроще. Среди зрительских мест располагались резонирующие сосуды, обеспечивавшие усиление звука. В Риме первый каменный театр появился только в 55 году до н. До этого актеры и зрители довольствовались лишь временными деревянными постройками. Спектакли прошлых лет мало походили на то, что мы понимаем под спектаклем сегодня. На сцене мог быть только один актер, менявший маски и игравший сразу несколько ролей.

Этот стилистически нейтральный текст способен вернуть зрителя из любой художественной реальности обратно в концлагерь, что демонстрирует современный французский режиссер Николя Клоц в фильме Человеческий фактор 2007 , где письмо о газовых грузовиках дословно и полностью звучит из уст актера Матье Амальрика. Борис Зингерман в статье О документальной драме вспоминает понятие «лирический документ», введенное идеологом итальянского неореализма Чезаре Дзаваттини. Не только разрушенные студии и недостаток пленки, но и общее ощущение «невозможности поэзии после Освенцима» заставило неореалистов присматриваться к простому человеку документальными средствами натурные съемки, непрофессиональные актеры. Неореализм, возникший сразу после войны среди руин итальянских городов, во многом внутренне связан с появившейся позже немецкой документальной драмой. Вспомним реконструкцию суда над Сакко и Ванцетти фильм Джулиано Монтальдо 1971 г. Зингерман формулирует два основных направления развития документальной драмы: один тяготеет к объективному расследованию, другой — к лирической исповеди. Документальная драма постепенно смещалась от первого ко второму. Вербатим в Америке: от громких дел к life writing Традицию театральной документалистики в США, начатую Живой газетой, продолжает ряд пьес, поднимающих проблемы расовой дискриминации, жизни белых протестантов англосаксонского происхождения WASP не фоне остальных национальных и религиозных групп, сексуальных и политических меньшинств.

Показательна пьеса В белой Америке 1963 доктора исторических наук и признанного в академических кругах активиста гей-движения, обладателя Пулитцеровской премии Мартина Дубермана. Почти все пьесы, о которых пойдет речь ниже, шли off-Broadway и были в той или иной документальной или художественной форме экранизированы. Влияние немецкой традиции заметно в пьесе театрального теоретика Эрика Бентли Состоите ли вы или были когда-нибудь Are you now or have you ever been, 1972 : это монтаж допросов голливудских актеров, режиссеров и продюсеров комитетом по антиамериканской деятельности сам заголовок отсылает к типичному вопросу о принадлежности подозреваемых к левым организациям. Католический священник Дениэл Берриган описывает методом немецкой документальной драмы собственный опыт. В мае 1968 г. Будучи приговоренным к штрафу и тюремному заключению, он собрал из протоколов суда100-страничнуюпьесу Суд над кантонсвилльской девяткой с посвящением Петеру Вайсу. Документальные пьесы разыгрывались в школах и любительских театрах, но часто оказывались и на большой сцене. И даже в том случае, когда эстетическую ценность спектакля можно было подвергнуть сомнению, его эффективность в качестве средства выражения политической позиции оставляла ему право на существование.

Проделанная театром социальная работа не осталась без последствий. Символично, что в 1973 г. Драматург-документалист Эмили Манн пьесой Казнь справедливости 1986 открыла мировому кинематографу сюжет убийства мэра Сан-Франциско Джорджа Москоне и первого открытого гея-политика Харви Милка героя недавнего фильма Гаса Ван Сента. В пьесе были использованы интервью и протоколы суда. Еще один ветеран американского вербатима, актриса и драматург Анна Дейвер-Смит в начале1980-хстала собирать материал на тему американской национальной идентичности, гражданских прав и свобод, прав женщин. На заре карьеры она исполняла свои пьесы соло one-person show. В 1992 г. А парадоксальный вербатим ее ученицы Алеки Блайт оказался настолько удачным, что попал на сцену Роял Корт и был превращен в фильм Стивена Содерберга Девушка по вызову Girlfriend Experience, 2009 , в котором экономическая и политическая ситуация в Америке накануне выборов анализировалась через опыт элитной проститутки.

У Tectonic Theatre Project есть вербатим основателя группы Моисеса Кауфмана Проект Ларами об убийстве на почве гомофобии студента университета Вайоминга, а также моноспектакль по пьесе Дуга Райта, смонтированной из интервью с Шарлоттой фон Мальсдорф — пожилым берлинским трансвеститом, пережившим и Третий Рейх, и ГДР. Первый из них — Секс и смерть к 14 годам — появился в 1979 г. Плавание в Камбоджу 1983 , в котором Грей, сидя за столом с микрофоном и стаканом воды, удивляет зрителей мастерством сторителлинга, было задокументировано Джонатаном Демме. Иногда это похоже на дневник путешественника, иногда на остроумную лекцию о Пол Поте. Анатомия Грея подверглась художественной обработке Стивеном Содербергом. А уже после самоубийства Грея Содерберг снял о нем еще один фильм — Все в порядке And Everything is Going Fine , в котором рассказы героя о страхе суицида воспринимаются как автокомментарий к собственной смерти. Продолжение немецкой истории: неигровое пространство Интерес к документальной драме в Германии возобновляется после падения Стены. Но акцент смещается с текста на его представление.

В нем публика проходит три разных комнаты. В первой два актера за столом разыгрывают допрос по тексту Киппхардта, во второй зритель слышит голоса этих актеров в абсолютной темноте, в третьей видит документальные кадры суда над Адольфом Эйхманом, где произносятся все те же слова. Режиссера интересует восприятие факта, переданного с помощью разных медиа. Другие его спектакли посвящены более современным политическим проблемам: Смертельная битва: Материалы Косово Mortal Combat: The Kosovo Files, 2000 — войне в Югославии, Primetime 2003 — палестинским террористамкамикадзе. В интервью Крезингер говорит, что в пьесах60-хего смущает сильно ощутимое присутствие автора, а в своих спектаклях он всегда пытается представить полярные точки зрения на предмет. Осмыслением возможностей неигрового пространства также занимаются Роланд Брус, Крис Кондер, Патрик фон Блюме, Андерс Ваэль и ставшая одним из главных театральных открытий последнего десятилетия группа Римини Протокол, метод которой требует отдельного серьезного исследования. Открытые вопросы Даже конспективная история документальности позволяет заметить, что всплески интереса к ней возникают после глобальных социальных потрясений мировые войны, геноцид , шоковое воздействие которых ставит под сомнение возможности чисто художественного осмысления сути и последствий событий понятно, что вопрос «поэзии после Освенцима» относится не только к поэзии и не только к Освенциму. Тем любопытнее, что последняя по времени документальная волна приходится не на очередную всемирную катастрофу, а на формальную смену веков.

Документалистика по-прежнему эффективно работает в зоне локальных войн Ирак, Афганистан , но центр ее интереса смещен в сторону конфликтов другого рода — поколенческих, цивилизационных, информационных. Точнее, о центре говорить больше не приходится — он расфокусирован. Сегодня документалистика — инструмент, который позволяет быстрее других художественных методов находить горячие точки повседневной реальности и создавать вокруг них поле первоначальной рефлексии. Возможно, новый тектонический сдвиг, провоцирующий интерес к документальности, связан как раз с изменением скоростей: сегодняшний документалист работает отчасти как художник, использующий ready made, только указывает не на готовый объект, а на факт, выбирая его из огромного массива информации. С этим связан парадокс: документалистика, по природе своей объективная, все чаще тяготеет к субъективности, заменяя патетику лирикой, а обобщение — личным опытом. Кроме этого, на границе игры и реальности возникают новые жанры, такие, как mockumentary чистый вымысел, оформленный как документальное свидетельство. А доступность современной съемочной техники практически обессмысливает традиционное разделение на документальный театр и документальное кино первый часто оказывается материалом для второго — и, разумеется, новый виток интереса к документальности спровоцирован новыми медиа так же, как документальный театр 1920-х был спровоцирован появлением нового вида искусства — кинематографа. Но все это уже предмет следующего большого разговора.

Вернее, множества разговоров: каждый из затронутых в этой ретроспекции вопросов требует отдельного развития, как на интернетфорумах, тянет за собой целую ветку дискуссии, норовит разрастись до самостоятельной статьи. Все это страшно увлекательно и настолько актуально, что точку в конце текста хочется заменить запятой. Так и сделаем,.

день в истории

отмечать событие предложили 60 лет назад, и это стало доброй традицией. Первый церковный театр появился в России в формате «школьных» выступлений. Как повлияло развитие христианства на театр в Средние века и когда возник прототип современной коробки сцены. Большое значение имел также Крепостной театр Шереметьевых, который появился в столице в конце восемнадцатого столетия. В то время у неё сгорела квартира, и когда она сообщила новость режиссёру, тот только обрадовался. Новости. Московский малый театр.

История театра - это история человечества

Императорские театры В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 мая 2012. Основная статья: Императорские театры Российской империи Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры, находившиеся в ведении министерства Двора , а также правительственные театры в Варшаве. Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, поручив управление театра Сумарокову. Впоследствии в состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы. XVIII век. Театр при Елизавете Петровне В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное дело очень выросло и стало на ноги. Никогда до тех пор Петербург не представлял такого изобилия и разнообразия зрелищ. Совместно с иностранными труппами стали выступать русские артисты.

Так, с 1751 года в Зимнем дворце в составе Петербургской придводной итальянской труппы выступала Елизавета Белоградская , считающаяся первой профессиональной певицей России. Наряду с иностранными труппами профессиональных артистов и музыкантов образовался театр в Шляхетском корпусе , где в 1749 году впервые поставлена была первая трагедия Сумарокова «Хорев», а в Ярославле организовался первый русский профессиональный театр Фёдора Волкова. В 1752 году по требованию Елизаветы Петровны труппа Волкова прибыла в Петербург, где представила для государыни мистерию св. Димитрия Ростовского. Вскоре труппа вошла в состав образовавшихся по повелению императрицы Императорских театров. День 30 августа 1756 года вошел в русскую историю как положивший начало структуре Императорских театров России: состоялся указ об учреждении русского театра в Петербурге ныне Александринский театр. В состав труппы вступили ярославцы — двое Волковы, Дмитревский и Попов. Под структурой Императорских театров стали постепенно как создаваться новые театры, так и объединяться уже существовавшие до того антрепризы. Согласно Энциклопедии Брокгауза и Евфрона, именно тогда на русскую сцену вышли профессиональные актрисы на исполнение женских ролей, до того женские роли исполнялись мужчинами. Лишь после этого и в крепостных театрах появились женщины — исполнительницы женских ролей: «На публичном театре женские роли впервые стали исполняться женщинами в 1757 году, вслед за учреждением постоянного русского театра.

Первыми русскими актрисами были Марья и Ольга Ананьины и Мусина-Пушкина , из которых первая вышла замуж за Григория Волкова, вторая — за Шумского , третья — за Дмитревского. С другой стороны, отмечается, что женские роли исполнялись актрисами ещё в домашнем театре Софьи Алексеевны. В Москве русское сценическое искусство началось в 1756 году с открытия театра при Московском университете , который возглавил М. Но труппа не могла быть постоянной — закончившие учёбу студенты одновременно заканчивали и актерскую деятельность на университетской сцене. В 1757 году в Петербурге открылась итальянская опера известного антрепренера Локателли, в 1759 году он же открыл театр в Москве, который просуществовал недолго — до 1762 г. Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль. Всё же театр явился в России первым проводником народности Театр при Екатерине II При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп в Петербурге было три: итальянская оперная, балетная и русская драматическая; в качестве вольной имела разрешение на представления немецкая труппа. В 1762 году была образована французская драматическая труппа. В 1766 году был издан «Стат всем принадлежащим к театру людям». Общая сумма ассигнований на театр достигала 138410 руб.

Театральное ведомство при Екатерине II страдало постоянным дефицитом. В 1783 году впервые были установлены «пробы» дебюты для артистов. Тогда же стали давать платные спектакли для публики в городских театрах. Важной мерой была отмена казенной театральной монополии и установление свободы предпринимательства в области зрелищ и увеселений. Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II показывали довольно часто любительские спектакли в Эрмитажном театре. Большое распространение получили спектакли любителей из лиц высшего общества. В придворных спектаклях нередко принимали участие малолетние: это были в основном пажи, кадеты и воспитанницы вновь учрежденного Новодевичьего Смольного монастыря. В Москве начало театра относится к 1757 году, когда открылась итальянская опера известного Локателли. В 1759 году там был заведён публичный русский театр, но он просуществовал недолго. Особенно оживлено театральное дело в Москве было в 1762 году по случаю коронования Екатерины II.

Для его спектаклей императрица Екатерина II предоставила помещение московского придворного театра — Головинский Оперный дом [в Лефортове]. С 1 марта 1769 Титов отказался от руководства театром, и в июле антреприза перешла к Дж. Бельмонти и Дж. Чинти, которые для спектаклей сняли дом графа Р. Воронцова на улице Знаменке так называемый Знаменский театр. Во время чумы 1771 года Бельмонти умер, а Чинти исчез, и основным владельцем московской антрепризы стал князь П. Урусов, принявший к себе в товарищество в августе 1776 английского антрепренера и механика Михаила Егоровича Медокса. В феврале 1780 Знаменский театр сгорел, и вскоре Урусов вышел из антрепризы, содержателем которой остался один Медокс, построивший Петровский театр. Труппа Петровского театра состояла как из вольных актёров, так и из крепостных; иногда помещики отдавали в наём или продавали целые труппы» [8]. Однако к XIX веку Михаил Егорович Медокс разорился, и все его театральные предприятия перешли в государственную казну.

Наряду с развитием императорских государевых театров при Екатерине II значительно увеличивалось количество дворовых крепостных театров в помещичьих усадьбах. Шереметева было четыре театра в Петербурге, Москве и имениях Кусково и Останкино. В 1790-х гг. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных. Такие помещичьи труппы бывали и в провинции. Юсупова в с. Архангельском близ Москвы, кн. Щербатова при с. Утешении Тульской губернии и др. Из провинциальных городов в Харькове постоянный театр был основан в 1812 году, в Воронеже в 1787 году, в Тамбове в 1786 году, в Нижнем Новгороде в 1798 году, в Твери в 1787 году.

Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона определяет: «В первый же период истории русского театра на сцене выработалась определенная школа в смысле некоторой преемственности и общности приемов, тона и стиля игры. Эта была школа европейская, точнее — французская. Первыми образцами, которым пришлось следовать первой русской труппе, были иноземные театры тогдашнего Петербурга, в особенности французская труппа Сериньи, состоявшая, по свидетельству современников, из весьма талантливых артистов. Близость этой труппы и репертуар первых лет, состоявший, кроме пьес Сумарокова , из переводов комедий Мольера , Детуша и Реньяра , ещё более обобщил артистическую физиономию обеих трупп, французской и русской» [9]. Во главе художественной части образованного русского театра был поставлен Дмитревский , который усвоил стиль и манеру игры лучших из европейских трагиков того времени и в тех же правилах воспитал целую плеяду современных ему русских актёров. Крутицкий , Гамбуров , Сандунов , Плавильщиков , А. Каратыгин , А. Яковлев , Семёнова и другие были талантливыми учениками, последователями и преемниками направления Дмитревского, то есть французской школы сценической игры.

С другой стороны принадлежность значительной части актёров к числу крепостных ещё в начале XIX столетия Императорская труппа в Москве была сформирована путем скупки помещичьих трупп не могла содействовать возвышению общественного положения актёров. Попав в императорские театры, крепостные стали освобождаться от крепостной зависимости. Из крепостных вышел и знаменитый артист Михаил Щепкин. Дмитревский Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты , оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль. Всё же театр явился в России первым проводником народности Лукин , Аблесимов , Фонвизин. Первой в истории русской драматургии социально-политической комедией стала пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» , где автор откровенно насмехался над своими персонажами, типичными представителями разных социальных слоев 18 столетия в России: государственными чинами, дворянами, барами-крепостниками, самозваными модными учителями. Не сразу, но пьеса была поставлена на сцене императорских театров: первая постановка комедии прошла в Петербурге в театре на Царицыном лугу 24 сентября 1782 года, а в Москве — 14 мая 1783 года в Большом Петровском театре Медокса. Первым исполнителем роли положительного персонажа комедии — Стародума — стал Иван Афанасьевич Дмитревский.

В давние времена актрисы в театрах использовали веера не от жары — они выполняли роль суфлеров. Они могли разместить на задней стороне подсказки, чтобы вспомнить сложные фразы во время выступления. Кроме того, посетителям тоже порой раздавали веера, на которые наносились программы и отрывки из пьес. Само слово «театр» произошло от древнегреческого theatron — оно переводится как «место для зрелищ». В Древней Греции в театрах существовала особая должность — «рабдух». Его работа заключалась в усмирении слишком шумных и возбужденных зрителей. У актеров кукольного театра и кассиров есть свои праздники. Так, 21 марта отмечается Международный день кукольника, а в каждый первый понедельник марта — День театрального кассира.

В России после Октябрьской революции театр стал средством пропаганды и социальной активности. Знаменитые режиссеры, такие как Константин Станиславский и Всеволод Мейерхольд внесли значительный вклад в развитие русского театра. Сегодня театр продолжает оставаться популярным видом искусства, сочетая в себе традиции прошлого с современными тенденциями. Театры по всему миру предлагают зрителям широкий выбор спектаклей различных жанров: от классических произведений до современных экспериментов. Праздник появился в 1961 году по инициативе Международного института театра. Всемирный день театра 2024 — традиции Традиционно празднование этого дня связано с проведением спектаклей, фестивалей, мастер-классов, лекций о театре, а также других мероприятий, посвященных искусству театра. Люди также могут посещать представления, участвовать в обсуждениях и презентациях новых произведений.

Театр невозможно представить без зрителей, поскольку целью любой постановки является ее коллективное восприятие, схожие эмоции тех, кто находится с другой стороны сцены. Чтобы ответить на вопрос, где появился театр, следует окунуться в историю Древней Греции. Самый крупный древнегреческий театр находился в Эпидавре. Развитие театрального искусства началось именно в Древней Греции. В те времена люди надевали на себя козлиные шкуры и пели хвалебные оды. Это был так называемый хор сатиров, песнопения носили ритуальный характер.

История театра древней Греции, Рима и средневековья

  • Всемирный день театра 2024 — история праздника
  • Придворные шуты
  • ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
  • История театра в России | это... Что такое История театра в России?
  • ТЕАТР, ТЫ – МИР!
  • История возникновения театра. | Образовательная социальная сеть

Когда появились первые театры

  • ТЕАТР • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • История русского театра
  • Надо знать: 10 сентября 1756 года в Петербурге открылся первый постоянный публичный театр в России
  • История детского театра
  • «сколько лет существует театр?» — Яндекс Кью

Театроведение. История зарождения театра

Это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали свои таланты. Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. И хотя официально: «В России первый балаган был связан с именем Петра I», народные представления на Руси известны издавна. Из театральных атрибутов скоморохи использовали кукол, маски, раёк, первые музыкальные инструменты — гусли, дудки, и т.

Однако балаганы ещё долгое время продолжали существовать как места для ярмарочных представлений, да и сами эти шутейные представления на ярмарках, городских и рыночных площадях получили название балаганов. Сюжеты и шутки балаганных выступлений были грубыми, в основном с «физиологическим уклоном» — это были представления для народа, и темы выбирались понятные для самых низких слоёв общества. Поэтому само слово «балаган» со временем приобрело презрительный оттенок и стало значить шумное сборище многих людей с дурным вкусом. Однако не учитывать значение балаганных выступлений в развитии театрального искусства на Руси невозможно. Это пренебрежительное отношение к балагану установилось в XIX веке, когда и народные гуляния, занимающие весьма заметное место в жизни городского населения России, тем не менее не становились предметом глубокого профессионального исследования.

Позже, с начала XX в. Балаган серьёзно изучался и театральными практиками Всеволод Мейерхольд , Александр Блок и др. Принципиальное отношение к балагану, как и ко всему народному театру, было коренным образом пересмотрено [1]. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева , человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Артамон Сергеевич взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы [2] , что тот и исполнил с прилежным старанием.

Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов — 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты в различных московских заведениях, но и сочинил пьесу на библейский сюжет о Есфири , спасшей еврейский народ от бесчинств Амана. Пьеса, получившая название « Артаксерксово действо », была написана на родном языке автора — немецком , однако решено было дать спектакль на русском языке. Для этого собрали всех «толмачей» из Посольского приказа, а текст пьесы разделили на несколько неравнозначных частей и отдали разным переводчикам. Когда всё произведение было переведено, оказалось, что целостности в тексте нет. Начало «Эсфири» было выписано очень тщательно, причём, силлабическим размером стиха , а в середине текста пьеса вдруг сваливалась на прозу.

Возможно, далеко не все переводчики в совершенстве владели немецким языком, а потому текст передавали слишком приблизительно. Но не исключено, что отдельные переводчики перекладывали пьесу так, чтобы максимально приблизить немецкий текст к российским реалиям. Как бы там ни было, сам автор не очень-то настаивал на том, чтобы всё было переведено досконально. В конце концов, какая разница, если пьесу «заказал» сам царь. У него был свой прицел: царю очень хотелось улучшить отношения с Персией , а именно об этой стране шла речь в пьесе [3].

Сначала представление предполагалось в личном доме одного из царских вельмож, однако дело потребовало серьезного подхода, и вскоре в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском было построено настоящее театральное помещение. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и её придворные дамы. Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи.

Театр называли в то время «позорищем» дословно — зрелищем. В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесён в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Труппа актеров тоже пополнилась" [4]. Как рассказывает дальше в своей статье Юрий Москаленко [3] , «до нас дошли сведения даже о гонораре Иоганна Грегори.

А кроме того, царь пожелал посмотреть в глаза актерам, и все они предстали перед очи государя…», а сам «драматург» взялся за написание нового драматургического произведения: Уже в следующем, 1673 году , окрыленный Грегори поставил второй спектакль. Он назывался «Комедия из книги Иудифь» или «Олоферново действо», где был уже другой, но все ещё библейский сюжет о еврейской женщине Юдифи, которая пробралась во вражеский стан и отрубила голову ассирийскому военачальнику Олоферну. Справедливости ради следует сказать, что он её потерял ещё до того, как холодное лезвие коснулось кожи. Вот какими словами пытается соблазнить красавицу суровый полководец: «Не зрише ли, прекрасная богиня, яко сила красоты твоея мя уже отчасти преодолевает? Смотрю на тя, но уже и видети не могу.

Хощу же говорити, но языком больши прорещи не могу. Хощу, хощу, но не могу же, не тако от вина, яко от силы красоты твоея низпадаю! Руководство придворным театром перешло к его помощнику Юрию Гивнеру , который за короткий период осуществил несколько постановок, в том числе спектакль на историческую тему «Темир-Аксаково действо». В конце 1675 года Гивнера сменил бывший преподаватель Киево-Братской коллегии Степан Чижинский, но его постановки уже не сопровождались прежним успехом. Окончательно театр закрылся со смертью царя Алексея Михайловича, случившейся 29 января 1676 года.

Крепостные театры П. Шереметев Явившись на первых порах забавой двора, крепостной театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее Михайловиче боярин Матвеев устроил в своем доме театр вроде царского. Его примеру последовали боярин Милославский , получивший вследствие этого прозвание «потешного», кн. Одоевский и любимец царевны Софьи кн.

Даже одна из приближенных боярынь царевны Софьи, Т. Арсеньева, устраивала у себя в доме театральные зрелища, на которых актёрами являлись её барские люди и барские барыни. В Петербурге уже во времена Елизаветы существовали театры в доме гр. Ягужинского и гр. Петра Шереметева.

Этот обычай богатых вельмож заводить у себя постоянные домашние театры сохранялся очень долго. Домашние театры при дворе и у знатных бояр способствовали появлению на сцене женщин уже в теремах царевны Софии. К выдающимся русским крепостным актрисам надо отнести и блиставшую в театре графов Шереметевых Прасковью Жемчугову-Ковалеву , бывшую крепостную актрису, ставшую графиней Шереметевой. Репертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Пьера Монсиньи, Андре Гретри , Никколо Пиччини , Джованни Паизиелло , Моцарта , а также литературные драмы французских классицистов Жан-Жак Руссо , Дени Дидро. Однако уже появлялись и русские авторы.

Козловского , сочиненной на основе сюжета отечественной истории. Гастрольные иностранные антрепризы Иноземные гастролеры, приезжая в Россию, несли с собой не только профессиональное мастерство — они становились источниками развития духовной мысли, социального и творческого развития. В России актёрские труппы, как и актёры и музыканты-одиночки, часто обретали вторую родину, нуждающуюся в их творчестве. Итальянские, немецкие и французские труппы широко были распространены в XVII веке. Петр I уже сам приглашал «иноземщину», понимая значение просвещенных и культурных европейцев для развития России.

Театральное дело при высочайшем дворе, заглохшее с кончиной Алексея Михайловича, было возобновлено Петром I. Прежде всего он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских хором на Красную площадь в то время доступ туда был открыт , где воздвигнута была особая «комедийная храмина». Пётр желал сделать театр выразителем своих побед, но его немецкие комедианты оказались для этого дела непригодными. Директор Петровского театра Яган Куншт или, по другим написаниям — Иоганн Кунст затруднился выполнить заказанную Петром по случаю победы его «триумфальную» комедию, и Пётр должен был обратиться к Заиконоспасской академии, где процветала занесённая из Киева духовная драма и мистерия.

Сплавский привез в Москву девять комедиантов под управлением Куншта» [6]. Иоганн Кунст стал первым антрепренёром русского театра. Иоганн Кунст прибыл в Москву с труппой из девяти человек, приглашенный устроить в Москве театральные представления. По контракту он обязывался «царскому величеству всеми вымыслами потехами угодить и к тому всегда доброму, готовому и должному быти»; за все это Кунст должен был получать по 5000 ефимков в год и из этой суммы сам обязан был удовлетворять своих служащих. Немедленно по прибытии Кунста начата была да Красной площади постройкой «театральная храмина», «а в ней театрум, и хоры, и лавки, и двери, и окна»; «внутри её потолок подбить и кровля покрыта, а снаружи обита тесом».

По словам Берхгольца, он требовал от актёров пьес, которые имели бы не более трёх действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были бы не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке и потому хотел иметь комедиантов преимущественно из Польши , а не из Германии. В эпоху Петра театральное дело развивалось также и в провинции.

Полyчается -- "начальник смехотвоpства" или даже "мастеp смехотвоpства". Слабостью этого объяснения является то, что слово "скоммаpхос" не встpечается ни в памятниках, ни в словаpях. Интеpесный пyть для pазpешения задачи пpедпpинял И. Он попpобовал выделить теpмины, обозначавшие людей, по обpазy действий близких скомоpохам, и остановился на итальянском слове "скаpамyчча" и фpанцyзском "скаpамyш" -- шyт, насмешник. В то же вpемя он отметил, что и в немецком и в дpyгих языках есть слова с коpнем "скаp" в значении -- шyтка. В самом конце XIX в. По его мнению, "скомоpох" есть искаженное "скоpомох", от скоpа шкypа , pавно мех, т. В частности, так, по его мнению, обpазовался глагол "скомоpити", т. Исследователи скомоpошества в советское вpемя не занимались объяснением этого слова, оставив этy задачy на долю филологов, но и филологи не пpоявили к ней особого интеpеса. Одна из последних попыток пpинадлежит В. Как и И. Сpезневский, он обpатился к фpанцyзскомy словy "скаpамyш", заимствованномy от итальянского "скаpамyчча", но пошел дальше. Итальянское слово он возводит к "скамаpа" из языка лангабаpдов, "сидевших" выpажение В.

Примерно к 9 в. К этому времени относится возникновение литургической драмы. Интересно, что на этом этапе театр как бы вернулся к своим истокам архаические театральные действа, несомненно, представляли собой мистерии , но на новом уровне уже не языческой, а христианской идеологии. И вновь, как на первоначальном этапе существования театра, возникает осознание необходимой профессионализации: только профессионалы могут гарантировать высокое и стабильное качество своей работы. Однако профессиональное возрождение европейского театра началось не через актера он еще в течение долгого времени оставался социальным изгоем , а через т. Вопросы финансирования постановки мистерии решались просто: каждый из евангельских эпизодов отдавался на художественное оформление одному из городских цехов ремесленников. Фактически сегодняшние спонсоры показа телевизионных передач или художественных фильмов действуют по той же средневековой схеме: предоставляя свою продукцию для участия в мистерии, ремесленный цех получал возможность отрекламировать свое производство и своих мастеров, а также продемонстрировать благосостояние своего цеха. Собственно, здесь зарождались основы технологий паблик рилейшнз , управляющие формированием профессиональной репутации. Пекари заваливали своими изделиями стол в эпизоде Тайной Вечери; ювелиры предоставляли драгоценности для подарков волхвов Божественному Младенцу; ангелы, изгоняющие из рая Адама и Еву, демонстрировали предоставленное оружейниками снаряжение и т. Большинство ролей в мистериях исполнялись также мирянами-ремесленниками — кстати, так закладывались основы самодеятельного театра. Стремление каждого ремесленного цеха перещеголять остальных и поразить воображение публики привело к образованию и становлению новых профессий. Например, прообразом сегодняшних каскадеров были «conducteurs des secrets» «руководители секретов» , продумывающие разнообразные сценические чудеса и трюки, от «вознесения на небеса» до пиротехнических эффектов ада. Или художники по костюмам, ведь необходимо было сшить не просто богатое платье, но адаптировать его для сценического действа. В мистериях принимали участие сотни исполнителей, для координации их действий назначался «conducteur du jeu» — «руководитель игры», сегодня трансформировавшийся в художественного руководителя или главного режиссера театра. Поскольку подготовительный этап к показу мистерии занимал несколько месяцев, стала очевидной необходимость выделения для этой цели специальных людей: цеховые ремесленники не могли бросить на такой срок свою работу. Так вновь возникли профессиональные театральные коллективы, называвшиеся «Братствами» и объединяющие специалистов самых разных театральных профессий — от актеров до технических работников и организаторов всех аспектов зрелища. Именно Братства и странствующие комедианты стали предтечей двух мощных линий развития театра Возрождения , взаимопроникающих и воздействующих друг на друга. Театр эпохи Возрождения. При всем разнообразии вариантов исторического и географического развития театра Ренессанса, существует ряд общих тенденций, характерных для этой эпохи и определивших общие установки театрального искусства вплоть до середины 19 в. Именно в эпоху Возрождения произошло большинство революционных преобразований в театральном деле; позже, вплоть до новейшего времени, история театра шла уже по поступательной линии — дальнейшего совершенствования, но не принципиальной перестройки. Кардинальные изменения в сфере искусства этого периода были связаны с трансформацией общей идеологической доктрины: от аскезы и фанатизма Средневековья к гармонии, свободе и гармоничному развитию личности Ренессанса. Уже сам термин франц. Театр, бывший около тысячи лет под фактическим запретом, пережил в эпоху Возрождения особо яркий всплеск своего развития. Изменения шли во всех аспектах театральной жизни: появлялись новые жанры, формы, театральные профессии. Это связано не только с изменением общественного климата, но и с одним из его важнейших следствий — развитием науки и техники театр, как уже было сказано, гибко интегрирует в своем арсенале все, что может ему пригодиться. Самым главным фактором, повлиявшим на развитие театра того времени, стало вновь начавшееся строительство театральных зданий. И не просто строительство по античным образцам: был придуман и реализован принципиально новый тип театрального здания — ранговый или ярусный по этому принципу строится большинство театров до нынешнего времени. Это дало театральному искусству новые возможности в том числе акустические , и как результат, привело к становлению и бурному развитию новой театральной формы — классической оперы. Специализация театральных зданий «под музыкальные спектакли» обусловило и новые принципы развития балета. Поскольку новая концепция театрального строительства трактовала сцену и зрительный зал как единое целое С. Серлио, Об архитектуре, 1545 , получили толчок к развитию и новые принципы театрально-декорационного искусства — например, создание живописных декораций с перспективой. Сценический жанр оперы, делающий основной акцент на зрелищности действия, обусловил необходимость частой и мобильной перемены декораций: были разработаны принципы кулисного оборудования, портал сцены , занавес, трансформируется планшет сцены, бурно развивается сценическая машинерия тогда было положено начало поисков гораздо более позднего изобретения 19 в. Появление крытых театральных зданий по-новому поставило перед театром технические и художественные проблемы освещения сцены — играть только при дневном свете было уже нельзя. Новые технические тенденции требуют своего практического воплощения, углубляется специализация и растет разнообразие новых театральных профессий: машинисты сцены, декораторы, акустики, художники-оформители, осветители и художники по свету и т. Произошли кардинальные изменения и в организации театральных зрелищ: в эпоху Возрождения перед театром впервые в истории остро встала проблема конкурентной борьбы за зрителя. Когда в античном полисе существует одно грандиозное театральное здание, у зрителя нет выбора, куда идти смотреть спектакль. Если в средневековом городе играется мистерия, то альтернативы этому зрелищу опять же нет. О зачатках конкуренции можно говорить разве что применительно к странствующим комедиантам, однако в этом случае существовал скорее коммерческий риск: при оплате «по факту» т. Но здесь не было однозначной увязки с показами предыдущих трупп: дескать, одно представление понравилось — актерам заплатили, другое не понравилось — не заплатили. Мотивации зрителей в данном случае гораздо более многофакторны. Но когда в городе одновременно существует несколько театральных зданий, в том числе оперное, а на площади в то же время показывает свое представление труппа странствующих комедиантов, у потенциальных зрителей возникает реальная альтернатива выбора, они, что называется, «голосуют ногами». Эта конкуренция во многом обусловила разнообразие жанров и видов театрального искусства в эпоху Ренессанса, стремящегося удовлетворить запросы разных категорий зрителей. Так, в Италии наибольшим успехом пользовалось молодое оперное искусство и площадной импровизационный театр масок комедия дель арте. В Англии один за другим открывались публичные общедоступные драматические театры «Глобус», «Куртина», «Роза», «Лебедь», «Фортуна» и др. В Испании продолжают пользоваться огромным успехом представления религиозного театра — auto sacramental здесь после победы Реконкисты и установившегося владычества католической церкви, монополию на театральные представления получили церковные братства , однако в публичных театрах, корралях , широко шли спектакли и народно-демократического направления. В Германии активно развивались искусства мейстерзингеров — фастнахтшпили масленичные представления и фарсы. При этом в Европе отчетливо ощущались признаки географической интеграции и взаимовлияния театрального искусства разных стран: растущая конкурентная борьба за зрителя обусловила широкую «гастрольную» практику мобильных актерских трупп преимущественно итальянских и английских. В определенном смысле театр в эпоху Возрождения достиг пика своего развития, освоив практически все возможные жанры, виды и направления. Тогда же сформировались и два основных типа организации театров. Если пользоваться современной терминологией, то их можно определить как репертуарный театр когда более или менее стабильная актерская труппа ставит спектакли по произведениям разных драматургов и антреприза когда под определенный театральный проект специально собираются различные специалисты — эта традиция идет от постановок мистерий. Далее, практически до конца 19 в. А конец 19 в. Поначалу кинематограф, а позднее и телевидение, были признаны не просто конкурентами театра, но даже его «могильщиками». От новых открывающихся перспектив захватывало дух: лучшие образцы зрелищного искусства могут быть растиражированы, они становятся доступными каждому. Более того, фильмы можно пересматривать сколько угодно раз, их качество остается неизменным. В этом эйфорическом отношении к новому искусству как-то забылась главная особенность театра — активное взаимодействие со зрительным залом, эта особенность стала казаться несущественной. Однако театр не сдался, именно конец 19 — начало 20 вв. И видимо, не случайно в это время появилась новая театральная профессия, ставшая сегодня в театре основной, — профессия режиссера. Если театр всех прошлых веков с полным основанием можно назвать актерским театром, то с началом 20 в. Возникает принципиально новая концепция театрального искусства: простая «техническая» организация театрального зрелища в рамках любой из театральных традиций отнюдь не исчерпывает возможностей эмоционального воздействия на зрителей. Недостаточно профессионального исполнения каждого отдельного компонента спектакля актерские работы, сценическое оформление, шумовые или световые эффекты и т. Тогда эмоциональное воздействие возрастает в разы, не сводясь к простой сумме впечатлений от каждого компонента, но умножая и обогащая общее восприятие. В противном же случае спектакль может «распасться» на составные части, возможно, достойные сами по себе, но противоречащие друг другу. В теорию и практику театра вошли новые базовые понятия: общая концепция спектакля, сверхзадача, сквозное действие, актерский ансамбль, режиссерское решение и т. Новая концепция театра оказалась не просто жизнеспособной, но чрезвычайно плодотворной применительно ко всем эстетическим направлениям.

Go", которая позволяет зрителям приобретать билеты на спектакли со скидкой. В столице проходит мероприятие под названием "Ночь театров", в рамках которого предлагаются открытые представления, мастер-классы и экскурсии за кулисы. Выступление артистов во время открытия акции "Ночь театров" в "Геликон-опере". Каждый год 21 марта отмечается Международный день кукольника , а День театрального кассира приходится на первый понедельник марта. Две древнегреческие музы, Мельпомена и Талия, считаются покровительницами театра. Мельпомена является музой трагедии, а Талия — музой комедии. Немногие знают, что в давние времена в театрах использовались веера, выполняющие роль суфлёров. Актрисы могли заглянуть в них, чтобы вспомнить сложные фразы. Служители театра также раздавали зрителям веера, на которых были нанесены программы и отрывки из пьес. Слово "театр" происходит от древнегреческого theatron, что переводится как "место для зрелищ". В штате Виргиния США действует Театр бартера, где зрители могут приобрести билеты не за деньги, а за продукты питания.

Что такое детский театр? Когда появился первый театр для детей? Первые детские спектакли?

Этот праздник был учреждён Конгрессом Международного института театра в 1961 году. Первый общедоступный театр в Иркутске был открыт еще в 1803 году купцом Солдатовым, а спустя полвека, в 1851-м, для него было построено специальное здание. Первым руководителем университетского театра стал Михаил Матвеевич Херасков, впоследствии известный литератор, представитель «русского классицизма». отмечать событие предложили 60 лет назад, и это стало доброй традицией.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий